Жалоба на процессуальные нарушения судьи. Как подать жалобу на судью

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: .

В каких случаях можно жаловаться на судью?

Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

  • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца ;
  • Если судебные протоколы искажают ход заседания ;
  • Если судья не дает высказаться представителю ;
  • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства ;
  • Если судья игнорирует ходатайства и т.д .

На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

  • Регулярно знакомиться с материалами дела ;
  • Записывать судебные заседания на диктофон ;
  • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию ;
  • Проверять протоколы заседаний . Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.

Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

Куда можно обратиться с жалобой на судью?

  • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
    .
  • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
    .
  • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
    Пример отвода вы можете найти .

Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат - и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

Как правильно составить жалобу на судью?

Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Дата публикации: 2016-12-11
Рубрика:

В любом судебном споре есть победивший и проигравший. Тот, что проиграл, обжалует решение и либо добивается в одной из вышестоящих инстанций его отмены, либо так и остается ни с чем. И вот когда человек получает отказ за отказом, созревает план написать петиции во все возможные государственные, международные и общественные органы, дабы добиться справедливости.

Жалуются в Европейский суд по правам человека, президенту, в прокуратуру. Процесс идет под известным лозунгом: «Если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото».

Среди популярных, греющих надеждой обращений всегда были жалобы на судью, рассматривавшего дело. Законом предусмотрена соответствующая процедура, но давайте разберемся в ее полезности для пересмотра судебного решения.

Пожаловаться на судью и отменить решение

Процессуальные кодексы содержат исчерпывающий перечень оснований для отмены решения суда. При этом добиться такого результата можно только используя механизмы, предусмотренные этими кодексами – посредством апелляции, кассации, надзорного разбирательства или пересмотра дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, нельзя пожаловаться в прокуратуру и получить постановление об отмене решения суда.

Если судья нарушает процессуальные нормы, то об этом необходимо писать в жалобах в рамках или . В ряде случаев выявление таких нарушений может повлечь пересмотр принятого судебного акта.

Дисциплинарные проступки судьи на законность вынесенного решения повлиять не могут. Например, неуважительное и грубое отношение судьи к проигравшей стороне в процессе разбирательства, безусловно, будет являться фактом нелицеприятным и порочащим судейское сообщество. Однако на действительность решения этот проступок и последующее дисциплинарное взыскание не повлияет.

Впрочем, следует добавить, что если нарушение судьей закона, допущенное в ходе рассмотрения дела, будет квалифицировано приговором суда как преступление, то у стороны возникнет возможность обратиться с заявлением о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако приговор в отношении судьи – это событие чрезвычайное.

Привлечь судью к дисциплинарной ответственности

К пересмотру решения суда жалоба на судью отношения не имеет. Но какие же последствия может иметь такое обращение?

Прежде всего следует вести речь об обжаловании действий судьи в квалификационную коллегию судей. Поводом для этого может послужить нарушение судьей Кодекса судейской этики или Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Если жалоба будет заключаться в несогласии с принятыми по делу судебными актами, она будет просто-напросто возвращена заявителю.

Жалоба подается в квалификационную коллегию того региона, в котором работает судья-нарушитель. При обращении нужно иметь ввиду ограничения по срокам привлечения судьи к ответственности. Так, решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка (не включая период временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки) и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В жалобе должны быть указаны:

  • наименование квалификационной коллегии судей, в которую подается жалоба;
  • фамилия, имя и отчество гражданина либо представителя организации и ее наименование; их место регистрации (жительства) или нахождения и почтовый адрес для направления ответа, а также номер телефона или адрес электронной почты заявителя;
  • фамилия, имя и отчество судьи, действия которого обжалуются, наименование и местонахождение суда;
  • подробности совершении судьей дисциплинарного проступка;
  • личная подпись и дата.

Сначала жалоба исследуется специально созданной комиссией, а затем, при наличии достаточных оснований, передается на рассмотрение коллегии судей. Жалоба также может быть направлена для проверки председателю соответствующего суда.

Если факт совершения проступка будет доказан, то судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в замечании, предупреждении либо – в исключительных случаях – в досрочном прекращении полномочий.

Если дело касается нарушения судьей процессуальных норм или норм материального права, то коллегия не сможет привлечь по данным фактам к дисциплинарной ответственности, если такие нарушения не были подтверждены в ходе дальнейшего обжалования принятого по делу судебного акта.

О результатах проверки обязательно уведомляется заявитель. И, возможно, новость о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности «скрасит» для него общий итог судебного разбирательства.

Для большинства людей привычным является идти с жалобой в суд, чтобы отстоять свои интересы и восстановить нарушенные третьими лицами и госорганами права. Однако случается и так, что нарушителем непосредственно выступает сам судья. Как и любая другая процедура, судебный процесс также должен соответствовать установленному в законе порядку. К тому же действия этого должностного лица не должны выходить за пределы его полномочий. Но когда такое случается, направляется жалоб на судью.

Поводы к подаче жалобы на судью

Чтобы подобное обжалование считалась обоснованным, необходимо иметь конкретные поводы к её подаче. В большинстве случаев это нарушение судебного процесса или ущемление процессуальных прав участников. Но бывают и этические нарушения со стороны блюстителя справедливости.

К таким нарушениям могут быть отнесены:
  • нарушение сроков рассмотрения дела;
  • игнорирование предъявляемых доказательств;
  • необоснованный отказ от принятия ходатайств;
  • выборочность выслушивания доводов сторон;
  • неполное отражение процесса в протоколе;
  • отказ свидетелю в даче показаний;
  • консультация одной из сторон.

Возможно и в том случае, когда сторона считает действия должного лица неправомерными или нарушающими его права и общие принципы осуществления правосудия, а также на бездействие со стороны должностного лица. Однако добиться хоть какого-либо результата от такой жалобы удаётся не каждому.

Вот почему:
  • законодательно закреплено, что ни одно лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов по исполнению правосудия;
  • чтобы жалоба имела эффект, её нужно документально подтвердить, что в большинстве случаев невозможно;

Как показывает практика, лишь в менее 30% случаях жалобы на судей дают хоть какой-то результат и они привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Удовлетворение жалобы на судью не является основанием для признания принятым им решения незаконным.

Кто вправе обжаловать?

Перечень лиц, правомочных обжаловать действия блюстителя справедливости, ограничивается участниками процесса. Но самого факта участия недостаточно. Необходимо, чтобы нарушенная норма права затрагивала интересы конкретного лица и причиняла ему определённый ущерб. Данное лицо и будет являться правомочным для подачи жалобы.

Разумеется, таким же правомочием обладают и представители этого лица. В качестве представителей могут выступать близкие родственники (в случае его недееспособности) или законно уполномоченный представитель. Также представлять интересы лиц, чьи права были нарушены действиями суда, могут общественные правозащитные организации.

Куда подать жалобу?

Жалоба на судью, как полагает большинство людей, должна подаваться в вышестоящий суд. Однако это распространенное ошибочное мнение.

На самом же деле действия судьи можно обжаловать:
  • председателю того же суда, где работает соответствующий судья;
  • в квалификационную коллегию.

При этом возникает вопрос, куда направить жалобу, если необходимо обжаловать действия председателя суда? В таком случае остается лишь пожаловаться в квалификационную коллегию либо обратиться в прокуратуру. Однако чтобы не тратить время впустую на получение отказа, лучше всего разобраться с предметами полномочий того или иного органа.

В квалификационную коллегию жалобы подаются:
  • когда судья нарушает нормы закона РФ «О судебной системе» и «О статусе судей»;
  • когда судья не соблюдает нормы судейской этики.

В соответствии с законом нормы кодекса этики судей определяются квалификационной коллегией, которая также наделена полномочиями по привлечению судей к дисциплинарной ответственности.

По случаям нарушения процессуальных норм законодательства или нормам материального права лучше обратиться в прокуратуру.

Составление жалобы

Итак, как написать жалобу на судью? Жалоба на действия судьи не является уникальной и по структуре имеет стандартный вид.

Стандартный образец жалобы на судью должен содержать:
  1. Адрес документа (наименование органа, данные жалобщика).
  2. Содержание документа (описание фактов, предъявляемые требования).
  3. Приложенные документы, подтверждающие доводы жалобщика.
  4. Дата и подпись жалобщика.

Основное внимание необходимо обратить на содержание заявления.

В этой части необходимо указать следующее:
  • полное описание действий, которые жалобщик считает незаконными и нарушающими его права;
  • нормы законодательства, которые нарушает должностное лицо или подтверждают нарушенные права жалобщика;
  • четко и ясно высказать свою просьбу об устранении последствий нарушения и привлечении к ответственности.

Такая структура и содержание документа универсальны для всех органов, полномочных рассматривать жалобу. Жалобы на судью образца специального не имеют. Составить её может абсолютно любой человек.

Как подать жалобу?

Очень важно правильно подать обращение. Ведь просто оставленный документ никому не интересен.

Итак, чтобы документ достиг цели и возымел ожидаемый эффект, необходимо его подать:
  • в канцелярию суда с получением расписки о вручении на второй копии;
  • направить по почте заказным письмом с уведомлением;
  • вручить жалобу непосредственно самому председателю суда.

Обращение в прокуратуру или квалификационную коллегию может быть подано такими же способами.

Сроки рассмотрения

Законодательством установлен общий срок в один месяц с учетом выходных дней. При этом срок начинает исчисляться с того дня, когда жалоба поступила в рассмотрение того или иного органа либо должностного лица.

Приёмом к рассмотрению считается факт регистрации жалобы в канцелярии соответствующего органа. Поэтому получить ответ быстро поможет подача жалобы непосредственно в канцелярию.

Помимо основного срока соответствующий орган вправе продлить время рассмотрения еще на 30 календарных дней. При этом об основании и сроке продления жалобщик должен быть уведомлён отдельным письменным ответом.

Рассмотрение жалобы и его результаты

Подавая обжалование действий суда, не стоит надеяться на удовлетворение требований, тем более в полном объёме. Редко когда обращение приносит желаемый результат. Как уже говорилось, количество удовлетворенных жалоб составляет менее 30% числа всех поданных обращений на протяжении существования судебной системы РФ.

При любом исходе восстановить нарушенные процессуальные права или заменить судью путем подачи такого обращения не получится. В работе судебные органы не допускают вмешательства даже Президента. Однако кое-какой эффект обращение все же иметь будет.

Он заключается в следующем:
  • должностному лицу будет сделано устное предупреждение;
  • жалобщик получит возможность участвовать в продолжении процесса без нарушений его прав;
  • в дальнейшем в своей деятельности он будет стараться действовать иначе.

Наиболее значимым считается превентивный характер итогов рассмотрения. Ведь в случае повторения такого судью могут наказать намного серьёзнее.

В целом, в перечень применяемых квалификационной коллегией санкций в отношении этих должностных лиц входят:
  • замечание;
  • предупреждение;
  • выговор;
  • прекращение полномочий досрочно.

Разумеется, ни один судья не желает досрочно покидать свой пост, и потому будет стараться меньше провоцировать людей на подачу жалоб. Однако это не означает, что он будет преклоняться перед участниками каждого процесса после получения предупреждения.

В целом, возможности данного механизма ограничены, так как сам факт существования подобного способа оспаривания действий суда нарушает принцип независимости, который является основополагающим в институте судебного разрешения споров.

По этой причине наиболее часто получаемый ответ – это отсутствия полномочий того или иного органа рассматривать подобного рода жалобы. Реже указывается на конкретный отказ в удовлетворении требований по причине незаконности самого обращения.

Но если судья в действительности виноват, то в отношении него будет вынесен выговор. В подобных случаях он берет самоотвод. Такая обязанность прямо не предусмотрена нормами законодательства, но многие предпочитают устраниться от того, кто пишет, во избежание получения еще одного выговора и досрочной сдачи должности.

Передача жалобы в другой орган

Квалификационная коллегия очень часто передает поступившие жалобные обращения в другие органы.

Так:
  • если нарушение имеет материально последствие, то в прокуратуру;
  • если нарушены процессуальные нормы, то обратно председателю соответствующего суда;
  • в очень редких случаях в комиссию по этике.

Пожалуй, лишь обжалование действий председателей судов или всего судейского состава рассматриваются самой коллегией. Перенаправление обращения обратно председателю соответствующего суда является не прихотью коллегии, а, скорее, требованием законодательства. Ведь между коллегией и судьями взаимоотношения имеют характер трудовых. А значит решать вопрос о качестве работы сотрудника, коим в данном случае является судья, должен непосредственно его начальник, т.е. председатель суда.

Комиссия по этике созывается в очень редких случаях, когда за судьями замечены очень серьёзные нарушения и вопрос стоит о его отстранении. Если все-таки комиссия была созвана, то рассмотрение в ней происходит с участием жалобщика и судьи и ставит целью доскональное изучение всех обстоятельств, связанных с обращением. К тому же жалобщик в этом случае может подтвердить свои доводы свидетельскими показаниями третьих лиц.

Надо ли подавать жалобу?

Свидетелей правонарушений намного больше, чем лиц, подающих жалобы. Во многом люди думают, что такие действия – это нечто само собой разумеющееся. Другие сомневаются, можно ли? Разумеется, можно и даже нужно. Призвания осуществлять правосудие должно быть исполнено в рамках законодательства.

По этой причине каждый участник судебного разбирательства должен отстаивать свои права, даже если они нарушены судьями. Несмотря на то, что последствия обращения не отразятся на текущем процессе, но станут для них хорошим примером и предотвратят дальнейшие нарушения в отношении других лиц.

Решив жаловаться на судью, участник судебного процесса должен знать, как составить документ верно, чтобы его приняли и рассмотрели. В случае неправильного оформления жалобу гражданин может получить отказ и тогда разбираться с неправомерными действиями судьи будет сам, а не вышестоящие и надзорные органы.

Расскажем, как следует писать жалобу на судью.

Образец жалобы на судью председателю суда или в квалификационную коллегию – скачать форму жалобы на судью

Как мы уже писали, самые эффективная инстанция, которая занимается отводом судьи от дела, называется квалификационной коллегией судей .

Согласно законам федерального уровня «О статусе судей в РФ», «Об органах судейского сообщества», следит за деятельностью судей именно квалификационная коллегия.

Также можно обратиться к председателю суда, он может направить жалобу в коллегию.

Жалоба на судью председателю суда или в квалификационную коллегию судей пишется по установленному образцу:

При оформлении и написании документа обращайте внимание на такие нюансы:

  1. В «шапке» вписывайте точно, в какую организацию вы обращаетесь. Если это председатель, то узнайте точно его инициалы. Свои данные также не забывайте вписывать.
  2. В наименовании документа, по середине пишете «Жалоба» или расписываете полностью: «Жалоба о совершении судьей дисциплинарного проступка». Точку в конце предложения ставить не нужно.
  3. В содержательной части указываете все обстоятельства дела, который совершил судья. В том числе предоставляете доказательства. Следует также перечислить статьи и законы, которые нарушил судья, а затем перечислить свои требования.
  4. В заключительной части стоит указывать списком все документы, которые прилагаете к жалобе, а также дату и подпись в конце ставить обязательно.