Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. Раздел I

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В докладе отражена информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации за 2013 г. В динамике за последние годы с учетом влияния различных факторов, а также о принятых мерах по сохранению и повышению эффективности использования таких земель.

1. Использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

1.4. Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения и их вовлечение в сельскохозяйственный оборот

2. Состояние земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

2.1. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения

2.2. Состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения

2.3. Мониторинг (оценка) негативных процессов на землях сельскохозяйственного назначения

2.4. Состояние посевных площадей и урожайность сельскохозяйственных угодий

2.5. Состояние и использование мелиорированных земель

2.6. Особо ценные сельскохозяйственные земли

3. Нормативно-правовое регупирование использования земель сельскохозяйственного назначения

3.1. Совершенствование нормативной правовой базы в части использования земель сельскохозяйственного назначения

3.2. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земельных участков в собственность

4. Результаты деятельности россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения

5. Развитие государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

5.1. Совершенствование нормативной правовой базы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

5.2. Формирование государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения

5.3. Региональный опыт работы по осуществлению государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства

6. Инвентаризация и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями

Заключение

Приложение 1. Структура земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации

Приложение 2. Сведения о переводах земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в 2013г. (по данным субъектов Российской Федерации)

Приложение 3. Сведения о неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения

Приложение 4. Выполнение основных индикаторов


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16



стр. 17



стр. 18



стр. 19



стр. 20



стр. 21



стр. 22



стр. 23



стр. 24



стр. 25



стр. 26



стр. 27



стр. 28



стр. 29



стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Москва 2014

УДК 332.334.4:631.1 ББК 65.32-5 Д 63

Ответственный за подготовку доклада:

И.Е. Манылов, первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, канд. юрид. наук, д-р экой. наук. проф.

Ответственный исполнитель:

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности:

В.В. Абрамченко. директор,

Н.С. Самойлова, заместитель директора.

А.В. Гаврилова, заместитель начальника отдела

Исполнитель:

ФГБУ «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» (Россельхозземмониторинг): Г.Г. Побединский. заместитель директора; Н.М. Вандышсва, советник, канд. физ. мат. наук; А.А. Новикова, начальник отдела, канд. техн. наук: И.Е. Боднарюк. начальник отдела; Е.Е. Долгова, главный специалист;

Ю.Е. Поздесва. ведущий специалист: С.М. Великоцкий. заместитель начальника отдела;

В.И. Повх. руководитель филиала в Ростовской области, канд. техн. наук

В подготовке разделов участвовали: от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: д-ра с.-х. наук П.А. Чекмарёв. Д.И. Паспеков: канд. биол. наук Д.А. Штундюк. Е.М. Купрссв. В.В. Устюгов. Д.П. Путятин. Л.П. Кочеткова. А.А. Самигуллин. Т.В. Калинина;

от Россельхознадзора: канд. экон. наук Р.Т. Хасанов. О.В. Захарова. Н.И. Павлова: от министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края: И.С. Козубенко; от ООО «ЦентрПрограммСистем»: В.М. Кононов, генеральный директор, канд. экон. наук;

Л.В. Нефсдьев, заместитель генерального директора, канд. биол. наук; от ООО ИТЦ «СКАНЭКС»: А.А. Новиков, руководитель направления; от ЗАО КБ «Панорама»: А.Г. Дсмидснко, заместитель генерального директора, канд. техн. наук

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначе-Д 63 ния. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 176 с.

УДК 332.332.4:631.1 ББК 65.32 5

© Минсельхоз России. 2014



♦ - в муниципальной и государственной собственности;

♦ - в собственности граждан;

♦ - в собственности юридических лиц

1.3. Невостребованные земельные доли

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N? 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте), в том числе касающиеся оборота невостребованных земельных долей.

В соответствии со ст. 12.1 Закона об обороте невостребованной может быть признана:

1. Земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд;

2. Земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N? 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;

3. Земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в п. 1.

Ст. 12.1 установлены полномочия органов местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, по составлению

списков лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

Кроме того, в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по цене, соответствующей 15% кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона об обороте, если до 1 июля 2012 г. участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, то орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 г. обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, в числе которых утверждение списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Наделение органов местного самоуправления полномочиями по образованию земельных участков в счет земельных долей способствовало повышению оборота земель сельскохозяйственного назначения и упорядочению ситуации с невостребованными земельными долями. При этом в ряде субъектов Российской Федерации реализация органами местного самоуправления указанных полномочий привела в 2013 г. к приобретению органами местного самоуправления прав на земельные доли, признанные невостребованными.

Сведения о невостребованных земельных долях, предоставленные субъектами Российской Федерации по запросу Минсельхоза России, отражены в табл. 1.3.1. Распределение земельные долей, признанных невостребованными, по федеральным округам Российской Федерации отражено на рис. 1.3.1 -1.3.3.

В частности, субъектами Российской Федерации представлены сведения о количестве и площади невостребованных земельных долей по состоянию на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г.

На момент предоставления сведений работы по образованию земельных участков в счет земельных долей, в том числе невостребованных, в различных субъектах Российской Федерации находились на разных этапах реализации (утверждение списков участников долевой собственности, проведение работ по выделу земельных участков, регистрация права муниципальной собственности на земельные доли).

Кроме того, в ряде случаев низкий уровень взаимодействия между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами Росреестра зачастую приводит к расхождению данных по невостребованным земельным долям, предоставляемым Росреестром, и данных органов муниципального самоуправления, на основе которых субъектами Российской Федерации предоставляются обобщенные сведения.

Сведения о земельных долях, признанных невостребованными

(по данным субъектов Российской Федерации)

Таблица 1.3.1

Федеральный округ / субъект Российской Федерации

Земельные доли, признанные невостребованными по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой

Изменения. %

Примечания

общая л по щадь. тыс та

общая площадь. тыс. та

общая площадь, тыс. га

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Признано муниципальной собственностью 88 земельных долей площадью 578.9 га

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Из невостребованных земельных долей в мумици пзльную собственность ло суду отошло 6222,88 га

Курская область

Подтверждено в судебном порядке

Липецкая область

Данные не представлены

представлены

Площадь невостребованных земельных долей, по которым судом вынесены реше ния о признании права муии ципальиой собственности. 15101 га

Московская область

Данные не представлены

Данные не представлены

Продолжение тебя. t 31

Орловская область

Передано в муниципальную собственность

Рязанская область

Данные не представлены

Данные не представлены

Смоленская область

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Тамбовская область

Данные не пред ставлены

Передано в муниципальную собственность 4834 земель ных допей площадью 36020 га

Тверская область

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Тульская область

Ярославская область

Данные не представлены

Право муниципальной собственности по решению суда возникло на 4 земельные доли общей площадью 14.1 га

Северо-Западный феде

ральный окр)

Архангельская область

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Вологодская область

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Калининградская область

Признано в судебном порядке право собственности му ииципалитетов на 71 земель иую долю площадью 500 га

Ленинградская область

Данные не представлены

Мурманская область

Данные не представлены

Новгородская область

Ненецкий автономный округ

Псковская область

Республика Карелия

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Республика Коми

Южный федеральный округ

Астраханская область

Волгоградская область

Количество земельных долей. отошедших по суду в му ниципальную собственность, - 156 ед общей площадью 2,9 тыс. га

Краснодарский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Кабардимо Балкарская Республика

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до левую собственность граждан не передавались

В соответствии с Законом Кабардино- Балкарской Реслублтжи от 30 июля 2004 г. Nt 23- РЗ -Об обо роте земель сельскою зяйствеиного назначения в Кабардино Балкарской Республике» приватизация земельных участков из зе мель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления указанного закона в силу

Карачаево Черкесская Республика

Данные не пред ставлены

Данные не представлены

Продолжение тшбп. 1.3 I

з 1 4 _|_ 5 . 6 Ш 7 7Г в

Республика Дагестан

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до* левую собственность граждан не передавались

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г^ 46-Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан-приватизация земельных участков из земель сельско хозяйственного назначения, находящихся в собствен ноет и Республики Дагестан или муниципальной с об ствениости на территории Республики Дагестан, осу ществляется через 49 лет с момента вступления указан ного закона в силу

Республика Ингушетия

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до левую собственность граждан но передавались

В соответствии с Законом Республики Ингушетия от 29мая2010г. N» 27 РЗ-06 особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственно го назначения, находящихся в государственной и муни ципальиой собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления указанного закона в силу

Республика Северная Осетия Алания

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан не передавались

Введение

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (далее -Доклад) является официальным изданием Минсельхоза России.

Доклад подготовлен Минсельхозом России в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р.

В Докладе отражена информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации за 2013 г. в динамике за последние годы с учетом влияния различных факторов, а также о принятых мерах по сохранению и повышению эффективности использования таких земель.

Особое внимание уделено вопросам сохранения особо ценных сельскохозяйственных угодий, мелиорированных земель, вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, в том числе невостребованных земельных долей.

С учетом актуальности и важности вопроса создания инструмента, позволяющего осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающего оперативное получение информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на основе данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в Докладе значительное внимание уделено вопросам развития государственного мониторинга таких земель на федеральном и региональном уровнях, в том числе формированию государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения.

При подготовке Доклада использована информация из различных источников, включая данные учреждений, подведомственных Минсельхозу России, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Минсельхоз России выражает благодарность всем органам и организациям, предоставившим информацию для подготовки Доклада.

Раздел 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации и динамика их площадей с оценкой влияния различных факторов

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных почвенных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции) и несельскохозяйственные, включающие в себя земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными обьектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме того, к данной категории отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. В соответствии с данными Росреестра площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 1709,8 млн га, из них земли сельскохозяйственного назначения занимали 386,5 млн га (22,6%) (рис. 1.1.1). Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения 196,2 млн га, что составляет 50,76%.

В состав сельскохозяйственных угодий входят пашня, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники, технические и другие многолетние культуры). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в особых случаях.

4

Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на 1 января 2014 г. отражена на рис. 1.1.2.

22.6% (386.5 млн

□ - земли лесного фонда. □ - земли водного фонда; □ - земли запаса;

□- земли сельскохозяйственного назначения; □ - земли населенных пунктов.

□ -земли промышленности и иного специального назначения;


□- земли особо охраняемых территорий и объектов

□ - пашня; □ - пастбища: □ - сенокосы; □ - многолетние насаждения; □ - залежь

Распределение сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации представлено в табл. 1.1.1, по субъектам Российской Федерации - в прил. 1. Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения находятся в Приволжском (26,1%), Сибирском (25,3%), Южном (15,1%) и Центральном (15%) федеральных округах, что составляет 81,5% всей площади сельскохозяйственных угодий.

Данные Росреестра о структуре и динамике площадей земель сельскохозяйственного назначения за последние годы представлены в табл. 1.1.2.


Таблица 1.1.1

Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации на 01.01.2014, тыс. га

Федеральные

Общая пло-щадь сельскохозяйственных угодий

В том числе

пастбища

сенокосы

многолетние

насаждения

Центральный

Западный

Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Таблица 1.1.2

Структура и динамика площадей земель сельскохозяйственного назначения (по состоянию на 1 января соответствующего года), млн га

Показатели

доля в катего рии земель. %

доля в кате гории земель, %

доля в кате гории земель, %

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения

В том числе сельскохозяйственные угодья

В том числе:

многолетние

насаждения

сенокосы

пастбища

В динамике площадей сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения за период с 2010 по 2014 г. наблюдались лишь незначительные колебания, по сравнению с 2012 г. их общая площадь и структура не изменились.

Вместе с этим, как показывает анализ динамики изменения площади земель сельскохозяйственного назначения за последние пять лет, в периоде 2010 по 2014 г. произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на 13,5 млн га. В период с 2010 по 2013 г. наблюдалось ежегодное уменьшение площади земель этой категории. Однако, по данным Росреестра за 2013 г., общая площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,4 млн га по сравнению с предыдущим годом в связи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения 1 022 тыс. га земель иных категорий, в том числе 930,1 тыс. га земель запаса, основная площадь которых включена в состав несельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края (850,6 тыс. га).

Действующее законодательство в сфере земельных отношений не обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, а также особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, фактически не защищенных от перевода в земли населенных пунктов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, и перевода в земли промышленности и иного специального назначения для целей строительства объектов транспорта и связи.

В 2013 г. из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий было переведено 692,8 тыс. га, в том числе:

553.9 тыс. га - в земли лесного фонда в ходе проведения мероприятий по передаче массивов, покрытых лесом, от сельскохозяйственных организаций в ведение лесхозов; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (258,9 тыс. га), Красноярского края (92,8 тыс. га) Кировской (77,5 тыс. га) и Тамбовской (34,1 тыс. га) областей;

70.9 тыс. га - в земли населенных пунктов; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Челябинской (7,9 тыс. га), Иркутской (6,6 тыс. га), Калининградской (5,9 тыс. га), Московской (5,7 тыс. га) областей, Красноярского края (5 тыс. га);

37.8 тыс. га - в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (7 тыс. га), Кемеровской области (3,2 тыс. га), Забайкальского края (2,7 тыс. га), Республики Тыва (2,6 тыс. га);

29.8 тыс. га - в земли особо охраняемых природных территорий; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (25,8 тыс. га).

По данным Росреестра за 2013 г., для государственных и общественных нужд для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, из земель сельскохозяйственного назначения было переведено 144,9 тыс. га, из них 107,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Поданным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2013 г. органами власти субъектов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, было переведено 140,28 тыс. га, в том числе 135,18 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В частности, под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи и иного назначения было отведено 73,26 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, для расширения и строительства населенных пунктов - 14,06 тыс. га, предприятиям, организациям

7

и учреждениям природоохранного назначения - 26,11 тыс. га, лесохозяйственным предприятиям и учреждениям - 21,06 тыс. га, для других целей - 5,79 тыс. га (рис. 1.1.3).

□ -для расширения строительства населенных пунктов;

□ - под строительство и расширение объектов промышленности, транспорта и связи, □ - предприятиям, организациям, учереждениям природоохранного назначения;

□ - лесохозяйственным предприятиям, учреждениям; □ - для других нужд

Представленные субъектами Российской Федерации сведения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на основании решений органов власти субъектов приведены в прил. 2, обобщённые данные по федеральным округам - в табл. 1.1.3.

В 2013 г. в составе земель сельскохозяйственного назначения продолжал формироваться фонд перераспределения земель, включающий в себя земельные участки, не предоставленные заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенные для нужд сельского хозяйства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Основанием для включения земельных участков в фонд перераспределения являлись соответствующие решения исполнительных органов власти в случае добровольного отказа от земельных участков, а также в случае смерти правообладателя при отсутствии наследников. Значительные площади земель включены в фонд перераспределения в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

По данным Росреестра, за 2013 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав земель фонда перераспределения, увеличилась на 105,2 тыс. га и к 01.01.2014 составила 45,8 млн га. При этом площадь сельскохозяйственных угодий в составе фонда перераспределения уменьшилась на 171,4 тыс. га и составила 11,6 млн га.

В 2013 г. отмечалось сокращение пахотных земель на 43,5 тыс. га в составе земель фонда перераспределения ввиду предоставления их для сельскохозяйственного использования. Значительные площади пашни были вовлечены в сельскохозяйственный оборот на территории Республики Калмыкия (22,5 тыс. га). Амурской области (21,9 тыс. га), Красноярского края (15,6 тыс. га). Пензенской (9,1 тыс. га), Свердловской (8,7 тыс. га), Саратовской (8,1 тыс. га)областей, Приморского края (7,6 тыс. га), Рязанской, Воронежской, Оренбургской и Челябинской областей (более 6 тыс. га в каждом субъекте).

8

Таблица 1.1.3

Переводы земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в 2013 г.

(поданным, представленным субъектами Российской Федерации)

земель сельси перею

эхозяйстаенного казн денных в 2013 г вдр

анемия (а том чист угуяз категорию, га

ю сельхозугодий),

Сведения о принятых в 2013 г. в субъектах Российской

Федеральные

для расширения и строительства

под строительство и расширение объектов промышлеи-

для предприя тмй. оргамиза ций. учреждений

для лесохозяйственных пплп

щи решениях о переводе хозяйственных угодий из сельскохозяйственного)ния в другую категорию

населенных

мости, транспорта, связи и др

лриродоохрам иого назначения

учреждений

площадь переведенных сельскохозяйственных угодий, тыс га

Центральный

Северо-Западный

СевероКавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Итого по Российской Федерации

1.2. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности

Поданным Росреестра, по состоянию на 1 января 2014 г. значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась:

В государственной и муниципальной собственности - 258,32 млн га, или 66,8% земель категории;

В собственности граждан - 112,97 млн га (29,3%);

В собственности юридических лиц - 15,18 млн га (3,9%).

Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 г. приходилось 96,5% (128,2 млн га), из них 71,9% (92,2 млн га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю. По сравнению с предыдущим годом произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в частной собственности, на 189,6 тыс. га.

На 1 января 2014 г. в результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 8,5 млн га, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 2,8 млн га и аренду - 1,6 млн га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 11,2 млн га, из них 6,5 млн га земель предоставлено юридическим лицам в аренду и 1,1 млн га - в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 5,8 млн га, из них предоставлено гражданам во владение и пользование 28,1 тыс. га, аренду - 955 тыс. га и юридическим лицам в пользование - 393,8 тыс. га, аренду - 2403,3 тыс. га.

По сравнению с 2012 г. в 2013 г. в структуре форм собственности произошло увеличение площади государственных и муниципальных земель на 518,8 тыс. га: максимально в Красноярском крае (на 819 тыс. га), Амурской (на 60 тыс. га), Вологодской (на 58,2 тыс. га), Ярославской (на 55,1 тыс. га) областях, Пермском крае (на 54,9 тыс. га).

В 2013 г. произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в собственности граждан, на 1331,9 тыс. га при одновременном увеличении собственности юридических лиц на 1142,3 тыс. га.

Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан, на 81,6% (92,2 млн га) состоят из земельных долей, в том числе невостребованных. Общая площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, для производства сельхозпродукции индивидуальным предпринимателям, составила 20,8 млн га, увеличившись за 2013 г. на 1,3 млн га. Одновременно количество земельных участков, выделенных в натуре гражданам в счет земельных долей, увеличилось на 944,6 тыс. га.

Более 82% земель, принадлежащих юридическим лицам, являлось собственностью сельскохозяйственных предприятий и организаций, 11% - собственностью крестьянских (фермерских) хозяйств.

Динамика распределения земель по формам собственности на землях сельскохозяйственного назначения за последние десять лет (2005-2014 гг.) представлена на рис. 1.2.1.

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений.

Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов. Основными возможными причинами кризиса являются: рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, вызывающий постоянное сокращение площади земель на душу населения;

урбанизация и связанные с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей;

рост производительных сил, приводящий к усилению нагрузки на земельные ресурсы, их деградации и сокращению полезных площадей.

Существует ли опасность возникновения дефицита земель для России? 12

Глава 1. Земельное право в системе российского права § 1. Значение и состояние земель 13

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га1. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн гг. используется под пашню. Такая разница объясняется главныи, образом природно- климатическими условиями страны, ее геогра фическим положением. В силу этих же причин неравномерно осва иваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Население России сегодня составляет примерно 144,8 млн человек2. С момента распада СССР характерным для демографических процессов страны стало явление депопуляции. По сравнению с

1991 г. население сократилось более чем на 5 млн человек, и снижение численности продолжается. По данным ООН, если нынешняя тенденция сохранится, то население России уменьшится в ближайшие 50 лет на 20-30 млн человек. Ослабит ли это проблему дефицита земель? Обратимся к дополнительным цифрам.

Примерно 58% территории страны, или 10 млн кв. км, находится в зоне вечной мерзлоты, где землепользование значительно затруднено или связано с существенными затратами. Громадная территория России не всегда выглядит как показатель богатого потенциала. По своей конфигурации она вытянута длинной полосой, что значительно снижает рентабельность экономического развития и землепользования. В России имеются прекрасные почвы, главным образом на юго-западе, но после распада СССР их осталось мало". Основная же часть наших земель расположена в районах

рискованного земледелия. 1

См.: Государственный национальный доклад «О состоянии и использовании земель Российской Федерации, 1999 год».

М., 2000. С. 7. 2

См.: Госкомстат России. Россия в цифрах. 2001. С. 68. 3

Существует теория, согласно которой земельный и экономический потенциалы страны оцениваются не по абсолютной, а по эффективной территории. Под эффективной территорией понимается та часть, которая лежит вне экстремальных пространств, к которым относятся районы со средней температурой воздуха -2°, расположенные выше 2000 м над уровнем моря. По мнению академика Н.Н. Моисеева, по этим критериям «Россия перестает казаться евразийским гигантом... Россия по размеру эффективной территории стоит всего лишь на пятом месте (на первом месте Бразилия), она в полтора раза меньше США и всего лишь в два раза больше Казахстана» (см.: Моисеев Н.Н. Агония России: есть ли у нее будущее. Попытка системного анализа проблемы выбора // Зеленый мир. 1996. № 12).

Доз общего числа населения России почти 106 млн человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей астет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.

Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются. Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества. 14

Глава 1. Земельное право в системе российского права § 2. Понятие земельного права. Предмет, система, структура 15

Все земли Российской Федерации составляют единый государственный земельный фонд. В соответствии с Конституцией России, земля в нашей стране является государственной собственностью, общим достоянием всего народа, состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.

По общему размеру земельных фондов и по площади сельскохозяйственных угодий Российская Федерация занимает первое место в мире. По данным государственного земельного кадастра земельный фонд России составляет 1709,8 млн. га. Земельный фонд как объект собственности и хозяйствования учитывается:

по целевому назначению, основу которого составляет распределение земель по категориям);

по хозяйственному использованию, основанному на классификации угодий по видам и подвидам;

в соответствии с административно-территориальным делением, в основу которого положено распределение земель по землепользователям.

В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд подразделяется на земли:

  • - сельскохозяйственного назначения;
  • - населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
  • - промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
  • - природоохранного, природозаповедного и историко - культурного назначения;
  • - лесного фонда;
  • - водного фонда;
  • - запаса.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств России составляет 210 млн. га, или около 13 % земельного фонда.

Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных видов угодий в общей их площади. В Российской Федерации на долю пашни приходится 61 %, сенокосов - 9,5, пастбищ - 28 %. Прочие сельскохозяйственные угодья занимают 1,5 % .

Особую тревогу не только в Российской Федерации, но и в мире вызывает проблема качественного состояния земель. Нынешний характер использования земель, по оценкам ООН, в ближайшие десятилетия станет одним из основных факторов мирового изменения существующих экологических систем. По данным Международного справочно-информационного центра почвоведения (МСИЦП) и программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в мире примерно 2 млрд. га деградированных земель, из которых слабо деградированных - 38 %, умеренно деградированных - 46 %, сильно и чрезмерно деградированных соответственно 15 и 0,5 %. Деградация земель приводит к сокращению площадей территории как среды проживания и обитания человека и представителей фауны и флоры.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более половины из них излишне увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти площади пашни расположены в районах рискованного земледелия, с недостаточной влагообеспеченностью.

Наибольшую опасность для плодородия почвы представляет эрозия. Различным её видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий, в том числе почти треть пашни. Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6 %). Деградации подвергаются наиболее плодородные почвы России - черноземы. Так, из-за роста оврагов ежегодно выбывает из использования до 25 - 30 тыс. га черноземных почв, а темпы роста эродированных черноземов достигли 250 - 300 тыс. га в год. И это при том, что площадь черноземов составляет 120 млн. га, или всего 7 % земельного фонда, на них расположено почти 60 % всей пашни и производится около 80 % земледельческой продукции страны.

Содержание гумуса в почвах большинства регионов достигло предельно малых значений, за которым наступает деградация: в Нечерноземной зоне - 1,3-1,5 %, в Центрально-Черноземной зоне - 3,5-5 %. Ежегодные потери гумуса на пахотных землях оцениваются 0,62 т с 1 га, а в целом по стране - более чем 81 млн. т. В связи с резким сокращением применения минеральных и органических удобрений в большинстве регионов складывается отрицательный баланс питательных веществ.

Существует тенденция к ухудшению культурно-технического состояния угодий, прежде всего сельскохозяйственных. В ряду причин ухудшения культурно-технического состояния угодий - зарастание кустарником и мелколесьем продуктивных кормовых угодий, закочкаренность и сбитость сенокосов и пастбищ, засоренность камнями, переувлажнение, заболачивание и засоление сельскохозяйственных угодий. В целом по стране 10,9 % сенокосов и 8,7 % пастбищ покрыты кустарником и мелколесьем. Зарастание природных кормовых угодий характерно для всех регионов Российской Федерации, однако особенно этот процесс коснулся Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Центрального экономических районов.

Для России, прежде всего её Нечерноземной зоны, характерны значительные площади переувлажненных земель. Переувлажнение чаще всего является следствием нарушения технологий агротехнических мероприятий, главным образом переуплотнения почв тяжелыми сельскохозяйственными машинами.

В современных условиях обостряется проблема рационального использования земли. Главная роль в повышение эффективности использования земли принадлежит государству, которое должно, во-первых, разрабатывать и осуществлять целевые программы по сохранению размеров и состояния земельных угодий. Недопущения их сокращения и не целевого использования, а во-вторых, способствовать изменению общеэкономических условий, создающих основу для расширенного воспроизводства и интенсификации сельского хозяйства, реализации преимуществ новых отношений собственности и механизма хозяйствования. Решение всех задач по улучшению использования земли связано с внедрением и освоением рациональной системы земледелия. Она представляет собой комплекс агротехнических, мелиоративных и организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование земли, сохранение, восстановление и повышение плодородия земли.

СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

И ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В ПЕРИОД ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

(ГОДЫ)

отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий.

Все эти действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований создания компактных землевладений и землепользовании, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапливаний и других недостатков. Цель их - создание устойчивых крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культуртехническими мероприятиями.

В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.

По данным Главного управления землеустройства и землевладения Департамента государственных земельных имуществ, уже на 1 января 1909 г. землеустроительными комиссиями по 46 губерниям России были составлены проекты землеустройства для 86 тыс. дворов на площади 910 тыс. десятин по единоличному землеустройству и почти такое же число проектов на площади свыше 300 тыс. десятин по групповому землеустройству. Для 76 тыс. дворов проекты были перенесены в натуру. За эти годы с ходатайством о землеустройстве в комиссии обратилось более 670 тыс. домохозяев.

Действие столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе и купленные, т. е. вненадельные, а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев этих земель.

Все виды землеустроительных действий были разделены на две больших группы: единоличное землеустройство и групповое землеустройство.

Первый вид землеустройства считался «окончательной» формой фермерского землеустройства, второй - подготовительным и вспомогательным к первому.

К единоличному виду землеустройства относились: а) выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор; б) выдел тех же земель на отруб;

в) разверстание (раздел) целых селений на хутора; г) разверстание селений на отруба (рис. 1).

Хутором назывался такой земельный участок, на котором сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес и, обязательно, усадьба и водный источник.

Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца.

В том случае, если не удавалось поставить усадьбу или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.

Так, за 7 лет, с 1906 по 1913 годы включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве - свыше 22 млн руб. Если добавить расходы на мелиоративные работы и агрономическую помощь, а также ассигнования из средств казенного Крестьянского банка, то получится, что общая сумма затрат Правительства значительно превысила 100 млн руб.2

После того как было принято Положение о землеустройстве, масштабы землеустроительных работ с каждым годом расширялись. По данным Главного управления землеустройства и землевладения, на 1 января 1915 года к землеустроительным работам было привлечено уже около 7000 землемерных чинов, свыше 3300 землеустроителей и до 7000 гидротехников. Камеральная обработка планов выполнялась 800 чертежниками губернских чертежных. К этому времени в землеустроительные комиссии поступили ходатайства о землеустройстве от 5 дворов. По 60,6% из них была закончена подготовка проектов, 43,8% проектов было перенесено в натуру и 33,9% проектов было утверждено, то есть они получили юридическое завершение.

2. Землеустроительные работы, осуществленные с 1906 по 1916 годы, показали, что землеустройство из чисто технического действия по межеванию земель превратилось в систему политических, экономических и организационно-хозяйственных мероприятий, способных изменить земельный строй государства.

В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в осуществлении земельных и аграрных преобразований, Председатель Совета Министров заявил: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение».

____________________________________________________

1 Ленин и деревенская беднота. - ПСС, т. . - С. 5.

2 Вехи российского землеустройства: Время, события, люди / Сост. . - М: ГУЗ, 2000. - С. 120.

Так, за 10 лет, предшествовавших революции 1917 года, хутора и отруба были устроены на площади 16 млн десятин для 1крестьянских хозяйств (10,5% их общего числа). Часть хуторов и отрубов (18,5%) были устроены на банковских и казенных землях, все остальные на надельных. В устройстве хуторов и отрубов, индивидуализации и разделении крестьянства правительство хотело найти опору, так как революция 1905 года показала, что общинное крестьянство больше не поддерживало царского режима.

3. Устройство хуторов и отрубов происходило путем добровольного или принудительного разверстывания надельной крестьянской земли на старопахотных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан). С этого времени землеустройство рассматривалось как неотъемлемая составная часть (атрибут) переселенческих мероприятий, без которого невозможно было организовать миграцию населения.

Переселение крестьян было частью земельной реформы. В первые годы переселенцам выдавали пособия, были установлены льготы для проезда по железной дороге и свободный выход из общины. Переселенческое движение охватило все центральные губернии России. Если до 1905 года ежегодно в среднем переселялось 70 тыс. человек, то в годы - в целом 7500 тыс. Однако с 1909 года большое число переселенцев стало возвращаться назад, так как в местах переселения не было необходимых условий для жизни. Не получая от государства должной помощи или не справляясь с ведением хозяйства на малопригодных землях, которые располагались среди лесов, болот, глухой тайги, без воды, в условиях полнейшего бездорожья , огромные массы переселенцев окончательно разорялись и пополняли армию батраков в деревнях и безработных в городах. В целом по России поток возвратившихся переселенцев в 1910 году составил 30^40% их общего числа, а в 1911 году - 60%.

4. С 1906 года было положено начало комплексному землеустройству. В этот процесс стали включать не только определение границ (как при межевании), но и работу со всем землевладением и землепользованием, даже с их системами, отраслями, специализацией хозяйств, расселением, производством, всей инфраструктурой (дорогами, скотопрогонами, водопоями и т. д.). Землеустройство стало решать вопросы, связанные с образованием и упорядочением землевладений и землепользовании новых сельских хозяйств, населенных мест и др.

С 1906 года термин «землеустройство» в России стал прочно входить во все сферы общественной деятельности (политику, образование, науку, экономику).

В период столыпинской реформы в практику землеустроительной деятельности вошла также разработка проектов землеустройства. В дальнейшем ни одно действие по перераспределению земель, образованию новых и реорганизации существующих землевладений и землепользовании, осуществлению переселенческих мероприятий согласно Положению о землеустройстве (1912 года) в России не осуществлялось без проектов землеустройства.

5. Правительство России хорошо понимало значение землеустройства для земельной реформы, а ученый мир, различавший понятия «землеустройства» и «межевания», после столыпинской реформы окончательно определился в их существе.

Одним из первых учебников по землеустройству, написанным в 1910 году, было «Руководство по землеустройству и межеванию». В нем сказано: «Землеустроительная мысль, так долго мерцавшая на пути исторического развития межевания, в настоящее время уже готова вылиться в свои, почти законченные формы. Однако в своем современном развитии эта мысль потекла по иному руслу. Или потому, что эта столь жизненная для страны и живая мысль не могла вселиться в устарелую вековую храмину межевого дела, с его ветхозаветными основами и малоподвижными от старости учреждениями, или потому, что только землемерная техника нашла себе полное приложение в землеустройстве, а межевание было отвергнуто. Между тем, понимая землеустройство как деятельность, направленную на образование жизненных земледельческих хозяйств, а межевание как установление юридических границ земельной собственности необходимо признать, что межевание есть неотъемлемая часть землеустройства...»¹.

в книге «Основы землеустроительного дела» в 1915 году писал, что землеустройство отличается от межевания прежде всего своим экономическим характером, так как в размере, расположении и качестве земель хозяйств лежат экономические интересы земледельцев и землепользователей.

в книге «Русское землеустройство» в 1914 году, оценивая разверстание общинных земель в России, считал, что все действия по организации, упорядочению и устройству территории землевладений и землепользовании могут успешно осуществляться только на основе специально разработанных для этих целей землеустроительных проектов.

6. В начале XX века устройство земель в России определялось главнейшей задачей государства. Так, в своей речи в Государственной Думе 5 декабря 1908 года говорил:«.. .все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо понять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия»2.

_____________________________________________________________

1 Ржаницын по землеустройству и межеванию. - С.-Пб.: Типография, 1910. - С. XI.

2Столыпинская реформа и землеустроитель. Документы, переписка, мемуары. - М.: Русский путь, 2003. - С. 101.

  • 3.1 Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям
  • 3.2. Распределение земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения по угодьям
  • Распределение земель лесного фонда по угодьям.
  • 3.4 Земли под водой в различных категориях земель
  • 3.2 Распределение земельного фонда страны по угодьям.
  • 3.5. Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями (тыс. Га)
  • 3.6. Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и их коллективами (тыс. Га)
  • 3.7. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2000 гг. (тыс. Га)
  • 3.3. Характеристика качественного состояния земель Российской Федерации
  • 3.4. Распределение земель Российской Федерации по формам прав на землю.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 4. Основные методы управления земельными ресурсами.
  • 4.1. Государственный земельный кадастр
  • 4.1. Распределение земель, подлежащих отнесению к федеральной собственности, по категориям в разрезе федеральных округов, тыс. Га
  • 4.2. Землеустройство
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.
  • 4.4. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 4.2. Основные показатели госземконтроля органов Росземкадастра, мпр России и Госстроя России за 2000 год
  • 4.5. Деятельность по стандартизации, сертификаци и лицензированию в системе Росземкадастра.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 5. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
  • 5.1. Организационная структура управления земельными ресурсами.
  • 5.2. Функции органов управления земельными ресурсами.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Приложение 1
  • 1. Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и администрация Нижегородской области совместно осуществляют:
  • 2. Государственный земельный комитет Российской Федерации:
  • 3. Администрация Нижегородской области:
  • 4. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области:
  • 5. Федеральное государственное учреждение "Государственный кадастровый центр Нижегородской области":
  • 6. Заключительные положения:
  • Глава 6. Экономический механизм управления земельными ресурсами
  • 6.1. Основные положения формирования земельной ренты.
  • 6.1. Формы и виды земельной ренты
  • 6.2. Основные формы платы за землю.
  • Формы платы за землю
  • Базовая величина нормативной цены земли
  • Рентообразующие факторы и условия образования дифференциальной ренты
  • Характеристики территорий
  • 6.3. Формирование рыночного оборота земли.
  • 6.4. Земельные банки и ценные бумаги.
  • Муниципальные земельные облигационные займы
  • Земельные ипотечные облигации
  • Бюджет города
  • Центральный
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 7. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
  • 7.2. Земельно-информационная система
  • 7.3. Информационное обеспечение системы природопользования.
  • 7.1. Природно-ресурсный потенциал регионов страны
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Управление земельными ресурсами субъектов российской федерации
  • 8.1. Организационная структура управления земельными ресурсами субъектов рф.
  • 8.2. Особенности управления землями различных категорий субъекта Федерации.
  • Глава 9. Управление земельными ресурсами вмуниципальных образованиях.
  • 9.1. Основные положения функционирования муниципальных образований.
  • В процессе управления можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
  • 9.2. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.
  • Рыночные
  • Социальные
  • Структура управления Дробянским образованием
  • 9.3. Мероприятия по управлению землями муниципального образования.
  • Глава 10. Особенности управления земельными ресурсами городов и иных поселений.
  • 10.1. Основные особенности узр поселений.
  • 10.2. Основные мероприятия узр поселений.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Особенности управления земельными ресурсами в г. Москве.
  • 11.1. Анализ использования земель г. Москвы
  • 11.1. Площади административных округов
  • 11.2. Распределение земельного фонда г. Москвы по угодьям.
  • 11.3. Прогнозные показатели рационального использования земли в Москве, га.
  • 11.2. Формирование законодательной базы узр г. Москвы
  • 11.3. Организационная система узр г. Москвы
  • Городская дума
  • Правительство города
  • Префектуры
  • Районные управы
  • 11.4. Экономический механизм узр г. Москвы
  • 11.5. Анализ проведения конкурсов на выполнение земельно-кадастровых и землеустроительных работ для государственных нужд в г. Москве
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 12. Основные методы и приемы определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 12.1 Основные методы и приемы определения эффективности системы узр.
  • Экономическая
  • Технико-технологическая
  • Бюджетная
  • Народно-хозяйственная
  • 12.2 Критерии и показатели эффективности системы узр.
  • По приоритету
  • По народно-хозяйственной значимости
  • По виду результата
  • По виду расчета
  • Пилотная проверка определенной методологии
  • Показатели оценки эффективности системы управления
  • Характеристика содержания процесса управления земельными ресурсами
  • Глава 13. Определение эффективности системы узр в субъектах Российской Федерации
  • 13.1. Методика определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 13.1. Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами
  • 1 3.2. Пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в федеральном округе и субъекте Федерации
  • 13.2 Анализ поступления земельных платежей за 1992-2001 гг., у.Е./1000 га
  • 13.3 Результаты множественной корреляционной зависимости между поступлением платежей за землю и финансированием отдельных видов земельно-кадастровых работ
  • 13.5 Анализ эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий в Приволжском федеральном округе, у.Е./1000 га
  • 1 Этап. Определение результативного показателя, характеризующего экономическую деятельность региона.
  • 2 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на валовой региональный продукт.
  • 3 Этап. Составление статистической модели зависимости валового регионального продукта от факторов, его обуславливающих
  • 4 Этап. Построение модели на основе нейросети для валового регионального продукта
  • 5 Этап. Определение величин вкладов каждого фактора в величину валового регионального продукта
  • 13.6 Доля основных факторов в величине валового регионального продукта региона с использованием регрессии (пакет Statistica)
  • 13.7 Вклад факторов в величину валового регионального продукта региона с использованием нейросетевого анализа (пакет NeuroPro)
  • 6 Этап. Анализ результатов
  • 13.4. Методика определения доли участия системы управления земельными ресурсами в поступление платежей за землю
  • 1 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину поступления земельных платежей
  • 2 Этап. Составление статистической модели зависимости земельных платежей.
  • 13.4. График остатков предсказанных и наблюдаемых переменных.
  • 13.5. Распределение предсказанных значений земельных платежей.
  • 3 Этап. Построение нейросети для земельных платежей
  • 13.8. Определение вклада факторов на земельные платежи с использованием нейросетевого анализа
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Моделирование системы управления земельными ресурсами
  • 14.1. Теоретические положения прогнозирования системы управления земельными ресурсами
  • Модели прогнозирования
  • 14.2. Применение нейросетевого и статистического анализа для моделирования системы управления
  • 14.3. Методика прогнозировании системы управления земельными ресурсами на основе использования статистического и нейросетевого анализа данных
  • 14.1. Прогноз поступления земельных платежей в субъектах рф, входящих в Приволжский федеральный округ (Statistica)
  • Глава 15. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
  • Методы административного регулирования по сохранению сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Налоговые льготы для собственников сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Основные видя политики по государственному влиянию на земельный рынок (по разработкам в. И. Назаренко)
  • Преференциальные оценки цены сельскохозяйственных земель в некоторых европейских странах страна
  • Порядок выдачи разрешения на отчуждение земельного участка.
  • Сделки по передаче недвижимого имущества (земли).
  • Регистрация прав на недвижимое имущество (землю)
  • Арендная плата за землю (по данным в.И. Назаренко)
  • 3.3. Характеристика качественного состояния земель Российской Федерации

    Проведенный Росземкадастром анализ качественного состояния земель в России, показывает, что на территории страны почти повсеместно наблюдается развитие процессов деградации почвенного и растительного покрова, отражающейся на эффективности земледелия и вызывающей расширение территорий, экологическое состояние которых является проблемным или, даже, кризисным. Во многих районах отмечается ухудшение состояния почв пашни и других сельскохозяйственных угодий, растительного покрова сенокосов и пастбищ. Для урбанизированных территорий наиболее типичным является развитие таких негативных процессов, как разрушение почвенного покрова, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами.

    Основными негативными процессами, приводящими к деградации почвенного покрова, относятся: водная и ветровая (дефляция) эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, уплотнение и слитизация, дегумификация.

    Эрозия является одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату ими плодородия.

    По данным государственного учета по состоянию на 1 января 2001 года в Российской Федерации доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель, почвы которых признаны эрозионноопасными, составляет 58,6 %, доля таких почв на пашне составляет 41,1%. Водной эрозии подвержено 17,8% почв сельскохозяйственных угодий, для пашни величина данного показателя составляет 12,1 %. Процессами ветровой эрозии охвачено 8,4 % почв всех сельскохозяйственных угодий, дефлировано 5,3 % почв пашни, 2,1 % почв сенокосов и 9,7 % почв пастбищ. Совместному воздействию водной и ветровой эрозии почв подвержено 2,4 % сельскохозяйственных угодий страны.

    Наиболее опасными с точки зрения развития водной эрозии являются Поволжский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский районы.

    Ветровая эрозия почв наиболее интенсивно проявляется в регионах, находящихся в пустынной, полупустынной, сухостепной и степной зонах, где распространены почвы легкого механического состава и карбонатные почвы. Этот вид эрозии преобладает на территории Республики Калмыкия и Астраханской области, в ряде районов Республики Дагестан, Ставропольского края, Волгоградской и Ростовской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва, Омской области и некоторых других субъектов Российской Федерации.

    Эрозионные процессы в более значительной степени проявляются на пашне, а также на других угодьях характеризующихся разреженной травянистой растительностью, почвы под которой теряют свою устойчивость к разрушительному воздействию водных и ветровых потоков и подвергаются интенсивному смыву и выдуванию.

    В совокупности с другими факторами водная и ветровая эрозия вызывает развитие таких негативных процессов, как уменьшение гумусового слоя почвы, дегумификация, вторичная карбонатность, изменение гранулометрического состава почв, потеря важнейших элементов питания. Проведение противоэрозионных мероприятий, направленных на ликвидацию, предупреждение или значительное уменьшение степени воздействия эрозионных процессов на почвы, а также восстановление плодородия эродированных земель, в настоящее время в стране практически свернуто.

    В целях снижения отрицательного воздействия эрозионных процессов на экологическое состояние земельных ресурсов необходимо проведение взаимоувязанных организационно-хозяйственных, агротехнических, лесофито-мелиоративных и гидротехнических мероприятий, а также переход на адаптивно - ландшафтные системы земледелия.

    Опустынивание - это совокупное, проявление физико-географических и антропогенных процессов, приводящее к разрушению экосистем аридных и полуаридных областей и деградации всех форм органической жизни, что ведет, в свою очередь, к снижению природно-экономического потенциала территории.

    Наряду с природными предпосылками существенную роль в развитии процессов опустынивания на засушливых территориях играет хозяйственная деятельность человека, зачастую сопровождающаяся нерациональным использованием почвенных, водных и растительных ресурсов.

    В настоящее время к опасным и потенциально опасным с точки зрения опустынивания регионам относятся земли Республики Калмыкия, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, а также отдельные районы Воронежской, Курской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Белгородской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской Областей, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского и Красноярского краев, республик Дагестан, Башкортостан, Хакасия, Тыва, Бурятия, Чечня и Ингушетия.

    Для всех перечисленных субъектов российской Федерации характерно развитие таких неблагоприятных процессов, как ветровая и водная эрозия почв, ухудшение физических, химических и биологических, а, следовательно, и экономических свойств почв, потеря значительной части растительного покрова, которые в существенной мере обусловлены хозяйственной деятельностью населения и особенностями его расселения на этих территориях.

    В настоящее время доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель, почвы которых

    Переувлажнены или заболочены, составляет 12,3 %, из них 7,6 % приходится на переувлажненные почвы, 4,7%-на заболоченные. Переувлажненные почвы распространены на 4,9% площади пашни, на сенокосах и пастбищах их доля составляет 22,2 % и 8,7 %, соответственно. Процессам заболачивания подвержено 2,1 % пахотных земель, 16,1 % сенокосов и 6,2 % пастбищ.

    Переувлажнение и заболачивание интенсивно проявляется на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в Дальневосточном, Северном, Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Западном экономических районах, а также во всех регионах, где сооружаются дамбы, плотины, водохранилища автострады и другие виды работ, следствием которых является подъем грунтовых вод и существенное изменение водного режима почв.

    На ускорение процесса заболачивания и деградации кормовых угодий в значительной мере влияет распространившееся в последние годы явление зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Наиболее переувлажнены сельскохозяйственные угодья Тверской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Калининградской, Амурской и ряда других областей, Хабаровского и Приморского краев. Но, если переувлажнение и заболачивание отмеченных субъектах Российской Федерации определяется совместным влиянием природных и антропогенных факторов, то увеличение площадей переувлажненных и заболоченных земель, отмечающееся в последние годы в степной, сухостепной и полупустынной зонах, связано, главным образом, с влиянием антропогенного фактора.

    Происходит переувлажнение черноземов в Краснодарском крае и областях Центрально-Черноземного района, где ранее эти процессы были слабо развиты.

    Увеличение площади переувлажненных и заболоченных почв связано также с ухудшением состояния мелиорированных земель, вызванным практически полным прекращением работ по реконструкции и эксплуатации мелиоративных систем, а также процессами подтопления, развитие которых обусловлено, главным образом, влиянием сооружаемых и уже действующих прудов и водохранилищ. Дренированность территории снизилась в ряде районов в связи с перехватом поверхностного стока воды насыпями автомобильных и железных дорог.

    Подтопление и затопление земель происходит в Волго-Вятском, Поволжском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном районах, особенно на прилегающих к крупным гидротехническим сооружениям территориях, а также во многих городах и других поселениях.

    По данным государственного учета в Российской Федерации засоленные и солонцеватые, а также с солонцовыми комплексами почвы распространены на 20,1 % сельскохозяйственных угодий, из них 6,В% приходится на пашню.

    Наиболее значительные площади засоленных и солонцеватых почв сосредоточены в Поволжском районе (Республика Калмыкия, Астраханская и Саратовская области) Значительные площади засоленных почв находятся в Западно-Сибирском районе (Новосибирская и Омская области), Северо-Кавказском районе (Ростовская область, Ставропольский край, Республика Дагестан). Тенденция к увеличению площади засоленных почв, особенно на орошаемой пашне, продолжает сохраняться, что присуще, прежде всего, объектам, на которых реконструкция оросительных сетей прекращена и не осуществляются другие необходимые мероприятия.

    Особую тревогу на протяжении последних лет вызывает устойчивая тенденция дегумификации почв пашни. Анализ качественного состояния пахотных угодий показывает, что содержание гумуса и питательных веществ на значительных площадях сократилось. Интенсивный вынос питательных веществ, истощительное использование земель при резком сокращении внесения минеральных и органических удобрений. уменьшение объемов проведения агрохимических и мелиоративных мероприятий, значительно снизили уровень плодородия пашни. Данные, характеризующие гумусное состояние почв, свидетельствуют о том, что содержание гумуса в почвах пашни уменьшилось во многих районах России. Например, в течение последних двадцати лет содержание гумуса в почвах Республики Калмыкия снизилось на 20-23 %, в почвах Краснодарского края - на 4,4 - 17,1 %, Саратовской области - 6,0-16,0 %.

    В Российской Федерации 3,1% пашни засорено камнями. Наличие камней обусловлено геоморфологическими особенностями территорий. Так, много в горных районах, сложенных каменистым аллювием поймах рек, на участках с близким залеганием или выходом на поверхность завалуненных и каменистых моренных отложений. Основная масса каменистых почв сосредоточена в Нечерноземной зоне. Так, основная доля засоренной камнями пашни приходятся на Тверскую (44,1 %), Вологодскую (22 %) и Новгородскую (22,8 %) области. Значительные площади засоренных камнями сенокосов и пастбищ сосредоточены в Восточной Сибири, особенно в горных ее районах, в том числе в Республике Тыва, Читинской области и Красноярском крае. Крупные их массивы встречаются они также в Предуралье и на Северном Кавказе, особенно в Республике Дагестан.

    В последние годы опасные масштабы на территории России, особенно в Северном, Северо-Западном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Центральном районах, приобрели процессы зарастания кормовых угодий кустарником __и_ мелколесьем, которое приводит не только к сокращению площади кормовых угодий, но и оказывает отрицательное влияние на качественное изменение травостоя лугов и пастбищ, способствует появлению в травостое грубостебельных, сорных и ядовитых трав. В целом по Российской Федерации кустарником и мелколесьем заросло 10,9 % сенокосов и 8,7 % пастбищ.

    Зарастание кормовых угодий наиболее характерно для лесной зоны Европейской части России. Так, например, в Новгородской области кустарником и мелколесьем заросло 39 % сенокосов, в Псковской области - около 37 %, Тверской, Смоленской, Калужской - около 30 %. В последние годы одной из причин зарастания кормовых угодий, особенно сенокосов, стало резкое снижение поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях. Нерегулярное и несвоевременное сенокошение и сохранение некошеных участков в течение ряда лет приводит к зарастанию этого вида сельскохозяйственных угодий.

    Наряду с зарастанием, на пастбищах и сенокосах, особенно переувлажненных и заболоченных, отмечаются процессы закочкаривания. Наиболее интенсивно этот процесс проявляется на пастбищах в Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском и Центральном экономических районах. Связано это, прежде всего, с неумеренным использованием под выпас угодий с переувлажненными почвами, весьма чувствительными к пастбищным нагрузкам.

    Неизбежным следствием бессистемного и интенсивного пастбищного использования кормовых угодий является их сбитость, что в первую очередь сказывается на видовом составе растительности. В целом по России доля сбитых пастбищ составляет 27,5 % их общей площади, из них средне сбитых -15,9 %, сильно сбитых - 10,6 %.

    Очень активно идет процесс деградации пастбищ в результате перевыпаса в Поволжском районе, где сосредоточено около половины всех сбитых пастбищ России. Более всего пострадали от перевыпаса пастбища Республики Калмыкия, где доля средне- и сильносбитых пастбищ составляет 73,5 %.

    Загрязнение и захламление земель в той или иной мере наблюдается во всех категориях земель, за исключением земель природоохранного назначения и значительной части земель лесного фонда.

    Загрязнение земель различными токсикантами и другими веществами характерно для территорий, непосредственно примыкающих к промышленным предприятиям и подверженных также воздействиям газопылевых выбросов вредных веществ из атмосферы; территорий, находящихся вдоль автомобильных трасс и нефтепроводов; а также территорий, подверженных воздействиям других объектов, загрязняющих природную среду.

    По данным обследований отмечается, что за последние годы загрязнение земель, находящихся за пределами промышленных и санитарно-защитных зон, меняется незначительно. В наиболее значительной степени загрязнены тяжелыми металлами и другими веществами земли вокруг крупных объектов цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и энергетики.

    Значительно загрязнены нефтью и нефтепродуктами земли в Западно-Сибирском и Северо-Кавказском районах, на территории Республики Коми, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, а также на территории Среднего и Нижнего Поволжья. Наиболее сильное загрязнение земель радионуклидами по-прежнему имеет место в Брянской, Тульской, Калужской и Челябинской областях.

    Захламление земель промышленными и бытовыми отходами наблюдается во всех крупных городах и на прилегающих к ним территориях, где нередко имеются несанкционированные свалки, занимающие значительные площади земель, загрязняющие эти земли и другие компоненты окружающей среды, снижающие биологическую продуктивность почв незахламленной части территории. Так, например, в Свердловской области в результате многолетней деятельности промышленных предприятий накоплено около 35 млрд. тонн отходов в виде свалок, которые являются источниками вторичного загрязнения окружающей среды, в том числе и почвы.