Парные звонкие согласные в слове коллекция. Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные ()

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд

Таз . Слышим звук С - пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.

Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными ()

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка - юбочка, дудка - дудочка, блузка - блузочка, холод - холодный, выставка - выставить, глазки - глаза, снежки - снежный, грязь - грязный, коровка - коровушка, кружка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.

Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.

Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег .

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк .

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Kuznetzova.siteedit.ru ().
  2. School.xvatit.com ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Например:

  • изре д ка [и з р’ и т к а];
  • сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
  • Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад» , (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

    Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

    Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

    • про с ьба [п р о з’ б а];
    • во к зал [в а г з а л].
    • Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в .

      Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

      Примеры слов с парными согласными в конце слова

      • зуб - зубы;
      • мор­ковь - вкус мор­ко­ви;
      • мно­го коров - коро­ва;
      • ноч­лег - нет ноч­ле­га;
      • друг - у дру­га;
      • моно­лог - запись моно­ло­га;
      • тет­радь - тет­ра­ди;
      • жёлудь - желу­дё­вый;
      • пло­щадь - на пло­ща­ди;
      • холод - холо­ди­на;
      • сват - сва­ты, сва­тья;
      • образ - обра­за;
      • сказ - ска­зи­тель;
      • измо­розь - моро­зить;
      • измо­рось - моро­сит.


      russkiiyazyk.ru

      Правописание парных согласных на конце слова. 2-й класс

      Цель: развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки), умения подбирать проверочное слово и пользоваться им.

      1. Организационный момент

      Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

      2. Мобилизующий этап

      На доске записаны слова:

      У. Прочитайте написанные слова в цепочке слов. Обратите внимание на третью цепочку.

      Сформулируйте задание к упражнению.

      Д. Из каждой цепочки надо выделить по одному слову и записать их в третью строку.

      У. По скольким и каким именно признакам можно выделить эти слова?

      Д. Эти слова можно выделить по двум признакам: грамматическому и орфографическому.

      У. Какое слово можно выделить из первой цепочки?

      Д. Из первой цепочки можно выделить слово лёд. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – льды. А слова бежит и летит – это глаголы с проверяемой безударной гласной. Проверочные слова бег , полёт .

      Из второй цепочки можно выделить слово гриб . Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – грибы . А слова лесной и травяной – прилагательные с безударной гласной. Проверочные слова лес, травы .

      У. Напишите выделенные слова, обозначьте в них орфограмму.

      3. Формулирование учащимися темы и цели урока

      У. Учитывая общий орфографический признак слов, которые вы записали, сформулируйте тему урока.

      Д. В этих словах есть парные согласные. Они находятся в конце слова. Тема урока: “Правописание парных согласных в конце слова”.

      У. Учитывая пройденную тему, определите цель урока.

      Д. Повторить правило о правописании парных согласных на конце слова; учиться правильно писать слова с этой орфограммой, подбирая проверочные слова.

      Запись на доске:

      Белые бараны били в барабаны.

      У. Прочитайте вслух написанное предложение. Что это?

      Д. Это скороговорка.

      У. Что такое скороговорка?

      Д. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

      У. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

      Д. Сегодня мы будем писать буквы б-п . Б — так как эта буква присутствует в четырёх словах скороговорки. П — так как она составляет пару б по звонкости – глухости.

      У. Запишите эти буквы.

      У. Назовите все парные согласные.

      Д. Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

      У. Напишите цепочку парных согласных по памяти.

      5. Словарно-орфографическая работа

      У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово.

      Д. Это слово завод.

      У. Какое значение имеет это слово в предложении:

      Тракторный завод выпустил новый вид тракторов.

      Д. В этом предложении завод – это крупное промышленное предприятие.

      У. Правильно. Какое значение имеет слово завод в следующих предложениях?

      Эти часы с недельным заводом. Саше купили игрушку с заводом.

      Д. В первом предложении слово завод обозначает срок действия заведённого механизма, а во втором – приспособление в механизме, служащее для приведения его в действие.

      У. Слово завод образовалось от глагола “заводить”. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят.

      У. Найдите слово завод в словаре, напишите его.

      У. Какие орфограммы есть в этом слове.

      Д. Слово завод состоит из двух слогов, второй слог ударный. Первая орфограмма: безударная гласная а в первом слоге; вторая орфограмма – парная по звонкости- глухости д в конце слова.

      У. Подберите проверочное слово.

      Д. Завод – заводы.

      У. На доске записана пословица и фразеологический оборот. Прочитайте их.

      На нашем заводе брак не в моде.

      У. Разграничьте пословицы и фразеологический оборот. Объясните их смысл.

      У. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаёте, руки опускаете вниз.

      Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

      7. Повторение изученного материала

      На доске написаны слова:

      Т.етрадь, з.вод, м.дведь, гор.д, м.роз, к.р.ндаш.

      У. Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

      Д. В словах тетрадь и медведь е и ь .

      В словах город и мороз пишется непроверяемая гласная о .

      В словах завод и карандаш надо написать непроверяемую безударную гласную а .

      Д. Это словарные слова. Все слова – имена существительные. Все слова оканчиваются на парный согласный.

      У. Какие различия вы видите в данных словах?

      Д. Существительные: тетрадь, завод, мороз, карандаш отвечают на вопрос что?, а существительное медведь – на вопрос кто?.

      В словах: тетрадь, мороз, медведь, город, завод – по два слога, а в слове карандаш – три.

      Слова тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.

      У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце?

      Д. Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

      У. Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке.

      Д. Города, заводы, карандаши, медведи, морозы, тетради.

      У. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

        сне.опад, сне., сне.овик;
      • тру., тру.имся, тру.олюбивый;
      • ду.очки, ду.овый, ду..
      • снегопад, снеговик, снег;
      • трудимся, трудолюбивый, труд;.
      • дубочки, дубовый, дуб.
      • У. Из слов находящихся под одной цифрой, составьте новые слово, используя для этого их первые слоги.

          собака, седло;
        • хорошо, лодка;
        • писала, рог.
        • Д. Сосед, холод, пирог.

          У. Что объединяет написание слов между собой?

          Д. Это словарные слова.

          Все слова имена существительные.

          Все слова оканчиваются на парный звонкий согласный.

          У. Как надо проверить правильное написание парного согласного на конце слова?

          Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

          У. Подберите проверочные слова к данным словам.

          Д. Сосед – соседи, холод – холода, пирог – пироги.

          У. Найдите в нашем словарике ещё слова на эту орфограмму. Запишите слова в тетрадь и подберите к ним проверочные слова.

          Д. Город — города, класс — классы, сапог — сапоги, друг — други, народ — народы, ягод — ягода.

          Детям раздаются бланки с напечатанным заданием, ученики исправляют ошибки. После выполнения, бланки сдаются учителю.

          Зема. Морос льдом укрыл прут. первый снех укутал в белые шубы поле и лез.

          Пушыстый заяц дражит от холода под кустом.

          У. На какие орфограммы были допущены ошибки.

          Д. Проверяемая безударная гласная: зима-зимушка, дрожит — дрож.

          Правописание сочетания ЖИ-ШИ: пушистый.

          Правописание заглавной буквы в начале предложения: Первый.

          Правописание парных согласных на конце слова: мороз – морозы, пруд – пруды, снег – снега, лес – леса.

          У. Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока. Удалось ли нам её реализовать?

          Д. … (учащиеся высказывают свои соображения)

          У. Так какой же мы сделаем вывод о том, как правильно написать слово с парной согласной на конце?

          Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

          У. Подтвердите его примерами слов, которые не звучали на уроке.

          9. Оценивание деятельности учеников на уроке

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Правописание слов с парными согласными в корне. 2-й класс

          Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова . – 4-е изд. – М: Просвещение, 2007; Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

        • создать условия для выяснения, в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне слова, вывода правила проверки парных согласных в корне слова и применения этого правила на практике;
        • создать условия для развития аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
        • создать комфортные условия для восприятия нового материала и повторения пройденного через соблюдение гигиенических правил и норм.
        • Тип урока: урок-исследование.

          Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

          Структура (план) урока:

        • Речевая ситуация. Включение в урок. Актуализация знаний.
        • Исследование слов с парным согласным в корне.
        • Самостоятельный анализ слов с парным согласным в корне.
        • Рефлексия.
        • Продолжение исследования слов с парным согласным в корне.
        • Физкультминутка № 1.
        • Нахождение способа проверки написания слов с парным согласным в корне слова
        • Закрепления правила проверки слов с парным согласным в корне.
        • Физкультминутка № 2.
        • Выводы. Комментирование домашнего задания.
        • Творческая работа.
        • Итог урока.
        • 1. Речевая ситуация. Включение в урок. Актуализация знаний.

          На слайде исследуемая проблема и подтема урока.

          – Сегодня мы на уроке проведём исследование по проблеме “Правописание согласных в корне слова”. Но для изучения возьмём определённые слова на тему “Во саду ли, в огороде…”. Что это за слова вы сейчас узнаете. Ответьте на вопрос:
          – Что растёт в саду?
          – Фрукты.
          – А на огороде?
          – Овощи.
          – Правильно. А теперь вспомним парные согласные.
          – Б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т.

          2. Исследование слов с парным согласным в корне.

          – Давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова. Прочитайте на слайде слова и выберите те, где написание парных согласных отличается от произношения.

          Появляются слова на слайде:

          Груша, Плод, Арбуз, Дыня, Ягодка

          (Дети называют слова “плод, арбуз, ягодка” и объясняют, что в слове арбуз пишется “з”, а слышится звук [с]. Таким образом, учащиеся анализируют каждое слово. Кроме этого дети выдвигают гипотезу (предполагают), что изучаемые согласные могут стоять в конце слова или перед глухими согласными в середине слова.)

          – Ребята, мы определили нужные нам слова, работая вместе, а теперь вы сделаете это самостоятельно.

          3. Самостоятельный анализ слов с парным согласным в корне.

          На слайде появляются варианты работ:

          В-1. Абрикос, Лимон, Гранат, Виноград, Яблоко, Малина
          В-2. Репка, Огурец, Морковь, Баклажан, Редтска, Свёкла

          – Дети, где могут расти плоды, предложенные первому варианту?
          – В саду.
          – А второму?
          – В огороде.
          – Задание: выпишите в столбик слова своего варианта, в которых необходимо проверить написание парных согласных в корне слова.

          Учащиеся первого варианта записывают слова “абрикос, гранат, виноград”, а второго – “репка, морковка, редиска”.

          Проверка с помощью сигнальных карточек (зелёная карточка – правильно, красная – неправильно). Если проверяющий ученик ошибается, то слово анализируется подробно.

          5. Продолжение исследования слов с парным согласным в корне.

          – Дети, а что ещё интересного вы заметили с точки зрения букв парных согласных звуков, где они располагаются?
          – Во всех выбранных словах 1-го варианта буквы, обозначающие парные согласные стоят в конце слова. А во 2-м варианте – в середине слова пред глухим звуком [к].
          – Ребята, вы правильно подметили эту особенность. Несмотря на разное расположение парных согласных, буква парных согласных находятся в конце корня слова. Давайте выделим корень и подчеркнём букву парного согласного звука.

          7. Нахождение способа проверки написания слов с парным согласным в корне слова.

          – А теперь, юные исследователи, мы должны найти способ проверки написания слов с парными согласными в корне слова. Подумайте, как нам изменить эти слова, чтоб произношение и написание совпадали.
          – Абрикос – абрикосы, гранат – гранаты, виноград – нет винограда.
          – Репка – репа (репочка), морковка – морковочка, редиска – редисочка.
          – Дети, а можно и так: виноград – виноградный, морковка – морковный. Давайте запишем к нашим словам эти проверочные.

          В-1.
          абрикос – абрикосы
          гранат – гранаты
          виноград – виноградный

          В-2.
          репка – репа
          морковка – морковный
          редиска – редисочка

          – Дети, давайте посмотрим, какие буквы стоят перед буквами парных согласных звуков.
          – Это буквы гласных и буква “н” в словах виноградный, морковный.
          – Ребята, какой вывод мы сделаем?

          Дети с помощью учителя делают вывод: “Для проверки написания слов с парным согласным звуком в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук или звук [н]”

          Появляется слайд с правилом.

          – Ребята, скажите, пожалуйста, а что необходимо сделать перед тем, как кушать вкусные сочные фрукты и овощи?
          – Их надо вымыть!
          – Правильно. И мы это знаем из уроков по ОБЖ. Если не мыть фрукты, то можно заболеть, оказаться в больнице. Это очень неприятно. Я желаю вам не болеть и всегда мыть фрукты и овощи перед едой!

          Появляется слайд “Мой фрукты и овощи!”

          8. Закрепление правила проверки слов с парными согласными в корне.

          – Ребята, сейчас мы выполним задание наоборот. Задание: надо изменить данные на слайде слова так, чтобы парный согласный в слове нужно было проверять. Это вы сделаете самостоятельно.

          Гряда – (Грядка)
          Садик – (Сад)
          Ягода – (Ягодка)
          Сторожить – (Сторож)

          Рефлексия: проверка задания с помощью сигнальных карточек (зелёная – согласен, красная не согласен).

          Физкультминутка на расслабление мышц глаз.

          – Молодцы! Продолжим закреплять наше правило. А теперь вы будете отгадывать загадки, где отгадками являются слова на тему нашего урока “Во саду ли, в огороде…”:

          1) Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. Арбуз.
          2) В золотой клубочек спрятался дубочек. Жёлудь.
          3) Я под шапкою цветной На ноге стою одной, У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. Гриб.
          4) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. Ёж.
          5) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт, И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь.

          На слайдах появляются картинки с отгадками.

          – Задание: напишите отгадки, запишите к ним проверочные слова (два ученика на закрытой доске)

          Рефлексия. Дети проверяют свои работы по записи на доске, предварительно проверенной учителем. В проверенных словах подчёркивают буквы, обозначающие парные согласные звуки.

          – Дети, что объединяет слова-отгадки?
          – У них буквы парных согласных звуков стоят в конце слова.
          – А какой частью речи являются слова-отгадки?
          – Это существительные.
          – Ребята, давайте проверим, действует ли наше правило для других частей речи.

          На слайде слова:

          Сла_кий, Лё_кий, У_кий, Гла_кий, Ре_кий

          – Прочитайте. Какой частью речи являются эти слова?
          – Это прилагательные.
          – Где стоят в этих словах буквы парных согласных звуков?
          – В середине слова, перед глухими согласными, как мы и предполагали в начале урока.
          – Давайте подберём к ним слова, следуя нашему правилу.

          Сладок – Сладкий
          Лёгок – Лёгкий
          Узок – Узкий
          Гладок – Гладкий
          Редок – Редкий

          9. Выводы. Комментирование домашнего задания.

          – Итак, ребята мы убедились, что наше правило действует и для существительных, и для прилагательных. Теперь мы смело будем пользоваться этим правилом для проверки слов с парными согласными в корне.
          – Дети, а подтвердилось ли наше предположение о том, что парные согласные встречаются в конце слова или перед глухой согласной?
          – Да, подтвердилось!
          – Дома вы запишите 5 слов с парными согласными в конце слова и перед глухими согласными, а также подберёте к ним проверочные слова. Посмотрите на образец на слайде.

          10. Выполнение творческой работы

          – Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить рассказ, записанный на слайде, словами из темы нашего урока “Во саду ли, в огороде…”. Но только теми, в которых парный согласный требует проверки , и написать их правильно, используя наше правило. Совет. Дети, сначала прочитайте весь рассказ, чтобы вы точно поняли, о чём идёт речь.

          В-1.
          У нас на даче есть фруктовый ______ . Осенью в нём созревают ______ плоды. Наливается соком спелый ________ . На газонах зеленеет ________ .

          В-2.
          У бабушки в деревне большой ______ . Там на _______ растут _____ и ____. На бахче созрел огромный полосатый _______ .

          (Для детей с низким уровнем развития раздаются карточки с опорными словами по вариантам: 1) сад, огород, сладкие, сочные, арбуз, помидор, трава, травка; 2) сад, огород, грядках, газонах, помидоры, огурцы, репка, редиска, морковка, арбуз, баклажан.)

          Рефлексия. Учащиеся вслух зачитывают рассказы. Одноклассники оценивают выбор слов по теме “Во саду ли, в огороде…” с помощью сигнальных карточек. Задают вопросы по способу проверки.

          12. Подведение итогов урока.

          – Дети, что вам понравилось на уроке?
          – Какой способ проверки слов с парными согласными в корне слова, благодаря нашему исследованию мы узнали?

          “Для проверки написания слов с парным согласным звуком в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук или звук [н]”

          – Спасибо за урок!

          Список использованной литературы:

    1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
    2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
    3. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания /О.Н. Крылова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010.
    4. Русский язык. Математика. 2 класс: итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е.В.Волкова, Т.В. Типаева . – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
    5. Тематическое планирование уроков по новому базисному плану:2 класс/Авт.-сост. Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, А.В. Кочергина . – М.: ВАКО, 2010.
    6. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык 2 класс. В 2ч.” /Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2010.
    7. Приложения к уроку: мультимедийная презентация , выполненная в Power Point.

      Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

      Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

    8. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
    9. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
    10. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

    1. Организационный момент.

    Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

    2. Актуализация знаний.

    1) Беседа по пройденному материалу.

    Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

    Дети: На гласные и согласные.

    Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

    (Дети отвечают полными ответами.)

    Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

    Учитель: А согласный звук?

    Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

    Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

    Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

    Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

    Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

    Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

    Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

    Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

    Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

    Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

    Дети: По признаку звонкости и глухости.

    Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

    Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

    Учитель: Почему неравное количество пар?

    Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

    3. Самоопределение к деятельности.

    Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

    Дети: Парные согласные на конце слова.

    Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

    (Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

    Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

    Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

    Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

    (Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

    На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

    Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

    (Двое учащихся выходят к доске.)

    Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

    (Дети расставляют слова в 2 столбика.)

    Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

    Дети: Парный согласный Г на конце слова.

    Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

    Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

    Учитель: Назовите проверочное слово.

    Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

    (Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

    Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

    (Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

    Учитель: Какие слова мы называем словарными?

    Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

    Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

    Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой.

    (На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

    Учитель: Почему медведя так назвали?

    Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

    (Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

    Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

    Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

    Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

    Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

    Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

    (Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

    Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

    (Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

    Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

    Дети: Парный согласный д на конце слова.

    Учитель: Почему оно является проверочным?

    Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

    Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

    5. Физкультурная минутка.

    Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

    Мишка шёл, шёл, шёл,
    Белый гриб нашёл.
    Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
    Положил их в кузовок.
    Мишка утомился,
    На место опустился.

    6. Закрепление пройденного материала.

    Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

    Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

    7. Физкультурная минутка.

    Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

    Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
    На уроках не болтай, как заморский попугай.
    Учитель скажет – надо встать.
    Учитель сесть позволит – сядь.
    Спросить захочешь – не шуми,
    А только руку подними.

    8. Продолжение закрепления пройденного материала.

    На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

    Утеря травматического оружия наказание 2018 Утеря травматического оружия наказание 2018 В текущем году на территории обслуживания ОМВД России по ЗАТО Мирный Архангельской области утрачено 5 единиц гражданского оружия. Основная причина утрат - нарушение правил хранения и ношения оружия. За допущенные владельцами […]

  • Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова. Правило и примеры Написание букв «е» (ё) или «о» после шипя­щих в корне слов выбе­рем, вос­поль­зо­вав­шись соот­вет­ству­ю­щим пра­ви­лом рус­ской орфо­гра­фии. Посмотрим, как рабо­та­ет это орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло. В […]
  • как общее правило As a general rule, the gold content ranges from 85 to 95%. Русско-английский научно-технический словарь переводчика. Михаил Циммерман, Клавдия Веденеева. 2003 . Смотреть что такое "как общее правило" в других словарях: ПРАВИЛО - ПРАВИЛО, а, ср. 1. […]
  • пусковой коллектор Англо-русский словарь технических терминов. 2005 . Смотреть что такое "пусковой коллектор" в других словарях: Электродвигатель постоянного тока - Рис. 1 Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с […]
  • Начислен налог на имущество - бухгалтерские проводки Отправить на почту Начислен налог на имущество - проводка в бухучете по этой операции может быть разной в зависимости от того, как расцениваются такие расходы по принятой налогоплательщиком учетной политике. Рассмотрим […]
  • Росгосстрах выплаты по ОСАГО Следующая статья: КАСКО Согаз Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит о надежности рассматриваемой […]
  • ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В - Ф

    I. Организационный момент.

    Приветствие: “Ребята, сядет тот, у кого в имени есть парная согласная»

    II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

    Отгадайте загадки и ответьте на вопрос, какие парные согласные чаще всего слышно в отгадках:

    • Очень лёгкий мой вопрос: как зовётся птичий нос (клюв)
    • В любое время днём и ночью,

    Везу груз важный и нужный очень (кузов)

    • Железный жучок,

    На кончике червячок (булавка)

    • Красна девица, сидит в темнице

    А коса на улице (морковь)

    • Суши маленький кусочек

    Но бывает иногда

    Он большой и даже очень,

    А вокруг всегда вода (остров)

    1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков В-Ф.

    Произнесите звуки [в] и [ф]. Губы принимают положение следующего гласного, нижние зубы надкусывает нижнюю губу. Назовите отличие этих звуков.

    Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [в]. (Дрожит).

    А теперь произнесите звук [ф] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

    Вывод: что [в] звонкий звук, а [ф] глухой”.

    Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

    Название упражнения

    Инструкция для ученика

    «Послушайте слова и назови первый звук»

    Послушайте слова и назови первый звук

    Вафли, фуражка, фиолетовый, фабрика, булочка, велосипед, великий, вкусная, Виктор, внук, Валентина, футбол, фигура, видео, вата, вставать, факел, ванна, филин, футболка, фантазия, вагон, балкон, варежки, фокус, вежливый;

    «Прочитайте и повторите слоги»

    Ва-фа

    во-фо

    ву-фу

    вы-фы

    фа-ва

    фо-во

    ве-фе

    ви-фи

    ве-фе

    во-фо-фо

    фи-ви-фи

    ве-фе-фе

    фи-фи-ви

    фу-ву-ву

    фе-ва-фе

    «Послушайте слоги и запишите их»

    Ва, вы, фа, во, фу, вы, ве, фе, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влы, вра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

    «Послушайте слова и определите их место»

    «Послушайте слова и определите место согласных В и Ф»

    Велосипед, говорить, фиолетовый, вафли, фамилия, вата, слива, корова, туфли, ваза, вокзал, ворона, правый, садовод, фантик, трава, хвост, фокус, сарафан, цифра;

    Варежки, факел, вареники, подкова, водитель, сейф, водолаз, вода, восемь, крапива, канава, рифма, голова, левый, подошва, клятва, тыква, взрослый, фабрика, фонарь, Африка;

    «Сравните пары слов по звучанию»

    Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются:

    Ваня - Фаня

    вата – фата

    ваза – фаза

    олива - олифа

    сова – софа

    дрова – дрофа

    гривы – грифы

    сливы – скифы

    «Вставьте пропущенный слог в словах»

    Вставьте пропущенный слог в словах. Запишите слова

    ВА или ФА

    ...(ва)та, ...(ва)за, сара...(фа)н, кро...(ва)ть, ...(ва)фли, ...(ва)трушка, ...(ва)гон, сли...(ва), ян...(ва)рь, ...(ва)трушка, ...(ва)фельница,

    ВУ или ФУ

    соло...(ву)шка, ...(фу)ражка,

    ВО ил ФО

    ...(фо)то, ...(фо)нарь, свето...(фо)р, ...(во)рон, ...(во)робей, о...(во)щи, ...(фо)кус, ...(фо)кусник, теле...(фо)н,

    ВЫ или ФЫ

    со...(вы), шка...(фы), шар...(фы), ...(вы)сокий, ...(вы)веска,

    ВЕ или ФЕ

    кон...(фе)ты, ...(фе)стиваль, ...(ве)сло, ...(фе)рма,

    «Вставьте пропущенные буквы в словах»

    а) Вставьте пропущенные буквы "В" или "Ф" в слова, подчеркните на каждой сточке "лишнее слово".

    б) Вставить в слова пропущенные буквы в или ф

    в) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы

    а) Коро-а, с-ёкла, - утбол, кла-иши.

    Илин, -артук, кон-ета, кон-ерт.

    Орон, -ратарь, шар-, -аза.

    А-ли, -у-айка, -ар-ор, -отогра-ия.

    Рукты, -оробей, -иалка, -орточка.

    Ода, -лажок, сли-ы, -оздух.

    • ...лакон, … агон, … орота, ...торой, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...ратарь, ...ильм, ...ыркает, ...ото, ...етер;
    • ци...ра, про...од, с...ёрток, ке...ир, с...ёкла, сара...ан, ко...ёр, ли...тёр, соло...ей, пер...ый, сал...етка;

    Ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, го...орли...ый, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли;

    В классе показы...али учебный …ильм. ...аря надела шар... и...арежки. У … анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У Вити но...ая...уражка.

    «Измените слово по образцу»

    Измените слово так, чтобы чтобы после согласных в, ф появился гласный

    Образец: шарф - шарфы

    шкаф, рукав, посев, бровь, кровь, ветвь, ров, лев, слив;

    «Запишите слова в три колонки»

    Запишите слова со звуком «в» в первую колонку, а со звуком «ф» – во втору, в третью - со звуками ф и в.

    Вата, фото, ваза, ива, фонарь, флоксы, совы, шкафы, шарфы, конфеты, сарафан, фрукты, кровать, овраг, Африка, вафли, светофор, соловушка, ватрушка, ворон, вагон, воробей, цифра, слива. рукава, львы, овощи, январь, высокий, фокус, флажок, фокусник, телефон, Ватрушка, фуражка, лифтёр, вывеска, вафельница, филин, нафталин, фестиваль, весло, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик.

    «Прослушайте загадки»

    «Прослушайте загадки»

    Три глаза - три приказа,
    Красный - самый опасный.
    (Светофор)

    Кто приходит, кто уходит,
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)

    Хохотун Егорка взялся за уборку,
    В пляс по комнате пошел,
    Оглянулся - чистый пол.
    (Веник)

    Снег мешками валит с неба,
    С дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели
    На деревню налетели.
    По ночам мороз силен,
    Днем капели слышен звон.
    День прибавился заметно,
    Ну, так что за месяц это?
    (Февраль)

    Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

    Тает снежок, ожил лужок.
    День прибывает. Когда это бывает?
    (Весна)

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?
    (Воробей)

    Дом - стеклянный пузырек,
    А живет в нем огонек.
    Днем он спит, а как проснется,
    Ярким пламенем зажжется.
    (Фонарь)

    Днем спит, ночью летает.
    (Сова)

    Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром - в школу, днем домой.
    (Валенки)

    «Составьте предложения из словосочетаний»

    Придумайте предложения с данными словосочетаниями.

    Вафельный торт; Красный флаг; Вкусная форель; Новые туфли; Фарфоровая ваза; Финиковое дерево; Фиолетовый свитер; Вкусное варенье; Сладкая слива; Северный ветер

    «Составьте предложения из слов»

    Составьте предложения с опорными словами.

    Форточка, Вера, закрывать.

    Ночью, хорошо, видеть, филин.

    Федя, свёкла, и, Вера, выращивать.

    Варя, ставить, в, фарфоровая, фиалки, ваза.

    Вова, фиолетовые, на, найти, васильки, лугу.

    Играть, футбол, в, Федя, забить, и, ворота, в, гол.

    Вера, фиалки, подарить, и, васильки, фиолетовые.

    Вера, покупать, Вова, и, вишни, в, сливы, магазин, крыжовник, и.

    «Вставьте в предложения пропущенный предлог»

    Ребята купались...(в) реке.

    Чемодан лежал...(в) шкафу.

    Бык побежал...(за) ребятами.

    ...(За) окном бушует вьюга.

    ...(На) ветках висят красивые игрушки.

    Маленький луч и к о ст а новился … (во) дворе.

    Света купила...(в) магазине фруктовые вафли.

    … (В) густой траве сидит большой зелёный кузнечик.

    «Закончите предложение»

    Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова.

    В магазине продаётся красивая … .

    … . – ночная птица. / софа – сова/

    Весной на полях много … .

    На крышах домов развеваются … . / флаги - влаги /

    ….. – красивая степная птица.

    Приготовлены на зиму ….. для печки. /дрофа - дрова /

    «Прослушайте рассказ, запишите»

    ПАРК.

    …от краси…ый парк. В парке бьют …онтаны. Около …онтано… ц…етут …иалки и …ысокой стеной растёт тра…а. На …етках дере…ьев …есело чирикают …оробьи.

    НАШ ОГОРОД.

    В нашем огороде растут с…ёкла, морко…ь и …асоль. Сорная тра…а мешает расти о…ощам. Мы …ыры…аем сорную тра…у. …сю осень мы будем есть о…ощи, …ыращенные в нашем огороде.

    ПТИЧКА.

    …аня и …ая услышали стук. Это птичка стучала в окно с…оим клю…ом. …аня открыл …орточку и …пустил …тичку в комнату. Птичка …летела. …сю зиму дети ухажи…али за птичкой. Наступила …есна. …аня открыл …орточку и …ыпустил птичку на …олю.

    В школьном буфете продавали вафли, Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате - стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль - овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль - зимний месяц. Вьются флаги у ворот.

    Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке.

    Около школы красные фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, ктороые мы сами выращиваем.


    На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

    Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

    Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

    Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

    Рис. 1. Парные согласные ()

    Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

    Назовём предметы. Выделим последние звуки.

    Поезд

    Таз . Слышим звук С - пишем букву З.

    Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

    Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.

    Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.

    Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

    Три способа проверки парных согласных

    Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

    Рассмотрим примеры.

    Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

    Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

    Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

    Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

    Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

    Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.

    Рис. 6. Слова с парными согласными ()

    Самые опасные.

    Парный в слове проверяй,

    Рядом гласный подставляй.

    А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

    Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .

    Закрепление знаний на практике

    А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

    Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

    Проверим, что получилось: юбка - юбочка, дудка - дудочка, блузка - блузочка, холод - холодный, выставка - выставить, глазки - глаза, снежки - снежный, грязь - грязный, коровка - коровушка, кружка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.

    Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

    Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.

    Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.

    Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.

    Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.

    Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.

    Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.

    Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

    Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

    Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

    Хлеб, гвоздь, голубь.

    Проверочные слова:

    Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

    Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

    Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

    Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

    …… цветёт весной.

    Мама сделала …… из огурцов.

    Зимой идёт……

    …… намело во время пурги.

    После драки под глазом……

    …… сена убрали в поле.

    Проверим, что получилось (один из вариантов).

    Сад цветёт весной.

    Мама сделала салат из огурцов.

    Зимой идёт снег .

    Сугроб намело во время пурги.

    После драки под глазом синяк .

    Стог сена убрали в поле.

    На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
    3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
    1. Kuznetzova.siteedit.ru ().
    2. School.xvatit.com ().
    3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
    • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

    Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()

    • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.