Может ли оклад быть меньше мрот? когда можно выплачивать зарплату меньше мрот на законных основаниях. Изменения в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

82-ФЗ о минимальном размере оплаты труда в настоящее время применяется в основном в целях регулирования размера оплаты труда и в отношениях по социальному страхованию. Этому закону и злободневным вопросам его применения посвящена наша статья.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года (см. статью на сайте «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России »). В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Важно! С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. (закон «О внесении изменений» от 25.12.2018 № 481-ФЗ).

Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:

  • Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2018 — 2019 году »).
  • Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ »).

Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.

Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств

В соответствии со ст. 3 закона № 82-ФЗ минимальная зарплата применяется для целей обязательного социального страхования. В данном случае имеются в виду:

  • социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (об этом рассказывается в нашей статье «Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2018 — 2019 году »);
  • взносы на обязательное социальное страхование в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС РФ для предпринимателей (материал «Размер МРОТ и страховые взносы у ИП в 2018 — 2019 году »). Исключение составляют взносы за 2018 — 2020 годы, для которых установлены фиксированные суммы.
  • взносы на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства для представителей самозанятого населения, изъявивших желание включиться в эту систему (ст. 4.5 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Во всех случаях должен использоваться федеральный базовый МРОТ.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:

  • Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Подробнее об этом — в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2018 — 2019 году ».
  • Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).

В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум - в чем разница (нюансы)? »).

Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.

Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.

Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.

C 1 января 2019 года МРОТ составляет 11 280 рублей (+1,05%) (Приказ Минтруда 24.08.2018 № 550н).
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляют сверх МРОТ, а не включают их в него.
Таблица регионального МРОТ 2018 года по субъектам России. Точнее это называется Минимальный размер зарплаты в регионах (МЗП). Не все регионы подняли планку МРОТ выше федеральной.
Фактически зарплата работника, выдаваемая на руки, может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Соответственно, при начисленной зарплате в 1 МРОТ (9 489 рублей), сумма выплаты работнику на руки уменьшается на величину налога НДФЛ. Также расчет больничного листа может быть не ниже расчета, исходя из местного МРОТ.
Дата МРОТ, руб. %
изменения
01.05.2018г. 11 163 17,6%
01.01.2018г. 9 489 21,7%
01.07.2017г. 7 800 4%
01.07.2016г. 7 500 20,89%
01.01.2016г. 6 204 4%
01.01.2015г. 5 965 6,6%
01.01.2014г. 5 554 6,71%
01.01.2013г. 5 205 12,88%
01.06.2011г. 4 611 6,49%
01.01.2009г. 4 330 88,26%
01.09.2007г. 2 300 109,09%
01.05.2006г. 1 100 37,50%
01.09.2005г. 800 11,11%
01.01.2005г. 720 20%
01.10.2003г. 600 33,33%
01.05.2002г. 450 50%
01.07.2001г. 300 50%
01.01.2001г. 200 51,23%
01.07.2000г. 132 -
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
Год Уровень инфляции
2017 4% (прогноз)
2016 5,4%
2015 12,9%
2014 11.4%
2013 6,7%
2012 7,0%
2011 6,1%
2010 8,8%
2009 8,8%
2008 13,3%
2007 11,9%
2006 9,0%
2005 10,9%
2004 11,7%
2003 12,0%
2002 15,1%
2001 18,6%
2000 20,2%

Рис. Динамика Инфляции в России 2000-2017 год

МРОТ 2019 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2017 году Вы можете узнать в статье МРОТ 2017 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2016 году Вы можете узнать в статье

Еще с 70-го года прошлого столетия в мире используется экономический показатель, ограничивающий минимальную величину оплаты наемного труда. Он имеет довольно серьезное значение, как для формирования государственной политики, так и для тружеников и работодателей.

Скачать для просмотра и печати:

Суть понятия МРОТ

Минимальная оплата труда в России - это показатель, используемый для:

Сокращенно нижний порог зарплаты обозначается аббревиатурой « МРОТ ». Он устанавливается на двух уровнях:

  • в целом по федерации;
  • отдельно в каждом регионе (показатели могут отличаться по величине).

В условиях рыночной экономики работодатель сам назначает зарплату труженикам исходя из сложившейся ситуации, затрат и других факторов. К сожалению, не все владельцы фирм и производств заботятся об интересах населения. Эта функция в Российской Федерации возложена на государство в рамках формирования экономической политики.

Важно: МРОТ используется в бухгалтерии для определения некоторых выплат и взносов. Необходимо четко понимать, какой именно показатель (федеральный или региональный) берется в расчет в том или ином случае.

Факторы, влияющие на размер минимума зарплаты


Вычисление взвешенной величины МРОТ представляет собой трудоёмкий процесс, ведущийся непрерывно специалистами.
В расчете учитываются такие факторы:

  1. политика властей в сфере ценообразования;
  2. показатели инфляции (и их оценочные прогнозы);
  3. потребности населения, то есть так называемый прожиточный минимум (ПМ);
  4. количество официальных безработных и другое.
Внимание: стартовые условия, определяемые перечисленными факторами, сильно отличаются в частях федерации. Поэтому каждый регион имеет возможность устанавливать свой справедливый и обоснованный, с точки зрения экономического состояния, минимум зарплаты.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как применяется в бухгалтерии

Основные функции МРОТ приведены в ниже:

Внимание: величина штрафных санкций не связывается с минимум зарплаты.

Таблица размеров МРОТ в разрезе регионов

На 3 квартал 2017 года размер МРОТ составляел:

  • на душу населения — 10328 руб.;
  • для трудоспособного населения — 11160 руб.;
  • для пенсионеров — 8496 руб.;
  • для детей — 10181 руб.
Наименование Размер в рублях

на 01.07.17

Пояснения
В целом по стране 7 800,0
В том же размере
Москва
Республики Края Области
Адыгея Краснодарский Амурская
Бурятия Пермский Архангельская
Дагестан Ставропольский Астраханская
Ингушетия Белгородская
Кабардино-Балкария Кировская
Калмыкия Оренбургская
Карачаево-Черкесия Пензенская
Крым Ростовская
Мордовия Самарская
Северная Осетия – Алания Смоленская
Хакасия Тверская
Тыва
Чувашия
Города федерального уровня
Санкт-Петербург 7 800,0
16 000,0 В бюджетной сфере
Севастополь 7 800,0 Бюджетникам
8 000,0
По республикам
Башкирия 8 900,0 На производствах
7 800,0
Алтай 8 751,0 В производственном секторе
7 800,0 Учитывается наемным работникам ИП и сельхозпроизводителей
Карелия 8 900,0 На сельхозпроизводителей из Калевальского, Беломорского, Кемского, Лоухского р-в, г. Костомукша
7 800,0
Коми 8 100,0 Труженики, работающие на предприятиях региона, за исключением нижеперечисленных образований
9 300,0 г. Воркута, г. Печора, г. Усинск г. Инта;

некоторые районы

7 800,0 Бюджетникам
Марий Эл 9 251,0 Производственные предприятия
7 800,0 Бюджет
Саха (Якутия) 16 824,0
7 800,0
Татарстан 8 252,0
7 800,0
Удмуртия 8 970,0
7 800,0
Чечня 9 274,0
7 800,0
Края
Алтайский 9 400,0 Труженики внебюджетных предприятий
7 800,0 Бюджетники
Забайкальский 10 960,0 Каларский р-н
9 499,0 Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский р-ны
8 647,0 Все производственные предприятия, кроме сельскохозяйственной сферы
11 190,0 Распространяется на сельскохозяйственных тружеников Калагарского р-на
10 172,0 На сельскохозяйственных тружеников Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского р-в
7 800,0
Красноярский 16 130,0 Труженикам г. Норильска
15 515,0 р-н Северо-Енисейский
17 687,0 Таймырское Долгано-Ненецкое муниципальный образование
26 376,0 Хатанга
20 991,0 р-н Туруханский
19 704,0 Эвенкийский р-н
15 918,0 г. Енисейск
12 436,0 г. Лесосибирск
15 545,0 р-н Богучанский
16 042,0 р-н Енисейский
15 048,0 р-н Кежемский
15 918,0 р-н Мотыгинский
7 800,0 Бюджетникам
Хабаровский 11 414,0 г. Хабаровск, муниципальные образования: Нанайский, Вяземский, Хабаровский, Бикинский, имени Лазо
12 408,0 В основных предприятиях региона
14 269,0 Аяно-Майский р-н
15 510,0 Охотский р-н
7 800,0
Камчатский 18 210,0 Корякский округ
19 510,0 муниципальный р-н Алеутский
16 910,0 На всей территории
7 800,0 Труженикам, получающим зарплату из казны
Пермский ПМ
По областям
Брянская 8 500,0
7 800,0
Владимирская 8 500,0
7 800,0
Волгоградская 1,2 ПМ Показатель для работающих
7 800,0 Бюджетники
Вологодская 7 800,0
Воронежская ПМ В разрезе трудоспособных лиц
7 800,0
Ивановская ПМ В разрезе трудоспособных лиц
7 800,0
Иркутская 7 800,0 Сельхозтоваропроизводители
8 259,0 Муниципальные органы
9 717,0 Все остальные
10 754,0 Госслужащим в регионах, относящихся к Крайнему Северу
12 652,0 Труженикам иных отраслей в регионах, относящихся к Крайнему Северу
Калининградская 10 000,0
7 800,0
Калужская ПМ
7 800,0
Кемеровская 1,5 ПМ
7 800,0
Костромская ПМ
7 800,0
Курганская 8 770,0
7 800,0
Курская 9 804,0
7 800,0
Ленинградская 10 850,0
7 800,0
Липецкая 1,2 ПМ
7 800,0
Магаданская 18 750,0 Для всех внебюджетников, кроме Северо-Эвенского муниципального округа
20 250,0 Труженики Северо-Эвенского муниципального округа
7 800,0 В бюджетной сфере
Московская 13 750,0
7 800,0
Мурманская 14 281,0
7 800,0
Нижегородская 9 000,0 Малый бизнес
9 500,0 Производственная сфера
7 800,0
Новгородская ПМ
7 800,0
Новосибирская 7 800,0 Распространяется также на сельхозработников
9 030,0 Местные госслужащие
10 000,0 Производственный сектор
7 800,0 Служащие федерального уровня
Омская 8 625,0 Производственный сектор, за исключением ИП
7 800,0 ИП и муниципальные служащие
Орловская 10 000,0
7 800,0
Псковская 11 450,0
7 800,0 Работникам муниципальных органов и ИП
Рязанская 8 500,0
7 800,0
Саратовская 7 900,0
7 800,0
Сахалинская 15 150,0 На всей территории, за исключением нижеперечисленных
18 757,0 Ногинский, Охинский р-ны
20 200,0 Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский р-ны
7 800,0 Муниципальные организации
Свердловская 8 862,0
Тамбовская 8 500,0
7 800,0
Томская 16 500,0 Распространяется на муниципальных служащих, тружеников других отраслей Александровского р-на, муниципального округа Стрежевой
15 000,0 Верхнекетский, Каргасокский, Колпашеский, Парабельский, Чаинский р-ны, г. Кедровой
13 500,0 Тегульдетский, Молчановский, Бакчарский, Кривошеинский р-ны
11 250,0 г. Северск
9 750,0 г. Томск, некоторые районы
7 800,0 Бюджетные служащие
Тульская 13 000,0
7 800,0
Тюменская 8 500,0 Муниципальная сфера
9 950,0 Предприятия, не относящиеся к бюджетной сфере
7 800,0
Ульяновская 10 000,0 Распространяется на работников производственных предприятий
7 800,0 Труженики иных отраслей
Челябинская 9 700,0
7 800,0
Ярославская 10 200,0
9 640,0 Бизнес малого и среднего уровня
7 800,0
Автономные округа
Ханты-Мансийский 7 800,0 С учетом северных множителей
Чукотский 7 800,0 С учетом северных множителей
Ямало-Ненецкий 12 431,0
7 800,0
Еврейская автономная область 7 800,0 С учетом северных множителей

Некоторые особенности применения МРОТ в расчетах

Бухгалтеру необходимо принимать во внимание размеры минимума заработка, установленные правительствами обоих уровней власти.

Правила таковы:

  1. Величина начислений за месяц не может быть ниже федерального показателя (за исключением льготного режима труда).
  2. Региональную величину применяют предприятия, присоединившиеся к соглашению о МРОТ.
  3. Если организация не стала участником трехстороннего соглашения, то используется общероссийский МРОТ.
Подсказка: соглашение субъекта федерации можно подписать в любой момент.

Зарплата меньше МРОТ: в каких случаях возможно


  1. Сотрудник работает неполный рабочий день. Оклад будет рассчитан согласно отработанному времени. Необходимо заключить допсоглашение сторон.
  2. Работник совмещает работу в нескольких фирмах. В данном случае возможен найм на условиях полставки (не более), следовательно оклад будет меньше или 50% от МРОТ.
  3. Зарплата сотрудника включает фиксированный оклад и премии (надбавки). Если месячная норма не выполнена, то надбавка (премия) не начисляется. В результате сумма оклада к выдаче может быть меньше МРОТ.
Внимание! Все дополнительные условия и процедуры необходимо прописать в допсоглашении.

Оклад меньше МРОТ: какая ответственность в 2019 году

Если вышеуказанные условия на предприятии не соблюдаются и работникам начисляются оклады меньше минимального порога, последуют штрафные санкции.

Величина штрафов зависит от:

Для ИП и руководителей (главбухов) предприятий:

  1. За первичное нарушение - штраф в размере 1-5 тыс. руб.
  2. При повторном нарушении - штраф 10-20 тыс. руб.

Для юрлиц:

  1. За первичное нарушение - штраф в размере 30-50 тыс. руб.
  2. При повторном нарушении - штраф 50-70 тыс. руб.

Также может быть применена дисквалификация на период 1-3 года.

Важно! МРОТ в РФ включает зарплату, премии (надбавки, прибавки). Следовательно сам оклад может быть ниже минимального МРОТ (законом допускается), если совокупный доход сотрудника за месяц с учетом всех доплат будет равен МРОТ. Внимание! В конце 2017 г. КС РФ пояснил, что в этом правиле есть исключения: северные районные коэффициенты и надбавки не могут включаться в МРОТ. Поскольку это нарушает принцип социальной справедливости для граждан, проживающих в местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Иные финансовые обязанности работодателей

Помимо поддержания соответствия зарплаты на уровне не ниже МРОТ, в обязанности работодателей входит также индексирование оплаты труда. Оно предусмотрено ст. 134 ТК РФ и основано на динамике потребительских цен в регионе деятельности компании. Если работодатель не индексирует своевременно оплату труда — к нему могут быть применены административные санкции.

Так, о необходимости провести обязательное индексирование заработных плат сотрудников (причем задним числом) в 2018 г. УФНС по Тамбовской области проинформировало все коммерческие организации региона. Поскольку в ходе анализа налоговых и финансовых отчетностей были выявлены многочисленные факты нарушения прав работников в виде отсутствия индексации зарплат при наличии очевидного роста индекса потребительских цен в области. С 2018 г. изменился такая ключевая расчетная величина как МРОТ. Минтруд предлагает повысить ее в 2 этапа. В 2018 г. - доведя до 85% ПМ трудоспособных граждан. А в 2019 г. эти две величины будут уже равны.

В декабре 2017 г. Госдумой был принят соответствующий законопроект. С 1.01.2018 г. МРОТ устанавливается в размере 9 тыс. 489 р. А с 1.01.2019 г. — планировалось, что он будет всегда равен ПМ за 2-й квартал года, предшествовавшего установлению МРОТ. Однако уже в январе 2018 г. было принято решение об увеличении МРОТ до уровня ПМ уже к маю нынешнего года. В феврале соответствующий проект был принят в качестве закона парламентом РФ.

Внимание: соцпомощь, оказываемая в настоящее время отдельным категориям россиян, по мере роста МРОТ будет уменьшаться.

Осенью 2018 г. Комитетом ГД по труду и соцполитике был одобрен законопроект о ежегодном доведении МРОТ до уровня ПМ за 2 квартал предшествующего года. С 1.01.2019 г. МРОТ будет установлен в размере 11.280 р. по показателям ПМ за 2 квартал 2018 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о минимальной зарплате в России

27 сентября 2017, 16:07 Мар 3, 2019 13:46

Может ли оклад быть меньше МРОТ в 2018 - 2019 году?

Может ли оклад быть меньше МРОТ- 2018 - 2019? Таким вопросом часто задается руководство предприятий, что вполне обоснованно. За выплату слишком маленькой зарплаты работодателю грозит уголовная и административная ответственность. Однако на вопрос, вынесенный в заголовок нашей статьи, не всегда дается однозначно отрицательный ответ. Подробнее об этом - далее.

Что грозит работодателю, если зарплата меньше МРОТ

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — постоянно меняющаяся величина, поэтому ее нужно отслеживать. Ее размер устанавливается путем внесения изменений в закон «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. На 01.05.2018 он составлял 11 163 руб. (см. об этом подробнее в нашей статье «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России»). Размер МРОТ достиг прожиточного минимума, что также соответствует обязательствам РФ перед Советом Европы.

С 01.01.2019 МРОТ равняется 11 280 руб., что соответствует уровню прожиточного минимума, установленного за 2-ой квартал 2018 года.

Обязанность придерживаться МРОТ заложена в Конституции РФ (ст. 7, 27), ТК РФ (ст. 133, 133.1) и законе № 82-ФЗ (ст. 2, 3). Ее неисполнение грозит административной ответственностью по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которая определяет состав правонарушения: установление зарплаты в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством.

Наказание для юридических лиц — штраф от 30 000 руб. Кроме того, согласно этой же норме одновременно к ответственности может быть привлечен руководитель (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 постановления пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5). В случае повторного совершения такого же нарушения применяется ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой штрафы выше.

Для предпринимателей и руководителей предусмотрена также уголовная ответственность в случае, если (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ):

  • зарплата ниже МРОТ выплачивалась более 2 месяцев;
  • это совершалось из корыстной или иной личной заинтересованности.

Санкции по ч. 2 — это штраф, принудительные работы, а также лишение свободы. По ч. 3 карается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.

Компетентный орган проверит, можно ли было платить зарплату меньше МРОТ

Привлечению к ответственности предшествует проверка, которая может быть проведена по жалобе работника или сообщению в СМИ либо в плановом порядке (ст. 360 ТК РФ). Осуществляет проверки, как правило, специальный надзорный органтерриториальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Рострудинспекция) или прокуратура, куда часто обращаются работники. Однако если нарушение усмотрит налоговый орган, о нем будет сообщено в трудинспекцию по подведомственности. Так что вариантов обнаружения данного факта немало.

При проведении проверки:

  • Не нужно уклоняться от дачи пояснений. Сотрудник, в недостаточной степени владеющий информацией, при даче пояснений может ссылаться на это, поскольку у организации будет возможность представить необходимые документы и пояснения (возражения) до рассмотрения дела.
  • Случается, что не все документы имеются в наличии на момент проверки (например, они переданы аудитору). Об этом также нужно указать в пояснениях.

И все-таки может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ

Рассмотрим варианты, когда работник может получать меньше МРОТ или его оклад составляет меньшую величину (что не одно и то же):

  1. Зарплата может быть меньше регионального показателя, если организация не присоединилась к региональному соглашению в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ (т. е. в течение 30 дней после публикации предложения направила возражения).
  2. Оклад работника (фиксированная выплата за месяц) может быть меньше МРОТ только в 1 случае: если работник помимо него получает поощрительные выплаты, компенсации и надбавки (подтверждено определением ВС РФ от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2). Однако не следует включать в эти категории районные коэффициенты. Они применяются к зарплате, которая должна быть уже не менее МРОТ.
  3. Сотрудник не выполнил нормы рабочего времени или нормы труда (условие о выполнении оговорено в ст. 133 ТК РФ). Данный случай не следует смешивать с ситуациями, когда сокращенная длительность рабочего времени установлена законом (например, для инвалидов — ст. 92 ТК РФ).
  4. Работник может получить на руки зарплату меньше минимального размера и по той причине, что с нее удержан 13%-ный НДФЛ. Требование о соответствии распространяется на исходный размер заработка.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин