Прилегающая дорога определение. Штрафы за нарушение пунктов закона

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашего разговора: является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей или нет? По данной теме постоянно идут горячие споры. Причина простая, а именно, касается правильной остановки транспортных средств, относительно края пересекаемой проезжей части. За нарушение пункта правил 12.4 предусмотрена ответственность (Статья 12.19 КоАП — Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств ).

12.4. Остановка запрещается:
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части , за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств , или создаст помехи для движения пешеходов;

Если следовать строго определениям из Правил дорожного движения, чтобы образовалось пересечение проезжих частей, необходимы две дороги.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Обратимся к ГОСТ 33475-2015, определение термина — проезжая часть.

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования.

2.7 проезжая часть: Конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

ГОСТ подтверждает, что проезжая часть, элемент автомобильной дороги. А следуя своду правил, автомобильной дорогой является комплекс конструктивных элементов.

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

3.3 Автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

Опять же вернемся к Правилам, если остановка запрещена на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части и если считать пересечениями проезжих частей все выезды с прилегающих территорий, зачем упоминать далее, что остановка также запрещена в местах где транспортное средство сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, если нам и так запретили останавливаться ближе 5 м.

Причина такого разделения возможна. Если прилегающая территория из Правил, эта территория, которая непосредственно* прилегает к дороге, а также может не прилегать, но быть не предназначенной для сквозного движения (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное ) и находиться в стороне, но иметь проезды (проезжую часть ) к ней. Иначе получается, что все территории, которые находятся в стороне (не прилегают ) от дороги, не являются прилегающими, как не имеющие общих границ.

* Непосредственно — без промежуточных связей. Без промежуточного участия кого-чего-н. , без посредствующих звеньев. Прилегать — иметь частично общую границу. Предложения с союзом и обозна­чают перечисления или одновремен­ных, или последовательных событий.

— территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

8.3 . При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

На фото, территории которые непосредственно прилегают к дороге. Пересечение проезжих частей, как видим отсутствует.

АЗС, которая прилегает к дороге.

Прилегающая территория пожарной части.

На снимке ниже частный дом, территория прилегает непосредственно к дороге, здесь пересечение проезжих частей также отсутствует. Выезд который имеется от дома, мы не можем назвать дорогой.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Также, не можем называть даже проездом.

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

Проезды — подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов .

Проезды -cвязь жилых домов, расположенных в глубине квартала , с улицей.

Выезд с прилегающей территории частного дома.

На фото ниже, прилегающая территория ( жилой массив ), не предназначенная для сквозного движения. Эта территория находится в стороне от дороги и имеет проезды (проезды в СНиП 2.07.01-89, относятся к категории дорог и улиц ), по которым осуществляется подъезд транспортных средств. И эти проезды, вместе с основной дорогой образуют пересечения проезжих частей.

Выезд из жилого массива.

Для таких пересечений, в правилах и есть уточнение, что они не являются перекрестками.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий .

Но на эти выезды распространяется запрет на остановку ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Получается следующее, если прилегающая территория, примыкает непосредственно к дороге, то пересечения проезжих частей не будет, из-за отсутствия самой проезжей части. И здесь мы будем руководствоваться пунктом Правил дорожного движения:

12.4. Остановка запрещается:

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;

Если для выезда и въезда на прилегающую территорию присутствует проезд, тогда не забываем:

12.4. Остановка запрещается:

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

Не могу утверждать, что сказанное выше полностью верно, но старался опираться на то, что изложено в Правилах дорожного движения.

Вопросов много, хотелось бы услышать и другие мнения. Спасибо.

Многие водители транспортных средств имеют трудности с въездом и выездом из дворов, стоянок, парковок и прочих подобных мест. Особенно это проблема актуальна для начинающих. Чтобы не получить штраф и не лишиться водительского удостоверения, следует знать, что представляет собой прилегающая территория. Ведь именно к этому термину относятся и парковки, и жилые зоны, и АЗС.

Что является прилегающей территорией

ПДД отвечает на этот вопрос следующим образом: это участок дороги, находящийся в непосредственной близости к проезжей части, не подходящий для сквозного движения. К нему относятся стоянки, заправочные станции, дворы и прочее. Движение в данном участке дороги определяется ПДД. Прилегающая территория позволяет въезжать на нее и выезжать, но, как уже упоминалось, через нее проехать не получится.

Как определить прилегающую территорию

Распространенное заблуждение - считать пересечение проезжей части и прилегающей территории перекрестком. Их нужно научиться отличать. Ведь для проезда перекрестка существуют определенные правила (ПДД). Прилегающей территории, в свою очередь, свойственны другие, отличные от них правила. Поэтому во избежание наказания со стороны ГАИ, водитель должен четко знать и те и другие.

Чтобы научиться их отличать, в первую очередь следует вспомнить определение и признаки обоих участков. Если перед вами - пересечение дорог, на котором присутствуют светофоры и знаки, значит, вы находитесь на перекрестке. Такие отличия прописаны в Также, согласно ПДД, только на и пешеходных переходах устанавливаются светофоры. Располагать их на прилегающей территории не позволяют правила. То же самое о дорожных знаках гласят ПДД. Прилегающая территория (въезд и выезд) не оснащена ними. Поэтому эта зона не относится к перекресткам. На прилегающей территории нет ни тротуаров, ни проезжей части.

Зная, какие существуют признаки перекрестка, проще его узнать. А значит, и отличить от вышеупомянутой зоны. Однако в реальных условиях на дороге не всегда, к сожалению, можно быстро осознать, что же находится перед вами.

Сложности вызывает и дворовая территория. Ведь на ней имеются тротуары, но дорожные знаки отсутствуют. Она схожа с прилегающей, однако не является ею. Правила передвижения по данной зоне прописаны отдельно в общем своде ПДД. Запреты на дворовой территории такие же, как и на прилегающей. Одним из отличий является то, что пешеход на первой имеет право передвигаться как по тротуару, так и по проезжей части. Но это совершенно не значит, что они безнаказанно могут мешать проезду транспортных средств.

Движение на прилегающей территории

Правила проезда по данному участку по большей части сводятся к запретам. Только соблюдая их, можно совершать движение по прилегающей территории. ПДД воспрещают на таком участке:

  • передвигаться на транспортном средстве со скоростью выше двадцати километров в час;
  • проводить обучение вождению;
  • оставлять транспортное средство с заведенным двигателем на срок более пяти минут;
  • оставлять грузовые автомобили, общей массой превышающей три с половиной тонны.

Плюс ко всему, не стоит устраивать стоянку для автомобилей на газонах. Мало того что это является бескультурьем, так еще и преследуется законом.

Говоря о стоянке, стоит отметить, что так называемый парковочный карман, который находится в десяти метрах от жилого дома, также попадает под определение "прилегающая территория".

Водитель транспортного средства, передвигаясь по данному участку, должен уступать дорогу всем пешеходам. Чтобы вас не настигло наказание, следует выполнять этот пункт ПДД. Прилегающая территория не имеет преимуществ перед проезжей частью.

Выезд

Осуществление данного маневра выполняется по одному правилу. Пропустить всех участников движения, а затем совершить выезд с прилегающей территории. ПДД указывает на то, что помимо автомобилей, движущихся слева направо, необходимо уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и транспортным средствам, перемещающимся справа налево.

ПДД: разворот с прилегающей территории

Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.

Прилегающая территория может находиться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота в связи с ее местонахождением разнится.

  • Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
  • Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.

Парковка

Стоянка и остановка транспортных средств на примыкающей территории выполняется так же, как и на остальных участках проезжей части. Согласно знакам и разметке, осуществляется парковка на прилегающей территории. ПДД для стоянки и остановки автомобиля не зависят от принадлежности участков дороги к той или иной категории. То же самое можно сказать о наказаниях за неправильную парковку.

Наказания за нарушение ПДД на прилегающей территории

Проезд по данным участкам осуществляется согласно А так как они есть, значит, и существуют наказания за их нарушение.

Так, парковки и заправочные станции, а точнее, их въезды и выезды, обозначены дорожными знаками. Поэтому если транспортное средство проехало в противоположном направлении, то это расценивается как езда по встречной полосе. За данный проступок водитель может лишиться возможность управлять автомобилем на полгода или обязан будет уплатить штраф в пять тысяч рублей.

Иногда на пересечении прилегающей территории и проезжей части установлен запрещающий знак. Он относится к дороге. Несоблюдение правил обернется штрафом в пятьсот рублей.

На прилегающей территории чаще всего нарушается запрет на сквозной проезд. За этот проступок водитель понесет наказание в виде штрафа в полторы тысячи рублей.

Остальные нарушения на прилегающей территории чреваты такими же последствиями, как и несоблюдение ПДД на остальных участках дороги: превышение допустимой скорости, управление транспортным средством в нетрезвом виде и так далее.

На стоянке есть возможность быть оштрафованным, если вы заняли место для инвалидов. В случае, когда транспортное средство человека с ограниченными возможностями не обозначено специальной наклейкой, он также будет наказан.

Пешеход на данном участке всегда прав, так гласят ПДД. Прилегающая территория - особая зона, водители просто обязаны на этом участке уступать дорогу гражданам.

Осуществляя выезд с прилегающей территории, следует остановить свое транспортное средство в непосредственной близости к главной дороге - это позволит водителю видеть движение в обоих направлениях.

При осуществлении разворота с прилегающей территории, находящейся слева, очень важно правильно оценивать ситуацию. Так, вам первоначально необходимо въехать на нее передом, но, допустим, там идет пешеход. В итоге вы останавливаетесь для того, чтобы его пропустить, и автомобиль располагается поперек встречной полосы. Таким образом, вы создаете помеху движению других транспортных средств. Поэтому перед тем как сворачивать на прилегающую территорию, посмотрите, нет ли там приближающихся пешеходов, автомобилей или животных.

С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

○ Правила парковки во дворах.

Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

  • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие - она не обозначается знаком 5.21 (жилая зона) и 5.22 (окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

  • «"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
    "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000 . Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

  • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

  • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

  • «Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
    4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.»

Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

Все участки, элементы, сооружения и объекты, примыкающие к автодороге, относятся к дорожной инфраструктуре. Но это в том случае, если они функционально совпадают с назначением, связанным с автотранспортными средствами и их движением.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отношении использования таких территорий действуют свои Правила, описанные в .

За нарушение требований по надлежащему применению подобных зон грозит ответственность в форме денежных взысканий, либо или .

Понятие

Прилегающая к автодороге территория – это те участки и объекты, которые непосредственно примыкают к проезжей части, входят в автодорожную инфраструктуру, обеспечивают машинам комфортное обслуживание, либо временную остановку.

Но использование их обязательно должно происходить по Правилам, чтобы не нарушать общий порядок. Допустим, при выезде из зоны пешеходной дорожки, запрещен заезд на полосу движения через поворот в левую сторону.

По этим дорожкам не разрешается длительная езда и парковка, но можно проехать короткий отрезок пути в отсутствие людей, если не стоит стоп-знак.

Особенности таких участков и примеры:

Специфика Примеры
Изолированность или слитность с автодорогой. Любой участок, выходящий за пределы линии проезжей части, но сливающийся с нею дорогами, предоставляя возможность машинам заезжать на них.
Выполнение функций обслуживания автотранспортных средств Автозаправка, к примеру.
Обеспечение безопасности пассажирам, пешеходам Напр., заездные карманы для маршрутных автобусов
Создание безопасной временной остановки для машин, которым это необходимо. Разметка дороги – «Островки» безопасности для аварийных остановок.
Нахождение машины в стороне от движущегося потока, не нарушая Правил. Это может быть требование сотрудника полиции съехать с проезжей части на площадку, где установлен пункт ДПС.

Движение по таким (и иным) видам прилегающих зон обязательно регулируются Правилами дорожного движения. Несмотря на то, что сквозного перемещения здесь произвести нельзя, тем не менее, по ним также ездят машины.

Это значит, что такие элементы дорожной инфраструктуры тоже входят в зоны повышенной опасности из-за присутствия на них движущихся машин.

Благоустройство может включать установку дорожных знаков, чтобы, к примеру, запретить выезд налево на проезжую часть со двора и др. Поэтому на эти участки распространяется ПДД.

Как определить участки

Как понять, что же такое прилегающая территория по отношению к автодорогам, трасам, магистралям? Автомобилисты путаются при её определении, принимая за примыкающую зону даже внутренние дворы жилых комплексов из многоэтажных, многоквартирных домов. На самом деле определить просто.

Здесь важны несколько критериев:

  1. Непосредственная близость к автодорогам.
  2. Прямое отношение к автомобильной тематике по назначению.
  3. Не являются частью полотна, где происходит сквозное перемещение машин.
  4. Движение по таким зонам тоже подлежит исполнению норм Правил ДД.

Главный критерий определения – машина может заехать на примыкающий к дорогам участок, может выехать с него, но осуществлять сквозное движение по нему не представляется возможным.

Это обозначает единственное – эти территории нельзя назвать дрогами, они не относятся к такому понятию, как «проезжая часть».

Поэтому если это не дорога, то место присоединения к проезжей части нельзя именовать перекрестками, ведь путь приводит в тупик, не позволяет двигаться ТС далее.

К тому же, по отношению к использованию мест перекрещивающихся путей, Правила действуют совсем другие, устанавливают свои знаки и наносят совершенно иную разметку на асфальт.

Что может быть прилегающей территорией:

  • дворы жилых домов (только заезды с проезжей части!);
  • микрорайоны;
  • жилые массивы;
  • велодорожки;
  • широкие пешеходные дорожки;
  • автостоянки;
  • автозаправки (АЗС);
  • зоны предприятий, расположенных у дорог;

Кроме перекрестков схожесть примыкающих мест к сквозным дорогам имеют дворовые въездные, выездные пути. Там тоже есть проезжая часть, хоть и не сквозная, а также и тротуары для пешеходов.

В дворовых зонах пешеходам дается право перемещаться как по проезжей части, так и по тротуарам.

Правила ДД по движению на прилегающей территории

Что касается перемещения автотранспортных средств по зоне, примыкающей к автодорогам, то здесь действует достаточное количество ограничений.

Соблюдать понадобится следующие общие правила:

Область применения норм Правила
Разрешенная скорость движения Не выше 20 км/ч
Отработка навыков вождения Запрещена
Держать машину с работающим мотором На протяжении больше, чем 5 минут.
Ставить грузовики, чья масса превышает 3,5 тонны. Запрещено
Ставить авто на газонной полосе. Строго воспрещается
Действия в отношении пешеходов Территория преимущественно для пешеходов. Нужно уступать дорогу пешим людям.

Но кроме обобщающих условий, как должно двигаться по прилегающей территории, существуют также и отдельные нюансы. Так, дорога, переходящая в заезд во двор, должна использоваться определенным образом.

Парковка и стоянка на участках заездных карманов, «островков» и прочих местах также осуществляется в том порядке, который определяется в ПДД. Поэтому все эти детали следует рассмотреть отдельно.

Въезд и выезд

Правила въезда или выезда из прилегающей территории напрямую зависят от того, с какой стороны она находится по отношению к трассе.

Следует рассмотреть оба варианта:

Расположение
Справа Слева
1. Нужно проехать немного вперед.
2. Затем – остановиться.
3. Пропустить движущиеся авто.
4. Задним ходом въехать на прилегающую территорию.
5. Выехать можно только после включения сигнального левого поворота и адекватной оценке свободного пространства между движущимися машинами на главной дороге.
1. Включается сигнал, оповещающий других автомобилистов о намерении совершить поворот к примыкающей зоне.
2. Машина должна уже перемещаться с крайней левой стороны – ближе к примыкающей территории.
3. Встречные машины следует пропустить.
4. Передом водитель заезжает на участок, но держаться на нем желательно с правой стороны. Это необходимо сделать для того, чтобы не заграждать путь выезда тем машинам, уже находящимся на участке.
5. Выезжать следует задом, но только после того, как водитель полностью убедится, что по главной дороге никто не едет.

Когда требуется покинуть прилегающую территорию, то здесь в действие вступает одно единственное важное правило. Сначала пропускаются все движущиеся машины по проезжей части, а затем, уже можно выезжать вправо.

При этом следует обращать внимание также и на перемещение велосипедистов или пешеходов. Например, это необходимо сделать при выезде с территории АЗС (автозаправочной станции).

Движение

Ездить по самой прилегающей территории необходимо также, держась правой стороны. Заезжать или выезжать следует с той стороны, которая предусмотрена для этих целей – например, когда заезжать нужно на автостанцию, автозаправку.

При движении, часто очень сложно сразу определить перекресток впереди, либо просто примыкающая зона. Поэтому следует понимать, чем они отличаются.

В отношении того, пропускать пешехода или нет – на прилегающих территориях, относящихся к дворам, либо имеющие тротуары, пешеходам отдается преимущество для перемещения.

Некоторые ограничения:

  • запрещено ехать задом;
  • не нужно делать развороты в несколько маневров;
  • следует всегда уступать дрогу тому, кто едет справа.

Как отличить перекресток от прилегающей территории:

Парковка

Заезд и выезд с парковочного места проделывается в том же порядке и такому же алгоритму, что и в случае с правосторонней, либо левосторонней примыкающей зоны.

Здесь сквозной проезд не предусматривается, а места для автомобилей расчерчиваются на площадке специальной разметкой.

Ставить машину следует строго в рамках машиноместа, разграниченного линией, обозначаемой в Правилах по номером 1.1.

Такие участки могут быть расположены как в городе, возле зданий, во дворах, близлежащих к проезжей части, или вне населенного пункта, вдоль дорог.

Стоянка

Места стоянок, где можно временно остановиться, оборудованы специальными знаками или разметкой. Точно также это касается и обозначений, которые воспрещают стоянку.

Например, желтая разметка зигзагом, расчерченная ближе к обочине дороги, либо с захватом заездного кармана, разрешает останавливаться на ней только пассажирскому транспорту (в т.ч. и такси).

Если с места стоянки выезжать в противоположном направлении, тогда это может быть расценено как движение по встречной полосе. На автостоянке, при намерении выехать, сначала следует уступить дорогу машине продвигающейся между рядами.

Разворот

Проблема с разворотами, осуществляемыми на проезжей части, часто возникает потому, что она попросту узкая. В таких ситуациях можно использовать участок примыкающей территории с тем, чтобы сделать безопасный разворот. Разумеется, это делается в том случае, если дорожные знаки и правила разрешают осуществить маневр.

Самое главное, не создавать никаких помех для других участников дорожного движения. Будь это автостоянка, либо площадка АЗС, когда водителю нужно развернуться, чтобы заехать на территорию, сначала следует убедиться в отсутствии помех для продвижения.

Штрафы за нарушение пунктов закона

Важно для каждого участника автодорожного движения не нарушать правил не только езды по трассам и дорогам, но также и пользования территориями, близлежащими к проезжей части.

Особенно аккуратными должны быть водители, передвигающиеся по второстепенной дороге, которым требуется съехать с нее и попасть на прилегающую территорию.

Самое первое для них – пропускать машины, движущиеся по главному пути. Любое нарушение всегда чревато наказанием, определяемым в КоАП РФ.

Виды наказаний:

  • штрафы;
  • лишение прав;
  • принудительная отбуксировка автомобиля на штрафстоянку.

Денежные взыскания:

Эвакуация авто – один из видов наказания за несоблюдение правил парковки. Отвезти на штрафную стоянку авто могут в принудительном порядке, если оно загораживает проход там, где имеют права перемещаться пешеходы.

Следует отметить, что нахождение на штрафной площадке автотранспортного средства не бесплатное. За каждые сутки назначается приличная оплата.

Некоторые стоянки рассчитаны на то, чтобы содержать авто недолго. Поэтому там определяют плату почасово. Такое распоряжение могут давать местные власти больших городов, где есть риск скопления автомобилей и занятость машиноместа.

Часто водители игнорируют знаки, предупреждающие о запрете парковки во дворах, если их установка предусмотрена по коллективному договору ТСЖ (или ТСН).

"Признаки перекрестка

1. Светофоры. Стандартные светофоры, в соответствии с ГОСТ, устанавливаются только на регулируемых перекрестках и регулируемых пешеходных переходах. Они никогда не регулируют выезды с прилегающих территорий."

Не согласен. Вот пример "перекрестка", когда в одном месте к дороге примыкают два въезда/выезда с прилегающей территории. Была дорога, был дом и выезд из двора. Появился ОКЕЙ с выездом с парковки, и внезапно светофоры.

На указанном снимке есть знаки 2.1 "Главная дорога", так что это перекрёсток и никак иначе.

Т.е. не означает ли это, что всё же в населённом пункте, знак "Главная дорога" ОДНОЗНАЧНО идентифицирует перекрёсток?

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной."

Т.е. не означает ли это, что всё же в населённом пункте, знак "Главная дорога" ОДНОЗНАЧНО идентифицирует перекрёсток?

Перекрёстком может быть примыкание любой дороги к автомагистрали (нигде же не сказано, что автомагистраль должна быть вне города), а также перекрёстки, обозначенные знаком 1.6. Также Вы сами привели нужную цитату:

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной."

А так, да, наличие знака 2.1 указывает на перекрёсток.

Даже работающий светофор может быть установлен не на перекрёстке, а например, для движения пешеходов по пешеходному переходу. А выключенный светофор тем более (может, его убирают или меняют их расположение).

Меня интересует однозначная идентификация перекрёстка в населенном пункте (городе) для правильного понимания: где кончается действие знака "Ограничение скорости". В статье "Прилегающая территория или перекресток?" автор указал, что знак "Главная дорога" может ввести водителя в заблуждение и не является однозначным идентификатором перекрёстка. В тоже время по ГОСТу получается, если стоит знак - значит перекрёсток. Но, потому же ГОСТу получается, что в городе могут существовать, или исключительно неравнозначные перекрёстки, или выезды с прилегающей территории (за исключением перекрёстков во дворах и в частном секторе - они могут быть равнозначными, потому что однозначно идентифицируются как перекрёстки). С другой стороны, в Ростове есть регулируемые перекрёстки без знаков приоритета, а это означает, что в случае выключения светофора они становятся равнозначными, но, опять же, не местный водитель может неправильно идентифицировать этот перекрёсток и рассматривать его как выезд с ПТ. Именно поэтому я задал второй вопрос - если светофор установлен, но не работает, можно ли считать пересечение перекрёстком равнозначных дорог? Что касается переноса/демонтажа светофора, то, по моему мнению, на период проведения работ нужно устанавливать временные знаки, которые бы позволяли однозначно определять приоритет проезда.

Конкретно: есть знак "Ограничение скорости" за ним три пересечения с установленными знаками "Главная дорога", которые, в отсутствие знаков, лично я идентифицировал бы как выезды с прилегающей территории, далее ещё одно пересечение со знаком "Главная дорога" которое, в его отсутствие, было бы мной идентифицировано как равнозначный перекрёсток. Вопрос: собственно, где заканчивается действие знака "Ограничение скорости"?

Но, потому же ГОСТу получается, что в городе могут существовать, или исключительно неравнозначные перекрёстки

В каком месте ГОСТ об этом говорится? Могут быть пересечения равнозначных дорог, о чём может предупреждать знак 1.6. Кстати, этот знак устанавливается только перед перекрёстком (по ГОСТ). Наличие знака 2.1 явно указывает на перекрёсток перед нами (по ГОСТ), а вот его отсутствие вовсе не означает, что перед Вами нет перекрёстка:

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.

Светофоры могут регулировать только пешеходные переходы, а вовсе не перекрёстки. Пример (примыкающая улица считается на прилегающей территории):

37.762032%2C55.919772&panorama=175.034792%2C2.467841&panorama=130.000000%2C67.640625

Поэтому наличие светофоров (что включённых, что выключенных) вовсе не означает, что перед Вами перекрёсток. На время ремонта всё равно не ставятся знаки, определяющие, перекрёсток ли это или нет.

Если односторонняя дорога (даже главная) разделяется на 2 односторонних дороги, то мы имеем дело с перекрёстком, который прекращает действие знака 3.20, но на котором нет знака 2.1 (обе дороги равноценны).

Здравствуйте, в ГОСТ Р 52289-2004 есть такой пункт:

"5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350-350 мм.

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной."

Т.е. не означает ли это, что всё же в населённом пункте, знак "Главная дорога" ОДНОЗНАЧНО идентифицирует перекрёсток? И второй вопрос: неработающий (но УСТАНОВЛЕННЫЙ) светофор является однозначным признаком перекрёстка или только работающий? Вопросы интересуют в контексте окончания действия знака "Ограничение скорости".

Согласно ГОСТу, знак 2.1 отменяет все запрещающие знаки, которые действуют до его установки. Не важно, есть ли там перекресток, есть ли там пешеходный, работающий или неработающий основной светофор. Вы сами процитировали ГОСТ Р 52289-2004:

«Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков».

Конкретно: по Вашему описанию действие знака 3.20 заканчивается после окончания первого пересечения, на котором стоит знак 2.1. Но для точности лучше бы увидеть панораму или фото этих проблемных мест. Почему? Иногда службы вешают знак 2.1 "на всякий случай" там, где ему не положено быть.

К сожалению, все панорамы, которые я нашёл, старые, на них не отражен установленный на этом участке зоопарк знаков. И я думаю, что в моём случае, как раз имеет место быть вариант: "на всякий случай" там, где ему не положено быть.

Вот старая панорама ул. Штахановского Р/Д от заправки вверх: () знак 40 и табличка фотофиксация установлен в районе столба в конце дома с несколькими крышами ^^^^^. Первый знак "Главная дорога", знаки "Остановка запрещена" и "Движение прямо и направо" сейчас сдвинуты вперёд к СТОА, а на выезде из СТОА ещё один знак "Главная дорога". И дальше за надземным пешеходным переходом (где-то между НП и детским садом) есть знак "Главная дорога" и в его же районе располагается камера фотофиксации. Я то понимаю, что, скорее всего, знак 40 должен действовать до перекрёстка с пер. Пронским, но по пути три знака "Главная дорога", вот и решил у умных людей поспрашивать. Спасибо за ответы.

К сожалению, в ПДД знак 2.1 описан намного скромнее:

«2.1 "Главная дорога". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков»

Чем и пользуются ИДПС при спорной ситуации, превышении скорости, остановке и т.д.

Я то понимаю, что, скорее всего, знак 40 должен действовать до перекрёстка с пер. Пронским, но по пути три знака "Главная дорога", вот и решил у умных людей поспрашивать. Спасибо за ответы.

К сожалению, в ПДД знак 2.1 описан намного скромнее:

«2.1 "Главная дорога". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков»

Чем и пользуются ИДПС при спорной ситуации, превышении скорости, остановке и т.д.

Ну т.е., в принципе, я правильно считал, что установленный на пересечении знак "Главная дорога" однозначно идентифицирует пересечение как перекрёсток со всеми вытекающими последствиями. Другой вопрос, как будут ПЫТАТЬСЯ его интерпретировать сотрудники ГАИ. Но для меня важно для себя окончательно разобраться и понять как ПРАВИЛЬНО по ПРАВИЛАМ. Да знак может стоять, как заметил "Serpiph » 17 июн 2015, 12:12 " "на всякий случай", НО он СТОИТ и, по большому счёту, у водителя может не быть времени разбираться стоит он там на всякий случай или он должен там стоять, ВАЖНО, что он стоит, и что он разрешает или запрещает, отменяет или обязывает. Спасибо за ответ.

С точки зрения ГОСТ и ПДД, знак 2.1 устанавливается на нерегулируемых перекрестках. Другими словами, есть знак 2.1, значит, мы пересекли перекресток и находимся в начале дороги, где не распространяются дорожные знаки, которые действуют до перекрестка. Причем этот знак может быть установлен как перед перекрестком, так и за ним. Может дублироваться, "до и за".

А то, что знак 2.1 нерадивые «дорожники» могут установить перед прилегающей территорией или въездом во двор, то это их проблема. Хотя эта проблема очень часто ложиться на плечи обычного водителя.

Я то понимаю, что, скорее всего, знак 40 должен действовать до перекрёстка с пер. Пронским, но по пути три знака "Главная дорога", вот и решил у умных людей поспрашивать. Спасибо за ответы.

Из самой схемы и панорам явно видно, что первый перекрёсток - это пересечение с пер. Пронским, все предыдущие - это выезды из дворов. Так что предполагается, что знак 3.20 действует до этого пересечения. Остальные знаки 2.1, установленные на этом участке, указывать на перекрёстки просто не могут, ибо перекрёстков там я не вижу.

Я тоже при хорошем освещении не вижу перекрёстков, но ГОСТ говорит: "...В населенных пунктах знак (Главная дорога) устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге." Не может быть установлен, а УСТАНАВЛИВАЕТСЯ и точка. Знак УСТАНОВЛЕН. Он может быть установлен ошибочно, на всякий случай и т.п., но он ЕСТЬ. При выключенном освещении, в дождь и т.д. я вижу только знак, я не имею возможности оценивать что передо мной - выезды с ПТ, перекрёстки или выезды совмещённые со второстепенной дорогой, я ориентируюсь на знак, в этом конкретном случае их целых три после знака 40. И, собственно, мой первоначальный вопрос и заключался в том, что "Является ли знак "Главная дорога" в НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ однозначным идентификатором перекрёстка?"

По ГОСТу получается - ДА, а по факту?

В таких неоднозначных случаях (а по факту нарушениях ГОСТа) советую Вам направить письмо через интернет через сайт ГИБДД с просьбой объяснить эту ситуацию. И пусть они направят Вам это письмо по почте, а не через интернет. Я делал 3 таких запроса - ни одного ответа. А по почте ответ пришёл. Тогда Вы можете или иметь официальный ответ в случае претензии по показаниям камеры, или сможете заставить их однозначно расставить знаки на этой дороге. Я в Москве и Подмосковье так и гоняю гаишников, чтобы не расслаблялись. Заранее подстилаю соломки, так сказать. Например, когда знак 3.1 стоит в середине односторонней дороги и свернуть заранее не получается, так как знак виден только после того, как последний отворот пройден. И я уже с этим сталкивался.

Почему это надо сделать? Что бы мы ни ответили - эти слова нельзя приложить в качестве официального ответа. Даже в случае явного Вашего преимущества судья не всегда на Вашей стороне. Мы можем дать Вам ссылки на нормы и правила, но только от Вас будет зависеть удача. От волнения можно и забыть что-то. А бумага с печатью - гораздо весомее. Тут уже не выкрутиться.

По ГОСТу получается - ДА, а по факту?

Андрей-46, «Serpiph» Вам все популярно объяснил. Добавлю, что ГОСТ – это государственный документ, а факт – это ошибка дорожников, которая не подтверждается ни какими документами, даже ГОСТом!

К сожалению, у нас действуют двойные стандарты.

Serpiph и servit, спасибо за ответы. Похоже без официальных разъяснений от ГАИ не обойтись. Тем более, что мест в Ростове, где знаки установлены, мягко говоря, странно, предостаточно.

Александр-83

Все проще. Если пересечение ограничено бортовым камнем - это выезд с прилегающей территории, если нет - перекресток. ГАИшники посчитают именно так.

Отсутствие бордюрного (а не бортового) камня вовсе не факт, что перед Вами перекрёсток. Могу привести множество примеров, когда бордюрного камня нет, но это не перекрёсток, а выезд с дворовой или прилегающей территории. Один из них - въезды-выезды АЗС. Тем более наличие бордюрного камня на въезде на прилегающую территорию позволяет инспектору придраться и сказать, что человек заехал на тротуар, и оштрафовать его. Человек, незнакомый с особенностями местного движения, может и попасть на удочку.

Споры на данную тему не утихают в силу нечёткости определения термина "дорога" в наших ПДД, однако юридическое решение данного вопроса есть.

Конституция РФ

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. Международным договором в данном случае является венская конвенция. Смотрим термин дорога там.

Венская конвенция

d) термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения;

3. Что такое полоса отвода?

№ 257-ФЗ от 08.11.2007

15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

С чего начинается любое строительство? С землеотвода. Земля может отводиться под строительство дорог, жилых объектов, предприятий и т.п., следовательно чтобы определить, где мы с вами находимся, на дороге или прилегающей к дороге территории нужно выяснить, под какой объект отводился данный участок земли. Если под строительство дороги, то это дорога, если под строительство иных объектов - то это либо придомовая территория, либо территория предприятия, либо НЕ фигурирует, как земля отведённая под строительство дороги. И если эта последняя прилегает непосредственно к дороге, то это не будет считаться перекрёстком.

Понятно, что выяснять это предстоит в крайних ситуациях, например, чтобы в суде доказать свою невиновность в ДТП.

С Ваших слов я понял, что можно двигаться по главной дороге, обозначенной знаком 2.1 И … выехать с прилегающей или дворовой территории?

Но, получается, следуя фото выше "Что делать в спорной ситуации?" у Ауди преимущество? Ведь перекресток равнозначный и тот, кто снимает все это не имеет приоритета - у него помеха справа.... Ситуация... комментируйте

Снимал это фото – Яндекс. Как прокомментировать эту съемку, ума не приложу! Если посмотреть яндекс карты и панорамы, то без нарушений ПДД такой базы не создать. Наверно их сопровождает ГИБДД.

Не согласен в том плане, что знаки 2.3.1 - 2.3.7 определяют перекрестки. Эти знаки определяют транспортное средство которое находится на главной дороге перед транспотными средствами, находящихся на второстепенной. Но никак не определяют, повторюсь, перекрестки. В Правилах есть четкое определение этим знакам, определение как относящиеся к главной дороге, но ни как не к перекресткам.

Наталья-47

Есть ли определённый признак отличающий дорогу от выезда с прилегающей территории?

Информации много, но в моём случае не понятно что из них что...

Сквозной проезд есть. И не один...

Судя по тому, что написано в Правилах, в разделе "Дорожные знаки", знак "Главная дорога" устанавливается именно на перекрестках.

Цитата: Знак 2.1 «Главная дорога».

Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ.