"Молитва"Фрица Перлза, в интерпретации и с дополнениями Хорхе букая. Проблемы гештальттерапии

Ты занимаешься своим делом,

а я - своим.

Я здесь не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям .

Ты здесь не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты - это ты, а я - это я,

и если мы случайно встретимся - это чудесно,

если этого не случится - ничего не поделать.

(Фриц Перлз, доктор медицины)

Прежде, чем приступить к описанию любовных отношений и анализу причин их удач и неудач, сначала нужно ясно понять, что истинную проблему в отношениях можно выразить двумя словами: НЕРЕАЛИСТИЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ. Перед тем, как объяснить, что такое нереалистичные ожидания, давайте сначала поговорим о том, откуда они берутся.

Начнем с того, что в первую очередь мы являемся особями, принадлежащими к человеческому роду, поэтому мы стремимся к общению с подобными себе. Вначале это общение кажется простым и легким: «Все в порядке, зачем об этом специально думать?» Но, как вы узнаете дальше из этой книги, порой мы теряем человеческий контакт с нашим партнером. Почему это происходит? Наша боль рождена «шоком осознания одиночества». Маленький ребенок мечтает о маме-волшебнице, вездесущей и всемогущей, выполняющей любое его желание без всякой просьбы с его стороны. Отсюда и термин: «мамочка-волшебница». Так как это нереально и такой мамы нет на свете, наши фантазии безжалостно рушатся. Мы изо всех сил сопротивляемся этому и с большой неохотой вынуждены признать, что, так или иначе, нам все же придется научиться жить самостоятельно. В то же время в глубине души мы продолжаем мечтать о возвращении в потерянный рай близости, единения и исполнения желаний.

Одиночество по-прежнему ужасает нас, и ребенок внутри нас отчаянно пытается найти маму-волшебницу , вернуться к ней, слиться с ней. Ради этого он готов делать все, что она скажет, быть тем, кем она хочет его видеть, - лишь бы возвратиться в ее лоно. Конечно, все эти попытки остаются тщетными.

Но ребенок, а затем подросток, продолжает искать маму-волшебницу, чтобы раствориться в ней и избавиться от боли. Годы спустя мы бессознательно переносим эти нереалистичные ожидания в наши любовные отношения . Когда они не оправдываются, у нас начинаются проблемы.

Этот постоянный процесс ожидания тотальной близости с партнером, надежда слиться с ним (с ней) в одно целое создает трудности в отношениях, потому что эта надежда никогда не сбывается, оставляя нас наедине с нашей болью. И здесь находится корень проблем любовных отношений . Иными словами, проблема заключается в том, что мы ожидаем , что наш партнер будет волшебником, выполняющим любое наше желание (порой даже без нашей просьбы) и сольется с нами в одно целое, тем самым спасая нас от одиночества - но мы по-прежнему остаемся одиноки. Где коренятся эти ожидания ? Эти нереалистичные ожидания коренятся в «шоке осознания одиночества», возникшем в тот момент, когда ребенок впервые ощутил разрыв с матерью.

Этот естественный процесс отделения оставляет в душе ребенка глубокую рану. До тех пор, пока эта рана и этот шок не осознаны и не «переварены», они продолжают воздействовать на всю нашу жизнь. Мы можем ощущать экзистенциальный страх и тревогу: нам кажется, что мы несчастны, не приспособлены к жизни, беспомощны. Эта рана заставляет нас ожидать невозможного от наших любовных отношений - мы надеемся, что партнер поможет нам выжить и спасет от одиночества. Десятилетия спустя этот разрыв с мамой проецируется на других людей. Мы страстно ищем любви и слияния, бессознательно ожидая , что партнер избавит нас от боли и страдания, породивших нашу Ложную Сущность.

Попросту говоря, наши нереалистичные ожидания найти партнера, который вернет нам утерянный рай, будет читать наши мысли и выполнять наши желания без слов - это просто возрастная регрессия. Мы «как будто» любим. Живем и действуем - но при этом находимся в воображаемом мире. Младенец внутри нас надевает маску взрослого. Под этой маской скрываются мнимая любовь, мнимый партнер и мнимая близость. Единственная реальность - малыш, натянувший эту маску.

Эта игра лишь усиливает боль, потому что она рождена «шоком осознания одиночества», и любой намек на малейшее чувство одиночества автоматически включает ее. Из-за сопротивления одиночеству и попыток заставить других соответствовать нашим ожиданиям в любовных отношениях вступает в игру наша Ложная Самость, с ее бесчисленными стратегиями и ухищрениями.


НИКТО НЕ СМОЖЕТ ИСЦЕЛИТЬ ВАШУ БОЛЬ, РОЖДЕННУЮ ОДИНОЧЕСТВОМ.

Стефен Х. Волински


Наше желание близости и протест против одиночества заставляет нас скрывать свою рану и объясняет основную проблему отношений - наши ожидания , что партнер (мамочка) возьмет на себя ответственность за исцеление нашего «шока осознания одиночества» и нашей боли.

Но почему эти неявные ожидания лишают нас всякого здравого смысла? Потому что бессознательное желание близости рождается в до-вербальный период, раньше, чем ребенку становится доступен мыслительный процесс - следовательно, раньше появления здравого смысла. Поскольку это желание появляется в глубоком детстве, наши неосознанные ожидания захлестывают нас в самой примитивной, архаической форме. Они властвуют над нами на биологическом уровне, потому что выживание младенца зависит от того, придет ли мама ему на помощь - утолит ли она его голод, жажду, прижмет ли к себе и т. д. Они властвуют над нами на психологическом уровне, потому что мы путаем разные уровни и подменяем один на другой, потому что близость становится нашей навязчивой идеей, и мы готовы искать ее на любом уровне. Словно крыса в лабиринте, мы пробираемся сквозь туннель в надежде найти сыр. Однако, к сожалению, мы вновь и вновь блуждаем по тому же туннелю (по имени отношения), даже когда понимаем, что там нет никакого сыра. Как внутри, так и вне своего кабинета я много раз слышал: «Я так хочу, чтобы он (она) заботились обо мне!» Таким образом наша жажда близости и протест против одиночества создают Ложную Сущность-Ложную Самость и формируют наше представление о себе и о том, какими нас видят другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нереалистичные ожидания, что наш партнер прогонит прочь нашу боль посредством близости и слияния с нами, рождаются в момент «шока осознания одиночества», когда мы ощущаем разрыв с мамой. Если мы не осознаем этого, мы можем провести остаток нашей жизни в попытках достичь тотальной близости с другим человеком - с учителем, гуру или даже с Богом - лишь бы справиться с болью одиночества.

Как применить это к любовным отношениям на практике? Вначале ожидания появляются, когда мы влюбляемся и ощущаем блаженство близости. К сожалению, как мы все могли не раз убедиться, вскоре мы обнаруживаем, что мы по-прежнему остаемся отдельными существами. По мере уменьшения нашей близости усиливаются чувства одиночества и экзистенциальной тревоги. Попросту говоря, блаженство близости, корни которой тянутся из раннего детства, сменяется болью одиночества. Этот цикл воспроизводится в наших любовных отношениях , когда мы пытаемся обрести утраченную близость вновь и вновь.

Примечания:

Прим. пер. В оригинале - Mask of three M’s: match, mirror, meet.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело

Какие факторы помогают сохранить молодость? Один из таких факторов - отсутствие стрессов. Знаете, я бы чуть перефразировала… УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕЖИВАТЬ СТРЕССЫ. Потому что стрессы на долю выпадают всем. Но мы по-разному к ним относимся.

Предал самый близкий человек? Пережили расставание? Недооценил начальник? Не поняли родные? Что это? Они не оправдали наших ожиданий? А должны были? Они родились на этот свет оправдывать наши ожидания?

Есть одна экзистенциальная формула, которая помогает пережить подобного рода стрессы. Пережить обиду. Она реально работает.

Она известна как гештальт-молитва. Есть такое интересное направление в психотерапии - гештальт-терапия. Авторство этой молитвы принадлежит основоположнику этого направления, Фрицу Перлзу, и эта молитва - важный элемент гештальт - терапии. Текст молитвы Перлза молодые гештальтисты изучают одним из первых.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты - это ты.

А я - это я.

Если мы случайно встречаем друг друга - это прекрасно.

А если нет - так тому и быть.

Произнесите ее вслух… Приходит ощущение легкой исцеляющей одинокости… примирение с этим миром…

Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова… Ты - это ты. А я - это я…

Молитва Гештальтиста

Ф. Перлз – ученый психотерапевт, который создал метод гештальт-терапии. Для этого ему пришлось объединить несколько течений таких наук, как психология и психотерапия. «Gestalt» означает «образ», «форма».

Ученый подразумевал, что человек чувствует мир, как некую сумму образов. Создание и прекращение образов – это обычный процесс жизни людей. В этих образах человек накапливает обиды, невысказанную боль, подавленный гнев.

Спрятанное напряжение требует выхода, но не всегда его находит. Вследствие этого появляются хронические болезни, ведь человек как бы отделяется от большого пласта собственных эмоций: «я не злюсь», а «вдруг нападает гнев». Очень часто в человеке живут несколько страданий, которые ссорятся друг с другом.

Обращение негатива внутрь собственного организма приводит к таким болезням, как, язве, инфаркту и т.д. По статистике, больше 80 % человеческих хворей - психосоматические.

Фредерик Перлз фотография

Особенно к ним относятся: сердечно–сосудистые, желудочно-кишечные, гастроэндокринология, эндокринология, аллергия, бронхиальная астма, бронхо-легочные и спазмы в мышцах, и даже психические заболевания. Психосоматика - это как бы неотреагированные чувства.

Человек ощущает отрицательные эмоции, когда его опыт не окончен, и не сформирован до конца соответствующий образ, соединяющий человека с определенной частью его прошлого.

Чтобы его сформировать, необходимо позволить человеку его прочувствовать и пережить, а для этого необходимо перенести его из подсознания наверх, в сознание.

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту пережить все образы до конца до полного выхода эмоций, чтобы привести человеческую жизнь к гармонии.

По мнению Ф. Перлза, не может быть никакой гармонии, если человека вынуждают быть тем, кем он не является, или делать то, чего он не желает, что в нашей жизни, к сожалению, встречается повсеместно. Именно для таких ситуаций и была написана молитва гештальтиста. Это своего рода прививка от манипуляций других людей.

Почему так сложно помочь человеку вытащить отрицательные эмоции из подсознания? Именно потому, что опыт отчуждения от собственных чувств появляется в человеке слишком рано, практически всегда в детстве.

Родители дают ребенку очень много команд, которые он не в состоянии выполнить. Родители большую часть времени выражают этим недовольство, а ребенок начинает чувствовать вину и стыд за то, что не соответствует их ожиданиям.

В итоге, ребенок вообще перестает что-то делать, чтобы не быть снова и снова плохим. Но этим он вызывает на себя все больше недовольства родителей. Пока человечек вырастет, он накапливает в себе огромное количество непрожитых образов, у него появляется опыт, который впоследствии делает его либо тираном, либо жертвой.

На самом деле, нет никакого смысла в том, чтобы быть тираном или жертвой. Никто не обязан что-то делать, что не хочется, идти туда, куда не хочется. Каждый человек, в реальности, уже совершенен.

Необходимо просто изменить восприятие самого себя, чтобы оценивать себя не с точки зрения того, что должно было быть сделано, или что могло было быть сделано, а с точки зрения того, что есть в данный момент.

Оригинал молитвы

Текст оригинала молитвы

Текст с пояснением

Текст данной молитвы читается, когда кто-то не оправдывает ваших ожиданий, или вы не оправдываете чьих-то ожиданий, вследствие вашего негативного детского опыта.

Обычно люди имеют ожидания (иллюзии) по отношению к другим и, наоборот, другие люди очень часто чего-то хотят от вас. В результате неоправданных ожиданий всегда возникают обиды друг к другу.

Любые ожидания чего-то от других людей вызваны определенным механизмом психики под названием «слияние».

Данный механизм возникает от того, что каждое существо выделяет себя из массы, одновременно являясь частью этой массы. Человек воспринимает себя как индивидуальность, при этом стремясь жить в коллективе.

Как сделать жизнь цветной?

Психика человека устроена так, что она приучена делить мир на «мы» и «они».

Внутри себя человек также испытывает состояние слияния. В разные моменты жизни, например, он является сначала строгим родителем, а затем беспомощным ребенком. Но при этом человек считает, что он единое целое.

Общаясь с другими людьми, мы, с одной стороны, отделяем себя от них, но в то же время, не позволяем им чувствовать индивидуальность и быть ею. Мы ожидаем от них того, чтобы они думали так же, как и мы, хотели того же, что и мы. Мы даже не спрашиваем у других людей, а хотят ли они быть нами.

Например, отец хочет, чтобы взрослая дочь возвращалась домой рано, а она этого не хочет. Но у них друг к другу возникают обоюдные иллюзии. Он ждет, что она будет приходить рано, а она – что он оставит ее в покое, и разрешит жить своей личной жизнью.

Молитва на английском

Текст молитвы на английском

Для интересующихся приводим текст молитвы гештальтиста на английском языке.

Зачем читается?

Данная молитва читается для того, чтобы перестать чувствовать себя жертвой или прекратить вынуждать другого стать жертвой. В слиянии самое опасное для твоей личности - поглощение, так сказать захват вашей индивидуальности другой стороной, с которой вы находитесь в слиянии не в равных пропорциях.

В таких случаях, действительно очень помогает гештальт молитва. К сожалению, очень часто доминирующая сторона, с кем вы в слиянии, воспринимает чтение данной молитвы, как эгоизм. Но, тем не менее, слова молитвы очень здорово помогают пережить стресс, и появляется чувство примиренности с миром.

Даже если другой человек никак не может освободить вас, вы, повторяя данные слова, сможете найти в себе силы уйти с целью избавиться от манипуляций.

Необходимо помнить, что мы живем не для соответствия чьим-то иллюзиям, или самим манипулировать людьми. Каждый человек достоин жить гармонично и свободно.

Молитва гештальтиста Перлза: зачем нужна и как применять?

Гештальт-терапия – одно из самых популярных сегодня направлений психологии. Понятие «гештальт» знакомо большинству людей как умение завершать самостоятельно «подвешенные», незавершенные ситуации, например, отпускать обиду или избавляться от любовной зависимости. Но гештальт-терапия – это более объемное направление, и узнать о нем стоит каждому неравнодушному к качеству своей жизни человеку.

Для того чтобы оценить это направление психологии в полном объеме, стоит узнать, как оно возникло, кем был его создатель Фриц Перлз, молитву гештальтиста и чем полезна в обычной жизни гештальт-терапия для каждого человека.

История направления

Гештальт-терапия образовалась в середине минувшего столетия, став своеобразной альтернативой психоанализу. Последний занимается преимущественно бессознательными психологическими процессами, влиянием прошлого на настоящее. Гештальт же предлагает человеку брать самому ответственность за все испытываемые чувства, выводя их на более поверхностный, сознательный уровень.

В упрощенном смысле это направление можно воспринимать как способ самосовершенствования, личностного роста. Но, тем не менее, гештальт-терапия – это все-таки способ лечения психологических проблем.

Психолог или психотерапевт помогают человеку наладить контакт с самим собой, лучше понимать мотивы своих желаний и поступков. Таким образом, человек получает возможность влиять на качество своей жизни, улучшая свое настроение, контакты с другими людьми. Колоссальное значение для самостоятельного управления своей жизнью имеет так называемая молитва гештальтиста, сформулированная Перлзом.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия

У людей, которых интересует сфера психологии и самосовершенствования, часто возникает вопрос: “Являются ли гештальтпсихология и гештальт-терапия синонимами?”.

Ответ на этот вопрос отрицателен. Основатель гештальт-терапии Перлз нередко признавался, что знаком с гештальтпсихологией весьма поверхностно, а его учение – это своеобразный симбиоз психоанализа, психодрамы и биоэнергетики. Слово «гештальт» было применено для того, чтобы придать названию звучность и солидность.

Фриц Перлз

Фредерик (Фриц) Перлз – известный психиатр из Германии, который издал труд о росте человеческой личности, который впоследствии стал основой для гештальт-терапии. Позже он учредил в Нью-Йорке Институт Гештальта.

Книга стала основой его собственного подхода к психотерапии как способа управления своей жизнью и раскрытию внутреннего потенциала. После основания гештальтизма он посвятил его развитию всю оставшуюся жизнь, в частности молитва гештальтиста в оригинале увидела свет в 60-х годах минувшего века. Некоторые его работы были изданы посмертно.

Молитва гештальтиста Фредерика Перлза имеет колоссальную популярность. Ее достоинство – в простоте и одновременно в глубоком воздействие на психологическое состояние человека. Психологи называют одной из главных личностных проблем, являющихся причиной обид, размолвок и ссор слияние. То есть, воспринимая другого человека как часть себя, заинтересованную в твоем собственном комфорте, невозможно избежать претензий и плохих эмоций.

Молитва гештальтиста помогает провести образную границу между собой и обществом, признать за каждым человеком право жить своей собственной жизнью, преследовать свои интересы и делать осознанный выбор без какого-либо давления. Одновременно Перлз настаивает на том, что такая сепарация дает возможность и самому человеку действовать в рамках своих границ, не рассчитывая на чужое участие, помощь, одобрение.

Отсутствие взаимных претензий и необоснованных ожиданий не только дает человеку ощущение личной моральной свободы, независимости и внутренней силы, но и позволяет оценить такое явление, как взаимность. Молитва гештальтиста превращает ее из должного и ожидаемого в чудесное и прекрасное чувство, которое стоит того, чтобы ценить и оберегать его.

Когда применять молитву?

Преимущество гештальтизма в возможности использовать ее при любых обстоятельствах. Сделав строки Перлза правилом жизни, можно добиться значительного внутреннего роста и эмоционального взросления. Ведь понимание автономности своей личности и независимости чужой и есть одно из важнейших показателей духовной зрелости человека.

Но молитва гештальтиста Фредерика может применяться и ситуативно. Например, во время сильной ссоры или обиды на другого человека. Когда человеку кажется, что кто-то не оправдал возложенных на него надежд, эти строки позволят успокоиться и вернуться в хорошее расположение духа.

Строки работают и в обратном направлении. Их можно назвать оберегом от любого рода манипуляций. Когда другой человек выдвигает требования, на которые у него нет никаких законных оснований, избавить себя от чувства стыда и со спокойной душой отказаться от следования чужим указаниям.

Как читать молитву?

Указаний, как именно должна читаться молитва гештальтиста, не существует. Можно повторять ее несколько раз вслух или про себя во время эмоционально сложной ситуации, можно проговаривать ее утром или перед сном, можно распечатать и повесить над рабочим столом.

Но важно понимать, что строки не обладают никаким волшебным или магическим воздействием. Вникнув в слова единожды и приняв для себя их смысл, человек начинает использовать молитву как принцип взаимодействия с другими людьми. Таким образом, начинают выстраиваться продуктивные и успешные межличностные отношения.

«Молитва гештальтиста» Фредерика Перлза

Великому немецкому психотерапевту Фредерику Перлзу, автору и создателю гештальт-терапии, принадлежат слова, получившие название «Молитва гештальтиста».

Звучит она следующим образом:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Если нет, то ничего не поделаешь.

Отличная "прививка" от манипуляций и обвинений любого рода. Также, если вдруг соберетесь на кого-нибудь обидеться, или кто-то вдруг "не оправдает ваши ожидания" – вспомните эти простые слова. Это может все расставить по своим местам.

Машин Владислав Леонидович

Информация для публикации взята им из открытых источников.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Обсуждения

"молитва" гештальтистов

8 сообщений

вот как она звучит в оригинале и в переводе (в интернетах) на английский и русский:

Ich bin nicht auf dieser Welt, um deinen Erwartungen zu entsprechen –

und du bist nicht auf dieser Welt, um meinen Erwartungen zu entsprechen.

Ich bin ich und Du bist du –

und wenn wir uns zufallig treffen und finden, dann ist das schon,

wenn nicht, dann ist auch das gut so.

I am not in this world to live up to your expectations,

And you are not in this world to live up to mine.

You are you, and I am I, and if by chance we find each other, it"s beautiful.

If not, it can"t be helped.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

А если нет – этому нельзя помочь.

По-моему, Перлз говорит "а если нет – это тоже хорошо". И в таком варианте эта фраза мне нравится гораздо больше.

А первую строчку я скорее перевела бы как "я живу своей жизнью и вы живете своей жизнью".

А ведь действительно – ничего не поделаешь. =)))

про первую строчку точно думаю что слово "делать". так как трудно мне как человеку сказать сразу "кто я и какая моя жизнь"! а заметить "что делаю" как то проще. и уже потом перейти к чему то серьезному. конечно, перевод "это тоже хорошо" как то по русски. более феноменологически.

Форум по психологии

МОЛИТВА ГЕШТАЛЬТИСТА

Votre 03 Mar 2010

Red 03 Mar 2010

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И вообще – реально ли придерживаться его?

Votre 03 Mar 2010

annetta08 03 Mar 2010

[b]Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Votre 03 Mar 2010

Я эту мантру повторяю уже третью неделю. Только с поправкой

"Мои желания не совпадают с твоими. Я не могу на них влиять, мы взрослые люди, и изменится – нереально. Мы встретили друг друга – это было прекрасно, расстались – переживём."

annetta08 03 Mar 2010

"принять несоответствие ожидаемого и действительного" и

"расстаться из-за несоответствия ожидаемого и действительного" – выбор пал на второе?

Beauty 03 Mar 2010

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И вообще – реально ли придерживаться его?

Принцип правильный во многом, но придерживаться всегда его не реально. Один человек может это принимать и претворять в жизнь, а его партнер по общению нет. И если отношения построены на серьезной основе и не легко разрываемы, то проблем в таком союзе не избежать.

Red 03 Mar 2010

тоесть – ничего страшного если твои ожидания игнорируются в пользу своих?

А наФига тебе твои ожидания?

А наФига ему его ожидания?

И будет тебе Щастие.

Votre 03 Mar 2010

Да, выбор пал на второе. ибо когда не видишь пространства для мечты, то понимаешь, что итди дальше некуда. По этому решение принять другое направление – на мой взгляд правильное, но к сожалению, достаточно болезненное.

Но таким образом – мы так друг друга и не услышим, не увидим, и не сможем почувствовать.

Ты будешь говорить своё и слышать только себя, а я буду поглощен только своим присутствием в том, что делаю,

и поэтому какая нафих разница, встретились мы или нет!?

Votre 03 Mar 2010

А наФига тебе твои ожидания?

А наФига ему его ожидания?

Найди точки соприкосновения.

И будет тебе Щастие.

точки – это точки. если плоскость не соприкасается, помогут ли точки

Red 03 Mar 2010

ну а нафига он мне, если я от него ничего не жду))))

Обидно! Для кого Перлз это придумал?

Для тех, кто не хочет ничего в себе изменить. для самовлюбленных эгоистов?

Votre 03 Mar 2010

Синдром неоправданных ожиданий – это когда не зная человека, приписываешь ему те или иные качества.

Вместо того, чтобы попытаться просто понять – кто перед тобой.

У умных девушек наоборот бывает еще!!! Узнав человека – начинаешь ждать от него большего, чем вначале, незная)) А когда не дают – синдром!!

Для тех, кто способен принимать себя таким как ты есть.

Потому что, только зная исходные данные, можно понять куда двигаться (меняться).

А я думала для тех, кто способен ДРУГОГО принять таким как есть. Вернее для тех – кто не способен, чтобы найти оправдание тому, кто не желает прислушиваться к твоим ожиданиям, а "делает свое дело"

Джубал 03 Mar 2010

Перлз говорил эти слова для обусловленных

Red 03 Mar 2010

Видите ли, ув. Собеседники .. Когда бедняга

Перлз говорил эти слова для обусловленных

невротиков, он не предполагал, что найдутся

КРЕТИНЫ, что примут их за универсалию..

в мире кроме неврозов есть ещё и деменции (((

Джубал 03 Mar 2010

Мы все тута либо невротики, либо кретины.

Red 03 Mar 2010

Невротики не обязательно обусловлены,

Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова...

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело

Какие факторы помогают сохранить молодость? Один из таких факторов - отсутствие стрессов. Знаете, я бы чуть перефразировала... УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕЖИВАТЬ СТРЕССЫ. Потому что стрессы на долю выпадают всем. Но мы по-разному к ним относимся.

Предал самый близкий человек? Пережили расставание? Недооценил начальник? Не поняли родные? Что это? Они не оправдали наших ожиданий? А должны были? Они родились на этот свет оправдывать наши ожидания?

Есть одна экзистенциальная формула, которая помогает пережить подобного рода стрессы. Пережить обиду. Она реально работает.

Она известна как гештальт-молитва. Есть такое интересное направление в психотерапии - гештальт-терапия. Авторство этой молитвы принадлежит основоположнику этого направления, Фрицу Перлзу, и эта молитва - важный элемент гештальт - терапии. Текст молитвы Перлза молодые гештальтисты изучают одним из первых.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

Произнесите ее вслух... Приходит ощущение легкой исцеляющей одинокости... примирение с этим миром...
Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова... Ты - это ты. А я - это я... опубликовано

Проблемы гештальттерапии

Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю.

Один из вкладов Перлза в гештальттеорию состоит в создании молитвы гештальтиста:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам случится найти друг друга - это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь.

Философский смысл молитвы отражает понимание Перлзом проблем ответственности за самого себя и осознания самого себя. Она прямо говорит о нежелании брать ответственность за чью-то жизнь при достижении своих собственных личностных целей, даже зная, кто этот другой человек. Заложенное в молитве представление об "опоре на себя", "саморегуляции" предполагает относительную свободу от социальных ограничений. Это как бы ответ на давление общества и семьи, направленное на то, чтобы человек подчинялся условностям и соответствовал ожиданиям значимых других. К сожалению, молитва гештальтиста очень часто искажается как руководителями, так и членами группы. Утверждение "Я делаю свое. а ты делаешь свое" используется для обоснования отсутствия восприимчивости к чувствам и желаниям других. Перекладывая ответственность за боль и развитие на плечи членов группы, эгоцентричный руководитель как бы оправдывает себя за недостаток внимания к проблемам других. В некотором смысле эта молитва является антигештальтистской; она фокусирует наше внимание на независимости без оценки нашей же зависимости, которая необходима для удовлетворения наших желаний и обеспечения нашего личностного роста. Суммируя данные об эффекте гештальтгрупп, Гринвальд (Greenwald, 1976) отметил, что некоторые гештальтгруппы "становятся токсичными" из-за их чрезмерного давления на участников, переоценки сильных эмоциональных переживаний и опыта катарсиса. Заботливый руководитель группы может обеспечить более высокий уровень осознания самих себя и более высокую готовность к принятию рискованных решений, чем неприступный и автократический руководитель.

Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении типа "забудь о своем уме и доверься чувствам", так же довольно часто искажается и упрощается. Среди руководителей гештальтгрупп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и

Интеллектуальные способности членов групп. Намерение же Перлза заключалось в смещении равновесия от чрезмерного преувеличения роли сознания к возвращению значения роли телесных ощущений и чувств. Однако преувеличение роли тела при недооценивании роли интеллекта не может привести к созданию оптимального терапевтического подхода.
Хотя Перлз был основателем гештальттерапии и авторитетным специалистом, многие из современных руководителей гештальтгрупп пошли гораздо дальше своего учителя. Развитие гештальттеории привело к созданию множества упражнений и экспериментальных приемов, начиная от методики "двух стульев" и кончая воображаемыми диалогами с объектами мечты, которые вполне применимы и в рамках других терапевтических подходов. Однако гештальтподход не является тем теоретическим подходом, который предоставляет уже готовый набор методик для проведения групп. Многие практики ответственны за некритическое использование методик без рассмотрения теории и принятия во внимание индивидуальных желаний каждого члена группы. Наиболее успешными руководителями гештальтгруппы являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, создает новые приемы для решения индивидуальных проблем и в определенный момент интуитивно находит нужные ответы на требования каждого члена группы. Гештальт-метод может слишком сильно воздействовать на членов группы, поэтому руководитель должен опираться на знание и понимание теоретических положений, а также обладать опытом в гештальт- и групповых процессах.

Исследований по гештальтподходу явно недостаточно. Прохазка (Prochaska, 1979) в своем обзоре по геш-тальтгруппам указывает на противоречивость исследовательских результатов. Одни исследования отмечают у членов групп значительный личностный рост после участия в гештальтгруппах, другие - минимальный эффект. Обследование 60 студентов университета показало, что опыт гештальттерапии во время семинарских занятий способствовал самоактуализации при измерении их поведения с помощью опросника личностной ориентации (Foulds & Hannigan, 1977). Последние исследования обращают внимание на то, что гештальтметодики ведут к расширению осознания самих себя (Greenberg & Clarke, 1979), усиливают эмпатию, чувство понимания себя другими, автономность, а также увеличивают глубину переживаний и способность к контакту и уменьшают отчужденность между членами группы (Anderson, 1978).

Для развития этого популярного, обладающего большими потенциальными возможностями подхода требуется гораздо больше, чем в настоящее время, эмпирических исследований его эффективности. Гештальттерапия оказывает воздействие на практику многих психотерапевтов - руководителей групп и остается оригинальным методом исследования личности и обеспечения ее роста.

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"