Прокурорский надзор за деятельностью фсб и свр. Надзор за фсб закончился самострелом

Государственный контроль органов ФСБ России - контроль, осуществляемый федеральными органами государственной власти РФ как непосредственно, так и создаваемыми постоянно действующими контрольными органами, а также органами управления и специально учрежденными контрольно-ревизионным аппаратом ФСБ Россини. Такой контроль осуществляется от имени государства с использованием в соответствующем объеме юридически властных полномочий.

Сущность и назначение его состоят:

В наблюдении за функционированием соответствующего органа ФСБ России или воинской части, подразделения;

б) В получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и правопорядка в них;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушения законности и правопорядка;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и правопорядка. Е. Тоболь «Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения»//-М.: Вестник Границы России №4,2005

Государственный контроль можно подразделить на надведомственный и внутриведомственный.

Государственный надведомственный контроль осуществляется теми органами, которые по своему характеру и правовому положению являются общегосударственными, то есть органами государственной власти.

Естественно, наибольшим, фактически всеобъемлющими контрольными полномочиями обладают Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ. Это обусловлено их положением как главы государства, постоянно действующего законодательного органа и органа, осуществляющего исполнительную власть в стране. Контроль с их стороны проводится по важнейшим вопросам строительства ФСБ России и ведется обычно в общих организационных формах их деятельности.

Государственный внутриведомственный контроль может быть общим или специальным.

Общий контроль проводится вышестоящими органами управления, командирами, начальниками, как непосредственно, так и по их поручению компетентными должностными лицами, комиссиями либо специально учрежденными для этого подразделениями в составе органов управления. По охвату проверяемых вопросов этот контроль является, как правило, всесторонним. Он обусловлен принципом централизации в управлении ФСБ России, вытекает из подчиненности нижестоящих органов и звеньев управления вышестоящим.

Основные задачи внутриведомственного контроля:

проверка выполнения плановых заданий;

проверка использования материальных и финансовых ресурсов;

проверка сохранности государственной собственности;

проверка правильности постановки бухгалтерского учета;

проверка состояния контрольно-ревизионной работы;

пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и т.п.

Внутриведомственный контроль затрагивает основные стороны деятельности органов управления воинских частей, кораблей, военных образовательных учреждений, военных организаций и предприятий. Организуется чаще всего в виде ревизий, инспектирования или проверок.

Инспектирование - важнейшая форма контроля за поддержанием высокой боевой готовности органов ФСБ России. Главной целью инспектирования является определение состояния боевой мобилизационной готовности структурных подразделений ФСБ России, региональных управлений, соединений, частей, военных образовательных учреждений профессионального образования и их способность выполнять административно-служебные задачи в соответствии с их предназначением.

Основной формой инспектирования является инспекторская проверка, в ходе которой могут проводится инспекторские тактические, тактико-специальные и командно-штабные учения, тактические учения и с боевыми стрельбами, а также занятия и выходы кораблей в море, строевые смотры и т.д.

При инспектировании и проверках важна и прямая постановка вопросов о соблюдении требований государственной дисциплины и законности.

Внутриведомственный контроль проводится методами ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Они осуществляются КРО Центральной инспекции ФСБ Росси и его подразделениями в региональных управлениях.

В зависимости от целей и задач проверки бывают плановые и неплановые, комплексные и по отдельным частным Вопросам. По завершении проверки проводится итоги и разборы их результатов.

Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу.

В целях совершенствования правового регулирования деятельности организаторской работы с кадрами, правовой подготовки и правового воспитания личного состава проводятся занятия по правовой полготовке военнослужащих, организованы специальные юридические службы.

Юридическая служба призвана содействовать правовыми средствами органам управления и их должностным лицам в осуществлении их полномочий в точном соответствии с законами Российской Федерации.

Контроль командиров во вверенных им частях обусловлен их положением как органов военного управления, действующих на основе полного единоначалия. Немалое значение для обеспечения законности в ФСБ Росси имеет деятельность судов. Правосудие имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Военные суды ведут борьбу с посягательствами на безопасность РФ, воинскую дисциплину и установленный в ФСБ России порядок несения службы.

Вчера попытался покончить с собой начальник главного управления по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействии экстремизму Генпрокуратуры Вячеслав Сизов. Главный надзорщик за ФСБ и ведущий прокурорский борец с экстремизмом, по инициативе которого были запрещены такие организации, как Движение против нелегальной иммиграции и Славянский союз, выстрелил себе в голову из пистолета в служебном кабинете на Большой Дмитровке.

Вячеслав Сизов, назначенный начальником одного из ключевых управлений прокуратуры страны еще при Владимире Устинове, попытался покончить с собой около 15 часов в своем кабинете на пятом этаже основного здания Генпрокуратуры. По предварительным данным, достав из сейфа табельный пистолет Макарова, генпрокурорский генерал вложил ствол в рот и нажал на спусковой крючок. Однако в последний момент рука самоубийцы, видимо, дрогнула, поэтому пуля попала не в мозг, а прошла навылет через ухо. Сбежавшиеся на выстрел сотрудники управления тут же вызвали скорую, которая доставила Вячеслава Сизова в больницу в крайне тяжелом состоянии. Вечером ему сделали операцию, однако, по словам врачей, пока они не берутся прогнозировать, останется он жив или нет.

Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, подтвердив попытку суицида, от дальнейших комментариев воздержалась. А представитель следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин сообщил, что сейчас главным следственным управлением ведомства проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение - о возбуждении уголовного дела или отказе от него. Согласно особенностям российского законодательства, происшедшее может быть квалифицировано по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»). Для этого следствием должно быть установлено, что потерпевший был доведен до самоубийства или до покушения на самоубийство «путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения его человеческого достоинства». На вчерашний день в СКР такими данными не располагали, а предсмертной записки генерал не оставил.

Как сообщили «Ъ» в Генпрокуратуре, для сотрудников ведомства решение начальника управления покончить с собой стало полной неожиданностью. По версии коллег, для этого вроде бы не было никаких причин. Во всяком случае, утверждают они, советник юстиции второго класса никак не был замешан в самом известном скандале последнего времени - уголовном деле о крышевании надзорщиками и полицейскими сети незаконных игорных заведений в Московской области. По сведениям «Ъ», Вячеслав Сизов действительно не фигурировал в числе обвиняемых и подозреваемых, однако к делу имел самое непосредственное отношение. Управление, которое возглавлял Вячеслав Сизов, занималось надзором за ФСБ, сотрудники которого отвечали за оперативное обеспечение следствия по этому уголовному делу. По сведениям «Ъ», надзорное ведомство, рассчитывая найти нарушения, именно через господина Сизова запрашивало в ФСБ данные о проведенных прослушках и других оперативно-разыскных мероприятиях как в отношении прокуроров, заподозренных в получении взяток, так и других фигурантов. Затем подобные запросы были подготовлены по другим громким делам. Говорят, что Вячеслав Сизов пытался избежать участия в конфликте между прокуратурой и следствием, которое поддерживает ФСБ, чем вызывал, по словам источников «Ъ» в надзорном ведомстве, недовольство своего руководства. Вчера СМИ сообщили, что господин Сизов попытался застрелиться после очередного оперативного совещания у замгенпрокурора Виктора Гриня, на котором его работу якобы подвергли жесткой критике. Однако официально подтвердить или опровергнуть эту информацию в Генпрокуратуре вчера отказались.

Между тем известность Вячеслав Сизов получил не как надзорщик за ФСБ, а как главный генпрокурорский борец с экстремизмом. В соответствии с приказом генпрокурора Юрия Чайки от ноября 2007 года, надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности (господин Сизов был один из разработчиков соответствующего закона) признавался важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры. Среди прочего прокурорам всех уровней предписывалось выявлять информационные материалы экстремистского характера, обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. А при «наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими». «Для пресечения и предупреждения правонарушений» в данной сфере прокурорам предписывалось «в полной мере использовать имеющиеся полномочия»: объявлять предостережения, выносить предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращаться в суды с заявлениями о ликвидации общественных или религиозных объединений и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности СМИ.

О том, в каком направлении прокуратурой ведется борьба с экстремизмом, стало ясно из подготовленной господином Сизовым в прошлом году по поручению замгенпрокурора РФ Виктора Гриня аналитических материалов для Госдумы. В них к пособникам террористов причислялись запрещенные НБП, ДПНИ и оппозиционное движение «Другая Россия». В своем последнем интервью, данном в мае этого года МК, господин Сизов говорил, что бороться нужно не только с радикальной оппозицией и скинхедами, но и движением «Антифа»: «По методам оно мало чем отличается от своих оппонентов». Главную же опасность он видел в том, что экстремисты все активнее используют интернет, прежде всего социальные сети, которые находятся вне контроля властей.

Представители радикальной оппозиции называли господина Сизова «главным в Генпрокуратуре по экстремизму». По словам экс-лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова, именно Вячеслав Сизов был инициатором законодательного запрета ДПНИ, а также Славянского союза (обе организации запрещены решениями Мосгорсуда в 2010 и 2011 годах). «Непосредственно с господином Сизовым мы никогда не сталкивались, но это - наш враг,- заявил «Ъ» член исполкома незарегистрированной партии «Другая Россия» Александр Аверин.- Он автор практически всех инструкций по противодействию радикальной оппозиции». А Дмитрий Демушкин - один из руководителей движения «Русские», которое образовалось после запрета ДПНИ и Славянского союза - добавил, что именно Вячеслав Сизов инициировал еще и уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ лично против него. «Там утверждается, что я продолжал свою деятельность в сообществе, признанном судом экстремистским»,- пояснил он.

Николай Сергеев, Андрей Козенко

«Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию - ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует...

«Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию - ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует «контору»? Кто принимает решение о дополнительном ее финансировании? Кто проверяет, на что ушли деньги? Что касается денег - это вообще отдельная история, поскольку соответствующая строка бюджета является секретной и недоступной для налогоплательщика и общественных организаций. Между тем расходы на спецслужбы растут год от года - попробуем сопоставить эту динамику с успехами чекистов.

Что имеем в реальности

Согласно Конституции и Положению о ФСБ, чекисты подчиняются президенту и правительству. Как происходит это подчинение и устраивают ли Медведев и Путин им взбучки - не известно. Из года в год нам показывают хорошо отлакированные телекартинки, когда напротив очередного президента сидит с бумажками очередной директор ФСБ и бодро рапортует о достижениях. При этом налогоплательщик не в состоянии проверить, насколько эти релизы соответствуют действительности.

И получается некий театр абсурда: теракт - доклады об уничтоженных боевиках - финансовые вливания - снова теракт. Судите сами.

2004 год: тогдашний премьер Фрадков (сейчас руководитель СВР) сообщил о дополнительных субсидиях, выделенных правительством на содержание ФСБ.

В феврале в вагоне московского метро сработало взрывное устройство. Погиб - 41, ранены - 250. Затем бомба взорвалась у станции метро «Рижская» (10 погибших и 33 раненых).

22 июня того же года более 500 боевиков совершили нападение на административные здания и объекты МВД в Ингушетии: погибло 78 человек, 114 человек получили ранения. Среди погибших - 35 сотрудников милиции и пять прокурорских работников.

1 сентября: захват боевиками школы в Беслане, а затем бездарное освобождение заложников - сотни погибших. Руководили операцией генералы ФСБ Проничев (сейчас возглавляет погранслужбу) и Анисимов. Никто из официальных лиц не понес наказания, а Проничев секретным указом Путина, наоборот, награжден.

2005 год: министр финансов Кудрин заявил, что расходы на МВД, ФСБ, СВР, ФСО вырастут на сумму 50 млрд рублей, которые пойдут на техническое оснащение и подготовку специалистов.

12 июня - взрыв в Московской области на железнодорожных путях - сошли с рельсов 4 вагона поезда № 382 Грозный - Москва. Пострадали 42 человека.

1 июля - в Махачкале приведено в действие взрывное устройство мощностью около 7 кг в тротиловом эквиваленте - погибло 11 военнослужащих, 26 получили ранения.

13 октября - 180 боевиков атаковали объекты силовых структур в Нальчике: погибло 12 граждан и 35 милиционеров.

2006 год: выступая на коллегии ФСБ, Путин поблагодарил руководящий состав и рядовых сотрудников за добросовестное выполнение своих обязанностей и пообещал увеличить расходы на безопасность на 27%.

2007 год: указом Путина финансирование ФСБ увеличено на треть, а зарплаты сотрудников - на четверть. Президент также сообщил, что закупки вооружений для ФСБ увеличатся на 20%, а расходы на капстроительство - на 73%.

13 августа в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс». Мощность взрывного устройства составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. Ранения получили 60 человек.

В последующие два года за счет российских налогоплательщиков ФСБ закупила сотни дорогих иномарок, в том числе лимузины представительского класса Mercedes-Benz S-600 Long за 12,5 млн рублей, Mercedes-Benz S-600 L за 7,5 млн, Mercedes-Benz S 500L 4 Matic за 6,5 млн (подробности см. в № 46 «Новой» за 2010 год).

2008 год: указом президента директор ФСБ Патрушев назначен секретарем Совбеза.

Это были не самые легкие годы, но он с честью справился со всеми задачами, - отметил Медведев.

На встрече с главредами государственных СМИ теперь уже новый директор ФСБ Бортников отчитался о результатах работы ведомства: много интересного было рассказано о грузинских шпионах и хакерах, которые 280 тысяч раз атаковали сайт президента.

7 августа - взрыв на пляже в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи - двое погибших, десятки раненых. 6 ноября - террористка-смертница взорвала маршрутное такси во Владикавказе - погибло 12 человек.

В том же месяце за вымогательство 1 млн рублей в Питере задержаны четверо сотрудников УФСБ.

В Нижнем Новгороде арестован начальник следственного отдела УФСБ Олег Ефремов. По версии следствия, он вместе с бывшим начальником следственного отдела Обуховым торговал конфискованным при обысках героином. Вскоре Ефремов был убит в одиночной камере вертухаями и осужденными ментами (подробности см. в № 119 «Новой» от 25.11.2010).

2009 год: после задержания в Москве бесследно исчез начальник отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом УФСБ Волгограда полковник Петр Самарский. По официальной версии, полковник сбежал. Однако родственники не исключают, что Самарского убили коллеги-чекисты (подробности см. в № 47 «Новой» от 05.05.2010).

Подался в бега начальник УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал Александр Кармацкий (бывший начальник СЭК УФСБ, в 2003 году удостоен звания почетного сотрудника контрразведки). Ему инкриминируют ст. 188 ч. 4 УК РФ (контрабанда в особо крупных размерах в группе лиц).

На коллегии ФСБ Бортников с гордостью отрапортовал, что в результате проведения контртеррористических мероприятий на территории Северокавказского региона нейтрализованы 67 и задержаны 233 бандита. Через два месяца случился теракт в Назрани - 25 человек погибло и 136 получили ранения. А 27 ноября - очередной теракт с «Невским экспрессом». Погибло 28 человек, ранены - 90. 13 апреля 2010 года Бортников сообщил, что уничтожены 26 членов террористической группы, организовавших подрыв «Невского экспресса», и 14 арестованы. Подробности не сообщаются.

28 января президент Медведев посетил Лубянку. По окончании встречи он заявил, что в 2009 году ФСБ обезвредила 500 боевиков и предотвратила 80 терактов. Чекистам было обещано дальнейшее увеличение финансирования.

29 марта произошли взрывы в московском метро на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Погибло 40 человек, около ста получили ранения. И все опять пошло по накатанной колее: вместо подробного анализа и выводов - доклады о «замоченных» террористах:

13 мая директор ФСБ Бортников доложил президенту, что «уничтожены все участники бандгруппы, которые имеют отношение к подрыву в московском метро» (никаких подробностей не сообщается);

2 июня на встрече с президентом Бортников сообщил, что еще год назад арестован мужчина, планировавший 12 терактов. Выходит, целый год молчал, а перед встречей Бортникова с президентом неожиданно раскололся (фамилия террориста не сообщается).

9 сентября снова шок: на рынке Владикавказа совершен теракт - погибло 18 человек и пострадали более 160.

13 октября Бортников заявил, что в ходе розыска выявлена диверсионно-террористическая группа, спланировавшая теракт. О подробностях и личностях террористов, как всегда, не сообщается.

Стоит напомнить в этой связи, что расследование уголовного дела - это долгий и кропотливый процесс, и уж тем более - уголовные дела по терактам, где фигурируют сотни людей. В основе расследования всегда лежит кропотливая оперативная работа: агентура, опросы соседей, коллег по работе, случайных свидетелей, детализация телефонных разговоров, билинги… Причем 70% добытой информации, как правило, оказывается не имеющей отношение к делу. Как за столь короткое время вычисляют террористов? Или мочат всех без разбора?

Как вообще можно расследовать подобные дела, хотя бы с целью предотвратить последующие взрывы и захваты заложников, если все подозреваемые уничтожаются на месте и называются виновными безо всякого суда?

Кто контролирует ФСБ?

В европейских странах спецслужбы находятся под общественным и парламентским контролем - случись что, немедленно создается парламентская комиссия, расследующая провалы и даже мелкие упущения спецслужб. У нас же совершенно непонятно, кто их контролирует и несет персональную ответственность.

В частности, зорко следить за деятельностью ФСБ входит в задачи думского Комитета по безопасности. Только из двадцати пяти членов комитета самих чекистов - 5 (бывших, как известно, не бывает), сотрудников МВД - 12, Министерства обороны - 3, прокурор - 1, казачий атаман - 1 и трое гражданских.

Особенно умиляют отдельные члены комитета - члены ЛДПР: бывший гэбист, охранник Березовского и фигурант британского уголовного дела по убийству Литвиненко Андрей Луговой, или владелец строительных компаний, сети ресторанов и саун в Сочи Евгений Тепляков (по сведению сочинских СМИ, авторитетный бизнесмен и до избрания носил фамилию Багишвили), или Сергей Абельцев, помощник которого Валерий Белозер был осужден за вымогательство 300 тыс. долларов у ЭПИН-БАНКа. При обыске у Белозера обнаружили официальный бланк ФСБ с подписью тогда еще руководителя СЭБ ФСБ Бортникова (из «Лефортова» Белозер написал письмо генпрокурору Чайке, что якобы вымогал деньги по указанию Абельцева).

Как работают все эти люди? Например, при обсуждении скандального закона о дополнительных полномочиях ФСБ только депутат Гудков пытался возражать (кстати, бывший сотрудник ФСБ). А вот господин Луговой сразу заявил: «Лучше мы где-то пережмем гайки, а потом будем их отворачивать, чем будем спокойно наблюдать за взрывами и всем тем, что происходит сейчас на Северном Кавказе».

Лучше бы народный избранник направил депутатский запрос и выяснил, сколько чекистов и сотрудников МВД за совершенные преступления находятся в федеральном розыске? Тогда бы стало понятно, где именно нужно пережимать.

Посмотрим на списочный состав комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности: бывших военных - 9, чекистов - 3, милиционеров - 5, прокурор - 1, космонавтов - 3, таможенник - 1, гражданских - 11 (из них 7 «единоросов»). Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены этой комиссии отказывали ФСБ в финансировании?

В Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации ситуация не лучше: бывших военных - 4, чекистов - 2, милиционеров - 3 и гражданских - 3. Так что неудобные вопросы господину Бортникову задавать некому. Ну разве что член комитета и «герой» спасения атомной подводной лодки «Курск» бывший адмирал Попов, который рассказывал сказки об иностранной подводной лодке и «третьей силе», якобы потопившей наш ракетоносец, будет надзирать за деятельностью ФСБ…

Есть еще Общественный совет при ФСБ, но он, состоящий преимущественно из бывших силовиков и настоятеля храма на Лубянке отца Александра, и не создавался для серьезного контроля за спецслужбой. Уже на первом заседании совета в 2007 году тогдашний директор ФСБ Патрушев сформулировал семь задач. Одна из первых: «…Противодействие попыткам фальсификации истории Отечества, органов безопасности и их сотрудников». И только под номером 7 (последняя задача): «Осуществление общественного контроля за деятельностью органов безопасности в части, касающейся соблюдения органами безопасности конституционных прав и свобод граждан РФ».

Неудивительно, что накануне принятия законов о дополнительных полномочиях ФСБ этот совет высказал свое полное одобрение чекистским инициативам. Цитирую официальный сайт: «В ходе заседания была заслушана информация о проектах федеральных законов, разработанных ФСБ России. Принято решение поддержать указанные законопроекты…»

За тратой государственных денег в России следит специальный орган – Счетная палата. Силовые структуры и спецслужбы входят в сферу ответственности аудитор Александр Жданьков - бывший начальник контрольной службы ФСБ, генерал-полковник, который в 2009 году был избран председателем совета ветеранов ФСБ. Интересно понаблюдать, как главный ветеран ФСБ Жданьков проводит ревизии в родном ведомстве.

После службы

После отставки для многих сотрудников ФСБ интересная жизнь не кончается. За долгие годы службы они обзавелись нужными связями и накопили достаточно ценного материала. Генералы переходят во власть, депутатствуют либо устраиваются советниками в крупные госкомпании. Полковники и майоры - в службы безопасности коммерческих банков или в советы по безопасности при губернаторах и мэрах.

А вот капитаны, лейтенанты и прапорщики никому не нужны. Уволившись со службы, некоторые из этих персонажей сбиваются в стаи, учреждают многочисленные комитеты по борьбе с коррупцией, фонды поддержки КГБ-ФСБ и начинают «разводить» коммерсантов.

Рука об руку с ними работают сотни мошенников типа Алишера Трифонова (Назмиева), представлявшегося генералом ФСБ, ГРУ, СВР (см. подробности в «Новой» № 7, 17, 22 за 2008 год). Причем для своих махинаций разводилы нанимают все тех же чекистов, ментов, военных, депутатов, деятелей культуры, раскрученных актеров и прикормленных батюшек. К примеру, в офисе у «генерала» Трифонова на самом видном месте висела фотография, где он сидит в окружении сотрудников ФСБ, СВР и Минобороны. Сколько подобных фондов и сколько коммерсантов от них пострадали - вот что хотелось бы выяснить…

Границы прокурорского контроля

Андрей Солдатов, Ирина Бороган
Попытка прокурорского генерала Вячеслава Сизова покончить жизнь самоубийством, каковы бы ни были ее непосредственные причины, привлекла внимание к конфликту интересов между никому не подконтрольной ФСБ и Генпрокуратурой, которая формально обязана надзирать за спецслужбой.

В Советском Союзе главным инструментом надзора за КГБ был партийный аппарат. В Положении о КГБ 1959 года написано: «Партийные организации... имеют право сигнализировать о недостатках в работе органов госбезопасности в соответствующие партийные органы». С 1991 года партийного контроля за спецслужбой нет, эти функции были делегированы самой Лубянке - Управлению собственной безопасности (УСБ), а единственным ведомством, надзирающим за ФСБ со стороны, должна была стать прокуратура.

О том, насколько это решение было удачным, можно судить по тому факту, что все без исключения начальники УСБ были фигурантами коррупционных скандалов в СМИ (правда, отнюдь не все из них потеряли в результате свои должности). Прокуратура осталась единственным внешним контролером, но ее функции постоянно сужались.

Впрочем, права прокуратуры были ограничены с самого начала – 24-я статья закона «Об органах Федеральной службы безопасности» гласила: «Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят». То есть отношения ФСБ с агентами, а также методы проведения спецопераций, например, работа в преступных группировках, надзору не подлежат. Хотя именно эта сфера и является самой уязвимой с точки зрения коррупции, достаточно вспомнить самое скандальное подразделение ФСБ - УРПО (управление по разработке и пресечению оргпреступности), сотрудники которого заявили в 1998 году, что им приказали убить Березовского.

В апреле 2002 года полномочия Генеральной прокуратуры еще больше ограничили, когда генпрокурор Владимир Устинов и директор ФСБ Патрушев подписали совместное Указание N 20-27, устанавливающее новые границы прокурорского надзора. В документе подчеркивалось, что «надзор должен в равной степени обеспечить не только гарантии соблюдения прав человека… но и… порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Указанием предписано «оперативно-служебные материалы и иные документы изучать в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов Федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности. Истребование таких материалов в прокуратуру производить в исключительных случаях». Понятно, что работая на чужой «территории», прокурору очень сложно скрыть от сотрудников ФСБ, кто именно и почему является объектом проверки, и избежать давления.

11 февраля 2006 года Путин подписал указ о внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Если в старом перечне было 87 пунктов, то в новом - уже 113. Среди добавленных три пункта (N90, 91 и 92) относят к гостайне сведения, раскрывающие принадлежность лиц к кадровому составу разведки, контрразведки и подразделений по борьбе с организованной преступностью. Подразумевалось, что эти ограничения направлены на защиту безопасности офицеров, внедренных в преступные или террористические группировки, однако вскоре им нашлось иное применение. Очень быстро эти пункты стали использовать для ограничения доступа к сведениям о преступности в органах безопасности.

В 2007 году мы готовили для «Новой газеты» статью, посвященную системе учета преступлений, совершенных сотрудниками российских спецслужб. Мы направили официальный запрос в Главную военную прокуратуру, запросив статистику по уголовным делам, в которых в качестве обвиняемых фигурируют сотрудники ФСБ, ФСО и СВР. Об именах речи не шло - нам нужна была только статистика о характере преступной деятельности. В ответ мы получили письмо из Военной прокуратуры, в котором говорилось, что «запрашиваемая информация в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о гостайне и п.п. 90 - 92 Перечня сведений, отнесенных к гостайне, составляют государственную тайну, в связи с чем предоставлена быть не может».

Эффективно защитив себя от прокурорского контроля, ФСБ одновременно вторглась на чужую территорию, в частности на территорию надзирающей структуры.

С середине 2000-х стали ходить упорные разговоры, что Управление «М» ФСБ (контрразведывательное обеспечение МВД, МЧС, Минюста) без лишнего шума расширило свои полномочия и теперь «контрразведывательно обеспечивает» суды и прокуратуру. Официально это информация не подтверждалась, но вряд ли случайно на должность начальника Управления собственной безопасности Следственного комитета тогда еще при Генпрокуратуре был назначен сотрудник Управления «М» Максименко, который, прослужив несколько лет в СК, спокойно вернулся в ФСБ после ликвидации УСБ в марте 2009-го.

Карьера Вячеслава Сизова органично вписывается в эту картину. В Москву на должность начальника главного управления по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности Генпрокуратуры он был переведен из Амурской области, где был известен тесными связями с Юрием Алешиным, начальником местного УФСБ, которого (вот совпадение!) тоже перевели в Москву - в центральный аппарат ФСБ. Последний был фигурантом громкого коррупционного скандала с китайской контрабандой. В 2006 году Алешин получил высокую должность в Службе экономической безопасности, в состав которой, кстати, входит Управление «М».

Считается, что Сизов поддерживал тесные контакты с коллегами из ФСБ, за что, по версии газеты «Коммерсант», подвергался прессингу со стороны руководства Генеральной прокуратуры в ее нынешнем противостоянии со спецслужбой.

В этих обстоятельствах странно лишь то, что руководство Генеральной прокуратуры, вступив в конфликт с силовиками, видимо, действительно всерьез рассчитывало воспользоваться полномочиями, де-факто давно сданными ведомству, за которым ей поручено присматривать.

Вчера попытался покончить с собой начальник главного управления по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействии экстремизму Генпрокуратуры Вячеслав Сизов. Главный надзорщик за ФСБ и ведущий прокурорский борец с экстремизмом, по инициативе которого были запрещены такие организации, как Движение против нелегальной иммиграции и Славянский союз, выстрелил себе в голову из пистолета в служебном кабинете на Большой Дмитровке.


Вячеслав Сизов, назначенный начальником одного из ключевых управлений прокуратуры страны еще при Владимире Устинове, попытался покончить с собой около 15 часов в своем кабинете на пятом этаже основного здания Генпрокуратуры. По предварительным данным, достав из сейфа табельный пистолет Макарова, генпрокурорский генерал вложил ствол в рот и нажал на спусковой крючок. Однако в последний момент рука самоубийцы, видимо, дрогнула, поэтому пуля попала не в мозг, а прошла навылет через ухо. Сбежавшиеся на выстрел сотрудники управления тут же вызвали скорую, которая доставила Вячеслава Сизова в больницу в крайне тяжелом состоянии. Вечером ему сделали операцию, однако, по словам врачей, пока они не берутся прогнозировать, останется он жив или нет.

Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, подтвердив попытку суицида, от дальнейших комментариев воздержалась. А представитель следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин сообщил, что сейчас главным следственным управлением ведомства проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение — о возбуждении уголовного дела или отказе от него. Согласно особенностям российского законодательства, происшедшее может быть квалифицировано по ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"). Для этого следствием должно быть установлено, что потерпевший был доведен до самоубийства или до покушения на самоубийство "путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения его человеческого достоинства". На вчерашний день в СКР такими данными не располагали, а предсмертной записки генерал не оставил.

Как сообщили "Ъ" в Генпрокуратуре, для сотрудников ведомства решение начальника управления покончить с собой стало полной неожиданностью. По версии коллег, для этого вроде бы не было никаких причин. Во всяком случае, утверждают они, советник юстиции второго класса никак не был замешан в самом известном скандале последнего времени — уголовном деле о крышевании надзорщиками и полицейскими сети незаконных игорных заведений в Московской области. По сведениям "Ъ", Вячеслав Сизов действительно не фигурировал в числе обвиняемых и подозреваемых, однако к делу имел самое непосредственное отношение. Управление, которое возглавлял Вячеслав Сизов, занималось надзором за ФСБ, сотрудники которого отвечали за оперативное обеспечение следствия по этому уголовному делу. По сведениям "Ъ", надзорное ведомство, рассчитывая найти нарушения, именно через господина Сизова запрашивало в ФСБ данные о проведенных прослушках и других оперативно-разыскных мероприятиях как в отношении прокуроров, заподозренных в получении взяток, так и других фигурантов. Затем подобные запросы были подготовлены по другим громким делам. Говорят, что Вячеслав Сизов пытался избежать участия в конфликте между прокуратурой и следствием, которое поддерживает ФСБ, чем вызывал, по словам источников "Ъ" в надзорном ведомстве, недовольство своего руководства. Вчера СМИ сообщили, что господин Сизов попытался застрелиться после очередного оперативного совещания у замгенпрокурора Виктора Гриня, на котором его работу якобы подвергли жесткой критике. Однако официально подтвердить или опровергнуть эту информацию в Генпрокуратуре вчера отказались.

Между тем известность Вячеслав Сизов получил не как надзорщик за ФСБ, а как главный генпрокурорский борец с экстремизмом. В соответствии с приказом генпрокурора Юрия Чайки от ноября 2007 года, надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности (господин Сизов был один из разработчиков соответствующего закона) признавался важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры. Среди прочего прокурорам всех уровней предписывалось выявлять информационные материалы экстремистского характера, обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. А при "наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими". "Для пресечения и предупреждения правонарушений" в данной сфере прокурорам предписывалось "в полной мере использовать имеющиеся полномочия": объявлять предостережения, выносить предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращаться в суды с заявлениями о ликвидации общественных или религиозных объединений и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности СМИ.

О том, в каком направлении прокуратурой ведется борьба с экстремизмом, стало ясно из подготовленной господином Сизовым в прошлом году по поручению замгенпрокурора РФ Виктора Гриня аналитических материалов для Госдумы. В них к пособникам террористов причислялись запрещенные НБП, ДПНИ и оппозиционное движение "Другая Россия". В своем последнем интервью, данном в мае этого года МК, господин Сизов говорил, что бороться нужно не только с радикальной оппозицией и скинхедами, но и движением "Антифа": "По методам оно мало чем отличается от своих оппонентов". Главную же опасность он видел в том, что экстремисты все активнее используют интернет, прежде всего социальные сети, которые находятся вне контроля властей.

Представители радикальной оппозиции называли господина Сизова "главным в Генпрокуратуре по экстремизму". По словам экс-лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова, именно Вячеслав Сизов был инициатором законодательного запрета ДПНИ, а также Славянского союза (обе организации запрещены решениями Мосгорсуда в 2010 и 2011 годах). "Непосредственно с господином Сизовым мы никогда не сталкивались, но это — наш враг,— заявил "Ъ" член исполкома незарегистрированной партии "Другая Россия" Александр Аверин.— Он автор практически всех инструкций по противодействию радикальной оппозиции". А Дмитрий Демушкин — один из руководителей движения "Русские", которое образовалось после запрета ДПНИ и Славянского союза — добавил, что именно Вячеслав Сизов инициировал еще и уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ лично против него. "Там утверждается, что я продолжал свою деятельность в сообществе, признанном судом экстремистским",— пояснил он.

Николай Сергеев, Андрей Козенко