Конспект НОД Тема: «Звук «Ж» (в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте — тренинг по ЗКР в подготовительной группе).

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе:

«Путешествие в волшебный мир звуков».

Провела воспитатель МБДОУд/с №41

с. Чернуха Александрова Елена Борисовна

2015 г.

Задачи:

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Материалы:

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, абак, 2 домика с кармашками для картинок.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

В: Ребята, а что такое – волшебство?

Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса

В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

  1. Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д : Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите,ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята. зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …стакан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух)

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.

В лесу темно

Все спят давно

Одна сова не спит

На суку сидит.

Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи абака).

В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.

В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.

Засияло зарево

За окном закат

Ярко- красным пламенем

Озарил зайчат.

Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении 6 слов со звуком –з-.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В :-Заяц Егорка свалился в озерко.

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним,где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я помещу его в этот домик.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

Вам понравилось наше волшебное приключение?

Какие звуки мы сегодня выручали?

Какие задания вам понравились?

Что вам показалось трудным?


Образовательные:

  • учить детей дифференцировать звуки [ш], [ж] на слух (изолировано, в слогах, словах, предложениях);
  • закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж].

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, творческие способности;
  • развивать артикуляционную, мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: кукла Язычок, поляна с ромашками, дерево, ручеек, пригорок, “сухой” бассейн с крупой и мелкими игрушками: желудь, ножницы, жираф, жемчужина, шишка, машина, мышка, Чебурашка, лягушка, шина; мягкие игрушки: мишка, мышь, заяц; массажные дорожки, коврик со следочками; игрушки для игры “Узнай на ощупь”: кубик, кукла, карандаш, шишка, машина, ножницы, расческа; разрезанные коктейльные трубочки, соединительные крестики, карандаши синего цвета, трафареты, буквы [ш],[ж].

Ход организации образовательной деятельности.

Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы пойдем на прогулку вместе с Веселым Язычком. (Воспитатель показывает игрушку – Язычка. Дети с ним здороваются и садятся на стулья.) Оказывается, ребята, Язычок не любит сердитых и хмурых детей. Давайте улыбнемся друг другу, как Язычок улыбается вам, и с хорошим настроением будем заниматься. На прогулке мы встретимся с друзьями Язычка, которые попросят выполнить вас разные задания. Чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, дисциплинированными, а самое главное – дружными. Язычок думает, что прежде чем отправиться на прогулку, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять, говорить.

Самомассаж лица.

Ручки растираем (дети потирают ладоши).
И разогреваем, (хлопают в ладоши).
И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли, (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растираем ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперед сгибаем, (сгибают руками ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки, (оттягиваем вниз за мочки)
А потом руками трогаем мы щечки (легко похлопываем щеки ладошками).

Артикуляционные упражнения.

(Повторять 5–6 раз.)

“Вкусное варенье. ” Слегка улыбаемся, широким языком в форме чашечки медленно слизываем варенье с верхней губы, плавно убирая язык за зубы.

“Шарик лопнул. ” Слегка улыбаемся. Широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Плавно выдыхаем теплый воздух со звуком [ш], как будто сдувается воздушный шарик

Шарик тужился, пыхтел,
Лопнул он и зашипел

Ш-ш-ш-ш (движение руками).

“Майский жук. ” Слегка улыбаемся, широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами, боковые края языка прижимаем к верхним зубам, плавно выдыхаем теплые воздух с звуком [ж], звонко жужжим, как майский жук.

Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит (движения руками).

А вот теперь мы пойдем с Язычком на прогулку (Дети встают со стульчиков и идут по массажной дорожке.) Перед вами два “сухих” бассейна. Нужно найти предметы, лежащие в “сухом” бассейне, и назвать их (Дети выполняют задание.)

Ребята, догадайтесь, какие одинаковые звуки мы слышим в названии предметов, лежащих справа от меня? А слева от меня? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ш], [ж].

Как вы думаете, какая разница в произношении (артикуляции) звуков [ш], [ж].

Характеристика звука и его артикуляция (с использованием звуковой змейки).

Язычок и гости хотят послушать. Как мы умеем произносить звук [ш]. Что делают наши губки? Где находится язычок? Какой он – узкий или широкий? Как мы произносим звук-с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Его можно петь или есть преграда? (Ответы детей.)

Артикуляция звука [ш].

Характеристика звука [ш].

Если мы звук петь не можем, если нам что-то мешает, т.е. есть преграда, то такой звук называется согласный. У звука [ш] есть секрет: он всегда твердый.

Как расположены наши губы при произношении звука [ж]? Где находится язычок? Какой он -узкий или широкий? Как мы произносим звук-с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко?

Артикуляция звука [ж].

Характеристика звука [ж].

Если мы звук петь не можем, если нам что-то мешает, т.е. преграда, то такой звук называется согласный. У звука [ж] есть секрет: он всегда твердый.

Пчелка летала, жужжала
Муха ей лапку пожала ж-ж-ж.

Кто спрятался под ромашкой? (Змея.) Какая песенка у змеи? (Ш-ш-ш.)

Кашу змеи не едят –
Только знай себе шипят: ш– ш– ш.

(Дети пальчиками изображают змею и пчелку, шипят и жужжат.)

Змея и пчелка предлагают узнать звуки [ж], [ш] в ряде звуков. На звук [ж]– нужно хлопнуть в ладоши девочкам, на звук [ш] – мальчикам топнуть.

[т]-[ш]-[ч]-[к]-[ж]-[р]-[ш]-[д]-[л]-[ж]-[ш] (Дети выполняют задание.)

Упражнение “Повторялка”.

Ши – ши – ши – шумят камыши,
Ша – ша – ша – камыши для шалаша,
Шо – шо – шо – в шалаше хорошо,
Жа – жа –жа – четыре ужа,
Жи – жи – жи – убегали ежи с межи,
Жу – жу – жу – жук сказал ежу.

(Дети четко проговаривают чистоговорки и переходят по коврику со следочками через ручей.)

За ручьем стоит пригорок,
Много мышек живет там в норках.
Мышки веселые не дадут вам скучать
И всех приглашают к себе поиграть.
На ощупь предметы надо узнать,
Пальцами ног придется искать

Проводиться игра “Узнай на ощупь”. (Надо назвать предметы и сказать, есть ли в их названии изучаемые сегодня звуки: кубик, машина, расческа, карандаш, кукла, ножницы, шишка.)

Рыжая лошадка ржала во ржи.

(Дети проговаривают скороговорку тихо, громко, медленно, быстро. Вместе и индивидуально.)

Физкультминутка “Жуки”.

Жук на веточку присел,
Свою песенку запел:
Ж-ж-ж-ж-ж!
Он жужжал, жужжал, жужжал,
Да и с веточки упал!
Приподнялся. огляделся,
Крылышками помахал,
“До свидания! ” Сказал и улетел.

Дети приходят в школу для зверей. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, но учитель Зайка – Знайка был еще здесь. Зайка – Знайка здоровается с детьми, приглашает на урок, Дети садятся за столы. Звенит звонок – начинается урок. Зайка – Знайка предлагает детям выполнить задания:

1. Конструирование букв “ж”, “ш” из коктейльных трубочек.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (соединяем подушечки пальцев)
Будем мы слова считать (сжимаем и разжимаем пальцы)
Шпага, штурвал, кошка, мышка, лягушка,
Жук, жираф, журавль, флажок и еж (сгибаем пальцы по очереди)
Сосчитай-ка, не ленись, да смотри не ошибись! (сжимаем, разжимаем кулачки)
Пять да пять (сжали кулачки), а вместе десять (руки в замок)
Все игрушки посчитали, мы нисколько не устали.(постучать замочком)

2. Штриховка трафаретов в названии которых есть звуки [ж], [ш].

Игра “Третий лишний.” (Звучит тихая музыка, пение лесных птиц, журчание ручья.) Зайка – Знайка проверяет выполнение заданий, хвалит детей.

Прозвенел звонок, закончился урок. Дети прощаются с Зайкой – Знайкой, выходят из-за столов, становятся в круг.

Наша прогулка подходит к концу. Каждый из нас стал умнее, мудрее. Какие звуки вы научились различать? С кем мы сегодня встретились? О чем вы бы хотели рассказать другим детям? Сначала расскажу я, что мне понравилось (воспитатель говорит и протягивает руку ребенку). Теперь каждый из вас будет по очереди говорить и протягивать руку другому. (Дети говорят о том, что они нового и интересного узнали.) Ребята, вы чувствуете тепло рук друзей? Вам приятно? (Ответы детей.) Отлично! Постарайтесь сохранить хорошее воспоминание о нашей прогулке весь день. Вы отлично сегодня поработали, молодцы! До свидания.

Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе

по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Чвилёва Галина Михайловна

2017 – 2018 уч. г.

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з , развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.

Развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать познавательный интерес и речь.

Развивать внимание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать умение слушать.

Материалы:

Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.

Методы и приемы:

Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

В: Ребята, а что такое – волшебство?

Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.

В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

2. Загадки.

    Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д : Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

3. Д/и «Пропали звуки».

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

4. Д/и «Найди звук в слове».

В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.

В ле с у темно

В с е с пят давно

Одна с ова не с пит

На с уку с идит.

Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи счётных палочек).

В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.

В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.

З асияло з арево

З а окном з акат

Ярко- красным пламенем

О з арил з айчат.

Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.

5. Чистоговорки .

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

6. Скороговорки.

В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

- У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В : - Заяц Егорка свалился в озерко .

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

7. Физкультминутка .

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

8. Д/у «Найди место звука в слове».

В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

9. Игра «Секрет».

«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.

Методические указания . Следить за тем, чтобы все дети про­износили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, при­нимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.

10. Рефлексия.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

Вам понравилось наше волшебное приключение?

Какие звуки мы сегодня повторили?

Какие задания вам понравились?

Что вам показалось трудным?

о з еро

з аря во з дух но с с ено о с ина

Екатерина Лопатина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук [Р]»

Цель : Развивать фонематический и речевой слух.

Образовательные задачи : закрепить умение делить слова на слоги; упражнение в определении места согласного звука [Р] в слове ; упражнять в звуковом анализе слова

Развивающие задачи : Развитие фонематического слуха, развитие внимания, памяти и логического мышления.

Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование : различные картинки; мяч; конверт с письмом.

Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)

А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее

настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.

И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за

Организационный момент.

Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.

Оно адресовано детям подготовительной группы «Капелька» , то есть нам, от старичка – звуковичка , поэтому мы можем смело его прочитать.

(Распечатывают и читают письмо)

«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Капелка» .

Пишет вам старичок – звуковичок . Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками и буквами ? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания…

Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.

Задания получите у воспитателя.

Я желаю вам успехов.

С уважением старичок-звуковичок »

Основная часть

И так ребята мы с вами знаем что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?

Редьку, репку, огурец

Ест для крепости борец!

Канарейка ест варенье.

Говорит, для оперенья. (Ответы детей)

Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р .

Какие слова вы запомнили с данным звуком ? (дети по очереди отвечают)

Воспитатель. А теперь, ребята, вы готовы выполнить задания старичока – звуковичока ? (ответы детей) .

Ну тогда приступим. И так первое задание.

Надо охарактеризовать звука «Р» :

- Звук «Р» какой : гласный или согласный (ответы детей) (согласный) .

(при образовании согласного звука выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия, и от этого получается шум; при образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)

А ещё какой? Звонкий или глухой (ответы детей) (звонкий)

Почему он звонкий? (ответы детей) (Потому, что он произносится с голосом)

Он мягкий или твёрдый? (ответы детей) (Твёрдый)

Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий?

А гласные?

Скажите, кто или что может рычать? (ответы детей)

А давайте попробуем все вместе порычать?

Молодцы! Справились с первым заданием.

Воспитатель. А вот второе задание.

Сейчас мы поиграем в игру «Эхо» . Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог :

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры,

кобра (ра, метро (ро, шары (ры, кора (ра) .

И это задание выполнено.

Воспитатель. Третье задание. Если вы услышите в слове звук [Р] надо хлопать в ладоши, а если не услышите то поднять руки вверх.

Ура, нора, зима, кора, весна, гора, дыра, шапка, гитара, пантера, детвора, жара, музыка, баран, блины, пироги, рыба, города, пират, парад, окно, Марат, аромат, кофта, ураган, метель, Буратино, барабан, шкаф, таракан, пароход, телефон, хоровод, муравей.

И это задание вы выполнили.

Физминутка

А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Повтори еще разок!

Воспитатель.

Давайте присядем за столы и выполним четвертое задание и поиграем в игру «Где спрятался звук Поиграем? Итак я называю вам слово, а вы определяете к какой части слова находится звук [Р] в начале , середине или в конце. Кто готов, поднимаем руку.

1Родина 2Курок 3Тигр

1Ручей 2Норка 3Театр

2Крокодил 2Курица 3Забор

1Река 2Карамель 3 Светофор

2Трамвай 2Барабан 2Зебра

И с этим заданием справились.

Воспитатель. И последнее задание.

(Звуковой анализ слова : рыбак.)

Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы )

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко". Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

А третья сказала : "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула : "Здесь крокодил!

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Из чего состоит слово? (из слогов) . А как определить сколько слогов в слове? (Ответы детей) (Надо посчитать гласные) .

Правильно, ведь мы знаем правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Сейчас мы с вами сделаем схему слова : рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку - слово» .

А теперь давайте все произнесём слово рыбак на распев. Сколько вы услышали гласных? (ответы детей) Значит, сколько слогов в слове? -А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам : ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

Какой первый слог? «ры» . Какой первый звук в слоге «ры» ? (звук «Р» ).

- «Р» - какой звук ? Каким цветом мы его обозначаем (ответы детей) (синим) . Положите синий кубик под первой короткой полоской.

Какой второй звук в слоге ры ? (звук «ы» ).

- «ы» – какой звук ? (ответы детей) (гласный) . Каким цветом обозначим? (ответы детей) (красным) .

Второй слог - бак разбираем по аналогии.

Сколько слогов в слове? (два) . Сколько гласных звуков ? (два) . Сколько согласных? (три) . Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети : От слова РЫБА.

А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА? (ответы детей)

(рыбалка, рыбный)

Ребята, мы со всеми заданиями справились.

Заданий больше нет и старичок - звуковичек прислал вам разукрашки с буквой Р.

Рефлексия.

1. А каком звуке мы сегодня говорили ?

2. Как вы думаете, мы справились с заданием?

3. А что для вас было самым интересным?

Название: «Проделки Шапокляк ». Звуковая культура речи: звук Ш.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, звуковая культура речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №6
Месторасположение: г. Задонск, Липецкая область

«Проделки Шапокляк». Звуковая культура речи: звук Ш.

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

  1. Организационный момент.

1)приветствие:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

2)психогимнастика:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятье не зевать,

На все вопросы отвечать.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята! Я принесла в группу шкатулку с сюрпризом и положила на полочку, а её здесь нет.

Куда же она подевалась?

(на планшет приходит смс сообщение (звук))

Извините, меня мне пришло электронное письмо, я обязательно должна его прочесть.

Ребята, пишет нам Шапокляк, вы её знаете? Из какого она мультфильма?

Письмо: Я решила немного пошутить над вами, игру я спрятала, а куда, вы узнаете, выполнив мои задания.

Ребята, но все задания я вам сразу не прочту, это условия Шапокляк, как только будет выполнено 1-е задание, откроется второе.

1-е задание от Шапокляк:

Шапокляк хочет выяснить, знаете ли вы:

— Какие бывают звуки?(гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласный звук- воздух можно долго тянуть, согласный звук не тянется.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

— 1-е задание выполнено, можем приступить ко второму.

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы выполнить второе задание, нам необходимо чётко произносить звуки, в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.

  1. «Погладь кошку». (языком проводим по нёбу вперёд, назад рот приоткрыт)
  2. «Лошадки» (цокаем)

Пройдите к стульям, и послушайте задания:

2-е задание от Шапокляк:

А с какого звука начинается имя Шапокляк? [ш].

Как шумит море? Как шуршит лес? Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

Какой звук объединяет эти слова? (звук [ш]).

Характеристика звука.

Как вы думаете, кокой это звук?

— Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит.

Ребята, а звук [ш] необычный, у этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, он всегда твердый.

Подберите слова которые начинаются на звук [Ш].

Молодцы, с этим заданием вы справились, теперь мы сможем прочесть письмо дальше.

Ребята, подойдите пожалуйста к мольберту (чистый с магнитами, рядом стул на котором лежат картинки).

3-е задание «Мы со звуком Ш играем».

— Вы правильно подобрали слова, а теперь найдите расположение звука [Ш] в словах от Шапокляк.

— Возьмите каждый по одной картинке и определите место звука [Ш] в слове.

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, шишка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шорты и лягушка.

(разбираем слова) .Дети определяют правильность выполненного задания.

Чистоговорка- физкультминутка.

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушать, повторять и выполнять движения.

Ша-ша-ша- нет карандаша.(«не знаю»)

Шо-шо-шо- нам гулять хорошо. (маршируем)

Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу. (сидят на корточках, обхватив колени)

Ши-ши-ши- притихли малыши. (пальчиком «грозим», показываем маленький рост).

Ребята, а в нашей игре вы слышали звук [ш].

Кто запомнил и сможет назвать слова со звуком [ш].

4-е задание: игра: «Разложи картинки».

Ребята, а сейчас давайте пройдём к столу, и прочтём письмо дальше.

Сядьте ровно, спинка прямая.

Перед вами подносы, посмотрите что там…(называют)

Чем отличаются дома?(одноэтажный и двухэтажный)

(На столе на каждого ребёнка лежат картинки, и два домика.

5-е задание: «Посели жильцов». В одноэтажный домик вы должны положить картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, в которых нет звука [ш]. Но в начале давайте проведём пальчиковую гимнастику.

пальчиковая гимнастика:

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

Картинки: кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик. (1 ребёнок выполняет задание у доски)

С каким звуком слова вы поместили в одноэтажный дом? (звук [ш])

В двухэтажный?

6-е задание: Игра «Назови картинку».

Ребята, а сейчас подойдите ко мне. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду, вы его сможете найти на картинке, которые находятся на доске.

Выставляются картинки: (читаю предложения, дети находят картинку- продолжение).

— на сосне растут- … (шишки), (повтори предложение)

— на орешнике - … (орешки).

Мы надули красивый… (воздушный шар)

— Ой, про письмо то мы забыли! Давайте прочтём его дальше.

7-е задание: «стихотворчество»

Шапокляк предлагает нам последнее задание, мы должны придумать окончание стихотворения.

Фокусник носит шляпу с секретом.

Вот поглядите-ка: шляпа пуста.

Как же оттуда, скажите при этом

……………………………………..

(Фокусник кролика сможет достать? Фокусник будет цветы доставать? Фокусник будет платки доставать?)

— Что носил фокусник? (шляпу)

На какой звук начинается? (ш).

— Ребята, я кажется догадалась где Шапокляк спрятала шкатулку с секретом.

А поиграем мы чуть позже.

6.Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

— Какое из заданий больше понравилось?

— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.