Возмездное изъятие орудия или предмета. Конфискация орудия или предмета. Отличие. Отличие возмездного изъятия предмета от конфискации

В стане представителей власти наступают тревожные времена - в этом году их впервые проверят на честность - сходятся ли их расходы с декларируемыми доходами? Эта мера вводится антикоррупционными указами президента, подписанными в начале апреля. На вопросы наших читателей, связанные с этой темой, ответил в ходе "горячей линии" человек, который лично принимал участие в разработке проектов указов, - референт Государственно-правового управления президента РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист России Валентин Михайлов.

Следствием этого является то, что государства не могут в этом случае ссылаться на любые основания для отказа, такие как пункт 1а статьи 18, на том основании, что права третьих лиц не были рассмотрены. В случае, когда права третьих лиц уже рассматривались в запрашивающем государстве, Конвенция основана на принципе признания иностранного решения. Однако, когда существует какая-либо из ситуаций, перечисленных в пункте 2, признание может быть отклонено. В частности, когда у третьих сторон не было достаточной возможности отстаивать свои права, признание может быть отклонено.

Здравствуйте, меня зовут Сергей Савельев, звоню из Самары. Скажите, что ждет тех чиновников, которые не смогут доказать, что приобретения соответствуют доходам?

Михайлов: Законом о контроле за расходами , который был принят в конце прошлого года, зафиксирована позиция, что если то или иное лицо не в состоянии обосновать, откуда у него средства на такие расходы, то по иску прокурора в гражданско-правовом, а не уголовном порядке его имущество изымается в доход государства. Одновременно с принятием этого закона статья 235 Гражданского кодекса была дополнена еще одним положением. По нему имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход государства. Если в ходе всех этих разбирательств будет выяснено, что человек совершил преступление, то начинают работать другие механизмы. Тогда он в соответствии с ними привлекается к уголовной ответственности. Ну и увольнение с должности в связи с утратой доверия - тоже наказание, причем весьма существенное. В прошлом году за нарушение антикоррупционных стандартов уволили примерно 800 человек.

Однако это не означает, что на запрос о сотрудничестве должно быть отказано. Возможно, было бы целесообразно исправить ситуацию в запрашиваемой Стороне, и в этом случае отказ не представляется необходимым. Статья 20 также может использоваться в той мере, в которой запрашиваемая Сторона может сделать сотрудничество условно защитой прав третьих сторон.

Из этого следует, что пункт 2 статьи 14 не касается рассмотрения прав в отношении третьих сторон. Настоящая статья касается исключительно прав третьих лиц. Ничто в Конвенции не должно толковаться как наносящее ущерб правам добросовестных третьих сторон.

Валентин Иванович, многие вопросы, в том числе присланные на электронный адрес "горячей линии" Интернет-пользователями, можно обобщить так: когда же массово начнут конфисковывать имущество у тех, кто наворовал, настроил себе дворцов и прочее?

Михайлов: Я профессионально исследовал институт конфискации как меру уголовного наказания. И хочу сказать, что более коррупциогенной меры, чем конфискация, придумать нельзя. Пожалуйста - случай из практики. Шубу из Греции за 20 тысяч евро ввозят в Россию, где ее конфискуют. Затем с этой шубы срезают пуговицу, делают ее неликвидной и продают за 700 рублей. Вот вам и конфискация. С другой стороны, меры экономического воздействия в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, показывают куда более высокий уровень эффективности. В 2011 году в Уголовный кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми за дачу и получение взятки установлены штрафы, кратные сумме взятки. Сейчас суды за коррупционные преступления назначают наказания в виде штрафа в миллионы, сотни миллионов рублей. Санкции в статьях Уголовного кодекса за взяточничество сформированы следующим образом: либо человек выплачивает штраф, кратный сумме взятки, либо садится в тюрьму. Надо не идти по пути конфискации как однозначной меры уголовного наказания, а использовать другие механизмы экономического воздействия. В том числе кратный штраф, изъятие имущества в гражданско-правовом порядке - в тех случаях, когда человек не может обосновать его происхождение. Я об этом уже говорил.

Процедурные и другие общие правила. Однако следует пояснить следующее. Статья 23 дает Сторонам право назначать в случае необходимости несколько центральных органов. Эту возможность следует использовать ограничительно, чтобы не создавать ненужную путаницу и содействовать тесному сотрудничеству между государствами. Даже если это прямо не указано в Конвенции, Стороны должны, в зависимости от внутренних организационных вопросов, иметь право в случае необходимости изменять центральные органы. Полномочия центральных властей определяются национальным законодательством.

А в чем разница между конфискацией и изъятием?

Михайлов: С формальной точки зрения конфискация как мера уголовного наказания четко не определена, ее размеры в законе не зафиксированы. Она может быть применена в отношении всего имущества подсудимого. Человек похитил, условно говоря, мешок картошки, а ему назначают наказание в виде конфискации всего того, что он честно зарабатывал всю жизнь - машины, дачи и так далее. Размер штрафа в законе четко определен. Кроме того, в выплате штрафа заинтересован сам осужденный. Допустим, человеку за коррупционное преступление назначили штраф. И если люди, на которых он "переписал" свое имущество, не хотят, чтобы этот человек отбывал наказание в виде 12 лет лишения свободы, пусть просто оплатят его штраф. Еще по осени прошлого года была скорректирована 46 статья Уголовного кодекса, в которой говорилось о штрафах. До этого к лицу, которое злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного за совершение коррупционного преступления, могла быть применена любая мера наказания, кроме лишения свободы. А после корректировки - только реальное лишение свободы. Думается, что полученная альтернативность - либо штраф, либо реальное лишение свободы на длительный срок - весьма продуктивна. При конфискации имущество изымается и обращается в доход Российской Федерации в связи с совершением преступления в рамках уголовного процесса. Конечно, и здесь нужно решить ряд серьезных вопросов.

Статья 24 описывает каналы связи. Как правило, следует использовать центральный орган. Применение пункта 2 является необязательным. Однако судебный орган обязан направить копию запроса в свой центральный орган, который должен направить его в центральный орган запрашиваемой Стороны. Для целей настоящей Конвенции термин «судебный орган» также включает в себя прокуроров. Запросы или сообщения, упомянутые в пункте 5 статьи, в основном предназначены для простых запросов информации, например информации из земельного кадастра.

Статья 25 разрешает эволюцию, если методы меняются. Поэтому термин «телекоммуникации» следует толковать в широком смысле. В случае крайней необходимости государства могут предпочесть первый контакт по телефону. Однако просьбы о сотрудничестве должны быть подтверждены в письменной форме. Государствам следует обратить внимание на аспекты безопасности использования общедоступных сетей, например, путем защиты связи посредством шифрования. Пункт 27 статьи 27 требует, чтобы была отправлена ​​заверенная подлинная копия.

Тут есть еще один вопрос, который также задают многие госслужащие. Федеральный закон о запрете счетов за границей еще не принят, хотя есть вероятность, что его примут в этом году. Нужно ли при подготовке нынешних деклараций закрывать все счета за границей?

Михайлов: В указах эта новелла отчасти нашла свое отражение. Пункты 7 и 8 указа № 309, который подписан президентом 2 апреля, подчеркивают, что в справках о доходах, которые чиновники должны представлять уже несколько лет, необходимо в обязательном порядке указывать имущество и счета, которые у них есть за границей. Закон о запрете на иностранные счета рано или поздно будет принят, поэтому лучше госслужащим начать закрывать эти счета уже сейчас. Если закон вступит в силу, у них будет на это всего три месяца. Срок этот очень маленький. Зачем нужна лишняя беготня?

Должна быть возможность отправить копию сертификата по телефаксу, но подтвердить такую ​​сертификацию, отправив исходный сертификат на более позднем этапе. В статье 27 содержатся важные правила, касающиеся содержания просьбы о сотрудничестве. Если правила не будут строго соблюдаться, ясно, что международное сотрудничество будет затруднено. В частности, абсолютно необходимо, чтобы запрашивающая Сторона добросовестно следила за положениями подпунктов с и е пункта 1. В частности, в отношении банков необходимо подробно указать соответствующий филиал и его адрес.

Вот что интересно: в последнее время наиболее громкие дела, связанные с наличием имущества за рубежом, были связаны с публикациями в блогах. Вспомнить хотя бы Пехтина или Малкина. Публикации в блогах будут служить основанием для начала проверки?

Михайлов: Напрямую публикация в блогах не может быть основанием для осуществления проверки. Анонимные сообщения у нас не рассматриваются. Но эти публикации могут послужить толчком для того, чтобы упомянутые мной подразделения по профилактике коррупционных правонарушений или Управление президента по вопросам госслужбы и кадрам, которое по поручению главы государства осуществляет проверки, обратили внимание на имущественное положение того или иного лица. Иногда вот журналисты жалуются, что на их публикации не обращают внимание. Это далеко не так. С лупой, конечно, может, и не читают, но реакция есть. Другой вопрос, она сразу не выплескивается: мол, сразу человека к стенке, и конфисковываем его имущество. Но бесследно такие публикации, поверьте, тоже не проходят.

В пункте 2 требуется указание максимальной суммы, для которой требуется восстановление. Это касается, в частности, просьб о принятии временных мер с целью возможного применения распоряжений о конфискации ценностей. Это может также иметь значение, когда запросы о принудительном исполнении принимаются в нескольких государствах или когда запрашивающее государство стремится выполнить часть заказа. Для того, чтобы в полной мере понять его последствия в конкретном случае, Стороны должны прочитать этот пункт вместе с предыдущими пунктами этой статьи.

Подробнее читайте 12 апреля в "Полезной книжке: Как чиновнику свести расходы с доходами". На вопросы читателей отвечает референт Государственно-правового управления президента РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист России Валентин Михайлов.

Понятие возмездного изъятия предмета

Статья 28 позволяет Стороне запрашивать дополнительную информацию. Он может это сделать, но в то же время он может принять необходимые временные меры, если просьба о сотрудничестве перестанет иметь какую-либо цель, если временные меры не будут приняты.

Статья 29 направлена ​​на то, чтобы избежать любых неблагоприятных последствий запросов, касающихся одного и того же имущества или лица. Это может произойти, особенно когда используется система конфискации ценностей, что та же собственность подлежит конфискации. В случаях, касающихся просьб о конфискации, статья 29 обязывает запрашиваемую Сторону рассмотреть вопрос о консультациях с другими Сторонами.

Возмездное изъятие предмета - специфический вид денежно материальных взысканий, наложенных за совершение административных проступков с использованием специальных предметов, приборов, или непосредственным объектом которых является запрещенный предмет. Возмездное изъятие этого предмета состоит из его принудительного изъятия у лица, правомерно им владеет, и дальнейшей реализации с передачей полученной суммы бывшему собственнику за вычетом убытков по реализации предмета (ч. 1 ст. 28 КоАП). КоАП предусматривает возмездное изъятие как основной и дополнительной меры взыскания (ст. 25 КоАП).

В пункте 2 рассматривается обязательство запрашивающей Стороны информировать запрашиваемую Сторону о любом развитии, в связи с чем никакие действия в соответствии с Конвенцией не оправданы, например, решение запрашивающей Стороны об амнистии или помиловании. Когда такое событие происходит, запрашиваемая Сторона обязана прекратить процедуры.

Как правило, это происходит в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны. У запрашивающей Стороны всегда есть возможность отозвать свой запрос о сотрудничестве. Статья 32 указывает правило специальности, которое содержится в нескольких других европейских конвенциях. Однако комитет не пожелал сделать это правило обязательным во всех случаях, к которым применяется Конвенция. Поэтому в пункте 1 он предусматривал возможность того, что запрашиваемая Сторона может выполнить исполнение запроса в зависимости от правила специальности.

Отличие возмездного изъятия предмета от реквизиции

Оплатил изъятие предмета в качестве меры административного принуждения существенно отличается от реквизиции:

1. Реквизиция - административно-принудительные меры, который применяется государственными органами в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств; возмездное изъятие - мера административного взыскания.

Некоторые Стороны всегда будут использовать эту возможность. Поэтому эксперты представили в пункте 2 возможность объявить, что правило специальности всегда будет применяться в отношении других Сторон Конвенции. Важно, чтобы национальное законодательство было адаптировано таким образом, чтобы, например, финансовые учреждения не могли предупредить своих клиентов о том, что проводятся уголовные расследования или разбирательство. Раскрытие таких фактов является уголовным преступлением в некоторых государствах.

Термин «конфиденциальный» может иметь различные юридические коннотации в соответствии с законодательством некоторых государств. Статья 34 касается только «издержек» искомого иска. Эксперты обсудили вопрос о том, должна ли статья 34 также относиться к «расходам», но была принята против нее.

2. Реквизиция оказывается в платном отчуждении или временном изъятии на возмездной основе имущества граждан или государственных органов, общественных организаций, возмездное же изъятие распространяется только на конкретные предметы, орудия или непосредственный объект проступка.

3. Если реквизиция не является санкцией со стороны государства и никак не связана с административным правонарушением, применяется в исключительных случаях, то возмездное изъятие - мера административного взыскания за совершение административного проступка.

Пункт 1 статьи 35 требует от Сторон в принципе заключать консультации в случае какой-либо ответственности за ущерб. Такие консультации не наносят ущерба какому-либо обязательству Стороны незамедлительно выплачивать ущерб, причиненный потерпевшему, в соответствии с судебным решением на этот счет. Однако консультации не всегда необходимы, когда возникает вопрос о том, как такой ущерб должен быть оплачен. Если какая-либо Сторона решает выплатить потерю жертву по причине ошибки, допущенной этой Стороной, не существует никаких обязательств по проведению консультаций с другой Стороной.

4. Реквизиция, в отличие от возмездного изъятия, может быть и временным мероприятием, применяется не только к гражданам, но и к общественным организациям.

5. В случае реквизиции имущества его предыдущий владелец может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно, при платном же изъятии правонарушителю, как бывшему владельцу реализованной Кстати, возвращается только вырученная сумма за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Если у другой Стороны может быть интерес к делу, то вполне нормально, что эта Сторона должна иметь возможность позаботиться о своих интересах. Поэтому Сторона, в отношении которой были приняты судебные иски, должна, по возможности, стремиться информировать другую Сторону об этом.

Статьи 36 и 37 были подготовлены по нескольким прецедентам, установленным в других конвенциях, разработанных в рамках Совета Европы, например Конвенции о передаче осужденных лиц, которые позволяют подписывать до вступления конвенции в силу, а не только государствами-членами Совета Европы, а также государствами, не являющимися членами, которые участвовали в разработке конвенции. Эти положения призваны обеспечить максимальное число заинтересованных государств, не обязательно членов Совета Европы, чтобы стать Сторонами как можно скорее.

Отличие возмездного изъятия предмета от конфискации

Возмездное изъятие предмета считается более мягким мерой взыскания, чем конфискация . От нее он отличается возмездным характером. Итак, повторное в течение года нарушение правил хранения или перевозки оружия в качестве дополнительного взыскания влечет конфискацию оружия (ч. 2 ст. 191 КоАП), совершения того же проступка впервые влечет применение только возмездного изъятия в качестве дополнительного взыскания.

Положение в статье 36 предназначено для применения к трем государствам, не являющимся членами, Австралия, Канада и Соединенные Штаты Америки, которые были представлены наблюдателями в избирательном комитете и активно связаны с разработкой Конвенции. Статья 39 предназначена для обеспечения сосуществования Конвенции с другими договорами? многосторонних или двусторонних? касающихся вопросов, которые также рассматриваются в настоящей Конвенции.

Пункт 1 касается, в частности, Конвенции Организации Объединенных Наций. Вполне возможно, что просьба, сделанная в соответствии с настоящей Конвенцией, может быть рассмотрена в рамках любой из двух конвенций. То же самое справедливо и для запросов, которые могут подпадать под сферу применения как настоящей Конвенции, так и Конвенции о взаимной помощи или Конвенции о действии. В пункте 2 выражается положительным образом, что Стороны могут в определенных целях заключать двусторонние или многосторонние соглашения, касающиеся вопросов, рассматриваемых в Конвенции.

Понятие конфискации

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, означает бесплатную передачу имущества в собственность государства. Этот вид взыскания характеризуется тем, что конфискуется не все имущество нарушителя, не любые вещи, имеющие потребительскую стоимость, а только предметы, связанные с совершением административного правонарушения и находящихся в личной собственности нарушителя. Конфисковано может быть только предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины. Этот вид взыскания считается более строгим мероприятием, чем возмездное изъятие, применяется исключительно по решению суда.

Редакция позволяет исключить контрагентов, что Стороны не могут заключать соглашения, которые отступают от Конвенции. Пункт 3 гарантирует продолжение применения соглашений, договоров или отношений, относящихся к предметам, которые рассматриваются в настоящей Конвенции, например, в скандинавском сотрудничестве.

Статья 41 является нововведением в отношении конвенций уголовного права, разработанных в рамках Совета Европы. Процедура внесения поправок в основном рассматривается как незначительные изменения процедурного характера. Эксперты сочли, что основные изменения в Конвенции должны быть сделаны в форме дополнительных протоколов. Было отмечено, что в соответствии с пунктом 5 любая принятая поправка вступает в силу только тогда, когда все Стороны информируют Генерального секретаря об их принятии.

Понятие лишения специального права

Лишение специального права , предоставленного гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Фактическое лишение специального права выражается в изъятии соответствующего документа, предоставляющего такое право (водительское удостоверение, свидетельства, диплома, охотничьего билета).

Комитет министров, который утвердил первоначальный текст настоящей Конвенции, также компетентен принимать любые поправки. Пункт 1 статьи 42 слегка изменен по сравнению с другими конвенциями в области уголовного права, разработанными в рамках Совета Европы, но при этом не существует какого-либо намерения изменить содержание этого пункта.

Пункт 2 налагает на Стороны обязательство добиваться мирного урегулирования любого спора, касающегося толкования или применения Конвенции. Любая процедура разрешения споров должна быть согласована заинтересованными Сторонами. Поиски обычно происходят неожиданно для заинтересованного лица. Поэтому в этих случаях полезно знать свои права и обязанности. «Жертва». Поиском может быть не только тот, кто обвиняется в совершении уголовного преступления, но и совершенно невовлеченный человек, если можно предположить, что в его распоряжении есть вещи, имеющие отношение к уголовному судопроизводству.