Выполнение поворотов по пдд. Разворот с использованием прилегающей территории

П роспект Мира трудно представить себе без трамвая. 5-й и 7-й маршрут, следуя со стороны центра: 5-й - по Трифоновской улице, а 7-й - по ул. Гиляровского, сливались прямо перед Рижской площадью, чтобы вместе проследовать по проспекту и вновь разойтись у 1-й Останкинской улицы.

В 1995 году для организации автомобильного разворота под Крестовским путепроводом со стороны центра потребовалось временно закрыть движение трамвая по путепроводу. В связи с этим прекратилось движение трамвая и по Трифоновской улице, и по улице Гиляровского, так как их слияние происходит под острым углом и не существует поворота трамвайных рельсов с одной улицы на другую. Реконструкция затянулась на несколько месяцев, а затем и лет.

Т ем временем управлявший тогда Северо-Восточным административным округом префект В.Г.Систер оказался трамваененавистником. Сложно сказать, чем он руководствовался, но им овладела безумная идея уничтожения всего трамвайного движения в Северо-Восточном округе. Пока линия по проспекту Мира была временно закрыта, он настойчиво убеждал проектировщиков в необходимости не восстанавливать трамвайное движение на проспекте, а в дальнейшем вообще ликвидировать все трамвайные линии вокруг вместе с депо им. Баумана.


Закрытые линии на проспекте Мира (темно-красный),
Трифоновской ул. и ул. Гиляровского (красный) помечены пунктиром.

Б лагодаря решительным действиям Комитета "Москвичи за Трамвай", сеть трамвая северо-востока столицы удалось спасти за небольшим исключением: относительно короткую, но важную для города линию на проспекте Мира от Рижской площади до 1-й Останкинской улицы власти, поддавшись влиянию Систера, решили закрыть постановлением N 283-ПП от 7 апреля 1998 года. И уже летом-осенью 1998 года трамвайные пути на этом участке были демонтированы.

Т ем не менее, трамвайные линии на улицах Трифоновская и Гиляровского закрытию не подлежали и движение трамваев по ним должно было, в соответствии с тем же постановлением, возобновиться. Однако, поскольку прямого поворота с одной улицы на другую не существовало, в постановлении было указано на необходимость строительства так называемого "сплетения" трамвайных путей на повороте с улицы Гиляровского на Трифоновскую. Денег на сооружение сплетения в 1998 году не нашлось, и поэтому было принято постановление N 814-ПП от 31 августа 1999 года о строительстве сплетения ко Дню города 2001 года и обеспечении необходимого финансирования. В рамках реализации этого постановления были демонтированы пути на улице Гиляровского от Рижской площади до пересечения с Трифоновской улицей. Однако трамвайные пути на всём протяжении улиц Трифоновской и Гиляровского бережно сохранены и сегодня находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением незначительных участков, на которых велись работы по замене подземных коммуникаций. Контактная сеть была кое-где заменена, отдельные участки были демонтированы в связи с работой подъемных кранов в разные периоды.



Линии на Трифоновской ул. и ул. Гиляровского, которые предполагается восстановить (помечены пунктиром).

О днако вариант со строительством сплетения оказался неудачным по следующим причинам:

  • Трамвай не выходил на Рижскую площадь, что исключало возможность удобных пересадок на электропоезда, метро и наземный транспорт.
  • Требовался ввод двух дополнительных циклов светофора на перекрёстке для пропуска трамвайных вагонов отдельно в каждом направлении.
  • Для обеспечения необходимого радиуса поворота требовалось смещение оси трамвайной линии от оси улицы в направлении, противоположном направлению поворота. При этом поворот трамвая с Трифоновской на Гиляровского осуществлялся бы по встречной полосе , что создавало бы опасную дорожную ситуацию при проезде трамваем перекрёстка.

П оследний факт стал основанием для запрета ГАИ организации движения трамвая на перекрёстке по схеме со сплетением. Судьба линии вновь оказалась под вопросом. Архитектор Б.В. Бодэ, руководитель проектной мастерской ГУП НИиПИ Генплана Москвы, в интервью средствам массовой информации уверенно заявлял, что движение трамваев по Трифоновской восстанавливаться не будет, что, безусловно, не устраивало пассажиров, лишённых качественного транспортного сообщения.



Два варианта соединения линий по ул. Трифоновской и Гиляровского: I. "Сплетение", на внутреннем пути (выделено красным) движение по встречной полосе; II. Пути с обеих улиц ведут к Рижскому вокзалу.

В апреле 2001 года Комитетом "Москвичи за Трамвай" был найден и доведён до сведения Мосгортранса оптимальный вариант восстановления движения трамвая с организацией разворотного кольца на Рижской площади под автомобильной эстакадой. Недостатки "сплетения" были исключены. В то же время обнаружились важные преимущества:

  • Максимально возможное удобство пересадки на все виды транспорта
  • Исторически сложившийся, плавный проезд перекрёстка улиц Гиляровского и Трифоновской с минимумом светофорных циклов
  • Возможность проезда к Рижской площади со стороны как Трифоновской улицы, так и улицы Гиляровского
Трамвай, следуя с улицы Гиляровского, разворачивается на Рижской площади и следует на Трифоновскую. Через этот же разворот он следует и при движении в обратном направлении. Для различия вагонов противоположных направлений на Рижской площади имеется возможность устроить две различные посадочные площадки (под эстакадой и возле выхода из подземного перехода).

Э тот вариант был рассмотрен Мосгортрансом, Москомархитектурой, Префектурами ЦАО и СВАО и впоследствии принят на заседании комиссии в Комплексе городского хозяйства под руководством заместителя мэра Владимира Никольского в качестве основного варианта.



Разворот трамвая под Рижской эстакадой. Остановки на кольце - под эстакадой и рядом с подземным переходом и остановкой троллейбуса на проспекте Мира.

В то же время, по непонятным причинам и несмотря на многочисленные постановления Правительства Москвы, предписывающие восстановить трамвай, любым вариантам восстановления препятствует ГИБДД Москвы. Под самыми разными предлогами они всячески "тормозят" решение этого вопроса.

Ура, господа! Сегодня прекращено еще одно дело в первой инстанции в связи с отсутствием правонарушения!!! 12.15 часть 4.

Знакомый развернулся в три приема, с использованием кармана, в котором было организовано одностороннее движение. Первый приём из трех был передом навстречу одностороннему, потом назад, и третьим заехал туда же откуда и выехал. Вменяли 4 часть статьи 12.15.

Протокол

Схема инспектора

Наша схема

Еще одна наша схема

Прекратили в связи с отсутствием состава, так как гаец не явился.

Представляю вам свое объяснение. Строго не судите.

Объяснение в рамках производства по административному делу
I.
7 августа 2008 года старшим инспектором ДПС Калининского ОГИБДД старшим лейтенантом милиции Горнок А.С. (далее «ИДПС») был составлен протокол об административном правонарушении КР № в отношении …………..
В этом протоколе ИДПС указал, что 7.08.2008г. …………... нарушил пункт 9.2 Правил дорожного движения РФ (Далее «ПДД»), совершил выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при наличии знака 3.1. Также и в рапорте ИДПС указал, что …………... нарушил пункт 9.2 правил. Далее в рапорте ИДПС объяснил нарушение …………... как «…выразившееся в выезде на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения, когда это запрещено Правилами …».
В схеме, составленной инспектором в отсутствие …………..., указано, что …………..двигался по карману, расположенному параллельно проезжей части дороги по Гражданскому проспекту. Карман отделен от дороги полосой зеленых насаждений, что так же обозначено в схеме, составленной инспектором Горнок А.С.
Дорога, являющаяся карманом, обозначенным на схеме ИДПС, обозначена знаками 5.5; 5.7.1; 3.1 (это видно так же из предоставленных суду фотографий и схем, составленных Горнок А.С. и …………...), а соответственно является «Дорогой с односторонним движением» (согласно ПДД). Движение по проезжей части этой дороги осуществляется по всей ширине в одном направлении (от ул. Гидротехников, к ул. Фаворского). Въезд на данную дорогу со стороны ул. Фаворского запрещен установленным знаком 3.1. Соответственно эта дорога не имеет стороны для движения транспортных средств (Далее «ТС») во встречном направлении.
Ширина этой дороги составляет 5 метров 20 сантиметров (По результатам замеров). Согласно пункту 6.1 ГОСТа Р 52289-2004 минимальная ширина полосы для движения ТС составляет 3 метра. Отсюда видно, что данная дорога не может иметь даже двух полос для движения, а имеет только одну полосу. Дорожная разметка отсутствует.
Пункт 9.2 ПДД, нарушение которого вменяется …………..., гласит: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.»
То, что …………... развернулся именно с использованием кармана, с односторонним движением, а не основной дороги Гражданского проспекта, на которой организовано двустороннее движение, подтверждают следующие факты:
1. На схеме, составленной ИДПС, указано, что …………... выехал на дорогу, обозначенную знаками 5.7.1 и 3.1, на кот. организовано одностороннее движение и кот. отделена от основной дороги газоном.
2. На схеме, составленной …………... также указано, что он развернулся с использованием дороги, обозначенной знаками 5.7.1 и 3.1, на кот. организовано одностороннее движение и кот. отделена от основной дороги газоном.
3. В протоколе, составленном Горнок А.С, указано наличие знака 3.1 на дороге, на которую выехал …………..
4. Основная дорога Гражданского проспекта имеет двустороннее движение и не обозначена знаком 3.1, ни с какой стороны.

На основании вышеизложенного, ЗАЯВЛЯЮ:
…………... не нарушал пункт 9.2 ПДД, так как дорога, на которую он выехал:
1. Не имеет стороны для движения ТС во встречном направлении и не является двусторонней.
2. Не имеет четырех полос для движения.

При выяснении защитником обстоятельств дела, …………..пояснил, что 07 августа 2008 года он ехал в магазин «Метизы», расположенный в доме №24 по Гражданскому проспекту (Непосредственно возле места разворота).
…………..двигался к магазину от своего дома на Тихорецком проспекте по улице Гидротехников. Для того чтобы припарковать автомобиль, не нарушая ПДД и, не создавая помех движению, а так же для сокращения расстояния и времени пути, …………... въехал на дворовую территорию дома №24 по Гражданскому проспекту со стороны улицы Гидротехников. К магазину, расположенному в доме №24 по Гражданскому проспекту …………... подъехал по дворовой территории. Автомобиль …………... припарковал, не доезжая 15 метров до кармана по Гражданскому проспекту со стороны дворовой территории. Автомобиль …………... при этом был расположен передом в сторону кармана.
Увидев, что магазин уже закрыт, …………... намеревался вернуться тем же путем обратно домой. Так как дорожка на дворовой территории была узкой и длинной, а по двору ходили люди, …………..., во избежание несчастных случаев, принял решение не начинать движение по двору задним ходом, а выполнить разворот, с использованием кармана по Гражданскому проспекту.

Согласно пункту 8.11 ПДД «Разворот запрещается: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств.»
В том месте, где …………... выполнил разворот, нет ни пешеходного перехода, ни тоннеля, ни моста, ни путепровода, ни эстакады, ни железнодорожного переезда, ни остановок маршрутных транспортных средств, а дорога видна во всех направлениях не менее 100 метров.
…………... выполняя разворот с использованием дороги с односторонним движением, выехал на проезжую часть кармана таким образом, что в момент выезда автомобиля из дворовой территории, положение автомобиля относительно хода движения по проезжей части кармана было под углом более 60 градусов. То есть автомобиль был направлен более в сторону основной дороги Гражданского проспекта, нежели чем в сторону параллельную движению по карману. Затем, он отъехал задним ходом к противоположному поребрику, расположив автомобиль абсолютно перпендикулярно направлению движения в кармане. Таким образом он не осуществлял движения по этой дороге во встречном направлении. А положение автомобиля в момент разворота не было таким, в каком его можно было бы признать встречным относительно движения в кармане. То есть автомобиль стоял боком к движению, а не навстречу ему.
Поскольку в ПДД не оговорено по часовой стрелке или против должен осуществляться разворот, …………..., как это принято в большинстве случаев, выполнил его против часовой стрелки, то есть, совершив первым действием поворот налево. А так как …………... не двигался по дороге с односторонним движением ни в какую сторону, а лишь осуществил на ней разворот, эта дорога не являлась по отношению к нему ни встречной, ни попутной.
Прошу заметить также, что ПДД не содержат запрета на осуществление разворота на дороге с односторонним движением, тем более, если это не влечет дальнейшего движения ТС во встречном направлении.

В пункте 12 Постановления пленума Верховного Суда №18 от 24 октября 2006 года указано:
«По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.
Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:
а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;
б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);
в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);
г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);
д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).
Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.»
…………... не нарушил требований ни какого знака, так как знак 3.1 установлен не перед выездом из дворовой территории в карман, а перед въездом в карман со стороны основной дороги Гражданского проспекта. Знак 5.7.1, расположенный пред выездом из двора в карман является знаком особых предписаний. Согласно ПДД, знаки особых предписаний не предъявляют к водителю каких-либо требований, а лишь «вводят или отменяют определенные режимы движения». Из этого следует, что знак 5.7.1 …………... не мог нарушить ни в каком случае.
…………... не нарушал требований разметки, так как разметка там отсутствует.
…………... не выезжал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
В связи с этим ЗАЯВЛЯЮ,
…………... не совершал действий, прямо запрещенных ПДД и его действия не повлекли выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, по следующим основаниям:
1. ПДД не запрещают совершать разворот в данном месте.
2. ПДД не регламентируют, в каком порядке и в какую сторону должен совершаться разворот в данном месте.
3. Движение по карману не являлось для …………... ни попутным, ни встречным, так как он не ехал по карману ни в каком направлении ни до разворота, ни после него, а также не располагал ТС во время самого разворота навстречу движению.
4. Карман не имеет стороны дороги для движения ТС во встречном направлении, так как движение по нему осуществляется в одном направлении по все ширине дороги.
5. Действия …………... не попадают ни под один случай описанный в Постановлении Пленума ВС №18, который следует квалифицировать по статье 12.15 часть 3 КоАП РФ.

В своем объяснении, …………... признал свою вину в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ, так как не осознавал на тот момент, что в его действиях отсутствует событие правонарушения, что подтверждают представленные им объяснения, схема и его заявление в ходатайстве о том, что он не обладает исключительными познаниями в области права.

На основании вышеизложенного СЧИТАЮ:
1. Действия …………... нельзя квалифицировать по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
2. Действия …………... нельзя квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Согласно КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Совершая разворот, …………... двигался со средней скоростью 5 километров в час. Поскольку разворот был совершен в три приёма, то между приёмами ………….. совершил две остановки в крайних положениях, для переключения передачи, продолжительностью около 2 секунд каждая. Среднее расстояние между крайними точками разворота составляло около 5 метров (три отрезка).
Далее вычисляем:
Двигаясь со скоростью 5 км. в час отрезок в 5 метров можно проехать за 3,6 секунды. (5 км\ч=1,39 метров в сек.; 5\1,39=3,6 сек.) Три отрезка по пять метров преодолеваются за 10,8 секунды. (3х3,6=10,8) Ко времени движения прибавляем время остановок между приёмами и получаем время разворота равное 14,8 секунды. (10,8+2+2=14,8)
Со слов …………... проезжающий в этот момент патрульный автомобиль двигался со средней скоростью потока, составлявшей не менее 50 км\час. Но даже, если предположить, что патрульный автомобиль двигался со средней скоростью 40 км\час (а так он бы уже создавал помехи движению ТС), можно вычислить, что:
За время разворота, выполняемого …………..., патрульный автомобиль проехал 164 метра (40 км\час=11,11 метров в сек.; 11,11х14,8=164,4).
Отсюда видно, что инспектор просто физически не мог видеть полностью маневр …………..., тем более что инспектор управлял своим автомобилем и ему необходимо было все это время следить за дорожной ситуацией. Минимальное расстояние, с которого инспектор мог увидеть маневр …………..., составляет 10 метров (ширина газона между карманом и основной дорогой Гражданского проспекта).

Считаю, что ИДПС Горнок А.С. не обнаружил достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так как не мог видеть весь маневр …………...
Ни из каких госорганов не поступали данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; не было сообщений или заявлений физических или юридических лиц; не было фиксации специальными автоматическими приборами; не поступало сообщений или заявлений от собственника ТС, так как в материалах дела отсутствуют сведения об этом.
Таким образом не было оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ указано: «В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.»
В пункте 4 Постановления Пленума ВС №5 от 24 марта 2005 года сказано:
«Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).»
Проигнорировав эти положения и просьбы …………..., ИДПС отказался вписать свидетелей, которыми являлись случайные прохожие, а также двое инспекторов, находящихся в одной машине с инспектором Горнок А.С.
Прошу суд учесть, что в данном случае нарушение при составлении протокола является существенным, так как к моменту заседания невозможно выявить какие граждане являлись свидетелями, а также не представляется возможным найти их.

Пункт 18 Постановления Пленума ВС №5 от 24 марта 2005 года гласит:
«При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.»

Со статьей 51 Конституции РФ …………... ознакомлен не был, однако ИДПС получил от …………... как устные, так и письменные объяснения по делу.

…………..утверждает, что рапорт и схема, имеющиеся в деле были составлены инспектором в его отсутствие, что он не был с ними ознакомлен, и не расписывался за это.
В связи с этим …………... не имел возможности дать объяснения или возражения в отношении схемы до предварительного разбора дела в административной группе ОГИБДД. А объяснения, данные им в протоколе, были получены с нарушением закона. Таким образом, были нарушены права …………..., предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.
Однако в рапорте, составленным инспектором Горнок А.С., под схемой имеется подпись якобы …………..под словами «со схемой ознакомлен».
Отсюда есть все основания полагать, что под рапортом и схемой, составленными инспектором в отсутствие …………..., подделана подпись …………...
Этот факт подтверждается утверждением …………... и несоответствием подписи под рапортом образцу подписи …………... Интересен и тот факт, что подпись, поставленная кем-то за …………... практически идентична подписи инспектора Горнок А.С.
То, что схема была составлена инспектором в отсутствие …………..подтверждается тем, что о схеме и рапорте нет упоминания в протоколе.

На основании вышеизложенного, СЧИТАЮ:
1. Недопустимо использовать протокол об административном правонарушении в качестве доказательства по делу, так как он составлен с нарушением закона:
- Неверно указан пункт ПДД, нарушение которого вменяется ………….. - Не вписаны свидетели по делу.
- В протоколе получено объяснение от …………..., без предварительного ознакомления его со статьей 51 Конституции РФ.
- Имеются явные и существенные противоречия в показаниях инспектора, представленных в схеме и протоколе. (На схеме инспектора написано «выезд на дорогу с односторонним движением». А в протоколе указано, что …………... нарушил пункт 9.2 ПДД, предусматривающий выезд на сторону дороги для встречного движения, имеющей четыре полосы и более, и двустороннее движение.)
2. Недопустимо использовать рапорт со схемой в качестве доказательств, так как он составлен с нарушением закона:
- Неверно указан пункт ПДД, нарушение которого вменяется …………...
- Под схемой подделана подпись …………...
- Имеются существенные противоречия в показаниях инспектора, представленных в рапорте и схеме. (На схеме инспектора написано «выезд на дорогу с односторонним движением». А в рапорте указано, что …………... нарушил пункт 9.2 ПДД, предусматривающий выезд на сторону дороги для встречного движения, имеющей четыре полосы и более, и двустороннее движение)
3. У инспектора не было достаточных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме всего вышеизложенного, прошу суд обратить внимание на следующие факты:
1. В копии протокола, имеющейся у …………..., не указан номер протокола, однако в копии протокола ИДПС он указан.
2. В рапорте ИДПС Горнок А.С. как вверху, так и под рапортом от руки исправлена дата его составления.
3. В протоколе временем возбуждения дела указано 21 час 15 минут, а в рапорте 21 час 05 минут.
4. Схема намеренно составлена в отсутствие привлекаемого, и в ней подделана подпись …………..Намеренно отказано в указании в протоколе свидетелей, когда таковые имелись.
5. После того как …………... пояснил инспектору, что он развернулся с использованием кармана, а не ехал по нему, ИДПС дописал в протоколе «кроме случае предусмотренных частью 3 статьи 12.15. Считаю, что это было сделано, для того чтобы скрыть или поставить под сомнение факт разворота …………..В схеме, составленной инспектором, не указано положение автомобиля ………….. и не указано положение патрульного автомобиля ДПС, что дает вольности при трактовке схемы.
6. В рапорте ИДПС указывает, что …………... создал реальную угрозу безопасности дорожного движения и создал реальную угрозу жизни и здоровью людей. Однако и схема, составленная инспектором, и показания …………... говорят о том, что по близости в момент разворота не было ни одного ТС.

Хотя не все эти пункты можно признать значительными при рассмотрении дела, все же наличие подобных неточностей и противоречий указывает на прямую подтасовку и фальсификацию фактов инспектором ДПС, с целью как можно более запутать дело и сделать почти невозможным правильное и справедливое рассмотрение дела и оправдание …………...
Считаю также, и прошу суд учесть, что показания инспектора по этому делу недопустимо использовать как доказательства, и есть все основания не доверять его показаниям, так как инспектор является по этому делу лицом прямо заинтересованным, ведь в процессе рассмотрения дела могут быть выявлены факты превышения им полномочий и другие нарушения, за что он может быть привлечен к ответственности.

На основании всего вышеизложенного, считаю, что в действиях …………... отсутствует событие административного правонарушения и

ПРОШУ СУД:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении …………..в связи с отсутствием события административного правонарушения. (На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

К объяснению прилагаются:
1. Схема.
2. Фотографии.

Данное объяснение прошу приобщить к материалам дела.

Разворот - это один из наиболее распространенных маневров, однако при его совершении необходимо очень внимательно глядеть по сторонам и придерживаться ПДД, иначе аварии и штрафы неизбежны.

Как правильно разворачиваться - данный вопрос мы рассмотрим в этой статье.

Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:

  • зоны остановок пассажирского транспорта;
  • мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • переезды железнодорожного транспорта;

Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:

  • 12.14 ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) - 500 рублей;
  • 12.11 ч.3 - разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы - 2500 рублей.

Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах. За это положен штраф по статье 12.16 ч.2 - 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей 12.15 ч.4 - 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев.

Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.

Где можно разворачиваться?

Если нет знаков, запрещающих разворот, то разворачиваться можно:

  • на перекрестках;
  • на дорогах, разделенных прерывистой разметкой;
  • в местах, где есть обзор на 100 метров и более в обе стороны.

Разворот на перекрестках

В ПДД данному вопросу уделено буквально несколько предложений:

«При желании развернуться необходимо встать в крайнее левое положение. Если же габариты ТС не позволяют развернуться с крайней левой полосы, то можно отойти от данного требования, при условии, что все меры безопасности обеспечены».

Говоря простым языком, на легковой машине можно разворачиваться только с крайнего левого положения. При этом траектория движения должна быть такой, чтобы вы:

  • точно вписались в рамки перекрестка;
  • не выехали на встречную;
  • не пересекли двойную сплошную.

Если на перекрестке имеется разделительная полоса, то нужно выполнять разворот по дальней траектории. Если же нет такой полосы, разворот можно выполнять как по ближней, так и по дальней траектории. При этом необходимо пропустить весь транспорт, который .

Довольно просто выполнить разворот на Т-образных перекрестках. Тем не менее, обязательно правильно рассчитывайте траекторию и габариты своего авто, поскольку как выезд на встречку, так и движение задним ходом запрещены, и если вас заметит инспектор, то очень легко можно лишиться прав на полгода, а при повторном нарушении - на целый год. Поэтому, если есть какие-либо сомнения, объедьте лишних пару кварталов, чтобы не совершать опасных маневров.

Правила разворота вне перекрестка

В принципе, правила те же:

  • разворот с крайнего левого положения (или крайнего правого, если дорога узкая);
  • необходимо пропустить попутный и встречный транспорт;
  • заезжать можно на любую полосу, но лучше на крайнюю левую.

Также обязательно изучите дорожную обстановку и ситуацию: если видимость менее 100 метров, разворот нельзя совершать.

Не забывайте и о прилегающей территории справа - с нее совершать разворот намного проще, поскольку открывается полный обзор со всех сторон. Только сдавать на такую территорию нужно задним ходом, чтобы по потом не двигаться задом по главной.

Техника выполнения разворота

Саму технику разворота изучают еще на первых практических занятиях в автошколе, поэтому подробно описывать не будем, а перечислим основные моменты:

  • прежде всего, включите левый сигнал поворота;
  • остановившись, выжмите сцепление, перейдите на первую передачу, держите педаль тормоза нажатой;
  • убедившись, что встречный транспорт проехал, вращайте руль перехватом до упора влево;
  • на завершающем этапе выровняйте руль;
  • выключите поворотник и подстройтесь под скорость движения автомобилей на данной полосе.

Если же имеется прилегающая территория справа, то сдайте в нее с крайней правой полосы задним ходом, пропустите автомобили и выезжайте на нужную полосу, поворачивая руль влево.

Как видим, ничего сложного нет, но не нужно забывать о ПДД, чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге.

Неверное выполнение поворотов может привести к столкновению машин, либо к трагическим случаям, когда сбивается пешеход или велосипедист. Правила дорожного движения (далее – Правила, ПДД) предусматривают специальный порядок, как должно производить подобные маневры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Учитываются разные ситуации в пути, а также конструкция дороги, оснащение сигнальными устройствами, знаками, разметкой. Все в совокупности регулирует движения водителей.

В случае неподчинения Правилам автомобилистов наказывают денежными санкциями, либо иными видами наказаний (лишением прав, арестом авто, иное).

Определение термина

Среди общей терминологии именно в не фигурирует такого понятия, как «поворот», нет его и объяснения. Предполагается, что это всем должно быть известно итак. Но на практике не все могут понимать одинаково, что такое поворот.

Некоторые недобросовестные служащие автодорожной полиции, обыкновенное перестраивание в ряду могут приписать водителю как неправомерный поворот.

Остается прибегнуть к Комментариям, раскрывающим понятия ПДД РФ, либо к Венской Конвенции:

Поворот – типичный маневр на дорогах, который заключается в изменения траектории движения с целью съехать (оставить) с занятой полосы (пути), чтобы продолжать проезд по другой полосе, дороге.

Некоторые называют просто – уходом из одной улицы на проезжую часть другой. Только такое понятие подходит не для всех случаев. Ведь поворачивать водители могут и для того, чтобы встроиться в движение на полосе встречного движения.

Сворачивать могут на:

К поворотам относится также и разворот, и иные виды манипуляционных действий автомобилистами, связанные с изучаемым маневром.

Виды поворотов:

  1. Поворот направо, налево.
  2. Разворот в обратную сторону.
  3. Повороты по круговому движению (кольцевые перекрестки, напр.).

Самая основная характеристика такого маневрирования – это покидание проезжей части, занятой ранее. Говоря о смене угла траектории прохождения автотранспорта при движении все по тому же полотну, не имеются в виду поворачивания.

Если менять траекторию пути в пределах одной полосы – это не будет считаться поворотом. Перестроение также не считается поворотом потому, что это объезд, либо перестроение в рамках той полосы, которая была занята.

Знаки, регулирующие манёвр

Все регламенты касательно поворотов соблюдаются автомобилистами на основании Правил автодорожного движения, утвержденных правительственным Постановлением № 1090 от 23.10.1993 г. (действует после последней редакции – 01.07.18 г.).

В правилах описаны не только действия при совершении водителями маневра. Также фигурируют и знаки, диктующие, как сделать верный выбор при принятии решения, как, когда и куда сворачивать с проезжей части.

После того, как участник движения убедился в отсутствии запрещающих знаков, он может решить, в какую полосу ему следует въезжать, чтобы свернуть влево.

Запрещающими знаками являются следующие обозначения:

Номер Изображение Значение
3.18.1-3.18.2 Действует исключительно для перекрестков, перед въездом в которые установлен знак.
Запрещено сворачивать направо или налево.Исключение: Общественный пассажирский автотранспорт – автобусы, троллейбусы, ездящие по регулярным маршрутам, могут проезжать беспрепятственно. Знак не для них.
3.19 Разворот через правую сторону неразрешен.
4.1.1 1. Когда такой знак стоит перед перекрестком, то он влияет на правила проезда по скрещивающимся траекториям. Движение разрешено только прямо, сворачивать нельзя.
2. В случае нахождение данного обозначения на прямоезжей дороге, то на ближайшем перекрестке его влияние будет оканчиваться.
3. Если стоит не на перекрестке, а в другой части трассы, тогда сворачивать направо, заезжать во дворы, на примыкающую территорию не воспрещается.
4.1.2 Разрешено ехать только направо. Прямо и налево не проехать. Устанавливается обозначение на первом пересечении путей. Маршрутные такси, автобусы, троллейбусы, трамваи этому знаку могут не подчиняться.
4.1.4 Разрешено прямоезжее движение и поворот в правую сторону. Влево нельзя сворачивать. Зона действия – первый участок, где пересекаются пути. Исключение: пассажирский маршрутный автотранспорт или электротранспорт.
5.7.1 Обычно устанавливают до въезда на проезжую часть с односторонним потоком движения. Обозначает, что двигаться разрешено только в одну сторону, в том числе, не сворачивая.
5.13.1 Если стоит этот знак, то водитель должен понимать, что он попадает на одностороннюю полосу, выделенную специально для общественного маршрутного транспорта. Обычно его устанавливают перед пересече6нием путей.

Теперь рассмотрим знаки, которые регулируют, разрешают повороты и оповещают о них:

Номер Изображение Значение
1.11.1-1.11.2 Предупреждение!
Опасный изгиб на дороге в виде крутого поворота.
Изображение указывают соответствующее направление, в какую сторону отклоняется линия трассы.
Место установки знаков:
— за пределами городской черты – за 150-300 м до приближения к опасному участку, где дорога сворачивает;
— в пределах городской черты – 50-10 м до опасного участка.
1.34.1-1.34.2 Ставят вместе со знаками, предупреждающими опасный поворот.
Стрелки указывают направление, куда будет пролегать дальнейший путь.
1.12.1-1.12.2 Предупреждение!
Обозначение о том, что впереди будет извилистая трасса и следует сбавлять скорость.
Первое изображение сигналит о том, что извилистость начнется с поворота вправо, а второе – влево.
1.18.1-1.18.3 Указатели о том, что дорога непрямая, будет сужаться, придется немного свернуть так, как ведет полотно.
2.3.1 Главная и второстепенная дороги пересекаются.
Если запрещающих обозначений не будет, можно совершать поворот с выездом на главную, или второстепенную дорогу.
2.3.2-2.3.3 Второстепенная примыкает.
Правила поворотов те же – если нет запретных сигналов и знаков, можно совершать маневр.
4.1.4-4.1.6 Разрешение сворачивать в стороны, куда указывают стрелки.
5.11.1-5.11.2 Разрешено делать развороты по направлению стрелок.
5.20.3 Указатель маршрута с поворотами, который разрешено совершать.

Что обязан сделать водитель при повороте

В большинстве случаев разрешено сворачивать направо, и запрещается поворачивать налево, если у дороги стоят соответствующие знаки. Но есть места в дорожной инфраструктуре, когда можно повернуть налево.

Рассмотрим основной порядок, как действовать автомобилистам, которые собираются сворачивать в сторону.

Налево

Согласно постулатам Правил, поворот влево разрешено совершать только тогда, когда нет препятствующих для этого знаков. Это касается обозначений запретов, которые представлены в автодорожном оснащении сигнальной системой в следующих видах.

Что сигналит о запретах сворачивать в левую сторону:

  • дорожные знаки;
  • зоны, участки дорог;
  • разметка;
  • светофор, на регулируемых перекрестках.

В остальном в любом месте и время разрешено сворачивать налево, если это не будет мешать проезду других участников автотранспортного перемещения. В случае разрешающего сигнала на перекрестке со светофором, можно проезжать влево без нарушений.

Все правила общего исполнения годятся для того, чтобы выполнять их с маневрированием влево. Единственное различие – перестраиваться следует поближе не к правой стороне, а к левой.

Направо

Правила поведения водителя для осуществления самостоятельного поворота:

  1. Приготовиться психологически, включить особую внимательность следует уже примерно за 200 км до точки сворачивания на желаемую дорогу.
  2. Сначала включается огневой сигнальный маячок – так называемый, «поворотник».
  3. После этого начинаем перестраиваться, если вы ехали не в том ряду, какой удобен для сворачивания. Именно этот маневр лучше всего совершать за 200 м до необходимого поворота.
  4. Если путь свободен, совершаем поворот.
  5. Поворотник можно выключать уже после того, как маневр будет начат.

Очень важно ориентироваться по знакам, разметке, стоп-линиям.

В каких ситуациях разрешен или запрещен

Важно взять на заметку себе несколько важных нюансов при совершении маневра, съезжая с трамвайных путей. Есть и такие особенности движения, когда требуется особенная внимательность и отличная ориентировка по запрещающим, разрешающим дорожным знакам, табличкам, разметке.

Рассмотрим основные особые моменты, как правильно поворачивать на площадку автобусной остановки, занять полосу одностороннего проезда, либо безопасно попасть в заездной «карман».

Важно также знать правильность перемещения по кольцевому перекрестку и существующие возможности проезда на красный сигнал светофора при совершении поворота.

Налево с трамвайных путей

Регулируются такие маневры п.8.5 Правил. Разрешено делать поворот с трамвайного полотна только при наличии следующих факторов:

  1. Направление должно быть попутным.
  2. Уровень трамвайного и автодорожного полотен одинаков.
  3. Проезжая часть и трамвайное полотно не поделены между собой сплошной разметкой. Пересекать сплошную линию воспрещается при любых обстоятельствах.
  4. Перед перекрестком не стоят дорожные знаки, диктующие, как двигаться по полосам (знаки – 5.15.1-5.15.2). Иначе придется двигаться исключительно по стрелке, изображенной на знаке.

Порядок совершения поворота налево с трамвайных путей описан может следующим образом.

Сначала смотрим на знаки:

  1. Если есть на дороге разметка, стоит дорожный указатель, разрешающий поворачивать налево через трамвайные пути, тогда путь свободен для водителя. Только при этом заезд по трамвайным путям не разрешен.

  2. Если никаких разрешительных обозначений не существует, тогда следует совершать маневр с заездом на трамвайное полотно. То есть поворот совершится не пересечением полотна, а небольшим отрезком пути проезда по трамвайным путям.
  3. Как поворачивать:

    1. Сначала следует убедиться, что спереди и сзади трамвая нет, либо они уже/еще находятся далеко.
    2. Потом нужно пропустить машины, едущие по главной дороге, если поворот совершается с второстепенной трассы.
    3. Также пропускаются пешеходы, велосипедисты.
    4. Потом включается поворотник с левой стороны.
    5. Совершается перестроение и сам маневр. Но только в том случае, если путь свободен и знаки разрешают.
    6. Поворотные огни можно выключить тогда, когда маневр начался.

    На одностороннее движение

    Наличие дороги с односторонним проездом, одной полосой всегда предупреждается для водителей специальным знаком (также отмечен в таблице). Номер такого обозначения в ПДД – 5.7.1.

    Если автомобилист по ходу движения будет сворачивать на трассу с односторонним движением и попадет на встречный поток, то такой поворот исключается специальными предупредительными знаками. Возле знака 5.7.1 ставят знак запрещающий проезд. Следовательно, сюда сворачивать запрещено.

    Если воспрещающий сигнал от знаков не поступает, тогда разрешается проезжать на такую дорогу, сворачивая на нее.

    На остановке общественного транспорта

    Иногда по конструкции дороги, водителю никак не развернуться, если ему необходимо ехать в обратную сторону. Для этих целей используются части территорий, прилегающих к проезжему участку.

    Маневры осуществляются строго с учетом Правил в п.8.11, которые диктуют запреты, где нельзя разворачиваться.

    Места, запрещенные для поворотов или разворотов на площадках, отведенных под автобусную остановку:

  • тоннели;
  • пешеходные переходы;
  • автобусные остановки;
  • мосты;
  • путепроводы;
  • ж/д проезды;
  • эстакады;
  • участки с плохой видимостью.

Что касается мостов, эстакад, путепроводов – то под ними также нельзя совершать маневрирование. Наиболее безопасное место, где разрешено это делать – в стороне от автобусных остановок, отъехать подальше от запрещенного места.

При этом следует обращать внимание на разметку полос и пересекать только в том случае, если там есть прерывистая линия.

Направо на красный свет

Все перекрестки или прямоезжие пути, оснащенные сигнальными устройствами – светофорами, называются – регулируемыми.

Если на светофорах нет дополнительной секции, показывающей время проезда стрелками зеленого сигнала, тогда водителю придется ориентироваться по дорожным знакам и разметке.

Они могут указывать проезд не только на другую дрогу, но даже и во двор большого здания.

Если нет дополнительной секции на светофоре, тогда следует руководствоваться следующими правилами при совершении поворота направо:

  1. Сигнал светофора должен быть зеленым.
  2. Далее водитель обязан уступить дорогу всем участникам, которые движутся на участке непосредственного маневра.
  3. Если на перекрестке есть «пробка» (затор), поворачивать нельзя.

Уступать дорогу следует таким участникам:

  • автомобилистам, если встречный или сворачивающий направо;
  • мотоциклистам (мопедистам, скутеристам и проч.);
  • пешеходам, идущим по «зебре»;
  • велосипедистам;
  • трамваю на случай, когда светофор одновременно регулирует движение трамваев и машин;
  • троллейбусу.

На красный свет проезжать запрещается. Но в России ввели новшество, когда при наличии определенного знака, разрешен поворот направо, если горит красный сигнал светофора на основной секции.

Но сначала автомобилист обязан уступить проезд всем машинам, пешеходам, велосипедистам, а затем, совершать поворот. Пока такой знак и правило утвердили до 2020 года. Если он хорошо себя зарекомендует, его действие продлят, или утвердят окончательно.

В карман

Сразу следует отметить, что заездной карман не относится к проезжей части сквозного движения на дороге. Это, скорее всего, участок, который следует воспринимать как прилегающую территорию. Вторым названием этой зоны является – «площадка ожидания».

Перед въездом в карман не рисуют сплошную линию разметки, иначе эта часть дороги была бы не целесообразной для использования.

Проблема здесь может возникнуть не при въезде, а при перестроении машины, чтобы доехать до въезда в карман. Повороты осуществляются со всеми требованиями дорожных знаков, правил и разметки.

На кольце

Особенности совершения поворотных маневров, проезжая по кольцевой части дороги на нерегулируемом перекрестке:

  1. Поворотник не включают, когда движутся по кольцу.
  2. Его следует включить при въезде, выезде, или когда требуется пересечь малую часть круга, чтобы повернуть на дорогу, примыкающую к кольцу справа (или слева).
  3. Полосы движения по круговой проезжей части должны обязательно соблюдаться, равно как и дорожная разметка.
  4. Необходимо следить за направлениями указателей со стрелками и знаками приоритета, чтобы понимать, кому и когда необходимо уступать путь для проезда.

Перестраиваться по кольцевой дороге разрешается только в тех местах, где есть пунктирная линия дорожной разметки. Приостанавливать машину можно на островках – участках с диагонально расчерченными полосами.

Именно на таких островках можно включать поворотники, указывающие намерения водителя в какую сторону он собирается сворачивать с кольцевого участка.

Как осуществить крутой поворот

Порядок действия, как проезжать без нарушений и рисков крутой поворот:

  1. Дорога уходит в левую сторону. Следует придвигаться ближе к правой части края дороги. Кривизна траектории уменьшается, риск заносов или опасного приближения со встречным транспортом – сводится к минимуму.
  2. Дорога уходит в правую сторону. Придерживаться следует левого края дороги.
  3. Чтобы не вынесло в кювет, следует придерживаться точки траектории, располагающейся к внутренней части поворотного участка. Точку называют – апекс.
  4. При начале поворота уже можно слегка притормаживать. Это позволит избежать бесконтрольных заносов. Можно немного притормозить до желаемого скоростного режима (существенно сниженного).
  5. Проезд апекса производится с нажатием педали, но не сильно.
  6. После прохождения участка апекса постепенно добавляется газ.
  7. Нужно следить все время, чтобы машину не бросало в стороны, и она шла ровно.
  8. Выходить следует из крутого поворота, применяя то же положение на дороге, что и при въезде – держаться правого края дороги (или левого, в зависимости от того, в какую сторону уходила проезжая часть).

При развороте 180 градусов следует придерживаться скоростей не более 55-65 км/ч. Радиусы поворотов всегда лучше контролировать педалью «газ», а ровность траектории – «тормозом».

Успешность совершения проезда крутого поворота еще будет зависеть от протекторов шин (насколько они пробуксовывают), коробки передач и других особенностей, которые лучше рассмотреть отдельно.

На велосипеде

Велосипедисты – такие же участники автодорожного движения, как и автомобилисты или мотоциклисты. Разница лишь заключается в том, что для них отводится определенная площадь дорог, которую они вправе занимать.

Однако подчиняться знакам, светофору и разметке они обязаны также как и прочие водители.

Порядок совершения поворотов велосипедистами:

  1. Сигналить о намерении свернуть с пути следует рукой с той стороны, куда собирается человек съезжать с дороги.
  2. При необходимости торможения, рука поднимается вверх.

  3. После того, как велосипедист осмотрелся и оценил обстановку, увидел, что пут проезда свободен, он может совершать поворот.
  4. Если необходимо свернуть влево, а движение происходит по правому краю дороги, тогда нужно сориентироваться, в какую полосу будет совершаться перестроение.

    Сплошную разметку велосипедисту запрещено пересекать точно также как и автомобилистам. Поэтому нужно сориентироваться по знакам, а также пропустить все машины.

    Идеальный вариант безопасного поворота для велосипедиста – доехать до первого пешеходного перехода и свернуть налево вместе с пешеходами.

    Опасный

    Знаки, предупреждающие об опасных поворотах, указаны выше в таблице. Чаще всего они на дорогах стоят, крайне редко их нет, а дрога круто уходит в сторону.

    Поэтому автомобилист, как только увидел такой знак (1.11.1-1.12.2), обязан тут же сбавит скорость движущего транспорта, которым управляет.

    В случае несоблюдения этих указателей, водителю грозит наказание в виде штрафа и . Но он же еще и рискует столкнуться со встречной машиной. Поэтому риски ДТП велики, потому и называют повороты опасными.

    Правила поведения автомобилиста для того, чтобы совершить вынужденный поворот, обусловленный конструкцией дороги:

    1. Сначала следует посмотреть, стоит ли предупреждающий об опасном повороте знак.
    2. Если знак есть, тогда необходимо убедиться в направленности линий, траекторий пути, к которому приближается водитель.
    3. После того, как участник движения заметил знак, он обязан снизить скорость.
    4. Далее следует занять подходящее место на полосе, чтобы совершить поворот так, чтобы на ней оставаться, не выезжать на встречную полосу.

    Радиус поворота здесь крайне важен – чем он меньше, тем рискованней. Получится некоторое отдаление от средней разделительной полосы и приближение к краю перед изгибом или на самом участке, куда дорога уходит вправо или влево.

    Еще нужно обращать внимание на просматриваемость пути, видимость, насколько она оптимальна, если из-за погодных условий или деревьев она низкая, следует скорость еще снижать и перемещаться аккуратно.

    Указание руками

    Правила указаний руками поворотов прописываются в п. 8.01 ПДД. Если работают поворотные огни, сигналить руками необязательно. В случае неисправности сигнальных огней, предупреждать других участников о своей маневренности следует жестом руки.

    Жесты один в один похожи на те, которые проделывает руками велосипедист. Сигналить рукой могут как водители, так и мотоциклисты.

    На рисунке показано:

  • какое движение руки, что обозначает;
  • какие сигналы огней, что обозначают.

Центробежная сила

Необходимо всегда учитывать смещение траектории при повороте, которое возникает по причине физического явления – центробежной силы.

Съезжая с главной дороги на второстепенную, либо сворачивая с перекрестка, следует помнить об этом, чтобы не допустить вылета в кювет, либо столкновений со встречным транспортом. Смещение осуществляется за счет изменения траектории движения передних и задних колес.

Чтобы выполнять безопасно повороты, учитывая центробежную силу, достаточно уметь правильно регулировать педали – «газ», «тормоз». А также – придерживаться разметки и держать машину ровно.

Формула для расчета центробежной силы указана на рисунке. Обозначения:

m масса авто
V скорость езды ТС
R радиус поворота машины

Штрафы

Любые нарушения правил, в том числе и поворотов на автодорогах, наказываются по нормативам Кодекса административно-правовых нарушений – КоАП РФ.

Штрафов всего много, таблица может быть большой потому, что ПДД охватывает большой спектр различных ситуаций на дроге. Приведем лишь некоторые основные виды штрафов при классических нарушениях совершения поворотного маневрирования.

Неправильное маневрирование приводит к административной ответственности:

Статья
КоАП РФ
Нарушение Штраф, руб.
Проезд на красный цвет сигнала светофора. 1000
12.12 Вторичное такое же нарушение 5000

ч.1
Автомобиль заехал на перекресток, чтобы свернуть затем влево. 1000
12.13
ч.2
Непредоставление преимущества транспорту, пешеходу, велосипедисту. 1000
Не включены были поворотные сигнальные огни на авто, когда совершался маневр. 500
12.14
ч.1.1
Автомобилист неправильно занял полосу при перестраивании, либо заехал на запрещенную территорию. 500
Поворот совершался с заездом на встречную полосу дороги. 1500
12.15 Повторный выезд на встречный поток движения. 5000
Игнорирование дорожных знаков, разметки. 1000-1500

Повороты для автомобилистов могут быть сложными, а могут быть простыми и легкими. Важно, чтобы они совершались в соответствие со стандартами Правил дорожного движения.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен маневр "разворот", а также пункты правил дорожного движения, относящиеся к развороту. Речь пойдет о том, где можно выполнить разворот, а где данный маневр запрещен.

Кроме того, будет рассмотрено несколько нестандартных вариантов, позволяющих выполнить разворот на дороге с интенсивным движением.

Правила выполнения разворота

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.

Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:

  • разворот на перекрестке;
  • разворот вне перекрестка.

Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части , предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.

Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД).

вне перекрестка подчиняется другим правилам:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.

На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.

Где запрещен разворот?

Рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнить разворот:

1. Пешеходные переходы

Пешеходные переходы, обозначенные соответствующими знаками или разметкой.

2. Тоннели

В тоннелях. Тоннели обозначаются дорожным знаком 1.31:

3. Мосты, путепроводы, эстакады

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними разворачиваться также нельзя. Данные сооружения не обозначаются специальными дорожными знаками или разметкой. Поэтому на практике нужно быть внимательным, чтобы случайно не развернуться, например, на эстакаде. Дело в том, что насыпь может перейти в эстакаду незаметно для водителя.

4. Железнодорожные переезды

Разворот запрещен на железнодорожных переездах. Границы переездов обозначаются знаками 1.3.1 или 1.3.2, либо местом установки шлагбаума:

5. Места с небольшой видимостью

В местах с видимостью менее 100 метров . Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно. Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:

Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.

Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.

6. Остановки.

Нельзя разворачиваться и на остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой:

7. При наличии знаков

Разворот запрещен при наличии следующих дорожных знаков:

8. При наличии разметки

Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы :

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в . ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком "пятачке". Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух - также направо, на четвертом - налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.