Значение рук регулировщика. Что означают сигналы регулировщика

На дорогах нашей страны часто случаются такие ситуации, когда перестает работать светофор на оживленном перекрестке, а управление и координацию движения по ПДД берет на себя регулировщик, стоящий на середине перекрестка.

Регулировщик полностью берет на себя контроль за регулированием и направлением стоящих на перекрестке автомобилей. Соответственно, каждому водителю требуется полностью знать и четко выполнять все сигналы регулировщика, которые подаются согласно ПДД.

Как правило, функции регулировщика на перекрестке выполняет . По просту говоря, он является аналогом светофора, в результате действий которого идет правильное движение и не создаются пробки. Он подает сигналы всем участникам движения, начиная от легковых автомобилей и заканчивая трамваями и троллейбусами, а также и пешеходам, переходящим проезжую часть перекрестков.

Для регулирования он использует принятые и единые жесты рук и свое тело. Жесты могут быть в виде вытянутых вверх рук или вытянутой только правой руки вперед, а также положения груди, спины и плеча по отношению к автомобилям и пешеходам.

В себе в помощь регулировщик может использовать также жезл и специальный диск с красным цветом. Данные устройства позволяют лучше определить и понять действия сотрудника автоинспекции, отвечающего за безопасность на дороге. Также ему разрешено использовать дополнительно различные жесты руками, которые будут понятны для всех водителей.

Стандартные и логичные значения

Во время обучения в автошколе отводится специальный курс по изучению жестам и сигналам регулировщика. Во время него всех курсантов знакомят со стандартными положениями рук и жезлов, которые заменяют работу светофоров. После изучения данного курса каждый курсант в автошколе сдает соответствующие , которые позволяют закрепить полученные знания.

Чтобы освежить память, ниже представлены основные все возможные жесты и сигналы, которые использует регулировщик:

Основные и простые запоминающиеся жесты:

  • Повернут «спиной» — означает ;
  • Рука вытянута вверх - запрещено движение всем, т. е. красный свет для всех;
  • Повернут правым плечом с вытянутой рукой - тоже красный свет;
  • Плечи повернуты параллельно дороге - означает зеленый свет светофора.

Важным моментом является то, что больший приоритет имеет регулировщик движения, нежели работающий светофор.

Правила регулирования

Как показывает практика, во время движения на дорогах в городе регулировщика встретить можно нечасто, поэтому значения его жестов и сигналов большинство водителей со временем забывают. А если населенный пункт является небольшим городком с населением около 50 тысяч, то он там может появиться очень редко, почти один раз в сто лет. По своей сути все его сигналы имеют свое логическое значение и трудностей в запоминании их не должно возникнуть.

1. Поднята рука вверх

  • Трамвай: ехать запрещено;
  • ТС: ехать запрещено;
  • Пешеход: идти запрещено.

В случае поднятия руки вверх регулировщиком абсолютно для всех участников на дороге запрещается движение. Все должны стоять и ожидать следующего его указания.

2. Руки вытянуты или опущены вниз

Данный жест регулировщика имеет два одинаковых значения ПДД: при вытянутых руках вверх или же опущенных вниз.

а) для тех кто стоит спереди и сзади:

  • Трамвай: ехать запрещено;
  • ТС: ехать запрещено;
  • Пешеход: идти запрещено.

б) для тех кто стоит с боков:

  • Трамвай: можно двигаться только прямо;
  • ТС: движение только прямо и разрешен поворот направо;
  • Пешеход: можно переходить дорогу.

3. Правая рука вытянута перед собой вперед

Данный сигнал и жест сотрудника полиции является по сложности самым запутанным. Он имеет четыре разных значения ПДД для всех участников. Если следовать логике, то большая часть из них будет понятна.

а) для того кто находится со стороны правого плеча:

  • Трамвай: двигаться запрещено;
  • ТС: двигаться запрещено;
  • Пешеход: идти запрещено.

б) для тех кто находится сзади:

  • Трамвай: ехать запрещено;
  • ТС: ехать запрещено;
  • Пешеход: разрешено.

в) с левой стороны:

  • Трамвай: можно совершать ;
  • ТС: разрешено двигаться в любую сторону;
  • Пешеход: запрещено.

г) спереди:

  • Трамвай: двигаться направо;
  • ТС: двигаться направо.
  • Пешеход: запрещено.

Подведя итог, можно сделать следующий вывод :

Регулировщик на дороге может появиться только в двух случаях: при неработающем светофоре или при образовавшемся заторе. На перекрестах города его можно увидеть нечасто, но знать все его жесты нужно обязательно. Если вдруг возникают трудности с пониманием какого-либо сигнала, то можно ориентироваться на поток или как двигаются все остальные.

В настоящее время регулировщики на дорогах встречаются довольно редко. Именно подобная редкость и является причиной того, что большинство водителей забывают, что означают многие жесты авторегулировщика. Таким образом, на сегодняшний день очень актуальным является вопрос запоминания этих самых действий, ведь лучше немного напрячь память, нежели попасть в опасную и неприятную ситуацию, которая может закончиться аварией .

Почему жесты на дороге так важны?

Регулировщика с полной уверенностью можно назвать «живым» светофором, условные знаки которого необходимо понимать и выполнять всем участникам движения на перекрёстке! Точно, точно, этот человек сигнализирует не только водителям, но и пешеходам. В зависимости от положения его рук и корпуса либо разрешается, либо запрещается передвигаться в том или ином направлении.

Неотъемлемым атрибутом работы такого специалиста является жезл или диск со светоотражателем или красным сигналом, которые необходимы для улучшения видимости. С их помощью он подаёт запрещающие или разрешающие условные знаки. Вне зависимости от того, есть в руках авторегулировщика жезл или он отсутствует, вы обязаны выполнять его сигналы!

Жесты регулировщика ПДД могут сопровождаться дополнительным свистом. Это акцентирует внимание любого участвующего в дорожном движении человека на смене его положения.

Наиболее важные моменты

Несмотря на то что каждый будущий водитель изучает свод правил, касающихся действий на регулируемом человеком перекрёстке, многие сдают экзамен и благополучно . Итак, освежим в памяти то, что вы уже наверняка знаете.

Существует вереница общих правил, которая даст возможность вам легко и быстро вспомнить все условные знаки того, кто регулирует дорожное движение:

  • он может разрешить передвижение автомобилей только с двух сторон регулируемого перекрёстка;
  • вытянутая рука человека с жезлом всегда указывает на направление, вдоль которого можно двигаться;
  • его спина приравнивается к красному свету на светофоре;
  • трамвай может следовать только вдоль рук регулировщика, в то время как автомобиль может ещё сворачивать направо.

Ещё один важный момент - если человек с жезлом начал менять положение корпуса и рук, то водитель должен завершить манёвр, это не будет рассмотрено как нарушение правил дорожного движения.

Также стоит знать, что сигналы человека-регулировщика имеют , нежели светофоры и дорожные знаки. Это ещё один из поводов хорошенько задуматься над важностью этой персоны на дороге.

Видео о видах сигналов регулировщика:

Главные сигналы и их расшифровка

На самом деле, схема жестов авторегулировщика достаточно проста, стоит всего лишь сравнить их с сигналами светофора и сразу всё станет ясно. Чтобы понять, как запомнить все положения человека с жезлом, стоит лишь включить логику и желание.

Поднятие руки вверх

Как понять, почему при поднятии «управляющим перекрёстком» руки вверх запрещается двигаться и пешеходам, и автомобилям в любом направлении? Очень просто, вспомните про жёлтый свет светофора и его значение.

Сигнал поднятой руки очищает перекрёсток от всех участвующих в дорожном движении , поэтому совершенно неважно, какой стороной к вам стоит тот, кто регулирует. Всё просто - движение запрещено!

Очень часто такой жест применяют для возможности дать дорогу спецтранспорту, который пересекает перекрёсток.

Разведённые или опущенные руки

Разведённые в стороны и опущенные руки обозначают одно и то же . Зачем такие сложности? Бывают ситуации, когда через перекрёсток проходит крупногабаритный транспорт или же перекрёсток сам по себе достаточно узкий, тогда регулирующий движение не может развести руки в стороны, так как будет препятствовать нормальному передвижению автомобилей.

Этот условный знак приравнивают к красному свету светофора . Вы не можете двигаться дальше, если находитесь перед грудью или спиной авторегулировщика с опущенными или разведёнными руками.

В случае когда специалист-регулировщик в одном из таких положений находится к вам боком, вы можете двигаться прямо или направо. Это положение человека с жезлом приравнивают к значению зелёного света . Он может находиться к вам правым или левым боком, это не влияет на значения жеста.

Вытянута вперёд правая рука

В случае когда «хозяин жезла» повернулся к вам лицом и вытянул правую руку вперёд, вы смело можете поворачивать направо. Этот жест полностью соответствует зелёной стрелке светофора, которая указывает вправо. В других направлениях движение запрещено!

Если вы находитесь за спиной или справа от него в таком положении, то вам стоит ожидать своего разрешения на движение.

Водители автомобилей, что находятся слева от регулировщика, могут двигаться в любом направлении.

Если вы относитесь к пешеходам, то повёрнутый спиной к вам регулировщик - это говорит о разрешении переходить дорогу.

Итак, не стоит бояться «управляющих перекрёстками». Мы подсказали вам, как понять и изучить их действия. На практике вы увидите, что это очень легко и просто читать жесты авторегулировщика.

Регулировщик - это не грозный дядька, который налево и направо хаотично размахивает руками и всё время ворочается, это человек, что облегчает и помогает вам пересечь тяжёлый перекрёсток.

Понимать действия регулировщика – проблема особая. Это скажет вам любой автолюбитель. Вы хотите досконально (и при этом особо не заморачиваясь) изучить сигналы и жесты регулировщика? Тогда продолжайте читать этот опус! В противном случае, — пропустите это чтиво, ибо оно вам все равно не поможет.

Многие курсанты автошкол (да и масса водителей) полагают, что тема «Сигналы регулировщика»:

  • во-первых, самая ненужная;
  • во-вторых, самая сложная.

Давайте-ка разберемся в мотивации таких мнений.

Самая ненужная тема в ПДД?

ВАЖНО! Сделаем ремарку! Редко применяют СТАНДАРТНЫЕ СИГНАЛЫ. Просто нестандартные (типа – «Ты – сюда! Ты – стой! Э-э, ты куда? А, ну-ка, назад! И куда ты прёшься?!!») понятны всем! А вот стандартные – предусмотренные разделом 7 ПДД, — действительно, используются – ох, как! – не часто.

Почему? Здесь много точек зрения, но все они сводятся к двум основным:

  • водительской;
  • гаишной.

Водители полагают, что инспекторы ГИБДД не применяют стандартные сигналы потому, что сами их не знают. А вот ГИБДДешники убеждены в обратном: они не используют стандартные сигналы в силу того, что недалекие водители (в основной своей массе купившие права) элементарно не разбираются в них.

Представляется, что истина, как всегда, находится где-то посередине: и «водилы», и регулировщики чувствуют себя достаточно неуверенно в условиях стандартного «жезлового» регулирования. Так и живем, кивая друг на друга. Возмутительно! И… смешно!

Самая сложная тема в ПДД?

Что касаемо особой сложности указанной темы (среди прочих тем ПДД), то позволим себе в корне не согласиться с такой позицией. Заявленная «сложность» данной темы обусловлена двумя моментами:

  • нежеланием самого курсанта автошколы (или уже водителя) основательно разобраться с проблемой сигналов регулировщика;
  • откровенным неумением инструкторов автошкол преподать эту тему на необходимом прикладном уровне.

А вот причина подобного нежелания и обозначенного неумения кроется в крайне низкой степени применяемости сигналов регулировщика и в итоговом экзаменационном модуле (теоретическом экзамене в ГИБДД), и в реальной практике дорожного движения.

Попробуем исправить существующее – вопиющее – положение вещей. Сделаем эту тему – жесты и сигналы регулировщика – обычной, нормально усваиваемой.

Дорогу осилит, как известно, идущий. Вперед!

Разбираемся: регулировщик в картинках с комментариями

Стандартные и нестандартные сигналы

Сразу же необходимо оговориться (пусть мы и повторимся!): все – какие только возможно! – сигналы регулировщика можно разбить на две основные группы: стандартные и нестандартные.

Стандартные – это сигналы, конкретно и четко регламентируемые в 7-ом разделе ПДД РФ. Они характеризуют положение самого регулировщика, положение его рук и, самое главное, разрешенные действия водителей.

А вот нестандартные сигналы, или обозначенные в ПДД как «другие», — это прочие сигналы, которые тоже регулируют движение, но очень наглядно и максимально понятно для всех участников («ты – туда!», «ты – сюда!» и т.д.).

Путать такие группы сигналов нельзя, и этот вопрос очень принципиален. Начнем со стандартных сигналов, которых всего три. Не так уж и много, согласитесь!

Стандартный сигнал: правая рука регулировщика с жезлом поднята вверх

Такой сигнал сразу же можно отметить в качестве простейшего. Он означает «ВСЕМ — СТОП!» и повторяет действие желтого сигнала светофора, включенного после зеленого.

Да, движение запрещено, но для тех, кто еще находится на перекрестке, движение разрешается.

Разрешено оно и для тех, кто не сможет остановиться перед перекрестком без применения экстренного торможения. Такие водители тоже могут проследовать в заданных направлениях. (И этот момент следует особо четко отстаивать перед лицом зарвавшегося гаишника, остановившего вас за якобы нарушенные правила).

А вот все остальные под такой сигнал должны остановиться и ждать разрешающего сигнала для движения.

Как правило, такой сигнал регулировщика претворяется звуковым сигналом, подаваемым свистком для привлечения внимания. А последующая за ним рука, поднимаемая вверх, означает прекращение движения.

Согласитесь, все предельно просто. И методика действий водителя тоже не сложна: услышал свисток – увидел руку с жезлом, поднятую вверх, — остановился (или продолжил движение, если не можешь остановиться).

Еще два стандартных сигнала, разрешающих движение

Если с первым стандартным сигналом дело обстоит не так уж и сложно, то два оставшихся потребуют немного больше внимания.

Второй сигнал – руки регулировщика разведены в разные стороны параллельно земле и вдоль линии тела (либо опущены вдоль тела).

Третий сигнал – правая рука регулировщика с жезлом вытянута вперед и располагается параллельно земле.

Какую методику запоминания принципов действий этих двух сигналов можно предложить? Если честно, то таких методик большое количество, но все они страдают одним существенным недостатком – отсутствием системности, единства.

Так, к примеру, есть такое правило – «Грудь и спина – это стена! ». Иными словами, со стороны спины и груди регулировщика двигаться нельзя.

НО! Это правило относится только к второму сигналу и не работает в отношении третьего.

Или правило «Не ломай угол! » следует отнести исключительно к третьему сигналу, но не ко второму.

Да, и как видно из рисунка, это правило действует только на одно из направлений.

Попробуем исправить это положение вещей и выдать максимально систематизированную и применимую к обоим случаям методику запоминания стандартных сигналов регулировщика.

Учимся «понимать» жесты регулировщика из ПДД — возможна ли единая «шпаргалка» для водителя?

Итак, для данных двух разрешающих движение сигналов необходима единая «шпаргалка». Скажем сразу: такая методика возможна. Минимум воображения и максимум наглядности! Ведь нам помогут руки самого регулировщика.

Именно они позволят нам дать ответ на два принципиальных вопроса:

  • откуда (с каких направлений) выезжать на перекресток;
  • куда (в каких направлениях) можно ехать под такой сигнал регулировщика?

Едем на «приглашение»

Ответим на первый вопрос – «откуда?». С каких направлений можно въезжать на перекресток при любом стандартном разрешающем сигнале регулировщика?

Главное, что нужно помнить: у регулировщика – две руки, и при любом из двух сигналов он разрешает выезд только с двух направлений. Как определить эти самые направления?

Очень просто: давайте мысленно «доподнимем» руки регулировщику (если они еще не подняты)!

Представим себе это явление, например, вот так (смешно, конечно 🙂 !).

Как бы не казалось это смешно, но если вы научитесь быстро виртуально (мысленно это представив) «поднять» руки регулировщика, то тем самым можете облегчить себе понимание разрешенных направлений движения.

Несколько странное решение. Но очень действенное! Если «доподнять» руки регулировщику (сделать неподнятые руки параллельными земле), то для водителя многое прояснится: вытянутые в стороны руки регулировщика укажут на 2 направления, откуда можно въезжать на перекресток!

Все просто: сам регулировщик укажет на те направления, ОТКУДА можно ехать! И половина проблемы уже, в принципе, исчезает. Все водители, на кого указывает рука регулировщика (поднятая или «доподнятая»), имеют право выдвигаться в определенных направлениях. В каких? Об этом – следующие пункты.

Руки вытянуты в обе стороны (или опущены): куда ехать?

Помнится, мы говорили о какой-то единой методике. Давайте продолжим ее реализацию! И, прежде всего, обратим внимание на вытянутые руки (или «доподнимем» их). Да, они указывают на направления, из которых можно выдвигаться любым водителям. Но вот КУДА, в каких направлениях?

И здесь вытянутые или «доподнятые» руки снова нам помогут: линией своих рук и тела регулировщик как бы говорит: «Ребята, меня пересекать нельзя!».

Поэтому движение слева и справа от него (то есть со стороны рук) разрешается только прямо и направо.

Но важно помнить о соблюдении правил расположения транспортных средств на полосах движения.

Так, движение направо из второй полосы запрещено, согласно правилам маневрирования.

Если же водитель хочет ехать налево или на разворот, он обязан остановиться и дождаться ответствующего – разрешающего – сигнала регулировщика.

Правая рука с жезлом вытянута регулировщиком перед собой: куда ехать?

И последний стандартный сигнал. Снова применим наш принцип – «доподнимем» левую (опущенную вдоль тела) руку регулировщика вдоль линии тела и параллельно проезжей части. Как мы уже договорились ранее, руки укажут на разрешенные направления для выезда на перекресток. Но куда ехать? Здесь чуть сложнее, чем с предыдущим случаем. Но разберемся с этим в два счета!

1. Куда ехать со стороны правой руки?

Своими двумя руками регулировщик образует некий прямой угол и как бы говорит тем, на кого указывает жезлом: «Ребята, я вас контролирую. Вот вам угол, в пределах которого вы и должны ехать».

Поэтому все водители, выдвигающиеся со стороны правой руки, могут повернуть направо. Только направо. И никуда более.

И опять же – соблюдая рядность-полосность движения (ведь направо можно ехать преимущественно из крайне правого положения!).

2. Куда ехать со стороны левой – «доподнятой» — руки?

А здесь просто – ехать можно в любом направлении. Где логика? А она есть: регулировщик контролирует водителей, на которых указывает жезлом, а «левые» (те, кто слева от него) его вообще не интересуют. Он сконцентрирован на другом направлении, поэтому «левые» могут ехать во всех направлениях – прямо, налево, направо, на разворот.

И опять же – соблюдая рядность (или полосность) движения.

Как видно на рисунке, двигаться со стороны левой руки регулировщика можно в любых направлениях, но предварительно заняв правильное положение (или «правильные» полосы) на проезжей части – в соответствии с разделом 8 ПДД.

«Доподнятые» руки: еще один важный принцип

Дополнительный бонус, или небольшой плюс, нашей методики – поднятые (или «доподнятые») руки – это еще один указатель. Две руки регулировщика указывают – откуда и куда можно ехать трамваям !

Только из направления одной руки и только в направление другой руки! Это общеизвестный принцип – «трамвай двигается из одного рукава регулировщика – в его другой рукав ». И более – НИКУДА!

Приоритет регулирования

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Многие водители полагают, что сигналы регулировщика отменяют действия иных средств регулирования движения – знаков, разметки и светофоров. Это не совсем так.

Стандартные (именно стандартные!) сигналы регулировщика отменяют требования только тех средств регулирования, с которым вступают в противоречие. А это – светофоры и знаки приоритета, ибо они (как и регулировщик) свидетельствуют о преимуществе движения или его отсутствии. Вот с ними сигналы регулировщика вступают в противоречие практически всегда. И всегда нужно следовать сигналам регулировщика.

А вот с разметкой и иными дорожными знаками стандартные сигналы, как правило, не конфликтуют. Следовательно, и разметка, и такие знаки продолжают регулировать движение, соотнося свои требования с сигналами регулировщика.

Прочие («нестандартные») сигналы

Прочие сигналы – это нестандартные, неформализованные, не предусмотренные разделом 7 ПДД целеуказания. Думается, на этом вопросе нет необходимости заострять особого внимания.

Здесь все максимально просто: на что указывает регулировщик, то и надо реализовывать ! И вот такие сигналы уже отменяют все другие средства регулирования – светофоры, все знаки и разметку.

Требует регулировщик проехать под «кирпич» — едем! Требует остановиться под знак, запрещающий остановку, — останавливаемся!

Ничего сложного. Водитель обязан строго выполнять все его предписания.

Стих про регулировщика (запоминалка) «Если палка смотрит …»

Многие курсанты автошкол отмечают, что им очень помогает ориентироваться следующее стихотворение про регулировщика (запоминалка):

Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.
Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права.
Если палка смотрит влево, ты на дороге королева.
Грудь и спина для водителя стена.

Подведем итог

Несмотря на длительность рассуждений, проблема сигналов регулировщика – не такая фатальная. Важно помнить, что методика «доподнятых» рук работает исключительно в отношении стандартных сигналов, подаваемых регулировщиком.

И, если четко понять этот принцип, то регулировщик перестанет быть какой-то серьезной, непостижимой и нерешаемой задачей. Ведь «доподнятые» руки скажут водителям:

  • с каких направлений можно выезжать на перекресток;
  • в каких направлениях двигаться на перекрестке;
  • откуда и куда едет трамвай.

Действия водителей если движением руководит регулировщик, видео урок:

Сигналы регулировщика легко и просто запомнить:

Удачи на дорогах!

P.S.: Мы намеренно не касались движения пешеходов под сигналы регулировщика. Это было сделано из-за невероятно малой значимости такой проблемы для водителя в разрезе темы. Более подробно этот аспект целесообразно рассмотреть при изучении 13 раздела ПДД, касающегося проезда перекрестков (в частности, регулируемых).

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Правила регулировщика - это, пожалуй, одна из самых сложных и непонятных тем, касающихся ПДД. Но их необходимо знать, как ни крути. Поэтому в каждой автошколе изучению такой темы, как правила регулировщика, уделяют особое внимание. Что ж, стоит подробнее рассказать о том, как их нужно учить и как удобнее запоминать.

О световых сигналах

Интересно, что своеобразным регулировщиком является светофор. Именно он подает водителям и пешеходам световой сигнал (который иногда сопровождается звуковым), подсказывающим, кому и куда надо двигаться. В светофорах применяются сигналы красного, желтого, зелёного, а также бело-лунного цвета. Иногда они наделяются секцией со стрелочкой, которая показывает вместо регулировщика направление дальнейшего движения. Даже у трамваев есть светофоры (они-то и горят бело-лунным цветом).

Все наверняка знают значение каждого оттенка, но стоит о них на всякий случай поговорить. Итак, зеленый сигнал разрешает движение. Мигающий зеленый исполняет ту же функцию, только он еще и информирует человека о том, что вскоре загорится другой свет. Желтый - это сигнал, Мигающий информирует о том, что человек (пешеход или водитель) попал на или же А красный (как обычный, так и мигающий) запрещает движение. Если человек видит, как алый сочетается с желтым, то это следует воспринимать как запрет на движение и информацию о том, что вскоре включится зеленый сигнал.

О самых важных сигналах: руки вытянуты или опущены

Правила регулировщика, на самом деле, просты. Вот только запутанны. Чтобы раз и навсегда разобраться в них, необходимо либо заучить все постановления, либо как-то запомнить. Однако для начала хотелось бы поговорить о сигналах, который подает сам регулировщик.

Если руки опущены или же вытянуты, то это может означать одно из двух. Первое - со стороны правого и левого бока разрешается движение транспортному средству прямо и направо. Пешеходам же позволено перейти проезжую часть.

Второе: если рука с жезлом находится со стороны груди или спины, то движение абсолютно всех транспортных средств (легковых автомобилей, маршрутных такси, троллейбусов, велосипедов, лошадей, которые тоже являются своеобразным ТС и обязаны следовать ПДД) запрещено. Пешеходам тоже нельзя переходить проезжую часть.

Если правая рука вытянута вперед или поднята вверх

Как объясняют правила регулировщика данные жесты? Тут так же, как и в предыдущем случае, несколько значений. Итак, если рука вытянута вперед со стороны левого бока, то транспортное средство может двигаться в любом направлении. С груди - значит необходимо ехать исключительно направо. Подобный жест со стороны спины или же правого бока запрещает движение всем транспортным средствам. А пешеходам разрешается перейти проезжую часть, если только это будет происходить за спиной регулировщика.

А когда рука поднята вверх, то это означает лишь одно - движение любых транспортных средств, точно так же, как и пешеходов, запрещается во всех направлениях.

Важно знать

Что еще регламентируют правила регулировщика? ПДД содержат в себе еще некоторую интересную информацию. И её нужно изучить. Регулировщик имеет право подавать также и другие сигналы, но только те, которые будут поняты пешеходами и водителями как разрешающие или запрещающие движение. Всем, например, известно круговое вращение жезлом. Это, можно сказать, “подгоняющий” жест, требующий, чтобы автомобилист ехал быстрее.

Также важно знать, что для улучшения видимости регулировщик имеет право использовать жезл со световозвращателем.

Водители обязаны знать, что для осуществления разворота или поворота на им нужно занять соответствующее место на проезжей части. Это - обязательное условие. Хотя есть исключения - разметка, известная под нумерацией 1.18 или же два особых знака (5.15.1 и 5.15.2). Они определяют движение по полосам, и их также обязан знать каждый водитель. Разметка выполняет практически ту же функцию. Она указывает разрешенные направления по полосам, которые имеются на регулируемом перекрестке.

На что необходимо обращать внимание

Правила регулировщика (ПДД) необходимо выучить еще и потому, что они относятся как раз к тем, которые пригодятся всем рано или поздно. Любому будущему водителю важно знать, что требование об остановке автомобиля (маршрутки или любого другого ТС) может быть подано либо особым жестом (обычно регулировщик направляет руку на машину) или же через громкоговорящее устройство. Это нельзя игнорировать.

Иногда в качестве дополнительного сигнала используют свисток. За счет этого получается привлечь к себе внимание водителей.

Обязательно соблюдать

Каждый должен знать, что перед стоп-линией необходимо останавливаться, когда горит запрещающий сигнал светофора (исключением является реверсивный) или же стоит регулировщик. Правила, когда ничего из перечисленного нет, всё равно надо соблюдать. Надо остановиться перед пересекаемой проезжей частью - за счет этого получится не создать помех пешеходам. Также необходимо притормозить перед переездом ж. д. путей. И в остальных местах тоже - непосредственно перед регулировщиком или светофором. Но важно делать остановку так, чтобы не создавать помех остальным транспортным средствам и, конечно же, пешеходам.

О противоречиях

Что делать, если водитель не может остановиться, когда загорается желтый сигнал и поднимает руку регулировщик? Правила разрешают продолжать движение. Вообще, если машина уже начала двигаться в определенном направлении, а регулировщик потом уже что-то показал - то не надо останавливаться. Следующий жест будет считаться действительным для транспортного средства, стоящего следующим "в очереди" на проезд.

Теперь пару слов о пешеходах. Люди, переходившие проезжую часть в тот момент, когда подавался сигнал, обязаны уйти с неё. Или же притормозить на линии, которая является разделительной между транспортными потоками.

И конечно, еще один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как правила движения. Регулировщик имеет полное право противоречить И если водитель попадает в такую ситуацию, то нужно руководствоваться, конечно, теми жестами, которые показывает человек с жезлом.

Поможет не запутаться

Многим людям сложно даются правила дорожные регулировщика. Что ж, во избежание путаницы стоит запомнить одну очередность. Во-первых, важно учитывать то, какой стороной регулировщик повернут к автомобилисту. Грудь и спина - это запрет на движение, надо запомнить. Левое плечо и правое плечо - разрешение. И чтобы понять, можно ли проехать перекресток, надо проверить, попадает ли транспортное средство в “рукав” человека с жезлом. Это - ключевой момент, который содержат

Регулировщик стоит на дороге с поднятыми или опущенными руками? Можно ехать, но лишь в том случае, если автомобилист подъезжает со стороны левого или правого плеча. Левая рука опущена вниз, а правая - вытянута вперед? Значит двигаться можно лишь со стороны груди и левого плеча.

Существует одна простая фраза, которая помогает многим справиться с изучением и зазубриванием ПДД, касающихся перекрестков и их преодоления. Автомобилисту можно двигаться по направлению рук регулировщика, то есть - “из одного рукава в другой”, а также правее.

Содержание статьи:

Начнем с определения кто такой регулировщик:
Регулировщик это специально обученный человек, наделенный особыми полномочиями в обязанности которого входит регулирование и контроль за движением автомобильного транспорта, и пешеходов, преимущественно на перекрестках и поворотах дорог и улиц. В нашем случае это сотрудник полиции (ГИБДД) который регулирует дорожное движение при помощи сигналов (жестов), редко это могут быть работники ремонтно-дорожных служб, дежурные на переездах железнодорожного транспорта и паромных переправ, а также сотрудники автомобильной военной инспекции, регулировщики постов.

В повседневной жизни мы редко встречаем чтобы движение на перекрестках регулировалось "регулировщиком". Это связано с тем что задачи регулировщиков, это работа на самых оживленных перекрестках, там где большой поток автотранспорта и людей, в тех местах где нужно особо эффективно распределить движение трафика. Также регулировщики привлекаются в места дорожно-транспортных происшествий и других аварий, в места где случился затор, пробка, проводится ремонт дорожного полотна или элементарно - сломался светофор на перекрестке, а движение нужно регулировать.

Как выучить сигналы регулировщика?

Как правило сигналы (жесты) регулировщика водителям сложно запомнить, или они их забывают по причине того что просто не сталкиваются с ними на дорогах, особенно это касается малых провинциальных городов, с наименьшим количеством автомобилей на душу населения. Но все же незнание не освобождает от ответственности, поэтому встреча незнающего водителя с регулировщиком может привести к аварии или обернуться штрафом. Ответственность за проезд на запрещающий сигнал регулировщика прописана в "КоАП РФ, Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика". И влечет она собой штраф в размере 1000 рублей. Соответственно если не остановится перед стоп линией обозначенной при запрещающем сигнале регулировщика или светофора то можно влететь по административке на 800 рублей. Ну а если вы умудрились повторно нарушить правило дорожного движения, то вы можете лишиться прав на управление транспортным средством на 4-6 месяцев, или отделаться штрафом в три тысячи рублей.

А ведь запомнить сигналы и жесты регулировщика довольно просто. Регулировщик может подавать всего 3 сигнала, когда рука поднята вверх, рука вытянута вперед, руки смотрят в разные стороны либо опущены. Для привлечения внимания водителей используется свисток. Эти сигналы являются стандартными, они прописаны законом и на их подачу нужно делать определенное действие.

Жесты регулировщика должны знать не только водители транспортных средств, но и другие участники дорожного движения, в том числе и пешеходы, поэтому статья предназначена и рекомендуется к прочтению всем! Стоит научить этому и детей.

Есть в арсенале инспектора ДПС еще и дополнительные жесты которые должны быть вполне понятны водителю, еще эти сигналы называют нестандартными, про них нельзя найти информацию в справочниках ПДД, иллюстрациях и они не прописаны законом. Обычно это жесты руками, например инспектор ДПС может рукой показать что бы вы проезжали за спину или делали поворот, а так же вращательные движения жезлом (подробнее про них вы можете увидеть в следующем видео, на нем инспектор ДПС показывает таки жесты руками).

Что бы выучить сигналы можно пойти так же нескольким путями. Мы рекомендуем дочитать статью до конца, посмотреть картинки с иллюстрациями, видеоматериал к статье с пояснениями, и выучить небольшое четверостишье. Кстати в стихах информация запоминается довольно таки хорошо. Для уверенного вождения, что бы не боятся встречи с регулировщиком на дороге нам нужно запомнить всего три позиции.

Начнем с сигнала "Правая рука поднята вверх".

Правая рука поднята вверх



Это самый базовый сигнал, который нужно знать в первую очередь. Запомнить просто - этот сигнал означает "СТОП" для всех автомобилей, кроме тех которые уже находятся на перекрестке, а по сути это аналог желтого сигнала светофора. Как уже сказано если в момент этого сигнала вы уже совершаете маневр непосредственно находясь на перекрестке (не перед), то должны его завершить. Зная что означает этот сигнал, вы уже сможете избежать ДТП и не нарветесь на штраф.

Инспектор ДПС всегда начинает свою работу именно с этого сигнала и свистка. Если вы увидели регулировщика выходящего не перекресток с поднятой правой рукой, знайте этот сигнал означает, что теперь на этом перекрестке слушаться нужно только его, а на светофоры не обращать внимание, Всем стоять на месте, с этого момента начинается регулирование транспортного потока на перекрестке. Если вдруг регулировщик вышел на перекресток неожиданно для Вас и Вы не успели резко затормозить, т.е не смогли применить экстренное торможение для остановки, то завершайте маневр, продолжайте движение. Это прописано в 6 Разделе Правил, Пункт 6.14.

Так же важно запомнить что этот сигнал сопровождается свистком, который позволяет привлечь внимание участников дорожного движения.

Следующий нюанс который важно хорошо запомнить. Неважно с какой стороны вы находитесь от регулировщика, и какой он стоит к вам, со стороны спины, лица или боком, данный сигнал говорит абсолютно всем и водителям и пешеходом, что сейчас они должны прекратить движение. Так же как и при сигнале светофора, водители должны остановится перед стоп линией или у края проезжей части если таковой не имеется, а пешеходом положено находится на тротуаре.

Теперь к вопросам по экзамену:
При сдаче экзамена ПДД вам могут попасться вопросы связанные с регулировщиком. Разберем первый из них касательно поднятой руки вверх. Звучит он так "Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?"

Как было сказано выше, "РАЗРЕШАЕТСЯ", выше мы обсудили, что вы должны завершить маневр.

Следующий вопрос который мы рассмотрим. "Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?"

Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Правилам. Раздел 6. Пункт 6.12. сигнал подается для привлечения внимания всех участников дорожного движения.

Руки разведены в разные стороны или опущены вниз

Нажмите на картинку для увеличения

Ну вот мы приступили непосредственно к регулированию. Даже если светофор работает, наша задача руководствоваться в этой ситуации только сигналами регулировщика. Есть водители которые думают что руки разведенные в противоположные стороны и руки опущенные вниз, являются разными сигналами. На самом деле это один и тот же сигнал, просто не стоит забывать о том, что регулировщик это тоже человек и он может устать, поэтому тот кто писал правила, позаботился об инспекторах ДПС.

И так давайте запомним первый нюанс этого сигнала "Движение на грудь и на спину регулировщика строго запрещено!" (насчет спины, движение на спину регулировщика запрещено в любом случае). Двигаться могут только те водители (в том числе и трамваи) к которым инспектор обращен боком, но только по направлению вперед или направо, причем не важно каким боком стоит к нам регулировщик, левым или правым.

Это правило так же касается и пешеходов, они не могут идти на спину или на грудь регулировщика, единственный нюанс, в том, что водители поворачивающие направо должны уступить дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть.

Исключения могут быть только у трамваев

Видите все просто! Запомнить легко, разведенные руки инспектора или смотрящие вниз, для вас, это как шлакбаум, проезд запрещен.

А теперь третий сигнал "Правая рука смотрит вперед".

Правая рука вытянута вперед

Нажмите на картинку для увеличения

Тоже простая ситуация, просто тут возможно несколько вариантов. В зависимости от того какой стороной к вам стоит регулировщик.

Разберем первый вариант.
Регулировщик подал сигнал рукой вверх что бы все остановились - повернулся к вам лицом и вытянул правую руку вперед. В этой ситуации, вы можете сделать поворот, по углу который образован рукой и телом регулировщика, т.е в данной ситуации когда регулировщик стоит к вам грудью и правая рука смотрит вперед, вы можете повернуть направо. Но тут такая ситуация, вы не хотите поворачивать направо, а хотите поехать допустим прямо, и вам нужен соответствующий сигнал. В таком случае вы можете дождаться соответствующего сигнала и только потом продолжить движение, потому что в данном случае регулировщик Вам разрешает поехать направо, но не обязывает этого делать! Своего рода это красный сигнал светофора, только с включенной зеленой секцией поворота направо. Движение пешеходов на грудь регулировщика запрещено.

Вторая ситуация, регулировщик после сигнала всем стоять (правая рука поднята вверх) - поворачивается к вам спиной, и вытянул свою руку вперед. Выше мы говорили, что движение на спину запрещено в любом случае. По сути если инспектор стоит к вам спиной, в любом случае, это тоже самое что красный сигнал у светофора.

Третий случай, регулировщик после сигнала стоять всем - повернулся к вам правым боком и вытянул правую руку вперед. Тут все просто - он "опустил шлагбаум" перед вами, а значит движение запрещено.

Ну и четвертый случай, регулировщик после сигнала стоять всем - повернулся к вам левым боком и вытянул руку вперед. Тут образовывается угол, по которому вы можете повернуть, а также развернуться, повернуть налево или направо. Простым языком скажем, движение разрешено во всех направлениях, для Вас горит зеленый сигнал светофора! Правила разрешают проезжать как за регулировщиком так и перед ним. Единственное что если мы хотим развернуться то во время разворота, наш автомобиль при выезде с пересечения проезжих частей, не должен оказаться на стороне встречного движения.

Помните что основных сигнала всего 3, и 8 различных ситуаций возможных с регулировщиком. По приоритету регулировщик всегда стоит выше чем светофор, поэтому если светофор показывает один сигнал а инспектор ДПС другой, слушайтесь именно инспектора.

Теперь разберем несколько дополнительных сигналов , которые не описаны в ПДД, но понять их можно в любом случае.

Движение рукой сверху вниз и влево - означает что надо быстрее поворачивать направо.

Если регулировщик делает вращательные движение жезлом на уровне груди, значит вам стоит ускорить движение, это касается автомобилей двигающихся как со стороны левого, так и правого плеча.

Если делается взмах с левого верхнего угла и идет в правый нижний угол, то нужно быстрее поворачивать направо.

Поговорим теперь и о пешеходах

Сигналы регулировщика для пешеходов

Главный принцип которым нужно руководствоваться если вы пешеход - движение запрещено на грудь и на спину инспектора ДПС.
Если рука поднята вверх, то для тех кто уже был на дороге нужно быстрее ее перейти, а тем кто был на тротуаре нужно там и оставаться. При опущенных или разведенных в противоположные стороны руках, двигаться можно только вдоль спины или груди регулировщика. А когда рука смотрит вперед и регулировщик стоит к нам левым боком - движение пешеходов разрешено только за спиной, а вот вдоль груди нельзя!

Итак подведем итог: Нажмите на картинку для увеличения