Правила прохождения границы с эстонией на автомобиле. Многосторонний автомобильный пункт пропуска на российско-эстонской границе ивангород - нарва

Из-за возросшей популярности на путешествия в страны Балтики, серьёзной проблемой стала упавшая скорость прохождения на границе с Эстонией. Эти трудности в полной мере на себе ощутили туристы, пересекающие границу на личном автомобиле. Для того, чтобы путешественнику не тратить лишние часы на ожидание в многокилометровой колонне из автомобилей, он может зарезервировать место заранее. Так шансы преодолеть очередь на границе с Эстонией быстро и без лишних нервов выше.

Пересечь границу возможно через три контрольно-пропускных пункта (КПП):

  • Ивангород (Нарва) Лени нградской области.
  • Куничина Гора (Койдула) Псковской области.
  • Шумилкино (Лухамаа).

Во всех вышеуказанных КПП перемещения через границу с эстонским государством возможны как на автомобиле, так и на более лёгком транспорте, включая велосипед, а также пешком.

Самый большой и популярный пропускной пограничный пункт - это Ивангород, через который также проходит поток туристических автобусов по разным экскурсионным направлениям - из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Пропускная способность данного КПП: около 2 000 автомобилей и 7000 людей.

Удобство данного перехода в том, что после прохождения всех этапов турист попадает в Нарву, где продолжить свою поездку сможет в любом удобном направлении. Для улучшения ситуации с очередями, в Нарве планируется запуск нового терминала. Работает данный КПП круглосуточно.

Средней популярностью по пересечению обладает КПП Куничина Гора, через которую туристы попадают в эстонский город Койдула. Этот пропускной пункт примечателен тем, что именно здесь была впервые опробована и введена система бронирования очереди на границе с эстонским государством. Здесь есть особые правила по въезду и выезду из Эстонии и переезду через границу со стороны России: выбор конкретного времени и бронирование очереди здесь обязательны. Работает он также круглосуточно.

На КПП Шумилкино самое быстрое прохождение границы, так как этим направлением пользуются немногие. Кроме того, для автотранспорта с российскими номерами здесь выделен отдельный коридор. Доступность данного пропускного пункта круглосуточная, но с перерывами (с 13:00 до 14:00) и на полчаса во время пересменки персонала (9:00 и 21:00).

Бронирование очереди

Для того чтобы процедура бронирования была простой и комфортной нужно учитывать нехитрые правила:

  • Место резервируется на опред елённую дату и вр емя.
  • Начало бронирования открывается за три месяца.
  • Внесение поправок в бронь допустимо три раза, и не позже, чем за три часа до переезда границы.
  • Бронирование актуально с момента оплаты.

Чтобы прохождение таможенного и пропускного контроля прошло быстрее и комфортнее, пригодится услуга бронирования - она существенно облегчает передвижение через границу, в отличие от привычного перемещения в ходе «живой очереди».

При удачном стечении обстоятельств, время ожидания сократится в 2 раза, а в порядке живой очереди на это уйдут десятки часов, так как на обслуживание таких автомобилей выделяется слишком малая квота.

Зарезервировать время пересечения пограничной зоны с Эстонией на личном автотранспорте можно тремя способами:

  1. По платному телефону +372-698-91-92.
  2. В зоне ожидания, на парковочных местах Transservice-N (Narva, Раху, 4а).
  3. На электронном р есурсе EstonianBorder.eu и EestiPiir.ee.

Стоимость данной услуги составляет 1,5 € . Оплатить её можно с помо щью безналичного расчёта по кредитной карте, при предварительном заказе бронирования через интернет, или же по телефону. Дебетовой картой можно воспользоваться на парковке Transservice-N.

Очередь можно заказать и бесплатно, если обратиться к автоматизированным услугам через автомат самообслуживания в зоне ожидания в момент регистрации транспортного средства. Следует помнить, что в зоне ожидания максимальное время пребывания - 15 минут, потому как после регистрации водитель получает разрешение на выезд из нее для прохождения следующих процедур. Движение через эту зону является обязательной мерой.

Пограничный пункт Ивангород - Нарва

Онлайн бронирование

Онлайн-бронирование доступно на сайте EstonianBorder.eu. Для этого нужно перейти по ссылке и выбрать пункт «Забронировать». Процедура состоит из 8 шагов, из которых нужно будет быть готовым внимательно и точно заполнить следующие пункты:

  • Кат егория транспортного средства.
  • Выбор пункта пересечения (один из трёх КПП).
  • Тип очереди (предварительная, «живая очередь» и очередь для транспорта, имеющего приоритет).
  • Дата и время пересечения границы.
  • Данные о водителе, включая документы, удостоверяющие его личность.
  • Данные автотранспорта.
  • Дополнительные услуги.
  • Оплата бронирован ия.

Пограничный пункт Койдула

Расходы на бронирование и прочие услуги

Во время резервирования очереди, для автотранспорта категории A и B нужно будет быть готовым заплатить:

  • За предварительное брони рование - 1,50€.
  • За стоянку транспортного средства (1€ - кат.А, 3€ - кат.В).

Во время ожидания туристам доступны дополнительные услуги, примерная стоимость некоторых из них следующая:

  • Международ ный факс - 0,15 € за 1 стр.
  • Услуги таможенного агентства - от 3 €.
  • Парковка - от 4 €.
  • Взвешивание автомобиля - от 4 €.
  • Душ и сауна от 2 и 3 € за 30 и 60 минут.
  • Кафе - от 0,35 €.

Пересечение границы с животными

Путешествия на своём автомобиле удобны для поездки всей семьёй, включая детей, а также домашних питомцев. Особенно это актуально, если поездка будет длительной и расставаться с любимцами надолго не хочется. В таком случае нужно учесть несколько простых правил:

  1. Не более пяти жи вотных в автомобиле.
  2. Обязательное чипирование каждого.
  3. Прививка от бешенства.
  4. Ветеринарный паспор т или сертификат, выданный в ветклинике.

В случае, если питомцев будет более пяти особей, таможенный контроль вправе запросить декларацию на этих животных, так как подобное количество предполагает торговую деятельность. Также следует заранее изучить список разрешённых к ввозу и вывозу домашних животных, что касается особо крупных и потенциально опасных пород.

Чип и ветпаспорт можно сделать в любой ветеринарной клинике, и лучше всего заранее. Данный микрочип с пятнадцатизначным номером обладает обязательным сертификатом в соответствии с международными стандартами (ISO 11784, ISO 11785). Он вшивается в холку животного один раз на всю жизнь. Считываются эти данные с чипа посредством взаимодействия через радиосигнал специального сканера.

Попадая в границы действия этого сканера, микросхема начинает заряжаться от электромагнитного поля и посылая короткий радиосигнал с кодом. Сам чип не требует специальных аккумуляторов и безвреден для питомца.

Эстонскую границу на погранпереходе в Шумилкино (российская сторона) и Лухамаа (эстонская сторона) мы проходили в начале октября 2018 года. Опишем поэтапный алгоритм прохождения российско-эстонской границы.

Границу мы переходили с туристическими целями – ехали в Таллин из Москвы. Путешествовать решили в спокойном режиме. Обычно, на границу в Брест или мы приезжаем вечером, преодолев более 1000 км . Путь в столицу Эстонии разбили остановкой во . От до Шумилкино примерно час езды. Поэтому, переходили границу утром, в самом начале десятого часа.

Трасса Псков – Шумилкино почти пустая, шоссе хорошее. Машин очень мало, населённых пунктов тоже.

У последнего от границы поворота в какую-то деревню стоит пограничник. Он сделал знак остановиться. Спросил:
– Куда следуете?
– На эстонскую границу. Едем в Таллин. Документы?
– Нет, не надо, можете ехать.

Заправок на трассе совсем немного. Есть одна в Изборске. Но там заправляться ещё рано. Преодолев всё расстояние, мы с недоумением озирались по сторонам – неужели пропустили последнюю перед границей заправку? Нет! Находится АЗС у самого погранпункта. Их там даже две. На северной стороне (нам по дороге).


И на южной (заправлялись на обратном пути).


Цены на бензин отнюдь не драконовские, как ожидалось, а вполне бюджетные. Дешевле, чем во Пскове и не говоря уж о Москве.

Прошу прощения у читателей за скудный иллюстративный материал. Фотографировать на погранпереходах запрещено, я тайком сделала лишь тройку снимков.

Эстонская граница. Переход на машине. Шумилкино

С полным баком мы подъехали к границе.
Обратите внимание, что на подступах к погранпереходу стоит изрядная очередь из грузовиков. У них отдельная полоса, легковые автомобили по левому ряду объезжают очередь.

Вы подъехали к шлагбауму. Здесь нужно действовать согласно ПДД. Дождаться зелёного сигнала или открытого шлагбаума. У первого КПП водитель показывает паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля. Здесь вам выдадут ламинированный талон (“бегунок”), где указано количество пассажиров. К пограничнику подходит только водитель, пассажиры остаются в машине. На снимке КПП виден слева.

Далее нужно подъехать к пункту таможенного и паспортного контроля. Будьте внимательны, читайте указатели! Один из коридоров предназначен для машин стран Евросоюза. Другой – для отечественных, белорусских и казахских машин. В октябре 2018-го года нужный нам коридор (для граждан РФ) находился левее евросоюзовского. Надпись над ним гласила:
“Полоса для оформления транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан”.

Над полосой есть светофор. На зелёный сигнал подъезжаем к таможенной будке. Там необходимо предъявить паспорт владельца автомобиля и свидетельство о регистрации машины. Перед нами в очереди стояло две машины. Мы наблюдаем, как тщательно таможенники проверяют автомобили. С таким внимательным и скрупулёзным досмотром мы ещё нигде не сталкивались. Ни в Белоруссии, ни в Польше транспортные средства не осматривают столь тщательно. Таможенники внимательно исследуют автомобили – с зеркалами, фонариками, просят поднять подлокотник, “бардачок”, заглядывают в дверные карманы.
На удивлённую реплику Начальника о внимательном досмотре девушка-пограничница отвечает:
– Действия пограничников спровоцированы действиями отъезжающих.

Я сразу подумала, что в пиковое время столь долгий досмотр может спровоцировать очередь. 🙁

Шумилкино. Паспортный контроль

Следующий этап – паспортный контроль. После досмотра автомобиля, мы продвинулись на несколько метров вперёд и остановились у будки пограничника. Здесь из машины нужно выйти всем пассажирам и по очереди подходить к окошку. Миловидная дама – сама любезность – сверила личности с фотографиями. Начальника попросила снять очки, меня – откинуть капюшон куртки.

Паспортный контроль занял минут 7 (на два паспорта). Шлагбаум поднялся, мы следуем по узкой полосе (на которой почему-то стоит знак пешеходного движения) к последнему пункту. Там отдали “бегунок” и последний на нашей стороне шлагбаум выпустил нас из родных пенатов.

Эстонская граница. Переход на машине. Лухамаа

Медленно подъезжаем к погранпункту на эстонской стороне. Издалека внимательно изучаем надписи над полосами движения, ищем зелёный коридор. Его видно издалека.

Тут тоже действует похожий алгоритм – правый ряд предназначен для автомобилей ЕС, левый – All pasports (всех остальных).

Над стоп-линией горит красный сигнал. Мы остановились. Но через полминуты пограничник призывно махнул рукой. К нам подошла миловидная девушка и сразу стала разговаривать по-русски. Она забрала оба наши паспорта. Весьма бегло осмотрела машину. Спросила:
– С какой целью едете в Эстонию?
– Туризм, – сразу ответил Начальник.
– Где останавливаетесь?
– В гостинице “Таанилинна – отель”. Показать бронь?
– Нет, не надо. Вам сейчас нужно идти на паспортный контроль. Ваши паспорта будут там.
Пограничница пальцем указала на будку паспортного контроля. Она стоит отдельно, слева.

В окошке паспортного контроля мы увидели серьёзного господина средних лет. Он тоже разговаривал с нами на родном языке. Не спеша объяснял, когда нужно приложить палец к сканеру. Кивнул, когда аппарат сделал снимок.

После завершения процедуры паспортного контроля, отдавая паспорта, пограничник спросил:
– Вы знаете, когда поедете назад, то что лучше заранее зарегистрироваться на нашем сайте, – господин вынул из кармана листовку и вручил её нам. – Можно позвонить по телефону. Помните, что опаздывать разрешается на два часа. Потом ваша регистрация аннулируется.

Мы тепло поблагодарили служащего границы. Конечно, мы знали о регистрации и о платной процедуре прохода эстонской границы. Но все сведения были в интернете. А тут мы получили живую толковую бумажку. Как бесценный документ я убрала её в самый дальний внутренний карман, где хранятся паспорта. В дальнейшем листовка очень пригодилась! (Данные из неё найдёте ниже).

Мы забрали документы, сели в машину. Шлагбаум открылся и мы оказались на эстонской земле.

Помните, что в качестве необходимых документов нужно иметь при себе страховку. Приобретите её заранее!

Эстонская граница. Путешественнику на заметку

После волнительного общения с государевыми людьми сопредельных стран, нам нужно было три минуты на перекур и техническую паузу. На эстонской стороне сразу у границы устроена огромная парковка.


В её центре стоит одинокий серый дом. Подразумевается, что он функционирует как кафе.


Утром 1 октября кафе не работало. Но вожделенный WC находится именно в этом здании. И не имеет никакого отношения к кафе.

Вы открываете дверь. Сразу перед вами увидите лестницу вниз и большие буквы – WC. Просторно. Бесплатно. Очень чисто.

Ограничения скорости на эстонских дорогах – 90 км в час. В населённых пунктах – 50 км в час.


Полицейских не видели, а видеокамеры имеются.


Они обозначены дорожными знаками.




На одной из них даже увидели вспышку. Но решили, что она предназначалась впереди идущему автомобилю, который ехал с явным превышением.
Покрытие на дорогах отличное. Машин очень мало. Как и деревень.


До Таллина доехали с ровной скоростью. Километров за 40 до столицы Эстонии открыт участок автомагистрали с разрешённой скоростью 110 км в час.

Эстонская граница. Из Эстонии в Россию. Предписания

Электронная система бронирования разработана по заказу МВД Эстонии.

При бронировании места в очереди выберите место бронирования:
1.Через интернет-сайт https://www.estonianborder.eu
2.Позвонив по телефону +372 6989192
3.По прибытию в зону ожидания у оператора зоны ожидания.

Транспортное средство регистрируется в очередь и ему даётся идентичный номер очереди.
Забронируйте место в очереди и приезжайте к назначенному времени в зону ожидания.
Следите за своей очередью на электронном табло.
Из зоны ожидания следуйте на пограничный пункт”.

Эстонская граница. Немного личного

Следуя рекомендациям пограничника, мы решили заранее оплатить очередь на границе. Наша техническая отсталость вместе со стареньким и тупеньким смартфоном стала непреодолимым препятствием к регистрации через указанный сайт.
Пришлось идти на поклон к администратору гостиницы “Таанилинна”. Девушка сама набрала номер по гостиничному телефону. Начальник побеседовал с русскоговорящим оператором, продиктовал номер карты. Через несколько минут пришло сообщение о списании 4,5 евро.

Время прибытия на границу рассчитать достаточно просто. Навигатор подскажет. Помните, что нужно заложиться на остановки. Из Таллина мы поехали в Тарту. Прикинули, что из университетского города нам нужно выдвигаться в сторону границы не позднее 15 часов. Выехали в 14.50. К границе подъехали в 16.15. (Записывались на 16-17 часов).

Эстонская граница. Путь домой. Алгоритм действий

Подъезжая к границе, вашему взору предстанет следующая картинка.

Обратите внимание, справа видны синие дорожные знаки. На одном из них обозначили схему движения.

Вот ближний план.


А это схема, цельнотянутая с сайта эстонских пограничников.

То есть перед самым въездом на эстонский погранпункт Лухамаа, вам нужно свернуть направо и подъехать к будке оператора. Там она проверит по базе вашу регистрацию. Шлагбаум поднимется. Вы попадаете на парковку. Над парковочными местами установлены электронные табло. На них высвечиваются номера приглашённого автомобиля. Начальник увидел свои регистрационные номера, ещё не успев припарковаться. Моментально развернулся, выехал с парковки, повернул направо и мы уже оказались на пограничном пункте. Всё произошло молниеносно, я не успела сделать ни одного кадра!

На эстонской границе нам проштамповали паспорта. Бегло осмотрели машину. Через пять минут мы уже были на нашей стороне.

Там досмотр снова был весьма тщательным. На этот раз в помощники призвали служебную собаку. Но несмотря на напускную серьёзность, дамы-пограничницы работали очень доброжелательно, даже весело, с шутками и улыбками.

В окошке паспортного контроля проигралась всё та же реприза, что и на польско-белорусской границе:
– Что везёте?
– Личные вещи, сувениры.
– Алкоголь?
– Да.
– Сколько?
– В пределах нормы.
– А норма?
– Три литра на человека.
– Правильно!
Начальник забрал свой паспорт и отправился к машине. Меня пограничница подозрительно спросила:
– Откуда вы знаете норму провоза алкоголя?
– Просветили на белорусской границе, – сказала я правду. – Мы обычно переходим в Бресте.
Служащая кивнула и ответила:
– Всё правильно. Нормы одинаковые. Хорошо, что вы их знаете.
– И не нарушаем! – честно соврала я. (На этот раз это было почти правдой).

Итого, на переход эстонской и российской границы потрачено 33 минуты – с 16.15 до 16.43.

Эстонская граница в Лухамаа. Обязательно ли регистрироваться заранее

Рискну утверждать, что если вы переходите границу в Нарве, то регистрироваться обязательно. Причём, заранее. В телефонном разговоре оператор испугалась, что мы регистрируемся в день перехода.
– В Нарве? – напряжённо спросила она.
– Нет, в Лухамаа.
– Замечательно. В Лухамаа – нет проблем.

У меня сложилось мнение, что если вы пересекаете границу в будний день нетуристического, непикового и непраздничного времени, то можно оплатить электронную очередь на месте, у оператора. Во всяком случае, 4 октября 2018 года во второй половине дня никакого ажиотажа на границе не наблюдалось. Но это лишь личное впечатление. Поэтому, мы советуем путешественником зарегистрироваться заблаговременно. Впрочем, мы те ещё “эксперты” в пересечении эстонской границы. Для нас процедура прошла быстро и безболезненно. Чего и вам желаем.

Путешествие на своем автомобиле имеет ряд неоспоримых преимуществ, прежде всего в вопросах комфорта и скорости. Особенно популярным такой способ путешествия является тогда, когда речь идет о непосредственных соседях. В частности, пересечение границы Эстонии на автомобиле не вызывает никаких сложностей, если учесть некоторые детали этой процедуры.

Где пересечь границу

Вариантов пересечения границы этого государства у россиян есть три:

  1. Ивангород-Нарва – для тех, кто едет из Петербурга.
  2. Шумилкино-Лухамаа – дорога из Пскова.
  3. Куничина Гора-Койдулла – дорога из Пскова.

Важной особенностью проезда в Эстонию является тот факт, что его необходимо бронировать заранее в электронном режиме, иначе придется столкнуться с необходимостью простоять в очереди, пока не проедут все те, кто побеспокоился о брони.

Ивангород-Нарва

Доехать сюда можно по трассе М11 и Е20. Проверка начинается уже на въезде в город, где установлен совмещенный пункт ГИБДД и таможни. На подъезде к пункту пропуска вы увидите очередь грузовых автомобилей. Ее можно спокойно миновать, поскольку у них свой коридор. Перед первым шлагбаумом водитель должен собрать паспорта своих пассажиров и пройти к пункту пропуска.

За шлагбаумом вас ждет еще несколько очередей. Ваша – третья справа. Это «зеленый» коридор для автомобилей из России. Доехав до второй стоп-линии, необходимо пройти паспортный контроль. С этой целью подготовьте заранее заграндокументы с визами и документы на автомобиль.

В это же время происходит досмотр вашего транспортного средства. После этого заезжаем за очередной шлагбаум и посещаем любимый всеми магазин Duty Free. Далее следуем через мост, проехав еще один шлагбаум, расположенный перед въездом на него. В конце моста вас ждет эстонская таможня. Процедура так же проста – предъявляете документы, автомобиль к осмотру и въезжаете на территорию страны.

Не забывайте соблюдать правила пересечения эстонской границы:

Электронная очередь

Электронную очередь эстонцы ввели еще в 2011 году. Российская служба начала использовать ее только в 2012. Называется система GoSwift. Существует данная очередь вместе с обычной, и вовсе не означает, что стоять в длинном ряду машин вам не придется. Просто въезд–выезд в этом случае будет проходить быстрее и организованнее.

Все, не записавшиеся в электронную очередь, будут проходить по обычной квоте, после тех, кто бронирование пересечения границы с Эстонией себе обеспечил.

Благодаря виртуальной очереди весь процесс въезда в эстонское государство не займет больше получаса. Осуществить бронь можно тремя способами:

  1. В телефонном режиме: +372 698 91 92.
  2. В зоне ожидания в Нарве.
  3. В онлайн режиме на сайте www.eee или www.estonianBorder.eu (для выезда из страны).

Самый простой способ – это онлайн-режим. Чтобы пересечь границу со стороны России необходимо воспользоваться сервисом www.goswift.ru .

Выглядит процедура так:

  • выбираете тип автомобиля, на котором вы въезжаете;
  • выбираете пункт, в котором намерены пересекать рубеж;
  • определяете день въезда;
  • рассмотрев свободные временные промежутки, устанавливаете время пересечения границы.

Условия и сроки

Произвести запись можно не ранее, чем за три месяца до даты путешествия. В зависимости от меняющихся обстоятельств, вы можете менять время и дату въезда. А вот для того чтобы отказаться от путешествия или изменить пункт пропуска, придется отменить всю бронь полностью. Внести изменения можно не больше трех раз, но не позднее чем за три часа до вашего прибытия на границу.

Процедура бронирования подлежит оплате:

Инструмент оплаты – карта, наличные средства, мобильный платеж. Дополнительная услуга – СМС-напоминание. Одно придет вам в день выезда, второе ближе к забронированному времени.

Одним из способов въезда может стать пересечение эстонской границы пешком. Для этого нужно оставить свой транспорт на российской территории и прогуляться пешком через все посты и проверки. В общей сложности на это уйдет 20–30 минут.

Прибыть на таможню нужно заранее, хотя бы за час. На спецстоянке вы увидите электронный экран, на котором загораются номера машин. Увидев номер своей брони, проходите к пункту пропуска, берете талончик, становитесь в очередь таких же зарегистрированных в онлайн-системе. Процедура завершается прохождением таможенного и паспортного контроля.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2019 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Статья о тонкостях и «подводных камнях», с которыми может столкнуться путешественник при пересечении российско-эстонской границы на автомобиле в пунктах пропуска «Ивангород — Нарва» , «Шумилкино — Лухамаа» , «Куничина Гора — Койдула» .





Документы, необходимые для пересечения российско-эстонской границы на автомобиле

Для пересечения российско-эстонскую границы на своем автомобиле необходимо на пункте пересечения границы предъявить следующий минимальный пакет документов:

1. Загранпаспорт, действующий как минимум полгода после планируемого возвращения из Эстонии.

2. Действующая шенгенская виза. Эстонский шенген можно получить в посольстве Эстонии в Москве (Малый Кисловский пер, д.5, www.estemb.ru, e-mail: [email protected]), в консульских отделах Эстонии в Санкт-Петербурге (Большая Монетная, д.14, www.peterburg.estemb.ru, e-mail: [email protected]) и Пскове (Народная, д.25, e-mail: [email protected]). Для того, чтобы въехать в Эстонию, совершенно необязательно предъявлять пограничникам именно эстонскую визу – подойдет также мультишенген любой страны, входящей в Шенгенское соглашение. Более того, если вы, например, получили мультишенген в посольстве Франции, совершенно ни к чему стараться сначала съездить во Францию, а уже затем в прочие европейские страны. Абсолютно легально по такой визе можно ехать сначала, к примеру, в Эстонию или еще куда-либо, а уже затем во Францию. В этом случае главное, чтобы у вас по этой визе был хотя бы один французский штамп, подтверждающий, что вы все-таки были во Франции и не зря они выдавали вам свою визу.

3. Если вы путешествуете с детьми, то на российско-эстонской границе необходимо будет предъявить свидетельство о рождении ребенка. Если ребенок едет без одного из родителей, нужна будет нотариальная доверенность для ответственного лица на право выезда с ребенком за пределы РФ.

4. Международная страховка транспортного средства (так называемая «зеленая карта»). Приобрести ее можно в большинстве крупных страховых компаний, на срок 14 дней для легкового автомобиля она будет стоить около 2500 рублей (на лето 2016 года). Кстати, если вы забыли приобрести “зеленую карту” перед поездкой, это можно будет сделать уже на подъезде к границе: просто внимательно смотрите по сторонам, чем ближе к пункту пропуска, тем чаще будут попадаться киоски с вывесками “страховка”, “страхование шенген” и им подобные. Минус в этом случае будет лишь в том, что вам придется выбирать из списка компаний, с которыми сотрудничают эти приграничные страховые брокеры.

5. Медицинская страховка со страховым покрытием не менее 30 тысяч евро – это стандартное страховка, необходимая для получения шенгенской визы любой из входящих в соглашение стран. На границе медицинскую страховку часто не спрашивают, но по правилам делать это должны – так что очень желательно ее иметь при себе.

6. Водительское удостоверение международного образца и национальное водительское удостоверение. МВО на границе тоже часто не требуют, но, так как Эстония подписала Конвенцию о дорожном движении, вполне могут это сделать. Получить международное водительское удостоверение несложно: для этого надо лишь получить необходимые медицинские справки, сделать фотографии, обратиться в уполномоченный МРЭО по месту жительства, заполнить заявление и оплатить госпошлину; в отличие от национального водительского удостоверения, МВО выдается сроком на 3 года (но срок его действия не может превышать срок действия вашего национального удостоверения).

Требования к автомобилю при пересечении границы России и Эстонии

В первую очередь, автомобиль должен быть технически исправен и иметь читаемые номерные знаки в соответствии с требованиями законодательства. Также пограничники часто обращают внимание на состояние стекол и фар: стекла не должны иметь трещин (по крайней мере, лобовое стекло в зоне видимости водителя) – особенно щепетильными в этом вопросе считаются поляки и, в меньшей степени, финны. За прибалтами я не замечал особого желания придираться к состоянию автомобиля, но лучше все-таки перед поездкой привести его в порядок. Весьма негативно сотрудники границ ЕС относятся ко всяким “антирадарам” и “видеорегистраторам” – так что их лучше на время прохождения границы убрать подальше. Что касается возраста автомобиля: никаких ограничений по возрасту (в отличие, например, от Азербайджана) и экологичности выхлопа на российско-эстонской границе нет, главное, чтобы из выхлопной трубы не валил черный дым. В исключительных случаях сотрудники пункта перехода границы могут проверить содержание CO в выхлопе – но я с таким ни разу не сталкивался. По поводу дополнительного оборудования, необходимого для пересечения границы России и Эстонии: тут, насколько мне известно, четкого списка нет и мнения «бывалых» сильно разнятся, так что я приведу свою версию, сформировавшуюся после многочисленных поездок на машине в страны Евросоюза и Закавказья. Что-то из этого списка читателю может показаться лишним, но всегда существует вероятность, что какой-то особо рьяный сотрудник решит докопаться до отсутствующей у вас мелочи и тем испортит вам начало долгожданного отпуска.

Список дополнительного оборудования автомобиля для пересечения российско-эстонской границы:

Огнетушитель
Наклейка RUS на крышку багажника
Аптечка по нормам TUV
Знак аварийной остановки
Буксировочный трос
Светоотражающий жилет
Не обязательно, но весьма желательно в дальней дороге:
Полный набор инструментов для мелкого ремонта
Полноразмерная запаска
Металлическая канистра для топлива
Насос
Балонный ключ
Домкрат
Провод для “прикуривания”
Противооткатные “башмаки” – 2 шт. (по поводу “башмаков” – на просторах интернета попадалась информация, что эстонские пограничники при пересечении границы проверяют их наличие. Врать не буду, у меня ни разу не спрашивали – но на всякий случай я их с собой вожу).

Где пересекать границу России и Эстонии

На данный момент открыты три наземных пункта перехода границы России и Эстонии: “Ивангород – Нарва” , “Куничина Гора – Койдула” , “Шумилкино – Лухамаа” . Рассмотрим их подробнее.

Основным и, что немаловажно, самым загруженным считается МАПП “Ивангород – Нарва” , через него обычно едут в Эстонию путешественники из Санкт-Петербурга и вообще российского Северо-Запада, а также москвичи, желающие добраться до Таллина по максимально короткому маршруту.

Пункт пропуска на российско-эстонской границе «Шумилкино – Лухамаа» в основном предпочитают те, кто: а) едет в Южную Эстонию б) едет в Таллин или на острова Хииюмаа и Сааремаа, но хочет избежать стояния в многочасовых пробках на границе и в) едет транзитом через территорию Эстонии в Латвию и вообще в южную Балтию.

По загруженности с большим отрывом после пункта “Ивангород – Нарва” идет “Шумилкино – Лухамаа” , а замыкает тройку “Куничина Гора – Койдула” . Например, в июле 2016 года ситуация с очередями (для легковых автомобилей) на российско-эстонской границе была следующей:
“Ивангород – Нарва”: 5 часов и более
“Куничина Гора – Койдула”: 1 час
“Шумилкино – Лухамаа”: 2 часа

Все три пункта пересечения эстонско-российской границы работают круглосуточно.

Как добраться до пунктов пропуска через российско – эстонскую границу

МАПП “Ивангород – Нарва”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Ивангород — Нарва»

Адрес: Нарва, Вестервалли 3 (Шоссе Таллинн-Нарваt) 20307, Телефон: +372 6123000
Как добраться: Из Санкт-Петербурга до Ивангорода по трассе «Нарва» можно доехать примерно за два часа.

МАПП “Шумилкино – Лухамаа”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Шумилкино — Лухамаа»

Адрес: округ Выру, Lüta Misso vald (Шоссе Рига-Псков) 65011, телефон: +372 6123000
Как добраться: От Пскова до Шумилкино можно доехать по трассе Е77 (А212) Псков – Рига. GPS-координаты пункта пропуска “Шумилкино – Лухамаа”: N57°38.708′; E27°23.451′

МАПП “Куничина Гора – Койдула”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Куничина Гора — Койдула»

Адрес: Койдула, Värska vald (Карисилла-Печорское шоссе) 64003, Телефон: +372 6123000
Как добраться: От Пскова по дороге Е77 (А212) нужно доехать до Изборска и в нем свернуть направо по указателю на Печоры. Между Изборском и границей будет платный участок дороги, стоимость проезда – 150 руб.

Порядок прохождения границы России и Эстонии


Российско-эстонская граница на пункте пропуска «Ивангород – Нарва»

Граница между Россией и Эстонией проходит по Мосту Дружбы . При движении из России пересечение границы проходит в порядке живой очереди, при движении из Эстонии – по предварительной онлайн-записи или также в порядке живой очереди.

Совет: двигаясь в Эстонию, перед прохождением границы заправьтесь горючим «под завязку» и залейте бензин в канистру (при ее наличии) — топливо в Эстонии (и вообще в Прибалтике) стоит 1,05-1,1 евро за литр, что по состоянию на лето 2016 года примерно в два раза дороже, чем в России. Я, например, заправившись в Шумилкино, потом проехал на русском бензине всю Эстонию и Латвию, заправляться за евро пришлось только на подъезде к литовскому Вильнюсу. Пограничники и таможенники, кстати, не выказывают ни малейшего интереса к бензину в канистрах: я вез 20 литров, хотя по правилам ЕС можно ввозить для личного пользования не более 10 литров бензина.

На российской стороне при прохождении границы необходимо будет предъявить загранпаспорт с действующей визой и техпаспорт на машину, а также, по требованию сотрудников пункта пропуска, любой документ из списка, приведенного в первой части данной статьи. Кроме того, нужно будет обеспечить проведение осмотра транспортного средства и (при необходимости) багажа.

На эстонской стороне контроль будет более основательный: точно также придется предъявить все упомянутые документы (паспорта с визами, техпаспорт на машину, медицинскую страховку на водителя и пассажиров, “зеленую карту” на автомобиль, национальное водительское удостоверение и МВО). Кроме проверки документов, сотрудники пункта пропуска на эстонской стороне обязательно производят визуальный осмотр автомобиля: для этого вам нужно будет выйти из машины, открыть все двери и крышку багажника, бардачок и поднять крышку капота. При возникновении вопросов, могут попросить открыть багаж. Если все в порядке, сотрудник перепишет себе VIN-номер вашего автомобиля и, после получения вами штампа о пересечении границы Евросоюза, даст добро на въезд в Эстонию. Сразу же после российско-эстонской границы вы попадете в город Нарва, где можно будет отдохнуть и подкрепиться перед дальнейшей дорогой.

Граница России и Эстонии в пункте пропуска «Шумилкино – Лухамаа»

Пункт пересечения российско-эстонской границы «Шумилкино – Лухамаа» оборудован четырьмя постами контроля автомобилей, его расчетная пропускная способность составляет 4000 человек в сутки, он является вторым по загруженности после пункта “Ивангород-Нарва” . До МАПП “Шумилкино” можно доехать из Пскова по трассе Псков-Рига, пункт расположен примерно в 40 км от Пскова – дорога бесплатная и недавно отремонтированная. Порядок пересечения границы в целом аналогичен приведенному в разделе “Ивангород-Нарва” ; автомобили отправляют в две разные очереди — одна для машин с российскими номерами, вторая с иностранными. На самом пункте контроля стоят две будки (российские пограничники гордо именуют их “павильонами”): первая — это паспортный контроль, вторая — таможенный. Как я уже упоминал, во время досмотра 20-литровая канистра с бензином в моем багажнике эстонцев совершенно не заинтересовала, хотя по правилам разрешен ввоз лишь 10 литров бензина для личных нужд. Вообще, по моему личному впечатлению, на границе никто не будет до вас беспричинно докапываться, надо просто иметь в порядке все документы и быть с таможенниками и пограничниками вежливым и приветливым.

Очередь на МАПП “Шумилкино – Лухамаа”: когда я подъехал к российскому посту, передо мной в очереди было ровно десять машин, общее время моего перехода границы составило около полутора часов. На границе подумалось, что легендарная медлительность эстонцев — это не миф:-) Вернее, не медлительность, а некая, скажем так, степенность в мыслях и движениях.

Сразу после российско-эстонской границы на эстонской стороне есть неплохая и недорогая кафешка — после КПП надо свернуть налево на стоянку.

Российско-эстонская граница на пункте пропуска «Куничина Гора – Койдула»

МАПП “Куничина Гора – Койдула” в настоящее время является единственным из трех, где можно предварительно забронировать время пересечения границы при движении из России в Эстонию (сделать это можно на сайте www.goswift.ru).

UPDATE декабрь 2018: по состоянию на 30 декабря 2018, сайт goswift.ru не работает и, соответственно, граница проходится порядке живой очереди без предварительного бронирование времени.

Как и в пунктах «Ивангород — Нарва» и «Шумилкино — Лухамаа» , через «Куничину Гору» можно ехать не только на моторных транспортных средства, но также на велосипеде или пешком. К пункту “Куничина Гора” со стороны Пскова придется ехать по платной дороге (стоимость проезда – 150 рублей). Расчетная суточная пропускная способность пункта “Куничина Гора – Койдула” составляет 2000 человек. Порядок прохождения российско-эстонской границы в МАПП “Куничина Гора” стандартный и полностью аналогичен описанному в разделе статьи, посвященном пункту пропуска “Ивангород-Нарва” : та же проверка документов, контроль транспортного средства с открыванием всех дверей, крышек багажника и бардачка, а также поднятием крышки капота, и фиксация VIN-номера автомобиля. На территории пункта пропуска работает магазин duty-free. Так как пересечение границы происходит по предварительной записи, машины ждут своей очереди не традиционной вереницей друг за другом, а в специальной зоне, которая представляет собой большую парковочную площадку. Номер вызываемого на пересечение границы транспортного средства высвечивается на большом экране и автомобиль едет на пограничный контроль. Парковка расположена рядом со зданием, где можно посидеть в кафе, а также сходить в туалет и душ.

Возможность привилегированного пересечения российско-эстонской границы

В общем случае, переход границы России и Эстонии на всех трех пунктах происходит в порядке живой очереди или по предварительной записи. Однако, в исключительных случаях можно пересечь российско-эстонскую границу в привилегированном порядке (и для этого совершенно не надо нагло лезть без очереди, как это совсем недавно было принято у кавказцев при прохождении российско-грузинской границы в пункте пропуска “Верхний Ларс”) . На российско-эстонской границе все разумно и четко регламентировано — право на проход границы без очереди имеют:
— лица с серьезными проблемами со здоровьем при наличии действительной справки
— лица, срок визы которых заканчивается
— лица, имеющие необходимость присутствия на похоронах
— лица, имеющие необходимость успеть на поезд или самолет
— лица, имеющие тяжело больного родственника — причем все вышеперечисленное должно быть подтверждено соответствующими официальными документами.

Кроме того, право на привилегированное пересечение российско-эстонской границы имеют:
— работники дипломатических миссий и сопровождающие их лица
— члены международных делегаций и представители консульских служб
— автомобили, транспортирующие скоропортящиеся грузы
— транспортные средства, водители которых имеют право привилегированного пересечения границы на основании международных договоров и соглашений
— мотоциклы категории А и А1.

Порядок обратного пересечения российско-эстонской границы при движении из Эстонии в Россию и онлайн-бронирование очереди

При пересечении эстонско-российской границы при движении из ЕС в Россию рекомендуется заранее бронировать время перехода границы с помощью специальной онлайн-платформы GoSwift (как я уже писал выше, по состоянию на декабрь 2018 года этот сайт не работает) .

Стоимость бронирования для легкового автомобиля в настоящее время составляет 1,5 евро, также за 3 евро имеется возможность забронировать место в зале ожидания на пункте пропуска, где можно с комфортом дождаться своего назначенного времени. Оплатить вышеописанные услуги можно с помощью кредитной карты (в том числе российского банка-эмитента) или же наличными/дебетовой картой на месте в зоне ожидания. Плюсы онлайн-бронирования времени перехода границы: вам не придется стоять в живой очереди, а прохождение границы пройдет быстро, без многочасового ожидания (летом в очереди на МАПП “Нарва – Ивангород” вполне реально потерять 5 часов и более). При онлайн-бронировании ожидание своей очереди происходит в специально отведенной зоне, оборудованной кафе, туалетами и душевыми кабинками.

Впрочем, возможность пересечения эстонско-российской границы в порядке живой очереди также есть, но нужно учитывать, что для такого способа выделен лишь небольшой процент от пропускной способности МАПП, из-за чего время ожидания в живой очереди может превысить время, за которое можно проехать на машине насквозь всю Эстонию.

Пеший погранпереход Ивангород-Нарва востребован по многим причинам. В первую очередь, это дешевизна пересечения границы (межгостарифы на любом транспорте всегда кусаются). Во-вторых, это желание посетить оба города за один или несколько дней (поскольку Ивангород без Нарвы не очень, а вот вместе - в самый раз). В-третьих, это несложный способ разнообразить свой отпуск, превратив его из унылого туристического налета на Таллинн в целое турне по городам России и Эстонии.

Информация в посте актуальна на январь 2018 года.

1. Как добраться до Ивангорода

Есть три способа доехать до Ивангорода:

Из Москвы через Петербург идет поезд №33/34 "Москва - Таллин" . Он отправляется вечером и приходит в Ивангород в 9:33, что невероятно удобно. Вагоны в поезде на любой вкус: от сидячек до спальных (плацкарт и купе тоже, разумеется есть). Есть и вагон-ресторан. К сожалению, такой удобный поезд пользуется бешеной популярностью, и достать на него билеты, особенно на отрезке СПб - Ивангород очень непросто.

Из Петербурга в Ивангород едет пригородный поезд . Дизель-электропоезд (по-простому "дятел") ДТ-1 весьма бюджетный (385 рублей) и быстрый (3 часа 37 минут), но обладает существенным недостатком: прибывает в 21:27. Это должно быть очень удобно местным жителям, но для приезжих - только если они проводят ночь в Ивангороде/Нарве. Так как в первой половине дня в Ивангород идет только 33/34, то на этом отрезке сидячка, а то и все остальные места сплошь забиты местной публикой, едущей из Питера в Ивангород (к сведению тех, кто хочет поехать на таллинском поезде от СПб).

Кроме того, есть 4 рейса в день автобуса Санкт-Петербург - Ивангород. Они ходят и в середине дня, в общем, на любой вкус. Стоят не так уж и дорого, по выходным и праздникам вводятся дополнительные автобусы. Ну и мсье, знающие толк в извращениях, могут доехать на чем-то до Кингиссепа, а там сесть на 51 автобус в Ивангород.

2. Бюрократия - документы

Для пешего перемещения из Ивангорода в Нарву через границу нужно два документа:

Первый - это шенгенская виза, пригодная для въезда в Эстонию. Собственно, пояснять этот пункт, наверное, не нужно: как получить эстонскую визу можно легко узнать в интернете. Кроме Шенгена, понятное дело, сойдет вид на жительство, паспорт Евросоюза и прочее в этом духе.

Второй - это пропуск в погранзону. Дело в том, что погранзона - это режимная территория, пребывание на которой разрешено ограниченному кругу лиц. Если вы не солдат пограничных войск, ФСБшник или житель Ивангорода, то пропуск таки нужен. Можно обойтись и без него, обойдясь одной визой в Эстонию: но тогда Ивангород разрешается проследовать только транзитом, от поезда/автобуса сразу к КПП.

Так что следует заранее решить - будете ли вы гулять по Ивангороду, и если да, то озаботиться получением пропуска, благо это совсем не трудно. Находиться без него в городе, конечно, можно, но если в стороне от путей к погранпереходу вас поймает милиция/пограничники, то ничего хорошего не будет.

2а. Пропуск в погранзону

Допустим, вы решили таки сделать пропуск. Самый простой и легкий способ - заказать его онлайн через Госуслуги. Очень важно иметь там подтвержденный аккаунт: что для этого нужно сделать - рассказал под спойлером.

Первоначально аккаунт в Госуслугах самый простецкий: там нет никаких-таких сведений, кроме имени и фамилии. Чтобы довести его хотя бы до базового состояния, нужно в разделе "личные данные" заполнить документы, которые у вас есть. Мсье анонимусы могут не беспокоиться, все ваши персональные данные у государства и так в наличии.

После подтверждения разнообразных паспортов, удостоверений и прочего в соответствующих органах (напротив появятся зеленые "галочки"), можно перейти к следующему шагу. Для этого на карте нужно выбрать ближайший центр Госуслуг, осуществляющий подтверждение учетной записи, прийти туда с паспортом, СНИЛСом и подтвердиться. Через день-два сервисом можно пользоваться.

Дальше надо в поиске найти нужную услугу. Звучит она так: "Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону ". Важно выбрать правильного оказателя услуги - пограничное управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Далее в графе "место пребывания в пограничной зоне" пишем г. Ивангород Ленинградской области, напротив "цель пребывания" - туризм, вписываем в соответствующие места детей и машин, если они у вас будут с собой.

Срок, на который нужен пропуск, лучше писать с запасом. Можно, конечно, и впритык написать, но пропуска спокойно выдают на срок вплоть до года. Потом, уже при выдаче документа, нужно помнить, что дата там пишется исключительно (а не включительно) - т.е., в день, написанный на бумажке, вас тут быть не должно.

В примечаниях нужно приписать "прошу выслать пропуск по адресу проживания Почтой России". Не знаю, что будет, если не сделать этого, но если написать мантру, то недельки через две-три вам в ящик придет хрустящий конверт от ФСБ. Внутри будет сложенная пополам бумажка А5 максимально неприглядного вида - это и есть пропуск.

3. Пешком через границу

Итак, допустим, у нас все готово, и мы уже едем в поезде/автобусе по направлению к Ивангороду. Что делать дальше?

Несмотря на то, что поезд стоит в Ивангороде 40 минут, на выход дается первые минуты две, дальше запускаются пограничники и вагоны закупориваются. Гости города по перрону, присыпанному песочком (или по щебенке, т.к. платформа короткая), идут к вокзалу. На входе с вокзалом стоит милиционер, и не просто так стоит, а проверяет паспорта. Ему можно показать либо шенген, пригодный для входа в Эстонию, либо пропуск в погранзону Ивангорода.

От вокзала до погранперехода идти около двух километров. Общественный транспорт там не ходит, такси, видимо, тоже не особо, но в принципе, дорога пригодна для чемоданов с колесиками, и прогулка с утра по лесу не такое уж плохое занятие, пусть и с чемоданом. От автовокзала идти к КПП значительно ближе, чуть менее километра.

Всего в Ивангороде существует два пеших погранперехода: собственно, Ивангород и Парусинка. Ивангородский переход является наиболее известным, через него пропускают всех и со всяким грузом, ну кроме запрещенного к ввозу/вывозу, конечно же. Всю границу реально пройти за час, а скорее всего и меньше. Я вот в 50 минут уложился, при том, что были дикие очереди.

Переход в Парусинке идеально подходит, чтобы осмотреть остров Парусинка, где размещается русская часть Кренгольмской мануфактуры, улица Текстильщиков, Нарвская ГЭС с подводящим каналом, в общем, самые интересные места Ивангорода. Но пускают туда далеко не всех. Во-первых, нужно быть гражданином России или Эстонии. Во-вторых, с собой там можно взять не более 5 кг багажа (или что-то в этом роде, с сумками пускают, но не со всеми). Естественно, никаких товаров, подлежащих декларированию, там проносить нельзя. Все это делает Парусинку нереально быстрой: отметился-прошел-отметился, минут 10 на это уйдет. Где вы еще видели такую скоростную границу?

От обоих переходов до обоих нарвских вокзалов примерно два километра. Но воздух Европы не сделал автоматически Нарву более комфортной для людей с чемоданами. Даже больше того, вам придется вспомнить давно забытые высоченные бордюры на сходах с тротуаров: в плане заботы об МГН Нарва напоминает Москву начала 2000х.

3а. Камеры хранения

Может, кто-то и собирается ночевать в Ивангороде, но при однодневном осмотре с поездкой дальше полезнее всего оказываются камеры хранения.

В Ивангороде с этим все очень плохо. Ж/д вокзал расположен в жопе мира, и ходить туда три раза - в город, за чемоданом и с чемоданом в Эстонию - совершенно не хочется. Тем более, я не уверен, есть ли там камера хранения, я не нашел, во всяком случае. Автовокзал представляет из себя курятник с кассой и туалетом. Впрочем, я договорился с кассиршей и оставил ей чемодан - разумеется, за вознаграждение. Настоятельно рекомендую поискать места получше - может быть, в гостинице можно легально положить или еще где.

В Нарве вопрос с камерами хранения поставлен гораздо лучше. На автовокзале есть пункт частной доставки, где можно положить свой чемодан до 6-7 часов (т.е., до конца рабочего дня) за 1 евро. Т.к. автовокзал там рядом с железнодорожным и не на отшибе, то все предельно удобно.

4. Как уехать из Нарвы

Обычно из Нарвы уезжают в Таллин. Собственно, другие пути я не рассматриваю, будьте внимательны. Уехать из Нарвы можно двумя с половиной способами.

Первый - это все тот же 33/34 поезд Москва-Таллин. В нем есть сидячие вагоны, а также и лежачие, если вам вдруг приспичит провести два с половиной часа в комфорте. Билеты в него покупаются по стандартной ФПКшной схеме, как и на все поезда в России и стоят рублей 500. Идет он, как можно понять, утром.

Кроме русского поезда, до Нарвы ежедневно в ходу три пары эстонских электричек (а точнее - дизель-поездов). Пользоваться ими легко и приятно: билеты стоят 11 евро на весь маршрут (13 евро в первый класс). Есть скидки по ISIC. Купить билеты можно и в интернете, на сайте Elrona , оператора этих поездов. Продаются они хоть и без места, но на конкретную дату и рейс. Продажа открывается за 10 дней. В качестве приятного бонуса при покупке через интернет идет скидка 20%. Так мне билет обошелся в 8,75 евро, хотя у кондуктора и в кассе стоит 11. Можно еще купить карточку и набить билет на нее, но для одного раза это только лишний гемморой и кажется, не окупается.

Преимущество первого класса заключается в гарантированном сидячем месте, а также в более удобных креслах с откидной спинкой. Во втором классе вы, конечно, сядете, но поезд набивается плотненько и хорошее место вам может не достаться. Но вообще поезд, конечно, первоклассный: швейцарского производства, невероятно комфортный, с бесплатным wi-fi (и отдельной сетью для первого класса, возможно, с каким-то порталом), вежливым кондуктором, быстрый и все такое. Нашим электричкам до него как до луны.

Если вы поедете на дизеле, обязательно посмотрите, на какой остановке вам выходить: кроме вокзала, пригородный поезд останавливается еще и в Ülemiste и Kitsekül"e, что может быть удобнее (я вот на Kitsekül"e вышел). В принципе, подумать над этим можно уже в пути, т.к. билеты в поезд продаются не до конкретных станций, а до тарифных зон. Разводилова на 200 рублей, как это однажды случилось с moscow_i_ya не будет.

Так как в настоящее время на вокруг ж/д вокзала идет благоустройство, особо нужно отметить: вход на перрон идет через здание вокзала, несмотря на то, что оно выглядит заброшенным. Внутри там тоже как у нас в 90е, но это не должно пугать - все обитаемо и функционирует по назначению..

Рядом с ж/д вокзалом расположен автовокзал. От него в Таллин едут автобусы. Они, конечно, не такие пафосные и быстрые, как эстонские электрички, но обладают большим преимуществом: билет на них начинается от 3-4 евро, точнее я не смотрел

Как видите, не очень-то и сложно. Удачного путешествия!