Лишен почетного звания. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград представляет собой такой вид наказания, который связан с морально-психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин или государственную награду.

Согласно ст. 48 УК РФ этот вид наказания может применяться лишь в качестве дополнительного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с обязательным учетом данных о личности виновного.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой служб и др.

Воинские звания - это звания, присваиваемые лицам офицерского и армейского состава Вооруженных Сил РФ на основании Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. *(42)

Почетные звания устанавливаются в целях поощрения граждан за многолетний добросовестный труд, мастерство и пр. *(43)

Классный чин - это особое звание, присваиваемое государственным служащим, занимающим государственные должности на основании Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. *(44)

Государственные награды - это ордена, медали, знаки отличия РФ и др., предусмотренные Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 6 января 1999 г.) *(45) .

При наличии нескольких званий, орденов и пр. суд вправе лишить их всех или части.

В соответствии со ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета.

В течение одного месяца со дня получения копии приговора соответствующее должностное лицо обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

§ 4. Обязательные работы *(46)

Обязательные работы являются новым видом наказания, ранее не известным уголовному законодательству России. Этот вид наказания содержится в ряде зарубежных УК, например, кодексах Франции, Испании и др.

Сущность обязательных работ заключается в том, что осужденный к этому наказанию должен выполнить в свободное от основной работы или учебы указанное в приговоре время бесплатные общественно полезные работы, вид которых определяется органами местного самоуправления (ст. 49 УК РФ). Срок обязательных работ устанавливается судом в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбывается не свыше четырех часов в день.

Они применяются только как основное наказание. Обязательные работы предусмотрены в основном за преступления небольшой тяжести, в частности, за ряд преступлений против собственности, экономической и служебной деятельности и некоторых других.

В связи с тем, что обязательные работы предполагают трудовую деятельность осужденного, они не назначаются лицам, признанным инвалидами I или II группы. В силу специфики этого наказания оно не назначается беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или срока ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ, согласно ст. 30 УИК РФ, признается осужденный, который более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, или более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Особенность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в том, что такое наказание связано с моральным воздействием на осужденного, а также лишением его определенных преимуществ, установленных для лиц, имеющих указанные звания и награды.

Применение данного наказания возможно в тех случаях, когда суд признает, что по характеру совершенного преступления виновный недостоин носить эти звания либо обладать государственными наградами.

В ряде случаев назначение такого наказания влечет за собой отстранение от занимаемой должности.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может применяться только в качестве дополнительного вида наказания. При этом согласно ст. 48 УК РФ это наказание применяется, во-первых, лишь при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, во-вторых, с учетом данных о личности виновного.

Напомним, что ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относит умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых мак-симальное наказание, предусмотренное санкцией уголовного закона, не превышает десяти лет, а к особо тяжким - только умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание "в виде ли-шения свободы превышает десять лет либо санкция уголовного за-кона предусматривает более строгое наказание.

К данным о личности виновного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, на наш взгляд, можно отнести следующие обстоятельства.

Во-первых, его социальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания либо государственных наград в личных интересах, в целях добиться незаслуженных преимуществ для себя, своих близких, знакомых и т.п.

Во-вторых, его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почетным званием, классным чином или государственными наградами. В этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград.

Наконец, в-третьих, немаловажным является вопрос об использовании виновным своего положения в целях совершения преступного деяния. Хотя в ст. 4S УК РФ об этом не говорится и фактически умалчивается в юридической литературе, мы полагаем, что в ряде случаев без учета данного обстоятельства вряд ли можно принять справедливое решение.

По смыслу ст. 48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград является бессрочным наказанием. В то же время безоговорочно его таким назвать нельзя. Например, в ч. 2 ст 48 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим

право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.109

При решении вопросов о лишении виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо помнить, что по Уголовному кодексу РСФСР I960 г., как разъяснял Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 25 февраля 1967 г. «О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (в ред. от 26 апреля 1986 г.), суды могли принимать решения лишь о лишении воинского или специального звания. Что же касалось лишения ордена, медали, почетного или другого звания, то суды могли только войти с представлением в орган, который наградил осужденного либо присвоил ему звание.110

По УК РФ 1996 г. суд вправе самостоятельно лишать осужденного всех воинских и специальных званий, в том числе присваиваемых высшими органами власти и управления страны, а также почетных званий и государственных наград.

Воинские звания- это звания, которые присваиваются в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопас-ности. Перечень их содержится в ст. 46 Закона РФ от 23 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». К ним относятся: рядовой; ефрейтор; младший сержант; сержант; старший сержант; старшина; прапорщик; старший прапорщик; младший лейтенант; лейтенант; старший лейтенант; капитан; майор; подполковник; полковник; генерал-майор; генерал-лейтенант; генерал-полковник; генерал армии и маршал Российской Федерации. Несколько иначе именуются корабельные воинские звания.111

Специальные звания, как правило, присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и некоторых других служб, где такие звания установлены. Например, перечень и порядок присвоения специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентирован в ст.

6 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г.112 Специальные звания соответствуют аналогичным воинским званиям.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 493.

Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70.

Классные чины присваиваются в системе гражданской государ-ственной службы. Например, в ст. 38 Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) для практических, научных и педагогиче-ских работников прокуратуры установлены такие классные чины, как юрист 1, 2 и 3 класса, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, Государственный советник юстиции 1, 2 и 3 класса и Действительный государственный совет-ник юстиции.

Классные чины существуют также в министерствах иностран-ных дел, путей сообщения, морского флота и в других органах, на которые распространяется Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г.

Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист, народный учитель Российской Федерации и др. Порядок присвоения этих званий регламентируется в Положении о почетных званиях, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Феде-рации».

К государственным наградам в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г., относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена (например, «За заслуги перед Отечеством», Мужества и др.), медали (например, «За отвагу», «За спасение погибавших» и др.), знаки отличия Россий-ской Федерации.116 В перечне наград сохраняются государственные награды СССР, присвоенные ранее, а также орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский Крест.

Кроме перечисленных, суд при постановлении приговора не вправе лишать виновного других званий либо наград, не входящих в систему государственных. Так, поскольку к специальным званиям не относятся ученые степени кандидата и доктора наук и ученые

"" Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993. № 52. Ст. 5073, Российская газета. 1995. 25 нояб.

114 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 64.

звания старшего научного сотрудника, доцента и профессора, то лица, их имеющие, при осуждении за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления не могут быть лишены таких ученых степеней и званий в порядке, установленном ст. 48 УК РФ.

Ошибки подобного рода неоднократно исправлялись Верховным Судом РСФСР. Например, по делу А. Верховный Суд РСФСР прямо указал, что суду не предоставлено право лишать осужденных ученых степеней и званий.1 7 По другому делу в отношении Ш. тот же суд отметил, что в случае осуждения лица, имеющего ученую степень и ученое звание, суд в резолютивной части приговора ничего не должен об этом указывать, а после вступления приговора в законную силу лишь информирует об этом ВАК.11

В случае лишения осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград суд в соответствии с ч. I ст. 61 УИК РФ после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. При этом в случае лишения государственных наград Российской Федерации копия приговора должна быть направлена в службу государственных наград Президента Российской Федерации. Такой же порядок исполнения приговора о лишении осужденных высших воинских и специальных званий, классных чинов, присваиваемых Президентом Российской Федерации.

Должностное лицо, получившее для исполнения копию приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, согласно ч. 2 ст. 61 УИК РФ в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного этих званий и наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды, Для лишения виновного таких прав и льгот органы и должностные лица, исполняющие приговор, обязаны проинформировать об этом организации, применяющие льготы, например, органы здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Неисполнение соответствующим должностным лицом приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного

17 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1974. № 8. С. 7. 1кТамже. 1987. №9. С.З.

звания, классного чина и государственных наград при определенных условиях может явиться основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Еще по теме 3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград:

  1. § 13. Права на звания, степени, знаки, награды, призы, символы (п. 1735-1738)
  2. 5.5. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Лишение звания, чина, ранга, класса или награды - вид уголовного наказания , заключающийся в лишении лица присвоенных ему государством званий, чинов, наград и знаков отличия. Суть его заключается в негативной моральной характеристике лица со стороны государства, выражающейся в признании его недостойным носить соответствующие звания или награды, а также в лишении осуждённого льгот, привилегий, доходов и имущества, связанных с наличием определённых званий, чинов, рангов, классов или наград.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград в российском праве

Несмотря на то, что Уголовный кодекс РФ не предусматривает ограничения действия этого наказания определённым сроком, законодательством РФ может предусматриваться возможность восстановления лица в прежнем звании, чине и т. д. после снятия или погашения судимости. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Государственные награды и почётные звания в соответствии с п. 18 Положения о государственных наградах РФ могут быть восстановлены лишь в случае реабилитации лица, а также в случае, если совершенное деяние, за которое лицо лишено государственных наград, потеряло характер общественно опасного.

Порядок исполнения этого вида наказания регулируется главой 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1996 года . Сначала суд , вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осуждённому звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды; а после этого, в течение одного месяца со дня получения копии приговора, сообщает в суд об исполнении приговора.

1. Лишение воинского звания как вид уголовного наказания предусмотрено в п. "в" ст. 44 УК РФ наряду с лишением специального или почетного звания, классного чина и государственных наград. Так как лишение воинского звания может применяться исключительно в отношении лиц, имеющих воинское звание, то есть все основания для его отнесения к специальным видам наказания.
Воинскими являются звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска гражданской обороны), воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и т.д.) и установленные для военнослужащих в ст. 46 комментируемого Федерального закона.
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".
К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы". Данные воинские звания не являются специальными званиями.
Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.
К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Согласно ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с последующими изменениями) старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 комментируемого Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (подробнее об этом см.: Военное право: Учебник. М., 2004).
2. Лишение лица воинского звания возможно только в случае признании факта дискредитации лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление перед обществом и государством имеющегося у него воинского звания. Например, П. был лишен воинского звания "капитан медицинской службы" за то, что, являясь начальником медицинского пункта - врачом войсковой части, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - освобождение этих военнослужащих от прохождения военной службы путем создания видимости их болезненного состояния и предоставления им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они были признаны не годными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные действия П. явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (Кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 1-03/04).
Карательное воздействие указанного выше дополнительного наказания проявляется в существенном морально-психологическом воздействии на осужденного, а также в лишении его имеющихся и возможных определенных прав, преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские звания.
В практике назначения уголовных наказаний применение лишения воинского звания составляет менее 1% от общего числа назначенных военнослужащим наказаний за воинские и общеуголовные преступления, что объясняется его дополнительным характером, ограниченным кругом преступлений, за которые оно может быть назначено, а также иными особенностями назначения.

3. В качестве наказания может быть применено лишение воинского звания, но не снижение в звании.
4. Вопрос о лишении осужденного воинского звания может обсуждаться как в отношении военнослужащих, так и в отношении лиц, пребывающих в запасе или находящихся отставке и имеющих воинское звание выше рядового.
5. Информация о наличии у осужденного воинского звания должна быть подтверждена надлежащими доказательствами. Суды должны реагировать на отсутствие в материалах предварительного следствия сведений о наличии у обвиняемого воинского звания и принимать меры по восполнению указанных пробелов по собственной инициативе, поскольку выяснение этих данных имеет значение и при назначении виновному основного наказания.
Заявления подсудимых о наличии у них воинских званий должны обязательно проверяться во избежание вынесения решения о лишении воинских званий лиц, которые таких званий не имеют (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1967 г. N 2 "О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик").
6. В соответствии со ст. 48 УК РФ лишение воинского звания может применяться при осуждении за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления (как воинского, так и общеуголовного), что исключает возможность его назначения при совершении лицом преступлений иных категорий (см.: определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 сентября 1976 г. N 2н-0320/76; определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 20 января 2004 г. N 6-68/03).
7. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение воинского звания применяется только в качестве дополнительного вида наказания. В санкциях статей Особенной части УК РФ данное наказание не указывается, оно назначается лишь в дополнение к основным видам наказаний и носит вспомогательный характер, усиливая карательное влияние наказания в целом.
8. Следует иметь в виду, что лишение воинского звания может быть назначено как дополнительное наказание к любому виду основного наказания.
9. Закон не предусматривает обязательного назначения данного дополнительного наказания во всех случаях совершения лицом, имеющим воинское звание, тяжких или особо тяжких преступлений. Вместе с тем, в п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике назначения судами уголовного наказания" от 11 июня 1999 г. N 40 содержится рекомендация судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания (к числу которых относится лишение воинского звания), исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами.
10. Статья 48 УК РФ обязывает суд при осуществлении своего дискреционного права на назначение рассматриваемого наказания учитывать данные, характеризующие личность виновного. Принятие такого решение требует от суда тщательного изучения данных о личности осужденного и учета социально-демографических (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), военно-служебных (отношение к исполнению служебных обязанностей, наличие поощрений и взысканий и т.п.), уголовно-правовых (привлечение ранее к уголовной ответственности и т.п.) и уголовно-исполнительных (вид ранее отбытого наказания, поведение во время отбывания наказания и т.п.) характеристик.
Например, по одному из дел суд при назначении осужденным наказания (в том числе дополнительного в виде лишения воинского звания) не учел должным образом степень их участия в преступлениях, а также то, что Щ. оказывал потерпевшим медицинскую помощь; И. проходил службу в Чеченской Республике в период проведения боевых действий, за что был награжден; Л. до службы характеризовался положительно, имеет малолетнего сына, мать которого, как видно из представленных документов, погибла. Все указанные осужденные, а также К., пытались спасти В. от смерти. Не в достаточной степени было учтено судом и то обстоятельство, что ряд преступных действий совершены в связи с неправомерными действиями самих потерпевших (определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; Обзор качества рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел по первой инстанции (утвержден постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2005 г.).
По другому делу суд в нарушение требований закона назначил П. дополнительное наказание в виде лишения воинского звания "полковник" без учета характеристик личности виновного, которые были изложены в приговоре: ранее он ни в чем предосудительном замечен не был, более 30 лет прослужил в армии, положительно характеризовался командованием, имел государственные награды и поощрения. Кроме того, лишение осужденного воинского звания суд мотивировал повышенной общественной опасностью преступления, однако, назначая ему основное наказание в виде штрафа, учел вышеуказанные исключительные обстоятельства, предусмотренные ст. 64 УК РФ, которые существенно уменьшали степень общественной опасности совершенного П. преступления. При таких обстоятельствах решение суда о назначении осужденному дополнительного наказания в виде лишения воинского звания признано непоследовательным и несправедливым (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2004 г. N 4н-0179/04).
11. Поскольку назначение данного наказания является правом, а не обязанностью суда, то суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения данного наказания. Мотивы назначения данного вида наказания, обосновывающие невозможность сохранения за виновным воинского звания, должны быть обязательно изложены в приговоре (ст. 308 УПК РФ).
12. Дополнительное наказание в виде лишения воинского звания не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность (см.: п. 26 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике назначения судами уголовного наказания" от 11 июня 1999 г. N 40; определения Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации: от 13 ноября 1997 г. N 6н-0326/97; от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; от 23 мая 2002 г. N 5-025/02; кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 19 сентября 2003 г. N 1-042/2003).
13. При осуждении лица по нескольким статьям в резолютивной части приговора должно быть указано, по какой из этих статьей назначается наказание в виде лишения воинского звания, а также должна содержаться ссылка на закон, в соответствии с которым оно назначено (см. кассационное определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2005 г. N 73-004-36).
14. Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения воинского звания исполняется судом, вынесшим приговор.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением воинского звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время (см. также п. 9.2.17 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36).
Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ - в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.
О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных военнообязанных в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного.
Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении воинского звания возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах.
Направляемые на исполнение копии приговоров, заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря суда, а также гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.
Контроль за обращением к исполнению приговоров суда о лишении воинского звания осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела.
15. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении воинского звания исполняются должностным лицом, присвоившим звание. В соответствии со ст. 47 комментируемого Федерального закона воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. О должностных лицах, присваивающих воинские звания гражданам, пребывающим в запасе, см. ст. 57 комментируемого Федерального закона.
В процессе исполнения наказания в виде лишения воинского звания невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание (самостоятельно или через подчиненные ему кадровые органы).
Специального правоприменительного акта о лишении воинского звания не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения воинского звания. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор о лишении воинского звания, о его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора.
Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора в отношении осужденного, лишенного по приговору воинского звания, в соответствии с подп. "в" п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.
16. Назначение рассматриваемого наказания влечет за собой ряд существенных правовых последствий, заключающихся в лишении осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание. Ниже представлены некоторые из наиболее важных правовых последствий назначения рассматриваемого вида наказания.
Согласно подп. "д" п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Причем при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, помимо лишения воинского звания, иных оснований для увольнения с военной службы он не имеет права на выбор основания увольнения (п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237). Это связано с тем, что при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за военнослужащими сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (см. также п. 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9).
Основанием увольнения с военной службы в рассматриваемом случае выступает юридический акт, совершаемый судом в виде приговора с намерением породить юридические последствия, направленные на прекращение военно-служебных отношений (более подробно об этом см.: Кудашкин А.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе: Справочник. М., 2004). Однако увольнение военнослужащего связывается не с датой вступления в законную силу приговора суда, а с датой, определенной в приговоре суда. В соответствии с п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершение преступления к лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда (см. также решение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54).
В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
17. На основании п. 3 ст. 52 комментируемого Федерального закона гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса (см. также п. 4 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы).
В соответствии со ст. 6 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. Первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления по карточкам первичного учета. На прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, кроме того, заполняются учетные карточки.
В случае если лишение воинского звания было дополнительно назначено к основному наказанию в виде лишения свободы, присвоение указанных званий возможно только после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 8 комментируемого Федерального закона и п. 4 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету. Следовательно, в случае лишения воинского звания военнослужащего запаса, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы, в учетные документы осужденного должны быть внесены соответствующие изменения и сделаны отметки о снятии с воинского учета.
Гражданину, отбывшему наказание в виде лишения свободы и лишенному воинского звания, одновременно с постановкой на воинский учет после отбывания наказания и внесения необходимых изменений в учетные документы военным комиссаром присваивается воинское звание рядового или матроса запаса, если при этом отбывший наказание не достиг предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов (50 лет), а также признан годным к военной службе по состоянию здоровья.
В случае достижения предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов военнослужащий запаса, лишенный воинского звания, после внесения соответствующих изменений в учетные документы переводится военным комиссаром в отставку и снимается с воинского учета.
18. У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Представляется, что аналогично должен решаться вопрос о возможности назначения пенсии за выслугу лет лицам, которые были уволены с военной службы по основаниям, не связанным с лишением воинского звания, и у которых соответственно возникло право на пенсию за выслугу лет, когда после возникновения указанного права, но до вынесения в соответствии со ст. 51-54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации заключения о назначении пенсии в отношении указанных лиц вступил в силу приговор суда о лишении их воинского звания за преступления, совершенные до или после увольнения с военной службы. В этом случае указанные лица утрачивают ранее возникшее право.
Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом (см.: определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 марта 1998 г. N 29-О; определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 20 октября 2005 г. N 379-О).
Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Следует отметить, что лишение воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, за преступления совершенные после увольнения с военной службы, которому на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет уже назначена, не может являться основанием для прекращения выплаты ему ранее назначенной пенсии. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает (см.: определение Конституционного суда Российской Федерации "По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 апреля 2005 г. N 184-О). Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом, является недопустимым. В силу изложенного, как представляется, не должны применяться п. 61 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утвержден приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302), определяющий, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается пенсионным подразделением в случае лишения пенсионера воинского звания после вступления в силу соответствующего приговора суда, а также п. 68 указанного Порядка, устанавливающий, что в случае лишения пенсионера воинского звания пенсионное дело считается прекращенным.
19. В случае назначения военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, уголовного наказания в виде лишения воинского звания стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 605; см. также Инструкцию о порядке удержания стоимости выданных военнослужащим предметов вещевого имущества в тех случаях, когда при их увольнении стоимость предметов вещевого имущества подлежит возмещению, утвержденную приказом МВД России от 23 января 1996 г. N 31; приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации "Об утверждении Порядка расчетов с военнослужащими ФСО России за вещевое имущество" от 15 июня 1999 г. N 192). Досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вследствие лишения их воинских званий относится к одной из разновидностей причинения ущерба имуществу воинской части. Ущерб возникает тогда, когда у гражданина, увольняемого с военной службы, остаются предметы вещевого имущества, бесплатно выданного ему для исполнения обязанностей военной службы, сроки носки которого не истекли. Размер ущерба в таком случае исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества (см. решение Верховного суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-35).
20. Военнослужащим при увольнении в связи с лишением воинского звания не выплачивается единовременное пособие, указанное в п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (см. также п. 17 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941).
21. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и увольняемым с военной службы в связи с лишением воинского звания, не производится выплата предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих":
а) единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного (учебного) года;
б) премии за образцовое выполнение воинского долга (см. п. 7 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями);
в) материальной помощи (см. п. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями).
22. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания, не выплачиваются ежемесячное социальное пособие и оклад по воинскому званию, указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
23. Гражданам, уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания и имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, не выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
24. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с лишением их воинского звания, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (п. 7 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20, а также приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации "О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы из Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования" от 18 января 2000 г. N 3).
25. На граждан, уволенных с военной службы в связи с лишением воинского звания, не распространяются права и социальные гарантии военнослужащих в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, указанные в пп. 2-4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
26. Офицеры внутренних войск, награжденные наградным оружием, лишаются этой награды приказом министра внутренних дел Российской Федерации при увольнении из внутренних войск в связи с лишением воинского звания (см. п. 17 Положения о наградном оружии в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 20 июля 1998 г. N 441).
27. Согласно п. 21 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основанию, предусмотренному подп. "д" п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона.
В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ лица, состоящие в запасе и находящиеся в отставке, в случае совершения ими проступков, порочащих воинскую честь и достоинство воинского звания, могут быть лишены права ношения военной формы одежды:
- прапорщики, мичманы и младшие офицеры - властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом;
- старшие и высшие офицеры - властью главнокомандующих видами Вооруженных Сил, заместителей министра обороны или министра обороны Российской Федерации.
Действующее уголовное законодательство не исключает возможности освобождения от наказания в виде лишения воинского звания в порядке амнистии или помилования. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от назначенного им дополнительного вида наказания, в том числе и лишения воинского звания.
Однако следует иметь в виду, что освобождение от данного вида наказания возможно только до момента его реального исполнения, т.е. совершения соответствующим должностным лицом действий, указанных в ст. 61 УИК РФ. Если лишение воинского звания исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии, вопрос об освобождении от него решен быть не может.
Также после реального исполнения рассматриваемого наказания исключается возможность распространения на лишенных воинского звания лиц обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ), в случае, если новый закон не предусматривает возможности назначения данного наказания за совершенное лицом преступление (см., например, определение Конституционного суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасилкина Сергея Андреевича на нарушения его конституционных прав положениями части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 8 июля 1999 г. N 128-О).
Приобретение утраченного статуса лицами, в отношении которых исполнено данное наказание возможно только в порядке восстановления в воинском звании.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД - дополнительное наказание (ч. 3 ст. 45 УК): заключается в моральном воздействии на осужденного и лишении его навсегда права на преимущества и льготы, установленные в связи с наличием воинских, специальных или почетных званий, применяется судом при осуждении за совершение только тяжкого или особо тяжкого преступления с обязательным учетом личности виновного (ст. 48 УК).

Порядок присвоения и лишения специальных званий и классных чинов работникам ряда ведомств (органов внутренних дел, прокуратуры, суда, ФСБ, таможенной, дипломатической, налоговой службы и т. д.) и предоставления на этом основании льгот и преимуществ регламентируется нормативно-правовыми актами: Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г., ФЗ РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающим воинские звания; Положением о государственных наградах, устанавливающим такие награды, как звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетные звания РФ. Суд не может лишать осужденных званий, которые подтверждают профессиональный уровень, признанный государством (например, ученых степеней и званий, спортивных званий, профессиональных квалификационных разрядов и др.).

Минская B.C.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лишение свободы Лишение свободы как наказание, заключается в том, что преступник в более или менее значительной степени ограничивается в свободе располагать собой и своими действиями, особенно в свободе передвижения. Л. свободы является центром современной карательной

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Пожалование почетного гражданства и Тарханского достоинства Почетные граждане были привилегированной группой в сословии городских обывателей. Звание «Почетный гражданин» было установлено Екатериной II в 1785 году. Получившие его освобождались от телесных наказаний,

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

ГЛАВА VII. Система церковных наград со времен Российской империи В Российской империи не существовало церковных орденов и медалей – они появились в новейшее время – во второй половине XX века. В то же время у Церкви была система награждений, разработанная ею самой еще в XVIII

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Становление системы государственных наград Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, как говорилось выше, уделял наградам большое внимание, его указы по поводу их учреждения и «Положения о государственных наградах Российской Федерации» выходили много раз. Уже 29

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

В чем главное отличие звания олимпийского чемпиона от звания чемпиона мира? Олимпийский чемпион – пожизненное звание, а чемпион мира, проиграв следующий чемпионат, становится

Из книги Правовая грамотность. Самоучитель для водителей автора Холодов Александр

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Глава 12 Лишение специального права Несколько слов о лишении права управления. Думаю, что водителям не нужно объяснять, что это такое, но некоторые нюансы необходимо раскрыть.? Срок лишения исчисляется в месяцах и годах. Минимально возможный - один месяц, максимально

Из книги Энциклопедия юриста автора

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия § 197. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки и в них пишутся с прописной буквы первое слово и собственные имена, напр.: орден

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Лишение свободы ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ - одно из наиболее строгих видов уголовного наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления, представляющие повышенную опасность: заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в исправительное

Из книги Отдых без посредников автора Романовская Диана

Лишение специального права ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА - вид административного взыскания за административные правонарушения, налагаемый на гражданина управомоченным органом (должностным лицом): выражается в ограничении права заниматься определенной деятельностью в

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Приложение 4 Специальные воинские звания и специальные звания сотрудников различных ведомств Звания РККА и РККФ, введенные 22.9.1935 (с последующими изменениями) Рядовой, младший командный и начальствующий состав Командный

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Глава 1. Шаблонный турпакет – враг классного отдыха: шьем поездку по своим меркам Стандартный набор против оригинального Купить готовый тур со стандартным набором для отдыха легко. Всего-то нужно прийти в турагентство, выбрать из двух-трех предложенных оператором

Из книги автора

Что такое орден Почетного легиона? Этот маленький орден на красной ленточке – самая уважаемая награда Франции. Ордена Почетного легиона удостаиваются за героические поступки или выдающиеся заслуги перед народом Республики. Причем не важно, кто вы – гражданин Франции

Из книги автора

Чем потомственное дворянство отличалось от личного дворянства и почетного гражданства? Деление на потомственных и личных дворян было законодательно закреплено Петром I в 1714 году. Указом императора потомственные дворяне разделялись на шесть категорий, каждая из

Из книги автора

Сколько георгиевских наград было в России? Орден святого Георгия стал первой русской наградой, которой награждали исключительно за военные заслуги. Он был учрежден в 1769 году. В статусе ордена говорилось, что его получал тот, кто «одерживал над неприятелем в значительных