Что производили в древнем китае. Кто изобрёл порох

За всю историю человечества было немало изобретений, которые полностью перевернули ход истории в те или иные моменты. Но единицы из них имеют значение планетарного масштаба. Изобретение пороха относится именно к таким редким открытиям, которые дали большой толчок к появлению и развитию новых отраслей науки и промышленности. Поэтому каждый образованный человек должен знать, где изобрели порох, в какой стране он впервые использовался в военных целях.

Предыстория появления пороха

Долгое время не утихали споры о том, когда изобрели порох. Одни приписывали рецепт горючего вещества китайцам, другие считали, что его изобрели европейцы, и только оттуда он попал в Азию. Трудно с точностью до одного года сказать, когда изобрели порох, но вот его родиной однозначно необходимо считать Китай.

Редкие путешественники, попавшие в Китай в Средневековье, отмечали любовь местных жителей к шумным весельям, сопровождавшимся необычными и весьма громкими взрывами. Самих китайцев это действо очень веселило, а вот европейцам внушало страх и ужас. На самом деле это был еще не порох, а просто бамбуковые побеги, брошенные в огонь. После нагрева стебли лопались с характерным звуком, который был очень похож на небесный гром.

Эффект от взрывающихся побегов дал почву для размышления китайским монахам, начавшим проводить эксперименты по созданию подобного вещества из природных компонентов.

История изобретения

Трудно сказать, в каком году китайцы изобрели порох, но существуют сведения о том, что уже в шестом веке китайцы имели представление о смеси нескольких компонентов, которая горит ярким пламенем.

Пальма первенства в изобретении пороха по праву принадлежит монахам даосистских храмов. Среди них было очень много алхимиков, которые постоянно проводили эксперименты по созданию Они соединяли различные вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию. Некоторые китайские императоры находились в тяжелой зависимости от этих снадобий, они мечтали получить вечную жизнь и не гнушались употреблением опасных смесей. В середине девятого века один из монахов написал трактат, в котором описывал практически все известные эликсиры и способы их применения. Но не это было самым важным - в нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир, который внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им неимоверную боль. Погасить пламя не удалось, и за несколько минут сгорел целый дом. Именно эти данные могут поставить жирную точку в споре о том, в каком году изобрели порох и где.

Хотя вплоть до десятого-одиннадцатого века порох в Китае не производили массово. К началу двенадцатого века появилось несколько китайских научных трактатов с подробным описанием компонентов пороха и необходимую для горения концентрацию. Стоит уточнить, что когда изобрели порох, он был горючим веществом и не мог взрываться.

Состав пороха

После изобретения пороха монахи потратили несколько лет на определение идеального соотношения компонентов. После долгих проб и ошибок появилась смесь, названная "огненным зельем" и состоящая из угля, серы и селитры. Именно последний компонент стал определяющим в установлении родины изобретения пороха. Дело в том, что отыскать селитру в природе довольно сложно, но в Китае она в большом избытке находится в почве. Известны случаи, когда она выступала на поверхность земли беловатым налетом толщиной до трех сантиметров. Некоторые китайские повара добавляли селитру в пищу для улучшения вкусовых качеств вместо соли. Они всегда замечали, что попадание селитры в огонь вызывало яркие вспышки и усиливало горение.

О свойствах серы даосы знали довольно давно, ее часто использовали для фокусов, которые монахи называли "магией". Последний элемент пороха - каменный уголь всегда использовался для получения тепла при горении. Поэтому не удивительно, что эти три вещества стали основой пороха.

Мирное применение пороха в Китае

В то время, когда изобрели порох, китайцы даже не представляли, насколько великое открытие они сделали. Волшебные свойства "огненного зелья" они решили использовать для красочных шествий. Порох становился основным элементом хлопушек и фейерверков. Благодаря правильной комбинации ингредиентов в смеси, в воздух взлетали тысячи огней, которые превращали уличное шествие в нечто совершенно особенное.

Но не стоит считать, что, имея такое изобретение, китайцы не понимали его важности в военном деле. Несмотря на то что Китай в Средние века не являлся агрессором, он находился в состоянии постоянной обороны своих границ. Соседние кочевые племена периодически совершали набеги на пограничные китайские провинции, и изобретение пороха пришлось как нельзя кстати. С его помощью китайцы надолго закрепили свои позиции в азиатском регионе.

Порох: первое применение китайцами в военных целях

Европейцы долгое время считали, что китайцы не использовали порох в военных целях. Но на самом деле эти данные ошибочны. Существуют письменные подтверждения того, что еще в третьем веке один из знаменитых китайских полководцев сумел победить кочевые племена с помощью пороха. Он заманил врагов в узкое ущелье, где предварительно были заложены заряды. Они представляли собой узкие глиняные горшки, наполненные порохом и металлом. К ним вели бамбуковые трубки с пропитанными серой шнурами. Когда китайцы их подожгли, грянул гром, несколько раз отраженный стенами ущелья. Из-под ног кочевников полетели комья земли, камни и металлические куски. Страшное происшествие заставило агрессоров надолго покинуть пограничные провинции Китая.

С одиннадцатого по тринадцатый век китайцы совершенствовали свой военный потенциал с помощью пороха. Они изобретали все новые виды оружия. Врагов настигали снаряды, запущенные из бамбуковых трубок, и орудия, запускаемые из катапульты. Благодаря своему "огненному зелью" китайцы выходили победителями практически из всех сражений, а слава о необычном веществе разлетелась по миру.

Порох покидает Китай: арабы и монголы начинают изготавливать порох

Приблизительно в тринадцатом веке рецепт пороха попал в руки арабов и монголов. По одному из преданий арабы выкрали трактат, в котором было подробное описание пропорции угля, серы и селитры, необходимые для идеальной смеси. Для того чтобы получить этот драгоценный источник информации, арабы уничтожили целый горный монастырь.

Неизвестно, так ли это было, но уже в том же веке арабы сконструировали первую пушку со снарядами из пороха. Она была довольно несовершенна и часто калечила самих солдат, но эффект от оружия явно покрывал человеческие потери.

"Греческий огонь": византийский порох

Согласно историческим источникам, от арабов рецепт пороха попал в Византию. Местные алхимики немного поработали над составом и стали использовать горючую смесь, называющуюся "греческий огонь". Она успешно показала себя при обороне города, когда огонь из труб сжег практически весь флот противника.

Доподлинно неизвестно, что входило в состав "греческого огня". Его рецепт хранили в строжайшей тайне, но ученые предполагают, что византийцы использовали серу, нефть, селитру, смолу и масла.

Порох в Европе: кто изобрел?

Долгое время виновником появления пороха в Европе считался Роджер Бэкон. В середине тринадцатого века он стал первым европейцем, описавшем в книге все рецепты изготовления пороха. Но книга была зашифрована, и воспользоваться ею не представлялось возможным. Если вы хотите знать, кто изобрел порох в Европе, то ответом на ваш вопрос будет история

Он являлся монахом и занимался алхимией на благо своего В начале четырнадцатого века он работал над определением пропорций вещества из угля, серы и селитры. После долгих опытов ему удалось растереть в ступке нужные компоненты в пропорции, достаточной для взрыва. Взрывная волна чуть не отправила монаха на тот свет. Но его изобретение положило начало новой эры в Европе - эры огнестрельного оружия.

Первую модель "стреляющей ступки" разработал все тот же Шварц, за что и был посажен в тюрьму в целях неразглашения тайны. Но монаха выкрали и тайно перевезли в Германию, где он продолжил свои опыты по усовершенствованию огнестрельного оружия. Чем закончил свою жизнь пытливый монах, до сих пор неизвестно. По одной из версий, он был взорван на бочке с порохом, по другой, благополучно умер в весьма преклонном возрасте. Как бы то ни было, но порох подарил европейцам большие возможности, которыми они не преминули воспользоваться.

Появление пороха на Руси

К сожалению, не сохранилось источников, которые пролили бы свет на историю появления пороха на Руси. Самой популярной версией считается заимствование рецепта у византийцев. Так ли оно было на самом деле - неизвестно, но порох на Руси называли "зельем", и он имел консистенцию порошка. Впервые огнестрельное оружие использовали в конце четырнадцатого века во время осады Москвы Стоит отметить, что орудия не имели большой поражающей силы. Они использовались для устрашения врага и лошадей, которые от дыма и грохота теряли ориентацию в пространстве, что сеяло панику в рядах нападающих.

К девятнадцатому веку порох получил большое распространение, но его "золотые" годы были еще впереди.

Рецепт бездымного пороха: кто изобрел?

Конец девятнадцатого века ознаменовался изобретением новых модификаций пороха. Нужно уточнить, что на протяжении десятилетий изобретатели пытались усовершенствовать горючую смесь. Так в какой стране был изобретен порох без дыма?Ученые считают, что во Франции. Изобретатель Вьель сумел получить пироксилиновый порох, имеющий твердую структуру. Его испытания произвели фурор, преимущества нового вещества были сразу же отмечены военными. Так называемый бездымный порох имел огромную силу, не оставлял нагара и ровно горел. В России он был получен на три года позже, чем во Франции. Причем изобретатели работали независимо друг от друга.

Через несколько лет предложил использовать в изготовлении снарядов нитроглицериновый порох, обладающий абсолютно новыми характеристиками. В дальнейшем в истории пороха было множество модификаций и усовершенствований, но каждое из них было призвано сеять смерть на огромные расстояния.

До сегодняшнего дня военные изобретатели ведут серьезную работу по созданию совершенно новых видов пороха. Кто знает, возможно, с его помощью в будущем они кардинально изменят историю человечества еще не один раз.

Жители западных стран часто думают, что их технологическое развитие всегда было на передовой и занимало лидирующие позиции на мировой арене. Не во всех случаях это так. Многие важные изобретения были впервые сделаны на таинственном западном востоке (именно так называют его европейцы). Более того, они были не просто революционными, а показывали высокий уровень развития общества. Сегодня мы поговорим о десяти вещах, которые впервые были созданы в Китае, но мы используем их до сих пор.

Спиртное

Китайцы первыми научились делать спиртное

Что может быть важнее изобретения алкоголя? Кроме того, что в средние века спиртное помогало смягчить суровые условия жизни, его использовали для стерилизации, когда ещё не было современных противомикробных средств, а мыло было в дефиците. Поспособствовал ли алкоголь развитию цивилизации - вопрос спорный, но факт остаётся фактом, спиртное многое дало человечеству: питьевую воду, возможность обрабатывать раны, дезинфицировать фрукты и всё, на что можно было налить алкоголь.

И, конечно же, впервые спиртное изобрели в Китае примерно 9 тысяч лет назад. В конце 90-х годов 20 века в северном Китае археологи обнаружили черепки от посуды со следами необычной жидкости. В ходе экспертизы было установлено, что это были следы первой медовухи, которую делали из риса, меда и фруктов.

Кроме того, были обнаружены музыкальные инструменты, похожие на флейту времён Каменного века. Судя по всему, люди во все времена любили тусоваться с друзьями.


Сначала в китае была разработана техника печати рисунка на шёлке, позже пришла идея печатать тексты

Все слышали о Гутенберге и его изобретении, не так ли? Этот человек - одна из ключевых фигур в развитии европейской культуры. Его печатная машинка помогла сделать огромный шаг в развитии не только Европе, но и многим другим странам. Но китайцы опередили Гутенберга, они изобрели печатную машинку намного раньше.

Во время правления династии Тан (618–907гг.), китайские инженеры использовали деревянные блоки для печати орнаментов на шёлке и других тканях. Потом они научились печатать небольшие буддистские тексты, чтобы люди могли носить мантры с собой. Первая печатная книга вышла в свет в 868 году. Это был переведённый текст индийских буддистов и назывался он «Алмазная сутра».

На заметку: Гутенберг родился в 1400 году, то есть через 540 лет после того, как появилась первая печатная версия «Алмазной сутры».


Первые бумажные деньги появились в Китае

Почти сразу после изобретения печатной машинки, китайцы придумали банкноты. Сегодня многие могут задаться вопросом, что же такого особенного в бумажных деньгах? Это же просто бумага. Но важно то, что мы до сих пор ими пользуемся. Почти все современные валюты представлены банкнотами, хотя по факту это просто раскрашенные бумажки, чья ценность зависит от людей, которые ими пользуются.

Первые банкноты начали распространяться в Китае еще до печати «Алмазной сутры», в 700-х годах, когда инфляция свела ценность китайской валюты на нет, и её использование сильно мешало бартеру. Тогда китайцы конвертировали золотые монеты в бумажный эквивалент.

Изготовление бумаги


Бумага, наиболее приближенная к современной, была впервые сделана в Китае

И как же люди могли изобрести печать и бумажные деньги, если у них не было основы для их изготовления? Около 100 года н.э. династия Хан (206 год до н.э. – 220 н.э.). научилась делать материал, на котором можно было писать. Первую бумагу делали из старых тряпок, бамбука, конопли и других волокнистых растений и материалов, из которых можно было получить кашицу, которую фильтровали, и после высыхания получалась бумага.

В то время как в мире были распространены пергамент и папирус, эта бумага была лучшего качества и более удобна в использовании. Она не требовала специальных условий хранения, как папирус, или специальной выделки шкуры животных, как пергамент.

Руль управления


Китайцы первыми разработали рулевое управление на морских судах

Пока весь мир использовал рулевые вёсла вместо встроенного руля, древние китайцы смело шагнули вперёд, придумав рулевое управление около 100 года н.э. Это изобретение позволило добиться более плавного управления судном, рулевые вёсла такого эффекта не давали, так как зависели напрямую от физических возможностей силача, который ими управлял. Всё, что требовалось сделать, чтобы судно изменило курс после изобретения руля - повернуть ручку. Первое описание подобного механизма в Европе произошло примерно на 1000 лет позже, в Южной Англии. Кажется, саксы утомились разворачивать корабли своими силами.


Первую зубную щётку изготавливали из щетины животных

В то время как весь мир пользовался жевательными палочками, в Китае изобрели зубную щётку. Первое упоминание о щётках относится к 1400-м годам, изначально их делали из щетины с задней части свиной шеи, которую прикрепляли к палочке из бамбука или слоновой кости. И если жевательные палочки использовались больше для того, чтобы извлекать кусочки пищи, застрявшие между зубами, и освежать дыхание (их в основном делали из ароматной древесины), щётки были предназначены именно для чистки и предотвращения потери зубов. Правда многие до сих пор против их использования.

Компас


Первый компас был разработан в Китае, он был не очень похож на современный, но его стрелка чётко указывала на север

И хотя это не то изобретение, которым мы пользуемся ежедневно, как зубной щёткой, первые магнитные компасы появились в Китае во время правления династии Хан. Из намагниченного металла делали что-то вроде стрелки, которая всегда показывала на север.

Изначально его использовали при погребении и других ритуалах, но вскоре обнаружили, что это приспособление помогает ориентироваться в пространстве как на земле, так и на воде. К тому времени, когда династия Тан пребывала в своём расцвете, компас уже приобрёл более привычный для нас вид.


Первый автоматический лук был сконструирован в Китае

Вряд ли вы найдёте средневековую картину, где не был бы изображён стрелок с арбалетом, который защищает стены своего города от врагов. Любителям рыцарских романов стоит поблагодарить китайцев за изобретение арбалета. Произошло это в период Сражающихся царств, который начался примерно в 480 году до н.э. и закончился к 221 году н.э., когда впервые была создана Китайская империя.

Преимуществом арбалета было то, что не нужен был сильный лучник, чтобы из него выстрелить. Около 200 года н.э. военный стратег Чжугэ Лян создал арбалет, который делал несколько выстрелов, это была первая попытка создания автоматического оружия.

Порох


Китайцы первыми изобрели порох и фейерверки

А вот и ещё одно оружие, которое обожают европейцы. К 300 году н.э. начали появляться записи о том, что если смешать определённые ингридиенты (сера, древесный уголь, селитра) и поджечь, то можно получить искры и даже взрыв. Это наблюдение привело к развитию приспособления для войны и для праздника, одной из первых вещей, которую сделали из этой смеси, был фейерверк.

К 900-му году н.э. китайцы начали использовать эту смесь, чтобы поджигать железные шары на городских стенах и направлять первые ракеты на войска врага. На западе первые упоминания о порохе появились только к 1200 году н.э. Скорее всего, это произошло после того, как европейцы первый раз побывали на востоке.


Впервые лапшу приготовили китайцы

Пока итальянцы отстаивали своё право считаться изобретателями лапши, археологи обнаружили доказательства того, что первыми её научились делать китайцы. В 2005 году на северо-западе Китая была обнаружена миска с окостенелой лапшой, погребенная под трёхметровым слоем пыли.

Предположительно этой миске с лапшой около 4000 лет, а злаки, из которых её делали, начали выращивать в Китае 7000 лет назад. И хотя доказано то, что лапшу китайцы готовили 4000 лет назад, возможно, они делали это и раньше, просто пока нет доказательств.

И хотя итальянцы продолжают настаивать, что лапшу придумали они, кажется, китайцы обошли их в этой борьбе.

Сегодня Китай производит великое разнообразие товаров от носков до суперсовременных гаджетов, которые покупают потребители по всему миру. Мало кто знает, что китайцы могут похвастаться и собственными изобретениями. Надеемся, что наша статья помогла вам в этом убедиться.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Уже в эту эпоху была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Так, на рубеже тысячелетий были изобретены бумага и тушь для письма. Также в это примерно же время создается и письменность в Китае. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности.

Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествий.

Бумага - изобретение древнего Китая

Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага . Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань – Цай Лун в 105 г. н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тыс. до н.э. (династия Шан).

Найдены такие артефакты как древний набивочный материал и упаковочная бумага, датируемые II в. до н.э. Самым старым образцом бумаги является карта из Фанматаня вблизи г. Тяньшуй.

В ІІІ в. бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Изобретения древнего Китая: бумажная банкнота хуэйцзи , напечатанная в 1160 г.

В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору». С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов (одни торговые управление потребляли ежегодно около 1,5 млн. листов). Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. Для бытовых нужд бумага делалась из риса или пшеничной муки (например, бумажные обои или туалетная бумага). Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была идеальна для живописи и каллиграфии. Технология производства изменилась в X в., когда вместо коры тутового дерева для изготовления писчей бумаги стали использовать бамбук. Срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали. Но с появлением дешевой бумаги, произведенной промышленным способом, с середины XIX в. кустарное бумажное производство стало быстро сокращаться.

Книгопечатание - изобретение древнего Китая

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок – это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 гг. н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618-907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты

Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031-1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 г., приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника

Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960-1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271-1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками. Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

В глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение – к периоду правления династии Сун (X-XIII). Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради. А с XVII в. в Китае была освоена техника цветной гравюры.

Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола.

Компас - изобретение древнего Китая

Первый прототип компаса , как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в I в. н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Изобретения древнего Китая: Модель китайского компаса периода династии Хань

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119).

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.

Уже во времена династии Хань в Китае знали, что одинаковые магнитные полюсы взаимно отталкиваются, а разные - притягиваются друг к другу. В X-XIII вв. китайцы обнаружили, что магнит притягивает только железо и никель. На Западе же это явление было открыто лишь в начале XVII в. английским ученым Джильбертом.

В мореходстве компас стал применяться китайцами еще в XI в. В начале XII в. китайский посол, прибывший в Корею морем, рассказал, что в условиях плохой видимости судно держало курс исключительно по компасу, прикрепленному к носу и корме, а иглы компаса плавали на поверхности воды.

Примерно в конце XII в. арабы вывезли на Запад водяной китайский компас.

Порох - изобретение древнего Китая

Порох был разработан в Китае в X в. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 г. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями – толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули. Позже на рубеже XIII – XIV вв. в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Фейерверки

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки . В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку – ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира. Некоторые считают, что изобретателем пороха или предвестником изобретения был Вэй Боян во II в.

Китайские технологии в металлургии

В (403-221 до н.э.) китайцы имели самые передовые технологии в металлургии , включая доменные печи с дутьём и вагранки, а кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс были известны во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Возникновение сложной экономической системы в Китае породило такое изобретение, как бумажные деньги во времена династии Сун (960-1279). Изобретение пороха вызвало ряд уникальных изобретений, таких как горящее копьё, наземные мины,морские мины, пищали, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями. Используя навигационный компас и применяя известный с I в. штурвал с ахтерштевнем, китайские моряки достигли больших успехов в управления кораблём в открытом море, и в XI в. они доплывали до Восточной Африки и Египта. Что касается водяных часов, то китайцы использовали анкерный механизм с VIII в., а цепной привод с XI в. Они также создали большие механические кукольные театры, приводимые в движение водяным колесом, колесо со спицами и торговый автомат, управляемый колесом с плицами.

Одновременно существовавшие культуры Пэйлиган и Пэнтоушань являются старейшими неолитическими культурами Китая, они возникли около 7 тыс. до н.э. Изобретения эпохи неолита доисторического Китая включают серповидный и прямоугольный каменные ножи, каменные мотыги и лопаты, культивирование проса, риса и соевых бобов, шелководство, строительство сооружений из землебита, дома, оштукатуренные известью, создание гончарного круга, создание керамических изделий со шнуровым и корзиночным дизайном, создание керамического сосуда на трёх ножках (треножника), создание керамической пароварки, а также создание церемониальных сосудов для гадания. Франческа Брэй утверждает, что одомашнивание быков и буйволов в период культурыЛуншань (3000-2000 до н.э.), отсутствие в эпоху Луншань орошения и высокоурожайных сельскохозяйственных культур, полностью доказанное культивирование засухоустойчивых зерновых культур, которые дают высокую урожайность «только тогда, когда почва тщательно обработана». Это объясняет высокие урожаи сельскохозяйственной продукции, обусловившие рост китайской цивилизации во времена династии Шан (1600-1050 до н.э.). Вместе с последующим изобретением рядовой сеялки и стального плуга с отвалом китайское сельскохозяйственное производство могло прокормить гораздо больше населения.

Сейсмоскоп - изобретение древнего Китая

В эпоху поздней Хань императорский астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп , который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях. Это устройство не сохранилось до наших дней. О его конструкции можно судить по неполному описанию в «Хоу Хань шу» («История Второй Хань»). Хотя некоторые детали этого устройства до сих пор не известны, общий принцип вполне ясен.

Сейсмоскоп был отлит из бронзы и имел вид винного сосуда с куполообразной крышкой. Диаметр его составлял 8 чи (1,9 м). По окружности этого сосуда размещались фигуры восьми драконов или только голов драконов, ориентированных по восьми направлениям пространства: четыре страны света и промежуточные направления. Головы драконов имели подвижные нижние челюсти. В пасти каждого дракона помешался бронзовый шар. Рядом с сосудом под головами драконов помещались восемь бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Внутри сосуда, вероятно, содержался перевернутый маятник, типа того, что входит в конструкцию современных сейсмографов. Этот маятник был связан системой рычагов с подвижными нижними челюстями голов дракона. При землетрясении маятник приходил в движение, открывалась пасть дракона, находящегося со стороны эпицентра подземного толчка, шар падал в рот жабы, производя сильный шум, который служил сигналом для наблюдателя. Как только один шар выпадал, внутри срабатывал механизм, предотвращающий выпадение других шаров при последующих толчках.

Как свидетельствуют летописи, прибор действовал достаточно точно. Сейсмоскоп Чжан Хэна был чувствительным даже для регистрации небольших толчков, проходящих на расстоянии сотен ли (0,5 км.). Действенность этого прибора была продемонстрирована вскоре после его изготовления. Когда шар первый раз выпал из пасти дракона, никто при дворе не поверил, что это означало землетрясение, поскольку толчки в этот момент не ощущались. Но через несколько дней прибыл посыльный с вестью о землетрясении в городе Лунси, который находился к северо-западу от столицы на расстоянии более чем 600 км. С тех пор обязанностью должностных лиц астрономического ведомства было делать записи направлений происхождения землетрясений. Позднее подобные инструменты многократно строились в Китае. Через 3 столетия математик Синьту Фан описал подобный инструмент и, возможно, изготовил его. Лин Сяогун сделал сейсмоскоп во время между 581 и 604 гг. Ко времени монгольского правления в XIII в. принципы изготовления сейсмоскопа был и забыты. В Европе первый сейсмограф появился в 1703 г.

Китайский чай

В Китае чай был известен с древнейших времен. В источниках, датируемых I тыс. до н.э. встречаются упоминания о целебном настое, получаемом из листьев чайного куста. Первая книга о чае, «Классический чай», написанная поэтом Лу Ю, жившим во времена династии Тан (618-907), рассказывает о различных методах выращивания и приготовления чая, об искусстве питья чая. Распространенным напитком в Китае чай стал уже в VI в.

Существует много легенд о происхождении чая. Одна из них рассказывает об одном святом отшельнике, который отдалился от мира, поселившись на склоне холма в уединенной хижине. И вот однажды, когда он сидел, погрузившись в размышления, его начал одолевать сон. Как он ни боролся, его все больше клонило в сон, и веки его начали смыкаться уже против его воли. Тогда, для того, чтобы сон не прервал его размышлений, отшельник взял острый нож, отрезал себе веки и бросил их в сторону, чтобы глаза не могли закрыться. Из этих век и вырос чайный куст.

По другому преданию, первым чай случайно попробовал император Шен Нон. Листья от растущей неподалеку дикой камелии упали в кипящую воду. Аромат, который разносился от напитка, был настолько соблазнителен, что император не смог удержаться и сделал глоток. Он был настолько поражен вкусом, что сделал чай национальным напитком.

В наши дни в Китае чай выращивают, главным образом, в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Фуцзянь и Гуандун. Лучше всего для разведения чайного куста подходят нижние склоны холмов. Семена чайного куста сначала высевают в специальных «питомниках», откуда через год пересаживают ростки уже на плантацию. С трехлетнего куста уже можно начинать сбор листьев. За летний сезон, как правило, проводят 4 сбора: первый – в апреле (белый чай получается именно из листьев этого сбора), второй – в мае, третий – в июле и четвертый – в августе. Каждый последующий сбор дает более грубый лист, обладающий меньшим ароматом. Лучший чай получают в первые два сбора. Собирают только молодой зеленый чайный побег, на конце которого не более 2-3 листьев и почка. Почка может быть либо только завязавшейся, либо полураспустившейся. Полностью распустившиеся цветы для чая ценности не имеют, т.к. не передают заварке свой аромат. Верхушка чайного побега (2-3 листа и почка) называется флешь. Лучший чай получается тогда, когда сборщик срывает флешь с 1-2 верхними листьями и полураспустившейся почкой. Кроме этого, лучшие чайные флеши собираются с верхушечных, а не боковых побегов, где они грубее. Как правило, чай изготовленный из трех верхних листьев (включая почку) маркируется на пачках как «Золотой чай», а изготовленный из трех верхних листьев без почек, маркируется как «Серебряный чай». Часто на элитных чаях также имеются указания – «первый лист», «второй лист», «третий лист». Это указывает на то, что в данной сортовой смеси чая преобладают отобранные вручную верхушечные листья.

Первоначально китайские чаи были только зелеными . Черный чай появился значительно позже, но и здесь китайцы были первооткрывателями. А по мере развития новых технологий ферментации возникли и белый, и сине-зеленый, и желтый, и красный чаи.

Самыми популярными разновидностями чая являются зеленый (люй ча) и черный чай (хон ча). Хотя они и приготовляются из листа одного и того же кустарника, они различаются по цвету, вкусу и пр. Эта разница появляется за счет способов обработки. Для получения зеленого чая литья на два-три часа высыпают на циновки для проваливания. После этого их на пять минут кладут на круглые железные сковороды, слегка подогреваемые снизу огнем, и непрестанно мешают и переворачивают. Под влиянием тепла листья лопаются, становятся влажными и мягкими от сока. После этого их кладут на бамбуковые столы и раскатывают руками. При этом часть сока отжимается и вытекает через щели стола, сами же листья свертываются. Потом их опять выкладывают на циновки и держат некоторое время в тени на открытом воздухе. Далее следует процесс поджаривания. Листья опять помещают на сковороды и подвергают нагреванию, постоянно помешивая. От этого они постепенно высыхают, сжимаются, свертываются. Примерно через час поджаривание заканчивается, и после просева через целую серию сит и сортировки чай готов.

Для получения же черного чая первое провяливание на воздухе продолжается от двенадцати до двадцати часов. За это время в листьях возникает легкое брожение. Раскатывают листья на столах более энергично, так, чтобы отжать как можно больше сока. Затем их выкладывают на открытом воздухе на два-три дня для дальнейшего брожения. Основная разница в приготовлении зеленого и черного чая как раз и заключается в этом процессе. Подогревание на сковородах и раскатывание повторяют до тех пор, пока весь сок не будет отжат. Окончательное поджаривание прекращает брожение. После этого чай просеивают и сортируют. Существует огромное множество (более 600) различных сортов китайского чая, особые ритуалы и способы заваривания чая, церемонии чаепития. Эти традиции не утрачены в Китае и по сей день.

Китай - родина шелка

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка . Даже греческое название Китая – Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы – шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за 2,5 тыс. до н.э. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву. Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви – весьма хрупкие создания, подверженные различным заболеваниям: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить. Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило, берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом, получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.

В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы «домашнего шелкопряда», которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка – дикий шелк, его дает гусеница «дикого шелкопряда», который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.

Ткацкое искусство Китая

Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной 1 тыс. до н.э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами. Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: «драконы, резвящиеся среди цветов», «лотос и тростник», «водяные травы с рыбками», «пионы», «дракон и феникс», «дворцы и павильоны», «жемчужины с зернышками риса» и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле «гравированный шелк» (кэ сы). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно – два таких полотна». Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя VI – VII столетий.

Китайский фарфор

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту, само слово «фарфор» по-персидски означает «царь». В Европе XIII в. его считали великой драгоценностью, в сокровищницах самых влиятельных особ хранились образцы китайского керамического искусства, вставленные ювелирами в золотую оправу. С ним связано немало мифов, например, в Индии и Иране считалось, что китайский фарфор обладает волшебными свойствами и меняет цвет, если в пищу подмешан яд.

Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы «настоящего» белого матового фарфора. В начале VII в. китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина – важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику. Танская фарфоровая керамика продолжала в своих массивных и округлых формах традиции древних гончаров, однако горлышки в виде птичьих голов и змеевидные ручки, подражающие формам иранских сосудов говорят о заметном иноземном влиянии. Тогда появилось стремление к однотонности поверхности сосуда, развитое впоследствии сунскими керамистами.

Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства. С V – VI вв. на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики. Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой «дин», иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды. Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури.

Производство полихромного расписного фарфора началось в правление династии Юань, когда стали делать знаменитую синюю подглазурную роспись по белому фону. В правление династии Мин эта техника усовершенствовалась и стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай). Развитие техники цветных эмалей привело к появлению трех «семейств» китайского фарфора. «Зеленое семейство» - это изделия с росписью по белому фону в нескольких тонах зеленого цвета. Обычно на сосудах этого семейства изображали батальные сцены или просто фигуры и цветы. Изделия с цветной росписью по глубоко черному фону назывались «черным семейством». Фарфор расписанный в нежно-розовых тонах с переливами оттенков на сюжет «женщины и цветы» получил имя «розового семейства».

В эпоху династии Мин фарфор стал в некотором роде стратегическим товаром и поставлялся в огромных количествах в страны Европы и Азии, через арабских торговцев попадал даже в Южную Африку. О громадных масштабах экспорта фарфора в эпоху Мин и последующие годы говорит тот факт, что в 1723 г. одному только французскому городу Лориану было продано 350 тыс. фарфоровых изделий. А для многих европейцев и по сей день термин «минская ваза» означает всю китайскую керамику.

Висячие мосты - изобретение древнего Китая

С глубокой древности китайцы уделяли большое внимание строительству мостов. Первоначально они сооружались только из дерева и бамбука. Первые каменные мосты в Китае относятся к эпохе Шан-Инь. Они строились из блоков, уложенных на эстакады, расстояние между которыми не превышало 6 м. Такой способ строительства использовался и в последующие времена, претерпев существенное развитие. Так, например, во время династии Сун были построены уникальные гигантские мосты с большими пролетами, величина которых доходила до 21 м. При этом использовались каменные блоки до 200 т весом.

Висячие мосты были изобретены в Китае, причем звенья их цепей делались из ковкой стали вместо плетеного бамбука. Чугун называли «сырым железом», сталь – «великим железом», а ковкую сталь – «созревшим железом». Китайцы хорошо понимали, что при «созревании» железо теряет какой-то важный компонент, и описывали этот процесс как «потерю животворных соков». Однако, не зная химии, они не могли определить, что это углерод.

В III в. до н.э. подвесные мосты завоевали популярность. Они строились преимущественно на юго-западе, где много ущелий. Наиболее известный китайский подвесной мост – это мост Аньлань в Гуаньсяне. Полагают, что он был построен в III в. до н.э. инженером Ли Бином. Мост имеет полную длину 320 м, ширину около 3 м и составлен из восьми пролетов.

Прочие изобретения Китая

Археологические находки спусковых механизмов дают основание полагать, что арбалетное оружие появилось в Китае около V в. до н.э. Найденные археологические материалы представляют собой изготовленные из бронзы устройства некоего метающего стрелы оружия. В известном словаре «Ши Мин» (Толкование имен), созданном Лу Си в период Ханьской династии во II в. до н.э., упоминается, что термин «цзи» используется в применении к этому виду оружия, напоминающему арбалет.

На протяжении долгой истории верховой езды люди обходились без опоры для ног. Древним народам – персам, мидийцам. римлянам, ассирийцам, египтянам, вавилонянам, грекам – не были известны стремена. Примерно в III в. китайцам удалось найти выход из положения, К тому времени они были уже довольно искусными металлургами и стали отливать стремена из бронзы и железа. На Запад это изобретение принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Успех их кавалерии объясняется тем, что она была оснащена литыми железными стременами. Примерно в середине VI в. авары осели между Дунаем и Тиссой. В 580 г. император Марк Тиберий издал военный устав «Strategikon», в котором были изложены основы кавалерийской техники. Там же подчеркивалась необходимость использования железных стремян. Это было первое упоминание о них в европейской литературе.

Десятичная система исчисления, основополагающая для всей современной науки, впервые возникла в Китае. Можно найти свидетельства, подтверждающие ее применение, начиная с XIV в. до н.э., в период правления династии Шан. Примером использования десятичной системы в Древнем Китае может служить надпись, датируемая XIII в. до н.э., в которой 547 дней обозначены как «пять сотен плюс четыре десятка плюс семь дней». С древнейших времен позиционная система счисления понималась буквально: китайцы действительно клали счетные палочки в отведенные им ящички.

Древний Китай сделал неоценимый вклад в развитие науки и техники. Все богатство их культуры поражает воображение, и переоценить значение ее для мировой культуры невозможно. Многие открытия, сделанные европейцами, были намного позже, а технологии, долгое время державшиеся в секрете, позволили Китаю процветать и развиваться в течение многих веков независимо от других стран. Очевидно, что это наследие придает китайцам силы активно развиваться и сейчас, ведь культура страны, ее история – это то, что никто не сможет отнять, это то, что вселяет гордость и уверенность в каждого порядочного гражданина.

  • Студент: Туйков А.С.
  • Руководитель: Запарий В.В.

Китайцы изобрели оригинальные технологии в области механики, гидравлики, математики в приложении к измерению времени, металлургии, астрономии, сельскому хозяйству, конструированию механизмов, теорию музыки, искусству, мореплаванию и приёмам ведения войны

  • древний Китай;
  • бумага;
  • компас;
  • порох;
  • книгопечатание;
  • наборные шрифты;
  • переплетная техника;
  • фейерверки;
  • сейсмоскоп;
  • шелк;
  • фарфор.
  1. http://ru.admissions.cn/Culture/2009-8/view10172.html
  2. http://www.epochtimes.ru/content/view/37664/4/
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.abc-people.com/typework/art/antich1-txt.htm
  5. http://kitaia.ru/kultura-kitaya/neprehodyashchie-cennosti/
  6. http://intway-holiday.com/page2b.htm

Четыре великие изобретения древнего Китая — так в одноименной книге знаменитый исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм окрестил изобретённые в Средние века бумагу, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли. Итак, рассмотрим каждое из них в хронологическом порядке.

Изобретение древнего Китая № 1 — бумага

Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань — Цай Лун в 105 году н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н. э. (династия Шан).

В ІІІ веке бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Изобретение древнего Китая № 2 — книгопечатание

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031—1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960—1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271—1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.

Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

Изобретение древнего Китая № 3 — порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907—960 гг. н. э.). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огне

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира.

Изобретение древнего Китая № 4 — компас

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г.).

К сведению:

Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

Порох – это крепкое многокомпонентное взрывчатое соединение, которое обладает способностью закономерно сгорать без проникновения кислорода параллельными слоями, в результате деятельности, образуя обильно разогретые газообразные продукты.

На протяжении достаточно длительного времени обитатели европейского континента приписывали именно себе изобретение пороха. И насколько же они были ошеломлены, когда встретили в конце пятнадцатого столетия в Индии огнестрельное оружие! Усердные исследования историков со временем доказали, что порох впервые был изобретен именно китайскими умельцами намного раньше.

Всем известный Петрарка еще в далеком 1366 году сравнивал изобретение и стремительное распространение пороха с эпидемией новой чумы, что есть весьма символично, так как чума распространилась как раз из азиатского континента незадолго до этих времен. Через определенное время начинает бытовать миф о том, что в Китае порох использовался исключительно с целью изготовления фейерверков, а вот уже европейцы додумались, как применять его в своих военных сражениях. Но тщательные исследования авторитетных историков с мировыми именами в раз опровергли подобные утверждения.

Уголь, селитра и сера даже в древнем Китае были совершенно обыкновенными ингредиентами в традиционной медицине. Почва в Китае вполне произвольно выделяла селитру, и арабы, узнавшие о селитре ещё в восьмом столетии, прозвали её «китайским снегом». Первый раз, упоминание о горючем соединении селитры, древесного угля и древесины встречается в трактате лекаря-исследователя Сунь Сымяо «Основные завещания по канону эликсира наивысшей чистоты», написание которого датируется 682 годом. Весьма интересно и необычно то, что Сунь Сымяо не заметил ничего сверхъестественного в добыче быстрогорящего вещества, но при этом он предостерегал коллег от неизвестного эффекта, считая его вовсе не нужным. Такая горючая смесь не являлась порохом, но уже последователи Сунь Сымяо не стали слушать предупреждений и далее продолжили исследования необыкновенной смеси.

И уже в 808 году встречается описание некой смеси из селитры, серы и древесного угля, что правда, которая, ни по соотношению, ни по форме, ни по скорости горения не совсем соответствует современному пороху, но называться порохом заслуживает. Выглядело данное соединение своеобразной пастой, которая использовалась в медицинских целях как средство для обеззараживания небезопасных и глубоких ран. Называлось это соединение «хояо», совмещая в собственном названии пару иероглифов – «лекарство» и «огонь».

Первый раз в истории человечества, в военных целях, порох упоминается в 970 году, когда военнокомандующие Юэ И-фон и Фэн И-шэн начали применять в зажигательных стрелах свежий горящий порох. Есть возможность встретить подробное описание трех рецептов дымного пороха с разнообразными темпами горения в китайском трактате «Азы военного дела». В 1132 году состоялось изобретение первого огнестрельного орудия – пищали, изобретателем которого считается Чень Гуй, а в 1232 году в период осады монгольскими полками Кайфына уже были задействованы китайцами пушки, которые обильно заряжались разрывными бомбами и каменными ядрами.

Говоря о порохе, будет совсем неправильным не упомянуть об одной из наиболее популярных гордостей китайских мастеров – фейерверках. Данное искусство развивалось на протяжении многих столетий, изначально применялось в ритуальных целях – по исповеданию китайцев, яркий свет и шумные звуки обладали отпугивающим действием на злых, недобрых духов. Спустя некоторое время фейерверки становятся обязательным атрибутом всевозможных торжественных праздников, а профессионалы, умеющие создавать в небе рисунки при помощи последовательных выстрелов, считались в стране очень уважаемыми и знатными людьми.

В результате всего вышеупомянутого, следует сказать, что длительные споры и размышления о пользе или вреде данного изобретения ни коем образом не смогут сделать его куда менее значительным, в связи с чем изобретение пороха, как и прочие великие китайские изобретения, на многие времена существенно изменили мир.