Виды и стадии правотворчества. Стадия принятия закона

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.

37. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, кот о рый будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным орг а ном.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтве р ждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной вл а сти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих пр о ект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61197. Решение неравенств с одной переменной 4.08 MB
При решении неравенств используются следующие свойства: Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство
61201. Будова тексту. Текстовий редактор WordPad 75 KB
Мета. Ознайомити учнів з поняттями: абзацний відступ, формування абзацу, способи встановлення параметрів абзацу. Повторити будову тексту, його складові частини, тему і мету.
61202. Вулканізм і явища,що його супроводжують 74 KB
Мета: сформувати знання про вулкани й гейзери, дати поняття про причини їх утворення; розвивати спостережливість, образну память; виховувати здатність співпереживати.
61203. Приліт Ельзика на планету Земля 40 KB
Запропонувати завдання: підняти ліву руку; підняти праву руку; подивитися на стелю; подивитися на підлогу. А як потрібно звернути на себе увагу щоб лише тобі надали слово Підняти руку.
61204. Музика і мистецтво слова 62 KB
Музичний матеріал: українські народні пісні: 1. Про який музичний жанр піде сьогодні мова будь ласка відповіді дітей Так мова піде про пісню слайд 1 А давайте пригадаємо хто пише пісні Вірно композитори та поети а також народ.
61205. Внутрішня будова Землі. Літосфера 71.5 KB
Мета: Дати учням поняття земна кора і літосфера формувати систему знання про внутрішню будову Землі дати відомості про літосферні плити; розвивати просторову уяву уміння створювати образ обєкта; виховувати інтерес до пізнання природи Землі.

Схема 6.3 Стадии правотворчества

Правотворческая деятельность состоит из следующих стадий (см. схему 6.3):

1. Правотворческая инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании нормативно-правовых актов и вносить их проекты на рассмотрение уполномоченного субъекта (органа или должностного лица).

2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта, его оценка уполномоченным субъектом правотворческой деятельности. Если субъектом правотворческой деятельности является коллегиальный орган, то рассмотрение и оценка проекта нормативно-правового акта проходят в форме обсуждения.

3. Принятие нормативно-правового акта уполномоченным субъектом правотворчества.

4. Промульгация принятого нормативно-правового акта – его официальное опубликование (как правило) и введение в действие.

Важнейшей разновидностью процесса правотворчества является законотворчество, включающее в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов.

4. Подписание и обнародование закона главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и официальный портал государственной власти Российской федерации. Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Контрольные вопросы по теме:

1. На каких принципах основывается правотворческий процесс?

2. Какие разновидности правотворческой деятельности выделяют?

3. Из каких стадий состоит законодательный процесс?

4. Кто обладает правом законодательной инициативы?

5. Для чего необходима систематизация российского законодательства?

6. Какие разновидности инкорпорации законодательства выделяют?

7. Что представляет собой консолидация как разновидность систематизации законодательства?

8. Каково значение неофициальной инкорпорации для профессиональной деятельности юриста?

Литература по теме:

1. Акимова И.К. Делегированное законотворчество в РФ // Юрист. 1998. №9.

2. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

3. Закон: создание и толкование. М., 1998.

4. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса// Правоведение. 1991. №6.

5. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. №6.

6. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. №2.

7. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

8. Троцкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. №4.

9. Шупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. М., 1993.

10. Язык закона // Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.


Похожая информация:

  1. Q]3:1: Можно ли отдавать предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора одной стадии перед другой

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. При этом данные внешне схожие понятия, конкретизи- рованно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по ϲʙᴏему содержанию. Правотворчество будет исключительно составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

  • ϶ᴛᴏ выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
  • ϶ᴛᴏ государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней исключительно с его санкции;
  • ϶ᴛᴏ интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность , связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
  • ϶ᴛᴏ процедурная деятельность , детально регламентируемая законом, кᴏᴛᴏᴩый определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
  • содержание ϶ᴛᴏй деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм , иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, правотворчество - ϶ᴛᴏ осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. При этом субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Стадии правотворчества

Изучим стадии правотворчества. Правотворчество — ϶ᴛᴏ деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что она проходит два этапа:

  • подготовки проекта нормативного акта;
  • его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

  • принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
  • формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
  • подготовка его текста;
  • предварительное обсуждение проекта;
  • согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
  • предварительное утверждение проекта.

В случае если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Стоит заметить, что он состоит из следующих стадий:

  • внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
  • обсуждение проекта;
  • принятие и подписание нормативного акта;
  • официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. По϶ᴛᴏму она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате кᴏᴛᴏᴩых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ) На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди кᴏᴛᴏᴩых может быть и население ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего региона;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, кᴏᴛᴏᴩая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, ɥᴛᴏбы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта) На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. В наибольшей степени существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, кᴏᴛᴏᴩое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники) Учитывая зависимость от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат могут быть использованы согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, кᴏᴛᴏᴩая, в ϲʙᴏю очередь, распадается на три полетали и:

  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  • одобрение закона Советом Федерации (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов ϶ᴛᴏй палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его) Его подпись будет ϲʙᴏеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления ϶ᴛᴏго вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При ϶ᴛᴏм опубликование следует отличать от обнародования, кᴏᴛᴏᴩое шире по ϲʙᴏему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как . Однако эти внешне схожие понятия, конкретизи- рованно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по своему содержанию. Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

  • это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
  • это государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;
  • это интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность , связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
  • это процедурная деятельность , детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
  • содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм , иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Стадии правотворчества

Рассмотрим стадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

  • подготовки проекта нормативного акта;
  • его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

  • принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
  • формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
  • подготовка его текста;
  • предварительное обсуждение проекта;
  • согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
  • предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

  • внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
  • обсуждение проекта;
  • принятие и подписание нормативного акта;
  • официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть , его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, которая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат используются согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три полетали и:

  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  • одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Общая характеристика административного правотворчества

Роль административных органов государственного управления в сфере регулирования процессов происходящих в обществе характеризовалась высокой значимостью на всех этапах исторического развития общества.

В современном социуме, ввиду общемировой тенденции возрастания роли исполнительных органов государственной власти, система административных элементов управления укрепляет свои позиции как в вопросах правовой реализации конституционных и законодательных предписаний, так и в процессах создания собственных правовых норм подзаконного характера.

Этим обуславливается существующая в юридической науке потребность исследования вопросов, связанных с функционированием подзаконного административного нормотворчества, начинать с которого, закономерно, следует с определения соответствующей дефиниции. Так, административное правотворчество, в наиболее общем виде следует определять следующим образом:

Определение 1

Административное правотворчество – это одна из важнейших сфер деятельности государства, выраженная в осуществлении органами исполнительной власти мероприятий, направленных на принятие, изменение и отмену общеобязательных юридических норм, являющихся частью внутренне согласованной и непротиворечивой системы государственного правового регулирования сложившихся общественных отношений.

Как любой вид правотворчества, административная его форма берет начало своей реализации в самом обществе, как будущем носителе устанавливаемых в установленном порядке субъективных прав и юридических обязанностей, а точнее в общественной потребности в урегулировании находящихся вне правового поля явлений и процессов, а равно изменении способов нормативного воздействия на уже урегулированные сферы общественного бытия.

Подробнее об этом будет сказано при рассмотрении стадий административного правотворчества.

Стадии административного правотворчества

Замечание 1

Как любая государственно-властная деятельность , процедура административного правотворчества реализуется в рамках установленных законом полномочий государственных органов и их должностных лиц, а также в строго регламентированном порядке, представленном определенными стадиями.

Начальная стадия рассматриваемого вида правотворчества находится, в собственном смысле, вне непосредственно нормотворческой деятельности, поскольку представляет собой исследование общественных процессов на предмет выявления сфер и вопросов нуждающихся в подзаконном урегулировании. Как правило, соответствующая деятельность реализуется в рамках одной из трех процедур:

  • Социальной – выражается в общественной правотворческой инициативе, доведенной до компетентных органов;
  • Контрольной – потребность в правовом регулировании выявляется в результате мониторинга действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов, и выявлении в результате него противоречий, коллизий или несоответствия существующим общественным отношениям;
  • Координационной – в рамках данной процедуры, потребность правового регулирования общественных отношений выступает результатом совместной деятельности нескольких органов государственной власти.

После оценки общественных потребностей в подзаконном правовом регулировании уполномоченным субъектом принимается решение о необходимости разработки проекта будущего административного нормативно-правового акта.

Принятому на предыдущей стадии решение о разработке проекта следует его подготовка, предварительное обсуждение, а при необходимости доработка отдельных содержательных, организационных или координационных аспектов будущего нормативного акта.

Подготовленный и доработанный проект административного нормативного акта выносится на обсуждение нормотворческого органа, как правило в рамках рабочих совещаний, после чего следует принятие или утверждение административного акта компетентным органом исполнительной власти или конкретным должностным лицом.

Заключительным этапом процесса административного правотворчества выступает опубликование ранее принято административно-правового акта, служащее целям его доведения до конечных адресатов.