Закупки в казенном образовательном учреждении. Контрактная система в сфере закупок бюджетных учреждений

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 1

<*> Анализ основных новаций Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С 01.01.2014 процесс осуществления закупок бюджетными учреждениями регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При этом одновременно признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Рассмотрим основные нововведения, которые вносит Закон N 44-ФЗ в процесс осуществления закупок государственными учреждениями. К важнейшим новациям Закона N 44-ФЗ следует отнести:

  • появление антидемпинговых мер;
  • перевод закупок за счет внебюджетных источников под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ);
  • необходимость обоснования всех закупок учреждения;
  • расширение критериев оценки заявок участников торгов и т.д.

Согласно новым правилам бюджетные учреждения вправе не учитывать требования Закона N 44-ФЗ, если закупки проводятся:

  • за счет грантов, полученных от граждан и организаций на безвозмездной и безвозвратной основе (если грантодатель не поставил других условий);
  • для приобретения товаров (работ, услуг) согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;
  • за счет средств, полученных от другой приносящей доход деятельности (за исключением средств обязательного медицинского страхования).

Для того чтобы бюджетное учреждение смогло применять положения Закона N 223-ФЗ, учреждению до окончания 2013 г. нужно было принять положение о закупке и разместить его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). В остальных случаях, в том числе при размещении заказа за счет средств субсидий, бюджетные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ (ч. 1 - 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Также по новым правилам автономные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при проведении закупок за счет средств бюджета, выделенных на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ должна быть создана единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, которая будет обеспечивать:

  • формирование, обработку, хранение и представление данных участникам контрактной системы;
  • контроль за информацией о закупках (с 01.01.2016);
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок в электронной форме на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и открытие доступа к таким заявкам.

Сведения и документы, которые должна содержать ЕИС, установлены ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые должны быть интегрированы (связаны) с ЕИС (ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Новая контрактная система государственных закупок предусматривает применение антидемпинговых мер, поскольку при снижении участником конкурса или аукциона цены на 25% и более к нему предъявляются следующие требования:

  • если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб., то при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса);
  • если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 15 млн руб., то при подписании контракта участник может предоставить на выбор обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса), или информацию, подтверждающую его добросовестность (в частности, информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение трех контрактов без применения к участнику неустоек) (ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Основные требования Закона N 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно. Так, с 01.01.2015 для проведения закупок заказчики должны составлять:

  • план закупок на срок действия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который должен содержать:

идентификационный код закупки:

цель закупки;

сроки (периодичность) планируемых закупок;

информацию об обязательном общественном обсуждении закупки;

  • планы-графики в соответствии с планами закупок, в которых будут отражены:

идентификационный код закупки;

способ и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

дату начала закупки;

размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

информация о банковском сопровождении контракта.

При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, заказчик провести не сможет (ст. ст. 16, 17, 21 и 114 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, с 01.01.2015 заказчику нужно будет обосновывать все закупки в процессе формирования плана закупок и плана-графика. Обоснованию подлежат:

  • объект закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

Важной новацией Закона N 44-ФЗ является необходимость создания заказчиком контрактной службы, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок (включая исполнение каждого контракта), - контрактного управляющего.

Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) приведены в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

По новым правилам с 1 января 2014 г. бюджетные заказчики обязаны проводить закупки в размере не менее чем 15% годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком у субъектов малого предпринимательства и у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Исключение составляют закупки для обеспечения обороны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.

При закупках у данных субъектов начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Одним из главных отличий Закона 44-ФЗ от утратившего силу Закона N 94-ФЗ является расширение критериев оценки заявок участников торгов. Если ранее фактически единственным критерием оценки заявки являлась цена контракта, то с нового года устанавливаются следующие критерии оценки заявок:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ);
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников с необходимым уровнем квалификации.

Документацией о закупке (за исключением аукциона) должно быть установлено не менее чем два критерия, один из которых - цена. Исключение установлено для следующих случаев:

  • при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеприведенных критериев оценки заявок. Он может установить критерии по своему усмотрению. Кроме того, заказчик может не применять установленные величины значимости критериев;
  • если заключается контракт жизненного цикла (предусматривает закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, созданного в результате выполнения работы объекта), заказчик вправе в качестве критерия установить стоимость жизненного цикла товара. Такой критерий включает в себя расходы на закупку товара (выполнение работы), последующие обслуживание и эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию (ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ уточнены правила обеспечения заявок при проведении закупок бюджетными учреждениями. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение на участие в электронных аукционах осуществляется только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения составляет 1% от такой цены. Если же закупка проводится с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

По новым правилам заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем:

  • за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Данные сроки значительно сократились, что предоставляет бюджетным учреждениям больше возможностей для отмены ранее заявленных торгов.

В Законе N 44-ФЗ тщательно прописан механизм формирования начальной (максимальной) цены контракта. Так, установлены следующие методы определения начальной (максимальной) цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод (если законодательно предусмотрены предельные цены);
  • тарифный метод (если цены подлежат госрегулированию);
  • проектно-сметный метод (на строительные и ремонтные работы и на работы по сохранению объектов культурного наследия);
  • затратный метод (если невозможно применить другие методы).

Однако метод сопоставления рыночных цен является приоритетным. Использовать другие методы можно в случаях, определенных Законом N 44-ФЗ (ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Важно отметить, что в Законе N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки. В частности, описание должно носить объективный характер, должны быть использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, а также информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара. Полные правила формирования описания объекта закупки приведены в ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

С 01.01.2014 расширены способы проведения закупок бюджетными учреждениями. В целом все закупки делятся на два вида: конкурентные и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, конкурентные способы помимо уже установленных Законом N 94-ФЗ (запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион) дополняются следующими видами:

  • конкурсом с ограниченным участием;
  • двухэтапным конкурсом;
  • закрытым конкурсом с ограниченным участием;
  • закрытым двухэтапным конкурсом;
  • запросом предложений (ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения открытого конкурса общий срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней начиная с даты вскрытия конвертов. В случае проведения конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

По результатам открытого конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней начиная с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в течение 15 дней начиная с даты получения от заказчика проекта контракта. При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер (ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения электронного аукциона согласно правилам Закона N 44-ФЗ заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то заказчик размещает извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).

Важные изменения Закон N 44-ФЗ вводит в процедуру закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, по новым правилам закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб. без проведения торгов, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% от размера средств от общего объема закупок по плану-графику и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Напомним, что согласно Закону N 94-ФЗ размещение заказа без проведения конкурсных процедур было возможно в случае, если сумма поставок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 100 000 руб.

С 01.01.2014 закупка товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 000 руб., возможна (при соблюдении обязательных условий):

  • государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • другими государственными (муниципальными) учреждениями: зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными парками, природными парками, ландшафтными парками, театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, телерадиовещательными учреждениями, цирками, музеями, домами культуры, дворцами культуры, клубами, библиотеками, архивами.

При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% средств от общего объема закупок по плану-графику и 20 млн руб. в год (ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ исключена возможность заключения договора с единственным поставщиком по оказанию услуг энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии - закупку можно проводить путем запроса предложений (п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

С 01.01.2014 заказчик обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в следующих размерах:

  • от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки;
  • от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса (если он предусмотрен контрактом) - в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.;
  • в размере аванса - в случае если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения увеличивается в полтора раза в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Если же участником закупки является казенное учреждение, то указанные выше требования об обеспечении не применяются (ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Контрольные функции за исполнением Закона N 44-ФЗ осуществляют:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);
  • контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ);
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа;
  • Казначейство России;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата) - в целях установления законности расходования бюджетных средств (ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ введены положения по проведению ведомственного контроля в сфере закупок (ст. 100 Закона N 44-ФЗ), контроля, проводимого заказчиком (ст. 101 Закона N 44-ФЗ), общественного контроля (ст. 102 Закона N 44-ФЗ). Также с 01.01.2014 введено понятие "аудит в сфере закупок".

С 01.01.2014 ст. 98 Закона N 44-ФЗ вводит новое понятие - аудит в сфере закупок, который будут осуществлять следующие органы:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Список литературы

  1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 1. С. 6 - 10.
  2. Беспалов М.В. Анализ практики применения в строительной отрасти Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на примере Тамбовской области // Налоги и финансы. 2011. N 2. С. 38 - 41.
  3. Беспалов М.В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики // Финансы и кредит. 2009. N 43. С. 45 - 53.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  7. URL: http://budget.lgl.ru.
  8. URL: http://www.consultant.ru.
  9. URL: http://www.garant.ru.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона № 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Однако стоит еще учитывать, если годовой объем закупок у вас превышает 1 млрд. рублей, то на основании п. 8.1. ч.8 Закона № 223-ФЗ:

в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

осуществляющие закупки

Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ). Исключение составляют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону № 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

– предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

– в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Для осуществления закупок в 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.09.2017 (ч. 12 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Автономные учреждения, осуществляющие закупки

Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:

– закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);

– государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1 , ч. 4 ст. 15 данного Закона).

Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
Создано FeedBurner

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Правовой статус унитарных предприятий регламентирован положениями статей 113 — 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Такие предприятия представляют собой коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное имущество.

В зависимости от особенностей закрепления за унитарными предприятиями имущества они дифференцируются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (в том числе муниципальные предприятия), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе муниципальные казенные предприятия).

Следует отметить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее — Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-ФЗ заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

С учетом изложенного с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону N 44-ФЗ.

В то же время положениями Закона N 321-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, муниципальные казенные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2017 года во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет собственных средств, казенным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об осуществлении закупок муниципальными казенными учреждениями с 01.01.2017