Приложение. Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

В Крыму ужесточают правила выхода в море для лодок и парусных судов, пишет севастопольское издание «Примечания». По данным журналистов, российские силовики проверяют документы у экипажа и пассажиров и на воде, и на пирсе сразу после прихода. При этом ссылаются на приказ Федеральной службы безопасности России №454, который регулирует пограничный режим.

Согласно документу, о выходе маломерного судна в море с целью отдыха или рыбалки нужно сообщить пограничникам не позже чем за 2 часа, указав предполагаемое время возвращения. Уведомить нужно и по возвращении в пункт базирования. Если судно не успевает вернуться вовремя, капитан должен отчитаться о причине задержки по телефону или радио. Ночью можно выходить в море только со специальным передатчиком, а нырять с аквалангом можно исключительно в светлое время суток.

Капитан из Севастополя Игорь Крымченко сетует, что маломерные суда, по сути, приравняли ко всем остальным.

– До 2014 года мы очень быстро все делали, оформляли, причем не важно, в какую сторону мы шли: за границу в Варну, в Стамбул или вдоль побережья. Тем более мы работали с агентами, которые знали наши лодки и капитанов. Занимало оформление буквально час. Сейчас ситуация намного усложнилась. Не важно, большое судно или яхта – на каждом идут проверки. Приходит комиссия с пограничниками, с таможенниками, вскрывает все помещения и рундуки. Это, естественно, занимает время, как и подготовка документов на выход, на экипаж, судовой роли – все идет нервно. Когда наши суда не приравнивались к большому флоту, был лояльный подход. В ночное время раньше можно было ходить, не имея идентификатора, а сейчас только с ним.

Игорь Крымченко отмечает, что при переходе из Крыма в Сочи или Анапу предупреждать пограничников необходимо и вовсе за сутки.

Обидно за наш яхтенный флот. Пристальные проверки документов – это утомляет и создает нервозность

Игорь Крымченко

– Надо обязательно приехать к ним, записаться в журнале, получить разрешительные документы, потом предупредить еще раз за 4 часа (после смягчения правил в 2017 году уже 2 часа – КР) и только после этого выходить. Если судно под иностранным флагом – обязательно наличие идентификатора. Обидно за наш яхтенный флот. Чрезмерно пристальные проверки документов – это утомляет, больше отнимает времени у капитана и создает нервозность. Когда мы приходим к берегам Греции или Турции, процедуры проходят все те же, но за считанные минуты. Там те же требования к качеству и к аварийно-спасательному оборудованию, но здесь это все дотошно, с проверками и перепроверками.

Председатель федерации морских профсоюзов Украины Максим Слюсаревский рассказывает, какие правила действуют на материке.

– Если маломерное судно выходит в прибрежной зоне, до 2 миль, то процедура достаточно простая. Суда у нас приписано к базе стоянки и должны выходить оттуда – администрация звонит пограничниками и уведомляет о выходе, а вечером – о возвращении. Если планируется переход из Одессы в Черноморск, в Херсон, тогда уже надо оформлять судовую роль, тогда идет осмотр пограничниками и так далее, но процедуры занимают немного времени. В Крыму такое ужесточение, наверное, связано с обстановкой. Возможно, хотят из полуострова сделать более милитаризованную зону. Это уже больше похоже на советское время с закрытыми городами и базами. Не исключено, что хотят сделать территорию Крыма закрытой.

Максим Слюсаревский уверен, что подобные подходы к безопасности сильно бьют по морскому туризму.

– Вот если взять Одессу – люди хотят летом развлекаться на воде, какие-то аттракционы. Кто-то хочет на своей яхте выйти. Если для того, чтобы выйти в море и половить бычка, тебе нужно пройти кучу формальностей, то уже отпадает все желание. Естественно, это будет иметь прямые негативные последствия.

Украинский военный эксперт Олег Жданов согласен с мнением об усиливающейся милитаризации Крыма.

– Если разрешение надо брать у военных, значит вся власть переходит именно к ним. Крым превращается в глобальную военную базу, которая, по моим наблюдениям, даже готовится стать ядерной. Я не знаю, хватит ли президенту России политической воли для завоза на полуостров ядерного оружия, но то, что мы наблюдаем, – это подготовка к его размещению. В связи с этим укрепляют береговую оборону – это видно по закрытию акваторий на побережье Крыма. Судя по этой ситуации, у крымского туризма нет будущего. Во-первых, непризнанная, незаконно аннексированная территория. Мне кажется, в Кремле понимают, что туда никто не поедет, кроме самих россиян. Это дотационный регион, и говорить о строительстве отелей, думаю, не приходится.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

С начала 2015 года сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым пресекли более 30 нарушений российского законодательства в сфере соблюдения Правил пограничного режима. Самые распространенные из них - выход в море на плавсредствах, не поставленных на учет в пограничных органах, и выход в море без уведомления пограничной службы.

По данным пресс-службы Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым, 16 апреля 2015 года в районе населенного пункта Семеновка двое братьев 1961 и 1971 г.р. промышляли ловлей рыбы на незарегистрированном судне и без уведомления пограничников о выходе в море. Рыбаки ходили в море по очереди. Одного из них задержали в 7 часов утра, второго в 14 часов. Рыбалка для нарушителей законодательства закончилась штрафами.

С целью недопущения совершения подобных правонарушений Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым еще раз напоминает, что 15 октября 2012 года приказом ФСБ России № 515 утверждены Правила пограничного режима, в соответствии с которыми российские маломерные суда (кроме пассажирских, рыбопромысловых, наливных, нефтеналивных, буксирных, военных, судов и средств правоохранительных и контролирующих органов), используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных водных объектов, внутренних морских вод РФ, где установлен пограничный режим, в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету в ближайших подразделениях Пограничного управления и хранению в пунктах базирования.

Ставить суда и плавсредства на учет необходимо до начала их эксплуатации.

Перед выходом судов и средств из пунктов базирования в пределы участков российской части вод их владельцы обязаны не позднее чем за 4 часа до выхода и сразу по возвращении уведомить ближайшее подразделение пограничного органа.

5.1; В пограничной зоне маломерные суда, принадлежащие предприятиям, организациям и гражданам, помимо регистрации в Государственной инспекции, должны быть также зарегистрированы в ближайшем подразделении органов и войск ФПС РФ, о чём в судовых билетах их владельцев ставится специальный штамп.

5.2. Маломерные суда, с которыми граждане прибывают в пограничную зону, должны быть поставлены их владельцами на временный учет в ближайшем подразделении органов и войск ФПС РФ.

5.3. На маломерном судне, эксплуатируемом в пограничной зоне, на видном с воздуха месте должен быть нанесен опознавательный знак - круг диаметром 1 метр, с двумя противоположными сегмен­тами черного и белого цвета. Маломерные суда должны нести Госу­дарственный флаг Российской Федерации. От нанесения опозна­вательного знака и несения флага освобождаются надувные суда, в том числе и аварийно-спасательные.

5.4. Выход в море и в российскую часть пограничных рек и водое­мов зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов осуществляется в светлое время суток по разрешениям, выдаваемым органами и войсками ФПС РФ, с возвращением на базы (сооружения) для их стоянок до наступления темноты.

5.5. При наступлении полярного дня выход в море маломерных судов разрешается с 06.00 часов, при условии возвращения их к месту базирования до 23.00 часов тех же суток.

5.6. Маломерные суда, используемые в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пог­раничных рек, озёр и иных водоёмов, подлежат обязательному учё­ту и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах бази­рования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов из пунктов базирования и возвращения с уведомлением органов и войск ФПС РФ, ограничиваться время выхода, пребывания на воде, удаления от пунктов базирования и берегов.

5.7. Маломерные суда, снабжённые радиостанциями, не имеющие ограничений на выход в море по тактико-техническим характерис­тикам и записям в судовом билете, могут выходить в море в пределы территориальных вод с удалением от берега не более 2-х миль (исключая яхты и суда, совершающие дальние плавания или участвующие в гонках и регатах), а в российскую часть пограничных рек - до фарватера только в светлое время суток, при наличии заверенной в подразделении органов и войск ФПС РФ судовой роли

(списка) и документов, удостоверяющих личность членов экипажа и пассажиров.

5.8. При плавании в пограничной зоне судоводители маломерных судов должны иметь: судовой билет с отметкой о ежегодном техосмотре и штампом о постановке судна на учет в подразделении органов и войск ФПС РФ, удостоверение на право управления маломерным судном, судовую роль, заверенную в органах и войсках ФПС РФ. Для оформления разрешения на выход в море, в российскую часть пограничных рек, озёр и иных водоёмов граждане или организации направляют письменные ходатайства и списки лиц в 2-х экземплярах в органы и войска ФПС РФ за 10 суток до выхода в плавание.

5.9. При плавании в прибрежной полосе Баренцева моря надувные суда с подвесными моторами мощностью менее 50 л.с. не должны удаляться от берега более чем на 100 метров, а безмотор­ные надувные суда - более чем на 50 метров.

5.10. Маломерные суда, совершающие одиночное плавание, мо­гут удаляться от места базирования на расстояние не более 15 миль, а при групповом плавании - не более 30 миль, с обязательным соблюдением п.п. 5.4 и 5.5 настоящих Правил.

5.11. Маломерные суда, имеющие разрешение на промышленный лов рыбы и добычу морепродуктов, могут, по согласованию с органами и войсками ФПС РФ, удаляться от места базирования на расстояния более, чем это указано в п. 5.10, а также возвращаться к месту базирования в срок не более чем через 24 часа.

5.12. Период навигации для маломерных судов, эксплуатирую­щихся в прибрежной полосе Баренцева моря, устанавливается с 1 мая по 1 октября. При наличии гидрометеорологических факторов ров, угрожающих безопасности плавания маломерных судов, сроки начала и конца навигации могут быть изменены с оповещением об этом в средствах массовой информации.

5.13. За систематические нарушения установленного порядка выхода в море и в российскую часть пограничных рек и водоемов органы и войска ФПС РФ и Государственная инспекция могут ограничить выход таких судов за пределы пункта базирования.