Может ли оклад быть меньше мрот? когда можно выплачивать зарплату меньше мрот на законных основаниях. Изменения в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
82-ФЗ о минимальном размере оплаты труда в настоящее время применяется в основном в целях регулирования размера оплаты труда и в отношениях по социальному страхованию. Этому закону и злободневным вопросам его применения посвящена наша статья.
Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение
Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:
- Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
- Разделяет 2 понятия:
- МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
- МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).
Установление МРОТ выполняет 2 задачи:
- социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
- политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.
Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.
Соотношение федерального и регионального МРОТ
Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.
На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.
Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).
Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.
Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя
С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года (см. статью на сайте «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России »). В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
Важно! С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. (закон «О внесении изменений» от 25.12.2018 № 481-ФЗ).
Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:
- Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2018 — 2019 году »).
- Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ »).
Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.
Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств
В соответствии со ст. 3 закона № 82-ФЗ минимальная зарплата применяется для целей обязательного социального страхования. В данном случае имеются в виду:
- социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (об этом рассказывается в нашей статье «Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2018 — 2019 году »);
- взносы на обязательное социальное страхование в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС РФ для предпринимателей (материал «Размер МРОТ и страховые взносы у ИП в 2018 — 2019 году »). Исключение составляют взносы за 2018 — 2020 годы, для которых установлены фиксированные суммы.
- взносы на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства для представителей самозанятого населения, изъявивших желание включиться в эту систему (ст. 4.5 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Во всех случаях должен использоваться федеральный базовый МРОТ.
ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств
Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:
- Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Подробнее об этом — в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2018 — 2019 году ».
- Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).
В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум - в чем разница (нюансы)? »).
Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.
Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.
Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.
C 1 января 2019 года МРОТ составляет 11 280 рублей (+1,05%) (Приказ Минтруда 24.08.2018 № 550н).
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляют сверх МРОТ, а не включают их в него.
Таблица регионального МРОТ 2018 года по субъектам России. Точнее это называется Минимальный размер зарплаты в регионах (МЗП). Не все регионы подняли планку МРОТ выше федеральной.
Фактически зарплата работника, выдаваемая на руки, может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Соответственно, при начисленной зарплате в 1 МРОТ (9 489 рублей), сумма выплаты работнику на руки уменьшается на величину налога НДФЛ. Также расчет больничного листа может быть не ниже расчета, исходя из местного МРОТ.
|
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
|
![]() Рис. Динамика Инфляции в России 2000-2017 год |
МРОТ 2019 .
О размере МРОТ и о его изменениях в 2017 году Вы можете узнать в статье МРОТ 2017 .
О размере МРОТ и о его изменениях в 2016 году Вы можете узнать в статье
Еще с 70-го года прошлого столетия в мире используется экономический показатель, ограничивающий минимальную величину оплаты наемного труда. Он имеет довольно серьезное значение, как для формирования государственной политики, так и для тружеников и работодателей.
Скачать для просмотра и печати:
Суть понятия МРОТ
Минимальная оплата труда в России - это показатель, используемый для:
- определения величины соцвыплат в определенных случаях;
- расчета выплат по больничным служащим, имеющим малый стаж;
- исчисления обязательных взносов с индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых граждан.
Сокращенно нижний порог зарплаты обозначается аббревиатурой « МРОТ ». Он устанавливается на двух уровнях:
- в целом по федерации;
- отдельно в каждом регионе (показатели могут отличаться по величине).
В условиях рыночной экономики работодатель сам назначает зарплату труженикам исходя из сложившейся ситуации, затрат и других факторов. К сожалению, не все владельцы фирм и производств заботятся об интересах населения. Эта функция в Российской Федерации возложена на государство в рамках формирования экономической политики.
Важно: МРОТ используется в бухгалтерии для определения некоторых выплат и взносов. Необходимо четко понимать, какой именно показатель (федеральный или региональный) берется в расчет в том или ином случае.
Факторы, влияющие на размер минимума зарплаты
Вычисление взвешенной величины МРОТ представляет собой трудоёмкий процесс, ведущийся непрерывно специалистами.
В расчете учитываются такие факторы:
- политика властей в сфере ценообразования;
- показатели инфляции (и их оценочные прогнозы);
- потребности населения, то есть так называемый прожиточный минимум (ПМ);
- количество официальных безработных и другое.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Как применяется в бухгалтерии
Основные функции МРОТ приведены в ниже:
Внимание: величина штрафных санкций не связывается с минимум зарплаты.Таблица размеров МРОТ в разрезе регионов
На 3 квартал 2017 года размер МРОТ составляел:
- на душу населения — 10328 руб.;
- для трудоспособного населения — 11160 руб.;
- для пенсионеров — 8496 руб.;
- для детей — 10181 руб.
Наименование | Размер в рублях
на 01.07.17 | Пояснения |
В целом по стране | 7 800,0 | |
В том же размере | ||
Москва | ||
Республики | Края | Области |
Адыгея | Краснодарский | Амурская |
Бурятия | Пермский | Архангельская |
Дагестан | Ставропольский | Астраханская |
Ингушетия | Белгородская | |
Кабардино-Балкария | Кировская | |
Калмыкия | Оренбургская | |
Карачаево-Черкесия | Пензенская | |
Крым | Ростовская | |
Мордовия | Самарская | |
Северная Осетия – Алания | Смоленская | |
Хакасия | Тверская | |
Тыва | ||
Чувашия | ||
Города федерального уровня | ||
Санкт-Петербург | 7 800,0 | |
16 000,0 | В бюджетной сфере | |
Севастополь | 7 800,0 | Бюджетникам |
8 000,0 | ||
По республикам | ||
Башкирия | 8 900,0 | На производствах |
7 800,0 | ||
Алтай | 8 751,0 | В производственном секторе |
7 800,0 | Учитывается наемным работникам ИП и сельхозпроизводителей | |
Карелия | 8 900,0 | На сельхозпроизводителей из Калевальского, Беломорского, Кемского, Лоухского р-в, г. Костомукша |
7 800,0 | ||
Коми | 8 100,0 | Труженики, работающие на предприятиях региона, за исключением нижеперечисленных образований |
9 300,0 | г. Воркута, г. Печора, г. Усинск г. Инта;
некоторые районы |
|
7 800,0 | Бюджетникам | |
Марий Эл | 9 251,0 | Производственные предприятия |
7 800,0 | Бюджет | |
Саха (Якутия) | 16 824,0 | |
7 800,0 | ||
Татарстан | 8 252,0 | |
7 800,0 | ||
Удмуртия | 8 970,0 | |
7 800,0 | ||
Чечня | 9 274,0 | |
7 800,0 | ||
Края | ||
Алтайский | 9 400,0 | Труженики внебюджетных предприятий |
7 800,0 | Бюджетники | |
Забайкальский | 10 960,0 | Каларский р-н |
9 499,0 | Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский р-ны | |
8 647,0 | Все производственные предприятия, кроме сельскохозяйственной сферы | |
11 190,0 | Распространяется на сельскохозяйственных тружеников Калагарского р-на | |
10 172,0 | На сельскохозяйственных тружеников Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского р-в | |
7 800,0 | ||
Красноярский | 16 130,0 | Труженикам г. Норильска |
15 515,0 | р-н Северо-Енисейский | |
17 687,0 | Таймырское Долгано-Ненецкое муниципальный образование | |
26 376,0 | Хатанга | |
20 991,0 | р-н Туруханский | |
19 704,0 | Эвенкийский р-н | |
15 918,0 | г. Енисейск | |
12 436,0 | г. Лесосибирск | |
15 545,0 | р-н Богучанский | |
16 042,0 | р-н Енисейский | |
15 048,0 | р-н Кежемский | |
15 918,0 | р-н Мотыгинский | |
7 800,0 | Бюджетникам | |
Хабаровский | 11 414,0 | г. Хабаровск, муниципальные образования: Нанайский, Вяземский, Хабаровский, Бикинский, имени Лазо |
12 408,0 | В основных предприятиях региона | |
14 269,0 | Аяно-Майский р-н | |
15 510,0 | Охотский р-н | |
7 800,0 | ||
Камчатский | 18 210,0 | Корякский округ |
19 510,0 | муниципальный р-н Алеутский | |
16 910,0 | На всей территории | |
7 800,0 | Труженикам, получающим зарплату из казны | |
Пермский | ПМ | |
По областям | ||
Брянская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Владимирская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Волгоградская | 1,2 ПМ | Показатель для работающих |
7 800,0 | Бюджетники | |
Вологодская | 7 800,0 | |
Воронежская | ПМ | В разрезе трудоспособных лиц |
7 800,0 | ||
Ивановская | ПМ | В разрезе трудоспособных лиц |
7 800,0 | ||
Иркутская | 7 800,0 | Сельхозтоваропроизводители |
8 259,0 | Муниципальные органы | |
9 717,0 | Все остальные | |
10 754,0 | Госслужащим в регионах, относящихся к Крайнему Северу | |
12 652,0 | Труженикам иных отраслей в регионах, относящихся к Крайнему Северу | |
Калининградская | 10 000,0 | |
7 800,0 | ||
Калужская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Кемеровская | 1,5 ПМ | |
7 800,0 | ||
Костромская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Курганская | 8 770,0 | |
7 800,0 | ||
Курская | 9 804,0 | |
7 800,0 | ||
Ленинградская | 10 850,0 | |
7 800,0 | ||
Липецкая | 1,2 ПМ | |
7 800,0 | ||
Магаданская | 18 750,0 | Для всех внебюджетников, кроме Северо-Эвенского муниципального округа |
20 250,0 | Труженики Северо-Эвенского муниципального округа | |
7 800,0 | В бюджетной сфере | |
Московская | 13 750,0 | |
7 800,0 | ||
Мурманская | 14 281,0 | |
7 800,0 | ||
Нижегородская | 9 000,0 | Малый бизнес |
9 500,0 | Производственная сфера | |
7 800,0 | ||
Новгородская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Новосибирская | 7 800,0 | Распространяется также на сельхозработников |
9 030,0 | Местные госслужащие | |
10 000,0 | Производственный сектор | |
7 800,0 | Служащие федерального уровня | |
Омская | 8 625,0 | Производственный сектор, за исключением ИП |
7 800,0 | ИП и муниципальные служащие | |
Орловская | 10 000,0 | |
7 800,0 | ||
Псковская | 11 450,0 | |
7 800,0 | Работникам муниципальных органов и ИП | |
Рязанская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Саратовская | 7 900,0 | |
7 800,0 | ||
Сахалинская | 15 150,0 | На всей территории, за исключением нижеперечисленных |
18 757,0 | Ногинский, Охинский р-ны | |
20 200,0 | Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский р-ны | |
7 800,0 | Муниципальные организации | |
Свердловская | 8 862,0 | |
Тамбовская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Томская | 16 500,0 | Распространяется на муниципальных служащих, тружеников других отраслей Александровского р-на, муниципального округа Стрежевой |
15 000,0 | Верхнекетский, Каргасокский, Колпашеский, Парабельский, Чаинский р-ны, г. Кедровой | |
13 500,0 | Тегульдетский, Молчановский, Бакчарский, Кривошеинский р-ны | |
11 250,0 | г. Северск | |
9 750,0 | г. Томск, некоторые районы | |
7 800,0 | Бюджетные служащие | |
Тульская | 13 000,0 | |
7 800,0 | ||
Тюменская | 8 500,0 | Муниципальная сфера |
9 950,0 | Предприятия, не относящиеся к бюджетной сфере | |
7 800,0 | ||
Ульяновская | 10 000,0 | Распространяется на работников производственных предприятий |
7 800,0 | Труженики иных отраслей | |
Челябинская | 9 700,0 | |
7 800,0 | ||
Ярославская | 10 200,0 | |
9 640,0 | Бизнес малого и среднего уровня | |
7 800,0 | ||
Автономные округа | ||
Ханты-Мансийский | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Чукотский | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Ямало-Ненецкий | 12 431,0 | |
7 800,0 | ||
Еврейская автономная область | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Некоторые особенности применения МРОТ в расчетах
Бухгалтеру необходимо принимать во внимание размеры минимума заработка, установленные правительствами обоих уровней власти.
Правила таковы:
- Величина начислений за месяц не может быть ниже федерального показателя (за исключением льготного режима труда).
- Региональную величину применяют предприятия, присоединившиеся к соглашению о МРОТ.
- Если организация не стала участником трехстороннего соглашения, то используется общероссийский МРОТ.
Зарплата меньше МРОТ: в каких случаях возможно
- Сотрудник работает неполный рабочий день. Оклад будет рассчитан согласно отработанному времени. Необходимо заключить допсоглашение сторон.
- Работник совмещает работу в нескольких фирмах. В данном случае возможен найм на условиях полставки (не более), следовательно оклад будет меньше или 50% от МРОТ.
- Зарплата сотрудника включает фиксированный оклад и премии (надбавки). Если месячная норма не выполнена, то надбавка (премия) не начисляется. В результате сумма оклада к выдаче может быть меньше МРОТ.
Оклад меньше МРОТ: какая ответственность в 2019 году
Если вышеуказанные условия на предприятии не соблюдаются и работникам начисляются оклады меньше минимального порога, последуют штрафные санкции.
Величина штрафов зависит от:
- количества нарушений;
- размера и юридического статуса предприятия.
Для ИП и руководителей (главбухов) предприятий:
- За первичное нарушение - штраф в размере 1-5 тыс. руб.
- При повторном нарушении - штраф 10-20 тыс. руб.
Для юрлиц:
- За первичное нарушение - штраф в размере 30-50 тыс. руб.
- При повторном нарушении - штраф 50-70 тыс. руб.
Также может быть применена дисквалификация на период 1-3 года.
Важно! МРОТ в РФ включает зарплату, премии (надбавки, прибавки). Следовательно сам оклад может быть ниже минимального МРОТ (законом допускается), если совокупный доход сотрудника за месяц с учетом всех доплат будет равен МРОТ. Внимание! В конце 2017 г. КС РФ пояснил, что в этом правиле есть исключения: северные районные коэффициенты и надбавки не могут включаться в МРОТ. Поскольку это нарушает принцип социальной справедливости для граждан, проживающих в местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Иные финансовые обязанности работодателей
Помимо поддержания соответствия зарплаты на уровне не ниже МРОТ, в обязанности работодателей входит также индексирование оплаты труда. Оно предусмотрено ст. 134 ТК РФ и основано на динамике потребительских цен в регионе деятельности компании. Если работодатель не индексирует своевременно оплату труда — к нему могут быть применены административные санкции.
Так, о необходимости провести обязательное индексирование заработных плат сотрудников (причем задним числом) в 2018 г. УФНС по Тамбовской области проинформировало все коммерческие организации региона. Поскольку в ходе анализа налоговых и финансовых отчетностей были выявлены многочисленные факты нарушения прав работников в виде отсутствия индексации зарплат при наличии очевидного роста индекса потребительских цен в области. С 2018 г. изменился такая ключевая расчетная величина как МРОТ. Минтруд предлагает повысить ее в 2 этапа. В 2018 г. - доведя до 85% ПМ трудоспособных граждан. А в 2019 г. эти две величины будут уже равны.
В декабре 2017 г. Госдумой был принят соответствующий законопроект. С 1.01.2018 г. МРОТ устанавливается в размере 9 тыс. 489 р. А с 1.01.2019 г. — планировалось, что он будет всегда равен ПМ за 2-й квартал года, предшествовавшего установлению МРОТ. Однако уже в январе 2018 г. было принято решение об увеличении МРОТ до уровня ПМ уже к маю нынешнего года. В феврале соответствующий проект был принят в качестве закона парламентом РФ.
Внимание: соцпомощь, оказываемая в настоящее время отдельным категориям россиян, по мере роста МРОТ будет уменьшаться.
Осенью 2018 г. Комитетом ГД по труду и соцполитике был одобрен законопроект о ежегодном доведении МРОТ до уровня ПМ за 2 квартал предшествующего года. С 1.01.2019 г. МРОТ будет установлен в размере 11.280 р. по показателям ПМ за 2 квартал 2018 г.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Посмотрите видео о минимальной зарплате в России
27 сентября 2017, 16:07 Мар 3, 2019 13:46
Может ли оклад быть меньше МРОТ в 2018 - 2019 году?
Может ли оклад быть меньше МРОТ- 2018 - 2019? Таким вопросом часто задается руководство предприятий, что вполне обоснованно. За выплату слишком маленькой зарплаты работодателю грозит уголовная и административная ответственность. Однако на вопрос, вынесенный в заголовок нашей статьи, не всегда дается однозначно отрицательный ответ. Подробнее об этом - далее.
Что грозит работодателю, если зарплата меньше МРОТ
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — постоянно меняющаяся величина, поэтому ее нужно отслеживать. Ее размер устанавливается путем внесения изменений в закон «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. На 01.05.2018 он составлял 11 163 руб. (см. об этом подробнее в нашей статье «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России»). Размер МРОТ достиг прожиточного минимума, что также соответствует обязательствам РФ перед Советом Европы.
С 01.01.2019 МРОТ равняется 11 280 руб., что соответствует уровню прожиточного минимума, установленного за 2-ой квартал 2018 года.
Обязанность придерживаться МРОТ заложена в Конституции РФ (ст. 7, 27), ТК РФ (ст. 133, 133.1) и законе № 82-ФЗ (ст. 2, 3). Ее неисполнение грозит административной ответственностью по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которая определяет состав правонарушения: установление зарплаты в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством.
Наказание для юридических лиц — штраф от 30 000 руб. Кроме того, согласно этой же норме одновременно к ответственности может быть привлечен руководитель (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, абз. 1 п. 15 постановления пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5). В случае повторного совершения такого же нарушения применяется ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой штрафы выше.
Для предпринимателей и руководителей предусмотрена также уголовная ответственность в случае, если (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ):
- зарплата ниже МРОТ выплачивалась более 2 месяцев;
- это совершалось из корыстной или иной личной заинтересованности.
Санкции по ч. 2 — это штраф, принудительные работы, а также лишение свободы. По ч. 3 карается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Компетентный орган проверит, можно ли было платить зарплату меньше МРОТ
Привлечению к ответственности предшествует проверка, которая может быть проведена по жалобе работника или сообщению в СМИ либо в плановом порядке (ст. 360 ТК РФ). Осуществляет проверки, как правило, специальный надзорный орган — территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Рострудинспекция) или прокуратура, куда часто обращаются работники. Однако если нарушение усмотрит налоговый орган, о нем будет сообщено в трудинспекцию по подведомственности. Так что вариантов обнаружения данного факта немало.
При проведении проверки:
- Не нужно уклоняться от дачи пояснений. Сотрудник, в недостаточной степени владеющий информацией, при даче пояснений может ссылаться на это, поскольку у организации будет возможность представить необходимые документы и пояснения (возражения) до рассмотрения дела.
- Случается, что не все документы имеются в наличии на момент проверки (например, они переданы аудитору). Об этом также нужно указать в пояснениях.
И все-таки может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ
Рассмотрим варианты, когда работник может получать меньше МРОТ или его оклад составляет меньшую величину (что не одно и то же):
- Зарплата может быть меньше регионального показателя, если организация не присоединилась к региональному соглашению в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ (т. е. в течение 30 дней после публикации предложения направила возражения).
- Оклад работника (фиксированная выплата за месяц) может быть меньше МРОТ только в 1 случае: если работник помимо него получает поощрительные выплаты, компенсации и надбавки (подтверждено определением ВС РФ от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2). Однако не следует включать в эти категории районные коэффициенты. Они применяются к зарплате, которая должна быть уже не менее МРОТ.
- Сотрудник не выполнил нормы рабочего времени или нормы труда (условие о выполнении оговорено в ст. 133 ТК РФ). Данный случай не следует смешивать с ситуациями, когда сокращенная длительность рабочего времени установлена законом (например, для инвалидов — ст. 92 ТК РФ).
- Работник может получить на руки зарплату меньше минимального размера и по той причине, что с нее удержан 13%-ный НДФЛ. Требование о соответствии распространяется на исходный размер заработка.
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.
(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:
организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
другими организациями - за счет собственных средств.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")
Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
"абзац второй" исключить;
"абзац третий" изложить в следующей редакции:
"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".
Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).
Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
В. Путин