Разнообразие техник работы с полимерной глиной. Лепка из полимерной глины как вид рукоделия

Полимерная глина получила свою популярность благодаря универсальности. Действительно, именно из пластики вы сможете создать практически все: от уникальной бижутерии до оригинального декора, например, обуви, сумки и прочее. Такое широкое поле деятельности вовлекает все больше людей. В связи с такой популярностью расширяются и техники. Данная статья будет полезна для начинающих. Конечно, будут представлены далеко не все возможности пластики, а только их часть.

Градиент или плавный переход цвета

Данная техника помогает создавать интересные переходы и игру цвета. Очень популярна в изготовлении украшений. Выполняется градиент путем смешивания разных цветов пластики. Для того, чтобы получился более плавные переход, смешанную пластику не один раз стоит пропустить через паста-машину.

Соляная техника

Чтобы предать своим изделиям интересной фактурности, можно использовать обычную соль. Для этого детали, изготовленные из пластики, нужно хорошо обкатать солью, после чего отправляем все запекаться в духовку, а после солевые кристаллы вымываем водой. В результате вы получите интересные эффект шероховатости и рельефности.


Миллефиори или колбасная техника

Данная техника позволяет быстро получить элементы с одинаковым рисунком. Все заключается в создании рулетиков из пластики, которые нарезаются на более мелкие детали, а срез этих деталей имеет одинаковый рисунок.


Филигрань

Одна из самых сложных техник, так как требует усидчивости и терпения. Для создания изделий в этой техники необходимо на заготовку наносить мелкие кусочки из пластики, создавая узоры. В основном филигранью пользуются мастера, которые создают бижутерию из пластики.


Техника акварели

Данная техника позволяет повторить живописные переходы акварели. Для создания изделия в данной технике достаточно сделать три пласта полупрозрачной глины разных цветов, наложить их друг на друга и хорошенько прижать. После того, как пластика остынет, она рвется на мелкие части, которыми обклеивается изделие.


Калейдоскоп

Практически идентична с техникой миллефиори. Только в калейдоскопной техники колбаскам придаются различные формы (квадрат, треугольник, цветок и пр.)


Главное в творчестве не ограничиваться чем-то одним, всегда искать новое или же создавать его самому.

Рассмотрим виды техник используемых при работе с полимерной глиной. Не уверен. что я описал все виды техник. Возможно, что-то упустил.

1 Соляная техника

Это, пожалуй, самая простая техника лепки из пластики. Название говорит само за себя: при изготовлении изделий с ее помощью используется обычная соль (мелкая или крупная, пищевая или косметическая), а также может использоваться сахар.

2 Техника Миллефиори (millefiori), cane, трость, колбаса.

Если говорить просто, то это техника составления сложного рисунка из более простых элементов. Принцип техники следующий: из кусочков пластики на поверхности выкладывают рисунок, затем равномерно ужимают его и нарезают тонкими «ломтиками», получая на срезе одинаковый рисунок. Миллефиори (millefiori) (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кейн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. Это наиболее популярная и основная техника работы с полимерной глиной. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками.

3 Техника калейдоскоп

Эта техника очень похожа на предыдущую, только в работе колбаса еще разрезается и ужимается по-разному в треугольники, квадраты и т.п

4 Техника Мокуме-гане (mokume gane)

Метод заимствован из техники японских оружейников, где использовались металлы разных цветов. методы получения своеобразного рисунка путем складывания цветных слоев. Эти слои потом продавливаются различными штампами, формами. И затем уже аккуратно срезаются сверху лезвием и в результате мы каждый раз видим неповторимый рисунок.

5 Техника мика-шифт (mica shift)

— этот термин объединяет различные способы получения рисунка в металлических глинах. Рисунок образуется за счет различной ориентации металлических включений. В переводе означает «сдвиг слюды», ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.

6 Техника баргелло (bargello)

В переводе название этой техники обозначает «щепки». Узко нарезанные полоски полимерной глины, смещаясь относительно друг друга, образуют различные рисунки.

7 Техника филигрань

Филигранные изделия из пластики создаются следующим образом: цветную полимерную глину раскатывают в тонкие – претонкие колбаски (толщиной около 1 мм), затем эти колбаски можно сплющивать либо переплетать между собой. Полученными шнурами декорируют камни, бусины, либо другие изделия из пластики. Важным дополнением является «зернь» – маленькие шарики из полимерной глины, которые прикрепляются в тех местах, где необходимо сделать акцент.

9 Техники имитации

Из полимерной глины можно сделать невообразимое количество различных имитаций: бирюза, янтарь, опал, малахит,стекло, дерево, кожа, слоновая кость, асфальт, мозаика и даже кондитерские изделия. Саму эту технику можно разделить на множество полноценных по своей значимости подразделов.

10 Техника акварель.

Принцип этой техники следующий: раскатываем сначала цветной пласт глины, под него помещаем белый и черный тонкие пласты, раскатываем все вместе, а затем рвем на кусочки. Полученные рваные кусочки лепим на наше изделие, прикатываем и получаем интересный эффект.

11 Техника «чечевички»

Такие красивые бусины можно получить, если особенным образом раскатывать бусину с помощью небольшого квадратика стекла.

12 Техника перевода изображений на глину.

Название говорит само за себя. Особенность этой техники в том, что при переводе изображений используется специальный гель для полимерной глины.

13. Плавный переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

14. Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага… Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

15. Поталь

Поталь - это тонкие, практически невесомые металлические листы, используемые для декора различных изделий. Поталь бывает серебряного, золотого и медного цвета, а так же с разводами различных цветов и вариаций. Естественно, мастерицы, занимающиеся изготовлением украшений из полимерной глины, не обошли вниманием этот чудный материал, который дает ни с чем не сравнимый эффект растрескивания. Методик применения потали в изделиях из пластики довольно много, можно экспериментировать и выбирать, что больше по вкусу. Однако, все они объединены одним важным условием: поталь нужно закрепить, после того, как изделие доделано. Для этого подойдут разнообразные лаки для пластики, прозрачные затвердевающие полимерные гели, эпоксидная смола.

16. Штампы и текстуры

Отличный вариант для декорирования ровных, гладких поверхностей изделий из пластики. Сейчас в специальных магазинах можно найти готовые штампы на любой вкус. Но можно поискать в интернете мастер-классы и сделать штамп самому, именно таким, каким вы его хотели бы видеть.

17. Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор.

18.Шприцевая (экструдерная) техника

В этой технике используется экструдер - прибор позволяющий выдавливать глину колбасками нужно формы на срезе.

19. Рваный край

Техника «Рваный край» основана на принципе рваных краев пластов полимерной глины. Получается такой эффект (или все-таки деффект?) благодаря прокатыванию остывшей полимерной глины в паста машине.

Анатольевич

Сграффи то, граффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.

Sgraffito (ital. sgraffito or grafrito – “scratched”) is a decorating technique produced by scratching the upper layer of plaster to reveal a contrasting successive layer. It’s an old technique widely used in ceramics to decorate archaic vases of Greece and Etruria. In 15 – 17 centuries it spread in Italy as a technique of wall decor (mainly in facades due to its fastness). From Italy it spread further to other countries (like Germany, Czech Republic). Sgraffito was widely used in the decorative art of architecture of the 20th century.

Когда я увидела керамические вазы и блюда в этой технике, я просто влюбилась в нее и решила поэкспериментировать. Результат сегодня покажу Вам.

Нам потребуется , нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине, самодельный инструмент покажу позже отдельным кадром, перчатки обычные, сухие салфетки, нож, скалка или лапшерезка.

When I came across this technique in ceramic vases and plates I fell in love with it and decided to try to apply it. I’ll show you the result.

We’ll need one-coloured clay, oil paint of several coloures contrasting to the one of the clay, a hand-made instrument which will be pictured later, simple gloves, napkins, a blade, a rolling pin or a Conditioning Machine.

Для основы я использовала стеклянную вазу, оборачиваю ее глиной. Для этого не требуется особой выкройки, просто выкладываю всю поверхность пластами, не накладывая их друг на друга, стык в стык.

I wrap a glass vase by a layer of the clay. You won’t need any samples here. I just cover the glass surface by clay layers carefully connecting them close to each other trying not to leave seams visible.

Для того, чтобы сгладить стыки, я использую скалку или зубочистку, просто катаю по поверхности, одновременно выдавливаю воздушные пузыри между поверхностью стекла и глиной.

I use a rolling pin or a tooth-pick to smooth the seams, just rolling it along the clay surface and choking out the air from between the glass and the clay layer.

Теперь начинаю декорировать, натираю масляной краской в произвольном порядке, густо. Рисую без кисточки, пальцами, чтобы не повредить поверхность. Бережем руки, носим перчатки) Акриловая краска не подойдет, она высохнет пленкой.

Then I start to decorate the surface applying a thick layer of oil paints in a random way. I don’t use brushes using my finger to spread the paint not to deform the clay surface. Use gloves to keep hands clean. Acrylic paint won’t do as it forms a film when gets dry.

Сухой салфеткой прижимаю к глине, не растираю, а просто убираю излишки краски до матовой поверхности, краска немного въедается в глину, не бойтесь ее стереть полностью)

I press a dry napkin to the surface to take away excessive paint. Do not wipe, but press. Do it till you get a matted surface. Don’t be afraid that you might wipe all the paint. You won’t as the paint mixes with the clay a bit.

Может потребоваться несколько салфеток, из-за помятой, но в то же время мягкой поверхности, получаем богатую текстуру. Мне уже и так нравится, но тема сегодня другая.

You might need several napkins. Step by step the soft surface gets textured. I already like the result, but our aim in this tutorial is different, so let’s continue.

Теперь будем рисунок выцарапывать на поверхности. для этого я придумала на ходу инструмент: по проволочке стукнула молотком пару раз, чтобы она стала плоская, свернула ее пополам и прикрепила вместо сверла в , можно как вариант просто изолентой к карандашу примотать.

The next step is to scratch a pattern. For this I’ve made up my own instrument: I’ve flattened a wire with a hammer, curled it and attached it to a collet instead of a . You can also attach it to a pencil with a tape.

Начинаем рисовать, излишки глины убираю, чтобы они не тянулись за инструментом, протираю проволочку салфеткой, чтобы краска не пачкала глину. Теперь все зависит от фантазии и художественных навыков. При приближении видны дефекты, можно их не трогать, после запекания аккуратно срезать помарки лезвием, но это в том случае, если Вы перфекционист:

So I start drawing. I take away the excess of clay so it might not get attached to the instrument while scratching. After each scratch I wipe the wire not to stain the lower layer of clay. The pattern is limited only by your fantasy. If you look

closer I can see some defects. You may leave them but if you are a perfectionist you may slice them with a blade after curing)

У меня получилось вот так:

So here is the result:

В качестве примеров работ я решила использовать фотографии керамических изделий из обычной глины, которые меня вдохновили. От самых простых до сложнейших композиций.

Эта статья для тех, кто неравнодушен к приятным сувенирам и всему прекрасному. Самые необычные, интересные и уникальные вещи не продаются в магазине и не имеют цены. Их можно получить в подарок от талантливого мастера или...их можно сделать своими руками!

Для того, чтобы освоить искусство лепки, не обязательно обладать блестящими талантами. Сам процесс лепки доставляет не мало удовольствия, тем более, что лепить придется не из пластилина, а из великолепного материала. Полимерная глина или по-другому, пластик, появился в нашей стране на так давно. Он не липнет и не пачкает руки, от него нет грязи. Он не уменьшается в объеме и хорошо раскатывается на любую толщину.

Полимерная глина бывает разных оттенков: полупрозрачная, золотистая, серебристая. Ее можно окрашивать и получать различные оттенки. Такая глина может быть мягкой и твердой, требующая обжига в обыкновенной духовке при 100 градусах и самозатвердевающая на воздухе. Самоотвердевающая полимерная глина похожа на дерево или гипс, поэтому ее можно обрабатывать соответствующим инструментом. Запекаемая глина более твердая и напоминает пластмассу. Как видите, работа с полимерной глиной не требует специального оборудования. Все фигурки, сделанные из этого материала, будут прочными и долговечными.

Для начала вам нужно приобрести необходимый материал. Полимерная глина продается в специализированных магазинах. По названию фирм производителей можно выбрать: фимо, скалли, цветик, като, цернит и др. Для работы вам понадобятся:

  • герметичные коробочки для хранения глины, для того чтобы она не покрылась корочкой;
  • кулинарный пергамент, на котором можно раскатывать глину, а также им можно застилать лист духовки для обжига;
  • острый нож для отрезания кусочков глины;
  • духовая печь;
  • скалка;
  • бытовая фольга;
  • проволока диаметром 0,5-1 мм;
  • влажные салфетки для протирания рук.

Как работать с полимерной глиной? Существует множество тонкостей и техник. С помощью полимерной глины можно имитировать практически любой художественный эффект и поверхность: ткань, дерево, стекло, фарфор, слоновую кость, натуральную глину, любые поделочные камни.

Перед началом работы глину рекомендуется хорошо размять руками, от их тепла она становится очень пластичной. Новичкам можно начать с лепки бусин. Пластик раскатываем в лист и разрезаем на одинаковые части. Из кусочков катаем бусины. Для удобства запекания бусины нужно нанизать на зубочистки. Чтобы бусины получились с красивыми цветными разводами, можно соединить несколько видов пластика. Кстати, бусины можно изготовить применив соляную технику. Каждая заготовка бусины опускается в емкость с сахаром, причем руками следует хорошенько прижимать в бусину сахар. Скатываем шарик, прикатывая сахар. Затем на время помещает сахарные шарики в холодильник, чтобы пластика остыла и немого затвердела. Затем в кипящую воду помещаем нанизанные на зубочистки бусины и оставляем их вариться на 10-15 минут. Когда бусины остынут, у вас получится эксклюзивное украшение.

Для изготовления бусин из полимерной глины, можно применить технику акварель. Раскатываем пластику разных цветов как можно тоньше. Соединяем пласты в таком порядке: черный, белый, цветной. Прокалываем, чтобы ушли пузырьки и слои хорошо соединились. Рвем пласты на мелкие кусочки. Далее приступаем к сборке бусин. Из остатков раскатываем пласт и вырезаем одинаковые части, из которых делаем бусины, основу обкладывая рваньем. Тщательно скатываем в руках, чтобы рисунок получился равномерный, запекаем в духовке,сверлим и лакируем.

Техника декупаж на полимерной глине, заключается в переводе картинки на поверхность глины. Это самая простая техника. Вырезанный рисунок наклеивается на пласт с помощью клея для декупажа. Сверху рисунок также нужно покрыть слоем клея. Затем заготовку можно аккуратно вырезать с помощью специального ножа или скальпеля. Изделие отправляется в духовку. После запекания глиняного изделия у нас получается красивый рисунок.

Более сложное изделие можно сделать в технике caning , которую еще называют техника Миллефиори . С ее помощью из полимерной глины можно творить настоящие шедевры. Чтобы получить желаемый рисунок, пластик раскатывают на "колбаски", выкладывая из них будущий рисунок, из нескольких собирают одну и затем вытягивают ее в длину. На срезе получается аккуратный и интересный рисунок. Затем нужно отрезать кусочки одинаковой толщины, либо сделать бусины и продолжать изготавливать задуманное изделие.

Изделия из полимерной глины можно выполнять в технике "Хризантема" . Отрезаем равное количество пластики выбранных цветов. Раскатываем ровные пласты. Далее аккуратно накладываем один слой на другой, следя за тем, чтобы между слоями не остался воздух. Таким образом, получается двухцветный слой пластики, из которого скручивается рулетик. Пластиковой карточкой симметрично немного проминаем края, создавая как бы лепестки цветка. По краям узор напоминает цветок хризантемы. Из такого рулетика можно сделать бусины, кулон или другие изделия, предварительно разрезав его на части.

Техника Мокуме Гане предполагает помощь текстур и штампов. Подготавливаем несколько цветов и делаем пласты. Складываем их стопочкой и прокатываем. Полученный пласт прикрепляется на ровную поверхность, например стекло, и сверху штампуется, чтобы получился узор. Затем тонким ножом или лезвием срезаем выпуклые части. Получается пласт с чудесным рисунком. Вырезаем формочками понравившиеся части. Снимаем рисунки со стекла и прикатываем к основе, их которой делаются поделки и затем запекаются в духовке. Обрезки можно наклеить на однотонные шарики, скатав в руках, чтобы рисунок склеился с фоном. Затем запекаем. Получаются еще и красивые абстрактные бусинки.

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.

Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.

Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.

Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.

Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия

Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.

Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.

Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.

Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.

То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.