Тоталитарные политические режимы XX века.

В последние десятилетия возрос интерес научной общественности к проблемам антидемократических политических режимов. Это обусловлено как необходимостью осмысления уроков XX века, накоплением фактического материала, так и противоречиями современного мира. К сожалению, в силу различных причин, многие работы носят поверхностный, а нередко демагогический характер. В первую очередь это касается отечественных исследований, посвященных проблемам тоталитаризма. В данной работе проведен анализ различных сторон режимов, которые принято относить к антидемократическим. Такое исследование представляет несомненный теоретический и практический интерес для современного мира. Достижение цели затруднено как сложностью объекта исследования, так и естественной политизацией проблемы.

Проблемам антидемократических режимов посвящено большое количество исследований. Концепция тоталитаризма складывается на Западе в 30-е - 40-е годы XX века. Определенней вклад в её становление и развитие внесли Ф. Боркена, И.А. Ильин, В. Райх, Э. Фромм, К. Поппер, Ф. Хайек, Х. Арендт, К. Фридрих, З. Бжезинский, Р. Арон. Из современных исследователей тоталитаризма представляется справедливым назвать Ю.Р. Сумботяна, Г.И. Мирского, Э.Р. Соловьева, С.Л. Агеева, Г.Ю. Курскову, П.Е. Студникова, В.С. Толстикова, В. Дахина и целый ряд других. Традиционная западная концепция тоталитаризма переживает идейный кризис. Слабо изучены правовые основы тоталитаризма.

Существует большое количество определений понятия «политический режим» - в зависимости от смысла, который вкладывает в него исследователь. Обычно выделяют два подхода: институционный и социологический.

Мы под политическим режимом понимаем способ взаимодействия государства и общества. Такое понятие позволяет избежать формального подхода к проблеме и проследить двусторонние связи между государством и обществом. Наши основные «переменные величины» - цели, которые стоят перед системой в данных конкретно-исторических условиях, и средства, используемые государством для их достижения.

Такой подход представляется особенно плодотворным при рассмотрении различных чрезвычайных режимов.

Простейшая классификация заключается в делении всех политических режимов на демократические и антидемократические. Не являясь принципиальными сторонниками такого подхода, мы, тем не менее, вынуждены его использовать, что зафиксировано в названии работы.

Определение и классификация политических режимов всегда условны и зависят от взгляда исследователя. Использование альтернативной классификации способствует более широкому глубокому изучению объекта.

Любая модель политического режима успешно функционирует до тех пор, пока отвечает задачам, стоящим перед обществом. Исходя из этого, мы выделили несколько моделей, существовавших в XX веке. Наша классификация не может претендовать на статус полной или единственно верной. Но в данном исследовании она показала свою полезность.

  • 1. Традиционная модель.
  • 2. Революционная модель.
  • 3. Мобилизационная модель.

Согласно нашей классификации традиционная модель политического режима соответствует традиционному обществу, революционная - периоду слома старого строя и становлению нового; мобилизационный должен служить способом вывода страны из глубокого кризиса и модернизации. Можно выделить и другие модели политического режима, в традиционной классификации соответствующие авторитаризму.

В то же время некорректно на основании сходства только политического режима игнорировать глубокие различия в социально-экономическом и культурно-историческом плане. К сожалению, концепция тоталитаризма часто использовалась и используется в качестве инструмента антисоветской пропаганды.

Тоталитарное государство подобно живому организму в экстремальных условиях. Он должен перестроиться, чтобы выжить. Прочность и мобилизационные возможности тоталитарной системы огромны - это видно на примере СССР и КНР. Но режим, функционирующий за счет предельного напряжения всех ресурсов, не может существовать длительное время. В итоге неизбежно происходит его размывание и либерализация. Любая мобилизационная модель в исторической перспективе обречена.

Различие типов правопонимания дает разную оценку антидемократическим политическим режимам. Если легизм отождествляет волю государства (закон) и право, то юстнатуралисты признают все антидемократические режимы незаконными. Наиболее объективным представляется рассмотрение проблемы на основе марксисткой концепции права. Наряду с законодательством нужно уделять большое внимание анализу процессуального права. Исходя из этого, можно указать, что правовую систему составляют не только материальные нормы, устанавливающие права и обязанности, но и механизмы их осуществления, прежде всего, процессуальные нормы. Эти черты заключают в себе важные характеристики правовых систем антидемократических режимов. Все это четко указывает на невозможность адекватной оценки правового режима государства на основе только законодательства. Таким образом, право при антидемократических режимах является, как бы «урезанным», «неполным». При антидемократических режимах право зачастую является инструментом в руках всесильного государства. XX век - это очередной этап в развитии антидемократических режимов. Если традиционная модель закономерно уходит в историю, то тоталитаризм вышел на сцены впервые. И нет никаких оснований полагать, что в условиях XXI века не возникнут новые мобилизационные модели. Фашизм возник из массовой, формальной демократии, из нерешенных её проблем и кризисов. В «группе риска» оказывается целый ряд государств, включая Россию.


    Введение 2 стр.

    Определение тоталитарного режима, его особенности и истоки. 2 стр.

    Предпосылки возникновения, сущность и свойства тоталитаризма. 6 стр.

    Формы тоталитарного режима. 11 стр.

4.1 Коммунистический тоталитаризм. 11 стр.

4.2 Фашизм. 14 стр.

    Заключение. 16 стр.

    Слисок литературы 17 стр.

    Введение.

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно. В работе мы рассмотрим тоталитарный политический режим.

    Определение тоталитарного режима и его особенности и истоки.

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций.
Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т. п.

Возрастают дискреционные, т. е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

Однако существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно- промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

Политическое развитие в 20-е гг.
Сращивание государственного и партийного аппарата.
Сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему на XII съезде РКП (б) назвали «диктатурой партии» . РКП (б) фактически исполняла функции органов государства. Серьезные государственные решения принимались Центральным комитетом РКП (б) после предварительного обсуждения в тесном кругу большевистских лидеров в созданном в 1919 г. Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б) . В состав Политбюро в 1921 г. входили Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий. Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов были кандидатами в члены Политбюро. Принятые партией решения закреплялись в документах государственных, т. е. советских, органов. Впрочем, руководители партии были одновременно и руководителями государства: Ленин – председателем Совнаркома, Калинин – председателем ВЦИК и т. д. Против вмешательства партии во все сферы жизни общества и государства выступила так называемая «рабочая оппозиция» . Эту группу возглавили видные партийные и профсоюзные деятели: А. Г. Шляпников, А. М. Коллонтай, С. П. Медведев. Партия, по их мнению, должна заниматься агитацией и пропагандой, воспитанием масс, профсоюзы – управлять народным хозяйством, Советы – государством. Оппозиция обвиняла партийную верхушку в нежелании заниматься условиями жизни и быта рабочих, требовала свободы фракций и группировок в партии. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП (б) . Однако за несколько дней до его начала (съезд открылся 8 марта 1921 г.) вспыхнуло восстание в Кронштадте. Настроения делегатов, участвовавших в подавлении мятежа, изменились. Главной идеей съезда стала мысль о единстве партии. Съезд принял резолюцию «О единстве партии» , запрещавшую создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Взгляды «рабочей оппозиции» были осуждены.
Утверждение однопартийной политической системы.
В июне – августе 1922 г. состоялся судебный процесс над группой видных эсеров. Трибунал ВЦИК обвинил эсеровских деятелей в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, в контрреволюционной пропаганде и агитации. Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни, но после протестов мировой общественности казнь отложили и поставили ее исполнение в зависимость от поведения оставшихся на воле членов партии. В июне 1923 г. ЦК РКП (б) разработал секретную инструкцию «О мерах борьбы с меньшевиками» . Ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом» . Большевики, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения, не рискнули провести над меньшевиками показательный процесс. Была развернута мощная кампания по «разоблачению» недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы стало одной из самых негативных идеологических характеристик. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии. Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система.

Региональные политические режимы в современной России

Эволюция политического режима в постсоветский период

Политические режимы советского периода России

План

Тема 3. Политические режимы в России

Политический режим – функциональный аспект политической системы. Политический режим характеризуется методами, способами осуществления власти. В России за последнее столетия существовали все основные политические режимы – авторитарный, тоталитарный, демократический.

Россия в течение нескольких столетий до 1917 г. была абсолютной монархией. Политический режим того времени характеризуется как авторитарный *. Хотя после отречения царя от власти в конце февраля 1917 г. Россия была объявлена демократической республикой, но в силу неустойчивости власти, политический режим того времени можно назвать переходным. Он должен был закончиться установлением либо правой военной (корниловской), либо левой коммунистической диктатурой - это были две реальные альтернативы осени 1917 года.

Победил вариант, предложенный большевиками – диктатура пролетариата как средство построения нового бесклассового коммунистического общества. Реально, однако, была установлена диктатура одной партии, претендующей на знание исторической закономерности и на звание единственной представительницы интересов народа (трудового народа). Но первоначально политический режим нес в себе элементы демократизма. Они выражались в наличии реальной власти советов – как формы представительной власти населения (не случайно Советы стихийно возникли во всех городах страны с различными схемами выборов), социалистического плюрализма (вначале официально существовало несколько социалистических партий, имело место широкая дискуссия внутри коммунистической партии). Но постепенно политический режим приобретал черты тоталитарного режима . Они заключались в следующем:

1. Власть советов была заменена диктатурой одной партии – коммунистической партии. Государственные органы были полностью подконтрольны партии. И в центре, и на местах ни одно сколько-нибудь важное решение не могло быть принято без одобрения руководящих органов партии (ЦК, обкомов, райкомов, парткомов предприятий). Какой-либо политический плюрализм был исключен. Попытки создать самостоятельно действующие (без контроля со стороны партии) политические или даже неполитические объединения приводили к репрессиям по отношению к тем, кто проявил инициативу.

2. В духовной сфере господствовала одна официальная идеология – марксистско-ленинская. Она принудительно навязывалась всем членам общества: Все остальные виды идеологий, в том числе религиозные были объявлены вредным заблуждением. Выход за жесткие рамки коммунистической идеологии жестоко преследовался. Преподавателями общественных наук в учебных заведениях могли быть, как правило, лишь члены КПСС.



3. Существовал всеобщий контроль над поведением людей во всех сферах жизни, вплоть до интимно-личной. Существовали запреты на участие большинства населения в отправлении религиозных обрядов.

4. Под контролем находились СМИ. Редактора всех изданий, теле- и радиостанций были номенклатурой соответствующих партийных органов. Жестко контролировалось и содержание произведений искусства.

5. Осуществлялось централизованное управление экономикой. В этом плане советский коммунистический тоталитаризм наибольшей в большей степени, чем другие виды тоталитаризма (фашизм, нацизм), выражал сущность тоталитаризма, ибо, уничтожив частную собственность, он добился абсолютной власти над личностью.

Среди исследователей нет единства мнения относительно временных рамок существования в России (Советском Союзе) тоталитарного режима. Некоторые авторы относят тоталитарный режим ко всему советскому периоду. Противоположной позицией является сужение временных рамок от конца 30-х до начала 50-х гг. прошлого века. Периоды до 30-х и после 50-х гг. они характеризуют наличием или авторитарно-тоталитарного или псевдототалитарного, или просто авторитарного режима. Существуют и иные, промежуточные позиции в описании сути политического режима в советский период России. Несомненного одно: политический режим в советский период менялся: некоторое его потепление в 20-е годы, во времена НЭПа сменялось, ужесточением в 30-е годы (времена коллективизации и форсированной индустриализации, подготовки к отражению внешней агрессии). Хрущевская оттепель конца 50-х начала 60-х гг. сменилась брежневским застоем, который потом перешел в период трансформации, называемый перестройкой.

Было бы ошибкой, искажением реального положения дел говорить, что советский тоталитарный, а позднее тоталитарно-авторитарный или просто авторитарный режим опирался только на насилие. Почти на протяжение всего своего существования он был достаточно легитимным, пользовался поддержкой большинства населения. Это вызывалось следующими моментами:

1. В течение длительного времени, в период, когда черты тоталитарного режима в наиболее явственной форме были выражены в политической жизни советского общества, имел место культ такой харизматической личности как Сталин. Существовала слепая, почти религиозная вера в то, что Сталин некий всеведущий гений способный решить любую задачу, некий отец всего советского народа, неустанно пекущийся о его благе. Легитимность советского режима обеспечивалась и тем, что под руководством коммунистической партии страна добилась многих достижений – индустриализация, победа над фашизмом, выход в космос, лидерство во многих отраслях науки и производства.

2. Наличие привилегий у определенных групп лиц. Например, в СССР при Сталине в привилегированном положении находились ученые, военные, рабочие высокой квалификации и др. В позднесоветский период привилегии существовали повсеместно у работников партийного и советского управленческого аппарата, в виде улучшенного снабжения у жителей крупных городов, промышленных центров, «закрытых» поселений, где обычно размещалось оборонное производство.

3. Осуществление массовой восходящей социальной мобильности. Это достигалось устранением старой элиты место которой занимали выходцы из низов (в 20-30 гг. прошлого века), а также прогрессивным изменением социально-профессиональной структуры на протяжении всего советского периода. Так, вследствие индустриализации миллионы крестьян в Советском Союзе стали рабочими, многие выходцы из рабочих и крестьян, получив образование, пополнили интеллигенцию. В позднесоветский период объемы этой мобильности значительно сократились, но, тем не менее, они были выше, чем сейчас. Любой амбициозный и обладающий определенными способностями представитель «низов» имел возможность подняться «наверх».

4. Тоталитарный режим придавал жизни личности большую надличностную цель, наделял ее высоким смыслом жизни. Период существования тоталитарного режима был своего рода героическим периодом. С конца 60-х гг. однако, начинается духовная эрозия советского строя, нарастают сомнения в реалистичности коммунистических идеалов, происходит «массовое бегство» населения в частную жизнь.

5. Этот режим, лишив личность свободы, обеспечил устойчивость и гарантии ее существования. Весь советский период - это время постоянного улучшения жизни людей, наполнения ее новыми материальными благами. Молодой специалист обязательно получал работу, а затем вне общей очереди и квартиру. Отстояв какое-то время в очереди, он дожидался проведения в его квартиру телефонной связи. Также через какое-то время он приобретал мебельный гарнитур, автомобиль и т.п. Достигалась психологическая комфортность путем снятия с личности ответственности за происходящее в обществе и ответственности за свою судьбу. Наблюдатели со стороны называли советский народ, народом-ребенком, являющимся объектом заботы со стороны партии и правительства, когда взаимоотношения между властью и народом строились по типу власть-отец, население-дети.

6. Наличие мощной пропагандистской машины делало советский строй в глазах населения безальтернативным. Перед системой образования и политического просвещения ставилась задача показа преимуществ советского (социалистического) образа жизни, перед капиталистическим (западным). При этом преувеличивались достижения советского строя и замалчивались его недостатки, в то время как в описании происходящего на Западе преобладали черные краски.

Кардинальные изменения политического режима в Советском Союзе связаны с избранием в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачева.Начав с преобразований чисто экономических, он инициировал затем трансформацию политической системы. Заметной чертой того времени была гласность, когда были сняты многие барьеры в распространении информации. Средства массовой информации делали достоянием общественности когда-то секретную информацию, касающуюся событий прошлого и настоящего жизни страны. В СМИ того периода основном преобладал обличительный уклон. Прошлое страны представало как цепь преступлений и ошибок, а в настоящем виделись одни недостатки. Снятие контроля над СМИ положило начало тому, что происходящие процессы в сфере политики оказались неподвластны инициаторам изменений. Со снятием контроля над СМИ советский политический режим утратил одну из существенных черт тоталитарного прошлого.

Еще одним существенным шагом в изменении политической системы было лишение КПСС на 3-м съезде народных депутатов СССР статуса «ядра политической системы», статуса руководящей силы общества – была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. При этом официально допускалась политическая оппозиция. Этим самым делался шаг в сторону демократического политического режима. Был взят курс на «включение народа в политику». При этом ошибочно переоценивались готовность, желание масс заниматься политикой и собственная способность сохранить контроль над начатыми процессами изменений. Население, получив свободу критиковать власть, еще не приобрело ни навыков, ни возможности осознавать свои интересы и реализовывать их через систему политической власти. Поэтому сложившийся к тому времени политический режим еще нельзя назвать демократическим. Чаще всего исследователи обозначают его как авторитарно-либеральный.

С лишением КПСС статуса руководящей силы общества развитие социально-политических процессов становилось все более спонтанным и непредсказуемым. Упразднение еще раньше в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии союзную, республиканские и местные элиты. Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих и противоборствующих группировок. Это приводило к нарастанию кризисных явлений в экономике, прежде всего к дефициту на потребительском рынке. Именно ухудшение материального положения населения было решающим фактором в потере политической властью во главе с президентом СССР М.Горбачевым легитимности . Поэтому попытка союзного руководства в лице ГКЧП овладеть ситуацией не нашла поддержку у населения страны. Утвердившись, благодаря августовскому поражению союзного центра, Б.Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР , - запретил КПСС, подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР.

Советский Союз распался на отдельные суверенные страны, самой крупной из которых являлась Россия. В этих странах сложились в соответствии с политической культурой населения и политической элиты разные политические режимы: от демократических в бывших прибалтийских республиках до по существу тоталитарного в Туркмении.

Вопросы о формах и волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма режим - это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления - это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления - монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим - это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления - это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания - примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное - запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы - это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим - это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти - важнейший признак демократии;
  • права гражданина - абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.