Бело-сине-красные триколоры в странах мира. Справка

.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "

160 лет назад указом императора Александра II чёрно-жёлто-белый флаг стал государственным символом Российской империи

Трёхцветное чёрно-жёлто-белое полотнище было утверждено императором Александром II 11 (23) июня 1858 года в качестве Гербового народного флага. Этот государственный символ, введенный в сложную для Российской империи эпоху начала «Великих реформ» и преодоления последствий проигранной Крымской войны, стал символом подъема русского народного духа, ознаменовавшим собой новый расцвет, возрождение и величие Российской державы.

Описание флага гласило, что верхняя чёрная и средняя золотая (жёлтая) полосы символизируют Государственный герб Российской империи - чёрного орла на золотом фоне, а нижняя белая полоса - символ святого Георгия Победоносца, изображенного на Московском гербе в качестве всадника, поражающего копьём змия. При этом в Императорском указе содержится отсылка к историческому прошлому этих цветов. Так, в описании утверждается, что кокарда из чёрного и золотого цветов была основана императором Павлом I, тогда как знамёна и другие украшения из этих цветов употреблялись ещё при императрице Анне Иоанновне. Белая же или серебряная полоса соответствует кокарде Петра Великого и Екатерины II.

Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в московском гербе»,

Гласит Высочайше утверждённое описание Имперского флага.

Однако историческое прошлое гербовых народных цветов имперского триколора уходит своими корнями гораздо глубже эпохи Петра Великого, Анны Иоанновны и Екатерины II. Ещё в 1497 году на грамотах Государя Всея Руси Ивана III появляется символический императорский герб Византии, изображающий чёрного двуглавого орла в золотом поле, и он соединяется с гербом Великого княжества Московского, изображающим белого всадника Святого Георгия. Стоит напомнить, что русский Государь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. И соединение императорского герба Византии с символикой Великого княжества Московского было олицетворением идеи Третьего Рима, выраженной в начале XVI столетия игуменом псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Таким образом, чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета в их сочетании стали гербовыми цветами Русского государства. Согласно Соборному уложению 1649 года и Генеральному регламенту 1720 года, подлоги гербового изображения царской печати квалифицировались как преступление против самого Государя и карались смертью.

При Петре I первый Русский Императорский штандарт был также установлен в соответствии с гербовыми цветами и представлял собой полотнище, изображающее в золотом поле чёрного двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем в белом и на белом коне. Такой порядок сохранялся и в дальнейшем. На русских боевых знаменах и кокардах сохранялись русские гербовые цвета. Даже будки для часовых и стойки для ружей были окрашены в чёрный и жёлтый. А при императрице Екатерине Великой чёрный, жёлтый и белый цвета стали использоваться для ленты и ордена Святого Георгия - высшего знака воинского отличия.

Герб Российской империи. Фото: Aleksey Stemmer / Shutterstock.com

Период правления Александра II, когда чёрно-жёлто-белый триколор стал русским национальным и государственным флагом, ознаменовался dеликими реформами во всех областях и сферах общественной жизни: освобождением крестьян, модернизацией русской армии. Под этим флагом было завершено покорение Кавказа и осуществлялось присоединение Средней Азии, была одержана славная победа в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, положившая начало освобождению балканских славян от османского гнёта.

Вскоре после убийства террористами Александра II и восшествия на престол его сына Александра III было издано Высочайшее повеление, в соответствии с которым в торжественных случаях предписывалось вывешивать бело-сине-красный флаг, появившийся в XVII столетии и установленный Петром Великим в качестве коммерческого. Несмотря на это, чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным русским символом и торжественно поднимался во время важных государственных мероприятий - например, во время встречи императоров России и Австро-Венгрии Александра III и Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года.

В 1896 году, накануне коронации императора Николая II, Высочайшим повелением было учреждено Особое совещание во главе с генерал-адъютантом Константином Посьетом, которое постановило, что

флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Вместе с тем в российском обществе продолжалась дискуссия о том, каким должен быть главный государственный и национальный символ. В 1910 году было учреждено новое Особое совещание под председательством товарища министра юстиции А.Н.Веревкина, которому надлежало «выяснить вопрос о русских государственных цветах».

В 1912 году в русском городе Харькове православный публицист и миссионер Евстафий Воронец издал брошюру под названием «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации», подвергнув острой критике комиссию Посьета, охарактеризовав её председателя как «космополита».

Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческой революцией помешали исправлению произошедшего тогда противозакония»,

Писал Воронец, выражая надежду на то, что восстановление употребления символа самобытной Русской державы скоро состоится в полной мере.

Учрежденная в феврале 1913 года в честь 300-летия Дома Романовых памятная медаль была на ленте чёрного, жёлтого и белого цветов. А в следующем, 1914 году, в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел Российской империи, для употребления в частном быту был введен флаг, представлявший собой бело-красное-полотнище, в левом верхнем углу которого был помещен жёлтый квадрат с чёрным двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на белом коне. Флаг должен был означать единение Государя и народа.

Однако довести до конца дело восстановления статуса чёрно-жёлто-белого флага не удалось. Разразилась Первая Мировая война, а затем революция, обрушившая русскую монархию и великую Российскую империю. Вновь в Россию чёрно-жёлто-белое полотнище вернулось в начале 1990-х годов. Его активно использовали и продолжают использовать национал-патриотические и монархические движения. В 1993 году чёрно-жёлто-белый триколор (в народе - имперский флаг) стал, наряду с государственным флагом СССР, символом сопротивления ельцинской диктатуре. Активно использовался он и сторонниками Русской Весны на бывшей Украине.

В России на протяжении последних лет продолжаются дискуссии о признании чёрно-жёлто-белого имперского флага официальным историческим символом Российского государства с наделением его соответствующим правовым статусом. Принятие такого решения на государственном уровне, несомненно, станет актом уважительного отношения к великому прошлому нашей страны.

В последние годы становится популярным черно-желто-белый имперский флаг, или же бело-желто-черный. Каково значение имперского флага? Какова его история? Почему он забыт? Уже много десятилетий не утихают споры о том, какой же флаг - имперский. И каждая сторона находит неопровержимые доказательства своей правоты. Но после этого возникает следующий вопрос: стоит ли возвращаться к имперскому флагу?

История флага

В 1453 году пал Царьград, два месяца сдерживая осаду османов. Это был последняя надежда Византийской империи. При осаде XI Палеолог был убит.

Через некоторое время Ватикан стал искать союзников, собираясь организовать крестовый поход против турок. Сильным союзником могло стать Московское государство, которым правил тогда Иван III. Поэтому Папа Римский выдает замуж за Ивана III Софью Палеолог - племянницу императора Константина XI. Папа надеялся, что эта женитьба принесет плоды: отвоевывание бывших владений Византии. Кроме того, Ватикан хотел, чтобы Московия приняла Флорентийскую унию и подчинилась Риму. Но Иван III имел другие планы: усиление власти в Москве.

Женившись на Софье Палеолог, Иван III стал царем и защитником православия. А Москва стала наследницей Царьграда и Рима. Потому изменился и герб Московского государства. Византийский герб соединился с Московским - желтое поле и двуглавый черный орел и белый всадник на коне, поражающий змея.

Алексей Михайлович вводил этот герб в обращение. И другие правители следовали этой традиции такого изображения герба.

Сенат в 1731 году выпустил указ, по которому у каждого пехотного и драгунского полка должны были быть шарфы и шляпы, имеющие цвета герба. Российская армия должны была использовать для пошива одежды золотой и черный шелк. Кроме того, у них теперь были белые банты.

Петр I вводит новые цвета

Имперские флаги как таковые не существовали в то время. Трехцветный (бело-сине-красный) флаг появился в России, как утверждает большинство историков, во время царствования Алексея Михайловича. Воинский имел знамя, для изготовления которого использовалась червчатая, белая и лазоревая материи, то есть красная, белая и синяя. Это не всеми замечаемая деталь разрушает основной аргумент критиков триколора, поскольку большинство считает, что Петр I "привез" в нашу страну этот флаг. Петр Великий же начертал другой флаг: белое полотнище было разделено синим прямым крестом на четыре равные части, называющиеся крыжами. Первая и четвертая - белая, вторая и третья - красная. Ближе к концу XVII века флаг прочно держался за мачты русских судов.

После поездки в Голландию молодой царь решил строить корабли, поэтому сразу отправился в Архангельск. По пути в столицу он зашел в Вологду, где подарил архиепископу Афанасию три флага со своего корабля. Самый большой был "флагом царя Московского". Он представлял собой три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную (сверху вниз). Также на полотнище был вшит двуглавый орел, державший скипетр и державу. Грудь орла украшал красный щит со Святым Георгием.

Существует версия, что флаги он создал уже в Архангельске. Некоторые источники утверждают, что российский флаг был задуман по типу голландского триколора, но с другим порядком цветов. Но ошибка заключается в том, то Петр I уже создал этот флаг до поездки в Голландию.

После появления флага Московского царя бело-сине-красный имперский флаг с гербом нашивным оставался царским корабельным штандартом. В 1697 году Петр ввел новый трехцветный флаг, уже без нашивного орла.

При Петре I триколор являлся боевым знаменем России, сухопутных и морских войск. Но во время Северной войны армия и флот стали использовать В 1705 году, 20 января, Петр I приказал использовать бело-сине-красный флаг только в торговом флоте.

В послепетровское время наибольшее влияние оказывало немецкое окружение царствующих особ. Поэтому национальные цвета были практически утеряны.

Императорский штандарт

Имперские флаги также дополнял императорский штандарт. Его утвердил Петр I: на желтом полотнище изображен двуглавый черный орел, держащий морские карты с Белым, Азовским и Каспийским морем. Довольно быстро была добавлена четвертая морская карта. Частично побережье Балтийского моря присоединилось в 1703 году.

До этого, в 1696 году, император создал гербовое знамя, в основе которого лежало использовавшееся во времена правления Алексея Михайловича. Знамя было красным с белой каймой, по центру был изображен золотой орел, который парил над морем. В кругу на его груди изобразили Спасителя, рядом - Святого Духа и святых апостолов Павла и Петра.

В 1742 году состоялась коронация Елизаветы Петровны. Перед этим событием создали новое Государственное знамя империи: на желтом полотнище - черный двуглавый орел, окруженный 31 овальным щитком с гербами. Тогда на крыльях орла еще не изображались территориальные гербы.

Барон Бергард Карл Кёне создал второе государственное знамя. Его подготовили к коронации Александра II (1856 год, 26 августа). Помимо государственного знамени, Бернгард Кёне создавал также большой, средний и малый герба Российской империи. После он создал герб Дома Романовых и вообще провел геральдическую реформу российских территориальных гербов. Основной идеей Кёне было установление цветов, которые отражают цвета герба на флагах, знаменах. Праздничные драпировки и военная форма также имели эти оттенки. Так было принято в Королевстве Пруссии и Австрийской империи. Но утверждены гербовые цвета были при Анне Иоановне (1731 год, 17 августа).

Так как на государственном гербе был золотой щит, двуглавый черный орел, серебряные короны, скипетр и держава, то Бергард Карл Кёне рассудил, что гербовыми цветами по правилам геральдики являются черный, золотой и серебряный.

В 1883 году было создано третье государственное знамя к коронации Его расписал художник Белашёв. Но вместо золотого глазета использовали шелковую ткань, имеющую цвет старого золота.

К коронации Николая II, проходившей в 1896 году, выполнили четвертое государственное знамя. Его изготовили из золотой ткани с шитьем, а не с росписью.

Укрепление единства нации

Завершилась Отечественная война с Наполеоном, и бело-желто-черный флаг стали вывешивать только в праздничные дни. Существование флага в таком виде продолжалось только до момента его официального принятия. Николай I приказал использовать цвета будущего имперского флага на кокардах гражданских служащих.

Николай I вообще стремился принять государственные символы и атрибуты. Он был убежден, что так можно укрепить единство нации. Именно поэтому император утвердил патриотический гимн "Боже, Царя храни" как государственный.

Перевернутый флаг

Александр II желал навести порядок в государственной символике, так как ее следовало привести к общеевропейским геральдическим стандартам. Поэтому в 1857 император назначил барона Бергарда-Карла Кёне начальником гербового департамента.

1858 год служит точкой, с которой начинается история имперского флага как государственного. В 1858 году, 11 июня, Александр II подписал Указ, утвердивший новый державный флаг. Только теперь он был перевернутым: черно-желто-белым. Он должен был висеть на всех государственных учреждениях, казенных зданиях. При этом частные лица имели право использовать только флаг торгового флота со старым триколором: белый, синий, красный.

Автором проекта имперского флага выступил Бернгард-Карл Кёне. Именно ему принадлежит идея сделать черно-желто-белый имперский флаг. Что означают цвета на полотнище? Почему барон перевернул флаг? Вообще в геральдике перевернутый стяг обозначает траур. В море - это сигнал бедствия. Об этом не мог не знать прекрасный геральдист Кёне. Символично или нет, но после этого судьба страны стала сильно меняться не в лучшую сторону.

Картины художников "зафиксировали" расположение цветов в следующем порядке: белый, желтый и черный.

Смысл цветов

Цвета имперского флага России носят глубокий смысл, который заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем страны. Мы будем рассматривать первый вариант имперского флага.

Нижний слой - черный цвет - это олицетворение державного герба империи. Здесь сосредоточена стабильность и процветание всей страны, с нерушимыми и крепкими границами и единством нации.

Средний слой - желтый цвет - нравственное развитие, высокая духовность русского народа. Также этот цвет трактуют как отсылку к временам Византийской империи - как прародительницы России в православном мире.

Верхний слой - белый цвет - молитва и воззвание к Георгию Победоносцу, который уже много веков является покровителем русских земель. Кроме того, этот цвет является символом жертвенности народа России. Он готов потрясти мир в порыве отдать все за свою страну, только бы сохранить ее величие и собственную честь.

Существует еще одна версия относительно того, что означает цвет имперского флага. Белая полоса - православие, являющееся фундаментом и основой жизни. Желтая полоса - самодержавие, которое утверждается на православии, так как это единственная данная Богом форма власти. - народ, который зиждется на православии и самодержавии. Черный - потому что это цвет земли, Россия должна жить благородным трудом на земле.

Споры

Бело-желто-черный флаг как государственный стяг в последующие 15-20 лет воспринимался однозначно и не оспаривался. Но ближе к 70-м годам XIX века в империи укрепилась оппозиция из либеральных кругов, выступающая против монархического строя. Ее представители хотели, чтобы в стране начала следовать западной модели развития. Вследствие этого у них была тяга к европейской символике. Утвержденный Петром I флаг в какой-то степени относится к европейской символике.

Монархисты ратовали за сохранение имперского флага. Их мотивы вполне понятны: один народ - это единая Империя, а значит, и один имперский флаг. Что означает все вместе - страна непобедима и сильна.

Имперские флаги: их два?

1881 год - год смерти Александра II. Его смерть пришлась на очень сложный и важный момент для государства. Александр III довольно скоро (в 1883 году, 28 апреля) наделил бело-сине-красный флаг статусом державного, хотя ему предлагали сделать его только лишь торговым флагом. Ситуация осложнялась тем, что действие имперского флага не было отменено.

В 1887 году был издан Приказ по военному ведомству, который утверждал черно-желто-белые имперские флаги как национальные.

Ситуация была очень двойственной, следовало незамедлительно что-то решать. В апреле 1896 года представители Академии наук и Министерств решили, что новый державный стяг может быть национальным. А имперский флаг не обладает никакими геральдическими традициями.

Николай II повелел к своей коронации подготовить новое коронационное знамя, прототипом которого служили аналогичные знамена его предшественников.

В марте 1896 года, перед коронацией, Николай II собрал представителей от Академии Наук и иностранных и различных министерств. На совещании решили, что триколор должен называться национальным, российским. Цвета его именуются государственными (красный, синий и белый).

Толкование нового триколора

Новые цвета флага - белый, синий и красный - стали национальными и получили официальное толкование. Итак, новый имперский флаг. Что означает каждая его полоса?

Самой популярной расшифровкой является следующая:

  • белый - символ благородства и откровенности;
  • синий - символ честности, целомудрия, верности и безупречности;
  • красный - символ смелости, любви, мужества и великодушия.

Красный - державность. Синий - Богоматерь, покрывающая Россию. Белый - свобода и независимость. Также эти цвета говорили о содружестве Белой, Малой и Великой России. Несмотря на сложную историю этого флага, на самом деле за его цветами нет никакого исторического и геральдического смысла.

Интересно, что Временное правительство продолжало использовать новый триколор как государственный. Советский Союз не сразу отказался от триколора. Только в 1918 году Я. М. Свердлов выдвинул на утверждение боевой красный флаг, который и стал государственным на 70 лет.

Перед революцией

Но споры продолжались. В 1910 году, 10 мая, было учреждено Особое совещание, председательствовал министр юстиции А. Н. Веревкин. Целью этого совещания было выяснение вопроса о том, какие же цвета являются государственными, национальными. Над этой проблемой работали крупнейшие ученые-геральдисты. Несмотря на долгую работу, они не смогли найти четкие геральдические обоснования ни для одного из флагов. Но большая часть ученых считала, что государственные цвета - это черный, желтый и белый. Российский имперский флаг должен носить эти цвета. Другой флаг мог использоваться только торговыми судами во внутренних водах.

Кроме того, монархисты хотели вернуть "правильный" флаг по случаю приближения 300-летия Дома Романовых.

27 июля 1912 года прошло заседание, в ходе которого решили получить еще одно мнение с точки зрения целесообразности и практической приемлемости. Этим должна были заняться особая комиссия при Морском министерстве.

Комиссия провела два заседания. Большинство голосов в результате решило, что Особым совещанием при Министерстве юстиции была предложена неудобная реформа.

Совет министров 10 сентября 1914 года решил передать решение вопросов о министерству. Но с 1914 года правительство и общество уже не могло заниматься геральдическими спорами. Успели создать "симбиоз" обоих флагов. Бело-сине-красное полотнище в "крыже" теперь имело желтый квадрат с двуглавым черным орлом. На Первой мировой войне это демонстрировало единство нации и монархической власти.

Спустя 70 лет

Правительство РСФСР 5 ноября 1990 года решило создать проекты Государственного герба и флага страны. С этой целью учредили Правительственную комиссию. В ходе работы возникла идея возродить бело-сине-красный флаг. Все поддержали ее единогласно. И 1 ноября 1991 года на Съезде народных депутатов России была принята поправка в Конституции. Кроме того, изменили статью, которая описывала Государственный флаг.

Имперский флаг сегодня

В последнее время не раз поднимался вопрос о том, чтобы вернуться к имперскому флагу. Но в данном вопросе много неточностей. Начиная с того, что неизвестно точное и правильное расположение цветов. Кроме того, это флаг императорской семьи. В каком-то смысле сейчас возвращать флаг Руси - имперский флаг - неуместно.

К сожалению, многие люди не понимают, что значит имперский флаг. Часто его ошибочно принимают за флаг нацистов, путая их с националистами.

Существует интересный современный вариант стяга - "Коловрат". Имперский флаг носит символику, которая понятна людям посвященным и родноверам. Центр полотнища занимает древний символ славянских народов - коловрат, или громовник. Когда наши предки рисовали этот солярный символ, они призывали на помощь богов. Они рассчитывали на их помощь в ратном деле. Просили богатый урожай, хотели получить священные знания, которые практически не дошли до нашего времени. Сейчас немногим понятно, что означает имперский флаг России. Но для некоторых людей он по-прежнему олицетворяет величие и победы Российской империи.

Символ побед русских

Каждый поворот в истории России неизменно вел к смене государственной символики. Под бело-синем-красным полотнищем выросло уже целое поколение россиян, но он далеко не всегда реял на флагштоке Кремля. Перелистывая страницы истории, хочется остановиться на том периоде, когда государственным был имперский флаг России.

Предыстория черно-желто-белого флага в Российской Империи уходит корнями в первую половину XVIII столетия. То был неоднозначный период правления императрицы Анны Иоанновны. Указом Сената от 1731 пехотным и драгунским полкам надлежало иметь шарфы и шляпы «по цвету герба российского». Для одежд российской армии было приказано использовать черный и золотой шелк, а также белые банты. Перед восхождением на престол Елизаветы Петровны в 1742, специально для церемоний коронации, а в дальнейшем, также для погребальных церемоний и иных торжествах был изготовлен государственный флаг Российской Империи. Стяг представлял собой черного двуглавого орла, изображенного на желтом полотнище. Герб Империи окружали гербы всех 31 земель, царств и княжеств, упоминавшийся в императорском титуле.

По завершении Отечественной войны с Наполеоном Бонапартом, черно-желто-белый флаг начал вывешиваться во всех домах Российской Империи в праздничные дни. Во времена правления Николая I, эти цвета появляются на кокардах гражданских служащих.

Год 1858 стал отправной точкой в истории данного флага как государственного. Несколько слов необходимо сказать о том, что всего за два года до этого события завершилась Крымская война, вскрывшая проблемы, которые требовалось решать не медля. Великая держава остро нуждалась в технологиях, благодаря которым в краткие сроки сумела бы ликвидировать некоторое отставание от европейцев. Но прежде всего, Россия искала новую идею, новый смысл, позволявший не только догнать англичан, но многократно превзойти их. И в этот самый момент над необъятной территорией нашей страны впервые вознесся имперский флаг.

Указом государя Александра II от 11 июня 1858 Российская Империя обретала новый державный флаг. Отныне черно-желто-белый стяг повелевалось развешивать на государственные учреждения, казенные здания, в то время как лицам частным дозволялось использовать лишь старый бело-сине-красный флаг торгового флота. Введение нового символа России вызвало подъем национального духа. Империя семимильными шагами шла по пути смелых реформ, способных вывести страну на качественно иной уровень и стереть горечь Крымской войны.

Автор проекта введенного Александром II имперского флага был Бернгард Кене, предложивший полотнище черно-желто-белых цветов. Верхняя черная полоса олицетворяла державный герб империи, стабильность и процветание всей Империи, нерушимость и крепость границ, единство нации. Средняя полоса желтого цвета, с одной стороны, отсылает нас к временам Византийской империи, намекая на то, что Россия является ее справедливой наследницей в православном мире. Желтый цвет неотъемлемо связан с нравственным развитием, высокой духовностью русского народа. Нижняя полоса белого цвета - своего рода воззвание и молитва к Георгию Победоносцу, многовековому покровителю русских земель. Также как и знак жертвенности нашего народа, способного потрясти мир в своем самозабвенном порыве отдать все за Россию, сохранив ее величие и собственную честь.

Отец императора Александра II, самодержец Николай I ратовал за принятие государственных символов и атрибутов, призванных укрепить единство нации вокруг монарха и истинных интересов России. Одним из его шагов в этом направлении стало утверждение патриотического гимна «Боже, Царя храни» в качестве державного. Позже он приобрел статус Народной песни, проникая тем самым во все слои российского общества. Так и имперский флаг Александра II способствовал возрождению русского духа через общность с символами державы.

На протяжении следующих 15-20 лет право первенства государственного стяга Империи воспринималось однозначно и не оспаривалось. Однако к 70-м годам XIX столетия в России возникает оппозиция монархическому строю в лице либеральных кругов. Как известно, либералы во все времена склонялись к западной модели развития. Соответственно, тяготели они к европейской символике, к коей, в определенной степени, относится бело-сине-красный флаг, утвержденный во времена царствования Петра I. Противовесом либералам стал блок патриотически настроенных монархистов, ратовавших за сохранение имперского флага в качестве единственного государственного. Мотивация последних была предельно ясна: один народ, одна Империя, один флаг.

В такой важнейший для государства момент, в году 1881 от рук «народовольцев» погибает Александр II. На престол Российской Империи восходит 36-летний Александр III. Не стоит сейчас подробно останавливаться на деятельности сего монарха на державном поприще, однако расскажем об одной ошибке, имевшей негативные последствия для державы. В апреле 1883 г император наделяет бело-сине-красный флаг, предлагаемый министром внутренних дел графом Толстым лишь в качестве торгового, статусом державного, осложнив ситуацию тем, что не отменил при этом действие флага имперского. В 1887 Приказ по военному ведомству утвердил черно-желто-белый флаг для использования в войсках в качестве национального.

Создавшуюся двойственность необходимо было решать, дабы не привести к расколу общества, ради сохранения национального единства. Разрубить этот узел вызвалось Особое совещание из представителей Министерств и Академии наук, постановив 5 апреля 1896, что бело-сине-красный стяг единственно имеет право считаться национальным, а черно-желто-белый не имеет геральдических традиций. Мотивация сего решения весьма спорна. Члены совещания в качестве основного довода ссылались на цвета одежды крестьян Российской империи. Имеет ли это какое-либо отношения к геральдике и традициям? Это другой вопрос.

Флаг Российской империи в последние ее годы

На стыке XIX-XX столетий Россия входила в довольно сложный период своего развития. Усиливались протестные настроения среди пролетариата, поражение в Русско-японской войне напомнило Крымскую трагедию полувековой давности. Над великой державой витал дух нигилизма, анархии, замелькала мрачная тень, позже переродившаяся в монстра большевизма. Замысел правительства Николая II о противопоставлении нового государственного флага все чаще мелькающим на рабочих демонстрациях и стачках красным знаменам не имел успеха.

В такой тяжкий момент круги патриотически настроенных монархистов вновь ратовали за возвращение России истинного национального флага, основанного на исторических традициях и геральдических корнях - черно-желто-белого имперского. Их лозунг «За царя и Отечество» нашел поддержку среди широких слоев населения империи. В 1914 возник симбиоз исторического и торгового знамен России, не получивший, однако, официального признания в связи с начавшейся Мировой войной.

Здесь несколько слов надо сказать о политическом факторе. Черно-желто-белые цвета имели некоторую общность со знаменами Германской и Австро-Венгерской империями, тогда как красно-синяя гамма была близка палитре, используемой в символике Англии, Франции и США - союзников России. Несколько лет этот флаг использовался частными лицами, а также на фронтах войны. Пришедшая в 1917 революция могла поставить точку в нашей истории о черно-желто-белом флаге России. К счастью, точка стала лишь многоточием.

Имперский флаг России в наше время

Глубокий кризис коммунистической системы и грядущий распад СССР дал отсчет началу новой жизни имперскому флагу. Одним из первых в России его цвета начал использовать С. Бабурин с той поправкой, что был изменен порядок цветов: белый - вверху, черный - внизу.

Такое же сочетание использовались в эмигрантской среде. Флаг Российской Империи широко использовался во время октябрьских событий 1993. Любопытный факт - защитники Белого Дома использовали как черно-желто-белый флаг, так и красный. Такова была реакция на первые годы власти либеральных демократов в России.

Сегодня вновь происходит возрождение русского национального духа. Имперский флаг, как и другая русская атрибутика, все чаще виден во время проведения футбольных матчей, причем его используют фанаты большинства российских команд. В этом свете он несет объединяющее начало.

Без использования черно-желто-белого флага не обходится еще одно мероприятие, тесно связанное со спортом, пусть не профессиональным, но направленным на оздоровление русской нации. «Русские пробежки» - патриотическое движение, ставшее не только спортивным событием для каждого. Сейчас они заключают в себе ряд образовательных и культурных мероприятий, проходящих в девяти странах мира.

Также он стал одним из неотъемлемых атрибутов патриотических акций, таких как «Русский Марш». Правые движения набирают всё большую популярность, становятся всё масштабнее. Эта ежегодная акция националистов России ежегодно проводится 4 ноября, начиная с 2005, когда был учрежден День народного единства. Черно-желто-белый флаг стал определенным протестным символом. Под его цветами объединились практически все националистические партии и правые движения страны.

В разное время организаторами «Русского Марша» становились «Славянский Союз», Движение против нелегальной иммиграции, «Русский порядок», Национально-Державная Партия России, Русский Общенациональный Союз и многие другие. С 2011 оргкомитет решил, что событие пройдет без использования партийной символики под общим для всех черно-желто-белым имперским флагом России. В 2012 эта акция, проведенная в Москве и впервые разрешенная властями в центре города, собрала от 25 до 35 тысяч человек.

Манифест, озвученный организаторами шествия, Дмитрием Демушкиным, Александром Беловым, другими представителями националистических организаций России, имел такие цели, как наделение русских статусом государствообразующего народа, введение визового режима со странами Средней Азии, амнистия политическим заключенным. На сегодняшний день, акция «Русский Марш» проходит более чем в 70 городах не только России, но также Украины, Беларуси, Молдовы, других стран. Акции солидарности в 2012 имели место также в Бельгии, Эстонии, Германии.

ЧЕРНО-ЖЕЛТО-БЕЛЫЙ ФЛАГ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛ ВВЕДЕН УКАЗОМ АЛЕКСАНДРА II ОТ 11 ИЮНЯ 1858 ГОДА

Цвета флага означали следующее: Черный цвет – цвет Российского двуглавого орла – символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ – вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет – некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, – вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских – символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины – Православной веры. Белый цвет – цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских – это цвет Святого Георгия Победоносца – символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за «други своя», за Землю Русскую, – той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг – золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, – становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь – грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага – белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус «государственного». Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, «подчеркнуто монархический и германофильский характер». Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили «позорное германофильское подражательство» в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.