Право человека на благоприятную окружающую. Успехи современного естествознания

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.

В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.

Введение

В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Требования

Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.

Способы защиты населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система - Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.

Участие граждан

Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия - гражданско-правовой и административной ответственности.

Правовая сторона вопроса

Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность - человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.

Реализация прав

Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.

Привлечение к ответственности

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.

Наказание

Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица - 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.

Право на благоприятную окружающую среду - экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.

Сохранение среды

У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:

  • компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
  • состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
  • состояние природно-антропогенных объектов.

Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа Российской Федерации существовать при таком состоянии биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

Рассматриваемое право включает в себя следующие элементы:

  • 1. Право граждан пользоваться благоприятным для жизни и здоровья качеством окружающей природной среды
  • 2. Право требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды
  • 3. Право требовать возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

На основе анализа права человека на благоприятную окружающую природную среду сделаны предложения по внесению еще одного элемента данного права, о. чем упомянуто выше.

Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека являются общественные отношения по поводу состояния биосферы Земли в целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Следует отметить, что в Концепции перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., содержащей план действий России по такому переходу, сделана попытка приблизиться к международным стандартам в области права человека на благоприятную окружающую природную среду. В частности, в Концепции воспринято предложение Декларации принципов Рио-де-Жанейро по усилению роли отдельных социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мероприятий по переходу к устойчивому развитию.

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую природную среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов Российской Федерации, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы (процедура 1503 в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.).

Сформулированное в ст. 42 Конституции РФ и отраслевом законодательстве право граждан РФ на благоприятную окружающую природную среду в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу. Однако на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. было сформулировано в принципе 10 одно важное правомочие человека по поводу окружающей природной среды, посвященное возможности человека участвовать в процессе принятия решений, могущих отразиться на состоянии окружающей природной среды, которое не было учтено российским законодателем при подготовке текста ст. 42 Конституции. Закрепление данного правомочия в Конституции РФ, являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия на территории страны, позволит усилить правовую охрану данного блага и приблизиться к международно-правовым стандартам в области прав человека.

Реализация права гражданина на благоприятную окружающую природную среду возможна не только в правоотношениях, но и в экономических, политических, моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации данного права вполне оправдан, поскольку данное благо несет в себе глубокий нравственный смысл и затрагивает многие сферы общественных отношений, в связи, с чем его реализация чисто правовыми способами не всегда дает нужный результат. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека, как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей.

Право на благоприятную окружающую природную среду находится в состоянии непрерывной, постоянной реализации. Моментом возникновения права на благоприятную окружающую природную среду следует признать рождение человека либо его приезд на территорию Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим право на благоприятную окружающую природную среду, является физическая смерть либо выезд за пределы Российской Федерации;

В отличие от права на благоприятную окружающую среду, закрепленные в той же 42 статье Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, не обладают подобными признаками.

Указанными правами граждане обладают всегда, но реализуют их лишь время от времени. Отличительной особенностью реализации права на благоприятную окружающую природную среду по сравнению с особенностями реализации права на информацию и права на возмещение ущерба является то, что два последних должны осуществляться путем личных действий. Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды следующий. Первая стадия - это возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории РФ независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

Вторая стадия заключается в направлении гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - это стадия готовности к реализации.

Получение необходимой информации является третьей стадией - стадией непосредственной реализации.

Для права же на благоприятную окружающую природную среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Право на благоприятную окружающую природную среду - это субъективное право граждан, равно как и все конституционные права вообще. Оно адресовано каждому лицу, находящемуся на территории РФ.

В указанном праве также могут быть выделены традиционные правомочия - элементы права.

Право пользования - то есть возможность пользоваться природой как естественной средой обитания, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности. Из проанализированных в диссертации нормативных актов следует, что граждане пользуются благоприятной окружающей природной средой в случаях, когда ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и т.д. В некоторых зарубежных государствах (например, США) в нормах права и судебной практике урегулирован и такой аспект, как право пользования эстетическим богатством природных объектов. Однако в Российской Федерации в настоящий момент данный аспект не урегулирован нормами права.

Право требование - то есть наличие правовой возможности у субъекта права требовать совершения определенных действий от обязанных лиц, а именно - заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для реализации рассматриваемого права.

Право действие - это наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий по защите своего нарушенного субъективного права на окружающую природную среду надлежащего качества. Данная возможность действия означает, что

  • - управомоченный не обязывается на совершение действия, а ему принадлежит свобода выбора в его осуществлении (он может пойти на митинг под экологическим лозунгом, а может и не пойти);
  • - управомоченному не предписывается и строго определенный вид поведения (он вправе пойти на митинг под экологическими лозунгами, чтобы отстоять свое право на благоприятную окружающую природную среду, может принять участие в пикетировании администрации и т.д.). Здесь имеется только один критерий - пути, средства, формы и содержание реализуемого права должны соответствовать интересам общества, т.е. не нарушать права и интересы других лиц, не посягать на общественную безопасность, не призывать к насильственному свержению государственного строя и т.д.

Одной из указанных выше возможностей по совершению собственных действий, направленных на защиту своего субъективного права на благоприятную окружающую природную среду, является право на создание общественных экологических объединений с целью совместного сотрудничества в достижении надлежащего качества окружающей природной среды.

Право притязание - это возможность для защиты своего права на благоприятную окружающую природную среду прибегнуть к мерам государственного принуждения. Отправной точкой для использования данного права является осознание и доказанное утверждение факта ухудшения состояния окружающей природной среды под воздействием определенной экологической проблемы.

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.