Ид «медина» — китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза — джаназа. Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа

Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.

Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином , то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.

Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле поперек перед имамом . Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя . Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

Как совершается

(джаназа-намаз)

Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность каждого мазхаба отдельно.

Ханафиты

Особенности:

— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, в области груди, сердца ;

— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного» .

2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

Транслитерация:
«Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Перевод:
«О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават .

4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

Транслитерация:
«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ، وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ، وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ، وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ، وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ، وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ، وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ، وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ

Перевод:
«О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».

Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

Транслитерация:
«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ، وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ، وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ، اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ، وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ، اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تُضِلَّنَا بَعْدَهُ .

Перевод:
«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»

Если покойным является ребенок или психически больной человек , то произносятся только следующие слова:

Транслитерация:
«Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا

Перевод:
«О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]» .

5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом погребальная молитва завершается.

Шафииты

Особенности:

— имам стоит перпендикулярно телу покойного; если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине относительно тела покойной ;

— последовательно проговариваются четыре такбира; с каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей , и опускает их на грудь в области сердца .

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного» .

2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит:

Транслитерация:
«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Перевод:
Перевод:
«Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем читается сура «аль-Фатиха»:

Транслитерация:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыим.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .
اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .
إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .
اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

Перевод:
«Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров,
Милость Которого безгранична и вечна,
Владыке Судного Дня.
Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи.
Направь нас на правильный путь.
Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Аминь .

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават , начав со слов восхваления Всевышнего: «аль-хамду лил-ляя» .

4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих .

5. Произнеся четвертый такбир, говорит:

Транслитерация:
«Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дахь» .

اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

6. Затем со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения Джаназа-намаза являются правильными и соответствующими сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]» .

Даже если молящихся будет меньше сорока, нужно выстроить их в три ряда. В одном ряду должно быть хотя бы два человека . Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому станет обязательна [райская обитель в вечности]» .

Время, запретное для совершения
погребальной молитвы (джаназа-намаза)

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, на протяжении которых совершение погребальной молитвы запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется [на высоту одного копья или двух] ,
— в то время, когда солнце находится в зените,
— во время заката солнца» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва-намаз после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]» .

На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв-намазов, в том числе и погребальной, в указанные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым Джаназа-намаз не относится .

Над кем не совершается
мусульманская погребальная молитва

Погребальная молитва не совершается, по мнению богословов-ханафитов, над следующими категориями людей:

1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа (руководителя страны, государства) и были убиты . Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают и совершают над ними погребальную молитву.

2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

3. Убийца своего родителя также заслуживает унижения в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, когда он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается .

Самоубийцы и джаназа

Что касается самоубийц, то известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не стал совершать погребальную молитву над самоубийцей, показывая тем самым крайнее недовольство совершенным поступком и резкое осуждение его, но при этом не запретил другим совершение Джаназа-намаза .

Как богословы-ханафиты, так и богословы-шафииты считают, что самоубийцу канонически допустимо омывать и совершать над ним погребальную молитву, так как он не является преступником по отношению к другим . Его пагубное преступление ограничено им самим, отказавшимся от самого значительного Господнего блага — жизни, и судьей над ним является Сам Творец.

Аль-Хаттаби пишет в книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы» .

Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный» .

Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и в назидание другим. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают» .

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник» .

Итак, посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) порой отказывался лично совершать погребальную молитву, как это было в случае с вором, самоубийцей, должником и прелюбодейкой. Но отказ его не был запретом для других, так как сподвижники Пророка совершали погребальную молитву, и он, видя это, не запрещал им, а иногда даже сам приказывал провести ее (без него) . Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам совершить погребальную молитву явились причиной того, что большинство ученых говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно, и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Своей в День Суда.

Ответы на вопросы о джаназа

Говорят, что если до погребальной молитвы близкие умершего приносят в жертву барана или другое животное, то большой саваб (вознаграждение) будет для умершего. Правда ли это? Илхом.

Нет. Прямого аргумента по этому поводу нет.

Что делать, если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы?

В таком случае необходимо совершить погребальную молитву над его могилой, если не прошло излишне много времени . Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы.

Если человек не молился при жизни, нужно ли совершать над ним погребальную молитву?

Погребальная молитва совершается над любым мусульманином или мусульманкой, даже если они грешили, не совершали обязательной религиозной практики или имели отношение к Исламу только из-за того, что один из родителей был мусульманином .

Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно Джаназа-намаз? Насколько это правильно?

Джаназа-намаз совершают над телом покойного.

Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко . Они аргументировали тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы же ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию исключительной, касающейся только самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер и что он ушел из жизни мирской верующим. Рассматривая тот случай из Сунны Пророка как исключение из правила, данная группа ученых (ханафиты) говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы ‘аляль-га’иб (над отсутствующим, за отсутствующего) .

То, что у вас каждую пятницу совершают Джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы.

Возводить это в ранг фарда (обязательного) или сунны (следования примеру Пророка) и делать это с таким пониманием — для имама будет неверно, греховно. Но совершать Джаназа-намаз дополнительно, учитывая условия той или иной местности либо времени, возможно. Ваш религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу, тем более постоянно практикуемому и относящемуся к категории дополнительного.

То, что пророк Мухаммад не совершал Джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы, известно любому, даже религиозно малограмотному. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя, высказывая категоричное несогласие с имамом. Возможно, была причина, косвенно обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Наиболее вероятно, что подобное появилось в советские времена, когда немалое число мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь это его родные и односельчане. Возможно, исходя из этого, муллы решили совершать Джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно провести молитву организованно и в присутствии немалого числа верующих.

Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы.

Думаю, что это больше местный обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся.

Если привезли несколько покойников одновременно, то погребальную молитву можно совершить над всеми сразу или необходимо по отдельности?

Можно совершить ее над всеми сразу, а можно и над каждым в отдельности. В этом вопросе между учеными нет разногласий .

Запретов на этот счет не знаю. В качестве исключения, думаю, возможно. Главное — не откладывать придание тела земле, а сделать это как можно быстрее.

Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 29.

Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 500.

Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева — ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 209.

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

Совершать намаз по усопшему, как мы упомянули выше, является фарзом аль-кифаят и включает арканы, условия и желательные действия.

Арканов за упокойной молитвы семь:

1. Намерение, как и в других намазах.

Время вступления в джаназа-намаз, как и в других намазах – это время вступительного такбира. В намерении достаточно упомянуть только фарз и необязательно указать фарзуль-кифая (коллективная обязанность). Также необязательно определять усопшего как Зайда илиАмра, женщину или мужчину, то есть достаточно намерения совершить намаз по этому усопшему. Если кто-то следует за имамом, ему достаточно намерения на совершение намаза за тем, за кого сделал намерение имам. Если совершающий джаназа-намаз определил и ошибся в том, по ком совершают намаз, например, сделал намерение за Амра, а оно казался Зайдом, или же сделал намерение делать намаз по мужчине, а оказалось, что это была женщина, то такой намаз не засчитывается. А если он при этом указывал на него, например, сделал намерение совершать намаз за этим Амром, в таком случае засчитывается. Если присутствуют несколько покойников, следует намеревается делать джаназа-намаз по ним всем. А тот, кто следует за имамом, должен вознамериться, как и в остальных коллективных намазах, следовать за ним.

2. Произношение четырех такбиров.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил джаназы-намаз возле могилы после похорон и прочитал четыре такбира». Даже если преднамеренно добавить пятый такбир, намаз не нарушается. В хадисе, переданном от Ибн Аркама (да будет доволен им Аллах), говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил такбир пять раз». А если произнести пятый такбир по забывчивости, намаз однозначно не нарушается, и в любом случае сужду-сахви не совершается. Если имам прочитает пятый такбир, учитывая, что намаз этим не нарушается, маъмуму нежелательно следовать за ним. Он даст салам или же ожидает имама, чтобы вместе с ним завершить намаз, последнее и является для него лучшим вариантом в таком случае.

3. Салам, то есть выход из намаза . Этот салам подобен саламу других намазов по форме и по количеству.

4. Чтение суры аль-Фатиха . Как и в других намазах, после первого такбира читается сура аль-фатиха. Также разрешается читать аль-Фатихуи после остальных такбиров, если не был прочитан после первого. И если он читает аль-Фатиха после второго такбира, то желательно в нем соблюдать порядок, то есть сначала прочитать аль-Фатиха и только потом салават (благословление на Пророкамир ему и благословение).

5. Чтение салаватаза Пророка (мир ему и благословение) только после второго такбира . В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), приводится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний не принимает намаз без ритуального очищения и благословления на меня ». Читать салаватза семейство Пророка (мир ему и благословение) необязательно, но желательно.

6. Дуа после третьего такбира, в котором читающий конкретизирует умершего, и недостаточно делать это дуа после другого такбира . И если умерший один, то недостаточно делать дуа во множественном числе. Минимальное из дуа –

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ

«Аллахуммаг`фирлахувархамху»

Перевод: «О, Аллах прости его и смилуйся над ним».

7. Совершение намаза стоя . Это условие обязательно относительно того, кто в состоянии стоять, как и в других намазах (обязательных).

Желательные действия в джаназа-намазе.

1. Поднятие рук при чтении такбиров на уровень плеч.

2. Чтение суры аль-Фатиха про себя .

3. Чтение тааввуза, но нежелательно чтение дуа аль-ифтитах (молитвы начинания) и суры .

4. Произнесение Амин после суры аль-Фатиха .

5. Чтение следующей дуа после третьего такбира :

اللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُك وَابْنُ عَبْدَيْك خَرَجَ مِنْ رَوْحِ الدُّنْيَا وَسَعَتِهَا إلَى ظُلْمَةِ الْقَبْرِ وَمَا هُوَ لَاقِيهِ كَانَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُك وَرَسُولُك ، وَأَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ ، اللَّهُمَّ إنَّهُ نَزَلَ بِك وَأَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ ، وَأَصْبَحَ فَقِيرًا إلَى رَحْمَتِك وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ ، وَقَدْ جِئْنَاك رَاغِبِينَ إلَيْك شُفَعَاءَ لَهُ ، اللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِنًا فَزِدْ فِي إحْسَانِهِ ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَاغْفِرْ لَهُ وَتَجَاوَزْ عَنْهُ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك رِضَاك ، وَقِه فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَهُ ، وَأَفْسِحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ ، وَجَافِ الْأَرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك الْأَمْنَ مِنْ عَذَابِك حَتَّى تَبْعَثَهُ آمِنًا إلَى جَنَّتِك يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«Аллахумма хаза ‘абдукаваибну ‘абдайка, хаража мин равхиддуняваса‘атиха или зульматиль-кабривамахувалакихи, канаяшхаду ан ла илахаилла Анта ва анна Мухаммадан ‘абдукаварасулука, ва Анта а‘ламубихи, аллахуммаиннахуанзалабикава Анта хайруманзулинбихи, ваасбахафакиран ила рахматикава Анта ганиййун ‘ан ‘азабихи, ва кад жиънака рагибина илайка шуфа‘аалаху. Аллахумма ин канамухсинанфазид фи ихсанихи, ва ин канна мусиан фагфирлаху ватажаваз ‘анху валаккихи бирахматика ризака вакихи фитнаталь-кабри ва ‘азабихи ва афсихлаху фи кабрихиважафиль-арза ‘ан жанбайхи ва лаккихи бирахматика ль-амна мин ‘азабика хата таб‘асаху аминан ила жаннатика я Архама ррахимин»

Перевод: «О, Аллах, это Твой раб, сын двух Твоих рабов, покинул своих любимых и просторы этого мира, а также близких людей в нем и перешел в темноту могилы и к тому, что его ждет в могиле, он свидетельствовал, что нет божества кроме Тебя и что Мухаммад (мир ему и благословение) Твой раб и посланник, и ты более сведущ об этом.

О, Аллах, он остановился у Тебя, Ты самый лучший, у кого останавливаются, и он стал нуждающимся в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в подвергании его наказаниям. Мы обращаемся к Тебе, уповая на Тебя ходатаями ему. О, Аллах, если он был добродетелен, увеличь его благие деяния, а если он был плохим человеком, прости его, надели Твоей милостью и довольством и защити его от могильных мук и ужасов, расширь его могилу, надели его по Твоей милости безопасностью от своего наказания, пока ты не введешь его безопасно в Рай. О, Милостивый из милосердных».

Для женщин молитва читается в женском роде: все местоимения и глаголы в мужском роде заменяются на женский род.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْته مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْته مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ

«Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва шагьидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана. Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘алал имани ».

Перевод: «О, мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, присутствующим и отсутствующим, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой Аллах, кого Ты оживишь из нас, оживи их в Исламе (с верой), и кого умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане».

Если усопший является ребенком, то после этой молитвы читают:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطًا لِأَبَوَيْهِ وَسَلَفًا وَذُخْرًا وَعِظَةً وَاعْتِبَارًا وَشَفِيعًا وَثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَأَفْرِغْ الصَّبْرَ عَلَى قُلُوبِهِمَا وَلَا تَفْتِنْهُمَا بَعْدَهُ وَلَا تَحْرِمْهُمَا أَجْرَهُ

«Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва салафан, ва зухран, ва ‘иззатан ва‘ибаратан ва шафи‘ан ва саккил бихи мавазинахума вафриги ссабра ‘ала кулубихима ва ла тафтинхума ба‘даху ва ла тахримхума аджраху ».

Перевод : «О, мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и лучшей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую чашу весов их тяжелее, излей терпение в их сердца, не вводи их в смуту после него и не лишай их вознаграждения за этот намаз».

Если маъмум отстанет на один такбир от имама без причины (то есть не успеет прочитать такбир, пока имам не произнес следующий такбир), то в этом случае его намаз нарушается, так как отставание на один такбир здесь считается чрезмерным отставанием, аналогичным отставанию на один ракаат в других намазах.

Масбук (опоздавший) читает аль-Фатиха сразу же после вступительного такбира, соблюдая порядок своего намаза и не обращая внимания на то, что читает имам.

Если имам произнесет следующий такбир сразу после такбира масбука до того, как масбук вступит в чтение аль-Фатихи то он (масбук) вслед за имамом прочитает такбир и от него отпадает чтение аль-Фатихи. Этот случай подобен тому, когда имам в других намазах идет на поясной поклон сразу после вступления масбука в намаз.

Если имам прочитает следующий такбир, а маъмум читает суру аль-Фатиха, то последний оставляет чтение аль-Фатихи и следует за имамом.

Если масбук, занявшись чтением аузу или вступительной молитвы, отстанет от имама, то он читает из аль-Фатихи соразмерное количество текста с тем, что он уже прочитал из желательного, если жене прочитает аузу или вступительную мольбу, то он сразу идет за имамом. А когда имам даст салам, он восполнит остальные такбиры вместе с их молитвами.

Желательно не поднимать усопшего с места совершения намаза до тех пор, пока опоздавший не завершит свой намаз.

Условия джаназа-намаза (заупокойной молитвы)

В джаназа-намазе обязательно соблюдение тех же условий, что и в других обязательных намазах. Также важным условием является обмывание усопшего до джаназа-намаза. Совершение джаназа-намаза коллективно не является обязательным условием (джамаатом), но это настоятельная сунна. Обязанность совершения джаназа-намаза от всего джамаата того или иного населенного пункта снимается, если джаназа-намаз был совершен, хотя бы одним человеком. Эта обязанность снимается даже если джаназа-намаз совершается несовершеннолетним. Однако обязанность не снимается из-за совершения джаназа-намаза женщинами, если там присутствуют мужчины. А если мужчин вообще не будет, намаз ввиду необходимости совершают женщины, но не коллективно; и этим обязанность снимается.

Жители того или иного населенного пункта совершают джаназа-намаз (на расстоянии) за усопшего, находящегося за пределами населенного пункта независимо от того, находится он в стороне Киблы или нет, на расстоянии сокращения намазов или нет. Что касается того, кто умер в этом населенном пункте, то те, кто находятся в нем, не имеют права совершать джаназа-намаз по нему на расстоянии. Если джаназа-намаз совершается на расстоянии, то совершающие должны быть из числа тех, кто был обязан совершить его в момент смерти покойного.

Джаназа-намаз не совершают на могиле пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и на могилах других пророков, так как мы не были при их смерти людьми, на которых было возложено обязанность совершения джаназа-намаза за них.

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

«Всевышний проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местом поклонения ».

Когда джаназа-намаз совершают те, кто присутствуют на месте, расстояние между усопшим и совершающим по нему намаз не должно превышать около 144 метров. Обязательно совершить намаз по нему до того, как его захоронят, но если все-таки похоронили без совершения намаза, то те, кто это сделал, впадают в грех, и джаназа-намаз, в таком случае надо совершить по могиле, необязательно выкапывать покойника из могилы.

Также условием джаназа-намаза является, чтобы человек, совершающий этот намаз, не стоял впереди тела усопшего в сторону киблы.

Кому предпочтительнее быть имамом в джаназа-намазе

Родственнику умершего предпочтительнее быть руководителем намаза, чем правителю, потому что его молитва ближе к принятию.

К родственникам, которым предпочтительнее быть руководителем намаза, относится отец, затем дедушка, прадедушка, затем сын, внук, правнук, затем брат и т.д. Такой порядок соблюдается из-за того, что родители имеют больше сострадания, чем дети, а дети – больше, чем братья, а молитва более сострадательного наиболее вероятна к принятию.

Родной брат предпочтительнее, чем сводный со стороны отца из-за того, что первый сострадательнее, потому что он ближе. Затем, если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. А из них первым идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.

Если умерший был невольником, после родственников отца идет его бывший хозяин, а после него его родственники. Затем идут родственники по материнской линии, из них первым идет отец матери, затем брат со стороны матери, затем брат матери, затем брат отца матери.

Если присутствуют двое из родственников, равных по степени, то из них предпочтение отдается тому, кто более добросовестен. Тот, кто находится в Исламе дольше, предпочтительнее того, кто более осведомлен в вопросах джаназа-намаза, в то время как когда в других намазах предпочтение дается более знающему в вопросах намаза.

Одной из главных целей джаназа-намаза является молитва за усопшего, а тот, кто пробыл в исламе дольше, более сострадателен к усопшему, и его мольба ближе к принятию. Если же он нечестивец, то ему однозначно не отдается предпочтение.

Если собравшиеся равны по степени родства, и они согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, тогда бросают жребий, чтобы прекратить спор.

Для совершения джаназа-намаза усопшего укладывают в зависимости от его пола. Если это был мужчина, то его укладывают на левый бок, а если женщина на правый. А укладывание умершего не зависимо от его пола на затылок, таким образом, что его голова будет к западу, а ноги к востоку, то такое укладывание не было передано в сунне. Но, однако, когда нет возможности осуществить вышеупомянутое укладывание, то нет проблем и в таком методе, и в любом случае намаз засчитывается.

Совершающий джаназа-намаз, будь он имамом или индивидуально совершающим(не джамаатом), встаёт у изголовья покойника или у пояса, если покойная – женщина.

Разрешается совершать джаназа-намаз по нескольким усопшими. Но предпочтительно прочитать по каждому отдельный намаз, если это возможно.

Если совершают джаназа-намаз по нескольким людям, которых принесли одновременно, то ближе всех к имаму укладывают мужчину, затем мальчика, затем хунса, затем женщину. Если все они мужчины или женщины, то приближают из них более богобоязненного. А если их принесут друг за другом, то перед имамом укладывают того, кого принесли первым из мужчин или женщин, даже если последующий окажется предпочтительнее. Однако если первой принесли женщину, а затем мужчину или же несовершеннолетнего мальчика, то её укладывают после них. Если принесли несовершеннолетнего перед мужчиной, то мужчину не укладывают первым.

Необходимо согласие родственников для совершения одного намаза за всех, а если все согласны, то родственник усопшего, которого принесли на место намаза первым, считается наиболее достойным руководить этим намазом вне зависимости от того, кем будет покойник, мужчиной или женщиной. А если всех умерших принесли одновременно, то бросают жребий среди родственников, и так определяют руководителя намаза, а если они не согласятся, выдвинуть одного из них.

Запрещается совершать джаназа-намаз по неверному вне зависимости от того, является он враждующим (харбий) или неверным, находящимся под покровительством мусульман (зимий). Необязательно омывать покойного неверного, но это разрешается, ибо сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) обмыл своего отца. В дозволенности обмыть неверного его родственник и чужой человек равны между собой, однако неверный родственник более подходит для этого и выполнения других необходимых при этом действий.

Обязательно закутывать в саван неверного, находящегося под покровительством мусульман (зимий). Но необязательно заворачивать в саван неверного, а также хоронить, если он враждующий (харбий).

Если нашли орган мусульманина, смерть которого достоверна, над ним совершают джаназа-намаз после того, как его омыли и покрыли куском материи с намерением совершить намаз за целого человека.

Если смерть того, кому принадлежит этот орган, недостоверна, то намаз не совершают, но хоронят.

Если выкидыш подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как обычного покойного. То есть по выкидышам совершают намаз после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти; выкидыш следует обмыть и завернуть в саван.

Если же выкидыш не подаст звук и не заплачет, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают. А если признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз и не обмывают, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.

Решение же относительно закутывания выкидыша в саван подобно решению о купании. Если выкидыш случился после четырех месяцев и выше, то его омывают и закутывают в саван, в противном случае – нет.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

После смерти мусульманина относительно него должно быть совершено четыре обязательных действия, которые относятся к фард аль-кифая (коллективная обязанность):

— ритуальное омовение тела;

— покрытие тела покойного саваном;

— совершение заупокойной молитвы;

— погребение.

В этом небольшом материале будет коротко сказано о порядке совершения третьей обязанности в отношении покойного мусульманина – заупокойной молитве.

Время и место совершения

Нет проблем в совершении джаназа-намаза в нежелательные для совершения намазов времена. Однако выделять именно эти времена для намаза нельзя. Условием является, чтобы заупокойная молитвы была совершена после обязательного ритуального омовения покойного.

Заупокойную молитву можно совершить как в доме усопшего, так и в молельной комнате или мечети. Совершение в мечети будет более желательным из-за присутствия большого количества людей, которые могут совершить молитву за покойного. От Аишы , да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву за Сухейля ибн Байда’ в мечети. Хадис передали Муслим и Ат-Тирмизи .

Если мусульманин был погребен без совершения за него джаназа-намаза, то ее совершают у его могилы.

Условия совершения заупокойной молитвы

Джаназа-намаз имеет такие же условия, как и другие молитвы. Это прикрытие срамных мест (аурат), направление в сторону киблы, чистота одежды, тела и места совершения молитвы от нечистот (наджаса).

Обязательные действия джаназа-намаза

У заупокойной молитвы, также как и у обычных молитв есть свои обязательные действия (арканы), без которых молитва не будет действительной. Ученые говорят, что таких обязательных действий в джаназа-намазе семь:

1. Намерение.
2. Стояние.
3. Четыре такбира.
4. Чтение суры «аль-Фатиха».
5. Благословение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
6. Мольба за покойного.
7. Таслим.

Порядок совершения

Желательно совершить заупокойную молитву коллективно в три ряда и больше. Если не удалось совершить намаз коллективно, то дозволено совершить молитву за покойного группами или поодиночке.

Порядок совершения заупокойной молитвы таков. Вначале совершается вступительный такбир (такбирату-ль ихрам), затем читается сура «аль-Фатиха».

После этого совершается второй такбир, после которого читается благословение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также как в обычном намазе.

اللهم اغفر له، وارحمه، وعافه، واعف عنه، واكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقه من الذنوب والخطايا كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وابدله دارًا خيرًا من داره، وزوجًا خيرًا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر ومن عذاب النار، وافسح له في قبره، ونور له فيه

Аллахумма-гфир ляху, вархам-ху, ва-‘афихи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси’ мудхъаля-ху вагсил-ху би-ль маи, ва с-сальджи ва-ль баради, ва нак-ки-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина д-данаси, ва аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахлихи, ва зауджан хайран мин зауджихи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азабин-нар.

Если заупокойная молитва совершается за женщину, то арабские местоимения мужского рода (ху) следует заменить на местоимения женского рода (ха).

Затем совершается четвертый такбир, после которого немного простояв дается таслим. Также до таслима просить прощения за покойного и обращаться к Аллаху с мольбами за него.

[Нормы совершения заупокойной молитвы, описанные в данном материале соответствуют нормам шафиитского мазхаба]

Проведение джаназа-намаза над усопшим - долг мусульманской общины. Этот ритуал не ограничивается чтением молитв и поминами. Готовить умирающего к последней церемонии нужно еще при жизни.

Священная обязанность

Пророк Мухаммед призывал свою общину готовить умирающего человека к джаназа-намазу до наступления смерти. Родные и близкие, находящиеся рядом, должны побуждать человека к произнесению фразы, которая на арабском языке звучит приблизительно так: «Ля илляха илля Ллах» (нет бога, кроме Всевышнего Аллаха). Считается, что если именно эти слова будут последними в жизни мусульманина, верующему человеку простятся многие грехи.

Достойное погребение усопшего по всем правилам Шариата относится к фард аль-кифая, то есть к общественной обязанности. Мусульмане, находящиеся рядом с умершим единоверцем, должны похоронить его, даже если они не являются его кровными родственниками. Если они откажутся от этой обязанности, грех ложится на каждого члена общины.

Что необходимо знать об омовении

Как и у христиан, у мусульман принято омывать усопших прежде, чем предать их тела земле. Единоверцам следует помнить о некоторых правилах проведения этого ритуала:

  1. Община должна выбрать человека, который более всех других разбирается в вопросах омовения и сможет провести обряд правильно. Вероятно, усопший мог кому-нибудь доверить совершение ритуала. Выбранный человек должен хорошо знать мусульманские традиции. Кроме того, он должен дать свое согласие на проведение обряда. Омовение в большинстве случаев проводится группой лиц. Справиться одному человеку будет очень сложно.
  2. Для проведения ритуала нужно найти закрытое помещение, в котором не должны присутствовать посторонние.
  3. Покойного должны омывать люди одного пола с ним. Мужчина может омыть девочку, а женщина - мальчика, если ребенку еще не исполнилось 7 лет. Обряд может проводить и законный супруг.
  4. Вода для проведения ритуала должна быть чистой. Наличие в ней каких-либо загрязнений, нечистот и т. д. недопустимо.
  5. Воина-шахида (погибшего на войне за веру) не омывают, в каком бы состоянии ни было его тело. Шахида хоронят в той одежде, в которой он был убит, и не совершают над ним джаназа-намаза.

Проведение ритуала

Прежде чем приступить к проведению обряда омовения, присутствующие должны создать ният (намерение). Намерению в исламе уделяется особое внимание, поскольку от него зачатую зависит греховность или праведность поступка. Участвующим в омовении предстоит раздеть усопшего, увидеть его голым. Вот почему они должны создать намерение, согласно которому их целью будет подготовка покойного к джаназа-намазу, а не созерцание нагого тела, что в исламе не приветствуется даже по отношению к представителю своего пола. Ният достаточно произнести мысленно.

Приступая к ритуалу, мусульмане произносят «бисмиллях» (с именем Всевышнего). Для омовения покойного выбирают место, на котором нужно будет совершить ритуал. Необходимо закрыть аурат умершего (те части тела, которые недопустимо показывать другим людям), а затем снять с него одежду. Людям, которые будут касаться тела, нужно обмотать себе кисти рук повязками. В начале ритуала покойному нужно надавить на живот. Таким образом тело будет очищено от оставшихся в нем нечистот, которые затем необходимо будет смыть. Обряд для мертвого напоминает омовение живого, готовящегося к молитве мусульманина. Проведение некоторых обязательных частей ритуала, например, истиншак (очищение носовой полости) и мадмада (очищение ротовой полости), для умершего невозможно. Участвующим в церемонии нужно просто провести рукой по рту и носу усопшего.

Начинать омывать умершего нужно с правой стороны.

Вода для мытья головы и бороды должна быть смешана с маслом лотоса. При отсутствии масла воду можно смешать с мылом. Волосы женщин заплетают в косички. С тела умершего необходимо удалить все, что и при жизни для мусульманина недопустимо. Ногти на руках и ногах следует состричь. Волосы с подмышечных впадин и половых органов удаляют. Омовение совершается 1 раз. Однако желательно повторить его трижды. В воду для последнего омовения добавляют немного камфары. После этого тело обтирают сухим полотенцем.
Омыть умершего водой можно не всегда. Нельзя это делать в тех случаях, когда человек погиб в огне. Причиной становится и отсутствие достаточного количества воды, например, когда смерть настигла человека вдали от водоемов или в пустыне. Верующие совершают аттайаммум (очищение землей). Земля для проведения аттайаммума должна быть чистой, без примесей нечистот.

Оборачивание в кафан

Хоронить в гробах у мусульман не принято. Завершающей частью подготовки к проведению джаназа-намаза является оборачивание в кафан (саван). При этом нужно соблюдать ряд обязательных правил:

  1. Мужчину нужно завернуть в три одеяния (куска ткани) белого цвета. Одеяния должны быть сделаны из хлопка. Покупать дорогую ткань необязательно. На мусульманских похоронах любая роскошь считается нежелательной. Скромность похорон подчеркивает равенство всех последователей ислама между собой: перед смертью равны и богатые, и бедные. Материал для савана не должен быть прозрачным.
  2. Женщину следует заворачивать в пять одеяний, поскольку женское тело и при жизни должно быть прикрыто более мужского. Нижняя часть тела покойной закрывается изаром. Кроме того, необходимы платок и рубаха.
  3. Тело ребенка женского пола обычно оборачивают в два куска ткани. Для мальчиков достаточно одного одеяния, но допускается использование и трех.
  4. Материю для оборачивания допустимо умащать благовониями. Делать это нужно нечетное количество раз.
  5. Если верующие не располагают достаточным количеством материала, в первую очередь покрывать нужно голову. Ноги закрывают душистым тростником.
  6. Людей, находящихся в состоянии ихрама, называют мухримами. Ихрам - особое состояние чистоты паломника, совершающего хадж. Мухриму не покрывают голову. Запрещено использовать благовония при оборачивании тела.

Похоронная молитва

После полной подготовки тела к погребению собираются родные и близкие покойного, читается молитва джаназа. Имаму следует встать на уровне груди усопшего. Все остальные присутствующие встают сзади, как во время проведения обычной коллективной молитвы.

В первую очередь читается вступительный такбир. Затем идет сура аль-Фатиха. После второго такбира читают слова благословения пророка. После третьего такбира читают ду`а (молитву) за умершего. В ду`а упоминается не только усопший, но и ныне здравствующие мусульмане. После четвертого такбира делают паузу. Затем один или два раза произносят слова таслима.

Погребение усопшего

При погребении умершего нужно совершить ряд обязательных действий. в день смерти. Сразу же после похоронной молитвы тело в саване относят на мусульманское кладбище. Могилы для последователей ислама отличаются от могил, которые готовят для христиан, специальной нишей - ляхд. Желательно, чтобы все присутствовавшие на чтении молитвы имамом сопровождали покойного в последний путь и несли тело. Умершего нужно положить в нишу на правый бок лицом к Кибле. В последнюю очередь следует развязать узел на кафане. Ляхд заделывают глиной.
Присутствующим на похоронах желательно (сунна) бросить по три горсти земли в могилу, которую затем зарывают. Ставить дорогих памятников над последним пристанищем мусульманина не принято.

Их заменяют небольшими надгробными камнями, которые указывают границы могилы.

Этика похоронного обряда

Некоторые действия во время похоронного ритуала нужно совершить обязательно, других следует избегать:

  1. Женщины имеют право присутствовать на джаназа-намазе. Провожать тело на кладбище им запрещено.
  2. Желательно соболезновать семье умершего. Это поддерживает родственников и облегчает их скорбь.
  3. Оплакивать усопшего дозволено. Однако не следует делать этого слишком громко. Категорически запрещено проявлять недовольство предопределением Аллаха. Проявления скорби в виде сбривания или вырывания волос, нанесения себе ударов по лицу, громких криков и причитаний, разрывания на себе одежды тоже находятся под строгим запретом. Мусульманин должен выражать покорность воле Всевышнего.
  4. Могилу умершего родственника нельзя превращать в место поклонения, произносить молитвы, повернувшись в ее сторону, освещать ее, строить на ней мечеть и т. п., поскольку все это является проявлением многобожия.
  5. Человек, который не смог присутствовать на похоронной молитве, может помолиться за единоверца над его могилой до или после проведения погребального обряда.
  6. Друзьям и родственникам покойного желательно готовить еду в его доме в день похорон, поскольку члены семьи умершего отвлечены своим горем.


Следует ли читать похоронную молитву над новорожденным?

Если ребенок находится в утробе матери менее 4 месяцев, а затем происходит выкидыш, над таким ребенком не читают погребальную молитву. Его заворачивают в саван и хоронят. Мусульмане верят, что, когда детям в утробе исполняется 4 месяца, ангел вдыхает в них душу. Ребенка уже следует рассматривать как полноценного человека. Если он родился мертвым, его хоронят согласно законам Шариата. Дети, подававшие признаки жизни после рождения, имеют право на получение имени.

Если новорожденный умрет, его придают земле по исламскому обряду.

Родителям, потерявшим ребенка, не следует сетовать на волю Аллаха. В мусульманском обществе это не принято. Людям неведомы и непонятны замыслы Создателя. С потерей новорожденного сына довелось столкнуться даже пророку Мухаммеду. Если ребенок умер во младенческом возрасте, он сразу попадет в рай. Более того, ребенок будет просить Всевышнего за своих родителей. Отца и мать, покорно принявших ранний уход ребенка, ожидает большое вознаграждение в следующей жизни.

Над кем не совершается погребальная молитва?

  1. Не мусульмане. Над человеком, который при жизни придерживался другого вероисповедания, молитву аль-джаназа не читают, так как такой человек отвергал Шариат.
  2. Разбойники. Если разбойник был убит во время поимки, омывать его и совершать над ним погребальную молитву не полагается. Если же зарабатывавший неправедным трудом человек был пойман и казнен или умер во время судебного разбирательства, хоронить его необходимо по мусульманскому обряду.
  3. Смутьяны, призывавшие к свержению власти. На них распространяются те же правила, что и на разбойников.
  4. Лицемеры. Так называют людей, которые жили по Шариату из корыстных соображений, не будучи мусульманами в душе. Если человек был уличен в лицемерии, хоронить его по исламским законам нельзя.
  5. Убийцу одного из родителей не омывают и не читают над ним молитвы, если он умер своей смертью. Пойманного и казненного убийцу следует похоронить наравне с праведными мусульманами.

Некоторые имамы призывают совершать погребальные молитвы над всеми мусульманами, в каком бы преступлении они ни были уличены. Другие имамы считают, что священнослужитель имеет право отказать в обряде неправедному человеку, однако родственники могут провести ритуал сами и молиться за покойного. Людям не всегда известны истинные причины поступков ближнего.

Рассудить справедливо способен лишь Бог.

Вопрос о том, нужно ли читать джаназа-намаз по самоубийце, остается открытым. Большинство имамов полагает, что отказывать самоубиенному в последней молитве не следует. Этот человек пошел против воли Всевышнего, оборвав свою жизнь раньше срока. Однако никто, кроме самоубийцы, не пострадал от его действий. Единственным судьей для человека, совершившего суицид, может быть только Создатель.

В какое время суток погребальная молитва запрещена?

Пророк Мухаммед указал временные промежутки, запретные для проведения погребальной церемонии:

  1. Восход солнца. Начинать церемонию можно только тогда, когда солнце поднимется на высоту одного копья над горизонтом.
  2. Солнце в зените.
  3. Закат.

Запреты, вероятно, связаны с тем, что эти временные промежутки полагается посвятить обязательным намазам, которые мусульмане совершают ежедневно.

Смерть человека ранит сердца близких, вне зависимости от их вероисповедания. Молитва за усопшего - польза не только для того, кто недавно оставил этот мир, но и для тех, кто в нем остался, кому еще только предстоит уйти в вечность. Ислам поощряет размышления о смерти. Мысли о бренности бытия помогают людям отказаться от многих грехов, чаще совершать благородные поступки.