Общество соединённых славян. «Общество соединенных славян»

1. В познавательном плане современные теории естественного права опираются на различные направления объективного и субъективного идеализма. Естественное право выводится из:
божественного порядка бытия
самореализации объективного разума и объективной идеи права
«процесса исторического правопонимания», «живого исторического языка»
все ответы верны

3. Кто является пионером применения историко-материалистического метода специально к анализу происхождения правовых понятий, законов, правосудия (сочинение «Экономический детерминизм К. Маркса»)?
А. Лабриола
А. Бебель
Г.В. Плеханов
П. Лафарг

4. В чем смыл социологического позитивизма (вторая половина XIX в.)?
направление в буржуазной социальной мысли, представители которого биологические принципы естественного отбора переносят на человеческое общество
исследование права в тесной связи с другими социальными явлениями (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т.д.)
наука об обществе в целом, отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах
отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов

5. Назовите политический идеал М. Робеспьера
социалистическое государство
конституционная монархия
демократическая республика
господство буржуазной аристократии

6. «Общество соединенных славян» было немногочисленным и в сентябре 1825 г. слилось с Южным обществом, которое возглавлял:
П.Я. Чаадаев
К.Ф. Рылеев
И.И. Горбачевский
П.И. Пестель

7. Что в переводе с арабского означает «ислам»?
любовь к порядку
предание себя богу, покорность
всемогущий
братство всех мусульман

8. Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания:
расправиться с феодалами и богатыми посадскими людьми
намечалось полное обновление государственного аппарата
установление республиканского правления
свержение царя и замена его «законным царем»

9. Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о:
загробной жизни
вреде междоусобных войн
объединении городов-полисов Греции
числах

10. Какие формы правления выделяет Цицерон в своем учении?
царская власть
власть оптиматов (аристократия)
народная власть (демократия)
все ответы верны

12. Во «Временном Уставе Товарищества» К. Маркса основным средством освобождения рабочего класса и всех трудящихся от капиталистического гнета объявлялась:
политическая борьба против господствующего класса буржуазии
индивидуальный террор власть предержащих
эволюция аппарата публичной власти
организация заговорщической деятельности революционеров («локальных войн»)

13. Важнейшие программные документы I Интернационала были написаны К. Марксом при участии Ф. Энгельса. К ним в первую очередь относится:
«Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции»
«Учредительный Манифест Международного товарищества Рабочих»
«Немецкая идеология»
«Дебаты о свободе печати…»

14. В.И. Ленин представлял себе социалистическое государство как:
соединение силы пролетарского государства с силой монополий в единый механизм в целях обеспечения всевозрастающей прибыли
собственника на все средства производства и некоторых отраслей промышленности
унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма
союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных

15. Что, по утверждению Г. Кельзена (школа юридического неопозитивизм), означает «чистота» юридической науки?
неукоснительно следование нормам общего права, а не «индивидуализированного», создаваемого судом, администрацией
исключение из юридической науки идеологических и аксиологических (ценностных) аспектов
изъятие из юридической науки любых попыток, рассмотрения права сквозь призму общественно-исторической формации
рассмотрение права с точки зрения государственного суверенитета

16. Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной?
не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью
духовенство
временно нетрудоспособных
элита нации

17. Кто первый выступил с критикой основных положений брахманистской идеологии?
Ашок
Манапулла
Сиддхартха
Дхамматурса

18. Кого можно отнести к старшему поколению софистов?
Протагор
Горгий
Продик
все ответы верны

19. Когда в Древней Греции возникла государственность?
в I тысячелетии до н.э.
во II тысячелетии до н.э.
в III тысячелетии до н.э.
в IV тысячелетии до н.э.

20. Кому Моцзы адресует следующий принципиальный упрек? «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам».
легистам
даосистам
конфуцианцам
местным сановникам

21. В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера?
в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны
каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства
опора только на государство, учреждения светской власти
властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом

22. Целью государства высшего типа, по Спенсеру, является:
захватнические войны
благо индивида, защита его интересов
воспитание верноподданнических чувств
защита власть предержащих

23. Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах?
Фалес
Продик
Аристотель
Демокрит

24. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии.
Веды
Упанишады
Закон Ману
все ответы верны

25. Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории:
административного права
уголовного права
гражданского права
конституционного права

Декабристы - это, как правило, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Но была еще одна — своеобраз-ная декабристская организация — Общество соединенных славян ,
впоследствии при-соединившаяся к Южному обществу.

Вскоре после организации Союза благоденствия, но совершенно независимого от него, в армии возникла самостоятельная небольшая тайная организация — Общество первого согласия . Оно было основано 13 мая 1818 года в местечке Решетиловка Пол-тавской губернии тремя юнкерами — братьями А.И. и П.И.Борисовыми и Волковым. Через некоторое время общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой.

В 1823 году в Новград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (высланного из Варшавы за причастность к антиправительственной деятельности на базеОбщества друзей природы) было решено вместо прежнего, изжившего себя кружка организо-вать Общество соединенных славян с целью революционного объединения всех сла-вянских племен в одну федеративную республику. Членами всеславянской федера-ции по их замыслу должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Далмация, Кроация . Каждая из вошедших в фе-дерацию стран должна будет выработать свою, приспособленную к особенностям собственного народа конституцию. Предполагалось бурное развитие промышленности, торговли, строительство торговых портов на берегах Черного, Балтийского, Белого и Адриатического морей.

Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения »; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян ». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям.

Постепенностали увеличиваться и ряды членов Общества. В числе первых были приняты В.А. Бечаснов, П.Ф. Выгодский, И.И. Горбачев-ский, И.И. Иванов; в 1824 году - В.Н. Соловьев, Ф.А. Жебровский, П.Ф. Громнитский, А.В. Усовский, Н.И. Красницкий; весной 1824 года принято еще несколько человек. В списках декабристов, осужденных Верховным уголовным судом, значатся 23 члена Об-щества соединенных славян.

Члены Общества соединенных славян по своему имущественному положению значительно отличались от участников Северного и Южного обществ декабристов. Подавляющее большинство из них — это малоимущие дворяне, часто не имевшие ни земли, ни крестьян и больше по форме, чем по существу, принадлежавшие к дворян-скому сословию. Чаще всего это были военные в небольших чинах, жившие «с одного жалования».

"Славяне" были последовательными противниками «рабства» кре-стьян — крепостного права. «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь», — гласил их программный документ «Катехизис».Крепостное право славянами решительно отвер-галось и осуждалось. Желание освободить крестьян вылилось у них в предложение практической меры: определить некоторую часть общественной суммы на выкуп крепостных людей.
Революцию они считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ.

В сентябре 1825 г. Общество соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав особую «Славянскую управу» и его члены стали деятельно готовиться к выступлению.

Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «когорты обреченных», задуманной еще ранее П.Постелем и М.Луниным.

В «Общество соединенных славян» входило главным образом младшее офицерство, а также некоторая часть унтер-офицеров, через которых велась агитация среди солдат, проводилась некоторая работа во время восстания Черниговского полка и среди крестьян. Основателями «Общества соединенных славян» были братья Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Отец братьев Борисовых был отставным майором, а позднее учителем. Братья Борисовы, Петр и Андрей, поступили юнкерами в 26-ю артиллерийскую бригаду. Они не имели ни средств, ни связей.
Братья Борисовы возмущались порядками, царившими в царской армии. Затем они основали «Общество первого согласия», ставившее задачей борьбу за демократический строй. В 1823 г., после знакомства со ссыльным поляком Юлианом Люблинским, братья Борисовы основывают «Общество соединенных славян».
У «Общества соединенных славян» не было развернутых программных документов, вроде проектов конституции Пестеля или Никиты Муравьева. Они имели два весьма кратких и лаконичных документа: «Правила общества содиненных славян» и «Клятву», по которым можно установить, в чем состояли взгляды общества.
В «Клятве» «Общества соединенных славян» говорилось, что член его вступает в общество «для избавления себя и других от тиранства и для возвращения свободы».
В «Правилах» имелось 17 пунктов, в которых в лаконической форме формулировались взгляды общества.
Как показывает само название общества, члены его стояли за объединение славян, выдвигали задачу создания славянской федерации, упирающейся своими границами в Балтийское, Черное и Адриатическое моря и Ледовитый океан. В каждой из республик, входящих в славянскую федерацию, должна была быть своя конституция.
«Соединенные славяне» стояли за демократическую республику. Основатель общества Борисов 2-й заявил, что «целью сего общества есть введение в России чистой демократии... уничтожающей не токмо сан монархии, но и дворянское достоинство и все сословия». «Соединенные славяне» хотели ликвидировать крепостной строй. В правилах «Общества соединенных славян» говорилось: «Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь».
«Соединенные славяне» стояли за содействие развитию промышленности. В пункте 16-м «Правил» указывалось: «В портах твоих, славянин, торговля и морская сила, а в городе посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет». Большое внимание члены «Общества соединенных славян» уделяли вопросам просвещения, науки, художеств, ремесел и т. д.
После того как общество «Соединенных славян» слилось с «Южным обществом» декабристов, члены его играли активнейшую роль во время восстания Черниговского полка.
Слияние «Общества соединенных славян» с «Южным обществом» декабристов было не случайным, оно объяснялось близостью их взглядов не только на необходимость переустройства России, но и на славянский вопрос.
Члены «Южного общества», как свидетельствует конституция Пестеля, говорили только о тесном единстве республиканской России и Польши. Но это не означало, что они не интересовались судьбой остальных славянских народов, но не только славянских, но и вообще балканских народов, ибо этот вопрос стоял тогда весьма остро. Русский царизм стремился к объединению славянских и балканских народов под своей эгидой, под своим руководством. В противовес этому реакционному пути декабристы, в первую голову члены «Общества соединенных славян», стояли за революционный путь освобождения славянских народов, путем объединения их в федерацию, имеющую республиканское устройство. Во всех славянских республиках отменялось крепостничество. Во время переговоров с членами «Общества соединенных славян» Бестужев-Рюмин, выступавший от имени «Южного общества», заявил в своей речи, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию; что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».
Ранее говорилось, что «Южное общество» декабристов вступило в тесные переговоры о совместных действиях с польскими революционерами и в «Русской Правде» Пестеля предусматривалось создание революционной Польши, связанной тесными узами и договором с революционной Россией.
Известно также, что во время восстания в Греции Пестель, по поручению командования армией, специально изучал положение на Балканах и представлял докладные записки, в которых выражал полнейшее сочувствие освободительной борьбе греков и славянских народов на Балканах и предлагал меры по оказанию им помощи. Славянский и балканский вопросы в целом настолько привлекали внимание Пестеля, что в листах, присоединенных Пестелем к тексту «Русской Правды», имеется набросок под названием «Царство греческое», в котором дается наметка будущего свободного устройства балканских народов, после их освобождения из-под власти турецкого султана. Этот набросок не закончен, но он ясно показывает, что мысль Пестеля и декабристов - членов «Южного общества»- явно работала в направлении обеспечения свободного развития славянских и вообще балканских народов на основе свободного и республиканского устройства их независимых государств.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Общество соединённых славян имело сложную первоначальную историю. В том же 1818 г., когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое «Общество первого согласия», преследовавшее цель борьбы за демократический строй, В 1823 г молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Нежелай иметь раба, когда сам быгь рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывагот «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.

Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия»,- сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского (эти воспоминания - важный источник для изучения идеологии Общества соединённых славян). «Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза а для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия - угнетателя трудовых масс, тюремщика народов. Идея панславизма лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия-, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма.

Объединение Общества соединённых славян с Южным обществом декабристов. Осенью 1825 г., накануне выступления, Общество соединённых славян объединилось с Южным обществом и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей цели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель для них лишь отодвигалась в будущее; первоочередным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободит Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредит в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом»,- обещал славянам Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.

Члены Общества соединённых славян стали энергично вести агитацию среди солдат, готовя их к перевороту. Главной их опорой были солдаты расформированного Семёновского полка, уже имевшие опыт в ыступления 1820 г.

тайная революц. орг-ция, созданная в нач. 1823 в Новоград-Волынске офицерами бр. Борисовыми и политич, ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским. В об-во входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных док-тах об-ва ("Правила", "Клятвенное обещание") при политич. незрелости и романтич. окраске (клятва на оружии, символич. знаки и т. д.) отчетливо выступала идея добровольного соединения слав. народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Центр. политич. задачей об-ва было создание респ. федерации слав. и нек-рых соседних народов в составе России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Молдавии, Валахии, Далмации, Кроации, Венгрии, Трансильвании. Каждый народ должен был иметь свою конституцию, осн. на демократич. принципах, с учетом нац. особенностей этого народа. Верховная власть в федерации возлагалась на собрание представителей от всех республик. Ближайшей целью члены об-ва считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. Большое место в осуществлении задач отводилось самообразованию и моральному совершенствованию членов об-ва, к-рые должны были просвещать и постепенно готовить народ к новым формам гражд. существования. Не исключалась, однако, и возможность революц. переворота при помощи армии. К осени 1825 об-во насчитывало ок. 50 членов, значит. часть к-рых уже не удовлетворяло отсутствие программы конкретных действий. В сентябре 1825 об-во по предложению С. И. и М. П. Бестужева-Рюмина объединилось с Южным об-вом декабристов на основе его платформы. Многие б. члены О. с. с. энергично действовали при подготовке вооруж. выступления декабристов и приняли активное участие в восстании Черниговского полка. Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы, т. 5, М.-Л., 1926; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Нечкина М. В., Об-во соед. славян, М.-Л., 1927; ее же. Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Оксман Ю. Г., "Пифагоровы ааконы" и "Правила Об-ва соед. славян", в кн.: Науч. ежегодник Саратовского гос. ун-та за 1954 г., Саратов, 1955, с. 154-58. Л. А. Сокольский. Москва.