Право движения по полосе для маршрутных транспортных. Штраф за полосу для общественного транспорта (автобусная полоса)

С некоторых пор преимущество на дороге есть не только у автомобилей оперативных служб. Специальная полоса выделена для проезда общественного транспорта. Обычным автомобилям по ней двигаться запрещено, а если игнорировать правило, можно заработать наказание. Санкции ждут и водителей, едущих по встречной и разделительной полосам. Но в каждом случае есть свои нюансы.

Читайте в этой статье

Что такое «выделенка»

В больших городах с интенсивным движением не так давно были размечены полосы, которыми разрешено пользоваться только общественному транспорту, маршрутным такси. Это сделано для безопасности движения, удобства пассажиров. Ведь «выделенка» дает возможность автобусу не стоять в пробке, избежать опасных маневров ради ее объезда.

Специальная полоса чаще располагается с правой стороны дороги. Она отделена разметкой (сплошной или прерывистой), на ней также имеется литера А.

Тем, кто не пользуется общественным транспортом, такая привилегия для него кажется излишней. Но выделенная полоса придумана и впервые опробована не в России, другие страны тоже используют «выделенку». Доказано, что она помогает «разгрузить» дорогу, сократить протяженность и количество заторов.

Что будет за езду по выделенной полосе для автобуса/общественного транспорта

О запрете передвигаться всем иным видам транспорта, кроме общественного, по выделенной полосе четко сказано в пункте 18.2 Правил Дорожного Движения:

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1 , 5.13.1 , 5.13.2 ,5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

Но там нет информации о санкциях в отношении водителей, допустивших нарушение. Зато наказание за езду по автобусной полосе прописано в статье 12.17 КоАП. Мера его зависит от спровоцированной водителем ситуации:

  • если он не предоставил положенное преимущество общественному транспорту, то получит от сотрудника ГИБДД или заплатит 500 р. штрафа;
  • в случае, когда машина ехала по выделенной полосе или остановилась на ней, придется отдать в пользу государства 1500 р.

Кроме того, стоянка на «выделенке» может привести к эвакуации автомобиля и отправки его на штрафстоянку.

Такая ответственность предусмотрена для большинства городов, где есть соответствующая разметка. А в центрах федерального значения, то есть Москве и Санкт-Петербурге она еще жестче. За игнорирование правила о недопустимости езды на полосе для автобусов, троллейбусов, такси и остановки на участке водитель получит штраф в 3000 р.

Размер выплаты увеличен вдвое, так как в этих городах движение особенно интенсивное. И нарушение запрета ехать по «выделенке» чревато большими проблемами для всех его участников, многократно повышает опасность пути.

В КоАП есть санкции и за другие проступки, касающиеся игнорирования преимуществ общественного транспорта на дороге:

  • создание помехи на выделенной полосе закончится для нарушителя штрафом в 1500 р. по статье 12.17;
  • перемещение на нее при наличии знака «въезд запрещен» (именуемого «кирпичом») наказывается выплатой 500 р. в соответствии со статьей 12.16.

О штрафах за движение по полосе для общественного транспорта смотрите в этом видео:

Штраф за езду по встречной полосе или разделительной

Часто выделенная полоса бывает более свободной, чем разрешенные для проезда обычных автомобилей участки дороги. Ведь маршрутный транспорт ходит по определенному графику. И иногда водители не могут удержаться от того, чтобы проехать по встречной автобусной полосе. Тем самым они совершают нарушение, отраженное в разделах 4 и 5 статьи 12.15 КоАП:

  • за перемещение по выделенной полосе навстречу идущему транспорту водитель получит штраф в 5000 р. или останется без документа на управление автомобилем на 4 — 6 месяцев;
  • если он совершил подобное повторно, ему грозит лишение прав до 1 года.

При рецидиве проезда по встречной «выделенке» и фиксации проступка видеосистемой нарушителю придется оплатить штраф в 5000 р. То есть все меры аналогичны тем, что предпринимаются в отношении водителя, который просто ехал по встречной полосе. И неважно, была она предназначена для общественного транспорта или доступна любым автомобилям.

Что касается выезда на разделительную линию, вот какая информация об этом есть в пункте 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Но это не означает разрешения двигаться по ней в иных случаях. Ведь есть еще и статья 12.16 КоАП, в частности раздел 1. В соответствии с ним за несоблюдение правил, касающихся разметки в виде сплошной линии, можно заполучить предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф в 500 р. Если же водитель повернул влево либо развернулся, игнорируя разделительную полосу, с него потребуют уплаты 1000 — 1500 р.

О мерах наказания за выезд на полосу встречного движения смотрите в этом видео:

Забылся и ехал по левой – можно ли избежать наказания

Еще одно нарушение, касающееся неверного использования дорожных полос – перемещение по левой стороне, когда свободна правая. При этом другие участники движения вынуждены при рисковать. Ведь объехать идущую по левой полосе машину в этом случае можно только справа.

Законом предусмотрена мера и за это нарушение. Есть пункт 9.4 ПДД, в котором сказано, что ТС должно держаться правого края дороги, если он свободен. Передвижение в подобном случае по левой полосе запрещено. Наказание регламентировано статьей 12.15 КоАП, часть 1. В соответствии с ней водителю выписывают штраф в 1500 р.

Санкции можно избежать, ведь многополосное движение существует не просто так. По левой стороне дороги разрешено перемещаться в случаях, когда:

  • на остальных участках нет места из-за интенсивности движения;
  • необходимо повернуть налево или развернуться;
  • обогнать идущий впереди автомобиль, если оба ТС находятся на разрешенном для маневра участке.

Если доказать сотруднику ГИБДД или суду, что водитель ехал по левой полосе не имея других возможностей, наказывать его не будут.

Когда необходимо въехать на «выделенку»

В законе предусмотрены случаи, когда автомобиль обязан совершать движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Речь идет об участках, выделенных прерывистой линией. Обычно они располагаются у перекрестков. А так как «выделенка» находится ближе к тротуару, повернуть направо, не заехав на нее, не представляется возможным.

Маневр при этом должен выглядеть так: водитель сначала перестраивается на участок для общественного транспорта и лишь затем уезжает за угол, как собирался. Если он нарушит этот порядок, ему придется заплатить штраф в 500 р. Наказание регламентируется статьей 12.14, раздел 1.1:

Невыполнение требования ПДД, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Когда разрешено перемещаться по полосе для автобусов

Есть и иные обстоятельства, в которых движение обычной машины по полосе, выделенной для общественного транспорта, вполне законно:

  • При выезде на главную дорогу из переулка либо со двора многоквартирного дома. В обоих случаях избежать попадания на «выделенку» чисто технически не удастся, ведь эта полоса находится с правого края. Ее придется пересекать, чтобы встать на разрешенный для движения участок, в любом случае. Тем не менее водитель частного автомобиля должен сначала убедиться, что не помешает своим выездом на «выделенку» рейсовому автобусу или маршрутному такси.
  • При необходимости высадить из машины пассажиров. Это следует делать там, где разделительная линия прерывистая, что обычно бывает у остановок для общественного транспорта. Высаживать людей, прижавшись к правому краю собственной полосы, нельзя. Ведь в таком случае они окажутся на выделенной полосе, то есть на проезжей части, и могут попасть под колеса общественного ТС.

Необходимо заехать на автобусный участок, встать плотнее к его правому краю, чтобы пассажиры имели возможность сразу ступить на тротуар.

Высадка на дороге
  • В выходные дни. Считается, что в субботу и воскресенье автомобильное движение ослабевает. Поэтому в выделении особых полос для общественного транспорта нет необходимости. К этому периоду относят также дни государственных праздников, которые являются нерабочими. Но в каждом городе могут быть свои нюансы, касающиеся выходных.

Например, в Москве суббота таковым не считается. И если обычный автомобиль окажется в этот день на автобусной полосе, его водителя оштрафуют.

Мнение о том, что по «выделенке» всем можно ездить ночью с 23.00 и до 7 утра, ошибочно. Это предложение рассматривалось законодателями в 2013 году, но принято не было.

О том, в каких случаях разрешено перемещаться по автобусной полосе, смотрите в этом видео:

Почему не всем такси разрешено двигаться по выделенной полосе

Не секрет, что перевозкой пассажиров занимаются не только муниципальные такси, зарегистрированные компании, но и владельцы личных автомобилей. Очень часто они уверены, что если имеют лицензию, то могут ездить по выделенной полосе наравне с автобусами и маршрутками.

Но их останавливают и штрафуют на законном основании. Ведь в большинстве частные «извозчики» даже при наличии разрешения на перевозку пассажиров выглядят как обычные авто. То есть не имеют внешних опознавательных знаков:

  • правильного цвета (желтого);
  • «шашечек» на корпусе;
  • сигнального фонаря на крыше;
  • счетчика в салоне.

В Москве, помимо перечисленных атрибутов, на машине такси должен быть государственный знак на желтом фоне, свидетельствующий о принадлежности к общественному транспорту. Строго говоря, обычные «бомбилы» даже с лицензией на этот вид деятельности к данной категории не относятся. И ехать по выделенной полосе не имеют права, а если все же перемещаются по ней, то нарушают закон.

Иногда в том, какие участки дороги разрешены и запрещены для езды, разобраться трудно. Особенно, если водитель живет в маленьком городе с однополосным движением и отсутствием «выделенки», а вынужден колесить по столице. Поможет изучение ПДД, а также КоАП, в которых запреты и разрешения прописаны достаточно четко. Если вопросы все же остались, их разъяснит опытный автоюрист.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня в нашем небольшом обзоре, рассмотрим правила (возможность в определенных случаях ) движения по выделенной полосе для общественного транспорта в выходные дни. Вопросы задаваемые читателями, подтверждают, среди водителей существует мнение, что в выходные дни не запрещено двигаться по полосе для маршрутных транспортных средств обозначенной знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»:

5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Сначала обратимся к Правилам.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

В пункте 18.2 Правил отмечено, что движение транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов) по полосе обозначенной знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» запрещено, кроме случаев выполнения поворотов, при условии, что полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки.

Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение ПДД наказывается штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга в размере трех тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

1.1. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 12.15 настоящего Кодекса, и случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи.

Наказание: влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

1.2. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

Наказание: влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Из Правил есть исключение, когда со знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» применяется, например, табличка 8.5.2 «Рабочие дни» (а также 8.5.5 - 8.5.7 «Время действия»), которая указывает, что знак 5.14 действует только в рабочие дни, следовательно в выходные дни движение по полосе обозначенной таким знаком не запрещено.

Но только, если полоса не отделена от остальной проезжей части разметкой 1.1 которую в соответствии с Правилами пересекать запрещено.

Горизонтальная разметка:

1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Согласно части 1, статьи 12.16 КоАП РФ за пересечение сплошной разметки предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере пятисот рублей

КоАП РФ Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы.

Наказание: влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Если обратиться к Приложению 2 (Дорожная разметка и ее характеристики по ГОСТу Р 51256-2011 и ГОСТу Р 52289-2004 ), то в нем отсутствует какое-либо упоминание о времени действия горизонтальной разметки (в рассматриваемом случае, разметки 1.1 ), следовательно если полоса для общественного транспорта отделена от остальной проезжей части дороги сплошной разметкой, въезд на нее запрещен, независимо от применения информационных табличек (указывающих время действия знаков ) совместно со знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».

Подведем итог. Если в выходные дни (или в другое указанное время ) в соответствии с установленными знаками, движение по полосе для общественного транспорта разрешено, но присутствует сплошная разметка, то в этом случае, на полосу для маршрутных транспортных средств разрешено въезжать (выезжать ) только в местах, обозначенных соответствующей разметкой, не запрещающей пересечение такой разметки.

Всем, безопасной дороги!

Можно ли ездить по выделенной автобусной полосе в выходные? Во многих крупных городах России уже достаточно давно появились выделенные автобусные полосы, по которым официально разрешено ездить всем видам маршрутных ТС. В ПДД РФ нет никакой нормы, вопреки распространенному среди водителей обычных легковушек мнению, которая бы разрешала езду по этой выделенной полосе в выходные дни.

Что говорит закон?

При этом зачастую на своей машине можно проехать по выделенной полосе, ничего при этом не нарушая и не боясь получить за это штраф. Стоит рассмотреть каждый случай.

Надо сначала обратиться к п. 18.2 ПДД, в котором говорится о том, что по выделенным автобусным полосам, которые отмечены знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещено двигаться и останавливаться на них любым автомобилям. Движение разрешено для легковых такси и велосипедистов.


Кроме этих знаков перед въездом на выделенную полосу также будет висеть «Кирпич», который накладывает полный запрет на использование данной полосы любыми транспортными средствами, которые не являются маршрутными.

Поэтому, вне зависимости от дня недели, легковые и грузовые машины, которые не являются маршрутными, не могут двигаться или останавливаться на выделенной автобусной полосе. При этом существует миф, который давно укоренился в головах многих петербургских и московских автовладельцев - по выделенным автобусным полосам можно ездить в выходной и в праздники. Неизвестно, откуда появилось такое заблуждение.

Согласно закону, движение по таким полосам для обычных автомобилистов действительно является возможным, если перед въездом на полосу висит «Кирпич» вместе с табличками, которые указывают, в какие дни или время знак 3.1 действует. Если «Кирпич» никакими табличками не дополняется, то въезд на выделенную полосу запрещен для всех кроме маршрутных ТС. Правила дорожного движения действуют на территории всей России, Санкт-Петербург и Москва никак в них отдельно не выделяются, поэтому не стоит думать о том, что для двух столиц действуют какие-то отдельные нормы и регламенты, что-то там разрешающие.

Когда можно?

Движение по выделенной автобусной полосе, как уже было сказано, допускается в случаях, когда «Кирпич» дополняется специальным табличками, которые обычно располагаются под ним или возле него. Такими табличками могут быть:

  1. Знак 8.5.2. Запрет на движение обычных транспортных средств по выделенной автобусной полосе запрещено только в будние дни (в субботу и воскресенье по полосе ехать можно всем).
  2. Знак. 8.5.6. Запрет на движение обычных транспортных средств по выделенной автобусной полосе запрещено только в будние дни в определенные часы (например, с 7.00 до 19.00). Езда разрешена в будние дни с 19.00 до 7.00, а также в субботу и воскресенье без временных ограничений.
  3. Знак. 8.5.3. Регламентирует период, в который движение по выделенной автобусной полосе запрещено. На знаке может быть написано: «Среда-пятница», «Понедельник-четверг» и т.п. В эти запрещено выезжать на полосу, в любые другие дни никаких ограничений не действует.
  4. Знак 8.5.7. Запрещает въезд на выделенную полосу только в определенный день и время. Например: «Понедельник», «9.00-17.00». Иными словами, проезд по полосе разрешается в любой день кроме одного запрещенного и только в указанный период времени.

При отсутствии каких-либо дополнительных знаков и табличек по «Кирпичом» будет запрещен проезд по выделенной полосе в любые дни и любое время, вне зависимости от праздников и выходных. Можно выделить и другие дополнительные знаки:

  1. 8.5.1. Запрещает въезд на выделенную полосу только в определенный период времени, вне зависимости от дня недели (например, «7.00-18.00»).
  2. 8.5.4. Запрещает въезд на выделенную полосу только в субботу и воскресенье, в будние дни проезд разрешен для всех автомобилей.
  3. 8.5.5. Запрещает въезд на выделенную полосу в субботу и воскресенье, но только в определенный период времени (например, «8.00-16.00»).

Что делать, если надо совершить поворот через выделенную полосу?

Водители любых транспортных средств имеют право повернуть, пересекая выделенную автобусную полосу, если:

  • Имеется соответствующий съезд и это указывается знаками.
  • Имеется прерывистая или сплошная с прерывистой разметка (нельзя пересекать сплошную при повороте, это будет считаться полноценным нарушением).
  • Никакой разметки не отмечено.



Если в местах поворотов перед ними или после них также имеется прерывистая разметка, то автовладельцы имеют право на съезд на выделенную автобусную полосу, остановку на ней и высадку/посадку пассажиров, если подобные действия не мешают движения маршрутных ТС.

Есть ли штрафы за выезд на выделенную автобусную полосу?

Если в ПДД России нет никаких различий и специальных приложений, которые бы касались Мыску и Санкт-Петербурга, а также остальные регионы страны, то в плане штрафов за выезд на автобусную полосу такие различия существуют уже давно:

  • Если в одной из столиц съехать на автобусную полосу и продолжать по ней движение, либо остановиться на ней, то размер штрафа на данные действия составит 3000р.
  • Если подобное совершить в любом другом городе или поселке страны, то штраф будет меньше ровно в два раза - 1500р.

Более серьезные санкции накладываются на автолюбителей, которые не только выехали на автобусную полосу и остановились на ней, но и покинули свой автомобиль. В этом случае, если сотрудники ГИБДД обнаружат оставленную машину на выделенной полосе, то немедленно будет вызван эвакуатор.

Штрафы и санкции на выезд и остановку на автобусной полосе будут одинаковы вне зависимости от того, есть ли под знаком «Кирпич» дополнительные таблички или их нет. Если выезд и остановка будут совершены в запретное для этого время, то нужно приготовиться заплатить 1500-3000р в зависимости от региона.

В этой статье вы узнали, можно ли ездить по выделенной автобусной полосе в выходные? Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов

Маршрутный и общественный транспорт занимает особое место в общей дорожно-транспортной системе. Для городских автобусов и маршрутных такси правилами ПДД предусмотрены особо выделенные полосы, проезд по которым запрещен для легковых авто.

Понятие «специальная маршрутная полоса»

В любом городе, независимо от его размеров и численности населения, существует необходимость в общественном транспорте. ПДД, действующие в РФ, предусматривают особые условия для этого вида техники, одним из которых является наличие «специальных полос на дорогах».

Выделенная полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) на проезжей части предназначена только для передвижения по ней общественного транспорта, к которому относятся автобус и маршрутное такси. Легковые авто не должны выезжать на этот участок дороги.

В огромных городах, где присутствует большое количество машин, нередким фактом является транспортная загруженность. Поэтому установленные правила без особого восторга воспринимаются владельцами частных авто, некоторые иногда их просто игнорируют.

Специальная разметка

Согласно п. 18.2 ПДД, полоса для маршрутных транспортных средств, предусмотренная как раз для движения «маршруток», обозначается дорожным знаком и определенной разметкой. Полоса отмечена знаком с большой буквой «А», места для остановки транспорта – зигзагообразным элементом.

Особые правила маневрирования

Перемещаться по отведенному участку допускается маршрутному транспорту. На выделенной полосе для маршрутных транспортных средств справа от дороги также разрешено движение велосипедов.

От других полос на участке дороги выделенная полоса разделена сплошной или прерывистой разметкой. Пересечение сплошной строго запрещается. Маневрирование предусмотрено лишь при наличии прерывистой отметки. При этом автомобилю разрешается ряд следующих маневров:

  • перестроение на другую полосу при совершении поворота;
  • заезд на линию при выезде с примыкающих территорий;
  • заезд на данную часть полосы для маршрутных транспортных средств с целью высадки или посадки людей.

Разновидности наказания за нарушение правил

Любое нарушение правил движения тянет за собой определенные последствия. За несоблюдение ПДД по закону предполагаются несколько вариантов наказания. Самым распространенным является штраф. Подобный вид санкций установлен за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств и за передвижение по ней. За более серьезные проступки водителю может грозить лишение права вождения авто на определенный срок. К таким правонарушениям в основном относятся обгоны, выезд на «встречку» и др.

О том, имеются ли у конкретного водителя штрафы, сегодня можно узнать не выходя из дома. Для этого потребуется зайти на официальный портал ГИБДД или на сайт государственных услуг. В случае несогласия с указанными фактами и суммой оплаты любой гражданин может их оспорить. Однако, если санкции правомерны, оплату необходимо произвести в срок, во избежание неприятностей.

Последствия за выезд на специальную полосу

Какие же последствия стоит ждать тому, кто пересек (вопреки ПДД) полосу для маршрутных транспортных средств без наличия на то законных причин?

  • Этот вид действий со стороны водителей является правонарушением, за которое следует предупреждение либо штраф (от 500 рублей).
  • Если выезд происходит с нарушением дорожной разметки, или совершается объезд по «встречке», то минимальный размер штрафа будет составлять 1000 рублей.
  • Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств со встречной ездой, если нет необходимости объезда, карается штрафом до 5000 руб. либо наказывается лишением прав до полугода. При условии, что этот проступок был совершен впервые, водитель ограничится только материальным наказанием. При повторной фиксации нарушения инспектором однозначно последует лишение прав. В свою очередь, тот же проступок, совершенный во второй раз, но зафиксированный камерой, позволит водителю остаться с правами, но при этом оплатить немалую сумму в качестве штрафа.

Штрафы за движение по автобусной полосе

Движение по полосе для маршрутных транспортных средств, а также остановка, являются противоправными и штрафуются. В небольших городах штрафы достигают 1000 руб., в столице и Санкт-Петербурге доходят до 3000 рублей.

Необходимо учитывать, что, если разметка предусматривает движение по дороге с полосой для маршрутных транспортных средств при совершении каких-либо маневров, а они совершаются с нарушениями, избежать получения штрафа не получится. Такое нарушение редко обходится предупреждением.

Несанкционированный выезд (как и передвижение в целом), совершенный в попутную сторону, карается исключительно штрафными санкциями. Лишение водителя прав в данных случаях не предусмотрено и неправомерно.

Варианты типовых нарушений при выезде либо объезде

Различные виды запрещенных маневров и движений по полосе для МТС четко определены в ПДД и регламентируется статьей 12 КоАП РФ.

  1. Выезд на встречный участок движения через запрещающую разметку, предусматривает лишение прав вождения на период от 4 до 6 месяцев. Если правонарушение повторяется, а водитель был задержан инспектором ДПС, то водительское удостоверение изымается на один год. При видеофиксации нарушения можно рассчитывать на штраф в 5000 рублей.
  2. Выезд авто на левую третью полосу (с трехполосным участком, где она является встречной) при двухстороннем движении, согласно части 4 и 5 статьи 12 КоАП РФ, запрещен. Это нарушение карается изъятием водительских документов на период от 4 до 6 месяцев либо лишением (на год) при неоднократном нарушении. Если водитель не был задержан сотрудником дорожно-транспортной службы, но нарушение было зафиксировано камерой ДПС, придет штраф на сумму 5000 рублей.
  3. За встречный выезд на пути, предназначенные для трамвайного транспорта, или за передвижение по ним следует временное (от 4 до 6 месяцев) лишение прав управления транспортом. За повторный выезд срок лишения установлен в два раза больший (1 год). Фотовидеофиксация камерами ДПС этого правонарушения предусматривает только материальные потери в размере 5000 рублей. Согласно ПДД, езда по трамвайному участку возможна только в попутном направлении. Выезд и передвижение по «встречке» категорически запрещены.
  4. Встречный объезд либо выезд на пути для трамваев с целью объезда препятствия при условии, что имеется возможность сделать этот маневр с правой стороны (даже по обочине), не разрешен. Согласно ПДД, препятствием считается любой неподвижный объект на дороге, который мешает продолжению движения по следуемой линии. По правилам, препятствие можно объезжать исключительно справа. За объезд по встречной предусмотрен штраф от 1000 до 1500 рублей.
  5. Встречный выезд на линию, предназначенную для общественного транспорта, при фиксации камерой наказывается штрафом в 5000 рублей. При задержании сотрудником ДПС – лишением (от 4 до 6 месяцев).

В итоге за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств штрафа вряд ли получится избежать.

Передвижение по линии, выделенной для маршрутных авто, наказывается только штрафом, размер которого зависит от субъекта РФ. В среднем он составляет 1500 руб. В столице этот вид штрафа значительно выше.

«Маршрутная» полоса не предусматривает движение по ней обычных легковых авто, но при наличии прерывистой разметочной линии, на которую можно заезжать, разрешено совершать маневр при перестройке авто либо для того, чтобы высадить или посадить в машину пассажиров. При этом водитель не должен становиться помехой для общественного транспорта.

Возможные нарушения при обгоне

Понятие «обгон», согласно ПДД, предполагает в большинстве случаев выезд на встречную линию движения.

При обгоне на перекрестке (нерегулируемом/ регулируемом) во время езды по второстепенной полосе предусматривается штраф в размере 5000 рублей. В случае, если водитель был остановлен инспектором, – лишение прав (от 4 до 6 месяцев либо на год при повторе нарушения). Правило не распространяется, если легковое авто передвигается по главной полосе.

Еще один вариант нарушения

Другой вариант – обгон тихоходного транспорта, к которому относятся мопеды, мотоциклы без коляски, повозки. Этот маневр, даже если он будет происходить там, где установлен знак под номером 3.20, не является правонарушением. Санкции за обгон тихоходных средств не предусмотрены, даже если на обгоняемом объекте нет специального знака «полоса для маршрутных транспортных средств».

Однако в том же случае, если обгоняемым оказалось авто, не входящее в список тихоходной техники, а просто ехавшее с небольшой скоростью, то может последовать наказание – штраф либо временное изъятие водительских документов.

Порядок передвижения по выделенной полосе для такси

С апреля 2012 года вступили в силу нововведения в правила движения, при которых езда МТС по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств не воспрещается. Однако не все правила, которые действуют для маршрутных авто, действительны для легкового такси. Поправки коснулись пункта 18.2 правил и дорожных обозначений 5.11 и 5.14. Следует рассмотреть их подробнее:

  • В статью 18.2 правил, где было оговорено передвижение либо остановка на полосе для маршрутных транспортных средств любых машин, кроме общественного транспорта, внесена поправка, вносящая в список исключений легковые такси.
  • В прежней версии знак 5.11 указывал на полосу, используемую только для маршрутного транспорта, в обновленном документе разрешен проезд и для ТС, выполняющих роль такси.
  • Изменения были внесены и в обозначение знака 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», касающегося непосредственно правой части дороги. По правой полосе попутного движения, помимо «маршруток».

Преимущества и ограничения для маршрутного транспорта

Может показаться, что для этого вида авто предусмотрено большое количество преимуществ перед остальными легковыми машинами, однако это не совсем так. Конечно, передвижение такого транспорта разрешено по выделенной полосе (как попутно, так и встречно). Вместе с тем чтобы эти преимущества не стали поводом для выписки штрафа, необходимо наличие определенных условий: соблюдение соответствующих знаков и необходимой разметки.

Любое несанкционированное действие приведет к нарушению:

  • Если участок дороги для движения маршрутного вида авто обозначен дорожным символом 3.1, то такси не имеет права передвигаться по нему. Несоблюдение этой установки влечет за собой штраф.
  • «Маршрутка» не имеет никаких привилегий при начале движения от остановки.
  • Выезд и обгон по полосе для МТС является нарушением.
  • Когда линия для общественного транспорта отделена от другого потока машин сплошной, не разрешается выезжать из этого участка дороги.
  • Также не разрешается заезд через сплошную для «маршруток» из общего потока.

Требования, предъявляемые к общественному транспорту, используемому в качестве маршрутного такси

  1. Цвет машины должен быть преимущественно желтым.
  2. Наличие на кузове авто цветографического изображения.
  3. Наличие специального опознавательного атрибута на крыше.
  4. Наличие оборудованной системы ГЛОНАСС.
  5. Наличие регистрационного знака желтого цвета, который предназначен только для такси.

Помимо перечисленных условий, для того чтобы правомерно передвигаться по специально выделенной полосе, маршрутные такси обязаны держать включенным таксометр. Этот прибор необходимо иметь любому легковому такси, которое официально занимается частным извозом. Оборудование предназначено для автоматического фиксирования стоимости поездки. Подобная мера предусмотрена как ограничение для водителей такси, которые могут использовать присущие им преимущества в личных целях.

Что в итоге?

Не каждое авто, перевозящее пассажиров за вознаграждение, приравнивается к такси и имеет право пользоваться некоторыми привилегиями, которые есть у маршрутных ТС.

Помимо этого, любой перевозчик должен помнить, что за нарушение ПДД следует превентивная мера, которая может быть назначена не только в виде штрафа, но и в виде лишения водительского удостоверения.

Соблюдать правила движения на дорогах обязательно нужно всем – водителям и обычных авто, и МТС. Человеческая жизнь дороже сэкономленного времени и денег.

Про выделенные полосы и можно ли по ним ездить таксистам — ходит много слухов и домыслов. Такие же вопросы возникают у водителей, когда они ищут место для парковки. Ведь штрафы за оба этих нарушения сильно кусаются. Давайте попробуем разобраться с этим вместе. Чтобы раз и навсегда закрыть эти вопросы.

По заверениям департамента транспорта Москвы, информация о том, что вам выдана , поступает в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП), в течение одного рабочего дня. И это похоже на правду. Ведь уже более 4 лет в Москве разрешения выдаются только на автомобили, которые окрашены в желтый цвет.

Также можно ездить по выделенным полосам и таксистам из других регионов, с которыми правительство Москвы заключило специальное соглашение. Точно знаю, что с правительством Московской области такое соглашение есть. Поэтому с Подмосковными лицензиями, ездить по Московским выделенкам можно.

Стоянки для такси

Если вы видите специальный знак, то можете спокойно припарковаться на этом месте. Стоянка на них бесплатная. Но при себе вам необходимо иметь:

  1. Действующую лицензию
  2. Действующий путевой лист
  3. Фонарь такси на крыше
  4. Шашечки по бортам авто

Вас могут проверить в любой момент. И если у вас не будет хотя бы одного из этих пунктов, вам не поздоровится.

Как обезопасить себя от штрафов максимально

Убедитесь, что ваша машина точно находится в базе департамента автотранспорта и на него действительно выдана лицензия. Подделок очень много. Поэтому выбирайте проверенных людей или фирмы, через которые вы делаете лицензию. Не забудьте поставить знак такси, и нарисовать шашки по бокам.

По заверениям ЦОДД – все автомобили проверяются в 3 этапа. Сначала в автоматическом режиме. Если вы не прошли автоматическую проверку, сотрудник ЦОДД проверяет ваш автомобиль на наличие у него лицензии и признаков такси. Если предыдущие 2 этапа не дали результата, сотрудник ГИБДД проверяет каждый автомобиль вручную по нескольким базам на наличие у него лицензии. Если нигде ничего не обнаружено, штраф вы получите.

Если вы придете в ГИБДД, и потребуете отменить штрафы, вас скорее всего «пошлют». На сегодняшний день, обжалование постановлений происходит исключительно через ЦАФАП.

Если вы пойдете в суд, то вам придется доказать что авто – такси. Поэтому не забывайте про знак такси на крыше, и шашечки на бортах. В противном случае, доказать что вы действительно работаете таксистом будет очень сложно.