К концу 20 века. Россия в начале XX века

С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:

Произошел спад революционной волны в Европы.

Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу ввязыванием Красной Армии в период советско-польской войны.

Исходя из этого, советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:

1)принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободительное движение в мире прагматической концепции

2) мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными странами.

В советской внешней политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства разных континентов.

В 1929-1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Кризис ускорил структурную перестройку капиталистической экономики и привел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь.

В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно -возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.

Экономический кризис 1929-1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.

В 1936 г. Германия и Япония подписали антикоминтерновский пакт - своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. После оформления фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Франции, Италии. На ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область переходила к Германии.

В октябре 1938г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от внешнего мира. В мае - августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.

К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстановке политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических решений:


Добиваться заключения военного союза с Англией и Францией, что могло бы стать преградой агрессии

Попытаться избежать войны переговорами с Германией, а в случае невозможности хотя бы избежать войны на два фронта, как можно быстрее ликвидировать конфликт на р. Халхин-Гол.

Первое направление стало официально прорабатываться сторонами в августе 1939 г., когда в Москву прибыла совместная англо-французская военная делегация, однако переговоры зашли в тупик и 21 августа закончились безрезультатно.

Второй путь открылся после настойчивых предложений Берлина, начиная с мая 1939 г., заключить договор с Советским Союзом. Советскому руководству было известно, что, наряду с переговорами в Москве, Англия вела секретные переговоры в Берлине. 15 августа в Москве начались переговоры между Молотовым и германским послом Шуленбергом. 23 августа после прилета Риббентропа в Москву СССР и Германия подписали договор о ненападении.

Договор о ненападении между СССР и Германией произвел сильнее впечатление в Японии. Кабинет Хиранумы подал в отставку. В апреле 1940 г. Япония заключила с СССР договор о нейтралитете.

В 20-е годы Советский Союз признали ведущие державы мира. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Фран-цией, Италией. В 20-е гг. активно развивалось экономическое сотрудничество с Германией. С приходом к власти в Германии фашисткой партии политика СССР претерпела изменения. В конце 1933 г. был разработан план коллективной безопасности. С этого времени и до августа 1939 г. со-ветская внешняя политика имела явную антигерманскую направленность, что подтвердили дого-воры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, заключенные в 1935 г. Тогда же 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию, а в 1936 г. поддержал Испанскую Республику в борьбе против генерала Франко.

Западные страны (прежде всего Англия, Франция, США) проводили политику «умиротворе-ния агрессора» и стремились направить его захватнические действия против СССР. Так, в сентяб-ре 1938 г, в Мюнхене Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии.

Напряженной была ситуация и на Дальнем Востоке. В 1928 г. произошел конфликт СССР с Китаем на Китайской восточной железной дороге (КВЖД), который был быстро урегулирован. Но здесь на Востоке Советскому Союзу противостояла Япония. В августе 1938 г. произошло крупное столкновение с японскими войсками в районе озера Хасан у Владивостока, а летом 1939 г. на реке Халхин-Гол. Японские войска были разгромлены.

Агрессивные действия фашистской Германии в Европе побудили Англию и Францию весной и летом 1939 г. вести переговоры с СССР о противодействии агрессору, но к августу 1939 г. эти переговоры зашли в тупик. Тогда СССР 23 августа 1939 г. подписал пакт о ненападении с Герма-нией (пакт Риббентропа – Молотова) сроком на десять лет. К нему был приложен секретный про-токол о разделе сфер влияния в Европе. В советскую сферу вошли часть Польши (Западная Ук-раина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия, Финляндия.

Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Фран-ция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Так 1 сентября 1939г. началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939г. Красная Армия перешла границу Польши и установила контроль над Западной Украиной и Западной Белоруссией, которые были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение сфер влияния в Европе. В сентябре-октябре 1939 г. были подписаны договоры о взаимопомощи между СССР, с одной стороны, Эстонией, Латвией и Лит-вой, с другой. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. После тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) часть территории Финляндии (весь Карельский перешеек с г. Выборгом) отошла СССР. В июне 1940 г. правительство СССР по-требовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуж-дены были удовлетворить эти требования.

Германия тем временем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к напа-дению на СССР.

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом - межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам В. М. Молотовым, со стороны Германии - министром иностранных дел И. фон Риббентропом.

Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши - в сферу интересов Германии.

65.Идеологические основы развития советского общества. Массовые репрессии. «Культ личности» И.В.Сталина.

Прошло уже почти 20 лет с начала перестройки и 12 лет после распада СССР и все это время идет болезненный, но необходимый процесс осмысления произошедшего российскими интеллектуалами.

Советская официальная идеология формировалась на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в общих чертах была закончена в 30-е годы. Хотя затем она и подвергалась определенной модернизации. Вплоть до 50-х годов идеология советского марксизма воспринималась подавляющим большинством советского общества как нерушимая, абсолютная истина. Люди могли критически относиться к какому-либо партийному и советскому деятелю, но им и в голову не приходило сомневаться в истинности самой марксистской идеологии. Более того, негативно воспринимаемых политиков как раз подозревали не в чем ином как в отходе от марксизма. Начиная с 60-х годов эта официальная идеология стала сдавать свои позиции, сначала в среде интеллигенции, затем и более широких слоях советского общества. Согласно этой идеологии, Источник исторического процесса – материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производительные силы, порождающие новые экономические формы и общественные отношения. Это вызывает необходимость перемены устаревших политических и идеологических форм. В ХХ веке возникло первое государство, где трудящиеся – городские рабочие и беднейшие крестьяне, то есть деревенский пролетариат победили в результате социалистической Революции и выгнали или уничтожили капиталистов, помещиков, купцов, дворян. Таким образом, Советский Союз есть государство рабочих и крестьян, свободно трудящихся, созидающих новое общество и идущих к коммунизму.

Сталинские репрессии - массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем И. В. Сталина.

Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Репрессии проводились также по социальному признаку против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей.

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты. Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное. К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли; их действия были приписаны Сталину. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность:

1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и 2) исповедовать православную веру.

Будучи преемником и наследником византийского императора, царь-самодержец, согласно СЗРИ, получал власть непосредственно от Бога. Поэтому любое покушение на верховную власть императора или его отказ хотя бы от части своих прерогатив считались святотатством. Конечно, самодержавие могло проводить реформы сверху, но в его намерения никогда не входило создание какого-либо конституционного органа, т.к. он неизбежно стал бы оплотом организованной оппозиции. В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства - Совет Министров - имел также консультативные функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах. Как и в прошлом, высшие государственные чиновники в подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Дворянская аристократия также занимала ключевые должности в провинции, и прежде всего пост губернатора. Сохраняли свое влияние на местах и дворянские собрания, представлявшие собой одновременно выборный орган дворянского самоуправления и основное звено административной системы.

Единственное значительное изменение данного института затрагивало его состав, неуклонно падал удельный вес представителей помещиков и, параллельно, увеличивалось представительство дворянства, избравшего путь государственной службы или предпринимательства. Помещики оставались очень консервативной и по-прежнему влиятельной (хотя и неуклонно терявшей свое влияние) силой. Между ними и верхушкой чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь. По мнению помещиков чиновничество (большинство представителей которого принадлежали к дворянскому сословию) переродилось "в класс внесословных интеллектуалов", став "непреодолимой стеной, которая разделила монарха и его народ". Даже робкие попытки высшего чиновничества провести необходимую модернизацию России (не в последнюю очередь с целью самосохранения дворянства как класса) встречали неизменно резкий отпор консервативной и недальновидной помещичьей среды. Совершенно отстранена от политической власти была набиравшая силу русская буржуазия. Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894 - 1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически оказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их "бессмысленными мечтаниями", заявил: "Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель". На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие. Социальная база самодержавия медленно, но неуклонно сокращалась. Однако Николай II этого не понимал.

Особенности экономического развития. Деятельность С.Ю. Витте

Подобно тому, как политическая система Российской империи значительно отличалась от западной, свою специфику имело и развитие капитализма. Понимая, что развитие промышленности необходимо для поддержания должного уровня боеготовности армии, правительство с очень большим опасением смотрело на социальные последствия индустриализации - возрастание роли буржуазии и появление пролетариата. Соперничество с европейскими державами вынуждало русское самодержавие создавать широкую сеть железных дорог и финансировать тяжелую промышленность. Таким образом, железнодорожное строительство (только за период с 1861 по 1900 г. было построено и введено в эксплуатацию51 600 км железных дорог, причем 22 тыс. из них были введены в эксплуатацию в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 г.) дало значительный импульс развитию всей экономики в целом и превратилось в движущую силу индустриализации России. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом относительно скромным (2,5 - 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог. На пути к реальным переменам стояли два основных препятствия: первое - слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательной способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе - нестабильность финансового рынка и слабость банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Она приняла конкретные формы в 1880-е гг., а в полную меру проявилась в 1890-е гг. Продолжая дело, начатое его предшественниками Михаилом Х. Рейтерном, Николаем Х. Бунге и Иван А. Вышнеградским, Сергей Юльевич Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., сумел убедить Николая II в необходимости проведения последовательной программы развития промышленности. Эта программа предполагала резкое усиление роли государства в экономике, значительную поддержку национальной промышленности (как казенной, так и, прежде всего, частной) и состояла из четырех основных пунктов:

1) жесткая налоговая политика, которая, будучи весьма льготной для промышленности, требовала значительных жертв со стороны городского, а в особенности сельского населения. Тяжелое налоговое обложение крестьянства, постоянно растущие косвенные налоги на товары широкого потребления (в первую очередь государственная винная монополия - 1894 г.) и другие меры гарантировали в течение 12 лет бюджетные излишки и позволили высвободить необходимый капитал для вложения в промышленное производство и размещение государственных заказов на промышленных предприятиях (т.о. основными плательщиками налогов стали не предприниматели, а население);

2) строгий протекционизм, который оградил начавшие развиваться секторы отечественной промышленности от иностранной конкуренции;

3) денежная реформа (1897 г.), гарантировавшую стабильность финансовой системы и платежеспособность рубля. Была введена система единого обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость, жесткая упорядоченность права эмиссии - в результате золотой рубль на рубеже веков превратился в одну из устойчивых европейских валют. Реформа также повлияла на расширение иностранных капиталовложений, чему в немалой мере способствовало развитие банковского дела, причем некоторые банки приобрели первостепенное значение (например, Русский банк для внешней торговли, Северный банк, Русско-Азиатский банк).

4) привлечение иностранного капитала. Оно производилось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия (иностранные фирмы в России, смешанные предприятия, размещение русских ценных бумаг на европейских биржах, и т.д.), либо в виде государственных оп! ционных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском, но главным образом на французском рынках ценных бумаг. Доля иностранного капитала в акционерных обществах, по разным источникам, варьируется от 15 до 29% от общего капитала. На самом деле более показательными представляются суммы капиталовложений по отраслям и странам за десятилетие с 1890 по 1900 г. Наибольшее количество иностранных инвестиций шло в угольную промышленность и металлургию, а среди иностранных инвесторов составляли большинство французы и бельгийцы, им принадлежало 58% капиталовложений, в то время как немцы владели всего 24%, а англичане - 15%. К концу XX в. приток иностранного капитала стал массовым явлением.

Такое положение, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между Витте и теми деловым кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами с одной стороны, и с другой - такими министрами, как Михаил Н. Муравьев (МИД) и Алексей Н. Куропаткин (Военное министерство), поддержанными помещиками. Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Противники Витте считали, что опора на заграницу неизбежно ставила Россию в подчиненное положение к иностранным инвесторам, а это, в свою очередь, создавало угрозу национальной безопасности. В марте 1899 г. Николай II решил спор в пользу Витте. Последний убедил царя в том, что стабильность политической власти в России гарантировала ее экономическую независимость. ("Только разлагающиеся нации могут бояться закрепощения их прибывающими иностранцами. Россия не Китай!").

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии 1890-х гг. Однако вскоре обнаружились и связанные с ним проблемы: стоило в последние месяцы 1899 гг. произойти свертыванию иностранных инвестиций в связи с мировым экономическим кризисом, как тут же появились затруднения с получением новых кредитов и в российских банках и их вздорожание. Как следствие наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности, контролируемой в значительной степени иностранным капиталом или выполняющей государственные заказы. Все же результаты экономической политики Витте были впечатляющими. За тринадцать лет (1887 - 1900 гг.) занятость в промышленности увеличивалась в среднем на 4,6% в год, Общая протяженность железнодорожной сети удвоилась за двенадцатилетний срок (1892-1904 гг.). За эти годы было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что значительно упростило дальнейшее освоение региона, были проложены новые железнодорожные ветки, имеющие скорее стратегическое, нежели экономическое, значение. Так, например, строительство ветки Оренбург - Ташкент, запланированное по соглашению с правительством Франции в тот период, когда вследствие инцидента в Фашоде (Судан) испортились отношения между Францией и Британией, имело единственной целью обеспечить связь между европейской частью России и Средней Азией в предвидении возможных совместных военных действий против британских колоний.

"Железнодорожная лихорадка" способствовала развитию надежной современной металлургической промышленности с высокой концентрацией производства (13 промышленных рабочих была занята на 2% предприятий). За 10 лет производство чугуна, проката и стали утроилось. Добыча нефти увеличилась в пять раз, а Бакинский регион, освоение которого развернулось с 1880 г., к концу 1900 г. давал половину мировой добычи нефти. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных заводов. Он на тридцать лет вперед определил лицо промышленной карты России. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Санкт-Петербурга, где сосредоточились такие промышленные гиганты, как Путиловские заводы, насчитывавшие более 12 тыс. рабочих, металлургические и химические предприятия. Урал же, напротив, пришел к то му времени в окончательный упадок из-за своей социальной и технологи ческой отсталости. Место Урала заняла Новороссия. Разработка запасов железной руды Криворожья и каменного угля в Донбассе позволили ей выйти на одно из первых мест в империи по темпам экономического развития. В районе Лодзи (Польша) примерно в равной пропорции были представлены тяжелая и перерабатывающая промышленность. В портовых городах Балтики (Рига, Ревель, Санкт-Петербург) развивались отрасли промышленности, для которых требовалась рабочая сила более высокой квалификации, такие как точная механика, электрооборудование, военная промышленность. В портах Причерноморья развивалась химическая и особенно пищевая промышленность. Многоотраслевой стала промышленность Москвы. По-прежнему ведущим оставалось текстильное производство в районе верхнего течения Волги. Небывалый подъем экономики в конце XIX в. способствовал накоплению капиталов, но одновременно с этим и появлению новых социальных прослоек с их проблемами и запросами, чуждыми самодержавному обществу. Он породил, тем самым, серьезный дестабилизирующий фактор в этой жесткой и неподвижной политической системе.

Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения, и неразвитый потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. Основным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и промышленностью, опирающейся на передовую технологию. Россия стала страной с многоукладной экономикой. Одним из последствий экономического развития 1890-х гг. стало образование промышленного пролетариата. Ленин считал, что пролетарское и полупролетарское население города и деревни достигало 63,7 млн. человек, однако это явное преувеличение. В действительности же количество рабочих, занятых в различных отраслях сельского хозяйства, промышленности и торговли, не превышало 9 млн. Что же касается рабочих в строгом (европейском) смысле слова,! их насчитывалось всего 3 млн. Тем не менее, чрезвычайно высокий уровень промышленной концентрации способствовал возникновению подлинного рабочего класса. Русский пролетариат был молодым, с ярко выраженным разделением между небольшим ядром квалифицированных рабочих и подавляющим большинством недавних выходцев из деревни, не отличавшихся высокими профессиональными навыками и не утративших связь с родной деревней. Это разделение четко ощущалось самими рабочими и препятствовало их объединению для борьбы за свои права. Отличительной чертой русского пролетариата был невысокий удельный вес т.н. "рабочей аристократии", настроенной достаточно умеренно. Около трети рабочих жили за пределами традиционных промышленных центров: вокруг изолированно стоящих заводов, вдоль путей сообщения, либо неподалеку от источников энергоснабжения.

Как известно, еще в царствование Александра III в России появились зачатки рабочего законодательства, однако в целом условия труда и быта рабочих оставались крайне тяжелыми. Нерешенность и острота рабочего вопроса проявилась в серии стачек, наиболее значительной из которых была стачка в мае-июне 1896 г. 35 тысяч работников текстильной промышленности С.-Петербурга. Они выдвигали чисто экономические и социальные требования. Правительство, испугавшись размаха и длительности забастовки, пошло на уступки, в июне 1897 г. рабочий день был ограничен 11,5 часами, обязательным выходным днем было объявлено воскресенье. Однако, подобно предыдущим этот закон плохо соблюдался, а у правительства не было достаточных сил и возможностей для того, чтобы контролировать предпринимателей, категорически противившихся какому бы то ни было вмешательству властей в их отношения с рабочими. В принципе все виды рабочих объединений и профсоюзов были запрещены. Однако, чтобы предупредить возможные контакты между рабочими и агитаторами, власти решили создать официальные профсоюзы, которые получили название зубатовских по имени Сергея В. Зубатова, перешедшего, подобно многим бывшим революционерам, на службу в царскую! охранку, а с 1896 г. возглавившего Московское охранное отделение. Идея Зубатова была проста и полностью соответствовала самодержавной идеологии, согласно которой царь-батюшка являлся естественным защитником рабочего люда. Поскольку забастовки и всякие другие формы рабочего движения не разрешались, правительству надлежало самому взять в руки заботу о "законных" (т.е. экономических) интересах трудящихся.

Таким образом, власти стремились укрепить традиционные верноподданические настроения в рабочей среде и избежать постепенного перерастания борьбы рабочих за свои права в революционную борьбу против существующего строя, направив их недовольство против частных предпринимателей. Существование зубатовских профсоюзов (особенно влиятельных в Москве, где они почти полностью монополизировали влияние на рабочих) стало причиной острого конфликта между Министерством финансов (С.Ю. Витте) и МВД (В.К. Плеве) Исходя из стремления обеспечить высокие темпы экономического роста Витте категорически протестовал против поддержки государством рабочих организаций в любом их виде. Плеве, в свою очередь, видя свою задачу прежде всего в искоренении революционных настроений долгое время видел в "зубатовщине" чуть ли не панацею. В действительности организации подобного рода оказались обоюдоострым оружием, ибо с одной стороны они восстанавливали против правительства промышленников, а с другой - прививали рабочему классу зачатки организованности, так, что в критической ситуации объединенные в "зубатовском" профсоюзе рабочие могли выйти из под контроля властей и использовать организационную форму официального профсоюза для борьбы с властями. Такие случаи отмечались, в частности на Украине в 1903 г. Недостаточная эффективность зубатовских организаций вызвала конфликт их основателя с министром внутренних дел Плеве и в том же 1903 г. Зубатов подал в отставку. Однако его организации распущены не были. В рабочей среде к началу XX в. накопился огромный потенциал недовольства существующим положением вещей.

Вместе с тем, вплоть до 1905 г. контакты между рабочей средой и профессиональными революционерами были весьма ограничены. Реформа 1861 г. освободила крестьян лишь с юридической точки зрения, не дав им экономической независимости. Юридические меры подчинения исчезли, однако экономическая зависимость крестьян от помещика сохранилась и даже усилилась. Из-за значительного прироста крестьянского населения (на 65% за 40 лет) все более острым становился недостаток земли (хотя и в это время земельные наделы русских крестьян были больше, чем у их собратьев в Европе!). 30% крестьян составили "излишек" населения, экономически ненужный и лишенный занятости. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи снизился до двух десятин, это было намного меньше того, что она имела в 1861 г (тогда это был едва ли не минимальный возможный надел). Положение усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники. 13 крестьянских дворов была безлошадной, еще 13 имела всего одну лошадь. Неудивительно, что русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5 - 6 ц. с га, тогда как в Западной Европе в среднем - 20-25). Обнищание крестьянского населения усугублялось усилением налогового гнета. Налоги, за счет которых в значительной мере шло развитие промышленности, ложились на крестьянство тяжелым бременем. В условиях падения цен на зерно (вдвое за 1851 - 1900 гг.) и роста цен на землю и арендной платы нужда в наличных деньгах для уплаты налогов вынуждала крестьянина продавать часть необходимой для собственного потребления сельскохозяйственной продукции. "Мы будем меньше есть, но будем больше экспортировать", - заявил в 1887 г. министр финансов Вышнеградский.

Четыре года спустя в перенаселенных черноземных губерниях страны разразился страшный голод, унесший десятки тысяч жизней. Он вскрыл всю глубину аграрного кризиса. Голод вызвал возмущение интеллигенции, способствовал мобилизации общественного мнения, потрясенного неспособностью властей предотвратить эт у катастрофу, тогда как страна экспортировала ежегодно пятую! часть у рожая зерновых. Находясь в зависимости от устаревшей сельскохозяйственной техники, от власти помещиков, которым они продолжали выплачивать высокую арендную плату и вынуждены были дешево продавать свой труд, крестьяне в большинстве своем терпели еще и мелочную опеку общины. Община устанавливала правила и условия периодического перераспределения земель (в строгой зависимости от количества едоков в каждой семье), календарные сроки сельских работ и порядок чередования культур, брала на себя коллективную ответственность (до 1903 г., отменена по инициативе Витте) за выплату налогов и выкупных платежей каждого из своих членов. Община решала, выдать или нет паспорт крестьянину, чтобы он мог покинуть насовсем или на время свою деревню и искать работу в другом месте. Чтобы стать полным собственником, крестьянину надо было не только полностью рассчитаться за землю, но и получить согласие не менее двух третей членов своей общины. Существование общины почти полностью затормозило экономическое развитие деревни, тем не менее она сохранялась, поскольку считалась гарантом политической стабильности в крестьянской среде.

Сохранение общинных традиций имело также другие последствия - оно задержало процесс социального расслоение в деревне. Чувство солидарности, принадлежности к общине мешало зарождению классового сознания у крестьян, тем самым тормозился процесс пролетаризации самых обездоленных. Даже после переселения в город крестьяне-бедняки, ставшие рабочими, не теряли полностью связь с деревней, по крайней мере в течение одного поколения. За ними сохранялся общинный надел и они могли вернуться в деревню на время полевых работ. (Однако начиная с 1900 г. практика эта заметно сократилась, особенно среди петербургских и московских рабочих, которым удалось перевезти в город и свои семьи.) В противовес этому общинные традиции замедлили экономическое раскрепощение и наиболее богатого сельского населения, кулаков, хотя, конечно, кулачество начало выкупать земли, брать в арену инвентарь, использовать на сезонных работах батраков,! давать им деньги в долг.

Расширение железнодорожной сети должно было активизировать товарообмен, что привело бы к значительному увеличению городского потребительского рынка. Однако большинство русских городов все еще было слишком слабо развито в экономическом отношении и, как следствие, бедно. Поэтому сельским производителям (кулакам) зачастую просто некому было продавать свою продукцию. На рубеже веков в России, по существу, не существовало того слоя общества, который можно было бы назвать деревенской буржуазией. В деревне бытовало совершенно особое отношение к собственности на землю, объяснявшееся общинным укладом. Они были твердо убеждены, что земля не должна принадлежать никому, будучи не предметом собственности, а скорее изначальной данностью их окружения, подобно, например, солнцу. Такого рода представления толкали крестьян на захват господских земель, лесов, помещичьих пастбищ и т. д. Наследие прошлого также ощущалось в консервативном мышлении землевладельцев. Помещик не стремился внедрять технические усовершенствования, которые увеличили бы производительность труда: рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно, так как крестьянское население постоянно росло; кроме того, помещик мог использовать примитивный инвентарь самих крестьян, привыкших к барщине. Имелись, конечно, и некоторые исключения, в основном на окраинах - в Прибалтике, Причерноморье, в степных районах юго-востока, в тех местностях, где давление общинного уклада и пережитки крепостничества были слабее. Поместное дворянство постепенно приходило в упадок из-за непроизводительных расходов, которые в конечном итоге привели к переходу земли в руки других социальных слоев. Однако процесс проходил достаточно медленно и не решал острейшей проблемы крестьянского малоземелья.

Страница 1 из 3

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России 20 века с 1900 по 1940 года. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Cобытия истории России 20 век

Создание Партии социалистов-революционеров (эсеров)

Создание профессиональных рабочих организаций, действовавших под контролем охранных отделений полиции

1901, 14 фев.

Покушение эсера П. В. Карповича на министра народного просвещения Н. П. Боголепова

Столкновения рабочих Обуховского завода в Петербурге с полицией («Обуховская оборона»)

Русско-китайское соглашение о поэтапном выводе русских войск из Манчжурии

1902, мар. – апр.

Крестьянские волнения в Харьковской и Полтавской губерниях

Убийство министра внутренних дел Д. С. Сипягина эсером С. В. Балмашевым

Собрание представителей земств в Москве. Принятие программы умеренно-либеральных реформ

Создание «Общества для продажи изделий русских металлургических изделий» («Продамет»), одного из первых синдикатов

Массовая стачка в Ростове-на-Дону

Завершение строительства Транссибирской магистрали, связавшей Европейскую Россию с Дальним Востоком

1903, 26 фев.

Высочайший манифест о неприкосновенности общинного землевладения и праве на аренду крестьянами земельных участков за пределами общинных земель

Введение ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. Учреждение должности представителя рабочих на промышленных предприятиях

Массовые стачки на предприятиях Юга России

2-й съезд РСДРП (Брюссель, Лондон). Раскол партии на «большевиков» (во главе с В. И. Лениным) и «меньшевиков» (во главе с Л. Мартовым)

Отставка С. Ю. Витте с поста министра финансов и назначение его председателем Кабинета министров

Разрыв Японией дипломатических отношений с Россией

Объявление Австро-Венгрией войны России

Создание Земского союза и Всероссийского союза городов

Назначение великого князя Николая Николаевича Главнокомандующим русской армии

Восточно-Прусская операция

Галицийская битва

Варшавско-Ивангородская операция

Объявление Россией войны Турции

Лодзинская операция

Арест членов большевистской фракции в Государственной думе

1915, мар. – апр.

Соглашения с Великобританией и Францией о передаче России Константинополя и Черноморских проливов после окончания войны

Отступление русских войск из Галиции (Горлицкий прорыв)

Кяхтинский договор с Китаем и Монголией о невмешательства во внутренние дела последней

Образование объединенного комитета Земского и Городского союзов (Земгор)

Отступление русских войск из Царства Польского

Оформление «Прогрессивного блока» в Государственной думе (вошли «прогрессивные» националисты, октябристы, кадеты, «прогрессисты» и др.) Учреждение «Особых совещаний» при императоре

Принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего

Эвакуация Варшавского университета в Ростов-на-Дону (с 1931 Ростовский университет)

Отставка И. Л. Горемыкина. Назначение председателем Совета министров Б. В. Штюрмера

Взятие русскими войсками Эрзерума

Взятие русскими войсками Трапезунда

Наступление войск Юго-Западного фронта («Брусиловский прорыв»)

Восстание в Туркестане (после высочайшего указа о призыве жителей Туркестана на принудительные работы)

Отставка Б. В. Штюрмера. Назначение председателем Совета министров А. Ф. Трепова

Убийство Г. Е. Распутина

Отставка А. Ф. Трепова. Назначение председателем Совета министров князя Н. Д. Голицына

Открытие в Перми отделения Петроградского университета (с мая 1917 Пермский университет)

Короткий период относительной экономической стабильности и благополучия сменился в 1929 году кризисом. Кризисы в экономическом развитии промышленных стран случались в среднем каждые 10 лет. Но кризис, начавшийся в 1929 году, оказался во многих отношениях уникальным. Промышленное производство не просто сократилось, оно было отброшено к уровню начала века. Это вызвало резкий рост безработицы, она стала массовой и длительной. Вторая особенность кризиса — его масштаб. Он стал глобальным. Третья особенность кризиса — его продолжительность. Он начался в 1929 году и продолжался до 1932 года. Но и после того, как спад прекратился и в 1933 году появились признаки оживления, экономика вплоть до начала второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня. Ни один кризис не порождал столь масштабных экономических последствий. Не случайно 30-е годы вошли в историю как Великая депрессия.

Рыночная экономика развивается циклически. Подъем сменяется спадом, кризисом, который, в свою очередь, оживлением, подъемом и так далее. Кризис можно сделать менее болезненным, но избежать его было невозможно в условиях рыночного хозяйства. Почему данный кризис оказался таким глубоким и длительным?

В значительной мере это было следствием удара, нанесенного мировому хозяйству войной и действиями держав-победительниц после нее. Традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами. Война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американских финансовой системы, но именно она оказалась весьма хрупкой. На Нью-Йоркской фондовой бирже — крупнейшей в мире — воцарилась в 20-х годах невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Все стремились купить акции лишь для того, чтобы затем их перепродать. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение. В «черный вторник» 29 октября 1929 года падение курсов акций обернулось потерей 10 миллиардов долларов. С этого момента зашаталась вся финансовая система США, а с ней и финансы остального мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейцам, Германия перестала платить репарации, Англия и Франция — долги. Банки становились неплатежеспособными, прекращали денежные операции. Денег в обращении становилось все меньше, а экономическая активность — все ниже.

Правительства западных стран оказались совершенно неподготовленными к такому развитию событий, т.к. в обществе господствовало представление о том, что вмешательство государства в экономику оправдано только в годы войны, а не в мирное время. Кризис ударил и по государственным финансам: налоговые поступления стали сокращаться, появился дефицит бюджета. Все правительства начали дружно сокращать расходы, увольняя служащих, экономя на социальных затратах. Эти действия усугубляли кризис.

Кризис был мировым, и было бы естественно, если правительства попытались бы скоординировать свои действия. Однако произошло как раз наоборот — каждое государство, стремясь отгородиться от этого бедствия на свой страх и риск, возводило новые таможенные барьеры. В итоге мировая торговля упала втрое, усугубив перепроизводство в каждой из стран.

Социальные последствия кризиса. Безработица

Кризис такой глубины и длительности не мог не вызвать тяжелейших социальных последствий. Число безработных приблизилось к 30 миллионам, что составило от 1/5 до 1/3 рабочей силы. Пособия по безработице выплачивались лишь в немногих странах. Основная масса потерявших работу, исчерпав сбережения, вскоре оказалась без средств к существованию. Благотворительные организации, созданные для оказания помощи обездоленным, были не в состоянии обеспечить всех нуждающихся. В самой богатой стране мира — США — безработные могли рассчитывать, самое большее, на тарелку супа.

Кризис ухудшил положение фермеров и крестьян. Упал спрос на продовольствие, снизились цены на него и, соответственно, доходы сельских товаропроизводителей. Многие хозяйства становились убыточными и разорялись. Подобная участь постигла мелких торговцев и ремесленников, особенно многочисленных в Европе. Под угрозой оказалось существование и среднего класса — служащих, врачей, юристов, преподавателей. Они могли лишиться того, что совсем недавно было предметом их гордости: собственного дома, квартиры, автомобиля. Итогом кризиса стала массовая бедность. Миллионы людей кочевали с места на место, перебивались случайными заработками, жили в сколоченных из жести и картона клетушках, озабоченные только хлебом насущным. Рушились сложившиеся социальные связи, семьи, традиционные жизненные ценности.

Изменение настроений в обществе. На смену относительной умиротворенности, утвердившейся в 20-х годах, вновь, как и после первой мировой войны, пришло недовольство. Длительность кризиса породила настроения безысходности. Одни впадали в апатию, их охватывало полное безразличие, другие оказались подвержены приступам слепой ярости, проявляли готовность к насилию. Вновь, как и после первой мировой войны, возникло разочарование в существующем порядке. Этими настроениями воспользовались коммунисты и фашисты.

Политическая нестабильность и поиск путей выхода из кризиса. Установившаяся в 20-х годах относительная политическая стабильность стран Запада ушла в прошлое. В ряде стран началась частая смена правительств, в Испании в ходе революции была свергнута монархия. Политические партии, стремясь преодолеть нестабильность, пытались создать более широкие коалиции. В других странах правительства начинали управлять страной, игнорируя парламент и издавая чрезвычайные декреты. Но все эти политические маневры не снимали с повестки дня вопрос: как выйти из кризиса, разрядить социальную напряженность. Во всех странах шли активные поиски ответа на него.

Кризис в Азии, Африке и Латинской Америке

Страны Латинской Америки, Азия и Африка, будучи поставщиками сырья для промышленно развитых держав, также стали жертвами кризиса. Для них он означал сокращение спроса на производимое продовольствие и сырье и, как следствие, падение цен. Пытаясь стабилизировать цены, многие страны шли на крайние меры — уничтожение излишков продукции. В Аргентине зерном топили топки паровозов и пароходов. В океан было выброшено 11 миллионов мешков первоклассного бразильского кофе. Массовая безработица и разорение крестьян стали в 30-х годах причиной острой социальной и политической борьбы. Развитие стран Латинской Америки, имевших давнюю историю политической независимости, отличалось от ситуации в Азии и Африке, поделенных на колонии европейских государств. Но повсеместно кризис стал толчком к росту движения за освобождение от иностранной зависимости.

Кризис и международные отношения

Кризис сказался и на международных отношениях. Страны Запада предпочли перекладывать его тяготы друг на друга, вместо того чтобы искать совместные пути выхода. Это обострило отношения между великими державами и парализовало их способность поддерживать ими же установленный мировой порядок. Раньше всех этим воспользовалась Япония, открыто нарушившая договоренности относительно Китая, достигнутые на Вашингтонской конференции. В 1931 году она оккупировала Маньчжурию (Северо-Восточный Китай) и превратила ее в базу для подготовки дальнейшей агрессии против Китая и СССР Робкие попытки Лиги Наций призвать Японию к порядку привели к ее демонстративному выходу из этой организации. В итоге действия агрессора оказались безнаказанными. В Германии в 1933 году к власти пришли фашисты с их программой ревизии Версальского договора и пересмотра границ. Итальянские фашисты выдвинули план экспансии в Африке и Средиземноморье. Все это создало очевидную угрозу Версальско-Вашингтонской системе. Экономический кризис привел, в конечном счете, к формированию очагов новой мировой войны.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997