Административное наказание в виде дисквалификации может назначить. Дисквалификация – вид административного наказания

Новая редакция Ст. 3.11 КоАП РФ

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Комментарий к Статье 3.11 КоАП РФ

1. Установление в КоАП такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом - мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)".

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях").

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

Фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

Неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

Ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Другой комментарий к Ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

2. Дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Иными словами, речь идет о запрете занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Два вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

3. Следует указать, что уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются: руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредители (учредитель) юридического лица; руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

4. Как вытекает из смысла и содержания ч.3 данной статьи, дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

5. Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. Так, указанная мера административного наказания устанавливается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12); неправомерные действия при банкротстве (ст.14.13); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25). В целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.

6. Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.

7. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.

8. По смыслу данной статьи речь идет о запрете заниматься не в целом предпринимательской деятельностью, а конкретным ее видом. Запрещение осуществлять предпринимательскую деятельность распространяется на виды деятельности, для занятия которыми необходимы определенные навыки, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается законодательством. Например, законодательством предусмотрено, что для проведения процедур банкротства судом назначается арбитражный управляющий: временный, внешний или конкурсный. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Совершение указанным лицом противоправных действий может повлечь дисквалификацию в виде запрета заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

  • Вверх

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом.

Одним из случаев "поражения в правах" физического лица, то есть ограничения его правоспособности в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация. Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

КоАП РФ предусмотрел принципиально новый вид административного взыскания за нарушение трудового законодательства - дисквалификацию, под которой понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Эта мера взыскания способна эффективно влиять на укрепление законности в соответствующей сфере отношений, поскольку по своему юридическому содержанию выступает реальным средством прекращения нарушителем доступа к управленческой деятельности, лишая тем самым его возможности совершать правонарушения, и в то же время служит наглядным примером общей превенции. Следует признать вполне оправданным применение дисквалификации в качестве санкции за повторное нарушение законодательства о труде (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.

Судебным решением может быть установлен запрет на осуществление:

1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

2) полномочий члена совета директоров;

3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности. Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Область применения дисквалификации включает следующие составы административных правонарушений:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ);

Фиктивное банкротство (часть 1 статьи 14.12 КоАП РФ);

Преднамеренное банкротство (часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ);

Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 статьи 14.13 КоАП РФ);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 статьи 14.13 КоАП РФ);

Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ);

Ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21 КоАП РФ);

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22 КоАП РФ);

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ, который вступил в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования (13.05.2005 г.) увеличил размеры штрафов и предусмотрел наказание в виде дисквалификации за административное правонарушение, определенное ст. 19.5 КоАП РФ, то есть за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ); невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ) или органа регулирования естественных монополий (ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ).

При обнаружении данных о совершении административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, который направляется судье в течение суток с момента составления протокола. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Постановление о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Копии постановления направляются дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 32.11 КоАП РФ, а также лицу, уполномоченному прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Неисполнение указанными субъектами постановления о дисквалификации влечет для них негативные последствия. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

На основании имеющихся в регистрирующих (налоговых) органах сведений о дисквалификации должностных лиц организаций в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется внесение записи о том, что единоличный постоянно действующий исполнительный орган юридического лица дисквалифицирован. В выписке из государственного реестра будут содержаться не только сведения об указанном факте, но и о дате вынесения соответствующего постановления суда, сроке дисквалификации должностного лица.

Необходимо отметить, что запись о дисквалификации должностного лица будет вноситься не только в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся юридического лица, в отношении которого были представлены заведомо ложные сведения, но и в сведения всех юридических лиц, в которых дисквалифицированное лицо осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Кроме того, при поступлении в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Наличие в государственном реестре сведений о дисквалификации должностного лица способствует прозрачности экономических отношений, а также снижает риск участников гражданского оборота

Административное наказание в виде дисквалификации пока не получило широкого применения. Вместе с тем анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество постановлений суда о дисквалификации должностных лиц выносится за нарушение законодательства о труде по основаниям части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.

Кроме того, существует практика привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации. Одними из первых на практике применили положения части 4 статьи 14.25 КоАП РФ регистрирующие органы г. Москвы и Ростовской области.

Так, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке части 4 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении гр-на Сафронова.

В течение 2005 года гр-н Сафронов, как должностное лицо различных юридических лиц, неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица.

При судебном рассмотрении указанных дел об административных правонарушениях гр-ну Сафронову было внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Для устранения указанных причин регистрирующим органом г. Москвы были проведены мероприятия последующего контроля: выезд по указанному в заявлении о государственной регистрации адресу места нахождения юридического лица и составление протокола осмотра (обследования). В начале августа 2005 г. мировым судьей г. Москвы рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр. Сафронова на два года.

Между тем практика уже сегодня выявила противоречия в применении этого вида административного взыскания, прежде всего связанные с несовершенством порядка исполнения соответствующих актов судебных органов.

Приведем пример из практики надзора за соблюдением законодательства о труде прокуратуры Дзержинского района г. Перми. В течение полутора лет в одном из образовательных учреждений системы профессионального образования допускались нарушения трудовых прав, выразившиеся в незаконных увольнениях педагогов, причем некоторые (в частности, Ж.) восстанавливались по решению суда на работе неоднократно. По факту очередного незаконного увольнения Ж. в отношении директора колледжа Н. было возбуждено административное дело по ч. 2 ст. 5.27 КоАП. Мировой судья 30 июня 2004 г. вынес Постановление о дисквалификации Н., которое тот обжаловал. Вновь дело было рассмотрено только 30 августа 2004 г. в силу разных причин (в том числе в связи с уклонением Н. от явки в суд, который за это время успел в третий раз незаконно уволить Ж.).

Это обстоятельство иллюстрирует первую проблему: своевременности реального применения дисквалификации. Действующее законодательство пока не содержит действенных рычагов для ограждения потерпевших от противоправных действий руководителя в период обжалования дисквалифицированным лицом соответствующего решения. Учитывая, что этот период может затянуться при определенных действиях дисквалифицированного лица, законодатель должен предусмотреть в интересах потерпевшего и других работников четкий механизм защиты от продолжения нарушений их прав. Таким средством может быть, например, отстранение от должности до вступления в силу соответствующего акта. Пока такая возможность исключена (в ст. 76 ТК такого правила нет).

Вторая проблема заключается в несогласованности ТК РФ и КоАП РФ относительно способа исполнения дисквалификации. В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Между тем ТК РФ аналогичной статьи не содержит. Хотя исходя из ст. 77 ТК РФ, которая после перечисления оснований прекращения трудового договора устанавливает, что он может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным в том числе другими федеральными законами, можно допустить возможность применения для этих случаев непосредственно ст. 32.11 КоАП. Однако такой подход не удачный, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, ТК РФ признает законным увольнение только при наличии соответствующего основания, ст. 32.11 КоАП РФ, по сути, основания не называет, а регламентирует лишь порядок применения дисквалификации. Во-вторых, по смыслу ст. 77 ТК РФ прекращение трудового договора не ограничено временными рамками, в то время как дисквалификация в качестве административного взыскания применяется временно, действуя в течение лишь определенного срока. Поэтому, исходя только из КоАП РФ, трудовой договор может быть прекращен в связи с дисквалификацией лишь на определенный срок, а это противоречит уже ТК РФ.

Для решения вопроса о прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом необходимо использовать нормы ТК РФ. Сегодня в этой части есть пробел в правовом регулировании. Можно было бы попытаться использовать в этом случае п. 14 ст. 81 ТК РФ. Однако и этот вариант не вполне приемлем здесь как по вышеизложенным мотивам, так и потому, что применение соответствующих оснований ст. 81 ТК РФ зависит от воли работодателя. Более уместно относить прекращение трудового договора в связи с применением дисквалификации к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 10 ст. 77 ТК РФ).

Третья проблема связана с ответом на вопрос: а правомерно ли в принципе говорить о прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом, коль скоро дисквалификация назначается на определенный срок? Чтобы устранить коллизии в этой части, нужна четкая регламентация законодателем условий и порядка прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом, закрепление конкретного основания увольнения в ТК РФ.

Необходима полная ясность в вопросе о том, на какие должности и виды деятельности распространяется запрет, подпадают ли под него ситуации с замещением должностей заместителя руководителя, а также иных работников с руководящими функциями. Законодатель пока не дает однозначного ответа и на эти вопросы, не объясняя, что понимается под "руководящими должностями в исполнительном органе юридического лица". Поскольку в ст. 3.11 КоАП термин "руководящие должности" употребляется во множественном числе, можно предполагать, что речь идет не о единственной должности, которой является, например, должность "первого руководителя". Пока указанное понятие не раскрыто в законе, его можно трактовать по-разному. Если широко - тогда под запрет подпадают различные должности, осуществление обязанностей по которым связано с исполнительно-распорядительной деятельностью на различных уровнях властвования по вертикали и горизонтали (в том числе, например, с ответственностью за определенный участок, направление управленческой деятельности). Если узко - тогда запрет может быть адресован только тем лицам, которые замещают должности в органе, поименованном как исполнительный в учредительных документах (представляют этот орган).

Еще одна проблема - нечеткость определения момента, с которого исчисляется срок применения взыскания, порядка течения этого срока, учитывая и возможности его приостановления обжалованием. В приведенном выше случае нарушитель, считая, что годичный срок дисквалификации должен начинаться с 30 июня 2004 г., т.е. с момента вынесения постановления мировым судьей, пытается преодолеть негативные последствия дисквалификации путем обжалования, пребывания на больничном листе, использования отпуска и т.д. В интересах потерпевшего этот срок следует исчислять с начала реального исполнения наказания.

Весьма наглядно обозначенные проблемы нашли отражение в приказе, изданном работодателем в отношении Н.: "Отстранить от должности директора Пермского... колледжа Н. в соответствии с п. 4 ст. 83 ТК РФ. Основание: представление прокуратуры Д-го района г. Перми, решение Д-го суда от 30.06.04". Очевидно, что этот приказ не может быть признан законным, в нем смешиваются основания изменения и прекращения трудовых отношений. Ведь отстранение от работы находится в разделе, посвященном изменению трудового договора (гл. 12 ТК РФ), и соответствующего основания для отстранения от работы (в связи с дисквалификацией) ст. 76 ТК РФ не предусматривает. Прекращение трудового договора регламентировано гл. 13 ТК РФ, к которой относится ст. 83 ТК РФ, поэтому при ее применении нельзя говорить об отстранении от работы, что было сделано работодателем. Приказ нарушает и правила о прекращении трудовых отношений, искажая фактические обстоятельства дела. Учитывая, что приговор в отношении Н. не выносился, указанная резолюция работодателя дискредитирует Н., нарушает его права.

За нарушение законодательства о труде ТК РФ предусматривается возможность применять не только специфические виды наказаний, свойственные трудовому праву (предупреждение, выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но также привлекать виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Субъектом правонарушения являются в первую очередь руководители организации, руководители структурных подразделений и иные должностные лица, которые своими действиями могут реально нарушить нормы трудового права.

Это новый вид административного наказания, не известный ранее законодательству об административных правонарушениях. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок дисквалификации может составлять от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификацию необходимо отличать от других мер государственно-правового принуждения:

■ лишения специального права (перечень специальных прав, которых может быть лишен гражданин, назван в ст. 3.8, 32.5, 32.6 КоАП РФ);

■ уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

2.8. Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАп рф)

Это наказание заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц (их филиалов, представительств, иных структур), осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

▪ путем указания наступивших случаев или последствий (угроза жизни или здоровью людей; причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды);

▪ путем определения видов административных правонарушений (в области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др).

Это наказание назначается в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Это наказание предусмотрено в санкциях 38 статей КоАП РФ.

Наказание в виде административного приостановления деятельности необходимо отличать от приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии, которые осуществляются согласно ст. 13 Федерального закона 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующим органом.

3. Общие правила назначения административных наказаний

Рассмотрим нормы материально-правого характера, определяющие правила назначения мер административной ответственности, содержащиеся в главе 4 КоАП РФ.

Итак, при назначении административных наказаний необходимо соблюдать следующие правила:

1. Наказание за совершенное административное правонарушение назначается в пределах, установленных законом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Это означает, что:

Во-первых, выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, закрепленным в ст. 3.2 КоАП РФ;

Во-вторых, наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ;

В-третьих, наказание возможно только в пределах, которые определены санкциями статей Особенной части КоАП РФ или соответствующих законов субъектов РФ. То есть:

▪ назначенное наказание не может превышать максимальный размер наказания, установленный санкцией;

▪ наказание не может быть меньше его низшего предела, установленного санкцией (в отличие от правил, установленных ст. 64 УК РФ);

▪ наказание не может быть заменено наказанием другого вида (например, более мягким), если это не предусмотрено санкцией (в отличие от правил, установленных ст. 64 УК РФ).

2. Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, личности виновного, его имущественному положению (для юридического лица – имущественному и финансовому положению), обстоятельствам, смягчающим и отягчающим административную ответственность (ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

3. Законом установлены перечни смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ). Причем, если перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, то юрисдикционный орган, рассматривающий дело, смягчающими может признать обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов РФ об административных правонарушениях (например, состояние здоровья, положительное поведение на работе, в быту и др.).

4. Предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельства не могут являться отягчающими, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения нормами об административной ответственности.

Например, управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ. В этом случае совершение правонарушения в состоянии опьянения не будет расцениваться как отягчающее ответственность обстоятельство, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.

5. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было наложено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Например, назначение наказания по ст. 11.18 КоАП РФ за безбилетный проезд не освобождает правонарушителя от обязанности оплатить проезд.

6. Никто не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Это правило не распространяется на случаи назначения дополнительного наказания наряду с основным.

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается в отдельности за каждое совершенное правонарушение. Однако при назначении наказаний по совокупности правонарушений, дела о которых рассматриваются одним юрисдикционным органом, наказание назначается в пределах только одной, предусматривающей более строгое наказание, санкции (ст. 4.4 КоАП РФ).

То есть, Кодексом не установлены правила сложения, поглощения административных наказаний при их назначении (в отличие от правил, установленных ст. 70 УК РФ).

8. Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении:

▪ двух месяцев со дня совершения правонарушения или обнаружения длящегося правонарушения;

▪ одного года со дня совершения правонарушения или обнаружения длящегося правонарушения при совершении деяний, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (например, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.), а также при возможности назначения наказания в виде дисквалификации.

КоАП РФ устанавливает единственный вариант приостановления течения этого срока – удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

9. В течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания лицо, которому оно назначено, считается подвергнутым данному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех видов административных наказаний, он завершается автоматически, то есть для этого не требуется оформления специальных документов.

Если лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то годичный срок исчисляется со дня исполнения наказания, которое по времени было исполнено последним.

Совершение однородного правонарушения повторно в течение этого срока рассматривается как отягчающее ответственность обстоятельство (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ) либо может являться квалифицирующим признаком правонарушения (например, по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

10. Согласно ст. 4.7 КоАП РФ имущественный ущерб, причиненный административным правонарушением, возмещается:

▪ при отсутствии спора - по решению судьи, вынесенному одновременно с назначением административного наказания;

▪ при наличии спора, а также в случае, когда дело рассматривается иным (кроме суда) юрисдикционным органом, - по решению судьи в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

В качестве выводов по лекции можно сформулировать следующие положения:

1. Административное наказание есть мера государственно-правового воздействия принудительного характера, отличающаяся от других административно-принудительных мер, применяемая уполномоченным органом (должностным лицом) в предусмотренном законом порядке в отношении физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения.

3. Целями применения административных наказаний является предупреждение совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

4. Установление перечня видов административных наказаний относится к ведению Российской Федерации. Перечень, состоящий из девяти видов административных наказаний, определен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

5. Административные наказания могут быть классифицированы по различным критериям.

6. При назначении административных наказаний должны соблюдаться правила, определенные КоАП РФ. Иными нормативными правовыми актами правила применения административных наказаний устанавливаться не могут. В случаях, прямо предусмотренных Кодексом, нормативными источниками подзаконного характера устанавливается порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Комментарий к статье 3.11

1. Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

2. Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. комментарий к указанной статье).

Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10).

Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный и максимальный сроки дисквалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, являются наиболее продолжительными (ср. ч. 2 ст. 3.8 КоАП).

4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами — уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

6. Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7), постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

Дисквалификация директора предприятия предусмотрена Российским законодательством за нарушения в сферах трудового, налогового, банковского и законодательства о банкротстве.

Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Что такое дисквалификация

Дисквалификация первого лица компании крайне нежелательное событие, но вполне вероятное с учетом сложившейся судебной практики по административным правонарушениям. Данный вид наказания направлен на повышение эффективности административной ответственности руководителей Российских компаний (ООО, ПАО и АО).

Основными причинами дисквалификации руководителя являются нарушения трудового законодательства, к примеру: не выплата заработной платы, а также доведение компании до банкротства в совокупности с не возмещением причиненного ущерба. В большинстве случаев дисквалификация наступает, если нарушение совершается повторно.

Дисквалифицировать директора может только суд (решение суда), оспаривается подобное решение можно в вышестоящей судебной инстанции.

Вопрос видов ответственности рассмотрен в статье: Ответственность директора .

Дисквалификация как вид административного наказания

При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Порядок дисквалификации директора

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок административной дисквалификации генерального директора

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей

Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Что следует учитывать

При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:

  • постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе.
    Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
  • увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
  • увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Последствия дисквалификации директора и что делать

С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ.

Судебное постановление вступает в силу

  1. (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
  2. (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.

Ответственность за не освобождение от должности

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать

  • директора на 5 000 руб.,
  • а организацию на сумму до 100 000 руб.

Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Подписание договоров не возможно

Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.

Внимание!

  • Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах ) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
  • Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.

Если директор продолжает занимать должность

Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:

  • компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
  • директора оштрафуют - до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП).
    Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.

В трудовую книжку дисквалифицированного директора вносят специальную запись:

«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ».

Практика и особенности дисквалификации по налоговым правонарушениям

Основная часть нарушений в рамках которых была применена дисквалификация приходится:

  1. Предоставление заведомо ложных сведений, в т.ч. при ,
    Это самая распространенная причина для дисквалификации директора (ч. 5 ст. 14.25 КоАП). Здесь налоговики проверяют, находится ли компания по заявленному адресу. Если ее по адресу нет, то инспекторы запросят достоверную информацию или обратятся в суд. Судьи обычно выносят решение о дисквалификации генерального директора на срок от 1 до 3 лет. Три года - максимальный срок дисквалификации директора.
    Советы
    а. Запросите и проверьте документы, которые подтверждают права на помещение у собственника или арендатора;
    б. арендуйте помещение, где действительно будут работать сотрудники компании (как минимум секретарь);
    в. проверьте выбранный адрес на предмет массовой регистрации на онлайн-ресурсе ФНС (https://service.nalog.ru/addrfind.do).
    г. представьте доказательства реальности своего адреса, если налоговики уже обратились в суд (документы, фотографии, протокол нотариального осмотра, показания свидетелей).
  2. Отсутствие движений по счетам
    Если в течение года не было отчетности в налоговую и не проводились операции по счетам, компанию признают недействующей и исключают из ЕГРЮЛ.
    Если у компании на момент исключения был долг перед бюджетом, то директор в течение последующих 3 лет не сможет зарегистрироваться руководителем в других компаниях. Такую ответственность нельзя назвать дисквалификацией, но последствия она имеет те же. И эта мера применяется к директору без суда.
    Советы
    а. Периодически проверяйте почту, которая приходит на юрадрес компании, даже если она не работает. Туда может прийти письмо от налоговиков с запросом достоверной информации о фирме или требованием погасить задолженность.
    б. Подайте в налоговую инспекцию нулевую отчетность, чтобы подтвердить деятельность компании. В этом случае кроме штрафа за просрочку декларации ничего не будет.
    в. Убедитесь, что долг погашен, а документы приняты инспекцией и дополнительная информация не требуется.
    г. Проверьте данные в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте.
    д. Удостоверьтесь, что новый директор внес информацию о смене руководителя в реестр, получив бесплатную выписку из ЕГРЮЛ на компанию через онлайн-сервис (https://egrul.nalog.ru). В случае проблем ответственность ляжет на директора, указанного в реестре.
  3. Повторное нарушение трудового законодательства, в т.ч. прав трудящихся.
    Другая распространенная причина дисквалификации директора - повторное нарушение трудового законодательства (п. 2 ст. 5.27 КоАП). Например, в компании нарушают порядок ведения трудовых книжек, неверно составляют график отпусков.
    — если нарушение выявили впервые, то директора только оштрафуют (п. 1 ст. 5.27 КоАП);
    — если то же нарушение обнаружат снова, то директора дисквалифицируют на 1 - 3 года.
    Суд дисквалифицирует директора только за аналогичные нарушения. Но при этом не важно, совершил директор одинаковые нарушения в одной компании или в разных организациях.
    Советы
    а. Оспаривайте первое постановление, даже если это был небольшой штраф за нарушение трудовых норм, если привлекают к административной ответственности. Второе нарушение грозит уже дисквалификацией.
    б. Оспаривайте уже принятое судом решение о дисквалификации директора, ссылаясь на отсутствие аналогичных нарушений.
  4. Работа без ККТ
    Если компания не использует ККТ и это повторное нарушение, то суд дисквалифицирует директора на срок до 2 лет. При условии, что сумма расчетов без ККТ составила 1 млн. руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).
    При первом нарушении компанию только оштрафуют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
    Советы
    а. Всегда оспаривайте первый и повторный штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение никогда не дисквалифицируют, поэтому отсутствие штрафов Вас защитит.
    б. Саму дисквалификацию тоже можно оспорить. Чтобы обжаловать такое решение, ссылайтесь и на то, что сумма расчетов без применения ККТ была меньше 1 млн. руб.
  5. Нарушения при банкротстве,
  6. Нарушения порядка раскрытия информации.

В 85% из 100% санкция дисквалификации была применена к руководителю организации (директору, генеральному директору, заведующему и т.п.), что говорит о том, что дисквалификация является мерой воздействия на управленцев, работающих в хозяйственной сфере.

Как проверить на дисквалификацию будущего директора?

Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.

Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.

ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.

а также

Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.

Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.

Ответственность ООО за директора

Организацию признают виновной и в том случае, если о дисквалификации соискателя не было известно. Компания обязана самостоятельно проверить информацию о директоре, когда заключает контракт (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).

Как снять — отменить дисквалификацию

Отмена возможна в досудебном порядке путем переговоров с органами (к примеру в ФНС 2-3 недели) и в случае неудачи в судебном порядке (3-4 недели). Стоимость комплекса услуг от 50 000 руб. и зависит от обстоятельств выясненных в органах на досудебной стадии.