Роль следователя романе преступление и наказание. Образ порфирия петровича в романе достоевского "преступление и наказание"

Порфирий Петрович – один из центральных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и Наказание”. Он – пристав следственных дел, расследующий убийство Алены Ивановны. На протяжении всей книги мы наблюдаем, как Порфирий, не имея ни одной реальной улики против убийцы Раскольникова все-таки выводит последнего на чистую воду и уговаривает сознаться в содеянном.

Что же убедило Порфирия в том, что именно Раскольников является убийцей?

В романе происходит всего три встречи Раскольникова с Порфирием. Для Порфирия, однако, этих встреч вполне достаточно, чтобы установить цели и мотивы преступления. Раскольников и Порфирий знакомятся в квартире у следователя, там же происходит разговор о статье, которую Родион Романович написал за два месяца до всех событий. Уже тогда Раскольников начал осознавать, что находится под подозрением; еще больше усиливается его волнение после того, как подосланный Порфирием мещанин называет Раскольникова убийцей. В следующий раз встреча убийцы и следователя происходит в полицейском участке по инициативе самого Раскольникова, хотя, «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя.» Раскольников с Порфирием беседуют в течение некоторого времени, после чего их разговор прерывает Николай, который, ворвавшись в кабинет следователя, громко объявляет, что именно он убил процентщицу: «Виноват! Мой грех! Я убивец! - вдруг произнес Николай, как будто несколько задыхаясь, но довольно громким голосом.» Такого исхода не ожидал ни следователь, ни, тем более, Раскольников. Воодушевленный этим происшествием, Раскольников еще более обрадовался, когда человек, назвавший его “убийцей” пришел и извинился перед ним, выложив весь план Порфирия. ««Теперь мы еще поборемся», - с злобною усмешкой проговорил он, сходя с лестницы.» В третий раз Родион Романович и Порфирий встречаются на квартире у Раскольникова, и для последнего эта встреча становится роковой: следователь раскрывает перед Раскольниковым все карты, рассказывает в деталях, каким образом ему удалось выйти на Раскольникова и, в конце концов, открыто обвиняет студента в убийстве. «…да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Попробуем теперь разобраться, каким образом следователь, даже несмотря на признание Николая все-таки смог найти настоящего убийцу. Осмотрев квартиру покойной, Порфирий понял, что ограбление не было мотивом преступления, так как большая часть денег и ценные вещи остались нетронутыми. Значит, преступление было совершено из каких-то идейных принципов. Далее следователь, вероятнее всего, вспомнил, статью, прочитанную им два месяца назад, автор которой, в частности, допускал совершение убийства в отдельных специфических случаях. Сопоставив эти два факта, следователь не поленился через знакомого редактора узнать фамилию автора статьи. «- А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана. - А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком... Весьма заинтересовался.» Автором статьи оказался некий Раскольников, которого Порфирий нашел в списке недавних должников Алены Ивановны. «Ваши обе вещи, кольцо и часы, были у ней под одну бумажку завернуты, и на бумажке ваше имя карандашом четко обозначено, равно как и число месяца, когда она их от вас получила...». Итак, круг замкнулся, пришло время действовать. Порфирий, договорившись с Разумихиным, приглашает Родиона Романовича к себе на квартиру и заводит с ним разговор о статье. Увидев, с какой решительностью и фанатизмом Раскольников обсуждает возможность убийства из идейных принципов, следователь окончательно убеждается в том, что студент, как минимум, замешан в преступлении. Далее Порфирий устраивает слежку за Раскольниковым. Он привлекает информатора Заметова, не упускает ни единой возможности общения с Разумихиным. Для следователя теперь вина Раскольникова не вызывает сомнений. Косвенных доказательств, “черточек”, как их называет Порфирий, было много: во-первых, крайне смелый

разговор с Заметовым в трактире. «Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: «Я убил!» Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!». Порфирий говорит именно “брякнуть”, подчеркивая, что слова были сказаны случайно, необдуманно. Далее следователь указывает на тот факт, что Раскольников дважды упомянул про камень, под которым, якобы, закопаны деньги. «…камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот еще под которым вещи-то спрятаны? Ну вот точно вижу его где-нибудь там, в огороде, - в огороде ведь говорили вы, Заметову-то, а потом у меня-то, во второй раз?». Примечательным для Порфирия оказался и тот факт, что Раскольников никак не отреагировал на высказывание мещанина, обвинившего его в убийстве. «Как вы тогда сто шагов с мещанинишкой рядом шли, после того как он вам «убийцу» в глаза сказал, и ничего у него, целых сто шагов, спросить не посмели!..» Однако последней, решающей “черточкой” стало то, что Раскольников, как это часто делают убийцы, вернулся на место преступления и, что особенно привлекло внимание следователя, стал в точности повторять действия, которые совершал в прошлый раз. «Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили, под самую ночь, когда смерклось, да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали…». «Да как услышал тогда про эти колокольчики, так весь даже так и замер, даже дрожь прохватила. «Ну, думаю, вот она черточка и есть! Оно!»». Против такого замечания Раскольникову нечего было возразить. Следователю практически без труда удалось убедить студента явится с повинной в участок.

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий П.П. обратил внимание на анонимную газетную статью «О преступлении», в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком «высшего разряда» людей «низшего разряда», и через редактора узнал фамилию автора - Раскольников. Основу коллизии между П.П. и Расколь-никовым составляет спор о сущности преступления, во время которого убийца излагает свои мысли о «праве на преступление» для «необыкновенных» людей. Обнажая метафизические корни нигилизма Раскольникова, дуалистическое мировоззрение и неверие в Бога, не имеющий улик П.П. все же дает понять преступнику, что тот разоблачен. Постепенно проницательный следователь доводит подозреваемого до нервного срыва и фактического признания. Однако неожиданное для всех появление маляра Миколки, взявшего на себя вину по исконной народной потребности «пострадать» ради искупления греха несоответствия идеалу, каковым является Христос, спутывает ближайшие планы П.П. Несмотря на факт признания Миколки, П.П. уверен, что «тут дело фантастическое, мрачное, современное, <...>. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...». П.П. чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни.

Лит.: Истомин К.К. Достоевский. «Преступление и наказание». Пг., 1923; Поддубная Р.Н. Образ Пор-фирия Петровича в художественной структуре романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

//«Вопросы русской литературы». Львов, 1971, вып. 1/16/; Каракин Ю.Ф. Человек в человеке

О.А.Богданова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ" в других словарях:

    Порфирий Петрович ("Часы") - Смотри также Человек смирный, собою неказистый, болезненный; занимался хождением по делам тяжебным и иным. Сам себя величал стряпчим; в прежние времена (начало XIX ст.) подобных ему людей обзывали подьячими, крючками, крапивным семенем. В… … Словарь литературных типов

    Писатель (родился в 1867 г.), воспитанник Казанской духовной академии, магистр богословия. Состоит редактором журнала Народное Образование и ежедневной газеты Приходский Листок (1914 1915). Главные его работы: Афинагор, христианский апологет II в … Биографический словарь

    Пятницкий (Порфирий Петрович) минералог и геолог. Родился в 1860 году. По окончании курса в Харьковском университете (1886) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а по защите магистерской диссертации был командирован за границу. Начиная с … Биографический словарь

    Писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала "Народное Образование". Главные его труды: "Афинагор, христианский апологет II века" (Казань, 1894, магистерская диссерт.); "Дневник учителя… … Большая биографическая энциклопедия

    Писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала Народное Образование. Главные его труды: Афинагор, христианский апологет II века (Казань, 1894, магистерская диссерт.); Дневник учителя церковно приходской школы (СПб …

    Минералог и геолог. Род. в 1860 г. По окончании курса в Харьковском университете (1886 г.) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а, защитив магистерскую диссертацию, был командирован за границу. Начиная с 1893 г. читал лекции в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Валерий Петрович Лекарев Дата рождения: 6 (19) октября 1909(1909 10 19) Дата смерти: 14 сентября 1971(1971 09 14) (61 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушев. Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото … Википедия

    Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото СССР 1952 … Википедия

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман борьбы идей. Раскольникова, помимо всех прочих душевных испытаний, автор «подвергает» еще и нравственной пытке встреч со следователем Порфирием Петровичем. Весь мир души героя Достоевского, его нравственные принципы, основа его натуры – всё это явственно проявляется во время интеллектуального поединка двух сильных личностей: героев-идеологов Раскольникова и Порфирия Петровича.

Порфирия можно назвать одним из «двойников» Раскольникова: во время их последней встречи следователь признается: «Что вы смелы, заносчивы, серьёзны и…чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую». Чтобы всё это понять, это надо пережить самому, хотя бы отчасти, надо и самому когда-то думать о «высших» и «низших» разрядах.

Уже с первой встречи, а точнее даже до нее, следователь Порфирий Петрович определил для себя, что такой человек, как Раскольников (автор статьи «О преступлении», в которой доказывает право сильных на «кровь по совести»), мог бы совершить преступление, однако преступление особого рода – не ради спасения от голода и нищеты, а ради проверки идеи. Порфирий изначально предвидит, что Раскольников – человек, обладающий немалым умом и сильной волей, раздраженный несправедливостью мира и способный восстать против самого Бога с его древнейшим законом «не убий». В первую встречу с Раскольниковым Порфирий словно проводит психологический эксперимент, желая узнать о своем противнике как можно больше, а потому намеренно искажая отдельные идеи его статьи, разжигая огонь в душе Раскольникова – огонь не только раздражения, но и воодушевления от высказывания своих убеждений перед тем, кто может их понять.

Безумное напряжение испытывает во время этой встречи Раскольников: он чувствует, что Порфирий ведет с ним какую-то странную, а то и страшную игру. «Знает Порфирий или нет? Подозревает ли его? Есть ли доказательства?» - эти вопросы постоянно мучают Раскольникова, заставляя ненавидеть следователя, но при этом держаться так, словно их словесный поединок – всего лишь невинная беседа по поводу статьи. Всё это выматывает Раскольникова, он в постоянном, ни на секунду не отпускающем напряжении.

Вторая встреча – пик столкновения. Следователь всё более и более запутывает Раскольникова, постоянно провоцирует его, говорит в основном Порфирий Петрович, излагая свою манеру «психологического следствия», основанного на глубоком знании человеческой натуры. Словно паук, плетет он словесную сеть, в которой Раскольников всё больше тонет, теряется в муке собственных переживаний, запутывается в этой немилосердной паутине. Раскольников чувствует, что Порфирий всё знает, только мучает его неизвестностью и ожиданием, напрямую заявляя, что именно это и составляет его цель. О, можно себе представить, как ненавидел Раскольников этого человечка с круглым брюшком, чуть ли не сладострастно произносящего слово «жертвочка»! Раскольников не хочет быть «жертвочкой», что-то в нём восстает против права Порфирия видеть в нем, Раскольникове, преступника, а потому он в бессильной злобе бросается на следователя, защищая свое право оставаться человеком.



Третью встречу Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже не удивился, увидев в своей каморке следователя. Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность. «Вы», - говорит Порфирий открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?» Однако говорит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой. Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет. «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», - в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение.

Раскольников был даже благодарен в душе Порфирию за его слова, за то, что прозвучало из его уст это «Вы». Раскольников боялся, но боялся иного: что Порфирий его за «невиновного почитает», ведь тогда ему до конца жизни придется нести тяжесть на сердце (а Раскольников не мог не мучиться, такая уж натура у него была, и эту натуру Порфирий разглядел, а потому и поверил в него).

Этот мучительный интеллектуальный поединок был выигран Порфирием Петровичем, но Раскольников и сам не желал бы оказаться в нем победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

Data: 23.07.2010 04:05 |

Приведем описание Порфирия Петровича: «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать».

Задолго до убийства Родионом Раскольниковым старухи и ее сестры, Порфирий Петрович обратил свое внимание на газетную статью "О преступлении". В статье доказывалось, что человек, более ценный для общества, может убить человека "низшего разряда", если это потребуется и такой поступок может быть оправдан. Статья была анонимный, но дотошный Порфирий Петрович через редактора узнал, что ее автором является студент Раскольников.

Порфирию Петровичу поручили расследовать дело об убийстве старой ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Он не имел явных улик и доказательств, но, тем не менее, понял, что убийца - Раскольников. Споря с ним о природе преступления и о нравственности, пристав выводит Родиона на чистую воду, доводит его до нервного срыва и Раскольников чуть не признается. Всего бесед с Раскольниковым у Порфирия Петровича было три. Но все планы срывает маляр Миколка.

Постепенно, Порфирий Петрович начинает сочувствовать Раскольникову, уважать его как умного и сильного человека и убеждает его признаться, говоря, что так ему будет легче жить и вновь появиться смысл жизни. Причем Порфирий Петрович хочет чтобы Раскольников не просто понес наказание, но и понял ошибочность своей философии и раскаялся.

Цитаты Порфирия Петровича

"Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...".

"Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния".

"Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога найдет".

"Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит".

"Вам... давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте. Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет".

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым. Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора). На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.

В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона. И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом. Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.

Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике. Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию. Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.

Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова. Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения. И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.

Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве. Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете. Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.

Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову. Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции... После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.

Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова. И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда... И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.

Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так... кто же... убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?... да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с", — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.

Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя. Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт. Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.

При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.

Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом. Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы. Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости. С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.

Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик. Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни. Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.

Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.

Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека. Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.

Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной. Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший. Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.

И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого. Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына. И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.

Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу. «Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.

Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.

Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша). Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь. Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.

Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.