Беларусь в составе российской империи. История беларуси

В XIX в. возникло новое научное направление -- белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855 г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок, обнаруженных в результате раскопок около тысячи курганов, он передал Виленскому музею древностей. Позже для многотомного издания «Живописная Россия» он написал отдельный том, посвященный белорусско-литовскому краю. С позиций теории «западнорусизма» освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович. Согласно этой теории белорусы рассматривались как составная часть русского этноса. М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края связано с возвращением его от польского католичества к русскому православию.

Центром образования являлся Виленский университет. В 1817 г. по инициативе студентов университета Томаша Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота было создано общество филоматов -- любителей наук. Оно занималось исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории родного края. В 1832 г. Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830--1831 гг. Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность». В 1836 г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ. Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилёвской губернии Земледельческого института -- первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля. В 1864 г. он был закрыт в связи с событиями восстания 1863--1864 гг. После этого получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи. Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах -- приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев. В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

Достижением европейского уровня в технических науках стали работы профессора Якуба Наркевича-Ёдки. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит сегодня в основе электротерапии. Его первое научное открытие -- прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам -- стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние. Мировую известность получил друг Адама Мицкевича по Виленскому университету, участник общества филоматов Игнат Домейко. После восстания 1830--1831 гг. он оказался в эмиграции в Чили. За достижения в изучении геологии и минералогии на территории этого государства он получил звание почетного гражданина Чили. Он создал в Чили этнографический музей, ввел метрическую систему измерения, написал несколько учебников. Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики. В области литературы плодотворно использовал в своем творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть свою родину в связи с осуждением по делу общества филоматов, поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Дзяды». Ян Чечот, отбыв 10-летнюю ссылку за участие в деятельности общества филоматов, в 1837--1846 гг. издал в Вильно (преимущественно в переводе на польский язык) шесть сборников «Селянских песен». Он отметил грамматические особенности белорусского языка и выделил его из других славянских языков, дав название кривицкий. Первым классиком новой белорусской литературы стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной комедии-опере «Селянка» («Идиллия»), напечатанной в Вильно в 1846 г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны -- по-польски.

Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота. Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю адвеку i маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Почтальон» стало в переводе известной русской песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Особое место в литературном наследии первой половины XIX в. занимает творчество крестьянского поэта Павлюка Багрима. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошло только один -- «Заиграй, заиграй, хлопче малый...».Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» («Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»), где использованы белорусские сказки и предания. Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце XIX в. изданы сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский» под псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэука з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» поэт писал: «Шмат было такiх народау, што страцiлi наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым i зусiм замёрлi. Не пакiдайце ж мовы нашай беларускай, каб не умёрлi!..».В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества. Основоположником жанра натюрморта стал уроженец Витебщины Иван Хруцкий, который также создал ряд портретов: «Портрет жены», «Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления Исаакиевского собора. Он исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика.

На протяжении многих лет жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея) русский художник Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в т. ч. композиционный портрет «Белорус».

По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.


Первая половина 19 века

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина – в Виленском университете, агробиология – в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 – 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 – 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 – 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 – 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 – 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Культура Беларуси в 60 – 90-е гг. 19 века

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика – этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.



Контрольная работа

Культурное развитие Беларуси в первой половине XIX века


Введение


Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культуры. Это объясняется объективными условиями: длительном нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой, а затем в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусскою этноса. Российские власти в первой четверти XIX потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восстания 1830-1831 гг. царское правительство начало политику вытеснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация сменилась русификацией.

В этих тяжелых условиях хранителями языка и национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовском патриотизме»

В XIX в. народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, началось исследование народных быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, революционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов.

. Историография


Изучение Беларуси осуществляли Российская академия наук, Русское географическое общество. Историю, этнографию, фольклор белорусов еще в 1780 г. начала изучать экспедиция русского академика И.И. Ляпёхина. Это было знакомство русских ученых с Беларусью после присоединения ее к Российской империи. Работа русского ученого К.Ф. Калайдовича «Про белорусский речь» (1822) представляла собой первую попытку научного исследования языка белорусов. Большой интерес к Беларуси проявили польские ученые. Лингвист С. Линдэ и историк Т. Чацки первыми заговорили о самобытности белорусского языка и необходимость ее изучения.

Результаты исследования истории Беларуси были представлены в многочисленных публикациях. Среди археографических изданий были: «Белорусский архив» (1824), «Летописец Литвы и Русская хроника» (1827). «Книги польские метрики Великого княжества Литовского» (1843), «Акты западной России» (1846-1853) и др. Значительный вклад в развитие белорусистики внесли И. Данилович, Т. Нарбут. М. Без-Корнило-вич, И. Носович,

С. Микутский. П. Шпилевский, Е. и К. Тышкевичи, А. Киркор, Р. Подбереский и др. В это время были напечатаны такие труды, как «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» (1853-1855), «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» (1854-1856), которые буквально открыли Беларусь для российского читателя.

Усилиями многочисленных ученых было раскрыто богатство материальной и духовной культуры белорусского народа, описаны его предания и легенды, быт, жилье, орудия труда, обычаи и обряды, песни, сказки, присказки, прибаутки. Труды зачинателей белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали развитию национального самосознания белорусов. Все слои населения обращались к своим историческим и этническим корням, все тверже осознавали свою принадлежность к белорусскому народу.

Поскольку культура Беларуси первой половины XIX в. складывалась и развивалась под значительным польским русским и западноевропейским влиянием, это порождало и различия в позициях белорусских деятелей культуры. Часть публицистов и литераторов излагала свои политические позиции в польскоязычном издании Полоцкой иезуитской академии под названием «Месячник полоцкий». Иезуиты вели упорную борьбу против материалистической философии, просвещения, политического свободолюбия. Другая часть, исповедовавшая идеи просвещения и рационализма, группировалась вокруг польскоязычного «Еженедельника петербургского» и киевского либерального ежегодника «Звезда».


2. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет


Но и наиболее благоприятными для развития системы образования на белорусских землях стали годы правления русского царя Александра I (1801-1825). Именно в это время пёстрая система образования в Беларуси благодаря ряду реформ (1803,1807, 1828 гг.) стала более централизованной.

В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались наделы и еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в них не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледения и церковному песнопению. Ступенькой выше были уездные 4-хкласные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Среднее образование давали гимназии. Учебный план в них был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX века существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии.

Большое значение правительство Российской империи придавало и развитию высшего образования в западных губерниях. В 1812 году Полоцкая иезуитская коллегия, при поддержке обер-прокурора Синода князя Голицына, была преобразована в Академию, что приравняло её по статусу к университетам. Академия имела три факультета: теологический, на котором изучалось богословие, Священное Писание, история церкви, каноническое право; философский, где преподавались философия, поэзия, риторика, логика, право, история языков и искусств, на котором слушатели изучали древние и современные иностранные языки. Несмотря на то, что Полоцкая академия просуществовала недолго (до 1820 г.), она внесла значительный вклад в развитие образования на белорусских землях, оказала существенное влияние на интеллектуальное развитие и мировоззрение подрастающего поколения. Фактические она была центром отельного учебного округа, который руководил учебными заведениями иезуитов не только в Беларуси, но и в России.

После восстания 1830-1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, Отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в облает образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые I. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигает астрономия, математика, медицина - в Виленском университете, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, географов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.


3. Тайные общества

культурный виленский старобеларусский

С конца первого десятилетия в Беларуси заметно усиливается общественно - политический движение. По времени, характеру и содержанию он являлся частью того общественно политического движения, который охватил Россию в первой четверти XIX в. Вместе с тем он питался и идеями польского национально - освободительного движения, наиболее прогрессивные представители которого борьбу за независимость Польши тесно связывали с осуществлением социальных реформ.

Воплощение идей декабристов и идей польского национально - освободительного движения в программе революционных организаций, действовавших в Беларуси, появилась ярким свидетельством русско - польской революционной содружества. Эта содружество - характерная особенность общественно-политического движения тех лет.

Формой организационного сплочения революционных сил в России в те годы были различные тайные общества. Значительное расширение они получили в основном среди молодежи учебных заведений и в Беларуси. Одним из таких обществ, имевших важное значение в развитии революционного движения в учебных заведениях Виленского округа, было «Общества филоматов». Создан в 1817 г. по инициативе группы студентов Виленского университета (Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чечетов, Юзефа Яжовского и др.). Кружок филоматов превратился в довольно крупную организацию с многочисленными филиалами в разных районах Беларуси.

Взгляды филоматов формировались под влиянием идей передового польского мыслителя профессора Вильнюсского университета Иохима Орджоникидзе. Некоторые из них, выступая за восстановление польского государства, отстаивали также идею борьбы против феодального гнета.

В Виленском университете, кроме «Общества филоматов», действовали

«Общество лучистых», «Союз литераторов», «Союз филаретов» и др., Что являлись своеобразными филиалами «Общества филоматов», почти не отличаясь от него взглядами.

Раньше других возникло тайное «Общество любителей наук», созданное в 1819 г. в Свислочской гимназии (Гродненская губерния). В его создании большую организационную и идейную роль сыграл Виктор Гельтман, который позже стал активным деятелем польского восстания 1830-1831 гг. Он разработал проект устава. Первым председателем общества был Дионисий Шлаевски. По социального происхождения члены общества были представителями небогатого духовенства, обедневшей польской и белорусского дворянства, мелких чиновников.

Характером деятельности «Общества любителей наук» не отличалась от таких же организаций в Польше и Литве. Учащиеся гимназии устраивали тайные собрания, на которых обсуждали свои литературные произведения. В их произведениях, стихотворных и прозаических, в речах проявлялись, как засвидетельствовано в материалах следствия, «патриотические мысли в польском духе, воспоминания о выдающихся деятелей бывшей Польши, призыв следовать их ради славы отечества и уговоры, чтобы в обществе сохранить единство, равенство и (ради конспирации) послушание начальству училища».

После окончания гимназии почти все члены «Общества любителей наук» стали членами так называемого «Морального общество». В нем уже шире и смелее пропагандировались свободолюбивые идеи, резко критиковалась царское самодержавие. В произведениях, как отмечено в материалах следствия, «есть много свободомыслия… оскорбительные для нашего правительства выражения… их речи дерзкие и неприличные».

По поручению «Общества филоматов» М. Рукевич, который позже создал «Общество военных друзей», направил в 1823 члена белостокской ученической тайной организации «Согласно братьев» Ф. Ляховича в Свислочскую гимназию для создания там такого же общества. Выполнению задачи Ляховичем способствовали условия, которые состояли в гимназии. В 1824 г. в созданном при гимназии тайным обществе было более 20 человек. Общество получило название «Зоряне». Оно сыграло довольно заметную роль в развитии общественно - политического движения в Беларуси. Его членами были ученики и гувернеры, представители местной разночинной интеллигенции.

В начале 20-х годов образовалась тайная группа в Высшем пиарском училище в Полоцке, которая получила название «Общество филаретов». Его учредители - преподаватели училища, бывшие студенты Вильнюсского университета Брадович и Львович.

Члены тайных организаций Вильнюсского университета, Свислочской и Белостокской гимназий, Высшего пиарского училища занимались пропагандистской деятельностью не только в учебных заведениях. Ее формы и методы более широкие и разнообразные. Например, филоматы использовали для пропаганды свободолюбивых идей среди населения ланкастерские школы, которые создавались в белорусских, литовских и украинских губерниях, входивших в состав Виленской учебной округа. Многие филоматы участвовали в учреждении школ и организации в их обучения по ланкастерской системе.

Члены тайных обществ Виленского университета как сами, так и через друзей, работавшие в учебных заведениях Беларуси и Литвы, собирали в деревнях образцы хлеба - суррогата, которым питались в голодные годы крепостные крестьяне. Эти образцы «лебеды с половой» студенты хранили в библиотеке университета. Каждый кусок «хлеба» имел паспорт. В нем отмечалось, из какой деревни взят образец, фамилия крестьянина и его владельца - помещика. Члены следственной комиссии Новосильцев были страшно возмущены, когда нашли эту коллекцию. Их пугало, что образцы хлеба появятся доказательством против царского правительства.

Широкое участие передовой молодежи в подпольных кружках способствовал возникновению декабристского движения в Беларуси. Идеи декабристов, которые соответствовали взглядам передовой революционной молодежи, встретили здесь отклик и поддержку.

Основным в программе декабристов было требование ликвидации самодержавия и крепостного права. Осуществление на практике этих идей означало бы победу буржуазной революции, которая открыла бы широкий путь для развития капитализма. Однако они не понимали решающей роли народа в борьбе за революционное преобразование страны.


4. Наличие польского и западнорусского направления культурных направлений


После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно - приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Вилеского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

После восстания 1830-1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Литература

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». В первой - обрисованы детали социальных отношений того времени, разоблачены жестокость и деспотизм крепостников. Автор второй поэмы описывает быт, делает юмористические, но вполне реальцые зарисовки из крестьянской жизни.

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). 40-50-х гг. XIX в. Вокруг него группировалась минская интеллигенция: педагог и поэт И. Леготович, беллетрист Ю. Гарайн, композитор К. Кжижановский. В его доме бывали В. Сырокомля. С. Монюшко, К. Тышкевич. В 1850-х гг. В. Дунин-Марцинкевич издал «Гапон», «Вечерницы», «Интересуешься? - Прочти!», «Дударь белорусский» и др. В них он опоэтизировал белорусского крестьянина, создал запоминающиеся образы людей из простого народа, воплощавшие его лучшие черты. Вместе с В. Ваньковичем, Я. Дамелем, А. Шемешем и другими литераторами В. Дунин-Марцинкевич участвовал в литературно-художественной и культурной жизни Минска. В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Архитектура и живопись

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Дворец последнего короля в Станиславово возле Гродно - более барочное сооружение, хотя в строении фасада и выдержаны классические каноны. Наиболее четко черты классицизма воплощены во дворце в городке Сноу (нач. XIXст.). Линейная композиция: центральный корпус и крылья, объемы соподчиненными. Четырехколонным Ионический портик, четкий и органический, - главный образный акцент композиции.

Уникальный и очень органичен по своей архитектуре деревянный дворец в Радивиллимонтах, построенный по проекту К. Спампани начале XIXст. Многие униатские и католические церкви и монастыри приспосабливались под новые нужды. Иезуитского коллегиума в Полоцке перестраивается в кадетский корпус. По генплана 1817 г. развивается Минск. Квартальная застройка планируется на юг от исторических центров, вдоль нового диаметра, улицы Захарьевской. Классическим городом становится Гомель. Основу города образовывали три улицы - лучи, которые расходились от дворцово - паркового комплекса Румянцева - Паскевича.

Совершенным и точным в своей классике является собор св. Петра и Павла в Гомеле (1809-1819 гг., Арх. М. Кларк).

Классические сакральные сооружения появляются и в западных регионах (костел св. Иосифа в Лиде, костелы в Щучине, Воложине). Их ордерно - купольная архитектура связывает в стилистическом рисунке церковные и гражданские сооружения. Особенно это касается ордерных бескупальных церквей (Воложин, Вильно).

Вначале XIXст. в Беларуси в стиле классицизма строятся дворцы губернаторов и присутствующие места, учебные заведения и торговые ряды. Здание ратуши в Минске, реконструирован по проекту Ф. Крамера, приобретает классическую стилистику при хранении традиционной башенной композиции. В 30- е годы XIXст. в Горках по проекту А. Кампиони возводится главный корпус сельскохозяйственного института. В местечке Свислочь в указанный период строится гимназия.

Первая треть XIX в. указано расцветом классицизма в гражданской, культовой и жилищной архитектуры. Время сохранило имена талантливых зодчих этого стиля (К. Багамиле, О. Бетыни, Ж. Кларк, Ю. Лянчовски, В. Михаэлис, Ф. Санковски, М. Чаховски и др.). Архитектура белорусского классицизма основывается на доминантам этого стиля - использовании конструктивных и декоративных возможностей античной ордерной системы, синтезе российской, западноевропейской эстетики XVIII в. и местных традиций. Сохранились образцы этого стиля - Гомельский дворец П.А. Румянцеву (1785), Жиличский дворец (Кировский р - н; построен в 1830-е г.), Сновски дворец (Несвижский р - н; построен в 1827). Доминировали дворцово - усадебные комплексы Виленско - варшавской архитектурной школы. В культовом строительстве приоритеты отдавались православным храмом (Петропавловский собор в Гомеле, 1809-1811; церковь Рождества Богородицы в в. Дубае Пинского района, 1811 и др.). Типичные католические храмы в стиле классицизма - Иосифовский костел иезуитов в Лиде (1787-1825), костел святой Терезы в Щучине (1829).

С 1840- х г. наблюдаются отход от классических архитектурных школ, распад стилевого единства, расширение готики в русле ретроспективной (эклектичной) течения, сочетание классицизма (объемно - пространственная композиция) и элементов готического декора (дворец в Коссово Ивацевичского р - на, архитекторы Ф. Яшчолд и У. Маркони; Петропавловский костел в в. Ражанка Щучинского р - на и др.). Архитекторы строили учебные заведения под ренессанс, театры - под барокко, костелы - под готику.

Стены, ритмично разделены группами колонн, под единой лентой аттика - все это сравнимо с приемом строения фасадов зданий Сената и Синода, Адмиралтейства в Петербурге и т.д.

Крупнейшим классическим ансамблем на территории Беларуси конца XVIII - нач. XIXст. является дворец Румянцевых - Паскевичей. Строительство продолжалось в два этапа: 1794-1805 гг. и 1837-1848 гг. и, как уже отмечалось, было связано с главными улицами - лучами города. Центральный корпус, компактный, с куполом, крылья и фланкирующих павильоны отражают сочетание с линейным развитием композиции.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777-1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М. Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800-1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780-1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810-1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807-1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.


Заключение


Культура Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями - длительным нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным - в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. В основе развития культуры лежало народное образование. Отличительной чертой культурной жизни Белоруссии первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики.

В начале XIX в. и возрождается белорусская литература. По своему содержанию это была литература определенно народническая: в центре ее - деревня, крестьянство. В целом она представляет собою продукт усадебной мелкопоместной культуры; в произведениях той поры ярко сказывается дворянская психо-идеология; писатели, мелкопоместные дворяне не замечают социально-классовых противоречий; вместо тяжелой трагедии закабаленного крестьянства. В литературе данного периода проявились отзвуки классицизма («Энаида навыварат», «Тарас на Парнасе»), сентиментально-утопическое народничество (поэмы Дунина-Марцинкевича, наиболее выдающегося писателя данного периода), романтическое народничество (Барщевский, Ян Чечот).

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.


Литература


1.Качановски У.У. Гисторыя культуры Беларуси. Мн. Экаперспектыва

2.Ковкель И.И. Ярмусик С. История Беларусь. С древнейших времён до нашего времени. Мн. Аверсэз. 2000.

.Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Под общ. ред. проф. С.В. Лапипой Минск.2003.

.Нарысы гисторыи Беларуси. У 2-х частках. Частка 2. Мн. Беларусь.1994

5.Очерки по истории Белоруссии: В 2 ч. 4.1. / М.П. Костюк, Г.В. Штыхов и др. Мн.: Беларусь, 1994.

Железные дороги к началу двадцатого века насчитывали две тысячи восемьсот тридцать семь верст.

Городов становится больше

Белорусская модель социально экономического развития реализовалась с ростом промышленности и появления новых городов. Те из них, что рождались на железнодорожных узлах и станциях, развивались особенно успешно. Уже в то время самым важным по значимости стал Минск с населением почти сто тысяч человек.

Городское население всей страны с 1813 по 1897 года увеличилось почти в два раза и достигло 648 тысяч человек. К началу двадцатого столетия произошло полное формирование внутреннего рынка, открылись постоянные магазины и лавки. Работали кредитные организации, сберегательные кассы, банки.

Уже в то время открыли свои отделения:

  1. Государственный банк.
  2. Крестьянский банк.
  3. Дворянский банк.
  4. Минский коммерческий банк.

Классы и сословия

Изменения коснулись и структуры общества. Социально экономическое развитие Беларуси подтолкнуло процесс образования новых классов. В конце девятнадцатого века к рабочему классу можно было отнести более 400 тысяч человек. Разорившиеся мещане и ремесленники пополняли ряды пролетариата. Предприниматели занимали видное место в социально – экономической жизни. Дворяне, купцы, мещане увеличивали класс буржуазии.

Заметка: Быть успешным в бизнесе мечтает каждый. Однако, это не легко и нужно о многом позаботиться, в частности и о рекламной компании. Сегодня
дизайн студия полиграфия portfolio.artwing.ru предлагает своим клиентам услуги разработки и изготовление полиграфии, которая служит для привлечения потребителей. Данная компания гарантирует успех вашей фирмы, ведь разработкой дизайна будут заниматься профессионалы своего дела. Рекомендуем к сотрудничеству!

Видео: Социально экономическое развитие Беларуси