Безопасность ядерная. Международная ядерная безопасность термины и определения Почему возникла необходимость в ядерной безопасности

Ядерная безопасность в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (ст. 1) определена как соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, которые обеспечивают радиационную безопасность.

Ядерная безопасность - это такое состояние развития общественных отношений в сфере использования ядерной энергии, в частности в ядерной энергетике, за которого системой научно-технических, организационных, экономических, государственно-правовых и других социальных средств регуляции обеспечивается надлежащий безопасный режим использования ядерных установок (объектов), ядерных материалов, и тому подобное, который побуждает к безусловному соблюдению требований законодательство, норм, правил, стандартов и условий, которые действуют в сфере использования ядерной энергии.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй.

Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Одно из основных направлений использования ядерной энергии - производство тепло-, и электроэнергии. Невзирая на то, что оценка роли и перспектив развития ядерной энергетики неоднозначные как в Украине, так и за рубежом, альтернатив ей в ближайшее время, как утверждают специалисты, нет. К тому же Украина недавно ввела в эксплуатацию новые энергоблоки на Хмельницкой и Ровенской АЭС.

В то же время очевидно, что использование ядерной энергии в упомянутых сферах принадлежит к наиболее потенциально опасным технологиям. Катастрофа на ЧАЭС серьезно подорвала доверие к ядерной энергетике. Возникла необходимость в принятии дополнительных мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности АЭС во всем мире. Ведь среди всех отраслей использования ядерной энергии, источников ионизирующего излучения, ядерная энергетика остается наиболее опасной. Вот почему на фоне общего неблагополучия состояния окружающей естественной среды задания сохранения жизни и здоровья человека и безопасности среды ее существования остается в ядерной энергетике одним из главных.

В современных условиях, когда развитие ядерной энергетики приобрело широкомасштабный характер и выросли количество стран, которые эксплуатируют объекты ядерной энергетики, обеспечения ядерной безопасности, вышло за пределы интересов отдельного государства и приобрело международное значение.

В связи с этим в 1989 г. под эгидой МАГАТЭ, учитывая требования времени была разработана Международная шкала тяжести событий на атомных станциях. Отмеченная шкала является средством для быстрой оценки возможных последствий инцидентов на АЭС. Классифицируя события в соответствии с их значимостью, она облегчает взаимопонимание между ядерным содружеством.

Координация и объединение усилий по обеспечению ядерной безопасности - сравнительно новое направление международного сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергии. Одна из особенностей этого направления заключается в том, что он все больше приобретает международно-правовых форм. Свидетельством этого является принятие Международной конвенции из ядерной безопасности (в 1994 г.), которую Украина ратифицировала 17 декабря в 1997 г. с предостережением о том, что положение ст. 3 конвенции не применяется к объекту «Укрытия».

Основными целями Международной конвенции из ядерной безопасности является:

  • - достижение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мероприятий и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях, на основе технического сотрудничества, в сфере безопасности и поддержании такого уровня;
  • - разработка и поддержание на ядерных установках эффективных средств защиты от потенциальной радиационной опасности с тем, чтобы защитить отдельные личности, общество в целом и окружающая среда от вредного влияния ионизирующих излучений от таких установок;
  • - предотвращение аварий с радиологическими последствиями, смягчение таких последствий в случае, когда аварии произойдут.

Радиационную безопасность следует рассматривать как составляющую и предпосылку экологической безопасности. Существуют разнообразные подходы к определению отмеченного понятия. Да, «радиационная безопасность» определяется как комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала, отдельных личностей, с населения и всего населения до наиболее низких уровней дозы, которые достигаются средствами, приемлемыми для общества; на предотвращение возникновения ранних последствий облучения и ограничения проявлений отдаленных последствий к приемлемому уровню.

Радиационная безопасность определяется также как система законодательных средств (в том числе норм радиационной безопасности), направленная на ограничение возможного облучения населения и персонала в результате использования источников ионизирующего излучения.

Из приведенных формулировок выплывает, что радиационная безопасность рассматривается как «комплекс мероприятий» или «система законодательных средств». Термин «радиационная безопасность» объясняется и как комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, которые ограничивают приемлемыми уровнями облучения и радиоактивное загрязнение отдельных личностей, населения и окружающей среды.

Раскрывая понятие «радиационная безопасность», необходимо обратиться также к его законодательному определению. Да, в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» радиационная безопасность определяется как соблюдение пределов радиационного влияния на персонал, население и окружающую естественную среду, установленные нормативами, правилами и стандартами, из безопасности (ст. 1). Следует отметить, что принят в 1995 г. закон практически оставил правовые аспекты, связанные с обеспечением радиационной безопасности в государстве, вне своего внимания. В Нормах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) установлено, что «радиационная безопасность - состояние радиационно ядерных объектов и окружающей среды, которая обеспечивает непревышение основных дозовых лимитов, исключения любого неоправданного облучения и уменьшения неоправданного облучения и уменьшения доз облучения персонала и населения, ниже установленных дозовых лимитов настолько, насколько это может быть достигнуто и экономически обоснованно». Это определение также раскрывает определены технические аспекты этого явления, не касаясь правовых.

Очень тесно с понятием радиационной безопасности связанное понятие «радиационная защита». Следует отметить, что во многих научных исследованиях эти понятия часто путают. Анализ Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», где радиационная защита определенно как совокупность радиационно гигиенических, проектно-конструкторских, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности, дает возможность сделать вывод, что радиационная защита относительно радиационной безопасности имеет выразительно подчиненный характер. Он направлен на обеспечение радиационной безопасности с привлечением совокупности всех мероприятий, в том числе правовых. В то же время радиационная безопасность направлена на соблюдение норм и принципов радиационной защиты, которые дают возможность гарантировать, что уровень радиоактивного облучения при любых обстоятельствах не будет превышен, а человек и окружающая естественная среда будут иметь надежную защиту.

Таким образом, анализ теоретических источников и нормативно правовых актов дает основания для вывода о том, что на сегодня существует большое количество подходов к определению понятия «радиационная безопасность». При этом следует заметить, что для познания юридической природы любого явления нужно прежде всего рассмотреть его через призму правоотношений. Учитывая наработки, которые существуют в правовой науке, можно сделать вывод, что радиационная безопасность - это состояние развития общественных отношений, за которого системой правовых норм и других государственно-правовых средств обеспечивается защита прав человека, в частности ее жизнь и здоровье, охрана окружающей естественной среды, отдельных естественных объектов, экосистем, от ионизирующего излучения при осуществлении деятельности в сфере использования ядерной энергии, ионизирующего излучения естественного происхождения, в том числе техногенно усиленного в результате антропогенного влияния.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

  • * снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;
  • * создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений.

Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕЗОПАСНОСТЬ ЯДЕРНАЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ 26392 - 84

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 декабря 1984 г . 4896 срок введения установлен

с 01.07.86

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области ядерной безопасности и распространяется на следующие объекты: ядерные установки, включающие ядерные реакторы различного типа и назначения, критические и подкритические стенды, устройства для переработки, транспортирования и хранения ядерно-опасных делящихся материалов.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина запрещается.

Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены «ндп».

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В стандарте в качестве справочных приведены эквиваленты для ряда стандартизованных терминов на английском языке.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым, а недопустимые синонимы - курсивом.

Определение

1. Ядерная безопасность

Ндп. Безопасность

Свойство ядерного объекта, обусловливающее с определенной вероятностью невозможность ядерной аварии

2. Ядерная авария

Ндп. Радиационная -авария

Авария, связанная: с образованием критической массы при переработке, транспортировании и хранении ядерно-опасного делящегося материала; с повреждением ri ядерной установка элементов, содержащих ядерное топливо, и (или) выходом радиоактивных веществ или ионизирующего излучения выше установленных пределов, вызванных нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией, нарушением теплоотвода от элементов, содержащих ядерное топливо, а также с образованием критической массы при перегрузке ядерного топлива

3. Ядерно-опасная ситуация

Нарушение контроля и управления цепной ядерной реакцией в ядерной установке или теплоотвода от элементов, содержащих ядерное топливо, не приведшее к ядерной аварии

4. Потенциальная ядерно-опасная работа

Работа, при проведении которой может возникнуть ядерно-опасная ситуация или -ядерная авария

5. Критерии ядерной безопасности

Установленные в нормативно-технической документации качественные признаки и значения параметров, а также характеристики ядерного объекта, на основании которых проводят обоснование ядерной безопасности

6. Ядерно-опасный делящийся материал

Делящийся материал, при обращении с которым может возникнуть самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция

7. Самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция

Цепная ядерная реакция, характеризующаяся значением эффективного коэффициента размножения, превышающим или равным единице-

8. Максимальный запас реактивности

Maximum reactivity inventory

Реактивность, соответствующая состоянию ядерной установки с максимальным значением эффективного коэффициента размножения

9. Транспортный индекс

Fuel transportation

По ГОСТ 19541-80

10. Норма загрузки делящихся нуклидов

Норма загрузки

Количество делящихся нуклидов, которое разрешается загружать в устройство для переработки и хранения ядерноопасного делящегося материала

11. Норма концентрации делящихся нуклидов

Норма концентрации

Концентрация делящихся нуклидов, при которой разрешается перерабатывать, транспортировать и хранить ядерно-опасный делящийся материал

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Авария радиационная

Авария ядерная

Безопасность

Безопасность ядерная

Запас реактивности максимальный

Индекс транспортный

Критерии ядерной безопасности

Материал делящийся ядерно-опасный

Норма загрузки

Норма загрузки делящихся нуклидов

Норма концентрации

Норма концентрации делящихся нуклидов

Работа ядерно-опасная потенциальная

Реакция ядерная цепная самоподдерживающаяся

Ситуация ядерно-опасная

Безопасность ядерная

1) система организационно-технических мероприятий, проводимых на ядерноопасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных факторов воздействия на людей и окружающую среду. Проводятся в организациях и на предприятиях, непосредственно связанных с хранением ядерных материалов или использованием ядерных технологий (реакторы ядерных энергетических установок, хранилища ядерных отходов, хранение и применение ядерного оружия и др.);

2) свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течение заданного времени.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Безопасность ядерная" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond

    1. Безопасность (ядерная и радиационная) объекта использования атомной энергии (далее безопасность ОИАЭ) свойство ОИАЭ при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, ограничивать радиационное воздействие, другие …

    ГОСТ 26392-84: Безопасность ядерная. Термины и определения - Терминология ГОСТ 26392 84: Безопасность ядерная. Термины и определения оригинал документа: 5. Критерии ядерной безопасности Установленные в нормативно технической документации качественные признаки и значения параметров, а также характеристики… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    См. Безопасность ядерная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    - (атомная энергия) это энергия, содержащаяся в атомных ядрах и выделяемая при ядерных реакциях. Атомные электростанции, вырабатывающие эту энергию, производят 13–14% мирового электричества; при этом не прекращаются дебаты об её… … Википедия

    - (ЯСУ) силовая установка, работающая на энергии цепной реакции деления ядра. Состоит из ядерного реактора и паро или газотурбинной установки, в которой тепловая энергия, выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механическую или электрическую … Википедия

    ядерная авария - Ндп. радиационная авария Авария, связанная: с образованием критической массы при переработке, транспортировании и хранении ядерно опасного делящегося материала; с повреждением в ядерной установке элементов, содержащих ядерное топливо, и (или)… … Справочник технического переводчика

    безопасность - 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ . Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Ядерная безопасность - 1. Ядерная безопасность Ндп. Безопасность Свойство ядерного объекта, обусловливающее с определенной вероятностью невозможность ядерной аварии Источник: ГОСТ 26392 84: Безопасность ядерная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Исторический обзор статистики строительства атомных электростанций См. также: Атомная энергетика по странам Ядерная энергетика (Атомная энергетика) это отрасл … Википедия

    Ядерная безопасность свойство реакторной установки и атомной станции с определенной вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии. Содержание 1 Правила и нормы в России … Википедия

Книги

  • Ядерная физика: хранение облученного керамического ядерного топлива. Учебное пособие для вузов , Беденко С.В.. В пособии рассматриваются ядерная и радиационная безопасность при обращении с облученным топливом и другими ядерными материалами. Освещаются вопросы длительногоконтролируемого хранения…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Ядерная безопасность в контексте международной безопасности

1.1 История ядерной угрозы

1.2 Понятие ядерной безопасности

2. Международное атомное право в обеспечении радиационной безопасности

2.1 Понятие и источники международного атомного права

2.2 Международные организации и независимые комиссии по радиационной безопасности

2.3 Ядерная безопасность и радиационная защита

2.4 Транспортировка радиоактивных веществ

2.5 Физическая защита ядерного материала

2.6 Международная помощь в случае ядерной аварии

2.7 Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

2.8 Ядерное страхование

Заключение

Список литературы

Введение

Ядерная энергия таит в себе величайшую потенциальную опасность, вряд ли сравнимую по своим негативным последствиям с какими-либо другими видами опасностей, возникающими в результате той или иной деятельности человека по управлению естественными процессами природы и реализации ее возможностей в научно-производственных целях. В виду этого, вопросам обеспечения безопасности при мирном использовании атомной энергии должно уделяться повышенное внимание и, прежде всего, путем изучения механизмов международно-правового регулирования.

Объект работы - возможная защита от негативного воздействия ядерной энергетики на все сферы жизни.

Предмет работы - анализ международных основ атомного права.

Цель работы - анализ ядерной безопасности в мировой политике.

Задачи, поставленные для достижения цели:

Определить место ядерной безопасности в контексте международной безопасности: осветить вопросы истории ядерной угрозы, дать основные понятия ядерной безопасности;

Дать понятие и охарактеризовать источники международного атомного права;

Рассмотреть роль международных организаций и независимых комиссий в защите от радиационного поражения;

Проанализировать международные правовые нормы в области радиационной безопасности, а именно в сферах:

Транспортировки радиоактивных веществ;

Физической защиты ядерного материала;

Международной помощи в случае ядерной аварии;

Защиты окружающей среды;

Ядерного страхования.

Вопросы обеспечения безопасности при мирном использовании атомной энергии весьма слабо освещены как в отечественной, так и в зарубежной международно-правой литературе. Отдельные аспекты данной проблематики были предметом научного анализа ряда ученых. В частности, проблемы обеспечения безопасности атомной энергетики затронуты в работах Васиной А.И., Вавилова А.И., Колтышева М.С.

Проблема обеспечения безопасной эксплуатации ядерных материалов была объектом научного анализа Невейницына С.В., Фреймана Э.С., Шупановского В.Д., Калошина В.М.

Необходимо признать, что гораздо большее внимание всегда уделялось другой стороне атомной проблемы, а именно военному использованию атомной энергии в плане недопущения распространения ядерного оружия и предотвращения гонки ядерных вооружений. Что касается таких вопросов, как охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения (особенно обеспечение безопасного захоронения высокорадиоактивных отходов, предотвращение выбросов, аварий и других радиационных происшествий); совершенствование механизма международного контроля в сфере мирной атомной деятельности, то степень их изученности в правой литературе недостаточна.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка источников.

1 . Ядерная безопасность в контексте международной безопасн о сти

1.1 История ядерной угрозы

На данный момент ядерное оружие по своей силе и мощи превосходит любое другое. Основано оно на принципе ядерной энергии, в отличие от другого оружия, где присутствует механическая и химическая энергия. Разрушительная способность такого оружия просто колоссальна. Эффект достигается за счет сильной взрывной волны, теплового воздействия и губительного радиационного поражения.

Принцип ядерного оружия заключается в распаде урана, при котором выделяется очень большая энергия. Радиус поражения от ударной волны достигает нескольких километров. Волна распространяется длительное время и на далекое расстояние, что приводит к разрушениям вблизи ядерного взрыва. Окружающая местность может просто выгореть от нагрева поверхности. Большую опасность несет гамма-излучение и альфа-излучение, полученные при распаде радиоактивных веществ. Однако, со временем эта энергия быстро уменьшается. Уже через минуту после взрыва энергия спадает в тысячи раз. Но все равно человеку опасно контактировать с этим излучением и через длительное время. При взрыве образуется радиоактивное облако, которое может причинить огромный вред всему живому. От проникновения радиации у человека начинается лучевая болезнь, что может привести к скорой гибели. Все эти перечисленные факторы доказывают, что ядерное оружие на сегодняшний день является самым мощным и разрушительным в своем потенциалеМолодцов Д.С. Международный контроль за нераспространением ядерного оружия. Исторические предпосылки создания // Закон и право. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - № 10. - с.62. .

В 1938 году два немецких физика Отто Ган и Фриц Штрассман открыли, что при бомбардировке атомов урана (U) нейтронами некоторые ядра расщепляются на две примерно равные части и при этом высвобождается большое количество ядерной энергии.

В начале 1939 года французский физик Жолио-Кюри сделал вывод, что возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной разрушительной силы и что уран может стать источником энергии, как обычное взрывное вещество. Это заключение стало толчком для разработок по созданию ядерного оружия.

Европа была накануне Второй мировой войны, и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало милитаристские круги на быстрейшее его создание, но тормозом слала проблема наличия большого количества урановой руды для широкомасштабных исследований. Над созданием атомного оружия трудились физики Германии, Англии, США, Японии, понимая, что без достаточного количества урановой руды невозможно вести работы, США в сентябре 1940 года закупили большое количество требуемой руды по подставным документам у Бельгии, что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом.

В Лос-Аламосе был создан научный центр по разработке ядерного оружия (Манхэттенский проект). Возглавил его генерал Лесли Гровс, а руководителем научного проекта назначен Роберт Оппенгеймер.

В Европе тем временем шла Вторая мировая война, и Германия проводила массовые бомбардировки городов Англии, что подвергало опасности английский атомный проект “Tub Alloys”, и Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта, что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики (создания ядерного оружия).

В 1942 году неудачи на германо-советском фронте повлияли на сокращение работ из-за недостатка финансирования “уранового проекта”, т.к. он не давал Германии сиюминутных выгод по созданию ядерного оружия. Понимая, к каким последствиям для человека может привести создание ядерного оружия, датский физик Нильс Бор (лауреат Нобелевской премии 1913 года, автор модели строения атома) обратился к правительствам стран и народам с воззванием о запрещении применения ядерной энергии в военных целях, но к его голосу никто не прислушался, и разработки ядерного оружия продолжались полным ходом, слишком заманчива была цель - стать обладателем такого мощного оружия.

К осени 1944 года, когда работы по созданию атомной бомбы подходили к завершению, в США был создан 509-й авиаполк “летающих крепостей” Б-29, командиром которого был назначен опытный летчик полковник Тиббетс. Полк приступил к регулярным длительным тренировочным полетам над океаном на высотах 10-13 тысяч метров.

10 мая 1945 года в “Пентагоне” собрался комитет по выбору целей для нанесения первых ядерных ударов. Для победного завершения Второй мировой войны необходимо было разгромить Японию - союзника гитлеровской Германии. Начало боевых действий назначено на 10 августа 1945 года. США хотели продемонстрировать всему миру, каким мощным оружием они обладают (для устрашения), поэтому первыми целями для ядерных ударов были выбраны японские города (Хиросима, Нагасаки, Кокура, Ниигата), которые не должны были подвергаться обычной бомбардировки с воздуха американскими ВВС Круглое А.К., Смирнов Ю.В. Ядерные катастрофы, их последствия и перспективы развития атомной энергетики. М. 2002. - С.45. .

Утром 6 августа 1945 г. над Хиросимой было ясное, безоблачное небо. Как и прежде, приближение с востока двух американских самолета (один из них назывался Энола Гей) на высоте 10-13 км не вызвало тревоги (т.к. каждый день они показывались в небе Хиросимы). Один из самолетов спикировал и что-то сбросил, а затем оба самолета повернули и улетели. Сброшенный предмет на парашюте медленно спускался и вдруг на высоте 600 м над землей взорвался.

Одним ударом город был уничтожен: из 90 тысяч зданий разрушено 65 тысяч, из 250 тысяч жителей убито и ранено 160 тысяч.

3 ноября 1945 года в Пентагон поступил доклад №329 по отбору двадцати наиболее важных целей на территории СССР для нанесения по ним атомных ударов (Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль). В США зрел план войны. Планом “Троян” от 14 июля 1949 атомной бомбардировке должны были подвергнуться 70 городов СССР. Начало боевых действий было назначено на 1 января 1950 года, а затем срок нападения был перенесен на 1 января 1957 года, и в войну с СССР должны были вступить все страны НАТО. Были готовы к боевым действиям 164 дивизии НАТО, расположенные на военных базах вокруг территории СССР.

Началу войны помешал тот факт, что в 1949 году на полигоне Семипалатинска была испытана первая атомная бомба, созданная коллективом ученых, который возглавлял И.В. Курчатов (И.Е. Тамм, А.И. Алиханов, Я. И. Френкель, Д. Д. Иваненко, А. П. Александров).

4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли, тем самым полностью нарушил милитаристские планы США и НАТО. Так было предупреждено начало Третьей мировой войны. Наступил этап гонки вооружений и холодной войны.

Однако есть проблемы и в использовании «мирного» атома. За годы существования атомной энергетики в мире произошло почти 300 ядерных и радиационных ав арий, связанных с выбросом радионуклидов в окружающую среду, среди которых можно назвать несколько наиболее крупных, повлекших многочисленные жертвы Ликвидация последствий промышленных аварий, связанных с выбросом радиоактивных отходов: Обзор. М. 2002. - С.81. . :

В 1957г. случились 2 аварии: на реакторе в Виндскайле (Великобритания) и на комбинате №817 в Челябинске-40 на Южном Урале (СССР);

В 1959г. в Санта-Сюзанна, штат Калифорния (США), расплавилась часть ядерных топливных элементов;

В 1961г. в Айдахо-Фолс (США)произошел взрыв на реакторе;

В 1966г. частично разрушилась активная зона реактора Эн-рико-Ферми, Детройт (США);

В 1979г. на АЭС «Три-Майл-Айленд» (США) расплавилась активная зона реактора;

В 1986г. произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая дала толчок по-новому взглянуть на дальнейшую судьбу атомной энергетики. Этот список можно продолжить.

Проблема обеспечения безопасности при мирном использовании энергии атомного ядра имеет и другие аспекты. Многочисленные случаи хищ ений и контрабанды радиоактивных материалов привели к тому, что государства всего мира стали принимать серьезные меры, направленные на создание и совершенствование государственных систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, которые могут быть использованы для производства простейших ядерных взрывных устройств.

1.2 Понятие ядерной безопасности

Понятие ядерная безопасность, являясь по своему характеру и сущности достато чно емким и многогранным, имеет, в виду этого, весьма сложную природу. Для раскрытия смысла и содержания данного понятия представляется целесообразным рассмотреть его с точки зрения системного подхода. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что ядерная безопасность - понятие комплексное, своего рода «система», состоящая из нескольких структурных подразделений (элементов системы).

В качестве основных аспектов ядерной безопасности можно выделить три наиболее главныхМеждународное атомное право. - М., 2007. - 314 с. :

1)Недопущение применения накопленного в мире ядерного оружия.

2)Обеспечение безопасности - с одной стороны, и предотвращение использования в военных целях ядерных материалов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия при осуществлении разоружения, - с другой.

3)Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии.

Что касается первого аспекта ядерной безопасности, то здесь требуется дать некоторые пояснения. В международном праве существует запрет на применение ядерного оружия первыми. Нарушение данного запрета будет считаться международным престу плением со всеми вытекающими отсюда последствиями и повлечет за собой применение санкций к государству-нарушителю. Однако, если государство применит ядерное оружие в качестве ответной меры на аналогичные действия другого государства, то в данном случае его действия вообще не могут быть квалифицированы как международное правонарушение, они - суть репрессалии, то есть ответные меры на грубейшее нарушение другим государством норм международного права. Проблемы недопущения применения ядерного оружия и обеспечения безопасности ядерных материалов (прежде всего радиоактивного плутония), высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия, являются составными элементами безопасности в сфере военной атомной деятельности. Поскольку представленная к защите диссертация посвящена вопросам безопасности при мирном использовании атомной энергии, то первые два аспекта понятия «ядерная безопасность», относящиеся к сфере военной атомной деятельности, рассматриваться здесь не будут (кроме некоторых проблем в коей мере связанных с темой данной работы)Арсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2003. - № 3. - с.17. .

Проблема обеспечения безопасности при мирном использовании атомной энергии имеет двойственный характер. Во-первых, недопущение переключения ядерных материалов, используемых в мирной атом- ной деятельности, на военные цели. А, во-вторых, обеспечение безопасности обращения с ядерными материалами с целью предотвращения радиоактивного заражения населения планеты, атмосферы, вод Мирового океана, почв, растительного и животного мира, то есть всей биосферы Земли.

Решение проблемы безопасности при мирном использовании атомной энергии возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Такой подход обусловлен целым рядом причин и, в первую очередь, тяжестью последствий на ядерных объектах (широкий пространственный охват радиоактивных заражений окружающей среды, в том числе и территорий других государств, Мирового океана и т. д.; огромные материальные затраты для ликвидации таких последствий; использование для этого новейших технологий и привлечение большого числа высококвалифицированных специалистов; принятие других мер, осуществление которых подчас не под силу отдельно взятому государству).

Проблема обеспечения ядерной безопасности возникает при осуществлении любой атомной деятельности (перевозка радиоактивных материалов; эксплуатация судов, оборудованных ядерными энергетическими установками; хранение и утилизация радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего радиоактивного топлива и др.)

2 . Международное атомное право в обеспечении радиац и онной безопасности

2.1 Понятие и источники международного атомного права

С середины 50-х гг. государства активно сотрудничают в области ми рного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в координации усилий государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль международного права -- международное атомное право.

В международном атомном праве действует целый комплекс междун ародных договоров, устанавливающих ответственность: Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов от 25 мая 1962 года; Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года (в редакции Протокола от 12 сентября 1997 года); Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г. (с изменениями, внесенными Дополнительным Протоколом от 28 января 1964 г. и Протоколом от 16 ноября 1982 г.); Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 года. Основным аргументом в пользу пересмотра является недостаточность и не оперативность возмещения. Как отмечают М. Эльбарадей, Э. Ногугу, Дж. Рэймс, Чернобыльская авария показала, что существующий конвенционный механизм не гарантирует быструю и скорую компенсацию из-за ограниченной сферы применения конвенции, узкого понимания ущерба и низкого уровня возмещения. Произошедшие после этого и происходящие в настоящее время изменения этой системы регулирования не нашли еще своего отражения в научных исследованиях.

Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направл енияхАрсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2003. - № 3. - с.12. :

Ядерное разоружение;

Обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;

Регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ;

Физическая защита ядерных материалов;

Атомное судоходство;

Использование ядерных источников энергии в космосе;

Охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения;

Ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб;

Помощь в случае ядерной аварии.

2.2 Международные организации и независимые комиссии по радиационной безопасности

Существует много международных организаций, разрабатывающих нормативы и законодательство в области радиационной безопасности, и отслеживающих все юридические аспекты в этой области (МАГАТЭ, МКРЗ, ИСАГ и др.). Еще больше организаций, так и ли иначе отслеживающих состояние дел в области ядерной безопасности (ВОЗ, МКРЗ, МОТ, ПОЗ и др.). Ниже представлены основные из них:

АЯЭ/ОЭСР - Агентство по ядерной энергии при Организации экономического сотрудничества и развития. Агентство, имеющее более чем сорокалетний опыт работы, объединяет сегодня 28 стран.

Агентство опирается на услуги 3600 экспертов в государствах, входящих в ОЭСР, штаб-квартира которой находится во Франции. АЯЭ ставит целью содействие в развитии научных, технологических и правовых основ для экономичного и экологически безопасного использования ядерной энергии в мирных целях. В деятельности АЯЭ участвует Европейская комиссия, оно также взаимодействует с находящимся в Вене Международным агентством по атомной энергии /МАГАТЭ/.

Агентство по ядерной энергии стремится помогать государствам в разработке безопасных стратегий захоронения радиоактивных отходов и политики по обращению с отработанным ядерным топливом, высоко- и низко активных отходов (HLW) и отходов от вывода из эксплуатации ядерных объектов. Агентство по ядерной энергии также тесно сотрудничает с МАГАТЭ по стандартам ядерной безопасности и другой технической ядерной деятельности.

МАГАТЭ (IAEA) - Международное Агентство по атомной энергии - создано для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет более 100 государств. Местопребывания - Вена.

Международное агентство по атомной энергии создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. на международной конференции, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и вступил в силу 29 июля 1957 г.

Главные органы МАГАТЭ -- Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.

МАГАТЭ поощряет и направляет развитие использования атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.

Одна из главных функций МАГАТЭ состоит в применении гарантий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей.

Ответственность МАГАТЭ в области ядерной безопасности повышается по мере развития программ ядерной энергетики и усиления внимания общественности к вопросам безопасности. МАГАТЭ разрабатывает основные стандарты радиационной защиты и издает правила и инструкции по конкретным видам операций, в том числе безопасной транспортировке радиоактивных материалов. Оно содействует оказанию экстренной помощи государствам-членам в случае аварий, связанных с радиацией, руководствуясь при этом Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986) и Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986). Другими международными договорами, депозитарием для которых служит МАГАТЭ, являются Конвенция о физической защите ядерного материала (1987), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963), Конвенция о ядерной безопасности (1994) и Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997)Вавилов А.И., Иойрыш А.И., Молодцова Е.С. МАГАТЭ: политико-правовой статус М., 2000. - С.71-73. .

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) -- международная орган изация членов Европейского союза.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Успехи ЕОУС и провал планов создания ЕОС закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием в марте 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «Общий рынок».

Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. В 1973 г в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г -- Греция. 1986 г -- Испания и Португалия. 1995 г -- Австрия, Швеция и Финляндия.

Евратом призван был содействоватьКолтышев М.С. Об органах государственного управления использованием атомной энергии и органах регулирования безопасности при использовании атомной энергии. - М., Спутник. - 2006. - С.190. :

· развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,

· формированию общей энергетической политики,

· координации принятия решений,

· снижению цен на энергоносители,

· повышению стабильности энергетики,

· обеспечения контроля за атомной энергетикой.

В соответствии с Договором слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС заменяли Комиссию и Совет Евратома, а также Высший руководящий орган и Совет министров Европейского объединения угля и стали. Институты трех европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) слились воедино: одна Комиссия, один Совет министров и Европейский парламент. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Европейского союза.

ЦЕРН (CERN) -- Европейская организация по ядерным исследован иям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Также иногда переводится как Европейский Центр ядерных исследований. Аббревиатура CERN произошла от фр. Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire (Европейский совет по ядерным исследованиям). В русском языке обычно используется аббревиатура ЦЕРН.

Соглашение по образованию ЦЕРНа было подписано в Париже 29 июня? 1 июля 1953 года представителями 12 европейских стран. Организация была образована 29 сентября 1954 года. В настоящее время число стран-членов возросло до 20. Кроме того, некоторые страны и международные организации имеют статус наблюдателя. В ЦЕРНе постоянно работают около 2500 человек, ещё около 8000 физиков и инженеров из 580 университетов и институтов из 85 стран участвуют в международных экспериментах ЦЕРНа и работают там временно.

ВАО АЭС - Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих АЭС.

Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС), объединяет всех операторов (организация, эксплуатирующая АЭС) АЭС мира. Она способствует обмену опытом эксплуатации, чтобы ее члены могли работать совместно для достижения наивысшего уровня безопасности и надежности при эксплуатации своих АЭС.

Предпосылкой создания ВАО АЭС явилась авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Помимо непосредс твенных последствий авария получила отголосок во всей ядерной энергетике в целом. Она вынудила операторов переоценить проблему безопасности АЭС и задуматься о необходимости международного сотрудничества 1. Валеев Р.М. Международный контроль в международном ядерном праве. (К Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 10/IX 1996 г.) // Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2000. - № 2. - с.176. .

Ядерная авария в любом регионе может иметь последствия и для других стран; поэтому все операторы атомных станций несут коллективную ответственность за обеспечение надежности и безопасности их эксплуатации. Официальное образование ВАО АЭС было провозглашено на учредительной ассамблее 15 мая 1989 года в Москве.

Безопасность при эксплуатации АЭС обеспечивается сочетанием кач ества проектирования, изготовления и монтажа с качеством эксплуатации. В то время как правительства, органы надзора, поставщики оборудования и другие организации играют важную роль в обеспечении ядерной безопасности, деятельность ВАО АЭС нацелена на тех, кто несет непосредственную ответственность за безопасную эксплуатацию АЭС, - на эксплуатирующие организации. Именно поэтому ВАО АЭС и является ассоциацией операторов АЭС.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения , изучает влияние радиации на организм человека, разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики радиационного поражения.

ЗАЯРО - Западноевропейская ассоциация ядерных регулирующих органов.

ИНСАГ - Международная консультативная группа по ядерной безопасности, функционирующая под эгидой МАГАТЭ с 1985 г. и разрабатывающая концептуальные документы по ядерной безопасности.

МКРЕ - Международная Комиссия по радиологическим единицам и измерениям.

МКРЗ - Международная Комиссия по радиологической защите, неправительственная научная организация, основанная в 1928 для разработки основных принципов и рекомендаций по радиационной защите. Международная комиссия по радиологической защите - это независимая группа научных экспертов, предоставляющая консультации и рекомендации по обеспечению защиты и населения, и персонала ядерной отрасли от ионизирующей радиации.

МАЯРО - Международная ассоциация ядерных регулирующих органов.

МОТ - Международная организация труда.

МУКРБ - Межучрежденческий Комитет по радиационной безопасности, создан в 1990 для согласования вопросов радиационной безопасности на международном уровне. Цель МУКРБ - координация международных усилий в различных направлениях радиационной безопасности. Комитет обеспечил возможность международным организациям участвовать в консультациях и сотрудничестве в этой области.

Членами Комитета стало большинство перечисленных здесь учреждений.

НКДАР ООН - Научный Комитет Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации, созданный ООН в 1955 для сбора, оценки и распространения информации о воздействии ионизирующего излучения на здоровье населения.

ПОЗ - Панамериканская организация здравоохранения.

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций.

Ядерной безопасностью в той или иной мере занимаются и многочисленные неправительственные организации. Достаточно упомянуть активно действующую и в России организацию "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" - Nuclear Threat Initiative (NTI), созданную на благотворительных началахВалеев Р.М. Международный контроль в международном ядерном праве. (К Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 10/IX 1996 г.) // Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2000. - № 2. - с. 185. .

Фонд проповедует два тезиса: 1) ядерное, биологическое и химическое оружие представляет собой крупнейшую в мире угрозу; 2) опасный разрыв между глобальной угрозой и глобальным реагированием на нее непрерывно возрастает.

NTI основана в январе 2001 г. Тэдом Тернером (Ted Turner), который обязался выделить на достижение поставленных целей 250 миллионов долларов - самую крупную сумму, которую частное лицо когда-либо жертвовало на решение проблем безопасности. Г-н Тернер - основатель новостной сети CNN и вице-председатель компании AOL Time Warner, Inc. Сопредседателями фонда являются бывший сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn) и Тэд Тернер. Сенатор Нанн, который также занимает пост главного исполнительного директора фонда, был членом Сената США от штата Джорджия на протяжении 24 лет (1972 - 1996 гг.). Он занимал должность председателя комитета по вопросам вооруженных сил Сената США. Его деятельность в сфере национальной безопасности и международных отношений получила широкое признание в стране и за ее пределами.

NTI является глобальной инициативной группой, деятельность которой сосредоточена на США, России и других республиках бывшего СССР, а также тех регионах Азии и Ближнего Востока, с которыми связаны наибольшие опасения относительно распространения оружия массового поражения. Штаб-квартира нашего фонда находится в Вашингтоне (округ Колумбия). Для повышения эффективности работы NTI в январе 2001 г. представительство фонда было открыто в Москве.

NTI стремится ликвидировать растущий и все более опасный разрыв между угрозой применения ядерного, биологического и химического оружия и глобальным реагированием на нее с помощью:

Принятия прямых мер по уменьшению угрозы посредством выработки начальных, экспериментальных и типовых инициативных программ, которые правительство и частный сектор смогут воспроизводить в большем масштабе.

Придания дополнительных стимулов усилиям по уменьшению угрозы, выступая в качестве катализатора активных действий, способствуя налаживанию диалога, создавая общую платформу и повышая осознание общественностью имеющегося несоответствия между уровнем угрозы и уровнем реагирования на нее. В их числе - организационные несоответствия, несоответствие объема выделяемых ресурсов масштабу угрозы, и неадекватный уровень ее осмысления.

2.3 Ядерная безопасность и радиационная защита

Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается по следующим направлениям Тункин Г. И. Теория международного права. - М.: Зерцало, 2000. - С.171. :

· принятие в рамках международных организаций правил безопасности и радиационной защиты;

· обеспечение безопасной эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайного ядерной аварии;

· обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности.

Координация усилий государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляе тся прежде всего в форме принятия документов, большинство из которых разработано в рамках МАГАТЭ при участии других международных организаций. В их числе: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения); Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (МАГАТЭ, МОТ и ВОЗ) и др.

Основная цель ядерной безопасности, согласно определению МАГАТЭ, -- поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.

Значительное место в системе источников регулирования в области радиационной защиты занимает Конвенция МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г. Конвенция распространяется на все виды деятельности, влекущие воздействие ионизирующей радиации на трудящихся в процессе их работы. В Конвенции определяется порядок установления максимально допустимых доз радиации и максимальные количества радиоактивных веществ, которые могут попадать в организм трудящихся. Запрещается допускать к работе, связанной с ионизирующей радиацией, трудящихся моложе 16 лет, других лиц, если это противоречит медицинскому заключению. Администрация предприятия обязана измерять уровни радиации на рабочих местах, информировать о них трудящихся и принимать все меры по снижению радиации. Государства обязаны привести свое законодательство в соответствие с этой конвенцией.

2.4 Транспортировка радиоактивных веществ

Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспортировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, контроль и меры ответственности.

В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях, например: Соглашение между правительствами РФ и Франции о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия в России 1992 г., Соглашение между правительствами России, Украины, Венгрии о сотрудничестве в области транспортирования ядерного топлива между Венгрией и Россией 1992 г., Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении -- Организации сотрудничества железных дорог; Соглашение о международном железнодорожном сообщении COTIF (приложение -- Правила перевозки опасных грузов RID); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевозки опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

Они определяют, в частности, правила, регулирующие:

· классификацию грузов (в зависимости от видов излучения и степени опасности);

· предотвращение утечки жидких и сыпучих грузов;

· ограничение излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей;

· ограничение радиоактивных загрязнений;

· ограничение активности изотопа в упаковках;

· ограничение числа упаковок в транспортном средстве;

· маркировку упаковок и транспортных средств;

· составление упаковочных комплектов.

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваю тся МАГАТЭ. Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).

2.5 Физическая защита ядерного материала

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортирования. По Конвенции должны соблюдаться следующие требования:

· время нахождения груза в пути должно быть минимальным;

· временное складирование на остановочных пунктах, число перегрузок в пути должно быть сведено к минимуму;

· необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки и т.п.;

· сообщения о перевозках должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;

· маркировка транспортных средств должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;

· круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, должен быть максимально ограничен.

Участники Конвенции договорились также консультироваться и с отрудничать непосредственно или через международные организации в целях усовершенствования конструкций или улучшения обслуживания систем физической защиты, предназначенных для международной перевозки. Кроме того, государства взяли на себя обязательство не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен; государства-участники не импортируют или не разрешают импортировать ядерный материал из страны, не участвующей в Конвенции, если не получат гарантий, что такой материал во время международной перевозки будет защищен. Не разрешаются при отсутствии гарантий безопасности и транзитные перевозки ядерного материала на своей территории по суше или по внутренним водным путям, или через свои аэродромы, или морские порты между государствами, не являющимися участниками Конвенции. Государства определяют в рамках своего законодательства уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства в другую по международным водам или по воздушному пространствуНевейницын С.В. Правовые основы экспертизы обеспечения радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Дис. … канд. юрид. наук. - М., ун-т МВД России. - 2003. - С.17. .

Конвенция устанавливает перечень преступных деяний в отношении ядерного материала и меры правовой помощи.

2.6 Международная помощь в случае ядерной аварии

Правовой основой международного сотрудничества в ликвидации последствий ядерных аварий являются десятки региональных и двусторонних международных договоров, заключенных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях.

Особое место занимают принятые сразу после чернобыльской трагедии многосторонние конвенции (Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.), а также двусторонние соглашения с Данией (1987 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1988 г.) и дрЛиквидация последствий промышленных аварий, связанных с выбросом радиоактивных отходов: Обзор. М. 2002. - С.90. .

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии применяется в случае любой аварии, связанной с любыми ядерными реакторами, установками ядерного топливного цикла, установками по обращению с радиоактивными отходами; перевозкой и хранением ядерного топлива или радиоактивных отходов; изготовлением, использованием, хранением, удалением и перевозкой радиоизотопов для сельскохозяйственных, промышленных, медицинских целей; использованием радиоизотопов для выработки энергии в космических объектах; установками или деятельностью государства-участника или лиц, или юридических субъектов под его юрисдикцией или контролем, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другого государства.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставляют друг другу:

· информацию о времени, месте и характере ядерной аварии;

· данные о соответствующей установке или виде деятельности;

· данные о предполагаемой или установленной причине и предвидимом развитии ядерной аварии, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных веществ;

· общие характеристики радиоактивного выброса;

· количество, состав и эффективную высоту радиоактивного выброса;

· сведения о существующих и прогнозируемых метеорологических и гидрологических условиях, необходимые для прогнозирования трансграничного выброса радиоактивных веществ;

· результаты мониторинга окружающей среды, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных веществ;

· данные о принятых или планируемых защитных мерах вне площадки;

· данные о предсказуемом временном развитии радиоактивного выброса.

Государства-участники ставят в известность МАГАТЭ и другие гос ударства о компетентных органах и пункте связи, ответственных за направление и получение оповещений и информации.

Агентство ведет обновляемый список таких национальных органов и пунктов связи, а также пунктов связи соответствующих международных организаций и предоставляет его государствам-участникам и государствам-членам и соответствующим международным организациям. Когда государству требуется помощь в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуацииЛукашук И.И. Право международной ответственности // Российский ежегодник международного права. 2003. - С.238. (независимо от того, возникает или не возникает на его территории, под его юрисдикцией или контролем такая авария или аварийная ситуация), оно может обратиться за такой помощью к любому государству-участнику непосредственно или через МАГАТЭ. Государства в пределах своих возможностей выделяют экспертов, оборудование и материалы, определяют условия (в том числе финансовые), на которых такая помощь могла бы быть предоставлена. МАГАТЭ в свою очередь предоставляет собственные средства, выделенные для этой цели; безотлагательно передает просьбу другим государствам и международным организациям, которые могут располагать необходимыми средствами; и если запрашивающее государство просит об этом, координирует международную помощь.

Подобные документы

    Международные организации как субъекты международных отношений, их роль в создании системы безопасности в мире. Проблемы, перспективы обеспечения военно-политической безопасности в Европе. Региональные организации в обеспечении международной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2011

    Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. Характеристика и анализ основных источников международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2010

    Определение структуры и роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, возложение на его главной ответственности по поддержанию мира и коллективной безопасности. Изучение современных международных конфликтов и способы их урегулирования.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Методические основы исследования проблем ядерной национальной безопасности. Становление суверенного Казахстана и его место в формировании современной стратегии ядерной безопасности. Ядерная политика и ядерные полигоны на территории республики Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2010

    Анализ роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) в обеспечении системы коллективной безопасности. ООН и урегулирование международных кризисов и конфликтов. Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании войны в Ираке (2003-2011 годы).

    дипломная работа , добавлен 21.07.2014

    Определение роли Организации Объединенных Наций (ООН) в урегулировании международных конфликтов. Анализ деятельности Совета Безопасности ООН как органа, ответственного за поддержание мира и безопасности и урегулированию международных конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Изучение сущности современного международного права. Характеристика государственных границ и способов их установления. Исследование кодификации права международных договоров. Особенности системы и источников дипломатического права. Вопросы гражданства.

    шпаргалка , добавлен 27.04.2010

    Система международных отношений и основные факторы формирования международной обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Эволюция угроз региональной безопасности. Двустороннее и многостороннее сотрудничество по вопросам безопасности в АТР.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Гарантии безопасности каждого отдельного государства лежат через всемерное укрепление всеобщей безопасности. Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях. Согласительные (политические) средства разрешения международных споров. Устав ООН.

    лекция , добавлен 13.07.2008

    Характеристика системы реализации, динамики и структуры международной торговли в современных условиях. Исследование роли и места ГАТТ и его приемника ВТО в развитии международной торговли. Анализ тенденций развития тематики международных организаций.

Ядерная безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз, возникающих при нормальной эксплуатации ядерных установок гражданского и оборонного назначения и в случаях ЧС с этими установками. Я.б. предусматривает разработку системы организационно-технических мероприятий, проводимых на ядерно опасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных факторов воздействия на людей, объекты и окружающую среду. Эти мероприятия проводятся в организациях и на предприятиях, непосредственно связанных с получением, переработкой, транспортировкой, хранением и захоронением ядерных материалов или использованием ядерных технологий (реакторы ядерных энергетических установок, хранилища радиоактивных отходов, хранение и применение ядерного оружия и др.). Я.б. рассматривается как свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течение заданного времени в штатных и нештатных ситуациях. Обеспечение Я.б. связано с исключительно важной особенностью: ядерные установки представляют наиболее высокую потенциальную опасность. Существенная опасность для здоровья населения может возникнуть, если значительная доля содержимого активной зоны энергетического реактора будет выброшена в атмосферу. Аварийные и катастрофические выбросы радиоактивности являются, несомненно, неприемлемым событием, и с точки зрения общей безопасности требуют принятия мер для обеспечения того, чтобы такие выбросы и риски тяжелых катастроф были сведены к минимуму. Меры по обеспечению Я.б. включают в себя: применение эшелонированных систем безопасности, специальных технологических и проектных решений; жесткое регулирование вопросов эксплуатации установок, периодическое техническое обслуживание и инспекцию, мониторинг состояния автоматизированных систем защиты. Кроме того, применяются различные методы, включая научно обоснованные консервативные запасы прочности, ресурса, надежности и живучести, различные физические барьеры на пути выброса радиоактивности. Вопросы обеспечения Я.б. отражены в Трудовом кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; федеральных законах от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»; от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Органы государственного регулирования Я.б. в пределах своей компетенции наделены полномочиями:

  • вносить предложения по разработке законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
  • разрабатывать, утверждать и вводить в действие нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • осуществлять в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
  • проводить инспекции, связанные с выполнением своих полномочий;
  • принимать участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • осуществлять контроль в области охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами при использовании атомной энергии;
  • осуществлять контроль за деятельностью в области регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • осуществлять контроль за выполнением международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из строя ядерных установок должны осуществляться на основании норм и правил безопасности в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Проектирующие, создающие и эксплуатирующие организации в целях Я.б. гарантируют:

  • использование ядерной энергетической установки по назначению;
  • организацию и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования ядерной техники и технологий и для населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • учет индивидуальных доз облучения работников ядерных объектов;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке;
  • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • осуществление физической защиты ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки;
  • информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

Физическая защита ядерных установок предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

  • предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;
  • своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок;
  • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Надзор за обеспечением физической защиты ядерных установок, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется органами государственного регулирования безопасности. Для выполнения функций по обеспечению физической защиты ядерных объектов могут привлекаться органы внутренних дел и органы службы безопасности.