Ядерная безопасность и радиационная защита. Международная ядерная безопасность термины и определения В чем заключается общая цель ядерной безопасности

Ядерная безопасность ядерной энергетической установки в первую очередь связана с предотвращением возникновения неуправляемой цепной реакции деления и ограничением ее последствий. Таким образом, ядерную безопасность ЯЭУ можно трактовать как совокупность свойств ЯЭУ, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью ядерную аварию, т. е. возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления, а также аварий, связанных с повреждением ТВЭЛов.

Ядерная безопасность определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала. Нормативные документы так трактуют понятие ядерной аварии:

Ядерная авария - авария, связанная с повреждением ТВЭЛов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная :

  • нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;
  • возникновением критичности при перегрузке, транспортировании и хранении ТВЭЛов;
  • нарушением теплоотвода от ТВЭЛов;
  • другими причинами, приводящими к повреждению ТВЭЛов.

Для оценки ядерных инцидентов и событий на атомных станциях применяют специальную международную шкалу ядерных событий (INES - International Nuclear Event Scale).

Необходимо отметить, что шкала INES распространяется не только на инциденты, связанные с АЭС, но и на всех других ядерных установках и объектах, связанных с гражданской ядерной промышленностью, а также к любым событиям, происходящим при транспортировке и хранении радиоактивных материалов.

Международная шкала ядерных событий является средством оперативного информирования как специалистов ядерной отрасли, так и широкой общественности с точки зрения ядерной безопасности о значимости событий, происходящих на ядерных объектах.

Международная шкала ядерных событий INES

Таблица 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке АЭС

Последствия вне площадки АЭС

События вне шкалы

Нет связи со шкалой событий

0 - событие с отклонением ниже шкалы

Отсутствует значимость с точки зрения безопасности

1 - аномальная ситуация

Аномальная ситуация, выходящая за пределы допустимого при эксплуатации

2 - инцидент

Инцидент с серьезными отказами в средствах обеспечения безопасности

Значительное распространение радиоактивности; выше пределов допустимого

3 - серьезный инцидент

Практически авария: все уровни и барьеры безопасности отсутствуют

Серьезное распространение радиоактивности; облучение персонала с серьезными последствиями

Пренебрежимо малый выброс: облучение населения ниже допустимого предела

Продолжение табл. 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке ЛЭС

Последствия вне площадки ЛЭС

4 - авария без значительного риска для окружающей среды

Серьезное повреждение активной зоны и физических барьеров; облучение персонала с летальным исходом

Минимальный выброс: облучение населения в допустимых пределах

5 - авария с риском для окружающей среды

Тяжелое повреждение активной зоны и физических барьеров

Ограниченный выброс: требуется применение плановых мероприятий по восстановлению

6 - серьезная авария

Значительный выброс: требуется полномасштабное применение мероприятий по восстановлению

7 - тяжелая авария

Сильный выброс: тяжелые последствия для здоровья населения и окружающей среды

События в шкале INES классифицируются по семи уровням. Нижние уровни (1-3) называются «инцидентами», т. е. происшествиями, а верхние (4-7)- «авариями». События, несущественные с точки зрения безопасности, классифицируются уровнем «О» (ниже шкалы) и называются «отклонениями». События, не связанные с безопасностью, определяются как выходящие за рамки шкалы.

Структура шкалы предполагает рассматривать все события с точки зрения трех аспектов или критериев безопасности, представляющих уровень и место воздействия радиоактивных факторов:

  • воздействие за пределами площадки ядерного объекта;
  • воздействие на площадке;
  • ухудшение глубоко эшелонированной защиты.

В Российской Федерации по шкале INES классифицируются все аварии, инциденты и нарушения в работе объектов использования атомной энергии, подлежащие учету в эксплуатирующей организации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эта информация передается в центральные и местные средства массовой информации, доводится до сведения органов управления и населения.

Как было сказано выше, требования к обеспечению ядерной безопасности закладываются на всех этапах жизненного цикла ЯЭУ. Так например, при проектировании формулируются обоснованные требования к органам системы управления и защиты реактора .

  • 1. В проекте реакторной установки (РУ) должны быть определены и обоснованы количество, эффективность, расположение, состав групп, рабочие положения, последовательность и скорости перемещения рабочих органов СУЗ (включая рабочие органы АЗ), а также количество приводов.
  • 2. Скорость увеличения реактивности средствами воздействия на реактивность не должна превышать 0,07 Р, ф /с. Для рабочих органов СУЗ с эффективностью более 0,7 Р эф ввод положительной реактивности должен быть шаговым, с эффективностью шага не более 0,3 |З эф (обеспечивается техническими мерами). В проекте РУ должны быть указаны величина шага, пауза между шагами и скорость увеличения реактивности.

На этапе эксплуатации ЯЭУ основным документом, определяющим ее безопасное функционирование, является технологический регламент безопасной эксплуатации, содержащий правила и основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации. Этот документ разрабатывается эксплуатирующей организацией, которая и несет основную ответственность за безопасную эксплуатацию ЯЭУ.

В соответствии с требованиями обеспечения безопасности, эксплуатация ЯЭУ должна проводиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации, разработанными администрацией объекта использования атомной энергии на основании проектно-конструкторской документации и технологического регламента безопасной эксплуатации ЯЭУ, откорректированных по результатам ввода в эксплуатацию и с учетом опыта эксплуатации.

При нарушении эксплуатационных пределов оперативным персоналом должна быть выполнена последовательность действий, установленная в проекте ЯЭУ (АЭС) и технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АЭС и направленная на приведение блока АЭС к нормальной эксплуатации.

В случае невозможности восстановления нормальной эксплуатации блок АЭС должен быть остановлен.

При возникновении предаварийной ситуации (аварии) блок АЭС должен быть остановлен, должны быть выяснены и устранены причины ее возникновения и приняты меры по восстановлению нормальной эксплуатации блока АЭС. Эксплуатация блока АЭС может быть продолжена только после устранения причин возникновения предаварийной ситуации (аварии) .

Ядерная безопасность – важнейшая часть в системе всеобщей и национальной безопасности; связана с состоянием ядерных объектов как военного, так и гражданского назначения, исключающим возникновение ядерных катастроф (и их возможные губительные долговременные и отдаленные радиационные и экологические последствия), наносящих необратимый экологический ущерб состоянию биосферы и экосистем, существованию общества и жизнедеятельности самого человека. Нераспространение ядерного оружия и высоких ядерных технологий, запрет на проведение ядерных испытаний, международный контроль за хранением, переработкой и перемещением ядерных материалов – все это лишь ступени к ядерной безопасности.

В современном мире высокие ядерные технологии как военного, так и гражданского назначения представляют потенциальный источник глобальных катастроф, угрожающих не только национальной, но и международной безопасности.

Ядерные катастрофы в силу необратимых губительных последствий для биосферы, экосистем и самого социума неизбежно ведут к глобальным экологическим катастрофам. По существу, ядерные аварии и катастрофы XX столетия поставили мировое сообщество на грань выживания. Возникла реальная угроза подрыва естественных условий существования человечества.

Однако о философии ядерной безопасности долгое время не могло быть и речи из-за господства доядерных политических и военно-стратегических стереотипов мышления и недооценки новых реалий ядерного века: в частности, специфических свойств ядерного оружия – его способности уничтожить все живое на Земле, вызвать кардинальную перестройку и разрушение биосферы и положить тем самым конец человеческой цивилизации; опасности радиационного эффекта в результате ядерных взрывов, а также негативных экологических последствий использования «мирного» атома непосредственно для самого человека и среды его обитания.

При рассмотрении ядерной безопасности учитывался лишь технический аспект проблемы. В дальнейшем стал приниматься во внимание экологический аспект – глобальное радиоактивное загрязнение биосферы, экосистем и живой природы, а также социальный – разрушительное воздействие на здоровье населения. Необходимо учитывать и возможные долговременные и отдаленные радиационные и экологические последствия.

На протяжении 50 лет существования ядерного оружия методы стратегического противоборства между США и Россией (СССР) претерпели определенную эволюцию. В то же время человечество чрезвычайно долго шло к осознанию той угрозы, которую таит в себе ракетно-ядерное оружие, а также другие виды оружия массового уничтожения.

С самого создания ядерного оружия, которое, как говорил А. Эйнштейн изменило все, кроме нашего образа мышления, как у нас, так и за рубежом (особенно среди политических лидеров, в сфере военной мысли) продолжали относиться к ядерному оружию не как к явлению, полностью перевернувшему все представления о войне, мире и международной безопасности, а как к обычному средству решения политических проблем. Причем при оценках последствий глобального ядерного столкновения считалось (и не только военными теоретиками) возможным пережить Третью мировую войну с применением ракетно-ядерного оружия, ибо при этом предполагалось, что колоссальные разрушения и жертвы не исключат продолжения нормальной жизни для выживших и их потомков.

Когда над планетой реально нависла угроза ядерной войны, вначале лишь единицы, и прежде всего наиболее дальновидные ученые и философы, поняли подлинное значение перехода современной цивилизации в ядерную эпоху. Авторитетнейшие ученые мира – М. Борн, П. Бриджмен, Ф. Жолио-Кюри, Г. Мюллер, Л. Поллинг, С. Юкава, А. Эйнштейн, Л. Инфельд, Дж. Ротблат, Б. Рассел – обратились к мировому сообществу с призывом «научиться мыслить по-новому», чтобы сохранить цивилизацию и жизнь на Земле. Многие из этих выдающихся ученых внесли неоценимый вклад в анализ последствий возможного применения ядерного оружия (и соответственно гонки таких вооружений). В нашей стране против концепции «достижимости победы» в ядерной войне выступали лишь отдельные советские авторы, в первую очередь военные философы, поскольку на высшем военно-политическом уровне более 30 лет монопольно господствовало «доядерное мышление».

В результате из-за мощной силы инерции как на Западе, так и в нашей стране, а также из-за доминирующего положения, которое занимали так называемые ястребы, было отодвинуто почти на три десятилетия исследование возможных последствий ядерной войны и такого ее феномена, как «ядерная зима», хотя на возможность подобного явления указывал еще в 1955 г. американский ученый Дж. Арнотт. Он ссылался при этом на работы американского метеоролога У.Дж. Хэмфриза, который высказал прогноз о вероятности охлаждения земной поверхности в результате взрывов водородных бомб, напоминающих в известной мере извержения вулканов.

Фактически лишь в 1980-е гг., после того как стали широко известны результаты исследований американских (Г. Вудвелла, К. Сагана, П. Крутцена, П.Эрлиха и др.) и отечественных ученых (В.В. Александрова, Е.П. Велихова, Н.Н. Моисеева, В.В. Гинсбурга, С.П. Капицы, А.С. Павлова и др.) о возможных катастрофических последствиях ядерной войны для судеб цивилизации и жизни на Земле и выработки концепции «ядерной ночи» и «ядерной зимы» было, наконец, научно доказано, что ядерное оружие практически не может быть ни орудием политики, ни самой войны, так как оно угрожает всеобщим истреблением.

Однако окончание «холодной войны» и противостояния США и СССР не привело к торжеству провозглашенного ООН принципа неприменения силы в международных делах, к одновременному роспуску военно-политических союзов, в частности НАТО, созданного, как декларировалось, для парирования «советской военной угрозы». В настоящее время наличие у США и России ядерного оружия предопределяет сохранение концепции ядерного сдерживания. Как известно, с начала 90-х гг. США и Россия не рассматривают друг друга в качестве противников и развивают отношения партнерства и дружбы. Следует учитывать, однако, что в новой геополитической ситуации официальная ядерная стратегия США не исключает возможность применения ядерного оружия. В новой «Военной доктрине» и «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» также предусматривается, в случае военной агрессии, применение Россией всех имеющихся в ее распоряжении средств, включая ядерное оружие.

Любой механизм взаимного сдерживания будет успешно действовать при соблюдении баланса интересов, взаимовыгодного характера сотрудничества, уважения и доверия. Понятно также, что развертывание дестабилизирующих систем в зоне противоракетной обороны вызовет в мире гонку вооружений и продолжение испытаний ядерного оружия с целью его обновления. А это представляет серьезную угрозу глобальной ядерной безопасности.

Глобальное радиационное загрязнение биосферы началось именно в результате испытаний ядерного оружия. С 1941 по 1991 г. десятью странами было произведено 1945 ядерных взрывов. В США 958 взрывов проведено на двух полигонах, расположенных вдали от основных городов своей страны. В СССР 715 ядерных взрывов проведено на размещенных по всей стране 52 полигонах. Из них: 132 – на Новой Земле, 26 – в бассейне Волги, 13 подземных взрывов – в Красноярском крае, 12 – в Якутии (ныне республика Саха). Как известно, и сегодня ряд стран продолжает проводить ядерные испытания. Что касается отдаленных последствий ядерных взрывов, то фактически с тех пор как было изобретено ядерное оружие и начались его испытания, показатели систематически занижались. Долгое время никто не связывал значительное возрастание частоты опухолевых заболеваний в 80-е гг. во многих странах мира с проводившимися в 50-е гг. испытаниями ядерного оружия (как, впрочем, и сейчас с долговременными и отдаленными последствиями чернобыльской катастрофы). Это объясняется тем, что никем из исследователей в должной степени не учитывался, во-первых, синергизм в комбинированном действии на организм человека излучений и других потенциально опасных канцерогенных факторов окружающей среды, а во-вторых, то обстоятельство, что латентный период в развитии опухолевых заболеваний человека может составлять 15–20–30 и даже более лет.

В 1980-е гг. был сделан вывод о том, что для живой природы и человека губительны все последствия ядерных взрывов, безвредных среди них нет и быть не может. Несмотря на это, испытания ядерного оружия с целью его модернизации и обновления продолжаются. При этом военные специалисты продолжают считать, что подземные ядерные взрывы совершенно безопасны как для окружающей среды, так и для человека. С точки зрения экологии это не соответствует действительности. До сих пор не учитывается, что в результате проведения 2500 подземных взрывов в 90 различных регионах планеты наблюдается техногенная дестабилизация недр, в результате чего существенно нарушается ход энергетических процессов в биосфере, что затрагивает и человеческую популяцию.

Московский Договор 1963 г. запрещал ядерные испытания в трех средах: атмосфере, космическом пространстве и под водой. Последующими этапами в обеспечении глобальной ядерной безопасности явились: Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия мощностью не более 150 кт и Договор 1976 г. о мирных ядерных взрывах; Вашингтонская встреча в 1987 г. на высшем уровне между СССР и США, в ходе которой была достигнута договоренность о проведении эксперимента в области совместного контроля за двумя ядерными испытаниями в каждой стране с использованием специалистов и оборудования другой страны для замера мощности взрыва. В дальнейшем эта встреча была оформлена Соглашением о проведении Совместного эксперимента по контролю 31 мая 1988 г. в Женеве. Однако, несмотря на обилие международных договоров и конвенций, система обеспечения ядерной безопасности в мире остается далеко не завершенной. В настоящее время проблема запрещения ядерных испытаний является особым элементом процесса всеобщего и полного разоружения.

Договор о Всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был подписан 150 государствами. Этот документ был ратифицирован в 21 стране. Для вступления в силу ДВЗЯИ необходима его ратификация в 44 странах, которые либо принадлежат к ядерному клубу, либо располагают высокими технологиями для самостоятельного изготовления военного атома.

В современной обстановке насущно необходимы новые прорывы как на отдельных участках ограничения и контроля, так и по широкому масштабному фронту – в контексте мер всеобщего и полного разоружения, направленных на обеспечение глобальной ядерной безопасности.

Подрыв ядерной безопасности в современном мире идет по следующим направлениям.

Во-первых, само наличие громадных арсеналов ядерного оружия представляет угрозу безопасности, поскольку продолжает таить в себе глобальную опасность возникновения ядерного конфликта. Эксперты утверждают, что, несмотря на ведущееся сокращение ядерных вооружений, даже к 2003 г. мы будем иметь больше ядерного оружия, чем его было в мире 25 лет тому назад. Уже сейчас к пяти ядерным державам прибавилось еще три – Израиль, Индия, Пакистан. К 2007 г. около 40 стран могут быть отнесены к разряду «пороговых», то есть способных создать ядерное оружие. Возникает и новая опасность – «устойчивой» гонки вооружений в странах с неустойчивыми режимами. В XXI в. значительные ядерные арсеналы сохранятся у США, Великобритании, Франции, России, а также у Китая. Все это свидетельствует о том, что вряд ли в обозримом будущем может стать в практическую плоскость вопрос о полной ликвидации ядерного оружия. А значит, и о безъядерной планете.

Во-вторых, остается по-прежнему высокой вероятность случайного, несанкционированного возникновения ядерного конфликта вследствие самопроизвольного срабатывания техники по техническим или психопатологическим причинам. Осознание этой угрозы явилось одним из важнейших обстоятельств, побудивших США и Россию пойти на взаимное снижение уровней противостояния. Между Россией и США, Россией и Великобританией, Россией и Францией заключены соглашения об уменьшении опасности возникновения ядерной войны. Существуют линии «горячей связи» для экстренного информирования и согласования взаимных действий в случае появления ядерных конфликтов или других чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, источником подрыва ядерной безопасности могут быть также «ядерный шантаж» и «ядерный терроризм», вполне возможные в любой стране, обладающей ядерным оружием или ядерными материалами. Причем опасность представляют как действия различных террористических групп, так и отдельных лиц: политических лидеров или «рядовых» ядерных террористов, готовых во имя достижения своих целей развязать ядерный конфликт, невзирая на его катастрофические последствия.

В-четвертых, угрозу ядерной безопасности представляет и экспорт ядерных материалов для производства ядерного оружия. Особое внимание в связи с этим стоит обратить на проблему плутония, контроль за перемещением которого поставлен в целом качественно, так как государства осознают опасность несанкционированного доступа к нему с точки зрения режима ядерного нераспространения. К сожалению, система учета и контроля по использованию радиоизотопов и радиоактивных источников в ряде стран еще только создается. Развитие ядерной энергетики на современном этапе также позволяет получить расщепляющиеся материалы, которые в дальнейшем могут быть использованы в целом ряде новых государств (особенно ускоряющих освоение высоких ядерных технологий) для производства ядерного оружия. В частности, распространение АЭС на быстрых нейтронах, где в качестве топлива используется плутоний, может создать почву для ядерного терроризма, шантажа и, возможно, распространения ядерного оружия.

В связи с этим становится очевидной необходимость разработки Международной Конвенции о борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов и предотвращении ядерного терроризма, которые должны стать приоритетной задачей всех государств, всего мирового сообщества.

Для обеспечения глобальной ядерной безопасности необходима закладка основ международной безопасности для XXI столетия на безъядерном фундаменте. Такой подход предполагает прежде всего кардинальную переоценку значимости ядерного оружия (которое в современных условиях в силу беспрецедентной экологической опасности не может быть ни гарантом безопасности в мире, ни даже орудием возмездия) и реальное ядерное разоружение, так как именно распространение ядерного оружия способно оказать ныне наиболее разрушительное воздействие на ситуацию в области международной безопасности и стратегической стабильности в современном мире. Во избежание грядущих глобальных ядерных катастроф и ради выживания человечества необходимо общее комплексное снижение ядерной опасности не только путем прекращения ядерных испытаний, нераспространения ядерного оружия и высоких ядерных технологий, полного ядерного разоружения и уничтожения всех видов ядерного оружия, но и путем постепенного отказа от АЭС.

В настоящее время существует фактически три подхода к использованию атомной энергии в мирных целях: в ряде стран (Швеция, Норвегия и др.) реализуется программа консервирования и демонтажа существующих АЭС; в других (Австрия, США, Бельгия и др.) – полностью отказались от строительства АЭС, так как они не рассматриваются более как перспективные; в отдельных странах (Франция, Россия) – сохраняется ориентация на развитие атомной энергетики (при этом основное внимание уделяется разработке мер по обеспечению ядерной безопасности).

Долгие годы наши отечественные специалисты почти однозначно утверждали, что единственно надежным видом энергии, с помощью которой можно «утолить энергетический голод», является ядерная энергия, так как она якобы самая дешевая, экологически чистая. А ее ресурсы практически неисчерпаемы. Господствовала точка зрения, согласно которой с радиоактивным загрязнением окружающей среды не может быть связан практически значимый канцерогенный риск. Доказывалось, что АЭС – абсолютно безопасны: не оказывают никакого отрицательного влияния на природную среду и здоровье населения, в том числе на уровень онкологических заболеваний, не говоря уже о генетических эффектах.

Однако весь цикл строительства, функционирования и демонтажа АЭС, включая радиоактивные отходы, представляет серьезную угрозу ядерной безопасности.

Во-первых, риск подрыва ядерной безопасности (не только локальной, но и глобальной) связан с самим процессом получения энергии. Несмотря на то что ядерное производство постоянно контролируется на всех его этапах, тем не менее, происходит определенная утечка радиоактивных загрязнений в окружающую среду, в результате чего население подвергается непрерывному облучению малыми дозами, что ведет к возрастанию онкологических и генетических заболеваний.

Во-вторых, важно учитывать, что срок службы любой АЭС примерно около 30 лет. Первоначально считалось, что радиация в зоне реактора полностью затухнет через 5–100 лет. Однако эти представления оказались лишь иллюзией. Предполагается, что в начале XXI в. по причине устаревания будут остановлены первые крупные АЭС (стоимость этих операций равняется 50–100% затрат на их сооружение). К настоящему времени ни одна страна в мире не подготовлена к этому должным образом.

В-третьих, не менее сложной представляется проблема обеспечения экологически безопасного хранения радиоактивных отходов. До сих пор практически не решен один из важнейших с точки зрения экологии вопросов: как и где хранить радиоактивные отходы ядерных электростанций, чтобы обеспечить экологическую безопасность общества и среды обитания людей. А без конструктивного решения данного вопроса вполне естественно нет и полной уверенности в том, что преимущества ядерной энергетики стоят того громадного риска для человечества и биосферы, который связан с ее развитием.

Наконец, самую большую угрозу ядерной безопасности представляет возможность аварии на АЭС. Ныне общепризнано, что абсолютной гарантии от катастрофических аварий на АЭС не существует. К настоящему времени зафиксировано уже более 150 аварий на АЭС с утечкой радиоактивности. Если мировое сообщество будет иметь не 450 реакторов, как сейчас, а свыше 1000 реакторов, то каждые 10 лет с большой вероятностью следует ожидать тяжелую аварию. Начнет работать статистика.

Для предотвращения грядущих ядерных катастроф на АЭС требуется глобальное обеспечение ядерной безопасности, что возможно лишь путем эффективного международного контроля. В современных условиях массовой приватизации ядерного энергетического сектора в мире, когда значительно ослабляется контроль государства над ним, резко повышается роль МАГАТЭ, особенно возрастает ее контрольно-регулирующая функция.

Громадный риск, связанный с развитием ядерной энергетики во всем мире, указывает на необходимость определенного пересмотра «атомной идеологии» и разработки и освоения принципиально новых технологий получения энергии из альтернативных источников, которые в XXI в. будут играть все большую роль.

Лит.: Кузин А.М. Чем угрожают человечеству ядерные взрывы. М., 1959; Бернал Дж. Мир без войны. М., 1960; Кроссер П. Диалектика военной техники и ее последствия в ядерный век. М., 1975; Бабаев Н.С., Демин В.Ф., Ильин Л.А. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1981; Чазов Е.И., Ильин Л.А., Гуськова А.К. Ядерная война: медико-биологические последствия. Точка зрения советских ученых-медиков. М., 1984; Легасов В.Л., Феоктистов Л.П., Кузьмин И.И. Ядерная энергетика и международная безопасность // Природа. 1985. №6; Климатические и биологические последствия ядерной войны. М., 1986; II Всесоюзная конференция ученых по проблемам мира и предотвращения ядерной войны // Вестник АН СССР. 1986. № 12. С.3–89; Буланов А.И., Крылова И.А. Соотношение политики и ядерной войны // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 110–125; Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. М., 1988; Последствия ядерной войны. Воздействие на экологию и сельское хозяйство. М., 1988; Крылов А.И. Глобальная опасность и роль нового мышления в ее преодолении. М., 1989; Белов М.В. Диалектика против субъективистских взглядов на войну в ядерно-космический век // Новое мышление и военная политика. М., 1989; Александров В.В., Моисеев Н.Н. Ядерный конфликт глазами климатологов и математиков // Вестник АН СССР. 1989. № 11; Соотношение политики и войны в век ракетно-ядерного оружия (Противоборство двух концепций в советской литературе по проблеме соотношения политики и ядерной войны. 1960–1980 гг.). М., 1990; Ядерная энциклопедия. М., 1996; Моисеев Н.Н. Ядерная зима // Ядерная энциклопедия. 1996. С. 144–148; Ярошинская А.А. Философия ядерной безопасности. М., 1996; Крылова И.А. Проблема ядерной безопасности в современном мире // Вестник Межд. Каф. ЮНЕСКО по соц. и гуманитар. наукам при ИСПИ РАН. № 2. Культура. Мир. Безопасность. М., 1998. С. 35–43; Ядерная безопасность: социогуманитарные структуры. М., 1998; Ксенофонтов В.Н. Соотношение политики и ядерной безопасности: эволюция взглядов // Армия и общество. 1999. № 3. С. 66–73; Крылова И.А. Ядерная угроза в XXI столетии // Пути к безопасности. 2001. Выпуск 1/21; Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобализации М., 2001.

Ядерная безопасность в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (ст. 1) определена как соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, которые обеспечивают радиационную безопасность.

Ядерная безопасность - это такое состояние развития общественных отношений в сфере использования ядерной энергии, в частности в ядерной энергетике, за которого системой научно-технических, организационных, экономических, государственно-правовых и других социальных средств регуляции обеспечивается надлежащий безопасный режим использования ядерных установок (объектов), ядерных материалов, и тому подобное, который побуждает к безусловному соблюдению требований законодательство, норм, правил, стандартов и условий, которые действуют в сфере использования ядерной энергии.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй.

Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Одно из основных направлений использования ядерной энергии - производство тепло-, и электроэнергии. Невзирая на то, что оценка роли и перспектив развития ядерной энергетики неоднозначные как в Украине, так и за рубежом, альтернатив ей в ближайшее время, как утверждают специалисты, нет. К тому же Украина недавно ввела в эксплуатацию новые энергоблоки на Хмельницкой и Ровенской АЭС.

В то же время очевидно, что использование ядерной энергии в упомянутых сферах принадлежит к наиболее потенциально опасным технологиям. Катастрофа на ЧАЭС серьезно подорвала доверие к ядерной энергетике. Возникла необходимость в принятии дополнительных мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности АЭС во всем мире. Ведь среди всех отраслей использования ядерной энергии, источников ионизирующего излучения, ядерная энергетика остается наиболее опасной. Вот почему на фоне общего неблагополучия состояния окружающей естественной среды задания сохранения жизни и здоровья человека и безопасности среды ее существования остается в ядерной энергетике одним из главных.

В современных условиях, когда развитие ядерной энергетики приобрело широкомасштабный характер и выросли количество стран, которые эксплуатируют объекты ядерной энергетики, обеспечения ядерной безопасности, вышло за пределы интересов отдельного государства и приобрело международное значение.

В связи с этим в 1989 г. под эгидой МАГАТЭ, учитывая требования времени была разработана Международная шкала тяжести событий на атомных станциях. Отмеченная шкала является средством для быстрой оценки возможных последствий инцидентов на АЭС. Классифицируя события в соответствии с их значимостью, она облегчает взаимопонимание между ядерным содружеством.

Координация и объединение усилий по обеспечению ядерной безопасности - сравнительно новое направление международного сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергии. Одна из особенностей этого направления заключается в том, что он все больше приобретает международно-правовых форм. Свидетельством этого является принятие Международной конвенции из ядерной безопасности (в 1994 г.), которую Украина ратифицировала 17 декабря в 1997 г. с предостережением о том, что положение ст. 3 конвенции не применяется к объекту «Укрытия».

Основными целями Международной конвенции из ядерной безопасности является:

  • - достижение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мероприятий и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях, на основе технического сотрудничества, в сфере безопасности и поддержании такого уровня;
  • - разработка и поддержание на ядерных установках эффективных средств защиты от потенциальной радиационной опасности с тем, чтобы защитить отдельные личности, общество в целом и окружающая среда от вредного влияния ионизирующих излучений от таких установок;
  • - предотвращение аварий с радиологическими последствиями, смягчение таких последствий в случае, когда аварии произойдут.

Радиационную безопасность следует рассматривать как составляющую и предпосылку экологической безопасности. Существуют разнообразные подходы к определению отмеченного понятия. Да, «радиационная безопасность» определяется как комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала, отдельных личностей, с населения и всего населения до наиболее низких уровней дозы, которые достигаются средствами, приемлемыми для общества; на предотвращение возникновения ранних последствий облучения и ограничения проявлений отдаленных последствий к приемлемому уровню.

Радиационная безопасность определяется также как система законодательных средств (в том числе норм радиационной безопасности), направленная на ограничение возможного облучения населения и персонала в результате использования источников ионизирующего излучения.

Из приведенных формулировок выплывает, что радиационная безопасность рассматривается как «комплекс мероприятий» или «система законодательных средств». Термин «радиационная безопасность» объясняется и как комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, которые ограничивают приемлемыми уровнями облучения и радиоактивное загрязнение отдельных личностей, населения и окружающей среды.

Раскрывая понятие «радиационная безопасность», необходимо обратиться также к его законодательному определению. Да, в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» радиационная безопасность определяется как соблюдение пределов радиационного влияния на персонал, население и окружающую естественную среду, установленные нормативами, правилами и стандартами, из безопасности (ст. 1). Следует отметить, что принят в 1995 г. закон практически оставил правовые аспекты, связанные с обеспечением радиационной безопасности в государстве, вне своего внимания. В Нормах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) установлено, что «радиационная безопасность - состояние радиационно ядерных объектов и окружающей среды, которая обеспечивает непревышение основных дозовых лимитов, исключения любого неоправданного облучения и уменьшения неоправданного облучения и уменьшения доз облучения персонала и населения, ниже установленных дозовых лимитов настолько, насколько это может быть достигнуто и экономически обоснованно». Это определение также раскрывает определены технические аспекты этого явления, не касаясь правовых.

Очень тесно с понятием радиационной безопасности связанное понятие «радиационная защита». Следует отметить, что во многих научных исследованиях эти понятия часто путают. Анализ Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», где радиационная защита определенно как совокупность радиационно гигиенических, проектно-конструкторских, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности, дает возможность сделать вывод, что радиационная защита относительно радиационной безопасности имеет выразительно подчиненный характер. Он направлен на обеспечение радиационной безопасности с привлечением совокупности всех мероприятий, в том числе правовых. В то же время радиационная безопасность направлена на соблюдение норм и принципов радиационной защиты, которые дают возможность гарантировать, что уровень радиоактивного облучения при любых обстоятельствах не будет превышен, а человек и окружающая естественная среда будут иметь надежную защиту.

Таким образом, анализ теоретических источников и нормативно правовых актов дает основания для вывода о том, что на сегодня существует большое количество подходов к определению понятия «радиационная безопасность». При этом следует заметить, что для познания юридической природы любого явления нужно прежде всего рассмотреть его через призму правоотношений. Учитывая наработки, которые существуют в правовой науке, можно сделать вывод, что радиационная безопасность - это состояние развития общественных отношений, за которого системой правовых норм и других государственно-правовых средств обеспечивается защита прав человека, в частности ее жизнь и здоровье, охрана окружающей естественной среды, отдельных естественных объектов, экосистем, от ионизирующего излучения при осуществлении деятельности в сфере использования ядерной энергии, ионизирующего излучения естественного происхождения, в том числе техногенно усиленного в результате антропогенного влияния.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

  • * снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;
  • * создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений.

Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Ядерная безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз, возникающих при нормальной эксплуатации ядерных установок гражданского и оборонного назначения и в случаях ЧС с этими установками. Я.б. предусматривает разработку системы организационно-технических мероприятий, проводимых на ядерно опасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных факторов воздействия на людей, объекты и окружающую среду. Эти мероприятия проводятся в организациях и на предприятиях, непосредственно связанных с получением, переработкой, транспортировкой, хранением и захоронением ядерных материалов или использованием ядерных технологий (реакторы ядерных энергетических установок, хранилища радиоактивных отходов, хранение и применение ядерного оружия и др.). Я.б. рассматривается как свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течение заданного времени в штатных и нештатных ситуациях. Обеспечение Я.б. связано с исключительно важной особенностью: ядерные установки представляют наиболее высокую потенциальную опасность. Существенная опасность для здоровья населения может возникнуть, если значительная доля содержимого активной зоны энергетического реактора будет выброшена в атмосферу. Аварийные и катастрофические выбросы радиоактивности являются, несомненно, неприемлемым событием, и с точки зрения общей безопасности требуют принятия мер для обеспечения того, чтобы такие выбросы и риски тяжелых катастроф были сведены к минимуму. Меры по обеспечению Я.б. включают в себя: применение эшелонированных систем безопасности, специальных технологических и проектных решений; жесткое регулирование вопросов эксплуатации установок, периодическое техническое обслуживание и инспекцию, мониторинг состояния автоматизированных систем защиты. Кроме того, применяются различные методы, включая научно обоснованные консервативные запасы прочности, ресурса, надежности и живучести, различные физические барьеры на пути выброса радиоактивности. Вопросы обеспечения Я.б. отражены в Трудовом кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; федеральных законах от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»; от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Органы государственного регулирования Я.б. в пределах своей компетенции наделены полномочиями:

  • вносить предложения по разработке законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
  • разрабатывать, утверждать и вводить в действие нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • осуществлять в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
  • проводить инспекции, связанные с выполнением своих полномочий;
  • принимать участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • осуществлять контроль в области охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами при использовании атомной энергии;
  • осуществлять контроль за деятельностью в области регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • осуществлять контроль за выполнением международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из строя ядерных установок должны осуществляться на основании норм и правил безопасности в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Проектирующие, создающие и эксплуатирующие организации в целях Я.б. гарантируют:

  • использование ядерной энергетической установки по назначению;
  • организацию и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования ядерной техники и технологий и для населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • учет индивидуальных доз облучения работников ядерных объектов;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке;
  • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • осуществление физической защиты ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки;
  • информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

Физическая защита ядерных установок предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

  • предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;
  • своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок;
  • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Надзор за обеспечением физической защиты ядерных установок, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется органами государственного регулирования безопасности. Для выполнения функций по обеспечению физической защиты ядерных объектов могут привлекаться органы внутренних дел и органы службы безопасности.

Термины и определения ядерные материалы (ЯМ) - материалы, содержащие делящие ся вещества, или способные их воспроизвести (например, уран 238); радиоактивные вещества (РВ) - вещества, испускающие ио низирующее излучение (исключая ЯМ); радиоактивные отходы (РАО) - ЯМ + РВ, которые не предпо лагают в дальнейшем использовать (например, после радиохими ческой переработки облученного топлива).

Термины и определения исходные ЯМ урановые и ториевые руды, природный уран и торий, обедненный уран (уран с пониженным содержанием 235 U); специальные ЯМ обогащенный уран (уран с повышенным со держанием 235 U), плутоний и 233 U; трансурановые элементы (Np, Am, Cm, Bk, Cf);

Термины и определения Специальный неядерный материал - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва). Делящиеся вещества (нуклиды) – вещества способные всту пать в ядерную реакцию деления при облучении их нейтронами: природные изотопы урана и тория; искусственные изотопы плутония; изотопы трансурановых элементов (Np, Am, Cm, Bk, Cf); искусственный изотоп 233 U (продукт захвата нейтронов 232 Th).

Термины и определения Ядерное топливо это ЯМ, содержащий нуклиды, которые делятся при взаимодействии с нейтронами. Ядерное топливо материалы, служащие для получения энергии в ядерном реакторе. Обычно ядерное топливо представляет собой смесь веществ, содержащих: делящиеся ядра и ядра, способные в результате бомбардировки нейтронами образовывать делящиеся ядра (не существующие в природе).

Термины и определения Оружие массового поражения (ОМП) обычно включает в себя ядерное, биологическое и химическое оружие. Ядерное оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, которая выделяется при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например изотопы гелия. Ядерное оружие включает ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снаряженные ядерными зарядными устройствами), средства управления и доставки их до цели.

Термины и определения Критическая масса минимальная масса делящегося вещества, необходимая для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления.

Международное сотруд ничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной без опасности развивается по следующим направлениям принятие в рамках международных организаций правил безопас ности и радиационной защиты; обеспечение безопасной эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайного ядерной аварии; обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно энерге тического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности.

Международная ядерная безопасность 1979 год Конвенция о физической защите ядерного материала 1985 год Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана и Протоколы к нему 1986 год Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1990 год Соглашение о проведении международных исследований последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в научном центре «Припять»

Международная ядерная безопасность 1992 год Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве Соглашение между КНДР и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия 1994 год Конвенция о ядерной безопасности Вена, 17 июня 1994 года. Конвенция вступила в силу для России 24. 10. 1996. 1995 год Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго Восточной Азии [Бангкокский договор] Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке [Пелиндабский договор]

Международная ядерная безопасность 1997 год Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1998 год Типовой дополнительный протокол к соглашению(ям) между государством(ами) и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий 2004 год Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников

Договор об Антарктике Подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 года Договор об Антарктике, вступил в силу в 1961 году. Договор состоит из преамбулы и 14 статей. Его главная цель – обеспечить использование Антарктики в интересах всего человечества. В Договоре предусматривается свобода научных исследований и поощряется международное сотрудничество. На январь 2010 года в число участников договора входят 46 государств, 28 из которых являются консультативными сторонами.

Договор Тлателолко Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 году (Договор Тлателолко) – о запрещении ядерного оружия в этом регионе. Договор запрещает испытание, применение, изготовление, производство или приобретение любым способом, а также получение, хранение, установку, размещение и любую форму владения любым ядерным оружием странам Латинской Америки и Карибского моря. Договор был открыт к подписанию 14 февраля 1967 года в Мехико. Договор вступил в силу для каждого государства в индивидуальные сроки. Государством депозитарием является Мексика. В настоящее время участниками Договора являются 33 государства.

Договор Раротонга Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана. Зона включает Австралию, Новую Зеландию, Папуа, Новую Гвинею и ряд мелких островных государств этого региона. Договор запрещает изготовление или приобретение другими способами любого ядерного взрывного устройства, а также владение и контроль над таким устройством со стороны участников где либо в пределах или за пределами зоны. Он также запрещает захоронение радиоактивных материалов в море, владение ядерными взрывными устройствами и испытание их в мирных целях. Договор разрешает участникам делать исключения для ядерного оружия, которое может находиться на борту иностранных судов, заходящих в их порты. Договор был открыт к подписанию 6 августа 1985 года. Вступил в силу 11 декабря 1986 года. В настоящее время в состав участников Договора входят 13 государств. Протоколы к Договору Раротонга подписаны всеми пятью официальными ядерными государствами.

Бангкокский договор Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго Восточной Азии. В соответствии с Договором ни одно из государств участников не производит, не владеет и не контролирует ядерное оружие, не испытывает и не использует ядерное оружие как внутри, так и вне зоны, свободной от ядерного оружия, определяемой Договором, не содействует приобретению ядерного оружия каким либо государством, не предоставляет территорию для размещения ядерного оружия, предотвращает испытания ядерного оружия. Договор открыт к подписанию 15 декабря 1995 года и вступил в силу 28 марта 1997 года. К нему присоединилось 10 государств, в 9 из них прошла процедура его ратификации. Депозитарий Договора – правительство Таиланда.

Договор Пелиндаба Договор о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия Договор был открыт к подписанию 11 апреля 1996 года в Каире, где и был подписан 43 государствами. В настоящее время его участниками являются 53 государства. Договор не вступил в силу, так как не был ратифицирован необходимым числом участников. Депозитарий Договора – Генеральный секретарь Организации Африканского единства. Протокол к Договору был подписан 5 официальными ядерными государствами.

Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии Безъядерная зона в Центральной Азии обладает рядом уникальных черт, отличающих ее от других аналогичных зон в мире: ни одна из существующих зон, свободных от ядерного оружия, не имеет среди стран участниц государство, обладавшее ранее арсеналом ядерного оружия; только ЦАЗСЯО представляет собой территорию, полностью окруженную сушей и полностью находящуюся в Северном полушарии, и только ЦАЗ СЯО непосредственно граничит с ядерными государствами; впервые договор о ЗСЯО включает обязательства, по которым страны члены договора должны полностью подчиняться Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Дополнительному протоколу МАГАТЭ; договор о ЦАЗСЯО призывает поддержать реабилитационные мероприятия в области охраны окружающей среды, пострадавшей в ходе реализации ядерных программ во время холодной войны.

ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ «Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций» НП 082 07 Введены в действие с 1 июня 2008 г.

Перечень сокращений АЗ аварийная защита АС атомная станция ACT атомная станция теплоснабжения БН реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БПУ (БЩУ) блочный пункт (щит) управления ВВЭР водо водяной энергетический реактор КГО контроль герметичности оболочки ООБ отчет по обоснованию безопасности ПЗ предупредительная защита РБМК реактор большой мощности канальный РПУ (РЩУ) резервный пункт (щит) управления РУ реакторная установка СВБ система важная для безопасности СУЗ система управления и защиты ТВС тепловыделяющая сборка твэл тепловыделяющий элемент УСБ управляющие системы безопасности УСНЭ управляющие системы нормальной эксплуатации ЭГП 6 энергетическая графитовая петельная реакторная установка

Термины и определения Аварийная защита: функция безопасности, заключающаяся в быстром переводе реактора в подкритическое состояние и в поддержании его в подкритическом состоянии; комплекс систем безопасности, выполняющий функцию АЗ. Активная зона часть реактора, в которой размещены ядерное топливо, замедлитель, поглотитель, теплоноситель, средства воздействия на реактивность и элементы конструкций, предназначенные для осуществления управляемой цепной ядерной реакции деления и передачи энергии теплоносителю. Группа рабочих органов СУЗ один или несколько рабочих органов СУЗ, объединенных по управлению в целях одновременного совместного перемещения и воздействия на реактивность.

Термины и определения Диагностика функция контроля, целью которой является определение состояния работоспособности неработоспособности) или исправности (неисправности)диагностируемого объекта. Извлечение средств воздействия на реактивность такое перемещение или изменение состояния средств воздействия на реактивность, которое приводит к вводу положительной реактивности (введение средств воздействия на реактивность приводит к вводу отрицательной реактивности). Исполнительный механизм СУЗ устройство, состоящее из привода, рабочих органов и соединительных элементов и предназначенное для изменения реактивности реактора. Канал контроля совокупность датчиков, линий связи, средств обработки сигналов и (или) представления параметров, предназначенных для обеспечения контроля в заданном проектом объеме.

Термины и определения Комплект аппаратуры АЗ аппаратура системы управления и защиты, выполняющая в заданном проектом РУ объеме функции контроля и управления АЗ. Максимальный запас реактивности реактивность, которая может реализовываться в реакторе при удалении из активной зоны всех средств воздействия на реактивность и извлекаемых поглотителей для момента кампании и состояния реактора с максимальным значением эффективного коэффициента размножения. Максимальный проектный предел повреждения твэлов допустимые значения параметров и характеристик твэлов в условиях проектных аварий, превышение которых может приводить к разрушению твэлов.

Термины и определения Перегрузка активной зоны (перегрузка) ядерно опасные работы на РУ по загрузке, извлечению и перемещению ТВС (твэлов), средств воздействия на реактивность и других элементов, влияющих на реактивность, в целях их ремонта, замены и демонтажа. Повреждение твэла нарушение хотя бы одного из установленных для твэлов проектных пределов повреждения. Предупредительная защита функция, выполняемая управляющей системой нормальной эксплуатации блока АС, для предотвращения срабатывания аварийной защиты и (или)нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации. Привод СУЗ устройство, предназначенное для изменения положения механического рабочего органа СУЗ и его удержания в фиксированном положении.

Термины и определения Рабочий орган АЗ средство воздействия на реактивность, используемое в АЗ. Рабочий орган СУЗ средство воздействия на реактивность, используемое в СУЗ. Разгерметизация твэла повреждение твэла с нарушением целостности оболочки твэла типа газовой не плотности или прямого контакта ядерного топлива с теплоносителем. Разрушение твэла нарушение целостности конструкции твэла, в результате которой твэл утрачивает геометрию, обеспечивающую его проектное охлаждение.

Термины и определения Реакторная установка комплекс систем и элементов АС, предназначенный для преобразования ядерной энергии в тепловую, включающий реактор и непосредственно связанные с ним системы, необходимые для его нормальной эксплуатации, аварийного охлаждения, аварийной защиты и поддержания в безопасном состоянии при условии выполнения требуемых вспомогательных и обеспечивающих функций другими системами АС. Границы РУ устанавливаются для каждой АС в проекте. Сигнал АЗ сигнал, формируемый в комплекте аппаратуры АЗ с целью инициировать срабатывание рабочих органов АЗ и поступающий в средства регистрации, а также на БПУ и РПУ для оповещения персонала. Сигнал ПЗ сигнал, формируемый и регистрируемый системами контроля и управления для инициирования функций ПЗ и оповещения персонала о возможных нарушениях нормальной эксплуатации.

Термины и определения Система остановки реактора система, предназначенная для перевода реактора в подкритическое состояние и поддержания его в подкритическом состоянии с помощью средств воздействия на реактивность. Система управления и защиты совокупность средств технического, программного и информационного обеспечения, предназначенных для обеспечения безопасного протекания цепной ядерной реакции деления. Система управления и защиты система, важная для безопасности, совмещающая функции нормальной эксплуатации и безопасности и состоящая из элементов управляющих систем нормальной эксплуатации, защитных, управляющих и обеспечивающих систем безопасности.

Термины и определения Средства воздействия на реактивность технические средства, реализуемые в виде твердых, жидких или газообразных поглотителей (замедлителей, отражателей), изменением положения или состояния которых в активной зоне или отражателе обеспечивается изменение реактивности активной зоны реактора. Тепловыделяющая сборка машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции. Тепловыделяющий элемент (твэл) отдельная сборочная единица, содержащая ядерные материалы и предназначенная для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления и (или) для накопления нуклидов.

Термины и определения Тяжелое повреждение активной зоны реактора запроектная авария с повреждением твэлов выше максимального проектного предела, при которой может быть превышен предельно допустимый аварийный выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Указатель положения рабочего органа СУЗ устройство для определения положения рабочего органа СУЗ в активной зоне реактора. Эквивалентная степень окисления оболочки отнесенная к начальной толщине оболочки суммарная толщина эквивалентного слоя, который прореагировал бы с водяным паром в предположении, что весь местно поглощенный кислород пошел на образование стехиометрического диоксида циркония Zr. О 2. В случае разгерметизации оболочки учитывается окисление как наружной, так и внутренней поверхности оболочки.

с помощью ограничения массы (зона 1). с помощью ограничения концентрации (зона 2). с помощью ограничения массы и концентрации (зона 3). с помощью ограничения массы и степени замедления (зона 4).

обеспечения ядерной безопасности: ограничение размеров и формы (в этом случае употребляют термины: безопасные размеры, безопасная геометрия). с помощью ограничения размеров и концентрации. с помощью ограничения размеров и замедления.

Коэффициенты запаса выбирают в два этапа. Во первых, (первый этап), значение Кэф аппаратов не должно превышать 0, 95. Во вторых, (второй этап), безопасный или допустимый параметр должен быть уменьшён в К раз: для критической массы – в 2, 1 раза, критического диаметра цилиндра или критической толщины пластины – в 1, 1 раза, критического объёма – в 1, 3 раза, критической концентрации – в 1, 3 раза.

Выбор способа обеспечения ядерной безопасности Делящийс Обогащение U 90 Обогащение U 5 % Pu я % материал Критичес Безопас кий ный Масса Ut, кг 0, 87 0, 40 37 18 0, 510 0, 250 Объём, л 6, 1 5, 0 35 27 5, 5 4, 2 Диаметр цилиндра, см 14 12, 7 31 26 13 11 Толщина пластины, см 4, 9 4, 0 15 12, 1 4, 5 3, 4

Обеспечения ядерной безопасности с помощью ограничения массы Хотя этот способ не накладывает ограничений на размер ёмкости (форма ёмкости фиксирована), необходимо контролировать концентрацию делящегося вещества или степень замедления в среде. От нас требуется не нарушать административных мер безопасности. Необходимо контролировать массу входящего и выходящего делящегося материала, чтобы в любой момент времени масса не превышала безопасного или допустимого значения.

При таком способе обеспечения ядерной безопасности должно быть принято во внимание: тщательные меры должны быть приняты при изготовлении этих емкостей для того, чтобы избежать превышения размеров, вследствие повышения давления, температурных изменений и т. д. ; должны быть изучены различные аварийные ситуации, связанные с утечкой растворов из емкостей безопасной геометрии. Предосторожности должны быть приняты, чтобы избежать утечки растворов (проверка сварных швов, тесты на герметичность). Должны быть изучены пути, по которым раствор может попасть в ёмкость опасной геометрии (например, емкости с реагентами, вакуумные системы, охлаждающие или нагревательные системы), и эти ситуации должны быть исключены;

часто необходимо передавать раствор из ёмкости безопасной геометрии в ёмкость опасной геометрии. При этом необходимо ограничивать массу или концентрацию делящегося материала в емкостях безопасной геометрии; транспортные ёмкости должны быть безопасной геометрии. При этом должно быть ограничено их число и использованы дистанционирующие элементы, исключающие их сближение.

Этот способ может быть использован, если растворы чистые и отсутствует риск кристаллизации, полимеризации, испарения и концентрирования экстрагентом (например, трибутилфосфатом). Должно быть исключено смешивание кислотных растворов со щелочными растворами, т. к. при этом образуются осадки. Аналогично, необходимо принимать меры для избежания накопления осадков, например, периодическое промывание. Необходимо иметь аппаратуру для контроля осадков внутри сосудов. Во всех случаях концентрацию необходимо оценивать, используя один или два метода.

Этот метод обеспечения ядерной безопасности применим только для «сухих» систем. В частности, этот метод используется на заводах по изготовлению ТВС, где имеются операции с делящимися материалами в виде оксида с малым содержанием воды (замедлителя). Он применяется также на заводах по обогащению урана, использующих газодиффузионные методы. UF 6 реагирует с влажным воздухом с образованием UO 2 F 2, поэтому должны быть приняты меры для исключения этого.

риск случайного попадания замедлителя в результате внешних или внутренних событий: Риск внешних событий. Сами здания являются первичным барьером против внешних событий и должны быть построены в области, которая не допускает затопление или достаточно защищена от затопления. Риск затопления должен быть не выше 10 3 1/год. Здание должно быть достаточно защищено от торнадо, ураганов, смерчей и т. д. Риск внутренних событий. Прохождение труб с водой через опасную зону должно быть исключено. Электрические нагреватели предпочтительнее, чем водяные или паровые нагреватели, охлаждение воздухом предпочтительнее, чем охлаждение водой. Если невозможно ограничить прохождение труб с водой через помещение, то их лучше помещать под землей, чем на стенах, полу или потолке. При тушении пожаров запрещается использовать водородосодержащие продукты, в частности, воду или пену. В случае если сосуды, в которые недопустимо попадание водородосодержащих материалов, имеют водные системы охлаждения, то иногда в систему охлаждения добавляется поглотитель нейтронов.

Этот метод используется в сочетании с обеспечением ядерной безопасности с помощью ограничения массы, геометрии или концентрации. Если используется поглотитель в растворимой форме (гомогенный поглотитель), то он не должен кристаллизироваться и выпадать в осадок и концентрация поглотителя должна контролироваться двумя различными методами. Должны быть приняты меры против введения растворов (жидкостей) без поглотителей, которые могут привести к разбавлению поглотителей. Если поглотитель находится в твёрдой форме (гетерогенный поглотитель) необходимо провести контроль количества и качества поглотителя перед его установкой. Поглотитель должен быть защищён от механических повреждений. Например, поглотитель помещается внутрь стальной оболочки. Необходимо предусмотреть периодический контроль за сохранностью поглотителей.

Аварии с возникновением критичности. Общие сведения. Наибольшее влияние на кинетику протекания СЦР оказывают скорость ввода реактивности (ρ = Кэф – 1/Кэф, где Кэф – эффективный коэффициент размножения нейтронов), механизм самогашения, начальный фон нейтронов, время их жизни в системе. Механизм самогашения – это свойство системы уменьшать свою реактивность.

Ниже перечислены существенные особенности этих 22 аварий 21 авария произошла с делящимися веществами в виде растворов или суспензий. Одна авария произошла с изделиями в виде металлических слитков. Ни одной аварии не произошло с порошками. 18 аварий имели место при ручных операциях в отсутствие биологической защиты. Имели место 9 смертельных исходов. У троих выживших после аварий были ампутированы конечности. Не было ни одной аварии при транспортировке. Не было ни одной аварии при хранении материалов. Не было повреждений оборудования. В результате только одной из аварий имело место поддающееся измерению загрязнение продуктами деления (слегка превышающее естественные уровни) за пределами производственных площадок. В результате только одной из аварий произошло не особенно большое (значительно ниже допустимой нормы годового облучения персонала) облучение людей, не работающих на предприятии.