Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Здоровье человека и безопасность жизни

Светлана Прилипко
Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель высшей категории :

Прилипко С. В.

г. Джанкой, 2015 г.

Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность . Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь . А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".

Жизнь по правилам . Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно : дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности , как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни . И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома : пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…

Кто стучится в дверь ко мне? Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так : "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.

Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить : "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка, он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка, нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде : "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".

Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать : у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил.

Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет : "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".

Бусинки и К°. Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии . Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности .

Есть одна у летчика мечта… Следующее о чем стоило бы рассказать - это окна, балконы, шкафы и прочие зоны повышенной опасности. Актуальность этой темы обратно пропорциональна возрасту ребенка : ребенок взрослеет - риск снижается, но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Ребенок постарше уже понимает , что высота - это опасно, но вместе с тем она притягивает его, будто магнит.

Загадочный ток. Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.

Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.

Притягательные баночки и бутылочки. Мы все много раз слышали и отлично знаем правило : лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах.

По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша на то, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций".

С. Материальное обеспечение ребенка до 18 лет.

К неимущественным правам и обязанностям родителей относятся:

А. Определения порядка воспитания и образования детей.

Союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи,

рождение и воспитания детей называется:Б. Браком .

Главным условием вступления в брак является:D. Взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

15. Для вступления в брак важным условием является:Е. Брачный возраст.

В целях охраны здоровья будущей матери и ребенка понижение брачного возраста возможно:А. На 2 года.

Семейное право- это:

Семейное право регулирует:

D. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные

Отношения возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и

Попечительства.

Предметом регулирования семейного права выступают:Б. Отношения, права и обязанности супругов в брачном договоре.

Источниками семейного права является:

А. Конституция и Кодекс о браке и семье.

Система семейного права состоит из:

Е. Общей и специальной частей.

Личные имущественные и неимущественные отношения, возникающие из брака, родства, опеки и попечительства:Б. Семейным правоотношением.

Объектами семейных правоотношений являются:Е. Совместно нажитое имущество супругов.

Субъектами семейных правоотношений являются:С. Члены семьи – это супруги, дети усыновители и усыновленные.

Установление брачного возраста для граждан связано с:Б. Физическими особенностями.

Ограничения для вступления в брак установлены в целях:А. Охраны здоровья граждан.

Трудовое право – это:С. Отрасль материального права.

Трудовое право – система правовых норм, регулирующая:D. Рабочее время и охрану труда.

Основные источники трудового права – это:Е. Конституция и кодекс законов о труде.

24. Основной формой реализации права на труд является:А. Заключение трудового договора.

25. Условия трудового контракта, устанавливаемые соглашением

сторон, называются:Е . Непосредственными .

26. Трудовые договора заключается на срок не более чем, на:Е. 3 года.

27. Сокращенное рабочее время распространяется на лиц:

С. Занятых с вредными условиями труда.

28. Система обеспечения безопасности и здоровья работников – это:

Е. Охрана труда.

29. Первым дисциплинарным взысканием является:В. Замечание .

34. Каждый работник имеет право на охрану труда, а именно – на рабочее

место.1. Защищенное от действия вредных факторов.

Отвечающее требованиям безопасности.

35. Каждый работник имеет право на охрану труда, обязанности по его

обеспечению – это.

Соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

Информирование руководителя о любом нечастном случае.

36. Разногласия, возникающие по поводу применения нормативных актов в

процессе трудовой деятельности работодателей и работников,

называются.4. Трудовыми спорами.

37. При разрешении индивидуальных трудовых споров работник вправе

использовать следующие методы.

Обращение в вышестоящие органы.

Обращение в профсоюзы.

Обращение в вышестоящие профсоюзы.

38. Крайней мерой для разрешения индивидуальных трудовых споров

является.

Обращение в судебные органы.

Судебное рассмотрение.

39. При неоднократном грубом нарушении дисциплины труда к работнику применяется следующая мера дисциплинарных взысканий.

Строгий выговор.

Увольнение.

40. Трудовое право - это самостоятельнавя отрасль права, регулирующая:А. Правила трудоустройства

41. Система трудового права - это:

В. Общая и Особенная части.

42. Общественные отношения, возникающие по поводу организации и системы труда работников, называются:

В. Трудовыми.

43. Минимальный размер заработной платы, социальное обеспечение за вредную работу устанавливаются такими условиями трудового договора как?:

А. Законом о труде.

В. Разными правовыми актами.

С. Соглашением сторон.

Д. Различными нормативными актами.

Е. Подзаконными актами.

44. Все условия трудового договора различаются:

А. Временем их возникновения.

В. Действием их в определенный период.

С. Действием их в определенное время.

Д. Порядком их установления.

Е. Сроком их заключения.

45. Рабочее время продолжительностью 40часов называется:

А. Неполной.

В. Нормальной.

С. Сокращенной.

Д. Ограниченной.

Е. Необходимой.

46. Сокращенное рабочее время

А. 20часов.

С. 36часов.

Д. 40часов.

Е. 46часов.

47. Трудовые споры - это:

А. Правовой институт Специальной части.

В. Правовой институт Общей части

С. Подотрасль.

Е. Правовая норма Общей части.

30. Крайней мерой разрешения индивидуальных трудовых споров

является:С. Обращение в суд.

31. Нормы трудового права, устанавливающие право работников на

рабочее место в соответствий с правилами техники безопасности,

направлены на.

Охрану труда.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья.

32. Охрана труда регулируется следующими нормативными актами.

Конституцией.

Конституционными законами.

Подзаконными актами.

33. Охрана труда – правовой институт трудового права, включающая

следующие меры.

Правовые.

4. Организационно – технические.

48. Крайняя мера дисциплинарного взыскания - это:

А. Предупреждение.

В. Строгий выговор.

С. Выговор.

Д. Увольнение.

Е. Лишение премии.

49. Крайняя мера для решения коллективных трудовых споров

Е. Забастовка .

50. Система обеспечения жизни и безопасности труда напрвлены на:

1. охрану труда.

2. охрану прав самого гражданина.

3. обеспечение безопасности жизни и здоровья.

4. охрану имущественных и неимущественных благ.

51. Основные признаки брачного договора:

1. рассмотрение имущественных прав.

2. определение неимущественных прав.

3. определение имущественных обязанностей.

4. установление неимущественных обязанностей.

52. К правовым основам охраны труда относится:

1. выполнение различных нормативных документов.

2. выполнение норм, направленнных на обеспечение безопасности труда.

3. соблюдение порядка выполнения международных договоров.

4. соблюдение порядка санитарно-гигиенических норм.

53. Основания уголовной ответственности:

Сообщение на родительском собрании.

«Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей»

Мы сегодня пригласили вас, чтоб поговорить на одну из злободневных и актуальных тем нашего времени – об обеспечении безопасности жизни детей.

Проблема обеспечения детской безопасности в наше время одна из самых

актуальных проблем всего населения. Не смотря на то, что общество в своем

развитии идет далеко вперед, дети остаются самыми уязвимыми и их

подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью как

дома, в быту, так и на улице.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются

предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

Наше дошкольное учреждение проводит большую работу с воспитанниками в меру их возраста по воспитанию и обучению их безопасности

жизнедеятельности: это непосредственно образовательная деятельность.

Хочу напомнить самые распространенные «опасности»:

Дома: бытовые приборы, медикаменты, колющие и режущие предметы, окна

На улице: это дорога, транспорт, незнакомые люди и предметы, водные объекты, бездомные животные, ядовитые растения.

Все мы должны приложить максимум усилий, чтоб избежать любых чрезвычайных ситуаций с ребенком, а значит и с вами.

Если вы будете выполнять элементарные правила, беды можно избежать:

Не оставляйте ребенка дома одного или с несовершеннолетним!

Сразу определите предметы домашнего обихода, которыми ребенок может

пользоваться сам или с вашей помощью.

Пример: он может помочь вам пропылесосить, но не включать вилку

В электророзетку. Но он может подмести пол.

Нельзя брать медикаменты! Любые!

Нельзя брать в руки ножи, булавки, гвозди, иголки, лезвия, спички, зажигалки и др.!

Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без

присмотра.

емкости с горячей жидкостью, поскольку ребенок может всё перевернуть на

себя.

Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.

Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие

накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о

которые он может пораниться.

В доме не должно быть открытых проводов.

Число домашних пожаров тоже впечатляющее, и в них гибнут дети.

Такие правила должны быть категоричны, и приниматься всеми членами семьи, родственниками и гостями и обсуждению не подлежать!

Нельзя отпускать ребенка на улицу без присмотра взрослого человека. Если

ваш ребенок идет гулять к соседским детям, отведите его, узнайте, кто из

взрослых будет смотреть за детьми, узнайте номер телефона, оставьте свой, спросите через какое время забрать ребенка.

При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

1. В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с

опасным поведением или предметами.

2. Смотрите, чтобы ребенок не подходил близко к качелям или каруселям.

3. Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со

странным поведением.

4. Обращайте внимание на собак на улице, иногда даже мирное с виду

животное может внезапно напасть на ребенка.

5. Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не

было шприцов, стекла и других опасных предметов.

6. Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об

которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на

старых металлических площадках.

7. Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с

острыми краями или вблизи дороги.

Учите детей, даже гуляя у своего дома, быть внимательным. Если кто-то

подошел ко двору, звать взрослых. Нельзя подходить к незнакомым людям,

нельзя разговаривать с незнакомыми. Число пропавших детей, детей, подвергшихся насилию из года в год не становиться меньше. В наших силах научить детей быть более осмотрительными, научить избегать опасности. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом

отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственного ребенка. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с детьми, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

Не запугивайте! Специалистами давно подмечено, что попытки родителей

обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные

истории, иногда приводят к обратному результату - ребенок в сложной

опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию.

Будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в безопасных рамках и не переоценивайте возможности ребенка. Дети дошкольного возраста имеют множество физических и психических ограничений. Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, суют спицы в розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.

С достижением младшего школьного возраста возможности детей по усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду. Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.

Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка дома, мне и хочется напомнить. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться

(ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана,

соседи).

2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте

примером.

4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также

домашний адрес и телефон.

5. Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

6. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

Блиц – опрос для родителей

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

101-, сообщите о пожаре соседям.

Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу! » или «Нельзя! ».

А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

(каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь? » Как должна ответить девочка незнакомке?

Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову! »; «Простите, но я очень спешу! ».

Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Возможные ответы:

Везде бегать и искать маму.

Стоять на месте, где потерялся.

Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.


Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.