План-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему: Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. Конспект од по чтению художественной литературы в средней группе детского сада
Я, Бузулукова Валентина Леонидовна, работаю в МАДОУ «ДС КВ №16» г.Усинска с 1986 года.
Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.
Увлекаюсь чтением художественной и педагогической специальной литературы. Люблю путешествовать. Живу по принципу: «Дорогу осилит идущий» .
Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам конспект занятий по художественной литературе в средней и подготовительной группах. Подготовила материал педагог высшей квалификационной категории Бузулукова Валентина Леонидовна.
Программное содержание:
- Учитьдетей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с помощью мнемодорожки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
- Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
- Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.
Ход занятия:
1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка) .
Посмотрите на эту картинку, к какой она сказке: «Зимняя сказка» . Где был медвежонок? Он сидел на пеньке, на опушке леса. Считал снежинки, ел их. Они ему очень нравились. Сколько снежинок он съел? 300. Это много или мало? (Много) . Когда они подлетали к медвежонку, что делали? Привставали на цыпочки. Что говорили? «Здравствуй, медвежонок» . Что он отвечал? «Очень приятно» . Почему они были заколдованные? Они не таяли у него в животе и оставались такими же пушистыми. Они с ним разговаривали. Что же с ним случилось? Он съел много снега и заболел. Кто ухаживал за Медвежонком? Ежик. Он лечил Медвежонка. Давал ему пить еловый отвар, прикладывал к животу травки.. Почему ежик ухаживал за Медвежонком? Он был добрый. И еще почему? Медвежонок был его другом. А если бы ежик не помог Медвежонку, чтобы с ним было? А мог ли медвежонку помочь кто-то другой? (составление мнемодорожки) .
Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.
2. «Физминутка» под музыку.
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Драматизация отрывка из сказки. О какой сказке мы сегодня говорили?: «Зимняя сказка» Козлова.
А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?
4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.
5. Итог занятия.
Дети, какое занятие сегодня было? Ознакомление с художественной литературой. Что мы делали на занятии? Говорили о зиме. Играли в игру «хорошо-плохо» , называли сказки о зиме, беседовали по сказке «Зимняя сказка» вам понравилось занятие? – Да. На этом наше занятие заканчивается.
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе
Тема:
Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» .
Придумывание сказки «Снежок и березка» .
Программное содержание:
- Учить детей запоминать стихотворение и выразительно читать его наизусть. Интонацией передавать нежность, любование картиной зимней природы.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
- Учить придумывать сказку на тему «Снежок и березка» .
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.
Ход занятия:
1. Дети, сегодня у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем заучивать стихотворение С. Есенина «Береза» , придумывать сказку «Снежок и березка» .
Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.
Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?
Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?
2. Физминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.
О красоте зимней природы написано много стихотворений.
3. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» .
Выразительное чтение стихотворения.
Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?
Как же вы догадались, что очень любит?
А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома) .
В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
4. Чтение стихотворения детьми.
Обращаю внимание детей на иллюстрации о зиме. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какой из этих пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза» .
Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.
5. Дети рисуют.
А сейчас мы с вами будем придумывать сказку на тему: «Снежок и березка» . В сказке все может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постараюсь, чтобы ваша сказка получилась небольшой интересной и законченной.
Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.
Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.
Дети, что мы делали сегодня на занятии?
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»
в средней группе по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель:
Ковригина Е. Н.
г.Лукоянов
2013
Чтение художественной литературы.
Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданномупризнаку (величина).
Развивать воображение: освоение действия «опредмечивания»заданного признака.
Развивать умение придумывания сказки с опорой на заместители (цвет)
Коммуникация
Развивать речевую активность.
Обогащать и активизировать словарь.
Социализация
Вовлекать в игровую деятельность.
Развивать культуру общения, поведения.
Познание
- Закреплять умение сравнивать предметы по величине.
Предварительная работа
- Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
Словарнаяработа (скалочка)
Рассматривание иллюстраций к сказкам
«Психогимнастика»
Воспитатель: Сядьте прямо, улыбнитесь,
Выше-выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимете, опустите.
Влево, вправо повернитесь
И друг другуулыбнитесь.
Ребята, в мире очень много сказок. А вы любите сказки?
Дети: да.
Восп-ль: Давайте поиграем в игру «Угадайсказку»!
1.Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог,
Что за сказка?
Дети: «Колобок»
2.Из какой сказки эти слова: Несу косу на плечи
Хочу лису посечи
Поди лиса вон.
Дети:Заюшкина избушка.
Восп-ль:Посмотрите,какая сказка изображена на этой картине?
Дети: «Лисичка со скалочкой»
Восп-ль: Про кого эта сказка?
Дети: Про лисичку.
Восп-ль: Что лисичка нашла в начале сказки?
Дети: Скалочку.
Восп-ль: Давайте обозначим скалочку полоской. Какую возьмём полоску?
Дети: Самую маленькую.
Восп-ль: Что у лисички в сказке было больше чем скалочка?
Дети: Курочка.
Восп-ль: Какой полоской обозначим курочку?
Дети: Больше, чем полоска, которая обозначает скалочку.
Восп-ль: Кого будет обозначать вот эта полоска?(восп-ль показывает полоску чуть больше)
Дети: Гусочку.
Восп-ль: Кого обозначим самой большой полоской?
Дети: Собаку.
На магнитной доске расположен первый эпизод сказки. Восп-ль предлагает кому-нибудь из детей рассказать и показать, что здесь случилось. Остальные дети следят за правильностью рассказывания ребенком ситуации сказки. Затем меняется след эпизод сказки и след. ребёнок рассказывает сцену из сказки.
Восп-ль: Как вы думаете, правильно поступила лисичка?
Дети: Неправильно.
Восп-ль: Что она сделала неправильно?
Дети: Она обманула хозяина.
Восп-ль: Что она ещё сделала неправильно?
Дети: Взяла чужое без разрешения.
Восп-ль:Я согласна с вами,обманывать и брать чужое нельзя.
Как вы думаете, если бы хозяин покормил лисичку, угостил её, взяла бы она чужое без разрешения и обманула бы она хозяина?
Дети: Нет.
Восп-ль: Значит хозяин повёл себя тоже неправильно.
Ведь лисичка была у него в гостях.
Физкультминутка.
Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом
Это рыжая лисичка
Под кусточком лисий дом.
Восп-ль: Что можно сказать про лисичку у которой нет дома?
Дети: Она бездомная.
Восп-ль: Я вам предлагаю сочинить другую сказку. Про лисичку, у которой есть домик.
И так сказка начинается…
На магнитной доске первый эпизод сказки (домик, скалочка)
Восп-ль: Шла лисичка по дорожке и нашла она…
Дети: Скалочку.
Восп-ль: И пошла она …куда?
Дети: Домой.
Восп-ль: Напекла она пирогов и пригласила к себе в гости…
(Воспитатель показывает заместитель- кружок белого цвета)
Дети: Зайчика.
Восп-ль: Белого, пушистого зайчика.
Ещё позвала к себе в гости…(восп-ль показывает детям серый кружок)
Дети: Серого волка.
Восп-ль: Кого ещё пригласила лисичка?(восп-ль показывает коричневый кружок).
Дети: Медведя.
Восп-ль: Белого зайчика, серого волка и бурого медведя лисичка угостилавсех…
Дети: Пирогами.
Восп-ль: Лисичка угостила всех вкусными, горячими пирогами.
Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
А сейчас я вас приглашаю в сказочный лес (дети встают в круг).
Закройте глазки и представьте себе, что в лесу вам холодно и страшно, нечего покушать, вам хочется спать. Но вам некуда пойти, у вас нет дома.
Вам нравится это чувство?
Дети: Нет, не нравится.
Восп-ль: Может быть тоже самое чувствует лисичка у которой нет домика. Я вам предлагаю помочь бездомным лисичкам и сделать для них домики.
(Дети садятся за столы и «делают» домики для лисички (аппликация).
Ребята, какие вы молодцы, вы помогли лисичкам. Теперь у них есть домики, им есть где переночевать. Молодцы! (дети встают в круг).
Восп-ль: Ребята, давайте подружимся с умными лисичками.
Пальчиковая гимнастика.
(дети рукой изображают лисичку).
Андрей, что говорит твоя лисичка? (дети по очереди проговаривают поучительные пословицы).
1.Раз соврал,
Другой раз не поверят.
2.Шила в мешке не утаишь.
3.У лжи ножки коротки.
4.Любишь кататься, люби и саночки возить.
5.Без труда и выловишь и рыбку из пруда.
6.Враньёне скоро, попутает скоро.
7.Ленивые руки чужие труды любят.
Вместе: Сказка ложь, да в ней намёк.
Добру молодцу урок.
Восп-ль: Ребята, мы сегодня молодцы, потому что…
1.Вспомнили сказку «Лисичка со скалочкой».
2.Сделали домики для лисичек.
3.Сочинили новую сказку.
Тематическая неделя «В гостях у сказки»
Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности; (познание).
Продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него; (коммуникация).
При помощи моделирования способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.
Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (социализация, коммуникация)
*Воспитывать интерес к художественному произведению.
Форма организации детей – подгрупповая.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Рукавичка»
Беседа с детьми по прочитанному произведению
Разучивание физминутки
Оборудование: кружки разнообразного цвета и величины(серый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый); книжка с картинками «Теремок», следы, ширма.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Давайте отправимся по этим следам, посмотрим, куда они приведут. (Дети проходят рядом с выложенными трафаретами следов.)
Куда они нас приведут? Какой-то снежный сугроб! Я сейчас подойду поближе и посмотрю, что там, а вы присядьте отдохните.
Ой, здесь сказка!
Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
Тут я буду жить.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
Мышка - поскребушка. А ты кто?
А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
Вот их уже двое. Бежит лисичка:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка - поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро.
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?
Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
Да как-нибудь!
Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Физминутка.
Вопросы по сказки:
Ребята вспоминаем кто же потерял рукавичку. Кто первый стал жить в рукавичке? Да, мышка-норушка. А какой по цвету и величине будет кружок? Почему серый и маленький?
После педагог подчеркивает, что только дружные звери могут жить вместе и не ссориться. Давайте вы мне покажите, какие вы дружные. Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. (Звучит музыка). А какая по характеру звучит мелодия (Веселая, игривая, танцевальная). Молодцы, ребята.
Воспитатель:
Вот и сказку рассказали, и поиграли и поплясали, теперь сказка кончается. Ребята, мне очень понравилось путешествовать в сказку! А вам? А что понравилось? (вспомните, герои из какой сказки нам встречались? А они жили дружно или ссорились (дружно, они любили танцевать все вместе). А вы ребята дружно живете в детском саду? (Да). И никогда не ссоритесь (Да) Молодцы!
Конспек итогового занятия
по художественной литературе
Тема: «Много разных сказок, знаем мы ».
Средняя группа «Светлячок».
Воспитатель: Кузьмина М.В.
с.Самарское 2011г.
Цель:
1. Учить узнавать сказку по заданию.
2.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
3. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
4. Развивать умение действовать согласованно.
5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству..
Оборудование:
Мягкая игрушка котенка, скалка, искусственная елка, снежинки, столы, стульчики.
Ход занятия: Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел маленький котенок.
Он очень любит рассказывать сказки, и ему очень интересно, знаете ли вы ребята сказки, стихотворения?
Дети. Да. Знаем.
Воспитатель. Давайте порадуем нашего гостя и расскажем стихотворение, в котором идет речь, про кота.
Дети: рассказывают стихотворение : «Как у нашего кота».
Воспитатель: молодцы ребята
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. Ребята мы с вами читали книгу «Золотые сказки».
Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в путешествие по народным сказкам.
Воспитатель. В круг вставайте дружно,
За руки нам взяться нужно, только вместе, только дружно.
Мы на месте покружились, в сказке чудной очутились.
(Дети имитируют движения)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?
Дети: Скалочка.
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке идет речь про скалочку.
Дети: Лисичка – со скалочкой.
Воспитатель: Что в этой сказке случилось.
(Ответы детей)
Воспитатель. В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славно семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы говорите отгадки
Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышка)
Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель : Ребята, скажите, эти все животные в какой сказке все встретились?
Дети: «Рукавичка».
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте вспомним эту сказку.
(Дети по очереди рассказывают сказку. Один начинает, второй продолжает и т.д.)
Воспитатель. Ребята давайте мы с вами расскажем еще один стих.
«Как на горке снег, снег». Кто написал это стихотворение?
Дети : Токмакова.
(Дети рассказывают стихотворение).
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите и у нас есть елочка, а под елочкой шкатулка. Интересно, что там.
(Дети открывают шкатулку, достают снежинки.)
Воспитатель: Давайте украсим нашу елочку снежинками.
(Дети украшают елочку снежинками).
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Давайте попрощаемся с нашим гостем, ему очень понравилось, как вы рассказывали сказки. И он вам приготовил угощения.
(Дети прощаются, воспитатель раздает угощения).