Административное расследование дтп без пострадавших. Дознание по дтп после оформления первичных документов

Если разобраться в обстоятельствах аварии на месте не удалось, то все участники ДТП должны будут явиться в отдел дознания ГИБДД для рассмотрения материалов дела — в народе эту процедуру обычно называют «разбор». Именно там сотрудник ГИБДД изучит все документы, опросит водителей и свидетелей (если они есть) и вынесет решение по делу.

Стоит обратить внимание, что ГИБДД устанавливает исключительно факт нарушения водителем правил дорожного движения. Но не занимается выяснением причинно-следственных связей между каким-то событием и аварией. Например, что ДТП произошло из-за большой ямы на дороге (в этом случае инспектор лишь фиксирует все обстоятельства ДТП, характер дорожного полотна и указывает, что выбоина могла быть «сопутствующим фактором» ДТП). Также в ГИБДД не выясняют степени виновности водителя в аварии — последнее особенно важно при так называемой «обоюдке», когда в ДТП виноваты оба водителя. Последние вопросы необходимо решать уже в суде.

На «разбор» вы имеете полное право пригласить адвоката. И если ДТП было довольно серьезным, то «Авто Mail.Ru» настоятельно советует это сделать — потраченные на юриста деньги могут затем с лихвой окупиться.

Все без исключения участники ДТП имеют право на этой стадии разбирательства:

  • знакомиться с материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства, заявлять ходатайства;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
  • обжаловать постановление по делу.

Именно в группе «разбора» вам очень пригодятся записи с видеорегистратора, которые могут легко доказать вашу позицию. Однако нужно иметь в виду — если на видеорегистраторе видно, что вы нарушили ПДД, то никто не заставит вас предъявлять видеозапись. Согласно 51-й статье Конституции России «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Вы имеете полное право требовать проведения экспертизы, приобщения к делу тех или иных документов, вызова свидетелей и так далее (например, вы можете требовать запроса справок о состоянии освещения или дорожного полотна).

Если результаты «разбора» вас не устраивают, то вы имеете право в течение 10 дней его обжаловать. Снова считаете решение неправомочным? Тогда добро пожаловать в суд

Возите советы от «Авто Mail.Ru» с собой. Сделать это просто:
1. Зайдите на «Авто Mail.Ru» со своего мобильного, откройте F.A.Q. и добавьте страницу в Закладки. Открывайте закладку всегда, когда она вам потребуется.
2. Считайте QR-код своим смартфоном и добавьте открывшуюся страничку в Закладки. Пользуйтесь закладкой в любом месте и в любое время.

Сегодня продолжим рассматривать тему, что делать после ДТП. Какой порядок ваших действий, которые нужно знать и желательно выполнять после того, как вы попали в ДТП. Что делать, если вы считаете себя невиновным?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

В статье Попал в ДТП . Что делать? я писал, что необходимо делать сразу же после аварии. В статье Действия при ДТП я рассказал, как себя вести после приезда сотрудников ДПС. Перейдем к следующим действиям.

Итак, вы получили на руки документы: копию оформленного Протокола об административном правонарушении и справку об участии в ДТП от сотрудника ДПС. Что делать дальше? После оформления аварии и подписания сотрудник ДПС назначает вам время встречи в группе разбора ГИБДД (официальное название – группа административной практики) того района, на территории которого и произошло ДТП.

Для чего нужна группа разбора, если схема составлена, протокол подписан?

В группе разбора происходит выявление нарушителей ПДД. Инспектор рассматривает материалы по ДТП, определяет нарушителя ПДД и выносит постановление об административном правонарушении. Виновника аварии, а так же лишение водительских прав по КоАП РФ определяет не инспектор ГИБДД, а суд . Только по решению суда вас могут лишить прав. Запомните это! Многие водители, уверенные в своей правоте, думают: «Что я буду еще время терять на поездки в ГИБДД, уже столько времени потеряно в ожидании прибытия ДПСников. Итак все ясно, я прав (или я права), все объяснения уже записаны, а постановление придет по почте».

Конечно, можно не ходить в группу разбора, если у вас, например, разбита фара, которая стоит копейки. Или царапина небольшая на крыле. Да еще и виновный в ДТП со всем согласился и все подписал, и свидетели поставили свои подписи.

По закону можно вынести решение и без вашего участия, но я бы не советовал вам все пускать на самотек и доверять незнакомым людям. Может случиться так, что на группу разбора, которую вы пропустите, придет ваш обидчик с адвокатом и кучей свидетелей, которые будут доказывать, что виноваты вы. И вынесенное решение может стать для вас полной неожиданностью, когда вас назначат нарушителем ПДД. Поэтому не будьте пассивными и обязательно приходите на группу разбора. Тем более, что само рассмотрение проходит очень быстро. Бывает, что вы только зайдете к инспектору в группу разбора, а через минуту он вам дает подписать решение.

Что делать дальше?

Помните, что согласно статьи 25.1 КОАП РФ , вы можете ознакомиться со всеми делами заранее , давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Ваша задача — собрать как можно больше доказательств своей невиновности и предоставить их в группу разбора в письменном виде (не устном). Согласно статьи 24.4 КОАП РФ , сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть такое заявление и сразу же дать письменный ответ.

Чтобы лучше подготовиться, вы можете обратиться в свою страховую компанию (заранее) и получить совет эксперта. Можно провести юридическую экспертизу аварии и помощь в подготовке документов. Так же вы можете прямо сейчас получить нужный вам совет от автоюриста, который поможет разобраться и помочь решить конкретно ваш вопрос в форме внизу справа.

Если вы предполагаете, что вас могут обвинить в произошедшем ДТП, то приходите заранее (раньше назначенного времени) и просите ознакомить вас со всеми материалами дела. Вам не имеют права отказать. Тщательно изучайте все записи, схему. Вы можете все бумаги сфотографировать на мобильный телефон, а потом в спокойной обстановке просмотреть, со всем разобраться, проконсультироваться и подготовиться. И если не уверены в своих силах или что-то вам не понятно, то обращайтесь к адвокату, тем более найти адвоката по ДТП сейчас не проблема.

Итак, вы пришли в группу разбора в назначенное вам время

Желательно не опаздывать и зайти всем вместе, можете прийти со своим адвокатом (это если вы не пришли заранее). Инспектор рассматривает материалы по ДТП, определяет нарушителей ПДД и выносит постановление об административном нарушении. Если требуется, то отдельно проводит опрос свидетелей аварии. Если все участники ДТП согласны с вынесенным решением инспектора группы разбора, то нарушитель ПДД должен оплатить назначенный штраф и затем представить квитанцию об оплате штрафа в группу разбора. После этого дело об административном нарушении считается закрытым.


Что делать, если вы не согласны с вынесенным решением, считаете себя невиновным?

Подавайте жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД или в суд в течение 10-ти дней. Хочу еще раз добавить, что признать виновным в ДТП, лишить прав или арестовать виновного может только суд, а не инспектор ГИБДД. В группе разбора на основании материалов инспектором выносится только постановление об административном правонарушении.

Вам должны выдать следующие документы

1. справку об участии в ДТП

Введение.

Правильное оформление документов на месте ДТП позволяет сократить число посещений ГИБДД и страховой компании (СК) для получения страхового возмещения.

При возникновении ДТП причастным к нему водителям следует:

остановить автомобиль;

включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, связанные с происшествием, записать данные свидетелей ДТП;

вызвать сотрудников ГИБДД и, если это необходимо, "Скорую медицинскую помощь";

совместно заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией;

сообщить друг другу данные о страховых полисах ОСАГО (серию и номер полиса, дату выдачи, наименование, адрес и телефон страховой компании);

уведомить, если возможно, свою страховую компанию о случившемся, согласовать дальнейшие действия, позвонив в круглосуточную диспетчерскую службу (или аналогичную, если такая имеется в СК);

оформить и получить на месте аварии от сотрудника ГИБДД справку об участии в ДТП по установленной форме.

Достаточно часто на месте происшествия сотрудник ГИБДД не принимает решения о при- влечении к административной ответственности кого-либо из водителей, участников ДТП. Такое решение принимается в группе административной практики подразделения ГИБДД по результатам разбора обстоятельств случившегося при выявлении факта административного правонарушения

> Разбор происшествия в ГИБДД

Работа должностных лиц на месте ДТП завершается составлением целого ряда первичных процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра транспортных средств, протокола осмотра трупа (при его наличии), справки по ДТП, схемы ДТП, объяснений причастных к аварии лиц (а также потерпевших и свидетелей), рапортов сотрудников ДПС, выезжавших на происшествие, актов медицинских освидетельствовании водителей -- участников происшествия. Весь пакет перечисленных документов передается старшим должностным лицом, выезжавшим для “оформления” ДТП, в дежурную часть подразделения ГИБДД территориального УВД (в случае отсутствия человеческих жертв и тяжких травм) либо сразу в дежурную часть ОВД, УВД, ГУВД для регистрации по единой книге происшествий.

Как правило, уже на следующий день материал с присвоенным ему номером поступает либо к дознавателю ГИБДД для рассмотрения дела об административном нарушении -- в случае отсутствия квалифицирующих признаков ст. 264 УК РФ, либо в следственный отдел ОВД, УВД, ГУВД к следователю, специализирующемуся на данной категории уголовных дел. Таков общий порядок.

Поскольку сейчас мы рассматриваем тот вариант разрешения обстоятельств ДТП, который относится к прерогативе дознания, остановимся сначала на том, с чем обычно сталкиваются причастные к ДТП водители, приглашенные к дознавателю ГИБДД.

По общему правилу, предусмотренному ст. 257 КоАП РСФСР, на рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотрен пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело протокола (постановления об административном нарушении) и других материалов дела. Попутно отмечу, что протокол об административном нарушении водителем--участником ДТП конкретных положений ПДД составляется далеко не всегда, а если составляется, то нередко содержит что угодно, только не указание вида нарушения. И это понятно, ибо на месте аварии, даже при тщательно проведенном осмотре места происшествия, не всегда можно точно определить причины случившегося, а значит и объективно назвать допущенные нарушения конкретных пунктов действующих ПДД.

Кроме этого, пятнадцатидневный срок, отпущенный административным законодательством для принятия постановления по делу, не всегда соблюдается, ибо почти автоматически продляется в силу ряда объективных обстоятельств: проведения судебно-медицинской экспертизы, назначения и проведения автотехнических исследований, неявки кого-либо из причастных к аварии лиц и т.п. Такова сложившаяся практика, хотя непосредственно административным законодательством продление сроков рассмотрения дел данной категории не предусмотрено.

Итак, вы получили приглашение явиться в подразделение ГИБДД для разбора ДТП -- устное по телефону или повесткой. Думается, не стоит становиться на формальную позицию и настаивать на вызове только официальной повесткой, как того советуют многие юристы. Кроме раздражения и неприязни в свой адрес вы ничего не вызовете. Вместе с тем обращение к квалифицированному адвокату за советом перед посещением дознавателя имеет прямой смысл. Более того, возможно, будет целесообразным заключить с ним соглашение на ведение вашего дела. Тогда к дознавателю вы сможете идти уже не один. Напоминаю, ст. 250 КоАП предусматривает участие адвоката в рассмотрении административного дела. Здесь все зависит от вашего решения и финансовых возможностей.

Направляясь на разбор ДТП в подразделение ГИБДД, нужно быть готовым к тому, что придется давать повторные объяснения по существу произошедшего. Хорошо, если вы помните свои первоначальные объяснения и неукоснительно следуете изложенным выше советам. Иначе у вас могут появиться проблемы, особенно если по каким-либо причинам по отношению к вам уже возникла некая предвзятость со стороны должностного лица, сидящего в кресле напротив. Отстоять свою позицию и добиться правды можно, лишь опираясь на закон и знания своих прав.

Общаясь с причастными к ДТП водителями, дознаватели ГИБДД, как правило, не позволяют “заглянуть в папку с делом”, т.е. лишают их возможности восстановить ситуацию аварии на основании собранных на месте происшествия документов, в том числе схемы места ДТП, которую иногда демонстрируют фрагментарно “из-под обшлага кителя”. Водителей заставляют “вспоминать все начистоту”. Это делает невозможным проведение независимых автотехнических исследований, если, конечно, участники ДТП еще на месте аварии не скопировали себе составленную выездным дежурным ГИБДД схему ДТП. Подобный подход может быть на руку вашему “противнику” по происшествию.

Нередко всех причастных к ДТП водителей приглашают к дознавателю в одно и то же время, фактически сводя “разбор аварии” к одной большой очной ставке. По общению -- его характеру, тональности, направленности -- всегда можно сделать вывод о том, насколько объективно дознаватель пытается вникнуть в суть происшествия. Любые сомнения с вашей стороны в компетентности или подозрения в заинтересованности должностного лица должны выражаться в жалобе вышестоящему начальству либо прокурору. При этом ваша жалоба должна содержать не одни лишь эмоции по поводу предвзятого к вам отношения, а четкие формулировки, подтверждающие изложенное в жалобе мнение. Это могут быть конкретные высказывания дознавателя по поводу происшествия, реплики и даже действия, говорящие о заинтересованности должностного лица в определенном исходе дела.

Специально хочется обратить внимание на то, что значительное количество споров по ДТП не может быть разрешено без проведения автотехнических исследований, которые могут назначаться как дознавателем, так и производиться независимо самими участниками ДТП. В последнем случае, правда, никто не может заставить дознавателя приобщить заключение специалиста в области автотехники к материалам административного дела. Таков закон. Сами же дознаватели стараются не назначать никаких исследований, ибо их результаты могут совсем не совпадать с собственным мнением человека в форме о причинах ДТП. Кроме того, проведение автотехнических исследований возможно лишь с привлечением либо нештатных специалистов -- а им нужно платить, либо в экспертных учреждениях системы МВД -- а они всегда перегружены работой. Проводить или нет независимые автотехнические исследования по материалам аварии -- решать только вам (желательно, чтобы вы посоветовались перед этим с адвокатом). И хотя дознаватель и не примет то, за что вы заплатите приличные деньги, утешением для вас может служить возможность приобщить консультативное мнение специалиста (так обычно именуется этот документ) к жалобе на неудовлетворяющее вас постановление органа дознания. Попутно сообщим, что в Москве, например, автотехнические исследования и экспертизы проводят несколько экспертных учреждений, в том числе Экспертно-крими-налистический центр МВД РФ, МАДИ, Бюро независимой экспертизы “Версия”.

Процесс дознания по делу об административном правонарушении завершается составлением постановления по делу, которое должностное лицо под расписку вручает водителю, признанному нарушителем нормы права (в нашем случае -- действующих ПДД).

Постановление должно объявляться немедленно по окончании дознания/рассмотрения дела (ст. 263 КоАП). Срок вручения копии в соответствии с названной статьей закона -- три дня. Потерпевшему, по его просьбе, также может быть вручена копия постановления.

Статья 247 КоАП РСФСР, а также п. 4 Приказа министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993 г. обязывают орган дознания разъяснять нарушителю его права, предусмотренные законодательством, разрешать знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью адвоката, делать из материалов дела выписки, обжаловать постановление по делу.

Таким образом, заявления должностного лица о том, что нарушителю изучать материалы дела “не положено”, поскольку они, якобы, предназначены “для служебного пользования”, -- ни что иное, как грубое нарушение положений закона. Незамедлительная жалоба прокурору, думается, сделает свое дело, и материалы дознания будут представлены вам в полном объеме.

– случай не очень приятный: долгое ожидание сотрудников ДПС, заполнение документов, попытки найти виновного, потраченные нервы и время…Однако потом участников аварии ждет еще одна не слишком приятная, но очень важная процедура – так называемая «группа разбора» в ГИБДД (официально она называется «группой административной практики»). Ее задача – рассмотреть все обстоятельства случившейся аварии и выявить виновного.

Можно ли не приходить на группу разбора?

Время и место встречи с группой разбора должен назначить инспектор ДПС сразу после оформления всех документов о ДТП.
  • Если в результате аварии никто не пострадал и был причинен вред только имуществу , дело будет рассмотрено по месту совершения ДТП или по тому месту, которое будет указано вами в протоколе.
  • Если же в результате ДТП был причинен легкий или средний вред здоровью , то дело будет рассматривать районный суд по месту совершения ДТП.
  • Не присутствовать на разборе можно, но тогда результат может быть для вас не самым приятным

    Многие водители игнорируют «группу разбора», полагая, что в документах и так уже все зафикисровано и виновник аварии очевиден. Конечно, если у вашего автомобиля небольшая царапина, а виновник ДТП все признал и подписал, разбор в ГАИ можно проигнорировать – окончательное решение вынесут и без вашего участия (впрочем, бывали случаи, когда на 100% невиновный водитель после разбора признавался виновником ДТП ). Однако если есть хоть малейшие сомнения в окончательном решении, обязательно следует присутствовать на разборе, чтобы иметь возможность доказать свою правоту .Если по объективным причинам вы не можете присутствовать на разборе, заранее подайте письменное ходатайство о переносе даты или места разбора.

    Как подготовиться к разбору ДТП в ГИБДД

    1. К разбору ДТП в ГАИ следует подготовиться. Во-первых, согласно статье 25.1 КоАП, вы имеете право заранее ознакомиться со всеми материалами . Придите в ГИБДД за несколько дней до назначенной даты разбора и попросите предоставить вам все имеющиеся записи и схемы.

    В сложных случаях на группу разбора в ГИБДД можно пригласить автоюриста

    2. Кроме того, если у вас имеются свидетели ДТП , вы должны заранее подать письменное ходатайство на вызов этих людей. Помните, что свидетелем может быть кто угодно: случайный пешеход или ваш родственник, находившийся с вами в машине.3. Если ДТП сложное и вопрос о виновнике может быть решен неоднозначно, лучше (найти адвоката, специализирующегося на ДТП, сейчас несложно). Вместе с вами он должен изучить материалы дела, а потом сопровождать вас на разборе.

    Как вести себя на группе разбора в ГИБДД

    Постарайтесь не опаздывать на встречу с «группой разбора» (в таком случае обсуждение дела просто начнут без вас).В ходе рассмотрения дела вы можете знакомиться с материалами, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы – все ваши права изложены в ст. 25.1 КоАП .Кроме того, вы имеете право записывать ход разбора ДТП на диктофон . Если окончательное решение вас не устроит и вы решите его обжаловать, запись может вам пригодиться.По итогам разбора ДТП будет вынесено постановление об административном нарушении. Если вы не согласны с решением «группы разбора», вы можете обжаловать его в течение 10 дней в вышестоящей инстанции ГИБДД или в суде . Отсчет 10-дневного срока идет с того момента, когда вы получили постановление на руки, так что ни в коем случае не подписывайте ничего задним числом. 

    Многие автолюбители хотя бы раз в своей жизни становились участниками дорожно-транспортного происшествия. В настоящее время по некоторым видам правонарушений административный материал рассматривается сначала в ГИБДД, а уже в случае несогласия с вынесенным Постановлением – обжалуется в суд. Важное значение при привлечении к административной ответственности имеет наличие Вашей вины в происшествии, степень тяжести и сложности ДТП и иные обстоятельства его совершения. В иных случаях дело может изменить свой статус на уголовное, а самыми неприятными последствиями привлечения к административной ответственности можно назвать лишение прав и административный арест.

    Стоит заметить, что признать виновным в ДТП и применить меру ответственности в виде административного ареста либо лишения прав согласно действующей сейчас редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) может только суд. Сотрудник ГИБДД лишь фиксирует факты нарушений и составляет соответствующий протокол об административном правонарушении.

    Далее сотрудник ГИБДД назначает дату время для явки в так называемую группу разбора ГИБДД, официальное название которой – группа административной практики (по исполнению административного законодательства), куда следует явиться всем сторонам ДТП одновременно. Здесь уже инспектор группы рассматривает в совокупности все материалы, определяет, кто нарушил Правила дорожного движения (ПДД), выносит постановление об административном правонарушении. На стадии рассмотрения материала по существу можно всеми законными способами доказывать свою вину и требовать содействия в истребовании необходимых доказательств. После этого все эти материалы в последующем передаются на рассмотрение в суд для окончательного установления виновника происшествия и применения в отношении него той или иной санкции предусмотренной КоАП РФ в зависимости от характера правонарушения.

    Звоните нам и приходите со своей проблемой. Мы не за судебную волокиту, а за решение Вашей проблемы, если Вас привлекли к административной ответственности.

    Однако, помощь юриста и адвоката на группе разбора и при рассмотрении в суде не всегда может помочь участнику административного производства и склонить инспектора по исполнению административного законодательства на Вашу сторону. В этой ситуации Постановление необходимо обжаловать.

    В том случае если суд, рассмотрев административный материал, признал Вас виновными в ДТП, не стоит отчаиваться, так как административное законодательство предусматривает возможность обжаловать постановление суда в вышестоящий суд в течение 10 суток с момента его получения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. а после, если и во второй инстанции удача не улыбнулась, то можно обжаловать в порядке надзора в Президиум суда Вашего региона.

    Можно так же обжаловать в суде постановление по делу об административном правонарушении группы разбора в течение тех же 10 суток с момента получения его на руки.

    И наконец, в случае, если вы придете к консенсусу на этапе группы разбора ГИБДД, и все единогласно установят виновника ДТП, который в свою очередь вину отрицать не будет, то обращения в суд не потребуется, последний просто оплачивает положенный штраф и предоставляет в ГИБДД квитанцию об оплате.