Геннадий фаст лекции о богородице. Фаст Геннадий, прот

Настоятель Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены , миссионер

Имя при рождении - Генрих Генрихович Фаст, родился 22 декабря года в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области в протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов.

Генрих Фаст, отец будущего протоиерея, был арестован в году, обвинён в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в село Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан . Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность Генриха Фаста.

«…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое… »

После школы Генрих поступает на физический факультет Карагандинского университета. Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого курса студент он был исключен из Карагандинского университета за религиозные убеждения, но в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики, но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия .

Параллельно с учебой шла в те годы у Генриха и другая жизнь. Протестантизм казался ему слишком сухим, и поиски истины привели его к знакомству со служившим тогда в Новосибирске протоиереем Александром Пивоваровым и с жившим в Алтайском крае исповедником Игнатием Лапкиным , уже отсидевшим за веру свой первый срок и готовившимся ко второму. Эти два человека, а также усиленное изучение церковной истории и творений святых отцов Церкви произвели в душе Генриха полный переворот, и на пятом курсе он принял крещение в православной Церкви с именем Геннадий.

«Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято–отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь… ».

Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории, который действует при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края с года (2 лекции в месяц).

Женат, пятеро детей.

Награды

Церковные:

Светские:

  • почетный гражданин города Енисейска (30 июля 2014, решением Енисейского городского Совета депутатов № 63-406)

Сочинения

Книги

  • Ты воскресни, птица Феникс!, 1992
  • Свет и тени Голгофы, 1993
  • Небесная лествица, 1994
  • Енисейск православный, 1994
  • Семь дней на Святой Земле, 1997
  • Толкование на книгу Песнь Песней Соломона, 2000
  • Зигзаг молнии в ненастный день, 2002
  • Толкование на Апокалипсис, 2004
  • Этюды по Ветхому Завету, книга первая, 2007
  • Этюды по Ветхому Завету, книга вторая, 2008
  • Толкование на Екклесиаст, 2009
  • Кто Она для нас? Православное учение о Богородице, 2010

Статьи

  • Идите, научите все народы, крестя их…// Церковный вестник, 2010, № 19

«Не отправлять пустые
мешки на небо»

Беседа о необходимости катехизации в наше время

П редлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Геннадием Фастом, председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, настоятелем храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех.

«Главное - это человек, которого нужно привести к Богу»

Отец Геннадий, давайте начнем беседу с того, что я попрошу Вас раскрыть понятие «катехизация», коль скоро оно станет основным предметом нашего разговора.

Слово «катехизация» - греческое, и на русский язык переводится как «оглашение», или, может быть, понятнее для современного человека - «научение». Исходно под этим словом подразумевалась в христианской Церкви подготовка к святому крещению.

Катехизация предполагает сравнительно краткое и одновременно достаточно полное изложение христианской веры. Со временем христианская вера оформилась в Символ веры, который исповедует все христианство, и значение этого Символа веры традиционно и принято называть катехизисом.

Нашему Архангело-Михайловскому храму недавно владыкой Антонием присвоен статус катехизаторского. Скажите, какие изменения в приходской жизни повлечет за собой этот новый статус?

Каждое время имеет свое своеобразие, специфику. Позади эпоха гонений, которая сменилась эпохой бурного возрождения веры - это особенно конец 80-х гг. и 90-е гг. Это было время, когда возникали приходы, образовывались общины, открывались семинарии и монастыри, время невероятного строительства новых храмов и реставрации старых. То есть это было время возникновения.

Сейчас, скажем, не так-то уж и много храмов строится. Не часто открываются новые приходы. Этот процесс, конечно, продолжается и в наше время, но основным направлением все-таки является некое внутреннее преображение Церкви.

Не случайно с этими эпохами связаны имена патриархов. Умирает патриарх - и эпоха уходит вместе с ним. И сейчас, когда патриархом нашей Церкви является святейший патриарх Кирилл, в связи с его личностью, теми приоритетами, которые он видит и расставляет, катехизация становится основным направлением Церковной жизни. В связи с этим и присвоен нашему храму статус катехизаторского.

Уже почти 20 лет существует Отдел образования и катехизации Красноярской епархии. И если по линии образования у нас что-то делалось - были богословско-пастырские курсы, на приходах есть воскресные школы для детей и взрослых, работают православные гимназии - то по линии катехизации работа была нулевая. Буквально несколько приходов с 80-х годов занимались катехизацией и имеют на сегодняшний день достаточно богатый опыт катехизаторской работы. Это преимущественно приходы Енисейского благочиния.

Теперь пришло время здесь, в епархиальном краевом центре, заняться делом катехизации. Это значит, что катехизаторская работа должна вестись как для готовящихся к святому крещению, так и для прихожан.

- Как будет проходить катехизация людей, готовящихся к принятию святого крещения?

В виде огласительных бесед - это то, что действительно является новым и для этого храма, и для Красноярска вообще.

Поскольку любую задачу, как в физике, начинают решать исходя из начальных условий, мы, например, не можем сейчас ввести ту катехизацию, которую святой Кирилл Иерусалимский ввел в своей Церкви. Его 18 огласительных бесед на сегодняшний день являются предметом изучения в духовных академиях, а вовсе не при подготовке к святому крещению. Поэтому на сегодня мы должны исходить из той реальности, которая сложилась в крупном городе с достаточно жестким, быстрым ритмом жизни.

Реально принято такое решение: в Архангело-Михайловском храме будет малое и большое оглашение. Причем, предоставляем людям самим выбрать, какое оглашение им больше по душе.

Уже со следующей недели крещение без катехизации в нашем храме упраздняется.

Малое оглашение укладывается в одну неделю и состоит из двух бесед в среду и пятницу с семи часов вечера - время определяется тем, чтобы работающие люди могли успеть прийти. Это, конечно, очень-очень мало.

- Вот я и думаю, как можно все основы христианской веры уместить в две беседы?

Никак. Поэтому никакого систематического изучения христианской веры за две беседы невозможно. За две беседы катехизатор может что-то сказать человеку и как-то коснуться его сердца.

На первой беседе пришедшим задается вопрос о том, для чего они пришли креститься, как они понимают крещение, зачем им это нужно.

Почти никогда не бывает так, чтобы человек пришел креститься для прощения грехов, как сказано в Символе веры. Но зато очень часто крестятся по традиции, из патриотизма, а еще чаще - чтобы была какая-то защита, чтобы в жизни везло и т. д. И уж совсем печально, когда крестятся потому, что иначе бабка не берется лечить - т. е. получается - крещение не для прощения грехов, а для совершения греха.

Катехизатор с помощью вопросов выясняет, кто конкретно перед ним, какой тип. Люди разные - и это диктует, как ты с ними будешь беседовать и о чем говорить. Поэтому эти катехизаторские беседы минимально формализованы. Они должны быть живыми и обращенными к конкретному человеку, который сегодня здесь перед тобой.

- Понятно, т. е. нет заданного образца.

Да. Главное - это человек, которого нужно привести к Богу.

После вопросов предлагается чтение третьей главы Евангелия от Иоанна, где передана беседа Господа с Никодимом о рождении свыше. То есть пришедшим важно показать, что крещение - это рождение от воды и духа, это рождение свыше, через которое мы можем увидеть Царство Божие, стать ему причастными. Это внутренний духовный переворот, который происходит с человеком, когда он умирает для греха и оживает для Христа.

Дальше на этой же первой беседе рассказывается о первых четырех Заповедях Божиих, которые касаются отношения человека к Богу. Вторая беседа - это разговор об остальных семи Заповедях, где говорится об отношении человека с людьми и как раз о тех грехах, в которых человек, в основном, и живет.

В течение этой недели готовящийся к крещению также прочитывает Евангелие от Марка, учит наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры, чтобы во время крещения произнести его самостоятельно.

Кроме того, следующий шаг - это покаяние. Апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во прощение грехов». Исповедание без разрешительной молитвы принимает священник. А разрешение от грехов оглашаемые получают в святом крещении. То есть человек идет в купель за прощением тех грехов, в которых он только что покаялся, которые он осознал и которые делать больше не хочет, желая приступить к новой жизни.

Исповедание может совершаться отдельно от крещения, либо, если мало людей, непосредственно перед крещением.

Крещение будет совершаться соответственно канонам Церкви только полным погружением - для всех. Затем, на воскресной службе, крещеные могут впервые причаститься Святых Таинств Христовых.

- Отец Геннадий, расскажите о большом оглашении. Люди, конечно, будут выбирать его реже...

Да. Мы, кстати, понимаем, что некоторые не выберут ни то, ни другое, просто уйдут в другой храм. Это неизбежно.

Большое оглашение будет включать в себя шесть бесед. По две беседы в неделю - во вторник и четверг. Каждая беседа цельная. Первая беседа - о Боге, вторая и третья - о десяти Заповедях Божиих, четвертая - об Иисусе Христе, пятая - о рождении свыше, шестая - о Церкви.

Не важно, в какой последовательности они будут прослушаны. Допустим, на этой неделе у нас идут четвертая и пятая беседы. Не беда - можно начать с четвертой. Потому что если сказать человеку: «Вы не успели к первой беседе, приходите теперь через месяц», это собьет его с толку. А здесь, когда б ты ни пришел, ты можешь войти. Главное, чтобы были прослушаны все шесть бесед.

Таким образом, люди, выбравшие большое оглашение, пройдут более объемный и глубокий курс катехизации.

- А как насчет крещения младенцев? Должны ли крестные и родители проходить оглашение?

Да. В случае крещения младенцев оглашение проходят крестные, которые, как правило, бывают людьми светскими, далекими от церковной жизни, и как минимум один из родителей. Потому что если оба родителя не хотят веровать, тогда крещение ребенка и невозможно.

Кстати, оглашение в нашем храме теперь будут проходить все, изъявляющие желание повенчаться. С ними, конечно, будет нужна дополнительная беседа о значении супружеской жизни, о браке в христианском понимании. После чего пара исповедуется, причащается, и только затем - венчание.

- Батюшка, если люди являются воцерковленными, им ведь огласительные беседы проходить не обязательно?

Здесь могут быть разные случаи. Например, люди прошли оглашение, а через год принесли своего ребенка окрестить. Тогда, естественно, оглашение не повторяется.

И потом, если речь идет о воцерковленных прихожанах, вплоть до священников, у которых тоже и дети рождаются, и внуки, то, понятно, мы их не оглашаем.

То есть оглашение необходимо тем, кто до крещения или венчания жили вне Церкви, в лучшем случае - если Церковь была для них некоторым священным местом, куда они могли зайти поставить свечку.

В начале разговора, отец Геннадий, Вы сказали, что катехизация не завершается с крещением. Здесь, наверное, уместно будет рассказать о катехизации крещеных. В чем она заключается?

Для верных катехизация происходит через церковную проповедь, проповедь с амвона и другие формы. Что делается у нас в храме: мы начали чтение Священного Писания с последующим его толкованием на вечерних богослужениях в субботу.

Хотя по-настоящему в этой сфере мы еще не начали работать. Но обязательно будем это делать.

Мне надо сориентироваться, какая форма здесь более приемлема. Но все же я думаю, что воскресные вечера в нашем храме будут посвящены катехизации верных. Надеюсь, что на эти беседы будут приходить и прихожане других храмов.

«Оправдание нашего действия вот в чем: вышел сеятель сеять»

Получается, что с введением практики огласительных бесед существенно повысится если не количество новых членов Церкви, то их качество. Возможно, станет больше сознательных прихожан, а не захожан, забежавших поставить свечку.

Я приведу такой случай из жития Петра Александрийского. В Александрии третьего века, еще до принятия христианства империей, когда не было гонений, но были периоды спокойного бытия, крестилось очень много людей. И Петр Александрийский, явившись своему преемнику по этой кафедре, говорит: «Слушай, что вы нам так много пустых мешков посылаете на небо?» Мешок, образно говоря, это крещение, а в мешке - человек. И вот, мешок поступает, его развязывают, смотрят, а человека там нет. То есть посылать пустые мешки на небо - это перед Господом и грешно, и опасно. И за это мы будем нести большую ответственность. Поэтому просто крестить без оглашения - это неоправданно, а, порой, даже вредно. Вот почему святые отцы никогда этого не допускали.

На Московских Рождественских чтениях в этом году в секции катехизации это все обсуждалось. Возглавлял секцию Екатеринбургский архиепископ Викентий, были и другие архиереи, известные в церковных кругах священники. И вот, совместными усилиями участников секции был подготовлен документ, который отправлен на рассмотрение в Синод. Документ о том, чтобы полностью прекратить крещение без оглашения. Причем, в этом документе рекомендуется сорокадневное оглашение, покаянная беседа со священником, крещение полным погружением и участие оглашенных в жизни Церкви.

Кстати, у нас в храме на ектеньи об оглашенных имена оглашенных будут произноситься вслух: «Вернии об оглашенных - Петре, Татьяне и т. д. - помолимся, да Господь помилует их». И, конечно, по рекомендации Рождественских чтений оглашенные должны будут на литургии оглашенных присутствовать.

- Почему этому придается такое большое значение?

Если оглашенный участвует в жизни Церкви до крещения, то это практически полная гарантия его воцерковления после крещения, а также гарантия того, что мы приобретаем реального христианина, реального прихожанина.

Конечно, не надо строить иллюзий, что сейчас мы это дело начнем, и все быстро расцветет. Нет. Тем более я вполне понимаю проблему, что на сегодня наш храм единственный в городе, где ведется катехизация. Но, во-первых, я надеюсь, что за этим последуют некоторые другие храмы. Потому что архиерей, безусловно, благословит любого настоятеля, который пожелает ввести катехизацию оглашенных.

И, конечно, очень важно, чтобы началась катехизация оглашенных в кафедральном соборе, ведь этот храм в любом случае - образец, показатель.

- Итак, катехизация - это необходимость нашего времени.

Да. И должна делаться во исполнение слов Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Здесь о научении говорится два раза: «идите и научите все народы, крестя их» и «уча их соблюдать». Опять же это - катехизация крещаемых и катехизация крещеных.

Идея научения - это корневая идея Евангелия и Церкви. Сам Господь именуется Учителем: Он не только Спаситель, но и Учитель. Очень важно сделать человека учеником Иисуса Христа.

Понятно, и практика показывает, что оглашение - это вовсе не панацея от всех бед. Человек может, если ему велено, пройти оглашение и после крещения благополучно в церкви больше ни разу не появиться - с тем же результатом, что и без оглашения. Да, это может быть. Здесь, если говорить о неком оправдании нашего действия, то оно вот в чем: вышел сеятель сеять. Это наша задача. А почва, она может быть и каменистой, и доброй, - и это очень часто от нас не зависит. Но, по крайней мере, мы сделаем то, что должны были сделать.

Он родился в «вечной ссылке», вырос в семье меннонитов, а потом стал православным священником. Протоиерей Геннадий Фаст сегодня известный проповедник, богослов, автор многих книг и настоятель храма равноапостольных Константина и Елены города Абакан. Как он успевал служить, писать и воспитывать пятерых детей и успевает ли сейчас общаться с внуками? Как сохранил близость с родными, оставив веру предков и перейдя в Православие? Как удержать подростков в Церкви? Обо всем этом отец Геннадий рассказал .

Ссыльная семья

– Отец Геннадий, я знаю, что вы родились в семье ссыльных. Родители были высланы, когда депортировали советских немцев?

– Нет, моего отца арестовали раньше, в 1938 году. Арестовали как врага народа. Родился он в зажиточной семье, но после революции всё их имение разграбили, уничтожили. Он был 1905 года рождения, поэтому успел закончить сельскую десятилетку, что для того времени редкость. Всю жизнь был простым рабочим, в тридцатые годы жил и работал в колхозе, в бытность колхозником его и арестовали. Сначала обвиняли как фотокорреспондента иностранной разведки, потому что он еще в юности увлекся фотографией и с двадцатых годов фотографировал (благодаря чему у нас много семейных фотографий того времени). Потом этот пункт отменили, но его всё равно осудили – за создание контрреволюционной организации. Организации, которой никогда не существовало.

10 лет отец отсидел в Соликамлаге, а потом был отправлен в ссылку в Новосибирскую область, в село Чумаково, и туда к нему приехала моя мама. Ссылку его объявили вечной, а это означало, что и дети, и внуки, и правнуки, если они родятся, будут ограничены в своих правах, смогут проживать только в этом селе. В 1951 году родился мой брат, в 1954 – я. Родились мы не просто в семье ссыльных, мы сами с рождения были ссыльными – брат до пяти лет, я до двух. После XX съезда КПСС отца реабилитировали, и наша семья уехала в Казахстан.

– А поженились ваши родители до ареста отца или мама приехала к отцу как невеста к жениху?

– Они поженились до ареста, у них родилось двое детей, но девочка прожила всего год, а был у нас еще один брат, 1936 года рождения, то есть на 18 лет старше меня. Как раз в 1954 году он закончил школу, и в том же году детям врагов народа разрешили поступать в вузы. У него не было паспорта, а была только справка «сын врага народа», и с этой справкой он поступил в Томский университет. Так что вместе мы не жили, но на каникулы он приезжал к родителям, и впоследствии мы много общались, дружили. В 2005 году он преставился.

– Десять лет в лагере не могли не подорвать здоровье, а когда вы родились, отцу было почти 50. Хватало ли у него сил заниматься вами?

– Хватало. Крепкое здоровье было у отца, прожил он 87 лет. Когда мы с братом рождались, некоторые ругали родителей: «плодите нищету, сирот». Но когда папа скончался, брату было 40, а мне 37 лет.

Росли мы не сиротами, в дружбе, любви, вере, получили, как и старший брат, высшее образование (хотя к этому папа, можно сказать, уже ничего не приложил). Работал он всегда честно, дома тоже много чего делал, очень любил столярничать и даже сам изготавливал мебель – покупной мебели у нас дома почти не было. Нас он тоже обучал различным ремеслам, мы ему помогали. Конечно, таким умельцем, как папа, я не стал, сам мебель не мастерил, и вообще я человек непрактичный, но инструмент в руках держать умею и физической работы никогда не боялся. Приучил нас папа трудиться.

А самое главное – родители нас любили и показывали пример. Я уехал из родительского дома в 21 год, то есть прожил с ними достаточно долго, и за всё это время не видел не то что ссоры между ними, но даже какой-либо размолвки. Когда я потом узнал, что такое в семьях бывает, мне это казалось дикостью. Ну а то, что сейчас сплошь и рядом происходит, просто какая-то фантасмагория. Когда же рассказываю молодым людям, в какой среде я рос, они говорят: это нереально, так не бывает. А я, говорю, не представляю, что может быть по-другому.

При этом во многом мои родители были людьми очень разными. Отец – добряк, трудяга, трезвенник (ни капли за всю жизнь не выпил), но человек простой, рабочий, а мама, хотя и закончила всего 6 классов (она была моложе отца, 1914 года рождения, в двадцатые годы далеко не все имели возможность получить даже среднее образование), филигранно-интеллигентная, утонченная. Думаю, если бы она могла получить образование, стала бы хорошим литератором. Мама писала каллиграфическим почерком и без единой ошибки, описывала годы репрессий (на немецком языке), Библию знала практически наизусть, вела занятия в воскресной школе, много читала, прекрасно разбиралась в литературе, пела, играла на гитаре и нас старалась приобщить к музыке.

Мы, все три брата, унаследовали от отца полное отсутствие музыкального слуха, тем не менее каждый вечер в 10 часов мама собирала нас со средним братом на сыгровку, у нас были мандолины и немецкая мнемоническая грамота – не нотная, а цифровая. Вот эту средневековую музыкальную грамоту я знаю и на мандолине играть умею, но скорее как механик, а не как музыкант.

Община меннонитов и золотые свадьбы

– Родители были лютеране?
– Меннониты. Эта деноминация возникла чуть позже лютеранства, в тридцатые годы XVI века, в Голландии. Мои предки оттуда, потом они сбежали от инквизиции в Пруссию, там прожили больше двух веков, онемечились, и даже фамилия получила немецкое звучание – Фаст (вообще они были Ван дер Фесте). А при Екатерине II и Александре I переехали в Россию, и здесь мы тоже уже больше двух веков. Кроме русского языка, родители знали plattdeutsch (платтдойч — немецкое наречие под голландский) и литературный немецкий, но у нас дома разговаривали только на литературном языке.

– Дома по-немецки общались?

– Да, с родителями я до самого их ухода говорил только по-немецки, даже язык не повернулся бы заговорить с ними по-русски. С братом, конечно, говорили и по-русски, и по-немецки.

– В шестидесятые годы в Казахстане мальчикам из верующей семьи, наверное, пришлось многое претерпеть?

– Конечно. Помню, в начале шестидесятых дымовуха влетала во время собрания – молились мы на дому. В семидесятые, случалось, комсомольцы нас били. Понятно, что это им не просто разрешали, но рекомендовали, поэтому ходить на богослужения было опасно, тем не менее мы регулярно ходили. В школе мы не были ни октябрятами, ни пионерами, ни комсомольцами, и это тоже многих раздражало. Мне в этом смысле доставалось меньше, чем брату – когда через три года приходил мой черед, учителя уже понимали, что будет то же самое, и на меня уже так не давили.

Но и потом было непросто: меня дважды изгоняли из университета. Сначала из Карагандинского, потом я поехал в Томск, восстановился с потерей года в Томском университете и закончил его. Работал на кафедре теоретической физики, занимался наукой, но меня и оттуда уволили.

А в восьмидесятые, когда я уже был священником, до уголовного дела дошло. На второй день Пасхи должен был быть суд. Но не вызывают, не вызывают, а потом вызвали и дали справку: дело закрыто за отсутствием состава преступления. 1986 год, уже перестройка началась.

– Во-первых, Бог помог. Перед нами не стоял вопрос: выбрать Бога или мир? Мы избирали Бога.

В Караганде, где прошла большая часть моего детства, жили в то время многие освободившиеся из тюрем, лагерей, ссылок (не только немцы, но и русские, украинцы), и было 18 общин разных конфессий. В нашей меннонитской общине было 800 взрослых. Я рос в среде тысяч немцев, и никто из них не разводился, не делал аборты. В детстве я неоднократно бывал на золотых свадьбах… Сейчас иногда спрашиваю молодых людей, бывали ли они на золотых свадьбах. Конечно, не бывали, часто даже приходится объяснять, что это такое.

А отдельно, где-то за рамками наших общин, существовал греховный безбожный советский мир, и мы находились по разные стороны баррикад. Мы жили в том мире, учились в школах, университетах, но были не от мира. И когда я принял Православие, это так же осталось: православные приходы и храмы были такими же островками в окружающем их враждебном мире.

Помог, конечно, и пример родителей. Роль семьи колоссальна.

Ну и община – как вся, так и отдельные молодежные собрания. Общение со сверстниками, которые разделяют твою веру, твои ценности – необходимая поддержка для подростка, для молодого человека. Сейчас молодые люди приходят в храм, там молятся, общаются с Богом, а помолившись, расходятся, общины часто нет. Бог, семья и община – то, что позволяло нам жить не так, как жил мир.

Переход в Православие

– Несмотря на пример искренней веры, когда слова не расходились с делами, вы перешли в Православие. Можно догадаться, что это был выбор не от разочарования, а в результате глубоких богословских размышлений, сравнений?

– Конечно, не от разочарования. Я еще в отрочестве обратился к вере сознательно (воспитание много значит, но каждый должен пережить личную встречу с Богом) и был, несмотря на молодость, активным проповедующим братом, а когда переехал в Томск и восстановился в университете, познакомился с Игнатием Лапкиным (в то время он был прихожанином Покровского собора г. Барнаула – прим.ред. ) и протоиереем Александром Пивоваровым. В результате общения с ними я увидел, что по Библии протестантские учения вступают в противоречия, а православное учение, которое казалось мне дремучим и полусуеверным, на самом деле и есть учение Священного Писания. Это был шок!

И еще я понял, что протестантское общество, несмотря на многие плюсы, ограничено: и потолки низкие, и многого там просто нет. Например, апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак., 5, 14-15) . Ничего этого в протестантизме нет. В Православии есть таинство соборования, а в протестантизме вообще нет никаких таинств, вся вера субъективна: молишься, стараешься жить по заповедям, исповедуешь веру. А тут открылась сакральная сторона веры.

Мне открылось, что Православная Церковь – Церковь истинная, созданная Христом и апостолами и сохранившая преемственность по сей день, а протестантизм, увы, лишь ветви, которые в своих положительных вещах питаются соками исторического древа христианства, но во многом и отпали от древа.

Это был очень непростой для меня период, много пришлось читать. Потом отец Александр меня крестил.

– Вы не через миропомазание присоединились к Православию, а крестились?

– Да. У меня были мучительные сомнения, но потом от Самого Господа я получил знак, что надо принять крещение, и очень этому рад. Знаю некоторых людей, которые из подобных общин перешли в Православие через миропомазание, и сам ради икономии могу не отказать и принять из протестантизма через миропомазание, но лучше, конечно, креститься, и для меня крещение, которое я воспринял как таинство, имело огромное значение.

– Как родные отнеслись к вашему выбору?

– Старший брат, который родился до репрессий, не сразу, но очень внимательно отнесся к моему шагу. В отличие от нас, двух младших, он в шестидесятые-семидесятые даже позиционировал себя атеистом, с головой ушел в науку, занимался математикой, астрономией, к вере шел трудно, но когда пришел, принял крещение в Православной Церкви, а родители и другой брат воспринять это не смогли. Родителям было очень тяжело.

Отношения сыновней и родительской любви не прекращались до самой их кончины (мама умерла в 1991 году, папа в 1992), но они очень переживали, что я сделал такой выбор. Особенно мама. Но я как сын попросил у родителей благословения… Не на священство – этого они не вместили бы, — а на всё, что я делаю для служения Господу, Который у меня не изменился. Не сразу, но через некоторое время отец дал мне такое благословение.

– А со средним братом не спорили?

– С ним у нас были жесткие дискуссии, но это в прошлом. Теперь не спорим, потому что жизненные пути определены. Он пастор, живет в Германии, но служит также в Казахстане, половину времени проводит там. Встречаемся, общаемся по-братски, в чем-то нам очень легко общаться – нас объединяет любовь к Богу, Библии, — но жизненные пути разные, поскольку Православие он не принял.

Не разделяя службу и семью

– Женились вы на православной девушке?

– Да. Познакомились мы в протестантской общине, но шли в своих поисках в ногу: я крестился, а через две недели моя будущая жена присоединилась к Православию через покаяние. Она в детстве была крещена, но, как многие крещеные, не получила никакого православного воспитания, потом вслед за своей мамой пришла в протестантскую общину. Там мы познакомились и вместе пришли к Православию. Это было еще до женитьбы.

– Она сразу приняла ваше решение стать священником? В советское время этот путь обрекал семью на изгойство.

– Еще в период нашего знакомства я сказал ей не только что люблю ее, но и что буду всю жизнь служить Богу. Она приняла это совершенно естественно, мы шли вместе и по жизни, и по вере, и по службе – она пела на клиросе и 30 лет была псаломщицей. Можно сказать, «без отрыва от производства» родила пятерых детей, которых мы, естественно, тоже воспитывали в вере. Дети росли при храме, мальчики с раннего детства пономарили, девочки пели на клиросе, и одна из них может сама вести службу.

Я никогда не чувствовал разделения между службой и семьей, у меня впечатление, что я 24 часа в сутки служу Богу, а дети вовлечены в этот процесс как в храме, о чем я уже сказал, так и дома. Мы вместе жили – не просто под одной крышей, а общей жизнью.

Я всегда пишу только ручкой, и одну из моих книг дочка набрала на компьютере. Я же вместе со старшей дочерью «учился» в университете – все ее курсовые и диплом прошли через меня. Она на искусствоведа училась, а я всегда увлекался искусством, в юности одно время даже художником хотел стать, и мне просто было интересно. Старший сын учился на радиофизика, случалось, что мы с ним вместе рассчитывали электрические цепи. А младший учился в авиационном – тут уж он втягивал меня в авиацию. Я рассказывал ему из аэродинамики, что помнил по университетскому курсу.

Одна дочка у меня экономист – в эту тему я не вникал, не мое. Зато она по жизни… Ее зовут Марфа – и она такая и есть! Замечательная дочка!

Мужское воспитание

– Ваш младший сын теперь авиадиспетчер. Мужская профессия! Пожалуй, не менее ответственная, чем хирург.

– Да, это профессия, где ошибаются не больше одного раза. Он учился увлеченно и так же увлеченно работает. Мне это очень приятно – действительно мужское дело. Притом что в нашей семье до него никто профессионально не был связан с авиацией, и он в детстве авиацией никак не интересовался, но вот один наш прихожанин, авиатор, посоветовал ему, сказал, что есть такая замечательная профессия для настоящих мужчин. Сын пошел в авиацию и очень этому рад.

– Приучали ли вы сыновей к физическому труду, как в свое время вас с братом приучал отец?

– Я уже говорил, что по этой части мне до отца далеко, но мы жили в доме на земле, даже в 40-градусный мороз приходилось ездить за водой на колонку, убирать снег со двора и с крыши. Рубили дрова, топили печку, копали и поливали огород, потом снимали урожай. Приучены они с детства к работе, которая многим современным молодым людям незнакома.

И учиться они начали рано. Поскольку я по образованию физик и до сих пор физику очень люблю, занимался с сыновьями физикой, когда они еще были дошкольниками. Например, закон Архимеда им рассказал до школы или в начальных классах. Они всё записывали и помнят мои уроки.

Еще я брал сыновей, особенно старшего, в свои миссионерские поездки. Что всегда присутствовало в нашей семье, так это путешествия. Хором не построили, а ездили много. Всё это очень памятно, сближает, расширяет кругозор.

Конечно, занимались мы и духовным образованием детей, проводили с ними дома занятия по Закону Божьему, по Библии.

«И не стыдно? У тебя же папа – батюшка!»

– Вы с братом росли, когда за веру преследовали, травили. В девяностые отношение к Церкви изменилось, и в этом смысле ваши дети росли в более благоприятных условиях, понимали, что их отец — уважаемый в городе человек. Но, наверное, в таком комфорте есть и свои минусы?

– Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп., 4, 12-13) . Любящим Бога всё служит ко благу: и гонения, и почет.

Старшие дети захватили и советскую эпоху. В 1986 году, когда у нас уже было трое детей, на третий день Рождества к нам пришли с обыском. Матушка спросила: «Детей увести?». «Нет, оставляй», — сказал я. Девять часов шел обыск, дети при этом присутствовали.

Две старшие девочки еще застали время, когда все вступали в октябрята-пионеры, а они, естественно, не вступали. Но уже не было такого давления, обстановка менялась, только по инерции многое еще шло по-старому. С другой стороны, на их глазах восстанавливалась епархия. Это была весна, эпоха возрождения, и дети мои в возрождении активно поучаствовали.

Да, они видели, что их отец, как вы сказали, уважаемый в городе человек, причем сначала их это вообще не интересовало. Будь ты хоть президент, хоть сапожник, для малыша ты просто папа, но потом, когда они стали что-то соображать, пошли в школу, заинтересовались, в чем особенности нашей семьи, и мне пришлось даже объяснять им, почему нас знают в городе. Но они не заносились, не замечал я ни у кого из них гордыни.

Было другое – это крест многих поповских детей и на приходе, и в городе. Балуется ребенок – ему делают замечание, а когда это сын или дочь священника, некоторые взрослые считают нужным добавить: «А еще батюшкина дочь» или «И не стыдно? Ты же батюшкин сын». Сильно их это доставало, о чем они мне рассказали уже позже, когда выросли и стали анализировать.

А если сравнивать мое детство и их, то мне кажется, что нам было труднее в религиозном отношении, в исповедании веры, а им – в отношении нравственном. Потому что все стали называть себя верующими, многие действительно воцерковлялись, и уже никого не удивляло, что, допустим, артист снимается в очень сомнительном фильме и при этом ходит в храм. Стерлась грань между Церковью и миром, между добром и злом. В наше же время были четкие грани, приходилось определяться, по какую ты сторону.

Крещение

– Многие дети, выросшие в те годы в верующих семьях, и не только неофитских, в переходном возрасте начинали бунтовать и переставали ходить в храм. У ваших детей не было такого бунта?

– Проблемы переходного возраста, конечно, имели место, но ни у кого из моих детей никогда не вставал вопрос о том, чтобы уйти из Церкви. Сейчас самое большое искушение у подростков из христианских семей – стремление жить, как все. Не отрекаться от Православия, но при этом быть как все даже по внешнему виду. В наше время во всём был контраст – даже одежда отличала нас от мирских.

Слияние мира и Церкви – большое искушение, через которое в подростковом возрасте прошли все мои дети, да сейчас им приходится через него проходить. Но по милости Божьей все сохранили веру.

И храм, и улица

– Часто православные родители спрашивают: как удержать детей в Церкви?

– Помню, когда сыночку было года четыре, старушка-прихожанка спросила его: «Ты когда вырастешь, батюшкой будешь?». Он смотрит на нее и отвечает: «Ну, если Господь призовет, то буду». Я своим детям с ранних лет говорил, что служение Богу – это Божье призвание. Не только священническое служение, но и любая жизнь по вере. Но есть и синергия, человек – соработник Господа и должен прилагать усилия. Безусловно, личный пример родителей и атмосфера в семье имеют огромное значение, но этого недостаточно. Молодым необходима молодежная среда.

Воскресные школы для детей есть сейчас почти везде, только уж у совсем ленивых настоятелей нет, а вот молодежная работа пока слабое звено в Русской Православной Церкви. А без молодежного общения в переходном возрасте, в юности единицы удерживаются в Церкви. Потом, ближе к 30 годам, многие возвращаются, но уже успев немало нагрешить, и некоторые, вернувшись из греха, даже священниками становятся.

– Вы следили за кругом общения своих детей?

– Это было сложно, они все в 17 лет уезжали из дома на учебу. Мы до сих пор тесно общаемся, по милости Божьей отношения всегда оставались доверительными и дружескими, но с 17 лет они шли в свободном плавании, оказывались в разных ситуациях, проходили через них.

Ну а в детстве, когда жили дома, они общались с самыми разными людьми, не только верующими. Один круг общения – храм, воскресная школа, православная гимназия, а другой – улица. Мои дети все прошли через улицу (чего сейчас не бывает в больших городах), и это очень хорошо – они играли с соседскими детьми, общались.

– Это же нормально, что они общались не только с верующими сверстниками?

– Конечно, нормально. В моем детстве тоже была улица, много детворы, все общались. Учился я в советской школе, в университете, и всюду появлялись друзья. Мы не должны изолироваться. «Вы – соль земли… Вы – свет мира» (Мф., 5, 13-14), — говорит Господь Своим ученикам. Монашество – путь для немногих, большинство христиан жили и будут жить в миру. У меня есть немало и школьных, и университетских друзей, с которыми мы поддерживаем связь. Я не считаю, что надо общаться только с верующими, да это и нереально.

Не потерять корни

– Все ваши дети уже имеют свои семьи?

– Да, в прошлом году последнюю дочку замуж выдали. У нас уже 5 внуков, ждем шестого.

– Их женихи и невесты были верующими или приходили к вере уже после знакомства с ними?

– Чаще второй вариант. Только младший сын женился на девушке, которую я исповедовал, когда она еще в младших классах училась. Ее мама активная прихожанка, мое духовное чадо, и она, естественно, тоже с детства воцерковлялась. Другая моя невестка и три зятя проходили путь воцерковления, познакомившись с моими детьми. Один сначала даже некрещеный был. Все они замечательные люди, все создали брак через венчание.

– Советуются ли с вами сыновья и зятья, как воспитывать внуков?

– Они все мужчины самостоятельные, ответственные, надежные. А внуки у меня еще маленькие – старшая внучка во втором классе, остальные дошкольники. На лето внуков привозят к нам, дочери приезжают, иногда по месяцу с нами проводят. Весело у нас летом, многолюдно. Одно дело – рассматривать фотографии внуков или приехать ненадолго в гости, подержать на руках, и совсем другое — когда три месяца вместе живем. Пусть ты занимаешься своими делами, а внуки играют, всё равно приятно и объединяет, обогащает.

– Несмотря на то, что дети давно живут в другом городе, вам удается сохранять патриархальные традиции?

– Мы хотим, чтобы они сохранялись, и всё возможное для этого делаем. В прошлом году в Караганде на 100-летие со дня рождения моей мамы собрались все потомки моих родителей – 45 человек. У нас родственники в Томске, в Германии, со всеми общаемся, и наши дети стремятся к этому общению.

В патриархальных обществах были понятия семьи, родни, рода и народа. Семья у нас есть, родня есть и даже род есть – мы знаем свою родословную с XVI века. Очень важно ощущать свои корневые основы.

Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.

«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…
…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…
В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…

Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.

В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. .

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»…
Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.

Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.
Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (http://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».


Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.

В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.

4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

Пора приступить к разбору ошибок прот. Геннадия Фаста. Начать лучше со статей в Журнале Московской Патриархии - в № 10, за октябрь 2010 года, с. 66-69 и в № 12, за декабрь 2010 года, с. 66-69, так как они написаны без полемического задора «Открытого письма», более корректно и обдуманно. Первое прочтение статей даёт общую картину активной деятельности прот. Фаста, деятельности, требующей многих сил и времени. Можно засвидетельствовать (см. Рим. 10, 2), что прот. Геннадий имеет ревность по Боге, но по разуму ли эта ревность - вот вопрос! Чтобы ответить на него более красочно что ли? - сделаем зигзаг в сторону и поговорим о женских модах. Должны ли православные девушки и женщины следовать моде (конечно, если на это есть средства)? Мудрые батюшки отвечают так: во-первых, в одежде и внешнем облике их не должно быть ничего нецеломудренного, а в остальном они могут одеваться модно, но только тогда, когда мода уже устоялась. Почему меняется мода? Если все одеты модно, это делает массу женщин безликой, как военное обмундирование делает всех солдат на одно лицо. Чтобы выделиться из толпы и привлечь к себе внимание, нужно одеться во что-то новое и непривычное. Вот и новая мода! У православных женщин не должно быть желания выделиться из толпы, так что они могут одеваться модно только тогда, когда по моде оденется большинство женщин. Если не следовать установившейся моде, это тоже выделяет их из толпы и привлекает к ним совершенно ненужное внимание.

Я далёк от мысли, что о. Геннадий желал бы себя выделить на сером фоне окружающих священников. Наверное, он просто хотел как можно более усердно исполнять свой долг священника. В молодые годы и у меня были заскоки, вызванные этим же желанием: мне казалось, что мои сослуживцы неоправданно сокращают чинопоследования - и я служил и требы исполнял более полно. К счастью, рядом со мною были священники с большим богослужебным опытом и лагерным стажем: они - по слову святых отцов - видя меня возносящимся к небу, дёрнули за ноги и поставили на землю. Они внушали мне, что я не должен выбиваться из общего фона - это крайне опасно! - и если что-то считаю необходимым изменить и исправить, должен это делать с крайней осторожностью и постепенностью. Видимо, рядом с о. Геннадием Фастом такого мудрого наставника не оказалось, и он вознёсся в облака и, упиваясь своим усердием, дошёл даже до догматических заблуждений - о чём речь впереди.

В октябрьской статье прот. Геннадий Фаст излагает установившийся в Енисейске порядок катехизации и особенности в совершении таинства Крещения. Хотящим креститься предлагается прослушать беседы о вере - 6 или 8. Длительность их - часа два. Для иногородних число бесед сокращается. Рекомендуется ходить в Церковь (уходя с Литургии после возгласа «Оглашеннии, изыдите»), прочитать хотя бы одно из четырёх Евангелий, выучить наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры. В конце катехизации «выявляется проделанный духовный труд подготовки ко крещению, оставлена или нет греховная жизнь» (с.67). Прямой смысл этой фразы чисто сектантский : я был грешником, но поверил во Христа, крестился - и теперь святой! Но может быть о. Г. Фаст просто неудачно выразился, а мысль такая: если человек не желает оставить греховную, даже порочную жизнь, ему креститься нельзя, и следовательно катехизация своей цели не достигла. Но всё равно, приведённая фраза не случайна. Это особенно ясно видно из заглавия статьи: «Идите, научите все народы, крестяще их…». Заглавие отражает два момента: научение (катехизация) и крещение. Господь говорит иначе: научить (чтобы человек осознал необходимость крещения), окрестить, а потом постоянно учить (и учиться) соблюдать Христовы заповеди, пользуясь постоянной помощью Самого Господа, обещавшего быть с нами до скончания века (см. Мф. 28, 19-20 ; ср. Рим. 7, 15-25). То есть, крещение, омывая первородный грех и мои прежде бывшие грехи, даёт мне возможность победить мою греховность, но для реализации этой возможности я должен «до крови» сражаться, «подвизаясь против греха» (см. Евр. 12, 4).

Итак, мы должны всю жизнь учиться христианской жизни и подвизаться в ней. То есть, ошибка прот. Геннадия состоит в том, что он хочет получить идеальных - по его понятиям! - христиан ещё до крещения и потому возлагает бремена тяжкая и неудобоносимая на плечи оглашенных, перекрывая путь ко крещению тем из них, которые не могут исполнить его требований, (например, заняты на двух, а кто и на трёх работах, чтобы прокормить своих близких) особенно если их катехизация связана с более или менее дальними поездками. Правда, для иногородних прот. Геннадий делает послабление - уменьшает число катехизических бесед, но конечно не ограничивается одной, непосредственно предшествующей крещению.

Теперь о богослужебных отличиях крещения. Начинаются они ещё во время катехизации. Перед возгласом «Оглашеннии, изыдите!» присутствующие в церкви оглашаемые должны подойти к амвону, и священник, выйдя из алтаря, вслух читает над их головами тайную молитву об оглашенных, после чего они уходят из церкви (с. 68).

Нередко крещение совершается в реке или озере. Бывает, хотя и редко, крещение в проруби. «Крещение в реке или озере всегда особенное событие» (с.68). Мне, старому священнику, непонятно, как в таких экзотических условиях сохранить должное благоговение к великим таинствам Крещения и Миропомазания (см. иллюстрации на с. 67 ЖМП). «Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником», что ещё более должно разрушать благоговение к священнодействию. «Иногда крещение совершается с участием всего прихода». Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас ещё раз покреститься, но … такого не бывает» (с. 69). На мой взгляд эта фраза - приговор крестильным новациям прот. Геннадия Фаста: крещение становится «во имя Фаста» . Помните, с какой горечью говорит апостол: «Разве во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1, 13). А прот. Геннадию это сожаление прихожан, что они не могут повторно креститься, видимо, очень нравится.

Теперь самое время сказать о главном грехе статьи - о повреждении догмата «о едином крещении во оставление грехов». Внешняя оболочка таинства - катехизация и особенности совершения самого чинопоследования - не только заслоняют, но и пытаются уничтожить (превратить в ничто) само внутреннее содержание таинства. В самом начале октябрьской статьи прот. Геннадия в ЖМП содержится такое утверждение: «Крещение - врата церковные. В наше время эти врата одиноко стоят в чистом поле, которое есть мир (ср. Мф. 13, 38), и прошедшие через них оказываются там же, где и были. Врата в никуда» (с. 66). Страшно читать такие кощунственные слова! Великое таинство Крещения - врата в никуда! Было бы понятнее, если бы прот. Геннадий говорил о том, что любое таинство при неправильном отношении к нему вместо спасения ведёт в суд и осуждение. Но нет - это просто «врата в никуда» . И совершенно непонятно, почему бы прихожанам, которые в детстве крестились «в никуда» не окреститься вновь - уже в Церковь. В этой фразе сказалось присущее некоторым современным богословам забвение о Боге и Его благодати. Ведь священник только внешнее орудие совершения таинства, а совершителем является сам Бог.

Ущербность катехизации в Енисейске в её чрезмерности, особенно в чрезмерной требовательности к духовному облику крещаемого - он должен быть совершенным ещё до крещения, так что катехизация по Фасту делает крещение почти излишним. А необычная обстановка самого крещения переносит центр тяжести с внутреннего на внешнее . При этом утверждается, что без этого внешнего внутреннее ничто! Как могла такая статья появиться в Журнале Московской Патриархии - официальном печатном органе нашей Церкви?

Повреждение догматического учения Церкви есть и в декабрьской (ЖМП № 12, декабрь 2010 г. с. 66-69) статье прот. Геннадия Фаста. Искажению подверглась наша вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Как говорится в редакционном предисловии - в этой статье о. Фаст «предлагает свою философию общинной жизни». Вот эта философия и есть источник погрешности. Общая цель статьи - показать преимущество общинного устроения прихода пред обычным приходским. Вот её основной тезис: «Одно из объяснений происхождения слова “церковь” возводит его к латинскому слову circus - “круг”, который возникает из учеников Христа и таинственно реализуется в Церкви Божией. Иисус Христос собирает учеников, и возникает круг. Таинственно это всегда реализуется в Церкви Божией. Сакрально присущее Церкви свойство круга переживается народом Божиим и определяет формы церковной жизни». Этот тезис по мысли прот. Фаста должен показать порочность приходской (якобы разомкнутой) формы организации прихода, свидетельствующей (см. статью) «о оскудении духа» и «о обмирщении Церкви». Поэтому он ратует за «устроение прихода как молитвенно-евхаристической и миссионерско-благовестнической общины», чем по его мысли восстанавливается кругообразное устройство прихода. Это происходит «когда приход, объединяющий православных жителей какого-либо населённого пункта, в результате служения того или иного пастыря перерастает в общину с самобытной внутренней и внешней жизнью. Такие примеры наблюдались даже в непростые советские годы». В этом случае «появляется общинное самосознание и самоощущение прихода, возникает тот самый круг, собирающий всех воедино вокруг Христа» (с. 66). Как прот. Геннадий не видит, что община собирается не вокруг Христа, а вокруг пастыря - в данном случае вокруг прот. Фаста?

Образ круга вовсе не так однозначен, как это представляет прот. Геннадий Фаст. По кругу движутся в воинственной пляске мусульмане. Круг присутствует в радениях мистических сектантов и в оккультных практиках. Так что сам по себе круг ещё ничего не доказывает, скорее наоборот. Хотя образ Церкви как круга даёт нам и авва Дорофей (см.: Добротолюбие, т. 2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, Подвижнические наставления аввы Дорофея, п. 42, с. 617). Но этот образ говорит против общинной философии прот. Фаста. По авве Дорофею, Церковь есть круг, в центре которого Бог. Точки на окружности - люди. Если они идут к Богу (по радиусу!), то они сближаются и друг с другом. Если идут (в радиальном направлении) от Бога, то и друг от друга отдаляются. Дополним образ, данный аввой Дорофеем - ведь можно двигаться и вбок, вправо или влево. То есть, вместо движения к Богу, люди движутся друг ко другу, одновременно удаляясь от тех, кто у них за спиной. Так и создаются общины вокруг авторитетных батюшек. Единая Церковь распадается на общины - круги, центром которых становятся - вместо Бога! - авторитетные священники: священник Георгий Кочетков, или протоиерей Геннадий Фаст.

Это не моя фантазия, это реальный план сатаны по разрушению Церкви .

Большие надежды в деле воцерковления народа некоторыми возлагаются на общинное устройство прихода. Как мы видели выше, никаких сакральных преимуществ община перед приходом не имеет. Их сравнивать можно только по плодам (см. Мф. 7, 16). Чем практически община отличается от прихода? Тем, что она налагает на своего члена дополнительные обязанности. Прот. Геннадий Фаст указывает на два вида общины: целевая община и община пастырская. Пример целевой общины - созданная о. Аркадием Шатовым (ныне епископ Пантелеимон) община сестёр милосердия. Если у достаточно сильного и здорового человека почему-либо прекратились семейные и производственные обязанности (или при их существовании есть систематически высвобождающееся свободное время), почему бы не отдать свою заботу и свой труд на доброе дело? Имеет право на существование и пастырская община, если она не охватывает всего прихода. Например, батюшка до принятия сана был тренером по самбо. Очень хорошо, если около него соберутся молодые люди с целью приготовить себя для воинской службы. Но не такова община, собравшаяся вокруг прот. Геннадия Фаста. Она представляется ему идеальной. На самом же деле она уродлива. Ущербность общины, собравшейся вокруг прот. Геннадия Фаста, и вообще ущербность «пастырской» общины лучше всего показать, разбирая фразы из статьи, восхваляющей и рекламирующей эту самую общину. Напоминаю - это «декабрьская» статья в ЖМП прот. Геннадия, носящая очень выразительное название: «Как велик и прекрасен наш Бог!».

Приход вокруг авторитетного священника «перерастает в общину с самобытной внутренней и внешней жизнью» (с. 66). Эта самобытность и «перерастание» в неё - уже ущербны. Значит, этот приход не такой, как все остальные кругом. Как это напоминает: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди»! (Лк. 18, 11). А если чуткий совестью христианин не хочет принять этого перерастания, он объявляется чуждым Христа и посторонним для Церкви (см. абзац об «отсеве» - с. 67, средняя колонка).

Читаем дальше. Рассуждение об исповеди. «Прихожане получали пастырское наставление, епитимии… В результате такой исповедной практики приход естественным образом… стал приобретать некоторые формы общины» (с. 67). Исповедь, как бы длительна и прекрасна она ни была, может служить образованию общины только тогда, когда пастырь не довольствуется скромной ролью свидетеля исповеди (как его учит Церковь - «аз же точию свидетель есмь»), а берёт на себя некое подобие роли опытного в духовной жизни монастырского старца. Он становится не просто священником, а «духовным отцом!» (младостарцем), собирающим вокруг себя не просто прихожан, а «духовных детей». Ну, а того, кто побоится вручить себя его духовному руководству - того в отсев!

Далее. «Приход стал для нас училищем благочестия. И в праздники, и в будни… читается какая-нибудь книга Священного Писания (например Апокалипсис). Священник читает текст и комментирует его» (с.67). Апокалипсис настолько таинственная и трудная книга, что на толковании его и не такие умники, как мы с о. Геннадием, ломали себе шею. Но дальнейшее ещё хуже. К толкованию приглашаются и миряне. «По воскресным вечерам… проводится двухчасовая воскресная беседа… Читается Священное Писание. Беседу ведёт священник, а все присутствующие свободно обсуждают текст… Такие прихожане не ограничиваются бытовым православием, Библия и святые отцы открывают им большие глубины нашей веры» (с. 68).

Как нас с о. Геннадием учили в духовных школах - принцип свободного толкования Священного Писания есть основополагающий принцип протестантизма (ещё раз - как прав владыка Антоний в своих обличениях!). Этот принцип породил огромное количество сект. Они, несмотря на вопиющую иногда глупость свободного толкования Писания, обладают завидной живучестью, что гибельно для попавших в их сети. Пример - Уильям Миллер, основатель секты адвентистов. Как многие баптисты - а он начинал как баптистский пресвитер - он верил, что ещё до Страшного Суда Христос придёт на землю для тысячелетнего Царства. Это учение осуждено соборным разумом Церкви, но свободным толкователям Писания Церковь не указ! И вот Миллер задумался - когда же будет пришествие (адвентус) Христа. У пророка Даниила он прочитал: «На сколько времени… святыня и воинство будут попираемы?… на две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8, 13-14). А у пророка Иезекииля - «День за год, день за год Я определил тебе» (Иез.4, 6). Соединив эти тексты (которые на самом деле относятся к разным событиям), он решил, что пришествие Христово должно быть спустя 2300 лет после изречения Даниилом его пророчества - т.е. в 1854 году. Собрал своих последователей - и они в белых одеждах с горящими свечами ждали Христа. Несмотря на то, что адвентус не произошёл, секта адвентистов успешно существует до сих пор. Так опасно свободно толковать Священное Писание!

И уж конечно, приход о. Фаста, переросший в самобытную общину, не мог обойтись без литургической самобытности . Так, Апостол читается на русском языке. Евангелие - лицом к народу. Хотя по общепринятому правилу это допускается только раз в год - на вечерне первого дня Пасхи. На ектении после Евангелия и проповеди - особое прошение на тему только что сказанного поучения. В записках подаются не только имена, но и нужды и благодарения (как интересно звучит: раб Божий Андрей благодарит Бога за приобретённую машину. Если бы это было в советские времена, могла бы прозвучать и такая молитва: раб Божий Иван просит Божией помощи на сдачу экзамена по научному атеизму). На возгласе «Возлюбим друг друга…» по примеру кочетковцев начинается взаимное целование - правда, братья братьев, сестры сестёр. Такая вот самобытная община! Особенно меня умиляет чтение батюшкой молитвы «Святый Боже» на еврейском языке. Как язык православного богослужения еврейский угас ещё до конца II-го столетия, так как православные евреи или были истреблены гонителями или ассимилированы спасшими их от истребления народами. Вновь крестившиеся евреи входили в состав Церквей этих народов. А песнопение «Святый Боже» появилось при патриархе Прокле, то есть, два или три века спустя. Зачем нужен искусственный перевод этой молитвы на еврейский язык? И уж если захотелось учёному человеку так помолиться, для чего понадобилось через Журнал Московской Патриархии оповещать об этом всю полноту Русской Церкви? Это очень похоже на блестящую брошь в костюме модницы - пусть все обращают внимание и завидуют! Хотя, может быть, это ещё один укор владыке Антонию - какого высокообразованного пастыря потеряла его епархия!

Очень плохо, что прот. Геннадий Фаст самобытничает не один, а вовлекает в процесс своих прихожан. «Следует отметить, - пишет он, - что ничто и никогда не вводилось распоряжением настоятеля. Река сама находит своё русло, её не направляют» (с. 69). Оставим на совести прот. Геннадия слово, что реформы в приходе возникли сами собою без его направляющих усилий. Беда в том, что прихожане могут - теперь, после ухода прот. Фаста в другую епархию - учинить раскол. Хотя по сути дела - с ним или без него - они уже в расколе, так как подпали под клятву Святейшего Патриарха Тихона . В своём обращении от 4/17 ноября 1921 года, перечисляя самовольные изменения службы, о которых ему стало известно (в частности - «богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке», «произносятся возгласы, не указанные в Служебнике», «молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух» и т.д.) он сказал: «На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения » (Благодатный Огонь, 2010, №20, с.3).

* * *

Отдельно стоит сказать о двух вещах, о которых я уже писал раньше, а не упомянуть нельзя. Это, во-первых, вопрос о частоте причащения и о подготовке к нему. Об этом см. мою статью «Истинный смысл современной пропаганды сверхчастого причащения» (Благодатный Огонь, 2007, № 16, с. 3-18).

Второе требует цитаты: «Износится Святая Чаша. И вот мы все со Христом и во Христе друг с другом навеки едины! Круг Церкви, этот Sanсtus Circus, сомкнулся с центром во Христе» (ЖМП, 2010, №12, с. 69). О чем говорит эта цитата? Она показывает, что община, образовавшаяся вокруг - не Христа, а прот. Геннадия Фаста - наконец-то «сомкнулась с центром во Христе». Это - экклезиологическая ересь протопресвитера Александра Шмемана , только здесь она более откровенно сформулирована. Против этой ереси в своё время выступил протопресвитер Михаил Помазанский (его статья «Экуменика на фоне православной литургики» опубликована в журнале «Благодатный огонь, 2004, № 12, с. 96-109). Прот. Михаил пишет: «Индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, т.е. значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом совершенно определенно выражено Апостолом в 10-11 главах I-го послания к Коринфянам» (с. 101). То есть на первом месте соединение со Христом, на втором - как следствие! - соединение друг с другом. Шмеман и Фаст говорят наоборот - сначала образование общины, а уж потом - всей общиной вместе! - соединиться со Христом (или - что то же! - поставить Христа в центр уже созданной общины). О. Михаил Помазанский, опираясь на слова Апостола: «Кто есть и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе» (1Кор.11, 29), говорит, что если осуждение индивидуально, то и «достойное принятие их совершает индивидуальное освящение», то есть, индивидуальное соединение со Христом первично, а единство верующих в Церкви (во единой святой, соборной и апостольской Церкви - а не в отдельно взятой общине) - вторично. Оно есть неизбежное следствие соединения отдельно взятого человека со Христом. То же самое говорит и авва Дорофей: чем ближе ко Христу, тем ближе друг ко другу (а не наоборот - чем ближе друг ко другу, тем ближе ко Христу - ибо так можно сбиться в кучу - общину! - помимо Христа ). Эту же мысль ярким примером пояснил сам Господь Иисус Христос. Он сделал это тут же после Тайной Вечери - т. е. после первого в истории причащении Его Святых Таин. Выйдя с Вечери, Он (наверное!) увидел виноградную лозу и указал на неё Своим апостолам (см. Ин. 15, 1-8). Причастники - ветви на Лозе-Христе, а далее Отец Небесный - в индивидуальном порядке! - эти ветви сортирует: одни обрезывает, чтобы принесли больше плода, другие, не приносящие плода, отсекает, а когда высохнут - бросает в огонь. Продолжим образ. Община - это веник из ветвей. Веник целиком к Лозе не прививают - его надо разобрать на веточки и привить их к Лозе-Христу каждую отдельно. Тогда они будут питаться соками Лозы и составят единое целое с Ней, а значит, и друг с другом. А единство веника чисто внешнее - его создаёт верёвка, которой он связан. Вот содержание и смысл экклезиологической общинной ереси, которую проповедовал прот. Шмеман, а осуществляют о. Кочетков, о. Фаст и другие.

Естественна реакция верующего, сохранившего здравый инстинкт истинной веры: можно ли ходить в храм, где устанавливаются «самобытные» общинные порядки? Как по разному решают этот вопрос прихожане - мы видим на примере общины кочетковцев (см.: Благодатный Огонь, 2007, № 16, с. 61, 62 и 65 , а так же: Благодатный Огонь, 2010, № 20, с. 34-35). Правда, у них отсев прихожан - это иногда требование самих кочетковцев: «Ещё раз придёшь в наш храм - тебе не жить» (Благодатный Огонь, № 20, с. 35). Более мирно это происходило в кафедральном храме архиепископа Ионафана (Елецких): его «общину “покинула” группа экзальтированных особ, …но храм пополнился мужчинами и женщинами молодых и средних лет» (Благодатный Огонь, № 20, с. 21). Тот же процесс происходит (происходил!) и в общине прот. Геннадия Фаста. Вот что он пишет об этом: «Некоторый отсев прихожан - это хорошо или плохо? Не задача ли священника любыми средствами привлечь людей?» (ЖМП, 2010, № 12, с. 67). Ну, привлекать-то может быть и необязательно (тем более «любыми средствами»). Важно не оттолкнуть - даже просто любопытствующего, если он не враждебен Церкви. Но оттолкнуть наиболее здравомыслящих прихожан нарушением устава - это уже преступление! Преступно и объявлять их чуждыми Церкви, как это делает о. Фаст: «Привлечение и отсев - это обоюдный процесс. Ко Христу тянутся те, кого привёл Отец (см. Ин.6, 44), а отходят от него те, для кого “жестоко есть слово сие” (Ин.6, 60)» (там же).

Жутко читать эти кощунственные речи в Журнале Московской Патриархии, призванном быть образцом православных СМИ. Какая-то червоточина завелась в его редакции. Кто-то из её редакторов сочувствует и пытается активно содействовать реформаторам, которые, по словам покойного старца о. Иоанна Крестьянкина, стремятся разорить Церковь. Такое же проникновение произошло и в редакцию журнала «Нескучный сад». В его втором номере за 2011-й год опубликована статья с красноречивым заголовком: «Обновленцы реформ не любят». Цель статьи - отмежевать современных реформаторов-неообновленцев, особенно переводчиков богослужения на русский язык, от скомпрометировавших себя обновленцев XX века. Обоснованный ответ на эту статью уже дан в замечательной статье священника, ныне протоиерея Константина Буфеева «Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация русской Церкви XX века» (Благодатный Огонь, 2001, № 6, с. 65-85). Но фальшь статьи в журнале «Нескучный сад» видна даже и в самом её тексте. В ней указано, что обновленческий собор 1923 года кроме постановлений о женатом епископате и второбрачии священников призвал обновленцев проявлять творческую инициативу в богослужении. Этот призыв и осуществляют современные реформаторы богослужения, оправдывая своё название - неообновленцы . Так что к автору статьи вполне применимы грозные слова пророка Исаии: «Горе тем, которые… тьму почитают светом, и свет тьмою» (Ис. 5, 20).

Но всё же я в своём сознании не могу поставить прот. Геннадия Фаста на одну доску с Кочетковым. Подкупает какая-то его детскость. Надо же, похвалиться еврейским текстом молитвы «Святый Боже»! Ещё более эта детскость заметна в его «Открытом письме», похожем по своей алогичности на детскую перебранку. «Открытое письмо» - это ответ на статью архиепископа Красноярского и Енисейского Антония «Блюдите, како опасно ходите» - статью нам недоступную ( . - Прим. ред .). О её содержании мы можем судить только по «Открытому письму» прот. Фаста. Оно имеет в себе 12 пунктов как ответ на 12 обличений владыки Антония. Все они строятся по одной схеме: во-первых, этого не было, или было только один раз, а во-вторых - это делалось правильно. Пункты расположены по убывающей важности, а мы их рассмотрим по возрастающей, то есть, от двенадцатого к первому.