Софийский успенский собор кафедральным собором. Софийско-успенский собор

Начинаем новую серию- серию про г. Тобольск, этот город связан с г. Санкт-Петербургом, связан очень давно и я надеюсь, что эту связь и Вы увидите, а я постараюсь рассказать про Тобольск. Мои родственники тоже живут в Сибири, нет они не потомки декабристов... Благодаря друзьям все фото будут "живыми"!
Итак начнём!
Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии.


Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири.


Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве.
"…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…".
В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили.


27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.


Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века.


Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой.
Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия.


В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный теплый придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нем в 1715 году был погребен митрополит Сибирский свт. Иоанн (Максимович).

В 1710 году, по именному указу Петра I, было выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие.
Пожар 1733 года уничтожил простые луковичные главы и вызвал первый крупный ремонт здания.

В 1735 году главы и кровля собора были покрыты вместо теса железом, изменили также форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре.
В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел во имя свт. Иоанна Златоуста. Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до начала XXI века северная паперть.


К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть.

В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания.

Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова.

"Язык" этого колокола весил пятьдесят один пуд - более 800 кг. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом.


До 1840-х годов собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей.
Собор был закрыт в 1920-х годах. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности.
В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В процессе "реставрации" собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены.

К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году.
28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви.
"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик".

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения", мотивируя свой отказ следующим рассуждением:
"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи".

В 1989 году Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: "Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях".
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы. К 1994 году основной объем ремонтных работ был закончен, и 26 июня собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников.
Собор действует является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии.

Рубрика: Тобольск

Софийско-Успенский собор в Тобольске - особенный по многим причинам. Он стал первым каменным сооружением в Сибири - первым из культовых и светских построек, и теперь собор древнее всех зданий из камня за Уралом. Он строился 3 раза - как и положено всему чудесному и точно народному. С ним связаны имена многих самодержцев - Фёдора Алексеевича, Петра I, Екатерины II, российских президентов В. В. Путина и Д. А. Медведева.

В его стенах звучало не только слово во славу Божию, но и пламенные обвинительные, призывные речи… Для земель и народа сибирского он стал настоящим Собором - собирателем умов и душ.

Знак

Историческая правда требует сказать, что каменные здания строили и до храма. Пытались. Так, в 1674 году на площади Софийского двора при ещё деревянном храме митрополит Корнилий возводит для себя палату из камня, но страшный пожар 1677 года расплавил камни. В 1679 году Павел Первый, новый митрополит, снова строит для личного проживания каменную одноэтажную «келью». Ей не удалось простоять и 1 месяца - сгорела «от трубы».

Удивительное дело, на камни горели почти в прямом смысле, без возможности восстановить. Знак. Потому следующие - третьи - митрополичьи «кирпишные палаты» заложили почти одновременно с храмом, а закончили значительно позже.

Храм-богатырь

Монументальная фигура храма на Троицком мысу доминирует над всеми постройками Тобольского кремля . Старый величественный собор похож на Илью Муромца - даже по виду тяжёлый, но прекрасный в чередовании равномерных больших объёмов, спокойном ритме правильных линий, которые выстраиваются в чёткий, завершённый по гармонии силуэт.

Внешнее впечатление полностью соответствует архитектурному решению. Стены толщиною 2,16 м скрывают просторное внутреннее пространство длиною 30,7 м от западной стены до восточной, шириною 18,7 м - от южной до северной. Высота храма с крестом - 47 м.

Собор венчает хоровод из 5 барочных глав на овальных мощных барабанах-«шеях». Большие объёмы барабанов (главный имеет диаметр 7,5 м и высоту 7,4 м) придают им вид самостоятельного и даже довлеющего над куполами пространства, одновременно создают плавный переход от храмового куба к лёгким главкам, надстройкам и крестам.

Монументальная строгая гармония сочетается в облике с приличествующей скромной нарядностью. Арки украшают архивольты и «дыньки» в наличниках. На южном фасаде наличники имеют 4 типа наверший, что само по себе уже далеко от аскетизма. Как говорят искусствоведы, в мужественный, северный облик храма прокралось русское «узорочье», придав строению тепла и народности.

Как строили

Каменному храму, как и полагается, предшествовал деревянный, да не один, а ровно два. В 1621 – 1624 годах в Тобольске возведён первый Софийский собор, похожий на новгородские и кижские храмы того времени. Но в 1643 году деревянная постройка сгорела. В 1646 – 1648 годах строят второй Софийский собор, в 1677 году спалённый молнией. Полыхало так, что в огне расплавился колокол весом в 110 пудов (более 1 800 кг), привезённый из Москвы в 1651 году.

Вот так пришла нужда в третьем храме. Уже упомянутый митрополит Павел I составляет царю прошение о постройке собора из камня и вскоре получает высочайшее разрешение. С разрешением и указание: «…строить … против образца, какова в Москве… в Девичьем монастыре». С царской грамотой прибыли в Тобольск и чертежи с обмерами, сметные росписи, разрешение забрать из городской казны 700 рублей, а в работах «не в пашенное время» использовать крестьян.

Началась подготовка. Рядом с Тобольском нашли глину и известь, бутовый камень. Из столицы присылают церковную утварь и связное железо.

Заложили собор в 1861 году, но долго ждали артель каменщиков и кирпичников из Устюга Великого и столичных каменщиков под началом Василия Ларионова, Гаврилы Тютина, Герасима Шапырина. Потому стройка началась в 1683 году, зато пошла споро: за 1 год возвели храм почти полностью, что для той поры было чрезвычайным.

Скоро быстрота и «проявилась»: «падоша у церкви столбы… и верхъ весь паде внутрь»: несоразмерность столбов, поддерживающих своды, и тяжести этих сводов и главы привели к обрушению верха здания внутрь.

Только в 1864 году стройку возобновили, а в 1686 году храм освятили в память Успения Божией Матери.

Как перестраивали

Первыми собор утратил закомары. Если в европейской части России этот нарядный, но непрактичный элемент крыши всё-таки мог долгое время поддерживать кровлю, то в Сибири он очень быстро показал свою несостоятельность. Крышу с закомарами заменили четырёхскатной.

В 1704 году к неотапливаемому собору, на его северо-западном углу, пристроили тёплый придел во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где в 1715 году погребли митрополита Сибирского св. Иоанна (Максимовича).

В 1710 году заменяют первоначально устроенный иконостас. Случилось это по приезде митрополита Филофея (Лещинского), который нашёл иконостас не соответствующим величию собора. Филофей самолично просит Петра Первого выделить средства на новый - «благолепный».

Император, который связывал с Сибирью будущее могущество России, выделил сразу 1 тысячу рублей. Щедрость Петра не растрачена была впустую: новый резной иконостас, созданный украинскими мастерами, прибывшими с Филофеем, был великолепен, за что получил название «дивного».

Первый большой ремонт случился после пожара 1733 года, когда огонь уничтожил луковичные главы собора. Кровлю и главы тогда покрывают железом, причём главки становятся более изящными и сложными, «перехваченными» у основания, - такие делали на Украине. Вновь сказалось влияние Филофея Лещинского, который был воспитанником Киевской духовной академии.

При архиепископе Варлааме (Петрове) капитально ремонтировали фундамент, давший осадку. Деньги на ремонт собрали тоболяки и пожертвовала более 15 тысяч из казны Екатерина II. Тогда деревянные стропила заменили железными, простое железо куполов - белым листовым, маковицу большой главы и кресты вызолотили, кровлю окрасили зелёным. Центральный барабан украсили изображения Христа и апостолов. Всеми работами занимались братья Новгородцевы - уроженцы Тобольска.

В 1797 году рядом с храмом появилась колокольня - в 3 яруса, высотою 65 м. На 2 её ярусах звона развешано было 13 колоколов, в их числе - колокол в 16,5 тонны с языком в 800 кг, получивший прозвание сибирского царя-колокола. Его отлили на заводе Акинфия Демидова в Тагиле. Могучий колокол лил на десятки километров по окрестностям гутой малиновый звон…

«По просьбе трудящихся» храмы закрывали. Не избежал «просьбы» и главный сибирский собор. В 1922 году конфискованы драгоценности, сняты кресты, исчез дивный иконостас. Судьба его и сегодня неизвестна.

Потери были значительны. В ризнице храма, пристроенной в 1796 году, хранились не только предметы для богослужений, но и произведения искусства, рукописные и старопечатные книги как религиозного, так и светского содержания. Сегодня от той ризницы сохранились только кованые оконные решётки и железные двери. С 2004 года помещение реставрируется.

В 30-е годы зданием собора владеет организация «Союз-хлеб». Соответственно названию пространство храма используют как зерновой склад до 1941 года. После войны собор пустует…

Пустует и разрушается. Чёрная плесень покрывает древние стены и росписи, ветшает кровля, сыплется фундамент… На фотографиях того времени собор кажется обугленным, окна - словно чёрные провалившиеся глазницы.

В 1961 году его передают в веденье Тобольского музея-заповедника с условием будущей реставрации и размещения музейных коллекций. Первым делом реставраторы сняли кресты, что завершило страшный образ заброшенного храма. Но маковки и купола получили ремонт, стены покрыли новой штукатуркой, полы забетонировали.

Через 20 лет закончен капитальный ремонт, но реставрация всё длится. И тогда, в 1987 году, в обком партии Тюмени обращается архиепископ Тюменский и Омский Феодосий: он просит возвратить храм церкви. Феодосий справедливо говорит в обращении, что собор по-прежнему в полуразрушенном состоянии, хотя проведён ремонт, а реставрация идёт уже более 10 лет. Он сообщает, что Епархиальное управление потратило 70 000 рублей на восстановление храма, не имея никаких прав на него.

Но архиепископ получает отказ. Елфимов А. Г., тогдашний председатель горисполкома, мотивирует отказ тем, что в здании собора планируется разместить музей древнерусской живописи. Коли так велика была необходимость, почему вели работы из рук вон медленно и плохо?..

В 1988 году настойчивый Феодосий вновь подаёт прошение, снабжённое «компромиссом». Он предлагает всё-таки разместить в здании музей, а в воскресенье и по большим церковным праздникам проводить в храме церковные службы. Такое предложение нашло положительный отклик у городских властей и партийных функционалов. В 1989 году приказ о передаче собора церкви подписан.

Наше время

Когда передача состоялась, работы ускорились чрезвычайно. Этому способствовало и отделение Тобольско-Тюменской епархии от Омской. Основная часть реставрации завершена уже к 1994 году, и тогда же Алексий II освящает собор.

В 2003 году при посещении Тобольска В. В. Путиным принята концепция восстановления памятников Тобольского кремля, в их числе - Софийско-Успенского храма. На программу выделяют средства из бюджета федерации, и с 2004 года начинается всеобъемлющая реставрация храма.

Уже нет угрозы осаждения фундамента, реставрированы фрески и стены, расширены купола, а главный купол покрыли нитридом титана - высокопрочным соединением, напоминающим по внешнему виду золото. Завершается роспись собора, формируется новый иконостас.

Храм стал главным для Тобольской духовной семинарии: в нём практикуются в пении и богослужении её семинаристы. Ученики и преподаватели семинарии, её иконописной школы, немало сделали и делают для украшения храма и создания новых икон.

Собор хранит святыни. Первая - это список иконы Божьей Матери Тобольской, явившейся городу в 1661 году и спасшей горожан от неминуемого голода из-за проливных дождей. Вторая - мощи св. Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, «мужа евангельской кротости и праведности», канонизированного в 1984 году. Его мощи обрели в 2005 году, когда вскрыли для ремонта полы.

Но главная святыня Софийско-Успенского собора - возвращённая память. Ведь храм ещё и памятник - трудной истории освоения Сибири, нелёгкой жизни поселенцев, смелым, решительным героям - духовным и простому народу, покорившим реки и тайгу, морозы и расстояния.

Адрес: 626150, Тюменская обл, г. Тобольск, Красная площадь, 2, строение 22.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири. Прототипом собора является Вознесенский собор Московского кремля. Софийский собор построен по типу крестово купольных храмов, имевших распространение на Руси. В 18 веке к собору были сделаны две пристройки - северный Златоустовский предел и ризница - хранилище церковной утвари.

Самое старое каменное здание Сибири. Каменный Софийско-Успенский кафедральный собор был построен при митрополите Павле I; до своего назначения в Тобольск он был архимандритом московского Чудова монастыря в Кремле и заведовал делами по постройке церквей и монастырей, а также был духовником царевны Софьи. В ответ на его прошение в 1680 г. была прислана царская грамота, где государь Феодор Алексеевич указал "...класть каменную церковь на казенные деньги... чтобы соборная церковь за денежною скудностью не стояла...".

Строить было велено "против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре". К июню 1684 г. собор был почти построен: был выложен уже большой барабан. Но не выдержали опорные столбы - свод рухнул ночью 27 июня. Через год строительство возобновилось. 27 октября 1686 г. состоялось освящение каменного собора "в память Успения Божией Матери". Но прежнее название - Софийский - сохранилось в традиции его наименования. К моменту освящения собора был готов иконостас, включающий в себя и древнего письма образ Софии - Премудрости Божией, и образ Успения.

К тому времени иконы писались уже в иконописных мастерских при архиерейском доме. Внутри собор поражает своими массивными столбами, преднамеренно утолщенными после случившегося обрушения сводов. И все равно пространство его громадно. В 1710 г. по именному указу Петра I выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие. Приехавшие с митрополитом Филофеем (Лещинским) украинские мастера, работая над иконостасом, создали выдающееся произведение искусства и привнесли в Сибирь традиции европейского барокко. В 1930 г. все церкви в Тобольске были ликвидированы. Черная страница в истории Софийского собора - содержание в нем ссыльных и раскулаченных семей.

В это время исчез бесследно иконостас и церковная утварь, были сняты кресты. Затем собор использовался под зерносклад. Но уже в 1939 г. отдел искусства при Совете народных комиссаров начал заниматься выявлением памятников архитектуры и взятием их на учет. С 1940 г. памятники истории и культуры Тобольска паспортизировались и передавались на баланс музея. В 1991 г. Софийский собор вновь отошел епархии и был заново освящен в 1995 г. Во всей Сибири нет сейчас здания более древнего, чем белокаменный пятиглавый тобольский Софийский собор. Почти триста лет он был кафедральным собором архиреев и митрополитов Тобольских и всея Сибири и их усыпальницей, под полом находится семь захоронений.

Софийско - Успенский собор строили (1683-1686г) московские и устюжские каменщикиво главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Высота собора 47 м, толщина стен около 2м. Известно, что он строился по образцу пятиглавых кубичных храмов, широко распространенных в монастырях. В качестве примера зодчему велено было руководствоваться чертежом собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Собор славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. С прибытием сюда первого архиепископа Киприана имя Ермака и его сподвижников было навечно записано в синодик Софийского собора и ежегодно, в первую неделю великого поста, с амвона произносились их имена. Поминались их ратные подвиги.

Под покровительством святой Софии создавались первые летописи Сибири, закладывались основы духовного и светского просвещения. В соборе происходили многие общественно важные церемонии при большом стечении народа, вершились "великие дела" Сибири. Сила духовного авторитета Софийского собора была такова, что с его кафедры произносились иногда не совсем угодные правительству проповеди.

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008