Крестное знамение - троеперстие и двоеперстие - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Крестное знамение

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

П очему важно осенять себя крестным знамением?

Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

Как правильно осенять себя крестным знамением?

По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно - три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони; крестятся сложенными тремя пальцами.

2) Двоеперстного (так крестились до XVII в) - два первых пальца (указательный и средний) прижимают друг к другу и вытягивают, немного согнув средний палец, а три остальных (большой, безымянный и мизинец) складывают вместе; крестятся вытянутыми двумя пальцами.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные пальцы кла¬дут сначала на лоб - для освящения ума, затем на чрево (живот) - для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи - для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким об-разом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест - нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяют¬ся, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы ра­дуются» . Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и не-спешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В чем заключается смысл крестного знамения?

Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое, исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают, что Сын Божий после сошествия на землю стал Человеком, будучи Богом, то есть это выражает две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

О том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

Во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

В-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

В-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

И, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Ис-купителя, заключающихся в Евангелии.

Какую силу имеет изображение на себе крестного зна¬мения?

Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и по-беждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Когда надо осенять себя крестным знамением?

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале мо¬литвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближе¬нии ко всему святому: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и по¬сле его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

В православных магазинах и церковных лавках сегодня не-трудно найти много подходящих книг и брошюр на эту тему.

Можно предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творения святого Космы, составленое Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редак-цией профессора И.Н. Корсунского.

Почему надо носить нательный крест?

Православные христиане должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается Таинство Крещения, рукою священника надева-ется крест, и мирская рука не должна дерзать его снимать.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеж¬дой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низла¬гающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, на¬ходишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку - украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не прибли- жится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

Какой выбрать крестик - золотой или серебряный?

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

Можно ли носить неосвященный крестик?

Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестоо-бразно. Но принято нательные крестики освящать в церкви.

Можно ли носить крестик на цепочке?

Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

Можно. Крест - это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

-‘ Нательный крест - знак принадлежности к Церкви Христо¬вой, а знаки зодиака, обереги, амулеты - свидетельства о привержен¬ности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16).

Надо ли снимать крест при мытье в бане?

Крест сопутствует человеку всю жизнь. Можно лишь при не-обходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Человек, который снимает с себя нательный крест или после Крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием на-стоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». Иногда одного взгляда на святой крест бывает достаточно для того, чтобы прояснилась замутненная память, и в душе пробудилась угасшая совесть.

Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

Православная Церковь одинаково почитает как восьмико-нечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста - вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Это старообрядцы утверждают, что истинным и животворящим крестом Христовым называется лишь крест восьмиконечный, то есть состоящий из прямого дерева, поперечного дерева, подножия и дощечки с надписью. Четырехконечный же крест не есть истинный Христов, а еретический, латинский.

Но такое учение старообрядцев совершенно несогласно с уче¬нием отцов Церкви, которые ясно свидетельствуют, что четырехконеч¬ный крест есть истинный крест Христов. Так, преподобный Ефрем Си¬рин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четырехконечный. Несправедливо старообрядцы утверждают, что Христос был распят на кресте восьмиконечном, так как известно, что дощечка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» была поло¬жена Пилатом после момента распятия. Значит, Спаситель был распят па кресте шестиконечном.

Против старообрядческого мнения о четырехконечном кресте свидетельствуют и вещественные памятники. Так, в Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный четырехконечный крест преподобного Марка Пещерника (XI в.). Под печатью и изображением четырехконечного креста совершаются все таинства. Многие священ¬ники носят на груди не восьмиконечный, а четырехконечный крест. И сами же старообрядцы, когда молятся, изображают на себе крест четырехконечный.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Право-славная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьми-конечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого ма-териала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет зна-мение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

Как отличить православный крест от католического?

По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический - обычно четырех-конечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображени¬ем Распятого или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием, тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славян¬ские буквы: IНЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной раз¬ницы, являясь отражением разных церковных традиций.

Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный кре¬стик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.

Кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением» , «совершать крестное знамение» , «налагать на себя крестное знамение» , «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)» . Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову .

Священник , благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

Иконография

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко - с троеперстием.

Католицизм

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti ), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты , обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм , он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой . Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии , позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения . Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник , благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест . Он совершается во время мессы , перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров) : «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал Кредо.ру, 30 апреля 2009

Литература

  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 160 с.
  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. - М.: Героника, 2010. - 192 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кидония (Древняя Греция)
  • Ханья (город)

Смотреть что такое "Крестное знамение" в других словарях:

    Крестное знамение - КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ. Устар. Знак креста, молитвенный жест христиан. Кузнец, поднял руку для крестного знамения (Гоголь. Ночь перед Рождеством). Господь сохранит его [Серебряного] от рук твоих! сказал Максим, делая крестное знамение, и не попустит… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Крестное знамение - Совершить (сотворить) крестное знамение – перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) – перекрестить. В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и… … Православие. Словарь-справочник

    Крестное знамение - изображение креста рукою на себе или на какой либо вещи. В первоисточниках церковной истории о нем говорится как об обычае, ведущем свое начало от времен апостольских. Древнейшие письменные свидетельства о нем принадлежат Тертуллиану и Киприану.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крест самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною,… … Русская история

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя…

См. «Воцерковление для начинающих» священник Александр Торик

Кре стное зна мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.

Для крестного зна мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной…

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

Почему важно осенять себя крестным знамением?

— Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

— По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно — три первых пальца (большой, указательный и средний) правой…

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие. Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки. Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

История крестного знамения в православии

В православной вере крестное знамение имеет очень большое значение. Оно выражает веру в Бога, Иисуса Христа, пострадавшего на кресте за грехи всего мира, превратившего крест в оружие и знамя победы над грехом и смертью. Православные христиане носят на теле крест и осеняют себя крестным знаменем, показывая свою принадлежность к вере, любовь к Христу, послушание Его воле.

Для совершения крестного знамения…



Крестный обряд представляет собой священное знамение. Все православные люди изображают на пальцах символ распятия Христа. Тем самым, они привлекают внимание святого духа, Господа Бога. Тем не менее, далеко не все люди душевно воспринимают этот ритуальный обряд. Многие из них, приходя в церковь или собор, выполняют крестный обряд, потому что другие также выполняют этот священный ритуал. Но истинно верующие люди понимают сущность великого знамения.

Священное знамение обладает божьей силой благодати. Потому, как смерть Христова является великим пожертвованием ради любви ко всем людям на земле. Иисус вложил всю свою священную силу, побеждающую дьявола. Крестный обряд необходимо выполнять грамотно с любовью и верой к Господу Богу. Поэтому взрослые люди должны учить своих маленьких детей этому ритуалу.

Многие люди интересуются вопросом о том, как правильно выполнять священный обрад крещения? Ходят слухи, что если неправильно выполнять обряд в…

Наблюдая за людьми, которые по обыкновению возле храма делают крестное знамение, возникло желание подробнее узнать об этом обряде и, соответственно, историю его возникновения. Если крестное знамение совершают христиане, то есть ли в Библии упоминание об этом обряде?

Итак, что же такое крестное знамение? Обычно объясняют этот обряд следующим образом. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Прекрасное объяснение, но для доверяющих Библии христиан важно иметь библейское подтверждение этого обряда.

Тщательно исследуя Священное Писание от Бытия до Откровения, мы не находим ни единого упоминания о крестном знамении. Каждый раз, когда читаем, что люди крестились, или же Иоанн Креститель и апостолы …

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются»….

О крестном знамении и нательных крестиках (ответы на вопросы)

Ответы на вопросы читателей о крестном знамение и нательном кресте…

Серебряные нательные крестики 1990-х — начала 2000-х годов

Как правильно осенять себя крестным знамением?

— Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб — для освящения ума, затем на чрево (живот) — для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать…

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы…

Крестное знамение – это маленькое священнодействие. Совершая его, христианин налагает на себя изображение креста – самого священного символа, орудия смерти Иисуса Христа, которая дала людям надежду на спасение от греховного рабства. Каждая деталь этого действия исполнена глубокого смысла.

Троеперстие

Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии.

В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так.

При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность…

Думаю, каждый согласится со мной, что первая молитва христианина — это крестное знамение.
Многие из нас умели осенить себя крестным знамением прежде, чем выучить первые словесные молитвы. И так происходит в каждом народе и племени. Жест опережает слово. Из-за богатства христианских традиций возникло много способов осенять себя крестным знамением. Очень часто священники вынуждены отвечать на простой, казалось бы, вопрос: «Почему православные крестятся троеперстным сложением, а католики всей ладонью?», «Как правильно осенять себя крестным знамением?», «Которое сложение перстов старше?» и т.д. На самом деле история крестного знамения намного сложнее, чем это кажется с первого взгляда.

В христианстве известны пять видов крестного знамении:

— одноперстное

— двоеперстное

— троеперстное

— херообразное

— целой ладонью.

1. Кажется, что старше всех — одноперстное сложение, хотя утверждать это на сто процентов нельзя. Католическая Церковь…

Кре стное зна мение (церковнослав. «знак креста») в христианстве - молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Стоглавый собор Русской…

Как правильно креститься? (О крестном знамении). Крестное знамение. Правильно креститься: снизу вверх, иначе крещение недействительно и бог не примет. Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение.

В Православной церкви существует два вида крестного знамения: двоеперстие и троеперстие. Три сложенных пальца вместе являются символом Пресвятой Троицы. Для того чтобы правильно креститься, рука, которая изображает крест, сначала касается правого плеча.

К сожалению, многие сегодня до сих пор не знают, как правильно креститься, несмотря на то, что всё больше людей стали вновь обращать свои взоры к Богу, ходить в православные церкви и монастыри, возвращаясь тем самым к вере.

Очень часто приходится видеть – верующие люди, помногу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно… Один машет рукой…

1 КАК ПРАВИЛЬНО ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ?
– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

2 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ?
– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но в то же время громкое, ибо открытое, исповедание…

«…Крестным знамением, достойной и святой верой творятся чудеса…»
(Св. Григор Татеваци).

Наши предки, произнося молитвы, по утрам выходя из дома, посещая церковь, припадая к иконам, сея и собирая урожай, когда трудно, когда болезни и опасности, приступая к какой-либо работе, перед трапезой и после, отправляясь в дальний путь – осеняли себя крестным знамением.
Обычай креститься идёт из глубокой древности. Это старый эллинский (древнегреческий) обычай – во время проповеди поднимать вверх правую руку с «двуперстным перстосложением» (ритуальное сложение двух пальцев), что на языке жестов у греков как бы означало «внимание, я говорю».
А в древнем мире и в Римской Империи крест был знаком неизбежной смерти, упрёка, страданий, и человек, приговорённый к такой смерти, считался проклятым. Христос распятый принял смерть за нас. Взяв на себя проклятие адамова греха, Он своей Божественной силой превратил орудие смерти в символ вечной жизни.

Сила Креста – Христос

Апостол Павел (Погос) говорит: «Ибо слово о кресте, для нас спасаемых – сила Божия». Осеняя себя крестным знамением, мы помним, что Господь Иисус Христос был распят за наши грехи и спас нас от власти смерти. Мы просим распятого Спасителя, чтобы Он всегда хранил и оберегал нас от всякого зла. Крестимся мы следующим образом: соединяем первые пальцы правой руки (большой, указательный, средний), касаемся лба, говоря; «Во имя Отца», опускаем к груди, говоря «И Сына», ведём в левую сторону, говоря «И Духа», затем в правую сторону, говоря «Святого» и опускаем на грудь, говоря “Аминь”.

Советы по крестному знамению, согласно учению отцов Церкви

Когда мы крестимся, соединяя большой, указательный и средний пальцы мы, таким образом, символизируем Святую Троицу. Остальные два пальца (мизинец и безымянный) вместе прижатые к ладони символизируют Христа, как совершенного Бога и совершенного человека, и вместе они – единая сущность (пальцы сжаты друг другу). Поднесённые пальцы ко лбу символизируют жизнь, рука, опущенная на грудь – смерть. Левая сторона груди – земная жизнь, а правая – загробная жизнь. Поднося руки ко лбу, мы помним, что были на небесах, опуская руку к сердцу, помним, что попали на Землю. Когда руку подносим к левой стороне, указываем на то, что были в числе грешников, поднося вправо, утверждаем, что хотим быть в ряду праведных. Осеняя себя крестом, мы поднимаем руку сначала вверх, говоря тем самым, что наш разум распят на кресте, и пусть отныне нас ведёт разум Христа. Когда руку опускаем вниз, мы говорим, что впредь не телу мы подвластны, а Христу.
Крестясь слева на право, хотим сказать, что наши руки распялись на кресте и теперь не годны для злодеяний и греха и должны совершать только добро. Прижимая открытую ладонь к сердцу, говорим «Аминь», то есть «Истинно».
Перекрестившись, мы хотим сказать, что Христос находился на небе, был на Земле, спустился в ад, воскрес и вновь воссел одесную Отца. Осеняя крестным знамением наш лоб, мы всегда думаем о Христе, распятом на кресте, как сказано у пророка Иезекииля: «Ставь знак на челах этих людей». Осеняя крестным знамением четыре стороны нашего тело, мы защищаем себя от четырёх напастей, то есть Земных искушений, от сатаны, безбожников и грехов.
Осеняем себя крестным знамением, потому что служим Господу Иисусу, чей знак – крест. Крестившись, указываем на четыре стороны света и просим для них защиты Божьей. Крестное Знамение – защита от сатанинского воздействия. Перекрестившись, распинаем греховную сущность и воскресаем с Христом. Когда мы крестимся, вспоминаем спасительную жертву нашего Господа Иисуса Христа на кресте во имя спасения человечества. Просим помощи и милости Божьей. Христиане крестятся, когда во время Св. Литургии, службы, обрядов и других духовных церемоний, духовное лицо крестит, благословляя крестным знамением во имя Святой Троицы. Во время молитвы, осеняя свое лицо крестным знамением, мы попросим Святую Богородицы, ангелов хранителей, Святых о заступничестве за нас перед Отцом Небесным. Перекрестившись, возносим Творцу тихую молитву нашей души.

Надо также отметить, что в России старообрядческое двуперстие, никогда не практиковавшееся в ААЦ, самым неожиданным образом было объявлено официальной «арменской ересью».

Все мы прекрасно знаем о том, какую исключительную роль играет крестное знамение в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. И это не случайно, ведь в христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем - мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. Однако, если мы будем честны перед самими собой, то станет абсолютно очевидно, что достаточно часто мы совершаем крестное знамение по привычке, машинально, не задумываясь о смысле этого великого христианского символа. Полагаю, что небольшой историко-литургический экскурс позволит всем нам впоследствии более осознанно, вдумчиво и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

Так что же символизирует и при каких обстоятельствах возникло знамение креста? Троеперстное крестное знамение, ставшее частью нашей повседневной жизни, возникло достаточно поздно, а в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви вошло только в XVII столетии, во время небезызвестных реформ патриарха Никона. В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло ещё во времена апостолов и их преемников. Более того, это вам может показаться невероятным, но на появление крестного знамения в Христианской Церкви значительным образом повлиял иудаизм. Достаточно серьёзное и компетентное исследование этого вопроса проводил современный французский богослов Жан Даниэлю. Вы все прекрасно помните описанный в книге Деяний Апостольских Собор в Иерусалиме, проходивший, приблизительно, в 50 году по Рождестве Христовом. Основной вопрос, который разбирался апостолами на Соборе, касался способа принятия в Христианскую Церковь тех людей, которые были обращены из язычества. Суть проблемы коренилась в том, что свою проповедь Господь наш Иисус Христос совершал в среде иудейского богоизбранного народа, для которого и после принятия Евангельской Вести сохранялись обязательными для исполнения все религиозно-обрядовые предписания Ветхого Завета. Когда же апостольская проповедь достигла европейского континента и первохристианская Церковь стала наполняться новообращёнными греками и представителями других народов, вполне закономерным образом возник вопрос формы их принятия. В первую очередь, вопрос этот касался обрезания, т.е. необходимости для обращённых язычников принимать сперва Ветхий Завет и обрезываться, а только после этого принимать Таинство Крещения. Апостольский собор разрешил данный спор весьма мудрым решением: для иудеев ветхозаветный Закон и обрезание оставались обязательными, а для христиан из язычников иудейские обрядовые предписания отменялись. В силу данного постановления Апостольского Собора в первые века в Христианской Церкви существовали две важнейшие традиции: иудеохристианская и языкохристианская. Так, апостол Павел, постоянно подчёркивавший, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея», оставался глубоко привязанным к своему народу, к своей родине, к Израилю. Вспомним о том, как он говорит об избрании неверных: Бог избрал их для того, чтобы пробудить ревность в Израиле, чтобы Израиль признал в личности Иисуса ожидаемого им Мессию. Вспомним и о том, что уже после смерти и Воскресения Спасителя апостолы регулярно собирались в Иерусалимском храме, а свою проповедь вне пределов Палестины всегда начинали с синагоги. В этом контексте становится понятным, почему иудейская религия могла оказывать определённое влияние на развитие внешних форм богослужения молодой первохристианской Церкви.

Так вот, возвращаясь к вопросу происхождения обычая осенять себя крестным знамением, отметим, что в иудейском синагогальном богослужении времён Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Что же это такое? В книге пророка Иезекииля (Иез. 9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть некий город. Однако эта погибель не коснётся людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определённый знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Вслед за пророком Иезекиилем все то же начертание имени Божия на челе упоминается в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. Так, в Отк. 14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». В другом месте (Отк. 22.3-4) говорится о жизни будущего века следующее: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их».

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Поскольку человек может описать окружающий его мир при помощи слов, а слова состоят из букв, то первая и конечная буквы алфавита в написании имени Божия говорят о том, что в Нем заключена полнота бытия, Он объемлет собой все, что можно описать человеческим языком. Кстати, символическое начертание имени Божия при помощи первой и последней букв алфавита имеется и в христианстве. Помните, в книге Апокалипсис Господь говорит о себе: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». Поскольку Апокалипсис был изначально написан на греческом языке, то для читателя становилось очевидным, что первая и последняя буквы греческого алфавита в описании имени Божия свидетельствуют о полноте Божественных совершенств. Нередко мы можем видеть и иконописные изображения Христа, в руках Которого открытая книга с надписью всего двух букв: альфа и омега.

Согласно цитированному выше отрывку из пророчества Иезекииля, избранные будут иметь на челе надписание имени Божия, которое ассоциировалось с буквами «алеф» и «тав». Смысл этого надписания символический - человек, имеющий на челе имя Божие - всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живёт согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времён Христа уже накладывали на своё чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своём челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все своё тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все ещё сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаёте, работаете или отдыхаете, едите или пьёте, путешествуете на суше или плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения - единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие - православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчёркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами - справа налево, исповедывают тем своё верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и небезызвестный вам преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчёркивая своё почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Таким образом, подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, - писал он. - Вы должны делать это с верой».

Игумен ПАВЕЛ, кандидат богословия, инспектор МинДА
minds.by

Почему не трёхперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

На это на это старообрядцы отвечают:

Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трёхперстие же является новоизобретённым обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования.

Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят».

Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трёхперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учения о распятии Троицы, но святые отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.

Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а “един от Святыя Троицы, Сын Божий”».

Источник: ruvera.ru

Так как же правильно креститься? Сравните несколько представленных фотографий. Они взяты из различных открытых источников.




Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и епископ Слуцкий и Солигорский Антоний явно используют двуперстие. А настоятель храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке протоиерей Александр Шкляревский и прихожанин Борис Клещукевич сложили три пальца правой руки.

Вероятно, вопрос до сих пор остаётся открытым и различные источники отвечают на него по-разному. Ещё святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).

Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры, поэтому совершать его нужно тщательно и с благоговением.

Сила Крестного знамения необычайно велика. В Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения Крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Как правильно осенять себя Крестным знамением?

1) Нужно сложить три пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, что символизирует три лица Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соединив эти пальцы вместе, мы свидетельствуем о единстве Святой Нераздельной Троицы.

2) Два других пальца (мизинец и безымянный) - плотно пригибаем к ладони, символизируя тем самым два естества Господа Иисуса Христа: Божественное и человеческое.

3) Вначале сложенные пальцы ставятся на лоб, для освящения ума; затем на живот (но не ниже) - для освящения внутренних способностей (воли, ума и чувств); после этого - на правое, а затем на левое плечо - для освящения наших телесных сил, потому что плечо символизирует деятельность («подставить плечо» - оказать помощь).

4) Только после опускания руки, совершаем поясной поклон, чтобы не «сломать Крест». Это распространённая ошибка - поклон одновременно с Крестным знамением. Делать этого не следует.

Поклон после Крестного знамения совершается потому, что мы только что изобразили на себе (осенили себя) Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Вообще же в настоящее время на вопросе «Как креститься?» многие не заостряют внимания. Например, в одном из блогов протоиерей Димитрий Смирнов пишет, что «…истинность Церкви не проверяется тем, как человек себя чувствует в её храме: хорошо или плохо… креститься двумя или тремя перстами, теперь уже не играет никакой роли, ибо два этих обряда признаны Церковью равночестными». Там же и протоиерей Александр Березовский подтверждает: «Крестись, как больше нравится».

Вот такую иллюстрацию разместили на сайте Храма Почаевской иконы Божией Матери посёлка Любимовка, г. Севастополь, Крым.

Здесь же размещена памятка для тех, кто только приобщается к Православной церкви и многого ещё не знает. Своего рода азбука.

Когда следует креститься?

В храме:

Обязательно нужно креститься в момент чтения батюшкой шестопсалмия и во время начала пения Символа Веры.

Также необходимо осенять себя крестным знамением в те моменты, когда священнослужитель произносит слова: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста».

Нужно креститься во время начала пений паремий.

Необходимо креститься не только перед тем, как входить в церковь, но и после того, как вы покинули её стены. Даже проходя мимо любого храма, необходимо один раз перекреститься.

После того, как прихожанин приложился к иконе или кресту, он тоже в обязательном порядке должен перекреститься.

На улице:

Проходя мимо любого православного храма, креститься следует по той причине, что в каждом храме в алтаре, на престоле пребывает сам Христос, Тело и Кровь Господа в чаше, которые имеют всю полноту Иисуса Христа.

Если же вы не креститесь, проходя мимо храма, следует вспомнить о словах Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38).

Но, следует понять причину, по которой вы не стали креститься, если это стеснение, то, стоит перекреститься, если это невозможность, например, вы едете за рулём и руки заняты, тогда следует перекреститься мысленно, также не стоит креститься, в случае если для окружающих это может стать поводом для насмешек над церковью, поэтому следует разобраться в причине.

Дома:

Сразу после пробуждения и непосредственно перед отходом ко сну;

В начале чтения любой молитвы и после её окончания;

Перед приёмом пищи и после его окончания;

Перед тем, как приступить к выполнению любой работы.

Подобрал и подготовил материалы
Владимир ХВОРОВ