Биология. Мозг правшей и левшей - в чем разница? Что отличает левшу от правши

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Особенности обучения леворуких детей

на уроках физической культуры.

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных и недостаточно изученных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать. Доминирование левой руки рассматривалось как отклонение от нормы. В советских школах детей- левшей переучивали в обязательном порядке. 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в СССР.

В настоящее время, по данным статистики, от 10 до 15% населения Земли – левши. Растет также количество детей, которые одинаково владеют правой и левой рукой (амбидекстры). Движение левшей (за права) появилось около 50 лет назад в США. В 1984 году ЮНЕСКО был введен Всемирный день левшей.

Большой вклад в изучение темы леворукости внесли исследователи, физиологи Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.

Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга - правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены.

Таким образом, получается, что у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких эта функция принадлежит правому полушарию.

Однако, разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. Так, левое полушарие - вербальное, логическое, «рассудочное». Данное полушарие обрабатывает информацию, поступившую в мозг последовательно, аналитически. То есть, ему свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от общего к частному), когда анализ предшествует синтезу.

Правое же полушарие же - невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции.

Таким образом, применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса

Выделяются три варианта Л.: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость леворукости: если в семье оба родителя леворуки, то до 50% детей тоже леворуки. Однако механизм наследования до конца неясен. Помимо генетической леворукости отмечается и патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденная , связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки. Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать леворукого ребенка - значит серъезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.

Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, особой организацией нервной системы, связанных с особым распределением труда между полушариями.

Существуют некоторые особенности зрительного восприятия детей. Так, установлено, что для леворуких детей характерна визуальная, визуально-аудиальная и кинестетическая система восприятия. Значит, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.

Память леворукого ребенка непроизвольна - они лучше запоминают яркие образы. Именно поэтому для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. На занятиях приоритетно использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи. В отношении леворукого ребенка можно говорить, как правило, о плохой зрительной памяти.

Для леворукого ребенка также характерны особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (и, в частности, письма).

Вообще, можно обобщенно назвать целый ряд эмоциональных особенностей, присущих левше:

Повышенная эмоциональная чувствительность;

Ранимость;

Быстрая утомляемость, как следствие этого - ограниченная работоспособность;

Высокий уровень креативности;

Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

Раздражительность и обидчивость;

Подверженность различным страхам (боязливость);

Низкий уровень самоконтроля;

Пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);

Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);

Совестливость;

Робость;

Повышенный уровень тревожности;

Эстетическая впечатлительность.

Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Среди леворуких немало талантливых математиков и людей творческих профессий, выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущество не только в боксе, но и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.

Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи.

Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие - одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети.

Нужно отметить постоянно действующий на левшей декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, (даже если не плохим, не неловким, не неспособным), а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно, - трудная задача. Если же к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, раздражение, и это повторяется каждый день, то это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может. Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт

Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.

По статистике, левши гораздо чаще, чем другие люди, становятся жертвами несчастных случаев. Объясняется это тем, что многие предметы и механизмы, которыми мы пользуемся приспособлены для правой руки.

Исследователи отмечают как характерную черту для эмоционального мира левши - наличие огромного количества страхов. Все эмоционально-психологические особенности левшей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Можно обратить, например, внимание на сочетание таких качеств как раздражительность, несдержанность и робость.

В некоторых странах Европы левшей и амбидектсров обучают достаточно оригинальным способом - уроки ведут учителя-левши. Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.

Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации.

В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. Существует несколько вариантов определения ведущей руки . Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий (1; 3).

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания

Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.

Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.

При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.

На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

зрительно-моторной координации;

точности пространственного восприятия;

зрительной памяти;

наглядно-образного мышления;

способности к целостной переработке информации;

моторики; фонематического слуха; речи

Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

Дети-левши в процессе своего развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, как известно, формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам. Левша как бы каждый раз изобретает, а то и фантастическим образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Левше приходится усваивать навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей - то есть делать все «через ум».

У левшей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что может проявляться в феномене «зеркальности». Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо.

Функциональная особенность левшей - сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка-левшу не стоит спрашивать первым, ему нужно время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.

На занятиях физкультурой леворуким детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. Поэтому на некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.

Называя, в основном, недостатки и трудности в развитии левши, нельзя не отметить виды деятельности, в которых эти дети успешны. Так, у леворуких детей хорошее чувство ритма. На занятиях спортом они успешны, когда надо чувствовать партнера. Например, в командной игре.

В единоборствах и спортивных играх левши и в особенности амбидекстрики имеют некоторые преимущества. Преимущество левшей объясняется главным образом некоторой непривычностью ведения борьбы с ними. Это приводит к тому, что среди сильнейших боксеров и фехтовальщиков доля левшей очень высока - порой превышает 30%.

Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Однако спортивные тренеры учитывают эти качества. Стоит заметить, что абсолютных левшей - людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, - очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен для специалистов.

В боксе функциональное преобладание левой руки над правой встречается у 1-5 процентов спортсменов. Левши работают в нестандартной правосторонней стойке и традиционно считаются очень неудобными соперниками, поскольку правшам приходится боксировать фактически со своим «зеркальным отражением». Традиционное оружие боксеров-левшей - удар левой по корпусу.

Как и в боксе, в теннисе левши считаются очень сложными соперниками. Это обусловлено тем, что левша всегда посылает мяч в неудобную для противника зону корта: играя по диагонали, он попадает под слабую руку соперника.

В спорте умение выполнять технические действия в обе стороны считается признаком высокого спортивного мастерства, особенно в единоборствах и спортивных играх. Однако, такие двигательные амбидекстрики встречаются довольно редко, в спортивных играх они составляют лишь около 5% мастеров спорта.

Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей - юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

Ведущая нога развивает большие усилия и делает более длинные шаги в легкоатлетическом беге, при передвижении на лыжах и лыжероллерах, активнее участвует в выполнении поворотов, в обгоне соперников на дистанции. С преобладанием правоногих бегунов связан стандарт в организации бега на стадионе против часовой стрелки. Испытываемое чувство неудобства при беге по часовой стрелке резко снижает результат (А.А.Логинова, В.М.Лебедев, 1973). Большинство горнолыжников лучше выполняют повороты в левую сторону: из 92 нарушений 66 (71,7%) допущены при поворотах вправо и 26 (28,3%) – влево (О.П.Фролов, 1973).

Профиль латеральной организации мозга, или индивидуальный профиль асимметрии (ИПА), рассматривается как фактор, обеспечивающий индивидуальную специфику двигательных функций.

Формулируется вывод, что ИПА является важным фактором, который необходимо учитывать для дифференциального обучения движениям и овладения спортивными навыками.


Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Во всем мире 13 августа празднуют день левши. Зачем левшам раньше зашивали карманы, почему их нельзя переучивать в школе и какими заболеваниями они страдают чаще правшей, корреспондентам агентства «Минск-Новости» рассказал профессор, доктор медицинских наук и академик Национальной академии наук Беларуси нейрофизиолог Владимир Кульчицкий.

- Владимир Адамович, чем же все-таки различается работа мозга у левшей и правшей?

- Раньше считалось, что у правшей за работу ведущей руки отвечает левое полушарие мозга, в то время как у левшей - правое. Однако эта теория была скорректирована. После некоторых исследований выяснилось: в состоянии спокойного бодрствования при движении ведущей рукой у правшей активизируется локальный участок левого полушария, а у левшей - оба полушария одновременно. Причем ученые выдвигают теорию о том, что у первых головной мозг работает синхронно: каждое полушарие как бы тормозит деятельность другого, тогда как у вторых, наоборот, активизирует, налаживая новые нейронные связи. Они позволяют человеку мыслить не просто логично и однообразно, а придумывать оригинальные, творческие решения казалось бы обычных проблем. Так можно объяснить появление большого количества талантливых музыкантов, поэтов, художников среди меньшинства - леворуких. Хотя и среди праворуких гениев достаточно.

- Почему ребенок рождается левшой?

- Полагают, что помимо множества фенотипических причин (переучивание, подражание леворуким родителям, травмы левого полушария, аномалии развития тела и конечностей) существенную роль играет наследственный фактор. Левша в 10–12 раз чаще рождается у пар, где хотя бы у одного ведущей рукой является левая. К сожалению, до сих пор точно не установлены гены, отвечающие за право- и леворукость.

- Есть мнение, что левши куда больше подвержены нервным и психическим заболеваниям, например эпилепсии…

- Действительно, по статистике, значительный процент нервных и психических заболеваний развивается именно у левшей. Как я уже говорил, у них нервные клетки полушарий активизируют друг друга. Так, появившийся патологический очаг в одном участке будет нарушать работу всего мозга, что и приведет к прогрессированию заболевания, в частности к эпилепсии. Однако у данного свойства есть и положительная сторона. В случае травмы пластичность головного мозга левшей позволит восстановить утраченные функции быстрее.

Слышала, раньше леворукие сталкивались с дискриминацией как в обществе, так и в профессиональной среде. Например, в США в 1980 году уволили полицейского, который отказывался носить кобуру справа…


- Еще 20 лет назад всех левшей активно переучивали. Даже Чарли Чаплин, виртуозно играя на скрипке левой рукой, писал правой. Тем, у кого замечали доминирование левой руки над правой (это можно было определить в 4–6 месяцев), туго пеленали ведущую руку. Чтобы ребенок привыкал вытирать нос и рот правой рукой, карманы с левой стороны зашивали, а платок клали справа. В школе могли завязывать одну из верхних конечностей за спиной, надевать на нее варежку. В средние века левши подвергались совсем уж страшным гонениям: их казнили, считали дьявольским отродьем.

Хорошо, что были официально приняты документы в защиту леворукого письма. Установленный факт, что переучивание левшей приводит к неврозам: может спровоцировать заикание, раздражительность, нарушение сна, страхи, головные боли, энурез.

- С чем это связано?

- Думаю, с особенностями нервной системы и характера. Мягкий, податливый человек легко переучится. А вот бойкий холерик может испытать трудности, особенно если его во время этого процесса постоянно унижали, пытались сломать волю. Я в прошлом тоже левша. В детстве меня переучила мама. До сих пор пишу правой рукой, но тубус микроскопа, например, держу левой и смотрю в него левым глазом.

- Расскажите о феномене амбидекстров - тех, у кого в одинаковой степени развиты функции обеих рук.

- Такие люди обладают безусловными преимуществами по сравнению с обыкновенными левшами и правшами, так как одинаково хорошо владеют двумя руками, которые способны функционально замещать друг друга. В ходе тренировки неведущей конечности в головном мозге формируются новые нейронные сети, связывающие различные участки коры для выполнения сложных команд. Таким образом воображение становится более развитым, так как мозг получает новые возможности для решения поставленных задач.


- Современный мир до сих пор подстроен под правшей: коробка передач в автомобиле, турникеты в метро и даже точилка для карандашей и ножницы. Как живется в нем левшам?

- Человек способен адаптироваться к самым разным условиям, и «правосторонний» мир не исключение. Левши превосходно приспосабливаются к окружающей обстановке, пусть и с некоторым неудобством. Тем не менее с каждым годом появляется всё больше специальных инструментов для левшей (канцелярские товары, кухонные принадлежности), однако они не всегда доступны широким массам.

Своим мнением поделилась и Любовь Радненок, заместитель директора по учебной работе гимназии № 29:

- Я бы не сказала, что количество деток-левшей увеличилось. Скорее, их особенность учителя стали принимать как данность, уделяя в процессе занятий таким малышам больше внимания. Сегодня никто не требует переучивать ребят писать исключительно правой, как это было раньше. Иногда в одном классе занимаются и 7 левшей.


Главное - родителям не стоит скрывать информацию о каких-либо особенностях ребенка. Учитель все равно заметит. Может, чуть позже. Но драгоценное время будет упущено. В сентябре у первоклассников по три урока, идет введение в школьную жизнь, но также с ними проводятся дополнительные стимулирующие занятия. Они будут полезны и детям-левшам. Такой ученик может медленнее читать и писать. Педагог поддержит его.

Если в классе есть левши, рекомендую устраивать тематический классный час. Рассказывать ребятам, что все разные, но каждый может быть успешным. Ведь дети порой прямолинейны, не всегда толерантны к однокласснику, который чем-то отличается.

Некоторые педагоги считают, что при формировании классов нужно учитывать, какая рука является главной у ребенка. Возможно, стоит левшей определять в один класс, а правшей - в другой. Тогда проще будет выстраивать образовательный процесс, адаптировать программы под потребности учеников.

Есть и другие проблемы, с которыми могут столкнуться школьники, использующие для письма левую руку. Свет на рабочую зону у них должен падать с правой стороны, тогда как большинство кабинетов располагаются таким образом, что окна находятся слева. Поэтому в классе должно быть хорошее искусственное освещение.

Сегодня в Минске можно приобрести канцелярские принадлежности, специально созданные для леворуких деток: ручки с углублениями на корпусе для правильного расположения пальцев или ножницы с перевернутыми лезвиями. Благодаря им ребенок легко режет бумагу именно левой рукой, при этом линия разреза не закрывается.

У левшей хуже развито пространственное представление. Они, к примеру, не сразу могут сообразить, слева или справа прилетел самолет. Поэтому каждое задание нужно сопровождать картинкой: начертить схему на доске или показать с помощью электронных средств. Впрочем, зачастую такая проблема существует сегодня и у правшей. Так что наглядность необходима в любом случае.

Понаблюдайте за своими малышами. Как правило, до 5 лет ребенок может брать предметы с одинаковой частотой любой рукой. Но какой ему удобнее? Какой рисует мелками, какой берет ложку? Если левая окажется более ловкой и сильной, переучивать не стоит.


Факты

Только около 1 % людей одинаково свободно владеют обеими руками.

Когда младенца кладут на живот, правши поворачивают голову направо, левши, как правило, налево или не отдают предпочтения ни одной стороне.

Связи между правой и левой сторонами мозга быстрее у левшей. Это означает, что у них информация передается быстрее, что делает таких людей более эффективными работниками.

Справочно

Известные левши: Александр Македонский, Жанна д’Арк, Наполеон Бонапарт, Билл Клинтон, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Том Круз, Анджелина Джоли, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Прокофьев, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл.

Подготовили Анастасия Данилович, Юлия Бурдо, фото из архива Владимира Кульчицкого

Как часто мы сталкиваемся с навешиванием ярлыков? К сожалению, в современном мире это происходит довольно часто. Буквально с рождения дети подвергаются четкому разделению в зависимости от социального статуса родителей, национальности и расовой принадлежности. А со временем количество ярлыков только увеличивается, но все же существует одна особенность, которая делит всех людей земного шара всего лишь на две категории — правшей и левшей. Таковыми мы являемся по праву рождения, и изменить данный факт невозможно. Да и не нужно. Уже давно прошли те времена, когда левшей сжигали на кострах как детей дьявола и переучивали их действовать правой рукой. Сегодня ребенок может быть таким, каким создала его природа. А вот понимать, чем отличаются левши от правшей, должны знать абсолютно все родители.

Леворукость и праворукость: краткая характеристика

Кем будет ваш ребенок — правшой или левшой — закладывается уже в момент зачатия. Ученые давно относят этот фактор к наследственным, ведь шансы рождения леворукого малыша у таких же родителей увеличивается до сорока пяти процентов. Хотя, когда оба родители являются правшами, эта цифра не превышает два процента. Однако ученые утверждают, что истинными левшами в мире являются не более двадцати процентов населения. Причем это количество практически всегда остается стабильным.

В научном мире существует четкое определение праворукости и леворукости. Например, правшой считается человек, у которого доминирующей является деятельность правой руки, уха, глаза и ноги. При этом первичная обработка информации и большинство мыслительных процессов проходит в левом полушарии мозга. У левшей все процессы протекают иначе, их мозговая деятельность связана с правым полушарием.

Историческая справка

Во все времена к левшам относились с настороженностью. Их часто считали детьми дьявола, а родители стремились избавиться от таких малышей. Особенно печальной была судьба рыжих леворуких девочек. Их обычно ожидал костер инквизиции, ведь они признавались ведьмами без суда и следствия.

На Руси к левшам относились настороженно и считали, что они могут легко связаться с темными силами. Поэтому такие люди не могли занимать важные посты в общине или выступать со свидетельством в суде. Все слова, сказанные леворуким человеком, подвергались сомнению и не могли использоваться в качестве доказательства.

К счастью, сегодняшний мир весьма благосклонно относится к любым проявлениям индивидуальности. И левши считаются абсолютно нормальными детьми, которые от природы чуть более талантливы, чем большинство их сверстников.

Левша и правша: отличия

Кажется, что каждый знает, чем отличается леворукий ребенок от праворукого. В первую очередь ведущей левой рукой, ведь он берет ею все предметы и пишет в отличие от правши. Но мало, кто представляет, что левши подразделяются на две основных категории:

  • скрытых;
  • истинных.

Скрытая леворукость может выражаться в доминирующей левой руке и, например, ведущем правом глазе. Из общего количества левшей таких людей насчитывается около половины. Причем они часто даже не догадываются о том, что их организм наполовину функционирует точно также как у правшей.

Истинно леворукие люди полностью ориентируются на органы чувств, расположенные в левой части тела. С этой же стороны расположена ведущая рука и нога. Таких людей не более двадцати процентов.

Естественно, что различия на этом не заканчиваются. Основные отличия левшей и правшей заключаются в мозговой деятельности. Ученые утверждают, что левши — это в своем большинстве креативные и творческие люди, готовые к решению любой проблемы подойти с энтузиазмом. Левши обрабатывают всю полученную информацию правым полушарием мозга, поэтому им свойственно проводить параллели, мыслить образно и с помощью ассоциативного ряда. Им легко дается запоминание различных текстов, и они довольно быстро схватывают суть любого вопроса. Считается, что левши способны «впитывать» информацию и видеть любую проблему целиком, будто свысока. Это позволяет им быстро принимать решение в критической ситуации. Левшу можно определить по эмоциональности, ранимости и быстрой речи, которая порой кажется другим людям абсолютно бессвязной. Левши часто застенчевы, совестливы, впечатлительны, не сдержаны, чувственны и более пессимистичны, чем правши или амбидекстры (люди, одинаково владеющие и правой и левой рукой).

Мозг правши функционирует совсем иначе. Вся информации попадает в левое полушарие, что позволяет праворуким успешно выстраивать причинно-следственные связи, продумывать стратегию поведения и раскладывать любую проблему на составляющие части. К тому же подобные люди имеют склонность к точным наукам, а подход к решению сложных вопросов позволяет им из массы вариантов выбрать самый эффективный и единственно правильный.

Родители часто не уделяют внимания таким характеристикам как леворукость и праворукость. Данный факт интересует их только в связи с бытовыми нюансами, но на самом деле особенности мыслительных процессов должны учитываться родителями при воспитании детей. Ведь, зная, левша или правша твой ребенок, гораздо легче донести до него нужную информацию. Но как же узнать это?

Мой ребенок левша или правша: как определить

Детские психологи утверждают, что уже в три месяца можно определить, является ли ваш малыш левшой. Но трудность заключается в том, что до пяти лет большинство детей относятся к амбидекстерам. Эта категория людей одинаково хорошо владеет правой и левой рукой, подобная способность сохраняется на протяжении первых четырех-пяти лет жизни и в дальнейшем пропадает. Именно к этому возрасту у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие, которое и будет руководить его деятельностью всю последующую жизнь.

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы можете провести серию тестов и в игровой форме выяснить, левша или правша ваше чадо. Например, ребенка можно попросить причесаться, скрестить руки на груди или посмотреть в подзорную трубу. Таким образом можно выявить ведущую руку и глаз. Также можно завязать малышу глаза и дать в каждую руку по карандашу. Затем попросите его нарисовать одновременно два круга или квадрата. Обычно более ровная фигура получается доминирующей рукой.

Понаблюдайте, на каком боку любит спать ваш ребенок. Организм всегда гасит излишнюю активность во сне, поэтому правша будет укладываться на правую сторону в отличие от левши, стремящегося заснуть на левом боку.

Для детей более старшего возраста можно провести тесты другого уровня. К примеру, в каждое ухо с помощью наушников должен идти разный текст. Ведущее ухо определяется по количеству запоминаемой информации. Имейте в виду, что амбидекстеры выдают абсолютно различные результаты. Они могут иметь ведущую правую руки и левую ногу, это вполне распространено среди подобных людей.

Для того, чтобы не ошибиться с тестами, обязательно проведите их несколько раз. Только в этом случае можно считать результаты максимально достоверными.

Особенности воспитания левшей

Если вы обнаружили, что ваш малыш левша, то постарайтесь воспитывать его таким образом, чтобы выявить все скрытые таланты и способности. Ведь доказано, что леворукие детишки имеют склонность к занятиям искусством. Понаблюдайте за ребенком — он сам подскажет вам, какое занятие вызывает у него интерес. И тут родителям необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы их чадо полностью раскрыло свои таланты.

Имейте в виду, что левши очень эмоциональны и часто капризны, поэтому постарайтесь научить ребенка брать себя в руки и справляться с нахлынувшими эмоциями. Не забывайте и о ранимости леворуких детишек, они очень тяжело переносят критику и любое негативное мнение о них. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая ребенка. Ведь, чтобы добиться от него выполнения своих просьб, необходимо доносить информацию спокойно и доброжелательно.

Стоит ли переучивать левшу?

В советские времена левшу всегда переучивали, что вызывало у несчастных детей стойкую ненависть к школе и окончательно портило почерк. Поэтому сейчас подобная методика не практикуется. Ученые утверждают, что переучивать левшу крайне опасно. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также вызывает ряд трудностей:

  • зеркальное письмо;
  • искажение пропорций;
  • плохая концентрация внимания и медлительность;
  • потеря в пространстве и тому подобное.

Поэтому не стоит создавать своему малышу дополнительных трудностей, просто позвольте ему быть самим собой. Ведь неважно, кто он — правша или левша — в любом случае главное, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком.

Знаменитости среди левшей

Немало леворуких и среди знаменитостей? Кто из известных и знаменитых обладал или обладает ведущей левой рукой? Как выяснилось, среди левшей много талантливых ученых, а также людей творческих профессий. Имеется много примеров «леворукости» и среди них есть философы, ученые, военные, политики, путешественники-первооткрыватели, писатели, поэты и художники, актеры. Вот только некоторые из них: Аристотель и Фридрих Ницше, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Наполеон и Адольф Гитлер, Лев Толстой и Александр Пушкин, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин, Пол Маккартни и Дэвид Боуи, Анджелина Джоли и Скарлетт Йоханссон и т. д.

Леворукие президенты

Среди левшей были и руководители государств:

Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль

президент Форд
Рональд Рейган
Джорж Буш Старший
Джорж Буш Младший (наш позор!)
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Махатма Ганди
Биньямин Нетаньяху
Коллин Пауэл
Альберт Гор
королева Виктория
Барак Обама

Ну а что касается президента нашей страны Владимира Путина, то многие утверждают, что он тоже является скорее левшой, чем правшой и некоторые признаки являются тому свидетельством — к примеру, тот факт, что Владимир Владимирович жестикулирует преимущественно левой рукой, кроме этого наш президент носит часы не на левой, как это принято у праворуких, а на правой руке. Хотя по этому поводу, он как-то ответил в прямом эфире на встрече с соотечественниками — «Я ношу часы на правой руке, потому что так заводная головка не натирает мне кисть, вот и весь секрет». Но, также возможно, что российский президент является амбидекстром, т. е. человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками.

С каждым годом в мире всё больше рождается детей-левшей и сейчас армия леворуких насчитывает миллионы людей, где-то около 10% от всего населения планеты. И ученые-психологи убеждены, что будущее – за левшами. И кто знает, что ждет нас этом в будущем, если по статистике — каждый пятый гений — левша…