Обеспечения прав на выбор медицинской врача. Выбор клиники и врача

“Врач должен уважать право пациента на выбор врача… По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию с другим врачом. Врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями”.
Кодекс врачебной этики Российской Федерации

Условия реализации права пациента на выбор врача

Как правило, заболев, человек обращается за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, к врачу, обслуживающему соответствующий участок. Это связано с тем, что в настоящее время в России действует участково-территориальный принцип медицинского амбулаторно-поликлинического обслуживания населения.

Однако, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) предоставляют пациенту более широкие возможности для реализации его права на получение медицинской помощи. Так, пациент может воспользоваться нормой, изложенной в п. 2 ст. 30 Основ, где говорится, что “пациент имеет право на выбор врача, в т. ч. врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования”.

Правовая культура граждан с каждым днем растет, и пациенты все чаще интересуются своими правами и активно их реализуют. Поэтому работникам ЛПУ нужно быть готовым к таким вопросам, как: может ли пациент перейти на медицинское обслуживание к другому врачу и имеет ли пациент право проконсультироваться у специалистов в другом ЛПУ.

Что необходимо предпринять врачу при возникновении таких вопросов у пациента, каковы условия для смены лечащего врача и какие при этом должны быть оформлены документы?

Необходимо учесть, что право выбора пациентом ЛПУ и врача не является безусловным и абсолютным. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, необоснованных обвинений в неоказании медицинской помощи и необоснованных жалоб в вышестоящие органы, медицинскому учреждению целесообразно разъяснить пациентам суть и условия реализации их прав. Желательно заранее подготовить информацию по данному вопросу, в т. ч.: какими документами закреплено право пациента на выбор ЛПУ и врача, где с ними можно ознакомиться, как осуществляется реализация этого права.

Как правило, порядок и условия реализации рассматриваемого права описаны в договорах обязательного и добровольного медицинского страхования, имеющихся в самом ЛПУ или страховой компании, с которой заключен договор страхования. Помимо этого, они закреплены в нормативно-правовых актах субъектов РФ, регламентирующих работу системы обязательного медицинского страхования.

Право выбора лечащего врача с учетом его согласия предоставляется на основании личного письменного заявления пациента на имя руководителя медицинской организации. Желательно, чтобы просьба была мотивирована. Примерный образец такого заявления может выглядеть следующим образом:

Право на самостоятельный выбор лечащего врача ограничено существенной оговоркой: пациент имеет право обратиться за консультацией к другому врачу только с согласия последнего. Законодатель специально предусмотрел это ограничение, и причин этому несколько.

  • Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
  • Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.
  • В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

Поэтому руководитель ЛПУ, рассмотрев заявление пациента с просьбой о смене лечащего врача, принимает решение, исходя из возможностей вверенного ему учреждения. Он вправе отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нормы индивидуальной нагрузки врача, выбранного больным, на территориальный принцип прикрепления населения к ЛПУ, а также предложить возможные варианты решения конкретной проблемы.

Чтобы поменять ЛПУ , гражданину необходимо обратиться с заявлением в страховую организацию, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. Есть возможность выбрать и стационарное медицинское учреждение для госпитализации – это осуществляется по желанию пациента и на основании выданного лечащим врачом направления на плановое медицинское лечение.

Цитируем документ

Во исполнение поручения п. 2 раздела III протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ от 28.04.06 № 6 по реализации приоритетных национальных проектов Минздравсоцразвития России напоминает, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10.01.06 № 5 “О порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов”, родовый сертификат позволяет женщине в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную помощь в период беременности и родов.

Первая и неотложная медицинская помощь беременным женщинам, обратившимся в родильный дом (отделение), оказывается вне зависимости от их места жительства и ведомственной подчиненности учреждения здравоохранения. Госпитализация беременных женщин, страдающих экстрагенитальными заболеваниями и нуждающихся в обследовании и лечении в условиях стационара, осуществляется в отделения больниц по профилю патологии в соответствии с приказом Минздрава СССР от 09.01.86 № 55 “Об организации работы родильных домов (отделений)”.

В соответствии с приказом Минздрава России от 10.02.03 № 50 “О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях” женщине предоставляется право выбора врача по ее желанию. В целях оптимизации преемственности, рекомендуется наблюдение женщины во время беременности и после родов одним и тем же врачом.

Учитывая право женщины на выбор родильного дома, определяющим при этом является состояние здоровья женщины (наличие сопутствующей патологии) и будущего ребенка, тип и профилизация учреждения родовспоможения.
Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.06 № 2740-ВС “О возможности выбора родильного дома (отделения) и женской консультации”

Право врача выбрать пациента

В соответствии со ст. 58 Основ, в некоторых случаях лечащий врач может отказаться от наблюдения и лечения пациента только по согласованию с соответствующим должностным лицом (главным врачом, его заместителем по медицинской части, дежурным врачом ЛПУ). Под “согласованием” в данном случае понимается передача своих полномочий должностному лицу ЛПУ, которая осуществляется путем подачи докладной или служебной записок.

Указанное право врач может реализовать лишь при наличии следующих оснований:

  • при несоблюдении пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ;
  • при отсутствии угрозы жизни и здоровью пациента и окружающих.

Что можно считать нарушением предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ?

К таковым относятся:

  • несоблюдение предписанного режима (стационарного, амбулаторного, домашнего, постельного, санаторного);
  • несвоевременная явка на прием к врачу;
  • алкогольное опьянение;
  • выход на работу без выписки врачом;
  • самовольный уход из ЛПУ;
  • выезд на лечение в другой административный район без согласования с лечащим врачом;
  • отказ или несвоевременная явка на медико-социальную экспертизу.

Понятие “угроза жизни и здоровью пациента и окружающих” раскрыто в приказе Минздравсоцразвития России от 01.11.04 № 179 “Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи”: “Состояния, представляющие непосредственную угрозу жизни, или требующие срочного медицинского вмешательства – это тяжелые состояния при несчастных случаях, травмах, отравлениях, роды, неотложные состояния в период беременности и другие состояния и заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства”. Кроме того, заболевания, представляющие такую угрозу, перечислены в постановлении Правительства РФ от 01.12.04 № 715 “Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих”.

В Кодексе врачебной этики Российской Федерации, предписания которого носят рекомендательный характер, есть немаловажное для рассматриваемой темы замечание: “за исключением случаев неотложной помощи, когда врач обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста”.

Еще раз подчеркнем, что при наступлении перечисленных случаев (утрата доверия, отсутствие навыков и технического обеспечения для лечения) врач не имеет права самостоятельно отказаться от наблюдения пациента, а должен проинформировать вышестоящего руководителя и может рекомендовать пациенту более опытного или квалифицированного врача.

В чем заключается доверие пациента к врачу?

В российском законодательстве это понятие не разъясняется. Врачебные этические правила Киевского общества врачей2 довольно интересно пояснили данное определение, что, по-видимому, перекликается в какой-то степени с понятием “нарушение пациентом правил внутреннего распорядка ЛПУ”:

Доверие больного к врачу заключается:

  • в полном и правдивом сообщении всех причин, влияющих на его здоровье;
  • исполнении всех предписаний врача;
  • неискании помощи у других врачей без ведома пользующего врача.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством.

В частности, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность врача за неоказание помощи больному, если это повлекло причинение по неосторожности вреда здоровью.

Цитируем документ

Статья 124. Неоказание помощи больному

  • 1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
  • 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ закрепляет за исполнителем право отказаться в любое время от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных услуг при условии полного возмещения заказчику убытков

Несколько обособленно стоит вопрос об отказе от лечения больного врачом, работающим в соответствии с договором об оказании платных медицинских услуг . По общему правилу п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 Гражданский кодекс РФ закрепляет право исполнителя в любое время отказаться от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.

В связи с этим представляет интерес определение Конституционного Суда РФ от 06.06.02 № 115-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации”:

Начиная с 1993 года медицинские учреждения оказывали гражданке Е.З. Мартыновой платные медицинские услуги по лечению и протезированию зубов. Оценивая эти услуги как некачественные и полагая, что в ряде случаев имел место необоснованный отказ в проведении ортопедического лечения, повлекший значительное ухудшение состояния ее здоровья, Е.З. Мартынова неоднократно обращалась в органы государственной власти, в т. ч. суды общей юрисдикции, с заявлениями, в которых ставила вопрос о понуждении стоматологических учреждений к надлежащему исполнению обязательств, а также о возмещении убытков.

В своей жалобе в Конституционный Суд Е.З. Мартынова утверждает, что примененные в ее деле пункт 2 статьи 779 и пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, как закрепляющие право медицинского учреждения в любое время отказаться от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг и ограничивающие при этом право заказчика (пациента) на возмещение расходов при обращении за оказанием соответствующих медицинских услуг к третьим лицам (в частности, при проведении лечения за границей), не соответствуют статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также противоречат положениям статей 426 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, части первой статьи 17, части первой статьи 20, пунктам 2 и 5 части первой статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно Конституции,в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в т. ч. посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медикосоциальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1 Конституции Российской Федерации) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров.

Статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается. Согласно пункту 2 этой статьи условием отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору является полное возмещение заказчику убытков.

Междутем правовая оценка пункта 2 статьи 782 не может быть осуществлена без учета его взаимосвязи с иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями других нормативных правовых актов, регулирующих отношения по оказанию медицинской помощи и закрепляющих гарантии реализации прав граждан в данной сфере, в т. ч. при предоставлении платных медицинских услуг, в частности Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27).
Деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором, т. е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Такое ограничение свободы договора для одной стороны –исполнителя (в данном случае – медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в т. ч. уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь.

Иное, т. е. признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Истолкование и применение оспариваемой нормы как обусловливающей право медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору об оказании медицинских услуг только лишь полным возмещением убытков, причиненных отказом, не согласуется также с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов. Так, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) при осуществлении своей профессиональной деятельности врач обязан внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах; лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения (статьи 58 и 59).

Таким образом, пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право заявительницы на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Вы имеете право на выбор лечащего врача как в медицинской организации амбулаторно-поликлинического типа, так и в организации стационарного типа, в том числе при пребывании на дневном стационаре (пп. 1 п. 5 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Выбор врача в поликлинике

В поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены поликлиники). Вы можете просить о замене лечащего врача также при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п. 2 ст. 34 , п. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).

Можно выбрать (п. 2 ст. 21 Закона N 323-ФЗ):

  • врача-терапевта;
  • врача-терапевта участкового;
  • врача-педиатра;
  • врача-педиатра участкового;
  • врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Пока вы не выберете врача, первичную врачебную медико-санитарную помощь вам будут оказывать врачи, за которыми вы закрепляетесь без учета вашего желания (п. 16 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).

Так, например, участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения (п. 6 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 N 765).

Следовательно, когда вы прикрепляетесь к поликлинике, врач вам назначается «по умолчанию».

Справка. Территориально-участковый принцип оказания медицинской помощи

Первичные доврачебная и врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Это означает, что формируются группы обслуживаемого населения, проживающего (пребывающего) на определенной территории или работающего в определенных организациях (п. п. 12 , 13 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н). Распределение населения по участкам осуществляется руководителями поликлиник (п. 14 Положения N 543н).

Чтобы обеспечить право на выбор врача и поликлиники, допустимо прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания поликлиники, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения. Учитывается рекомендуемая численность прикрепленных граждан (п. 15 Положения N 543н).

на фельдшерском участке — 1 300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на терапевтическом участке — 1 700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, — 1 300 человек взрослого населения);

на участке врача общей практики — 1 200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на участке семейного врача — 1 500 человек взрослого и детского населения;

на комплексном участке — 2 000 и более человек взрослого и детского населения (п. 18 Положения N 543н).

Выбор врача в стационаре

Вы вправе отказаться от услуг конкретного врача при получении лечения в стационаре. В этом случае руководитель медицинской организации должен будет подобрать вам другого лечащего врача с учетом согласия врача.

Замена (выбор) лечащего врача

Для того чтобы заменить лечащего врача, вам потребуется:

  1. Написать заявление.
  2. Получить список врачей для замены.
  3. Выбрать подходящего врача.

Рассмотрим каждый шаг более подробно.

Написать заявление

Заявление составляется в письменной произвольной форме на имя руководителя медицинского учреждения или его подразделения. При оказании специализированной медицинской помощи заявление составляется на имя руководителя соответствующего подразделения медицинской организации. В заявлении указываются причины замены лечащего врача (п. п. 2 , Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н).

Подтверждать причины замены не нужно, достаточно просто их назвать.

Получить список врачей для замены

Получив заявление, руководитель медицинской организации в течение трех рабочих дней должен сообщить пациенту:

  • о наличии врачей соответствующей специальности, то есть о наличии самой возможности замены врача;
  • о сроках оказания медицинской помощи этими врачами. В некоторых случаях, когда требуется длительное ожидание, пациенту будет целесообразнее продолжить наблюдение и лечение у того же врача.

Ответ руководителя не обязательно должен быть письменным. Устное сообщение (лично, по телефону) тоже будет законным. В случае, если пациент действует через представителя, информация будет сообщена ему (

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Вопрос о возможности выбора лечебного учреждения пациентом всегда был актуален. Даже несмотря на то, что такое право было закреплено еще в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», действовавших до 2012 года, проблемы при смене медицинской организации возникали очень часто. В этом году вступили в силу нормативные акты, вносящие в вопрос больше ясности.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданин имеет право выбрать медицинскую организацию, в которой будет получать необходимую медицинскую помощь. Осуществить данное право можно 1 раз в год или чаще в случае изменения места жительства (прописки) или места временного пребывания (временной регистрации).

Порядок выбора медицинской организации утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года № 406н. Распространяется он только на случаи выбора гражданином медицинских организаций в пределах субъекта РФ, в котором он проживает.

Существуют следующие виды медико-санитарной помощи: первичная, специализированная, высокотехнологичная, скорая.

Первичная медицинская помощь оказывается, как правило, в поликлиниках. Выбрав поликлинику, гражданин затем выбирает врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Специализированная медицинская помощь оказывается по направлению вышеуказанных специалистов либо в случае самостоятельного обращения гражданина в соответствующую медицинскую организацию.

Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи.

Выбор организации, оказывающей первичную медицинскую помощь

Для выбора медицинской организации гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную организацию с письменным заявлением.

Заявление о выборе медицинской организации должно содержать следующие сведения:

  1. Наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
  2. Фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;
  3. Информация о гражданине:
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • гражданство;
  • место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);
  • место регистрации;
  • дата регистрации;
  • контактная информация.
  • Информация о представителе гражданина (в том числе законном представителе):
    • фамилия, имя, отчество (при наличии);
    • отношение к гражданину;
    • данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 настоящего Порядка;
    • контактная информация.
  • Номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
  • Наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;
  • Наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.
  • Помимо заявления нужно предъявить оригиналы следующих документов:

    Для детей до 14 лет:

    • свидетельство о рождении,
    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя (родителя) ребенка,полис обязательного медицинского страхования ребенка.

    Для взрослых граждан и детей старше 14 лет:

    • паспорт или временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта,

    Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ:

      вид на жительство,полис обязательного медицинского страхования.

    Для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в РФ:

    • документ, удостоверяющий личность,
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Если обращается не сам гражданин, а его представитель, то также требуется доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. Также в случае изменения места жительства нужно представить документы, подтверждающие факт изменения места жительства.

    При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.

    После получения заявления медицинская организация в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления. Получившая письмо медицинская организация должна в течение двух рабочих дней направить ответ с подтверждением информации. В течение 2 рабочих дней после подтверждения информации руководитель медицинской организации информирует гражданина в устной или письменной форме о принятии на медицинское обслуживание. После этого медицинская организация в течение 3 рабочих дней направляет уведомления в страховую компанию и медицинскую организацию, где гражданин находился на медицинском обслуживании. Наконец, медицинская организация, в которой гражданин раньше находился на обслуживании, в течение 3 рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет копию его медицинской документации по новому месту лечения.

    Выбор организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь

    Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее – направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:

    1. Наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, далее – территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь.
    2. Дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

    При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании данной информации гражданин осуществляет выбор конкретной организации, в которой он хотел бы получать медицинскую помощь. Если гражданин выбирает организацию, срок ожидания в которой превышает допустимый, то об этом делается соответствующая пометка в медицинской документации.

    По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для онкологических пациентов и их близких 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по вопросам, связанным с получением медицинской помощи, включая процедуру выбора медицинских организаций.

    Антон Радус, юрисконсульт Проекта «Ясное утро»

    Все граждане Российской Федерации вне зависимости от пола, места жительства и социального статуса имеют право на получение квалифицированной медицинской помощи. Это регламентируется главным законодательным актом страны – Конституцией. Застрахованные лица обладают возможностью сделать выбор организации в системе здравоохранения и врача в зависимости от личных предпочтений. Главные условия – отсутствие противоречий с территориальной программой и наличие возможности оказания услуги медицинским учреждением и специалистом. Гражданин также имеет право обратиться за помощью без наличия регистрации ОМС в любом субъекте РФ.

    Как реализовать право в системе ОМС

    В системе ОМС различают можно выбирать 3 вида врачебной помощи:

    • первичная (оказывается в поликлиническом отделении);
    • специализированная (осуществляется по направлению терапевта, педиатра или семейного доктора);
    • высокотехнологичная (предоставляется по квоте).

    Права и обязанности застрахованного лица

    Отдельно выделяют скорую медицинскую помощь. Ее оказание проводится в стационарном отделении при вызове на дом оперативной бригады. Пациент имеет право выбрать больницу в случае физической возможности.

    Гражданин может прикрепляться к медицинской организации не чаще 1 раза за 12 календарных месяцев. Это не относится к ситуациям смены прописки или регистрации. Право возникает в том субъекте Федерации, в котором находится застрахованное лицо.

    Направление на первичную помощь

    Выбор поликлинического отделения не зависит от территориального закрепления пациента. Гражданин имеет право обратиться с просьбой о переводе в любое медицинское учреждение. Ему обязаны предоставить следующую информацию:

    • перечень специалистов (участковых, педиатров, семейных врачей, фельдшеров и т. д.);
    • количество пациентов, фактически прикрепленных к поликлинике;
    • номера и расположение участков.

    При выборе организации здравоохранения пациент может сменить территориальный участок. При вызове врача на дом приедет тот терапевт, к которому прикреплен адрес.

    Осуществляющую специализированную помощь

    Оказание медицинских услуг узкой специализации производится только по направлению врача общей практики (педиатра, терапевта, участкового и т. д.). При осуществлении записи пациент должен быть уведомлен о:

    • количестве медицинских организаций (в которых можно получить помощь);
    • квалификации и стаже работы предлагаемых специалистов;
    • возможной дате и времени обращения.

    Полис ОМС получают граждане РФ 1 раз и на всю жизнь

    При оказании помощи узкого направления должны быть соблюдены законодательно установленные сроки. Для врачей-специалистов – не более 7 дней ожидания, для высокотехнологичных процедур – 1 месяц с момента обращения.

    В случае несоблюдения сроков и норм проведения медицинской помощи пациент может обратиться в выбранную страховую компанию или Министерство здравоохранения.

    Законодательная медицинская база

    Право гражданина на выбор медицинской организации и врача в системе ОМС регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
    • приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
    • ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

    Предоставляемые услуги в рамках оказания врачебной помощи и сроки их реализации также прописаны в территориальной программе выбранной страховой компании.

    Порядок действий и необходимые документы

    Для осуществления права выбора медицинской организации необходимо обратиться в учреждение с личным заявлением. В нем должны содержаться:

    • полное название поликлинического отделения и фактический адрес;
    • ФИО и должность уполномоченного лица;
    • личные сведения о гражданине (ФИО, пол, место регистрации и проживания, паспортные данные);
    • номер полиса и название страховой компании;
    • контактная информация;
    • дата и подпись.

    К письменному обращению прилагаются копии документов. Для совершеннолетних граждан:

    • паспорт;
    • полис;
    • СНИЛС.

    При выборе медицинского учреждения необходимо подать заявление с паспортом, полисом и СНИЛС

    Для детей до 14 лет:

    • свидетельство о рождении;
    • полис;
    • СНИЛС;
    • удостоверение личности родителя или законного представителя.

    Для иностранных граждан с постоянной регистрацией:

    • паспорт;
    • полис;
    • вид на жительство.

    Временно находящиеся на территории РФ иностранцы должны предоставить паспорт и полис. В случае переезда или смены места регистрации прилагаются соответствующие документальные подтверждения.

    Этапы прикрепления к поликлиническому отделению:

    • подача заявления;
    • запрос выбранной медицинской организации на подтверждение сведений о гражданине (в течение 2-ух рабочих дней);
    • получение ответа;
    • информирование пациента о факте принятия на обслуживание;
    • направление медицинской карты и другой документации в новую организацию (не позднее 3 дней).

    В совокупности процесс прикрепления к новому учреждению здравоохранения не должен занимать более 10 рабочих дней с момента обращения.

    Выбор врача

    Пациент имеет право на выбор:

    • терапевта;
    • участкового;
    • семейного специалиста;
    • врача общей практики;
    • фельдшера.

    Гражданин может также самостоятельно определить узкого специалиста из возможного списка (при наличии в медицинской организации выбора).

    Смена лечащего врача происходит не чаще 1 раза в год и только при согласии выбранного кандидата. При имеющейся физической загруженности (большое количество пациентов) вероятно получение отказа. Это не касается случая изменения места жительства или пребывания.

    Порядок прикрепления к детской поликлинике

    Для прикрепления ребенка к поликлинике необходимо предоставить:

    • паспорт родителя;
    • полис несовершеннолетнего;
    • СНИЛС;
    • свидетельство о рождении;
    • заявление;
    • согласие на медицинское вмешательство.

    Застрахованное лицо имеет право самостоятельного выбора семейного врача и узких специалистов

    Обратиться в учреждение здравоохранения должны мать, отец или законный представитель. В случае прикрепления к поликлинике не по месту регистрации новорожденного также нужно приложить к заявлению корешки родового сертификата.

    Ключевые моменты в лечебных учреждениях

    1. Законодательно закреплено право граждан РФ, иностранцев и лиц без определенного места жительства на выбор медицинской организации в системе ОМС.
    2. Прикрепление к поликлиническому отделению производится на основании личного заявления застрахованного лица. Согласие на обработку персональных данных и медицинское вмешательство оформляется повторно.
    3. Выбор лечебного учреждения может производиться не чаще 1 раза в год, если это не касается смены места жительства.
    4. Перевод на обслуживание другим специалистом должен быть подтвержден согласием самого врача.
    5. Ребенок до 18 лет обладает теми же правами на медицинское обслуживание, что и взрослый. Место регистрации не может служить причиной для отказа в прикреплении к иной поликлинике.