Правила предоставления жилья при сносе дома. Выселение в связи со сносом дома

(обзор судебной практики)

Отсортировано по дате публикации

  1. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.05.2014 по делу N 11-5229/2014
    В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в утверждении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, отказано правомерно, так как в отношении квартиры истца органом местного самоуправления принято решение о ее изъятии в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
    Судебные решения, арбитраж | 03/11/2015 21:31:46
  2. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2014 по делу N 33-12178
    Иск об обязании предоставить жилое помещение удовлетворен правомерно, так как третье лицо (инвестор) не исполнило возложенного на него ответчиком обязательства, следовательно, свое обязательство по предоставлению истцу жилого помещения ответчик должен исполнить сам.
    Судебные решения, арбитраж | 03/07/2015 16:25:07
  3. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2014 по делу N 33-13755
    Если жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным (равным) по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.
    Судебные решения, арбитраж | 03/07/2015 14:16:04
  4. Апелляционное определение Самарского областного суда от 12.05.2014 N 33-4370/2014
    Иск удовлетворен в части требований о выселении, так как установлено, что дом, в котором проживают ответчики, признан аварийным и подлежащим сносу; предоставляемое жилое помещение соответствует требованиям законодательства: находится в пределах того же населенного пункта, является благоустроенным, по общей площади соответствует занимаемому ответчиками помещению.
    Судебные решения, арбитраж | 03/07/2015 07:55:49
  5. Определение Ленинградского областного суда от 29.01.2015 N 33-434/2015 по делу N 2-638/2014
    Об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик отказывается вселяться в квартиру, предоставленную взамен помещения, признанного непригодным для проживания.. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку граждане свободны в заключении договора.
    Судебные решения, арбитраж | 03/05/2015 05:41:34
  6. Апелляционное определение Московского областного суда от 25.08.2014 по делу N 33-18745/14
    Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома; при предоставлении такого жилого помещения не учитывается состав семьи нанимателя жилого помещения и другие обстоятельства, которые принимаются во внимание при предоставлении гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилого помещения по договору социального найма.
    Судебные решения, арбитраж | 02/22/2015 08:01:02
  7. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 по делу N 33-23063
    Исковые требования о выселении удовлетворены правомерно, так как ответчикам взамен занимаемой по договору социального найма комнаты в коммунальной квартире предоставляется отдельная квартира, которая имеет большую площадь жилого помещения, чем занимаемая ответчиками, расположена в районе проживания, что является равноценным возмещением.
    Судебные решения, арбитраж | 02/22/2015 01:48:36
  8. Апелляционное определение Кировского областного суда от 24.04.2014 по делу N 33-1335
    В иске о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении отказано правомерно, так как предоставление ответчикам жилой комнаты площадью меньше, чем они занимали ранее в аварийном доме, нарушает права ответчиков; предоставляемое помещение не может быть признано равнозначным по площади ранее занимаемому помещению, характер и условия проживания ответчиков при вселении в эту комнату ухудшаются.
    Судебные решения, арбитраж | 02/17/2015 22:21:26
  9. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2014 по делу N 33-29210
    Исковые требования о выселении из занимаемой комнаты в предоставляемое жилое помещение удовлетворены правомерно, так как ответчикам в связи со сносом дома взамен занимаемой по договору социального найма комнаты в бывшем общежитии предоставляется отдельная однокомнатная квартира, которая имеет большую площадь жилого помещения, чем занимаемая ответчиками, расположена в районе проживания.
    Судебные решения, арбитраж | 02/16/2015 21:15:41

Процедура предоставления жилья при переселении определяется Законом города Москвы от 31.05.2006г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (далее – Закон) и принятым во исполнение указанного закона Постановлением Правительства г. Москвы от 4 декабря 2007г. №1035-ПП «О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве» (далее – Постановление Правительства)
Согласно ст. 4. Основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта.
После принятия правового акта допускаются сделки, предусмотренные федеральным законодательством, в отношении освобождаемого жилого помещения (жилого дома), в том числе приватизация и деприватизация жилых помещений.
После принятия правового акта вселение в жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, иных граждан в качестве членов его семьи допускается с согласия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при условии соблюдения требований законодательства об учетной норме площади на одного человека, за исключением случаев вселения:
1) несовершеннолетних детей граждан, проживающих по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования;
2) граждан, за которыми сохраняется право пользования данным жилым помещением;
3) граждан, за которыми признано право пользования жилым помещением на основании решения суда.
Вселение граждан в качестве членов семьи оформляется внесением соответствующих изменений в договоры социального найма, найма, безвозмездного пользования.
После принятия правового акта не допускается:
1) обмен указанных в правовом акте жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
2) изменение договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, за исключением случаев, указанных в выше;
3) предоставление уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы жилых помещений в жилых домах, подлежащих освобождению.
В порядке ст. 5. Закона уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.
В Решении указываются:
1) основания освобождения или изъятия жилых домов;
2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;
3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;
4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);
5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).
Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений.
Порядок переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, определенный ст. 13 Закона подробно изложен при ответе на первый вопрос заявителя (см. стр. 4-6).
В порядке ст. 16 Закона граждане, освобождающие жилые помещения (жилые дома), информируются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о правовом акте, на основании которого данный жилой дом подлежит освобождению, о примерных сроках переселения.
Согласно ст. 17 Закона граждане, занимающие жилые помещения в освобождаемых жилых домах, имеют право создать совет дома, домовой комитет либо иную общественную организацию в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, которые вправе:
1) получать полную информацию по всем вопросам, касающимся выполнения правового акта, определившего необходимость сноса, реконструкции или капитального ремонта жилого дома и освобождения жилых помещений в нем;
2) направлять своего представителя для участия в работе жилищной комиссии при соответствующем органе исполнительной власти города Москвы при рассмотрении вопросов, касающихся переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, подлежащих освобождению;
3) направлять в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, принявший правовой акт, свои предложения, касающиеся сноса, реконструкции, капитального ремонта жилого дома.
Порядок переселения граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования определяется также разделом 3 Положения о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве. Жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования предоставляются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы из жилищного фонда города Москвы.
Переселение граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляется путем предоставления данным гражданам и членам их семей:
- другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы, пригодного для постоянного проживания, по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования;
- жилого помещения из маневренного фонда по договору краткосрочного найма (иному договору) на срок проведения капитального ремонта либо реконструкции жилого дома без расторжения ранее заключенного договора на ремонтируемое (реконструируемое) жилое помещение при условии сохранения его в жилищном фонде города Москвы;
- субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
Жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования предоставляются в виде отдельных квартир из жилищного фонда города Москвы в пределах района проживания, за исключением случаев, предусмотренных законом города Москвы.
Размер жилого помещения, необходимого для предоставления гражданину и членам его семьи по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, а также размер субсидии для приобретения или строительства жилых помещений определяются для семьи данной численности на дату принятия решения префектурой административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию по основаниям, изложенным в разделе 1 настоящего Положения.
При предоставлении жилого помещения гражданам, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились.
При отсутствии необходимого по размеру площади жилого помещения семьям, состоящим из четырех и более человек, могут быть предоставлены раздельные жилые помещения, если при этом общий размер площадей предоставляемых жилых помещений не превысит норму предоставления на семью из четырех и более человек более чем на 9 метров.
С учетом конструктивных особенностей предоставляемого жилого помещения гражданину может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования большего размера при отсутствии у юридического (физического) лица, являющегося стороной инвестиционного контракта, либо Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы возможности предоставить жилое помещение в пределах нормы предоставления.
Жилое помещение жилищного фонда города Москвы большего размера предоставляется без доплаты стоимости за площадь, превышающую норму предоставления.
По договору социального найма, найма, безвозмездного пользования гражданину может быть предоставлено жилое помещение размером менее нормы предоставления для семьи данной численности при наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, а также при совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились.
При отказе граждан от предоставления жилого помещения по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования им может быть предоставлена по соглашению с юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, компенсация либо Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - субсидия для приобретения или строительства жилых помещений в установленном законом порядке. При этом размер субсидии составит 100%.
Размер субсидии определяется по нормативной стоимости предоставления жилых помещений. Нормативная стоимость равна произведению средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий на размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по нормам предоставления для семьи данной численности, проживающей по месту жительства в освобождаемом жилом помещении на дату принятия решения префекта административного округа города Москвы, которое оформляется распоряжением префекта административного округа города Москвы о предоставлении субсидии конкретной семье.
При подборе жилого помещения и заключении договора купли-продажи субсидия перечисляется продавцу жилого помещения в безналичной форме.
Жилое помещение переходит в собственность на основании заключенного договора купли-продажи после его государственной регистрации.
Предоставление гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города Москвы.
Предоставление гражданам компенсаций производится юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, за счет собственных средств.
После принятия префектурой административного округа города Москвы решения по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, не допускается заключение новых договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, изменение заключенных ранее договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования при увеличении состава семьи, за исключением случаев, предусмотренных Положением, а также обмен жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и подлежащих освобождению, совершение иных действий, препятствующих освобождению жилого помещения, без согласия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Граждане обязаны освободить занимаемое жилое помещение не позднее месяца после заключения договора социального найма, найма, безвозмездного пользования на предоставляемое жилое помещение, либо не позднее месяца с момента заключения договора купли-продажи при получении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений либо компенсации в соответствии с Положением, либо в срок, указанный в договоре краткосрочного найма.
Все расходы, связанные с переселением и предоставлением жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, несет юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, либо Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при городских переселениях.
В случае отказа граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, от переселения, предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, жилого помещения из маневренного фонда по договору краткосрочного найма (иному договору), субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, заключения соответствующего вида договора вопросы о предоставлении жилого помещения по соответствующему виду договора, в том числе его заключении, субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, переселения граждан решаются конфликтной комиссией по урегулированию спорных вопросов с гражданами.
При невозможности урегулировать спорные вопросы с помощью конфликтной комиссии их разрешение осуществляется в судебном порядке.
Закон города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предмет правовой регламентации которого имеет целевую направленность, устанавливает порядок предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы определяет понятие «члены семьи». Статья 1. Основные понятия. Статья 1 указанного закона определяет понятие «члены семьи заявителя». Согласно п.2 члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Статья 69. Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ закрепляет права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Таким образом, по общему правилу для получения жилья при переселении заявителю необходимо заключить договор социального найма, предметом которого будет другое благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде города Москвы, пригодное для постоянного проживания всех лиц, проживавших с ним совместно в занимаемой квартире, в качестве членов его семьи согласно ранее заключенного договора найма.
Однако из сложившейся ситуации следует, что заявитель желает получить отдельное жилье на себя лично, поскольку не считает всех лиц, проживающих с ним в одной квартире членами одной семьи. На основе анализа указанных выше нормативно-правовых актов и сведений по представленной ситуации заявителю следует рекомендовать инициировать процедуру изменения договора социального найма, однако это возможно лишь в случае, если еще не принят правовой акт Правительством Москвы о признании в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу. В предложенной ситуации это четко не определено, поэтому рекомендуем заключить соглашение между заявителем ее братом и его семьей о порядке пользования жилым помещением в связи с тем, что указанные лица, занимая одну квартиру, не считают себя членами одной семьи. На основании указанного соглашения обратиться к наймодателю с заявлением об изменении договора найма, где за каждым закрепить право индивидуального пользования определенными комнатами, если это позволяет планировка квартиры и соответственно места общего пользования, в этом случае при переселении заявителю, ее брату с семьей должны быть представлены отдельные жилые помещения. Согласно ст. 15 и 16 Жилищного Кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение (квартира или комната), которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Если возникнет спор по поводу изменения договора социального найма, то необходимо получить письменный отказ от наймодателя и в зависимости от его содержания либо обжаловать его в суд, либо, если нет основании, обратиться в суд и установить факт прекращения семейных отношений, в заявлении указать, что данный факт не может быть установлен иным способом и имеет юридическое значение для реализации прав граждан при переселении.

" Порядок предоставления жилого помещения
по договору социального найма в случае сноса дома регламентируется ст.
86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Снос жилого дома, в
котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального
найма, влечет за собой одностороннее расторжение договора социального
найма. В данном случае предоставление жилых помещений производится
именно органом государственной власти или органом местного
самоуправления, принявшим решение о сносе дома.

В случае отказа граждан от переселения в
другое благоустроенное жилое помещение при сносе жилого дома их
выселение производится в судебном порядке по иску органа государственной
власти или органа местного самоуправления. Жилое помещение, в которое
производится переселение нанимателя и членов его семьи, должно быть
указано в исковом заявлении.


В соответствии со ст.ст. 86,89 ЖК РФ
предоставляемое гражданам жилое помещение в связи со сносом дома,
по договору социального найма должно быть благоустроенным
применительно к условиям соответствующего населенного пункта,
равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению,
отвечать установленным требованиям и находится в границах данного
населенного пункта.


Из указанных правовых норм следует, что
предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого
помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия
проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.


В п. 37 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной
практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» даны
разъяснения судам о необходимости иметь в виду, что при выселении
граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88
ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального
найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется
гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные
обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений
гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
во внимание не принимаются (предоставление жилого помещения общей
площадью на одного человека не менее нормы предоставления, возможность
заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов,
только с их согласия). При этом граждане, которым в связи с выселением
предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право
состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для
них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).


Таким образом, выселение в связи со
сносом дома не является улучшением жилищных условий, поэтому по решению
суда гражданам может быть предоставлено жилое помещение равное по
площади ранее занимаемому несмотря на то, что в однокомнатной квартире
проживают разнополые лица либо образовались и проживают новые семьи.


При выселении нанимателя жилого помещения в порядке ст. 86, 89
Жилищного кодекса Российской Федерации жилая площадь, принадлежащая ему
на праве собственности, учету не подлежит, соответственно площадь
предоставляемого жилого помещения уменьшена быть не может.


Вместе с тем, если граждане состоят на
учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору
социального найма, то вправе на основании ст.57 ЖК РФ, обратиться в суд с
иском либо встречным иском к Администрации о внеочередном
предоставлении жилого помещения по договору социального найма.


В данном случае, жилое помещение будет
предоставлено с учетом требований ЖК РФ, по норме предоставления, в том
числе будут учитываться и правила ст. 58 ЖК РФ о вселении в одну
комнату (однокомнатную квартиру) лиц разного пола без их согласия. "

Вот вывод Верховного суда. У собственника в такой ситуации метры могут
быть изъяты либо путем выкупа, либо по согласованию с ним ему дадут
другое, «с зачетом его стоимости в выкупную цену». Все это делается с
соблюдением прописанной в законе процедуры: местная власть направляет
собственникам требование о сносе дома за свой счет, потом, если он это
не делает, надо принять решение об изъятии участка под домом, и каждой
квартиры собственников. Высший суд подчеркнул: обстоятельства соблюдения
этой процедуры является существенными для правильного разрешения таких
дел.

1. Общие положения
2. Переселение из квартир, находящихся в собственности (приватизированных, полученных в наследство, по договору).
3. Переселение из квартир, занимаемых по договору социального найма (неприватизированных).
4. О законности взимания доплаты с граждан при переселении
5. Если нарушаются Ваши права. Какую тактику избрать.

В Москве существует специфический порядок расселения жилых домов, признанных аварийными, подлежащими сносу, реконструкции. Дом включается в список подлежащих сносу Постановлением Правительства Москвы. Примерно за полгода до сноса Префект административного округа издает распоряжение об отселении проживающих граждан. На реконструкцию каждого дома проводится инвестиционный конкурс, по итогам которого заключается инвестиционный контракт с победителем.

Инвестиционный контракт подлежит учетной регистрации в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда (ДЖП и ЖФ г. Москвы). В соответствии с инвестиционным контрактом инвестор проводит реконструкцию, строительство, а власти Москвы предоставляют переселенческий фонд за счет средств инвестора. После реализации контракта полученное жилье распределяется между инвестором и городом. В настоящее время практикуется оставление в собственности инвестора 100% жилья с выплатой городу компенсации в соответствии с условиями контракта. Существует несколько форм обеспечения жильем граждан при отселении:

1) предоставление другого жилья по договору социального найма;
2) предоставление равноценного жилья (если отселяется собственник);
3) предоставление денежных средств - выкупной стоимости (если отселяется собственник);

Многое зависит от того, приватизирована ли квартира, сколько человек в ней зарегистрировано, состоят ли проживающие лица на учете по улучшению жилищных условий. Так же следует учитывать, что с 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, во многом по новому определяющий порядок переселения в связи со сносом.

2. Переселение из квартир, занимаемых по договору социального найма (неприватизированных).

Жилье по социальной норме предоставляется при переселении из квартир, находящихся в собственности города (муниципальное жилье), которые граждане занимают по договорам социального найма (т.е. неприватизированные квартиры). Жилье отселяемым гражданам предоставляется по договору социального найма в виде отдельных квартир в пределах городской черты. При этом если предоставляется одна квартира, она должна быть предоставлена в пределах района проживания, если 2 и более – в районе проживания предоставляется хотя бы одна квартира. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности., и не может быть менее площади квартиры, занимаемой до переселения.

В случае невозможности предоставления жилого помещения по социальной норме гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма, может быть предоставлено жилое помещение большего размера:

По договору социального найма при превышении нормы предоставления на семью не более чем на 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) при соблюдении общих положений и превышении нормы предоставления на семью более чем на 9 квадратных метров общей площади.

Социальная норма жилой площади в настоящее время в Москве составляет 18 кв.м. общей площади на одного человека. Дополнительная жилая площадь предоставляется лицам, имеющим на нее право, в размере 18 кв.м. в виде отдельной комнаты.

Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в виде отдельных квартир в жилищном фонде социального использования. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия решения об отселении. При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия Постановления, но не более чем за пятилетний период до принятия решения об отселении. На практике это означает: если у кого-либо из членов семьи есть квартира на праве собственности, либо были произведены гражданско-правовые сделки, то могут дать жилье из расчета менее 18 кв.м. на человека, но не менее занимаемого. Данное правило является очень спорным, и действует с начала прошлого года. Т.е. московские законодатели фактически установили что граждане, в собственности у которых есть другие квартиры и граждане, у которых таковых не имеется неравноправны. Есть повод обжаловать данное положение в судебном порядке.

Предоставление жилья взамен сносимого может быть заменено по соглашению отселяемого и отселяющего субсидией, которая затем должна быть направлена на приобретение жилья. Размер субсидии равен стоимости предоставляемого социального жилья. Стоимость социального жилья, на основе которой производится расчет субсидий, определяется как средняя рыночная стоимость жилья в домах типовых серий в районах массовой застройки. Жилое помещение большего размера из государственного и муниципального жилищного фонда предоставляется по письменному заявлению гражданина с доплатой стоимости за площадь, превышающую социальную норму, на основании решения органа исполнительной власти.

Следует отметить, что разным семьям обязаны предоставить отдельные квартиры. Переселение разных семей (имеющих самостоятельные источники доходов, ведущие раздельное хозяйство) в одну квартиру незаконно, однако происходит достаточно часто. Здесь многое будет зависеть от Вашей настойчивости и умении аргументировать свою позицию.

После принятия нового жилищного кодекса многие высказывают мнение, что согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть только равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и можно не соблюдать социальную норму (норму предоставления) при переселении в связи со сносом. Данное утверждение представляется необоснованным, поскольку согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, кроме очередников, регулируется ЖК если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ. В данном случае законодательством субъекта РФ предусмотрено, что жиле должно предоставляться по социальной норме. Есть и другие аргументы, свидетельствующие о неправильности данной позиции. На практике не исключено, что и переселяющие органы могут отказаться предоставлять жилье по социальной норме (норме предоставления). В этом случае необходимо отстаивать свои права, в том числе это можно делать с помощью наших юристов, у которых по таким делам большой опыт.

3. Переселение из квартир, находящихся в собственности (приватизированных, полученных в наследство, по договору).

В случае если квартира находится в собственности граждан, переселение может производиться по двум схемам:

3.1 Предоставление другого равноценного жилья или денежной компенсации за него.

В этом случае гарантируется предоставление другого равноценного по стоимости благоустроенного жилого помещения по договору мены, иному договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение. Норма жилой площади в этом случае не учитывается. Улучшения жилищных условий так же не предусматривается. Жилье должно быть предоставлено в районе проживания (или в пределах округа, если речь идет о ЦАО и Зеленограде). Жилье предоставляется гражданину в собственность (сразу (например, по договору мены) или путем использования на его приобретение выделяемой жилищной субсидии). Важно понимать, что входит в понятие “равноценное жилье”, т.к. есть несколько точек зрения на этот счет. Совершенно точно в понятие “равноценное” включается цена квартиры и количество комнат в квартире. Причем, еще недавно был дискуссионным вопрос, включать ли количество комнат в это понятие, однако судебная практика признает, что в случае предоставления, например, взамен трехкомнатной равной по стоимости двухкомнатной квартиры меняется порядок пользования квартирой и тем самым возмещение становится неравноценным. В частности Верховный суд РФ указал “Сама по себе стоимость квартиры не является достаточным доказательством ее равноценности. Жилые помещения предназначены для проживания в них граждан, поэтому имеет значение сравнение потребительских качеств квартиры (размер, планировка, степень благоустройства и т.д.).”

Следует помнить, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа только в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Если изъятие происходит, например, для строительства офисного здания и т.п., такое решение может быть оспорено собственником в суде. У нас сейчас идет несколько процессов по таким делам.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Для определения стоимости квартиры собственник вправе привлекать независимого оценщика. ЖК РФ вводит понятие “выкупной стоимости”. В нее включается не только стоимость квартиры, но и расходы, которые собственник произвел или должен будет произвести в связи с выселением, а так же неполученные доходы (например, от аренды). Собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) за жилое помещение, имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового строения на месте сносимого, в реконструкцию или капитальный ремонт с переустройством или перепланировкой строения, в котором расположены освобождаемые жилые помещения. Условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования по отселяемому строению.
Размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия.

3.2 Предоставление жилья по договору социального найма в районах массовой застройки.

Данный вариант возможен только если собственник признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Такой собственник вправе требовать предоставления ему жилья по социальной норме на условиях социального найма в районах массовой застройки (Южное Бутово и т.п.) в том случае, если стоимость такого жилья выше стоимости жилья, из которого собственника отселяют. При этом действует порядок предоставления жилья, описанный выше применительно к расселению неприватизированных квартир. Кроме того, гражданам-собственникам, могут быть предоставлены в порядке возмещения жилые помещения в районах массовой застройки, превышающие по стоимости размер установленной компенсации. При этом в связи с изменениями в законодательстве, доплату с граждан за “лишние” метры требовать не в праве. Если превышение менее 9 кв.м. на человека – доплата не берется и заключается договор социального найма. Если более – заключается договор коммерческого найма, взимание доплаты так же не предусмотрено.

4. О законности взимания доплаты с граждан при переселении

Как правило, при переселении выясняется, что новая квартира превышает социальную норму для семьи данной численности (при переселении из неприватизированного жилья) или что стоимость новой квартиры выше стоимости той, откуда отселяют граждан (при переселении из квартир, находящихся в собственности). При этом в Управлении ДЖП и ЖФ могут потребовать доплаты за “лишние” метры. Требование доплаты давно вызывало нарекания у многих юристов. В настоящее время можно определенно сказать, что требование доплаты с собственников, которые получают квартиру в качестве равноценной компенсации, незаконно. Определением Президиума Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 г. N 148пв-02 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия абзац 4 пункта 3.5 Положения "О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы", утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18 января 2000 г N 30, которым было предусмотрено требование доплаты. С собственника доплату могут брать только в одном случае: если он сам напишет заявление о предоставлении ему большей квартиры (была двухкомнатная, а он попросит трехкомнатную), поэтому можно смело отказываться доплачивать. При этом существует возможность у лиц, которые уже произвели такую доплату ранее, потребовать ее возврата (необходимо подавать иск в суд), т.к. требование о доплате было признано незаконным и не действующим с момента его принятия (например, доплата была сделана в 2001 году – сейчас появляется шанс ее вернуть). Хотя судебная практика по таким делам еще окончательно не сформировалась.

Что касается законности доплаты за “лишние” метры в муниципальной квартире, то она так же сомнительна, особенно в связи с уже упомянутыми изменениями в законодательстве, согласно которым при превышении до 9 кв.м. доплата не взимается, а при превышении более 9 кв.м. заключается договор коммерческого найма, однако, как правило, лучше такую доплату осуществить, если ее требуют, т.к. практика показывает, что в суде законность такой оплаты оспорить сложно. Однако размер доплаты зависит от решения Общественной жилищной комиссии и методика ее расчета не всегда понятна даже профессионалам (например, в нашей практике были случаи когда в абсолютно аналогичных ситуациях бралась доплата 480 р. за кв.м. и 12 000 р. за кв.м.). При требовании чрезмерной доплаты есть смысл вступить с отселяющими организациями в конфликт, т.к. на квартиру Вы согласитесь, а с доплатой можно и потянуть, оспаривая ее размер.

5. Если нарушаются Ваши права… Какую тактику избрать.

Достаточно часто жилищные права граждан нарушаются. Распространены следующие нарушения:

1) предоставления жилья без учета заслуживающих внимание обстоятельств (хроническое заболевание, требующее прикрепления к определенной поликлинике, доступность работы и т.п.);

2) Предоставление разным семьям одной квартиры при переселении из муниципальных квартир (при переселении очередников из квартир на праве собственности)

3) Переселение собственников в отдаленные районы, предоставление в качестве компенсации неравноценных квартир. Требование с собственника доплаты.

4) Отказ в регистрации по месту жительства и приватизации (расприватизации).

5) В связи с принятием нового Жилищного кодекса возникает большое количества споров, связанных с его применением и соотношением норм кодекса и норм московского законодательства.

В случае отказа гражданина от предлагаемых для переселения вариантов (обычно предлагают 2-3 варианта), его выселяют в судебном порядке. Поскольку в органах власти заинтересованы в скорейшем отселении граждан из сносимого (реконструируемого) жилья, необходимо использовать фактор времени и преимущества, заложенные московским законодательством. Нужно отстаивать свои интересы в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы, общественной жилищной комиссии.

В переговорах с этими структурами следует сделать акцент на следующих моментах:

1. Управление ДЖП и ЖФ занимается непосредственно переселением, предоставляет конкретные варианты жилья. Для переговоров необходимо выяснить имеются ли существенные обстоятельства у лица, чтобы ему было предоставлено жилье в том же районе (при переселении в пределах ЦАО, Зеленограда – в иных случаях жилье обязаны по закону предоставить в пределах района). Причины, по которым лицо может требовать предоставления жилья в своем районе могут быть самыми разными (наличие заболевания, требующего лечения в местной специализированной поликлинике, обучение детей в местной спецшколе, близкое расположение места работы, наличие специализированных служб по уходу за больными и т.п.). Все эти обстоятельства должны подтверждаться документально (справка из поликлиники, спецшколы и т.п.). Так же документально лучше подтверждать наличие разных семей и другие имеющие значение обстоятельства. Если Управление не достигнет согласия с отселяемым лицом о его выселении, то реализация инвестиционного контракта затянется, префектом будут недовольны в мэрии, город не получит средств от инвестиционного проекта.

2. Инвестор заинтересован в скорейшем отселении жильцов. Отселение жильцов - это начальный этап инвестиционного контракта, который имеет свои сроки. Если инвестор не уложится в эти сроки, то в соответствии с типовым инвестиционным контрактом, он несет ответственность в размере 1 МРОТ за 1 к. м. площади. Кроме того, он не сможет получить строительную площадку и отработать вложенные деньги. Несоблюдение сроков строительства может повлечь отмену распоряжений, устанавливающих права на землю под отселяемыми домами, может произойти изъятие этого земельного участка.

3. ДЖП и ЖФ получает долю в отселяемом жилье (кроме случая предоставления денежной компенсации) после реконструкции, поэтому он также заинтересован в скорейшем отселении. За счет получаемого жилья ДМЖ реализует свои жилищные программы.

Таким образом, указанные выше органы заинтересованы в скорейшем и, самое главное, бесконфликтном отселении жильцов. Четкое представление гражданами своих прав при отселении и интересов г. Москвы, инвесторов позволяет добиться разрешения жилищной проблемы на наиболее выгодных условиях. Более того, и инвесторы, и городские власти заинтересованы в совместном с жильцами урегулировании данных проблем.

При переговорах Ваши требования не должны быть чрезмерными, в то же время следует учесть, что часто вначале предлагают не самый лучший вариант, тот от которого уже многие отказались и т.п. Инспекторы часто ведут себя достаточно жестко, грозя в случае отказа переселить за пределы МКАД и т.п. Давлению поддаваться не стоит, а нужно выработать четкую, основанную на нормах права позицию и отстаивать ее. Как правило, таких “настойчивых” переселяемых меньшинство, и если их требования законы, органам власти часто легче пойти им навстречу, чем подавать в суд. Если дело все же дойдет до суда – так же существует определенная тактика поведения, но о ней лучше узнать на устной консультации у занимающегося проблемой переселения специалиста нашей компании.

Ни для кого не секрет, что для многих людей возможность получить новую квартиру появляется только в случае, когда их дом решают сломать. И после того, как долгожданное постановление о сносе уже опубликовали, главным вопросом, особенно волнующим человека, становится вопрос о соблюдении его прав при предоставлении нового помещения. Совершенно очевидно, что в этот момент интересы жильца противопоставляются интересам государства. И если первый хочет получить большее, то второй стремится отдать как можно меньше. Учитывая тот факт, что в этом противостоянии государство обладает целой юридической машиной, борьба человека во многих случаях оказывается весьма тяжелой.

Правовую основу предоставления жилья в связи со сносом дома составляет Конституция и Жилищный кодекс РФ (далее- ЖК РФ). Кроме того, если снос дома происходит в Москве, то дополнительной гарантией прав и свобод гражданина выступает Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (далее- закон «Об обеспечении жилищных прав»).

В настоящее время наиболее распространены два основания владения жилым помещением (жилым домом, квартирой, комнатой в коммунальной квартире). Это социальный или коммерческий наем жилых помещений, принадлежащих государству (муниципальному образованию) и владение на основании права собственности. В каждом из перечисленных случаев будет у владельца помещения будет соответствующий объем прав. При изъятии жилого помещения в связи со сносом у собственника предоставляемое жилое помещение также предоставляется на праве собственности. Если же речь идет о нанимателе муниципального жилья, то речь в данном случае может идти о заключении нового договора найма.

Рассмотрим ситуацию с социальным наймом. Порядок предоставления жилого помещения в этом случае регулируется статьями 85-90 ЖК РФ. Право на предоставление жилого помещения возникает у нанимателя и членов его семьи как при сносе дома, так и при его капитальном ремонте. Правда, в последнем случае другое жилое помещение предоставляется, если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое нанимателем и членами его семьи жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Обязанность по предоставлению другого жилого помещения возлагается на орган государственный или муниципальный орган, принявший решение о сносе дома. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ предоставляемое таким образом помещение должно быть благоустроенным, то есть соответствовать требованиям к жилым помещениям. Статья 89 раскрывает значение благоустроенности. К ним относятся:

— благоустроенность применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

— равнозначность по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

— соответствие установленным требованиям;

— нахождение в границах данного населенного пункта.

Предоставление жилого помещения за пределами границ населенного пункта может осуществляться исключительно с их согласия. Данное положение установлено п. 1 ст. 89 ЖК РФ.

В этой же статье содержится важнейшее положение, позволяющее нанимателям жилых помещение рассчитывать на улучшение жилищных условий. Необходимо отметить, что в отличии от обычно выдаваемых работниками государственных и муниципальных органов за действительное, в данной статье говорится как о фактическом учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и о наличии права состоять на данном учете. Другими словами, если наниматель по каким-либо причинам не встал на соответствующий учет, то это не основание для отказа в предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой предоставления. Важно отметить, что норма предоставления в широком смысле включает в себя не только определенное количество квадратных метров, но и другие условия, исключающие, в том числе, проживание в одной комнате двух лиц разного пола старше установленного возраста, права определенных категорий граждан на дополнительную площадь и другие.

Права собственника жилого помещения в связи со сносом дома регулируются положениями ст. 32 ЖК РФ, устанавливающей обеспечение прав собственника в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Особенность применяемой в законе формулировки не должна вводить в заблуждение. В Российской Федерации, в отличии от большинства европейских стран, объектом недвижимости признается помещение. В то же время, отечественная, а также многие европейские правовые системы, включая право Германии, Голландии, Швейцарии и других стран имеют общие корни. В указанных странах объектом недвижимости выступает доля в праве на земельный участок. К этой доли и закрепляется соответствующее жилое помещение, имеющее характеристики в виде адреса, площади, количества комнат и другие. Очевидно, что именно земля является единственно возможным недвижимым имуществом. Все, что располагается на ней может быть перемещено.

В то же время, было бы несправедливым упрекнуть разработчиков жилищного кодекса в незнании правового опыта других стран и в отсутствии логики. Дело в том, что на момент принятия жилищного кодекса не были в должной мере урегулированы вопросы, связанные с оборотом земельных участков. Тем не менее, в настоящее время наблюдается определенная тенденция изменения отечественных правоотношений в сфере недвижимости в сторону приближения к европейским. В данном случае имеется ввиду практика оформления доли в праве аренды или собственности на каждого владельца жилья в многоквартирном доме, осуществляемая некоторыми московскими застройщиками. Рассматривая изъятие земельного участка именно через призму романо-германского гражданского права, приведенная в жилищном кодексе формулировка становится объяснимой и логичной.

Какова бы не была правовая основа права собственности на недвижимое имущества, в контексте рассматриваемого вопроса для собственника в первую очередь имеет значение возможность получения другого жилья или компенсации. Необходимо отметить, что количество гарантий для собственников жилых помещений превышает количество гарантий для нанимателей. Ведь помимо охраняемого Конституцией и Жилищным кодексом РФ права на жилье, в данном случае также применимы общие нормы гражданского права о собственности. Таким образом, для законного изъятия жилья у собственника государство в лице уполномоченного органа должно совершить строго определенную последовательность действий.

Прежде всего, должно быть принято решение об изъятии соответствующего участка для государственных или муниципальных нужд. Принятию решения предшествует проведение работ по межеванию участка и постановке его на кадастровый учет. Выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, принявшим решение об изъятии соответствующего участка. Решение об изъятии жилого помещения принимается тем же органом и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (п. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В течении года собственник не может быть ограничен в праве владеть, пользоваться и распоряжаться жилым помещением по своему усмотрению, производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. В то же время, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная стоимость жилого помещения, определяемая соглашением между собственником и органом, может включать помимо рыночной стоимости помещения также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения. (п. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Пунктом 8 рассматриваемой статьи установлено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Следует отметить, что несмотря на первичность предоставления денежной компенсации, на практике в большинстве случаев происходит именно предоставление другого жилого помещения.

Следует отметить, что законодательством города Москвы предусмотрены дополнительные, уточняющие федеральный закон положения. Федеральный статус городов Москва и Санкт-Петербург имеет не только юридическое, но и реальное обоснование. Такие объективно существующие явления как перенаселенность, недостаточность существующих транспортных систем, высокий темп экономического роста, отсутствия достаточного количества мест в учебных образовательных учреждениях и другие придают особое значение месту жительства. Сложно найти другой город, где нормальным считается затрачивать более трех часов времени в день на дорогу. Территория города Москвы поделена на двенадцать административных округов, разделенных, в свою очередь на районы. Учитывая приведенные обстоятельства, разумными и обоснованными видятся правила, предусматривающие предоставление нового жилья в границах прежнего района проживания для всех административных округов кроме Центрального, Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского. Право на сохранение района закреплено в статье 3 закона «Об обеспечении жилищных прав». В то же время, в случае предоставления более, чем одного жилого помещения, на второе жилое помещение данное положение не распространяется. Для собственников жилья законом «Об обеспечении жилищных прав» дополнительно устанавливается возможность выбора по своему усмотрению денежной или натуральной формы возмещения за изымаемое помещение, а также возможность улучшения жилищных условий в случае признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. По желанию собственника, вместо предоставления другого помещения на праве собственности, оно может быть предоставлено ему на основании договора социального найма.

Как в случае найма жилого помещения, так и в случае права собственности на него, при не достижении соглашения о параметрах и условиях предоставления другого помещения, несогласная сторона имеет возможность обратиться в суд с соответствующим иском. Следует отметить, что судебные дела о выселении в связи со сносом, об обязании предоставить другое жилое помещение, а также связанные с увеличением размера предоставляемой компенсации проходят под объективно оказываемым и существующим давлением со стороны государственных органов. В то же время, можно привести множество примеров, когда грамотная работа адвоката по жилищным делам помогала людям реально улучшить свои жилищные условия при сносе дома. Рассматриваемая в настоящей статье тема имеет множество особенностей, заслуживающих отдельного рассмотрения. К сожалению, ограниченный объем статьи не позволяет раскрыть их все, заставляя ограничиваться наиболее общими положениями.

ЖК РФ не содержит нормы предоставления жилого помещения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ полномочия по установлению нормы предоставления принадлежат органам местного самоуправления. В г. Москве норма составляет 18 кв.м.