Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются. Сведения об отнесении проектируемого объекта к категории по гражданской обороне Определение категории по го

Все предприятия и учреждения, функционирующие на территории РФ, являются объектами гражданской обороны. Все объекты категорируются по степени важности. Порядок отнесения объектов к категориям по гражданской обороне определяется Правительством РФ. Предусмотрено 4 категории объектов.

· объекты особой важности;

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства. Объекты первых трех категорий имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ.

Если для объектов устанавливаются категории по гражданской обороне, то для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются группы по гражданской обороне. В соответствии с «Порядком отнесения территорий к группам по гражданской обороне» устанавливается особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Степени функционирования системы ГО:

Повседневная деятельность;

Проведение первоочередных мероприятий 1-ой группы (круглосуточное дежурство);

Проведение первоочередных мероприятий 2-ой группы (круглосуточная работа);

Общая готовность гражданской обороны;

Эвакуация и рассредоточение;

Применение противником средств поражения.

Все мероприятия ГО планируются и проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают исходя из ожидаемого воздействия противника по городам и объектам тыла страны. В этих целях города и объекты экономики в зависимости от оборонной и экономической значимости, численности населения отнесены к группам и категориям по гражданской обороне. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группа по гражданской обороне.

К особой группе относятся территории городов федерального значения -Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по ГО или более 50 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по ГО либо более 20 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по ГО либо более двух организаций первой (второй) категории по ГО;

менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Перечень территорий, отнесенных к группам по ГО, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет по представлению МЧС и Министерства экономики Российской Федерации

Занятие 5. Основные положения по переводу гражданской обороны с

мирного на военное положение 5.1. Условия перевода гражданской обороны с мирного на военное

положение

Основным предназначением гражданской обороны, как системы общегосударственных оборонных мер, является защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Таким образом, гражданская оборона ориентирована в основном для действий в военное время. В мирное время она лишь в определенных условиях обстановки, связанных с масштабными чрезвычайными ситуациями, привлекается к ликвидации их последствий, тем самым, усиливая возможности сил РСЧС.

Такое предназначение гражданской обороны обусловлено ее исключительным значением для обеспечения выживания государства в военное время.

В Российской Федерации в мирное время создана и функционирует система гражданской обороны, включая ее органы управления на всех уровнях и группировки сил и средств, планово проводятся подготовительные мероприятия. Вместе с тем, очевидно, что держать в мирное время всю систему ГО в развернутом состоянии, а тем более ее содержать нецелесообразно, да и экономически не выгодно. В мирное время гражданская оборона содержится и проводится в минимально потребных объемах.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно, в угрожаемый период, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом.

Учитывая, что в современных условиях практически исключена возможность внезапного начала военных действий, можно ориентировочно знать время, отводимое для перевода гражданской обороны с мирного на военное положение. В основе данного расчета лежит продолжительность угрожаемого периода.

Угрожаемый период - отрезок времени, который обычно предшествует началу войны и характеризуется резким обострением международной обстановки и нарастанием угрозы вооруженной агрессии потенциального противника.

Угрожаемый период всеми государствами используется для повышения боевой готовности вооруженных сил, их стратегического развертывания и перевода экономики на военное положение.

Угрожаемый период имеет особое значение для системы гражданской обороны. В условиях, когда государство не сможет осуществить полноценную подготовку гражданской обороны в мирное время, эффективность защиты населения и территории будет в определенной мере зависеть от того, насколько успешно будут проведены мероприятия в угрожаемый период. При этом определяющим является вопрос о продолжительности угрожаемого периода. По опыту локальных войн и военных конфликтов в современных условиях он может составлять 20-30 суток и более.

Характерной особенностью этого периода является то, что в ходе его с максимальной интенсивностью будут осуществляться мероприятия, связанные с непосредственной защитой населения, материальных и культурных ценностей.

Например, может проводиться частичная эвакуация населения из зон возможных боевых действий, вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В полном объеме в угрожаемый период проводятся мероприятия по развертыванию группировки сил и средств ГО. Войска гражданской обороны, входящие в систему МЧС России, имеют определенное мобилизационное задание. В соответствии с ним в военное время увеличивается численность войск гражданской обороны и количество входящих в них воинских формирований. Существующим и развертываемым соединениям и воинским частям войск ГО будут установлены свои конкретные основные и запасные объекты ведения работ -города и организации, отнесенные к группам и категориям по гражданской обороне.

Помимо войск ГО на выполнение задач военного времени будут переведены все многочисленные территориальные и ведомственные формирования гражданской обороны. Вообще, в условиях войны вся страна будет состоять как бы из двух систем. Одна - это Вооруженные Силы РФ и другая - это гражданская оборона, то есть практически все дееспособное население, находящееся в тылу, будет зачислено в те или иные формирования гражданской обороны.

В интересах решения задач гражданской обороны будут задействованы колоссальные материально-технические ресурсы.

Следует отметить, что в значительной мере эффективность гражданской обороны будет зависеть от объема мероприятий, проводимых заблаговременно, в мирное время. Однако это требует расхода значительных финансовых и материальных средств, что не могут позволить себе даже развитые в

экономическом отношении государства.

Вместе с тем, из всего перечня мер, реализуемых в мирное время, безусловному выполнению в полном объеме подлежат базовые мероприятия, такие как планирование действий, обучение населения способам защиты, создание пунктов управления, систем связи и оповещения, накопление запасов финансовых и материально-технических средств, другие. Это вызвано тем, что в угрожаемый период вряд ли удастся их осуществить в короткое время и в полном объеме.

В зависимости от условий обстановки ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

Военное положение - особый правовой режим в стране или в отдельной ее части, устанавливаемый в исключительных обстоятельствах, как правило, при угрозе агрессии. Он выражается в расширении полномочий военных властей, возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Правительства

Российской Федерации

Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

Организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;

Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);

Организации, представляющие высокую степень потенциальной

Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

Организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.

Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, к категориям по гражданской обороне.Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, и организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.В случае изменения показателей сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне.Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сообщают указанным организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне в месячный срок со дня утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

классификация территорий городов, иных населённых пунктов в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на их территориях объектов, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций. Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций.
Для территорий городов и иных населённых пунктов устанавливаются: особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения превышает 1 000 тыс. чел.; численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел. и на ней расположены не менее трёх организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 500 тыс. чел. до 1000 тыс. чел.; численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел. и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, если: численность населения составляет от 250 тыс. чел. до 500 тыс. чел.; численность населения составляет от 50 тыс. чел. до 250 тыс. чел. и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.