Что проверяют специалисты трудовой инспекции. Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции

У работодателя много обязанностей, потому и проблем. Одной из важнейших являются проверки контролирующих органов. Они отвлекают от выполнения основных задач, сбивают с ритма. Давайте разберемся, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, чтобы люди могли подготовиться и не переживать понапрасну. Документов, регулирующих отношения администрации с работником, много. Но если понимать логику процесса, то не запутаетесь.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Разбираться предлагается исходя из компетенции этого государственного органа. Создан он с целью выявления и пресечения нарушений законодательства в области трудовых отношений. инспекции обширны. Специалистам следует предоставить всю имеющуюся на предприятии документацию, касающуюся взаимоотношений работника и администрации.

Начинается инспекция с рассмотрения трудовых договоров, оценки их соответствия закону. Рекомендуется в первую очередь проверить эти документы. Если в них существуют недоработки, следует срочно внести корректировки, заключить дополнительные соглашения с людьми.

Существует определенное преимущество в рассматриваемом построении работы. Трудовая инспекция план проверок не скрывает. Она обязана ознакомить с ним те организации, которые находятся в поле ее внимания в текущем периоде. Как правило, на предприятие приходит письмо с информацией о предстоящем мероприятии. У работников есть время для подготовки.

Малоопытные специалисты пытаются узнать, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке. Мы им поможем, основываясь на накопленном опыте и законодательстве.

Как организуется проверка трудовой инспекции

Плановая проверка может проходить двумя способами. В инструкциях трудовой инспекции установлено, что контроль проходит как в выездном, так и в документальном виде. В первом случае инспектор отправляется на предприятие и разбирается там в бумагах. Во втором - все необходимое следует предоставить в госучреждение.

Конечно, кадровики более любят, если так можно выразиться, документальные проверки. Меньше проблем с «любопытными» инспекторами. Однако готовиться следует в любом случае. Проверка затрагивает не только кадровое подразделение предприятия. Ее специалисты обязаны оценить соблюдение законодательства в области начисления и выплаты средств работникам. Следовательно, бухгалтерии тоже придется принимать участие в мероприятиях инспекции, предоставлять документы, лицевые счета, отстаивать свою точку зрения, объяснять, если выявлены ошибки, и так далее.

Кто подпадает под плановую проверку

Законодательство написано так, чтобы защитить предприятия от необоснованного вмешательства контролирующих органов. Оно прямо запрещает трудовой инспекции работать с некоторыми организациями. Чтобы попасть в план проверок, необходимо, чтобы прошло не менее трех лет с момента:

  • последнего контрольного мероприятия;
  • государственной регистрации;
  • начала фактической деятельности.

То есть у администрации довольно времени, чтобы наладить работу в строгом соответствии с законом, устранить имеющиеся ошибки, разобраться в тонкостях и нюансах.

Кроме того, плановые проверки бывают разными: комплексными и тематическими. В ходе последних контролируется только часть соблюдения трудового законодательства. Обычно на предприятие приходит сообщение о том, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке в том или ином случае. То есть тема мероприятия заявляется, чтобы избежать ненужной суеты.

Начальный этап организации проверок

Раскроем порядок работы внутри инспекции, касающийся предприятий. В конце года составляется план на следующий период. Так делают все организации. Трудовая инспекция график проверок должна сформировать перед началом следующего года. В него включаются предприятия, на которые будут отправлены специалисты, темы и сроки мероприятий. Данный документ подвергается юридическому анализу на соответствие действующему законодательству. После утверждения внесение в него изменений производится редко. Для этого необходимы веские основания. Необходимо отметить, что трудовая инспекция РФ - государственное предприятие. Там не допускается «самодеятельность», все должно быть четко в нормативно-правовом поле. Перед самой проверкой руководитель издает распоряжение. В этой бумаге отражается:

  • название и реквизиты предприятия;
  • должностное лицо, которому поручается выполнение работы;
  • сроки и тема контрольных мероприятий.

Давайте перейдем к рассмотрению документов, которые необходимо подготовить.

Нормативные акты

В первую очередь инспектор проверит, правильно ли составлены трудовые договоры с работниками. Их следует заранее пересмотреть на соответствие законодательству. Если в текстах найдете недочеты или пробелы, рекомендуется оформить дополнительные соглашения.

Потом инспектор перейдет к изучению приказов по кадрам. Посмотрите, все ли подписи об ознакомлении в них поставлены работниками. Их отсутствие - типичная ошибка.

При оформлении на работу человек должен предоставлять целый пакет документов. Они определяются соответствующими нормативно-правовыми актами. Если на вашем предприятии есть требования к квалификации, образованию тружеников, проверьте, чтобы все бумаги были в личных делах.

Не позабудьте открыть приказов. Исправления в нем не допускаются.

Также инспектор в случае необходимости изучает правильность заполнения трудовых книжек и журнал их учета.

Правильность и своевременность предоставления времени отдыха

Отпуска занимают почетное место в перечне замечаний проверяющих. Как ни странно, жалоба в трудовую инспекцию по данному поводу работниками подается редко. Люди зачастую не знают своих прав. А контролирующие органы о них осведомлены и будут искать в этом направлении. Проверьте, чтобы у вас не было людей, не отдыхавших более двух лет кряду. Это строго запрещено законом.

Частая ошибка неопытных кадровиков - отсутствие графика отпусков. Кажется, что это лишняя бумажка. Но законом установлено, что такой график на предприятии быть должен. Следовательно, инспектор его потребует. Необходимо оформить график и следить, чтобы он не расходился в датах с приказами об отпусках. В случае нарушения в текст документа вносятся изменения. Ничего сложного. Заново утвердите график с изменениями (подпишите у начальника новую копию).

Оплата труда

Типичное (самое распространенное) обращение в трудовую инспекцию связано с нарушениями выдачи заработка. Инспектор обязан посмотреть, соблюдается ли на предприятии законодательство в этой области. Для этого он затребует положение об оплате труда. Его следует написать и утвердить, если до сих пор этого не сделали. Данные бухгалтерии, а именно даты выдачи заработка, должны строго соответствовать положениям вышеозначенного документа. Оплата производится дважды в месяц. Это необходимо отразить в документе и строго соблюдать.

Кроме того, инспектор затребует Этот документ также должен существовать и соответствовать законодательству. Размер премии назначается руководителем, следовательно, инспектор посмотрит приказы на данную тему. Не допускаются выплаты сверх оклада, не подтвержденные документально. В то же время также необходимо обосновывать.

Охрана труда

Это одна из самых сложных тем при проверке. На предприятии должно быть утверждено положение об охране труда. Специальным приказом назначается специалист, отвечающий за данное направление работы. Он ведет журнал, проводит инструктаж и тому подобное. Всю его документацию инспектор проверит. А еще заглянет в должностную инструкцию. В документе следует отразить обязанности по охране труда.

Кроме того, придется предоставить Их следует оформлять согласно законодательству, утверждать у руководителя. В тексте следует определить время отдыха, условия труда и так далее.

Специальные вопросы

Мы описали основные направления проверок и требуемые документы. Их инспектор запрашивает всегда. Не имеет значения, комплексную проверку он проводит или тематическую. Оплату, правильность составления трудовых договоров, приказов, предоставления отпусков он обязательно посмотрит.

Но есть и иные документы, которые проверяют реже. К ним относится документация об аттестации. Если в вашей организации проводится такое мероприятие, то следует его правильно оформлять.

Справки о прохождении тоже иногда проверяются.

Нужно посмотреть, нет ли просроченных документов в личных делах. Частая ошибка начинающего кадровика - отсутствие систематизации документов. Этой работой нужно заниматься постоянно, чтобы не путаться и не дрожать, поджидая инспектора.

Как проходит проверка

Инспектор придет или пригласит вас к себе и затребует целый перечень документов. Но для начала покажет распоряжение своего начальника, где указаны его полномочия, тема и срок мероприятия. На него следует ориентироваться. Если человеку поручено работать три дня, раньше он от вас не уйдет. В течение этого периода инспектор будет изучать документы, составлять справки и так далее.

Проведение плановой проверки - обычное мероприятие. Инспектору необходимо найти недостатки в вашей работе. Но в заключительном акте он, как правило, указывает не все. Некоторые недочеты можно исправить в ходе проверки. Инспектор предложит это сделать, и отказываться не стоит, чтобы не получить наказания.

Следует отметить, что самой «плохой» проверкой является та, что проводится по инициативе работника. Это происходит, когда жалоба в трудовую инспекцию была направлена человеком, связанным с вашей организацией договором. В этом случае поблажек от инспектора не ждите. Его долг - защитить труженика.

Заключительный документ

Когда инспектор завершит свою работу, он предоставит акт о проверке. Данный документ составляется в двух экземплярах. Один отправляется в инспекцию, второй остается на предприятии. Если необходимы дополнения, то они тоже должны прилагаться к каждому акту. В этой бумаге отражается суть проведенной работы, замечания и предложения. Выявленные нарушения отражаются в предписании об их устранении.

Руководство проверяемого предприятия имеет возможность возразить. Свои обоснованные замечания необходимо отправить в инспекцию в течение пятнадцати дней. Но предписание об устранении нарушения все равно придется исполнить и подать отчет в контролирующую организацию. А лучше договориться в ходе проверки. Тогда инспектор укажет, что нарушения были, но их исправили еще до написания заключительного документа.

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/ , https://proverki.gov.ru , http://plan.genproc.gov.ru/ . Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2020, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

В каких случаях и в какие сроки Государственная инспекция труда проводит внеплановые выездные проверки? Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

Срок проведения проверки трудовой инспекцией

Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Результат проверки

Читателей волнуют такие вопросы: какие юридические документы оформляются по результатам проверки организации государственным инспектором труда, если выявлены нарушения требований охраны труда, как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Деятельность организаций, функционирующих на территории России, должна соответствовать требованиям Трудового кодекса . Они включают в себя соблюдение прав сотрудников, правильную организацию мест для работы, а также приемлемые условия труда.

Недобросовестные руководители должны понести ответственность. Для этого необходимо обнаружить нарушения в деятельности организации , что проверяет трудовая инспекция.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательные аспекты деятельности Роструда

Основания

Основания для внеплановых проверок закреплены статьей 360 ТК РФ :

  • По жалобе работника о несоблюдении его трудовых прав;
  • Инспекция может нагрянуть повторно . Это происходит, если в ходе предыдущей проверки, были выявлены серьезные нарушения;
  • Если до инспекции дошли сведения о том, что существует угроза жизни и здоровью граждан, которые там работают;
  • При поступлении запроса на проверку условий трудовой деятельности от сотрудника компании;
  • На основании поручения прокурора , Правительства или Президента страны.

ФЗ №294 дает основания для проверок по плану. Они проводятся спустя три года после:

  1. Государственной регистрации фирмы;
  2. Проведения последней проверки;
  3. Подачи предпринимателем информации о том, что он начал осуществлять свою деятельность.

Процедура

Обычно эта процедура внушает работодателям страх. На деле достаточно лишь понимать, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, что делает на предприятии, и заранее подготовиться к визиту. Готовый пакет документов к проверке значительно ускорит процесс.

Руководители компании, в которой запланирована проверка, должны быть об этом предупреждены максимум за сутки до фактического ее начала . Эта обязанность возлагается на уполномоченное лицо Роструда.

Руководителю необходимо знать, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке.

Сотрудник инспекции, согласно закону, имеет право потребовать любой документ , который касается деятельности компании.

Перечень проверяемых документов:

  • В первую очередь, внимание уделяется трудовым договорам с сотрудниками. Правила по их оформлению закреплены в статье 57 ТК РФ .
  • Проверке подвергнутся трудовые книжки , а также ведение по ним учета.
  • Документы о материальной ответственности . Список материально ответственных лиц закреплен постановлением Министерства труда №85 .
  • Бумаги, которые касаются выплаты сотрудникам заработной платы .
  • Табели, по которым ведется учет времени работы сотрудников.
  • График, по которому сотрудники уходят в отпуск.
  • Устав организации.
  • Расписание работы.
  • Свидетельство , подтверждающее государственную регистрацию.
  • Если проверка вызвана ЧП на производстве, не останутся без внимания документы с информацией об обеспечении работникам безопасных условий труда.
  • Документы, относящиеся к социально уязвимым категориям сотрудников – инвалидам, беременным и несовершеннолетним.

При выявлении нарушений подобного рода, работодателя ждет серьезная ответственность.

Посмотрите видео о том, что проверяет инспекция в первую очередь:

Полномочия инспекторов

Составление акта

После того, как проверка считается законченной, должен быть составлен акт с ее итогами (4 статья ФЗ №294). Там обязательно должны быть указаны личные данные проверяющих, дата проверки, на каких основаниях она проводилась, а так же ее итоги.

Документ составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть передан на руки руководителю организации, под личную подпись. Подписав документ, глава компании не лишается права на оспаривание результатов проверки.

Также на имя работодателя составляется предписание с требованиями по устранению трудовых нарушений . Помимо этого, могут быть назначены штрафные санкции.

Обнаружение несоответствий в деятельности организации дает право инспектору завести административное дело, которое послужит основанием для назначения наказания.

Обжалование результатов

Если работодатель считает нужным оспорить результаты проверки, он может это сделать, обратившись в вышестоящую инстанцию . Не обязательно решение комиссии будет оспорено. В этом случае его обжалование становится возможным только в суде.

В ходе судебного разбирательства будут рассмотрены основания для проведения проверки, ее законность. И, если инспекция действовала в разрез с законом , ее вердикт относительно данной фирмы может быть признан незаконным.

Оспаривание может быть произведено лишь в течение 15 дней после подписания акта проведенной проверки.

Штрафные санкции

На основании протокола с обнаруженными нарушениями выносится решение о том, какое наказание должен понести недобросовестный работодатель. Чаще всего, его обязывают к выплате штрафа . Но это совсем не значит, что, если заплачен штраф, то не нужно устранять недостатки, которые выявила комиссия.

Если вдруг нарушений окажется несколько, руководство компании будет оштрафовано по каждому пункту.

В зависимости от степени серьезности нарушения, размеры штрафов отличаются, их размер может достигать 500 тысяч рублей . Например, согласно статье №143 УК , если по причине недолжного обеспечения безопасности работников, кто-то из них пострадал, работодатель должен будет выплатить 200 тыс. руб.

Нарушение прав беременной женщины или матери маленького ребенка, в частности, ее увольнение, наказывается штрафом в 200 тыс. руб. (ст. 145 УК РФ).

Статья 145 УК РФ. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Если работодатель не исправил нарушения в деятельности компании, и повторная проверка это подтвердила, штраф для юридического лица будет варьироваться от 300.000 до 500.000 рублей .

Чтобы не гадать, за что вашу организацию может оштрафовать инспекция, содержите документы в порядке и не нарушайте прав работников.

Какие документы проверяет трудовая инспекция?

Какие документы проверяет трудовая инспекция? При ответе на данный вопрос нужно учитывать объем ее полномочий и задачи проверки. В нашей статье тема рассматривается с учетом новейших изменений трудового законодательства и закона о проверках.

Какие документы нужны для предъявления проверяющим из трудовой инспекции: общая информация

Трудинспекция действует на основании норм Трудового кодекса (ст. 354-365 и др.), закона «О защите прав...» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ), а также подзаконных актов:

  • положения о федеральном государственном надзоре..., утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — положение № 875);
  • административного регламента, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н (далее — адмрегламент) и др.

Документы для проверяющих из трудовой инспекции должны быть в наличии с учетом норм ТК РФ. В первую очередь это локальные нормативные акты (далее — ЛНА, ст. 8 ТК РФ), трудовые договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ). Более конкретные требования выработаны практикой, зачастую это отражено в нормах ТК РФ и разъяснениях Роструда.

Некоторые выводы о том, какие документы нужны для трудовой инспекции, можно сделать на основании вопросов из чек-листов (обиходное наименование) — проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (далее — приказ № 655). Об этом мы сообщали в материале Роструд утвердил 107 форм проверочных листов .

Цель проверки — оценка соответствия деятельности организации или индивидуального предпринимателя (ИП) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Непосредственно проверку проводят трудовые инспекторы государственных инспекций труда.

Проверки проводятся в одной из 2 форм (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ):

  • документарной (исследуются документы без выезда);
  • выездной (по месту нахождения проверяемого лица).

Документы изучаются не только во время самой проверки, но и задолго до нее. Рассмотрим виды сведений, изучаемых трудинспекцией на разных этапах.

Проверка документов на этапе формирования плана проверок

В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):

  • на плановые (проводятся на основании годового плана);
  • внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).

В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.

При его формировании учитываются:

  • 3-летний срок, прошедший с момента госрегистрации или последней проверки лица (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ);
  • наличие или отсутствие повышенного риска нарушений (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:

  • материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
  • причин задолженности по зарплате;
  • сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
  • состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.

Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):

  • отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
  • сведений о травматизме за 3 года;
  • сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.

Эти и некоторые другие сведения могут быть получены без направления запроса проверяемому лицу — по документам трудинспекции и других госорганов.

Получение документов по системам межведомственного взаимодействия

Приказом Минтруда РФ от 04.05.2017 № 412н адмрегламент дополнен п. 51(1), предусматривающим получение большого количества документов о работодателях по каналам межведомственного информационного взаимодействия от государственных и муниципальных органов и организаций, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, при проведении документарных проверок.

Это сведения:

  • о задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и некоторых др. реестров;
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • о среднесписочной численности работников;
  • регистрации физлиц по месту жительства и др.

Материалы, которые могут быть получены от других ведомств, запрещается запрашивать у проверяемых лиц. Это вытекает из абз. 28 п. 7 адмрегламента.

ВАЖНО! Проверяемое лицо вправе ознакомиться со всеми полученными по каналам межведомственного взаимодействия материалами на основании п. 7.1 ст. 18 закона № 294-ФЗ, абз. 17 п. 7 адмрегламента.

Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения

В соответствии с подп. «б» п. 13 положения № 875 инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, право получать материалы не является неограниченным.

Ограничения этого полномочия можно сгруппировать следующим образом:

  1. Ограничение по срокам. Право требовать представления каких-либо документов и сведений существует только в рамках проводимой проверки. Запрещается направлять запросы до начала проверки (абз. 29 п. 7 адмрегламента), а также превышать сроки проверки без соблюдения установленной процедуры продления (абз. 26 п. 7 адмрегламента).
  2. Ограничение по объему, основанное на целях проверки. Должностные лица Роструда не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и требовать представления материалов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к ним, а также не вправе изымать оригиналы (абз. 22, 23 п. 7 адмрегламента).
  3. Ограничение по предмету (применимо только к плановой проверке).

ВАЖНО! Плановая проверка ограничивается перечнем вопросов, включенных в чек-листы (п. 8 положения № 875).

В соответствии с п. 7 Общих требований…, утв. постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177, формы проверочных листов могут быть использованы для создания сервисов по самопроверке соблюдения обязательных требований.

Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции

Приказом № 655 утверждены для проверки темы:

  1. Общие (№ 1-37, 100): проверка порядка приема на работу (список вопросов № 1), содержание трудовых договоров (список № 2) и др. Под параметры проверки по этим темам подпадает большинство работодателей.
  2. Отраслевые (№ 38-107): охрана труда в ЖКХ (№ 38) и др. Эти списки посвящены в основном вопросам охраны труда по разным видам работ. Исключением является список № 107, содержащий вопросы по гарантиям медработникам. Можно предположить, что список будет дополнен, поскольку по некоторым видам работ и гарантиям имеются явные пробелы. Например, для проверки соблюдения гарантий для работников образования также возможна разработка отдельного чек-листа.

При подготовке к проверке необходимо учитывать, что по каждому из вопросов нужно будет представить документ, подтверждающий выполнение требования. Рассмотрим примеры.

Чек-лист № 1: прием на работу

Если ориентироваться строго по вопросам списка, нужно представить:

  • Трудовые договоры (об их содержании и основных требованиях вы узнаете из статьи на сайте Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ). К этой же категории относится договор с руководителем (см. статью Трудовой договор с генеральным директором (образец)). Информация о том, нужно ли представлять документы о продлении полномочий, отсутствует, однако целесообразно их также подготовить (подробности — в материале Как правильно оформить кадровые документы при продлении полномочий генерального директора).
  • ЛНА, предусматривающий прохождение медосмотров (при его наличии), договор с медицинской организацией, журнал учета выдачи направлений и др. документы, подтверждающие прохождение медосмотров (см. подробнее в статье Периодический медосмотр работников предприятия).
  • Гражданско-правовые договоры (ГПД).
  • Приказы о приеме на работу.
  • Листы (журналы) ознакомления с ЛНА (см. статью Лист ознакомления с ЛНА - образец).

Одна из сложнейших тем проверки — зарплата, вопросы ее начисления и выплаты.

Какие документы нужны трудовой инспекции для проверки начисления и выплаты зарплаты (чек-листы № 7, 17)

Для проверки по чек-листу № 7 нужно подготовить:

  • ЛНА по системе оплаты труда: положение об оплате труда, положение о премировании и др. (подробности — в статье Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда , Является ли премия составной частью зарплаты?).
  • Документы по расчетным листкам: приказ об утверждении, журнал выдачи (см. статью Когда выдается расчетный лист по зарплате?).
  • Документы по учету рабочего времени для установления переработок (см. статью Как составить график учета рабочего времени сотрудников?).
  • Документы по выплате зарплаты: трудовые договоры, ведомости по начислению зарплаты (расчетную ведомость по ф. Т-51, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, платежную ведомость по ф. Т-53, расчетно-платежную ведомость по ф. Т-49 и др. подтверждающие документы). Подробнее о подтверждаемых обстоятельствах читайте в статье Порядок выплаты зарплаты по ТК .
  • Приказы по удержаниям и приложения к ним (см. статью Какие существуют удержания из зарплаты?).

Кроме того, необходимо представить документы, подтверждающие дополнительные выплаты в пользу работников, причитающиеся по различным основаниям (см. подробнее в статье Надбавки к зарплате - доплаты и компенсации).

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудинспекции проводится по основаниям, перечисленным в ст. 360 ТК РФ. Перечень оснований закрытый, но может быть расширен (см. на нашем сайте сообщение о законопроекте): жалобы работников, сообщения и др.

Пределы внеплановой проверки законодательством не регламентированы. Ее цель — проверка доводов и фактов, изложенных в поступившем документе. Для выполнения этой задачи проверка может быть проведена в документарной либо выездной форме.

Срок и порядок представления документов по запросу или требованию трудовой инспекции

Порядок и сроки представления документов при документарной проверке регламентированы законом № 294-ФЗ и адмрегламентом:

  1. В течение 10 рабочих дней после получения запроса проверяемое лицо обязано представить в трудинспекцию запрошенные документы (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 52 адмрегламента).
  2. Запрос должен быть мотивированным (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ).
  3. Документы представляются только в виде копий, заверенных подписью и печатью (при наличии) проверяемого лица (п. 52 адмрегламента).
  4. При выявлении противоречий у проверяемого лица в таком же порядке запрашиваются объяснения (п. 8 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).

ВАЖНО! Непредставление запрашиваемых материалов в 10-дневный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и перехода к выездной проверке проверяемого лица.

При выявлении признаков нарушений руководитель трудинспекции вправе назначить выездную проверку в отношении этого же лица (п. 10 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).

При выездной проверке инспектор вправе знакомиться с любыми документами, связанными с целями, задачами и предметом данной проверки (п. 5 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Итак, в настоящее время проверка трудовой инспекции ограничена как во временных пределах, так и по объему. При этом исследуются документы, в которых можно найти ответы на вопросы из чек-листов (в плановом порядке) либо подтверждение фактов или доводов из поступившего обращения (при внеплановой проверке). Перечни таких документов отсутствуют. Документы по запросу трудовой инспекции представляются только в виде заверенных копий.

) трудовая инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для контроля, в том числе документы за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Единый перечень документов, которые инспекция может запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, трудовая инспекция может запросить:

  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • личные карточки сотрудников;
  • штатное расписание;
  • трудовые книжки сотрудников, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек;
  • приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.);
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании);
  • сведения об отсутствии задолженности по зарплате;
  • ведомости, записки-расчеты, а также иные документы, касающиеся начисления и выплаты зарплаты;
  • табели учета рабочего времени и т. д.

Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по охране труда, журналы регистрации инструктажей и т. п.

Порядок ознакомления проверяющих с документами организации зависит от формы проводимой проверки: выездная или .

Представление документов при документарной проверке

В ходе документарной проверки инспекторы в первую очередь знакомятся с уже имеющимися у них документами по организации (актами предыдущих проверок, материалами рассмотрения дел об административных нарушениях и т. п.). Если достоверность сведений в имеющихся у инспекции документах вызывает сомнения или эти сведения недостаточны для целей проведения проверки, инспекция направляет в адрес работодателя мотивированный запрос с требованием представить . К запросу инспекция прикладывает заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки . Об этом говорится в частях 3, 4 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Документы по запросу организация должна представить по местонахождению инспекции в течение 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Документы представляйте в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации или уполномоченного им лица (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Удостоверять копии документов у нотариуса не требуется, если только иное не предусмотрено в законодательстве (ч. 7 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Кроме того, указанные в запросе документы работодатель вправе представить в трудовую инспекцию в форме электронных документов, порядок передачи которых определяет Правительство РФ (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам анализа полученных от организации документов сотрудники инспекции могут выявить ошибки или несоответствия с уже имеющейся у них информацией. В таком случае инспекторы известят работодателя о наличии обнаруженных ошибок и (или) расхождений и потребуют соответствующих пояснений.

На дачу пояснений организации отводится 10 рабочих дней. Представить их нужно в письменной форме по местонахождению инспекции. К пояснениям организация может приложить дополнительные документы, которые подтвердят достоверность ранее переданных в инспекцию документов и сведений.

Об этом говорится в частях 8, 9 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Представление документов при выездной проверке

В ходе выездной проверки инспекторы знакомятся с (оригиналами и их копиями) по местонахождению организации или по месту фактического ведения ее деятельности. При этом инспекторы вправе запрашивать документы, а организации обязаны их представлять только если выездной проверке не предшествовала документарная. Такой порядок предусмотрен в части 5 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность

За непредставление документов по требованию проверяющих из трудовой инспекции по их заявлению суд может вынести предупреждение или наложить штраф:

  • на граждан - в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц организации (например, ее руководителя) - в размере от 2000 до 4000 руб.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.