Территория аттики. Значение слова «аттика

Сегодня? Лучшие курорты и археологические памятники Аттики .

Древнейший период в исторической жизни Аттики , ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

Конец раздробленности Греции, по преданию, положил герой и афинский царьТесей, который объединил население вокруг Афин и учредил один общий совет. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини Афины всенародное празднество синойкии (объединения).

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику .

У древних афинян существовало суровое долговое право, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и свободой самого себя и членов своей семьи. Несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

Смоковницы (инжирные деревья) в Аттике росли в огромном количестве и давали такое множество плодов, что они даже вошли в пословицу как нечто бесполезное, чего родится очень много. Подобная пословица существовала в отношении сов, гнездящихся в окрестностях Акрополя.

Аттика - это район, ограниченный с юга Эгейским морем. Его прихотливая конфигурация свидетельствует о существовании множества бухт, заливов и мысов. Земля здесь обрабатывалась с незапамятных времен. Сама богиня Афина спорила за обладание Аттикой с могущественным Посейдоном и выиграла этот спор, принеся в дар людям оливу. Аттика знаменита с глубокой древности мягким, теплым климатом , здесь расположено большое количество античных памятников. Именно близость к столице и обусловила бурное развитие этого района практически во все времена греческой истории.

Пригодную для питья воду доставляли, кроме рек Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя. Лишь император Адриан (117-138) устроил водопровод для восточной части города. Надзиратель за колодцами был важным лицом, наблюдавшим за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это.

Отдельно надо сказать о замечательно сохранившихся памятниках античной архитектуры Аттики . Пожалуй, самый известный из них – это храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион. Храм состоит из колонн, расположенных на расстоянии 70 метров. Большой храм, стоящий на мысе, где гуляют только ветра, оставляет незабываемое впечатление. Стоило бы посетить древний храм Деметры в Элевсине, находящийся в 22 км от Афин , посвященный тайному культу богини Деметры и ее очаровательной дочери Персефоны.

Основные курорты Аттической Ривьеры - Палио Фалиро, Глифада, Вульягмени, Вула, Кавури, Варкиза, Лагонисси, Анависсос, мыс Сунион, Мати, Неа Макри. И, конечно же, остров Эвия - с его шикарными курортами Еретрия, Амаринтос, Эдипсос

Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами - аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, умножая ее население и способствуя своим трудом росту ее благосостояния.

В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохранившиеся в виде пережитков и в более позднее и значительно лучше нам известное время, явились результатом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по преданию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.

Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных укреплений, некогда окружавших постоянно враждовавшие друг с другом родовые поселки. Следы такого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.

Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая типичная для эпохи господства родовых отношений черта - родоплеменная раздробленность. По афинским преданиям, на территории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин.

Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Тесеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]».

В исторической действительности процесс объединения Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-западная часть Аттики - область Элевсина с ее знаменитым храмом богини Деметры.

Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, отстаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синойкизм явился, таким образом, длительным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отношений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родоплеменных организаций.

К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государства. Для его изучения мы располагаем уже несравненно более широким кругом источников. Первое место среди них, безусловно, занимает «Афинская полития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.

«Афинская полития» Аристотеля - единственное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начиная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно дополняют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Диодора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.

На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не менее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благородных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли.

Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона».

Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, рекрутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это подтачивало силы общины.

Страницы: 1 2

Античный мир. Словарь-справочник

Аттика

(от греч. - страна побережья)

полуостров, одна из крупнейших областей на юго-востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди горных хребтов расположены равнины: Элевсинская, Кекропская, Месогейская и Марафонская. Небольшие реки А. Кефис и Асоп были мелководными, земля - неплодородной. Но трудолюбие земледельцев компенсировало скудность земли: в А. выращивали оливки, виноград, фиги, просо, полбу, ячмень. В горах было много известняка и мрамора, пригодных для строительства. В Лаврионе добывали серебро, железную руду и глину, что способствовало раннему развитию ремесел, а благодаря большим запасам поваренной соли население стало заниматься консервированием продуктов, положив начало развитию целой отрасли промышленности.

Население А. считало себя автохтонами. Ок. X в. до н.э., при легендарном царе Тесее, оно начало объединяться под властью Афин, однако этот процесс был длительным и растянулся на столетия. К VI в. до н.э. Афины стали центром экономических и политических преобразований в А. Крупными центрами А. были Элевсин, Пирей, Форикос, Рамнунт и др.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедический словарь

Аттика

в древности область на юго-востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика - один из номов (центр - Афины).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аттика

(греч. ή Αττική, что значит "прибрежная страна") - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. - Виотией, на З. - Мегарой, с Ю. и В. омывается морем. Большая часть А. покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнаженные, лишенные растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса, равно северо-зап. склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над ур. моря). Киферон главным своим кряжем отделяет А. от Виотии; от Мегары А. отделяется его ветвью, идущею к Ю. и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточн. края области, образуют в этой части А. настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южн. части, там, где он вдается в море против о-ва Саламина, носить название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На С.В. афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне еще Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, еще теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зерна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириною отделяет на Ю. подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишен лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населен дикими пчелами, дающими превосходный мед. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к Ю. от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором еще теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого еще теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для А. высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после Р. Х. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина на сев. берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиною и от 2-4 км шир., с обширным болотом к С.В. Здесь в 490 г. до Р. Х. персидское войско потерпело поражение. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто "равнина" (педион); 2) меньшая, отделенная от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афин. равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета. Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афин. равнине, а именно: 1) Кефис, начинающийся у юго-западн. подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западн. направлении и в З. от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; второй ручей - Илиссус начинается у сев. подножья Гимета, протекает у вост. и южн. стороны города и к Ю.З. от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к сев. от Марафона древней местности) и о. Эрасиносе, протекающем дальше к Ю. от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Почва страны представляет почти сплошь легкий, довольно тощий, каменистый известняк, мало пригодный для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами ее вывоза. Скотоводство и теперь еще значительно, а в древности аттич. шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебрян. рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полос, идущей к Ю.З. от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), дает отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространенный сбыт.

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, т. е. коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времен земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионич. народы, жители А. распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времен существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, еще позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на С. страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырех городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырех деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины. Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеатт. героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собою определенное число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую "дему", большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Их перечень дает Лик, "Die Demen von А." (перевод Вестермана, Брауншвейг, 1840); Росс, "Die Demen von A. und ihre Vertheilung unter die Phylen", Галле, 1846); Г. Гельцер в приложении к книге Вестермана "Lehrbuch der Griech ischen Staatsalterthü mer" (5 изд. Гейдельб., 1875). Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, между 80-100 тыс. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 г. до Р. Х. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидою и Деметриадою. Но первая была переименована в 265 г. до Р. Х. в честь египетского царя Птоломея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидою по имени этого благодетеля города Афин.

В политическом отношении А. была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключенных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое А. благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции (см. это сл.). Ср.. Бурсиан, "Geographie von Griechenland" (т. I, Лейпц., 1862); Курциус, "Erl ä uternder Text der 7 Karten zur Topographie von Athen" (Гота, 1868); Курциус и Кауперт, "Karten von Attika" (2 тетр., Берлин, 1881). В настоящее время А. вместе Мегарой, Виотиею и островами Саламином (ныне Кулури) образует номархию Аттики и Виотии, которая распадается на 5 епархий (А., Эгину, Фивы, Ливадию и Мегару) и насчитывает на 6426 кв. км 185364 жит. (1879). В епархии (округе) А. (включая о-ва Саламин) 116263 ж., сельское население занимается земледелием, виноделием и скотоводством, отчасти также шелководством и табаководством. Афинская равнина еще в настоящее время богата обширными оливковыми плантациями.

Словари русского языка

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
  • Там же.
  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
  • Там же, стр. 109.
  • 8 Фукидид, 1, 126.

В Греции есть все, что ищет современный турист. Эта страна ласкает солнцем 300 дней в году, ее границы омывает 4 моря и окружает 1400 островов.

Греция приглашает в увлекательные походы по древним руинам и музеям, где хранятся античные сокровища. Манит эта солнечная страна своими фруктовыми рощами и вкусностями, приготовленными из даров Средиземного моря.

Греческие пляжи заслужили звание лучших для отдыха во всем мире. Сюда стекаются туристы, чтобы позагорать, провести время на молодежных дискотеках, сделать уникальные фотосессии и насладиться вкусом ароматных оливок.

Одним из таких туристических мест является Аттика. Она расположена в сердце страны. Это область, где закладывалась государственность, и где расположилась столица Греции.

Аттика в переводе означает «береговая страна» . Аттика расположена на полуострове, который с трех сторон омывается заливами Эгейского, Эвбейского, Петалийского и Саронического морей.

Климат Аттики – средиземноморский.

Находится в этом месте не только приятно, но и полезно, так как этот регион отличает сухость, что идеально подходит тем туристам, которые не переносят высокую влажность.

В январе воздуха прогревается +12 градусов и практически никогда не опускается ниже +5 .

Температура морской воды зимой держится на отметке в +17 градусов, а купальный сезон открывается уже в мае, когда температура воды прогревается до 22 градусов.

Пик сезона в этом регионе Греции приходится на август. Морская вода в этот период прогревается до 26 градусов , а воздух – до отметки в 33-35 градусов .

Любителям солнца и сухой жары следует отправляться в Аттику с мая по октябрь. Однако настоящее удовольствие можно получит отдыха в этом месте в период цветения.

Отели Аттики

Несмотря на то, что Аттика является индустриальным районом, здесь обустроены пляжи, а современные отели открывают свои двери для многочисленных путешественников.

  • Royal Olympic Hotel расположен в пешей доступности от Акрополя. Из роскошно обставленных комнат отеля открывается великолепный вид на храм Зевса или благоухающий сад с бассейном.

    Poseidonion Grand Hotel расположился на острове Спетсес и является его достопримечательностью, за счет своей богатой архитектуры. Номера обставлены стильной мебелью, и роскоши им добавляют деревянные полы. С балконов комнат открывается вид на морской пейзаж или цветочный сад.

  • Отели 4*

    Amalia Hotel находится в пешей доступности до Акрополя и центральной площади города Плаки. За использование натуральных туалетных принадлежностей, чистящих средств и органических продуктов гостиница была отмечена экологическим значком Green Key.

    Herodion расположен у подножия Акрополя. В этом отеле каждый номер оформлен в элегантном стиле. На крыше гостинице разбит великолепный сад, где можно отдохнуть в гидромассажных ваннах и шезлонгах с видом на Афины.

  • Отели 3*

    Hermes Hotel спрятался в тихом районе Плаки. К услугам гостей здесь предлагают просторный холл для отдыха и сад на крыше.

    Номера отеля обставлены современной мебелью, а интерьер выполнен в светлых тонах.

    Plaka Hotel расположен в историческом центре столицы Греции. На крыше гостиницы работает кафе-бар с впечатляющим видом на Акрополь.

Чем заняться в Аттике: осмотр достопримечательностей

Земли Аттики впитали в себя древние легенды и мифы, которые оживают в глазах впечатлительных путешественников.

Гуляя по достопримечательным местам можно легко перенестись в античные времена, когда смертных страну населяли всемогущие божества. Оказавшись в Аттике, не откажите себе в удовольствии посетить следующие храмы и монастыри и просто интересные места:

  • Храм Посейдона

    Уникальная постройка, расположенная на мысе Сунион . В этом храме совершались таинства и обряды, чтобы задобрить грозного морского бога.Стройные колонны храма, которые обрамляются массивное строение, поражают воображение. В здании сочетаются тонкость и величие, олицетворяющие связь земли и моря.

  • Монастырь Дафни
    Его можно найти в 10 километрах от Афин. Это строение возведено на месте языческого храма Аполлона Дафнийского в VI веке. На сегодняшний день монастырь имеет статус памятника.

  • Остров Энгина

    Этот небольшой островок притягивает своими роскошными пляжами и прозрачной морской водой. Он находится посреди Сардонического залива.В истории этот остров известен тем, что на нем было построено порядка 360 храмов. Большинство из них было стерто с лица земли, но путешественники, любящие старину могут попасть в город Палеохора, считающийся привидением, в котором уже давно никто не живет.