Нарушения сотрудниками полиции ст 27.7 коап рф. Личный досмотр

Статья 27.7 регламентирует содержание, основания и порядок, а также цели применения двух схожих мер административного принуждения. Это личный досмотр физического лица и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Очевидно, что речь здесь идет об обследовании только тех вещей, которые надеты на физическое лицо и вещей, которые находятся в этой одежде. Содержанием досмотра вещей, находящихся при физическом лице является обследование всех иных вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), которые находятся непосредственно при лице (его транспортном средстве), проводимое без нарушения их конструктивной целостности.

Обследование названных вещей с нарушением их конструктивной целостности содержанием обоих видов досмотра не охватывается. Если это не охватывается содержанием иной меры государственного принуждения (на применение которой имеются законные основания), то такие действия будут являться незаконными.

По смыслу закона при наличии основания в конкретном случае возможно применение только одного из указанных видов досмотра, либо их одновременное применение.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от схожих мер государственного принуждения - освидетельствования и личного обыска. Личный обыск регламентируется УПК РФ, является мерой уголовно-процессуального принуждения и может осуществляться лишь в рамках возбужденного уголовного дела. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, отличается от личного обыска и по содержанию. В соответствии с ч. 6 ст. 182 УПК РФ в случае необходимости при производстве обыска допускается повреждение имущества, при личном досмотре и досмотре вещей - нарушение конструктивной целостности каких-либо вещей недопустимо. Освидетельствование по своему содержанию заключается не в обследовании вещей, а в обследовании тела человека с целью обнаружения на нем особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений, определения какого-либо физического состояния человека или иных его свойств и признаков.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, может быть применен лишь в отношении владельца вещей, подвергнутых досмотру. При этом в отношении владельца этих вещей должно вестись производство по делу об административном правонарушении. Кодекс презюмирует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, и является владельцем вещей, находящихся при нем и подвергнутых досмотру.

Основанием применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является необходимость достижения цели обнаружения орудий совершения, либо предметов административного правонарушения.

Определение наличия или отсутствия необходимости достижения указанной цели в каждом конкретном случае Кодекс относит к усмотрению правоприменителя, уполномоченного применять оба вида досмотров.

Таким образом, основание применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, настолько широко, что делает применение рассматриваемых мер административного принуждения практически безосновательным. Достаточно лишь того, что досматриваемый является лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Порядок осуществления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регламентируют ч.ч. 2-8 ст. 27.7 Кодекса. Поскольку в названных частях ст. 27.7 Кодекса порядок прописан для обоих видов досмотра не выделяя особенности какого-либо одного из них, то можно сделать вывод о том, что порядок применения обоих видов досмотра одинаков.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными на применение таких мер административного принуждения как доставление и административное задержание.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Из этого правила Кодекс делает лишь одно исключение. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых лишь в исключительных случаях, когда есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. К личному досмотру Кодекс предъявляет еще и дополнительное требование: досматривающий и понятые должны быть одного пола с досматриваемым.

О применении любого из двух видов досмотра составляется отдельный протокол. Вместо составления отдельного протокола о примененном досмотре может быть сделана соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Праву лица, привлекаемому к административной ответственности, иметь копию протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при нем, (в случае применения таких мер принуждения) корреспондирует обязанность правоприменителя вручить ему эту копию по его просьбе.

Целей личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице - три. Первые две цели указанные в ч. 1 ст. 27.7 Кодекса. Это обнаружение орудий совершения административного правонарушения, либо обнаружение предметов административного правонарушения.

Третья цель сформулирована в ч. 4 ст. 27.7 Кодекса. Это обнаружение у лица, привлекаемого к административной ответственности, оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия. При этом названные вещи могут и не являться орудиями совершения административного правонарушения, либо его предметом.

СТ 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Комментарий к Ст. 27.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено легальное определение такой обеспечительной меры, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. К личным вещам, находящимся при физическом лице, могут относиться ручная кладь, багаж, орудия охоты и рыболовства, добытая продукция и иные предметы. Также законодателем установлены частные цели ее применения - в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Вместе с тем наряду с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении различаются и меры предупреждения как разновидность мер административного принуждения. При этом меры предупреждения применяются вне зависимости от совершения лицом административного правонарушения, в целях обеспечения безопасности.

Например, положения п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", устанавливающие право судебного пристава осуществлять досмотр вещей лиц, находящихся в зданиях (помещениях) судов, при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, и право не допускать в здание, помещение суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья. Указанные меры носят предупредительный характер и не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, в отношении которых они применяются (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 780-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах").

Производится лицом одного пола с досматриваемым;

Производится в присутствии двух понятых того же пола (при применении мер административного принуждения в силу ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство).

Обратите внимание: в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Таким образом, факт совершения процессуальных действий (кроме личного досмотра) может как удостоверяться подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств.

Из анализа комментируемой статьи следует, что данная обеспечительная мера носит кратковременный и незамедлительный характер, в связи чем получение согласия лица, в отношении которого она применяется, не требуется.

В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, однако их применение не является обязательным.

3. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

4. В ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи определены требования к содержанию протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице. Материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, должны быть приложены к соответствующему протоколу (о доставлении, о личном досмотре или об административном задержании).

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе. Право на получение копии протокола в обязательном порядке должно быть разъяснено должностным лицом, составившим протокол, наряду с другими процессуальными правами, перечисленными в .

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

(Часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 27.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Личный досмотр - это досмотр вещей, находящихся на физическом лице (предметов одежды, обуви), и тела человека.

Досмотр вещей - это их обследование без нарушения конструктивной целостности. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, подразумевает досмотр багажа и ручной клади.

КоАП РФ не предусматривает возможность проведения досмотра вещей, собственник которых не известен (бесхозяйных, выброшенных, оставленных без присмотра вещей). Между тем ст. 243 КоАП РСФСР допускала проведение досмотра вещей в отсутствие их собственника. Подобное вытекает и из ч. 5 ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой таможенный досмотр товаров может проводиться без декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении этих товаров, их представителей при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

2. Основанием проведения личного досмотра и досмотра вещей как мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Целью применения этих мер является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание.

До начала досмотра уполномоченное лицо должно предложить лицу добровольно предъявить документы, удостоверяющие личность, выдать орудия совершения или предметы административного правонарушения. В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо вправе ограничиться их изъятием, если при этом отсутствуют достаточные основания полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо предметы. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

В случае необходимости для проведения личного досмотра могут быть приглашены медицинский работник, специалист, переводчик. Обследование тела досматриваемого проводится только медицинским работником. Специалист и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

В целях соблюдения норм нравственности личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в специально отведенном для этого помещении. Такое помещение должно быть изолированным и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в него других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, обеспечивается контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.

3. Законодатель впервые закрепил, что в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может осуществляться без понятых.

Достаточные основания определяются поведением правонарушителя (агрессивность, отказ выполнить законные требования должностных лиц, оказание сопротивления), характером совершенного правонарушения (стрельба в общественных местах, мелкое хулиганство), показаниями свидетелей и потерпевших (об угрозе применения оружия или иных предметов, их демонстрация).

К оружию относится огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие.

Предметами, используемыми в качестве оружия, следует считать колюще-режущие предметы, предметы, ударами которых можно нанести человеку травму, самодельные взрывные устройства и т.п.

В случаях осуществления досмотра без участия понятых, оказания досматриваемым лицом сопротивления должностному лицу, проводящему досмотр, при попытках скрыть вещественные доказательства, а также в иных случаях с целью получения доказательств по делу, подтверждения законности проведения досмотра целесообразно применение фотосъемки, видеозаписи и других способов фиксации вещественных доказательств, о чем делается отметка в протоколе.

4. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с такой мерой принуждения по уголовным делам, как личный обыск. В соответствии со ст. ст. 93, 184 УПК РФ личный обыск проводится при задержании под стражу, а также при наличии достаточных данных полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный досмотр и досмотр вещей следует отличать от иных мер административного принуждения, которые применяются с целью предупреждения правонарушений и преступлений и не связаны с совершением конкретного административного правонарушения.

Так, в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ в условиях чрезвычайного положения может осуществляться личный досмотр и досмотр вещей граждан; лица, задержанные за нарушение режима комендантского часа, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, вправе производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Согласно п. 25 части 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ сотрудники полиции вправе требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.

Личному досмотру подвергаются лица, которым назначено наказание в виде административного ареста, по их прибытии в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста (ст. 6 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ).

5. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе помимо данных о дате, месте составления протокола, о лице, составившем протокол, и о лице, подвергнувшемся досмотру, обязательно указываются идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре (размер, тип, марка, количество, цвет, запах и т.д.). Применительно к оружию, например, необходимо указывать тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки, вид и количество боевых припасов. Применительно к обнаруженным документам - наименование, дату составления (выдачи), данные о составителе (органе, выдавшем документ), количество листов, первые и последние слова текста. При большом количестве различных документов может быть составлена опись.

В необходимых случаях обнаруженные вещи и документы изымаются лицом, проводившим личный досмотр.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. При участии в досмотре медицинского работника, переводчика, специалиста протокол подписывается этими лицами. В случае отказа досматриваемого лица от подписи в протоколе делается запись об этом, скрепленная подписями понятых. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Другой комментарий к статье 27.7 КоАП РФ

1. В комментируемой статье разъясняется процедура проведения двух мер административного принуждения: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять те же должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание и доставление. На практике проведение досмотра обычно сопутствует этим процессуальным мерам.

3 - 4. Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо проводить только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

5. Поскольку орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, при проведении личного досмотра и досмотра вещей допустимо использовать способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6 КоАП РФ.

6 - 8. Кодекс предусматривает три варианта фиксации факта проведения досмотра: 1) составление протокола досмотра; 2) произведение записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении; 3) произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.

Личный досмотр гражданина, а также досмотр находящихся при нем вещей при наличии достаточных данных полагать, что гражданин имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, осуществляются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (ст.

27.7 КоАП РФ). Достаточными данными в этих случаях могут быть любые сколько-нибудь убедительные сведения о наличии при нем указанных предметов, веществ или средств, полученные сотрудником милиции при осуществлении им своих полномочий в порядке, предусмотренном законом. Сотрудник милиции должен кратко обосновать достаточность имевшихся данных в составленных им служебных или административно-процессуальных документах (рапорте, протоколах досмотра, изъятия и др.).

Сущность досмотра в таких случаях состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или предметом правонарушения, установления личности задержанного, подтверждения факта использования транспортного средства в противоправных целях, а равно незаконной перевозки груза и др.

Досмотру должно предшествовать предложение сотрудника милиции лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или предметом правонарушения.

Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних лиц.

В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

По результатам досмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, об административном задержании и т.д. Этот документ подписывается сотрудником милиции, двумя понятыми и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием или предметом правонарушения, изымаются. Об этом изъятии составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или об административном задержании.

В отдельных случаях досмотр вещей, ручной клади, багажа и других предметов может быть осуществлен в отсутствие собственника (владельца). Так, сотрудник милиции в присутствии двух понятых может подвергнуть досмотру вещи и другие предметы в следующих случаях: а) по истечении срока их хранения в автоматических камерах хранения; б) при неустановлении собственника данных вещей или предметов; в) при наличии сведений о наличии в них взрывчатых устройств; г) когда это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

О досмотре вещей и других предметов в отсутствие собственника (владельца) составляется протокол, который подписывается сотрудником милиции и двумя понятыми.

Еще по теме 5. Каковы основания и порядок проведения личного досмотра гражданина в порядке п. 2 части первой ст. 11 Закона о милиции?:

  1. § 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства
  2. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  3. 1. Основания и порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок обжалования такого решения
  4. 3. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Постановление Президиума ВАС РФ, его содержание и вступление в законную силу
  5. § 4. Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Полномочия судебно-надзорных органов. Отличие судебно-надзорного пересмотра от апелляционного и кассационного (по объекту, субъектам, процессуальному порядку и полномочиям)
  6. Особенности проведения первой проверки данного аудируемого лица
  7. Каковы основные причины образования государства? Какова современная роль
  8. § 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
  9. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации
  10. Основания отмены или изменения приговора суда первой инстанции
  11. §7.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
  12. 18.8. Основания для изменения и отмены судебных актоварбитражных судов первой и апелляционной инстанций
  13. 5.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
  14. Вопрос 74. Сущность кассационного производства и основания к отмене и изменению решений суда первой инстанции
  15. §7.2 Основания проведения переустройства и перепланировки
  16. 19.2. Основания и условия применения особого порядка судебного производства

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -