Методические рекомендации по порядку предоставления населению защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их сохранности в мирное время. Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем Фонд защитных сооружений

способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.

Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).

Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.

По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.

По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.

По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.

Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:

  • ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
  • ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
  • ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
  • ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
  • ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
  • ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
  • ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.

Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).

  • 1.1.9.2. Состав комиссии по чс объекта
  • 1.1.9.3. Основные задачи комиссии по чс объекта
  • 1.1.10. Функциональные обязанности членов комиссии по чс объекта
  • 1.1.11. Классификация и краткая характеристика чс
  • 1.1.12. Основные принципы защиты населения от чс
  • 1.2. Особенности защиты населения при радиационном, химическом заражении и при наводнениях
  • 1.2.1. Защита населения при радиационном и
  • Химическом заражении
  • 1.2.2. Защита населения при наводнениях
  • 1.3. Инженерные мероприятия по защите населения в чс
  • 1.3.1. Основные инженерно-технические мероприятия по защите населения
  • 1.3.2. Организация защиты населения в чс
  • 1.3.3. Организация укрытия населения в чрезвычайных ситуациях
  • 1.3.3.1. Подготовка к приему людей
  • 1.3.3.2. Создание запасов воды и продовольствия
  • 1.3.3.3. Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нём
  • 1.3.3.4. Укрытие людей в метрополитене
  • 1.3.4. Организация и планирование эвакуационных мероприятий
  • 1.3.5. Классификация защитных сооружений
  • 1.3.5.1. Защитные сооружения гражданской обороны
  • 1.3.5.2. Основные типы защитных сооружений го
  • 1.3.6. Создание фонда защитных сооружений
  • 1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
  • 1.4. Средства индивидуальной защиты
  • 1.4.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
  • 1.4.1.1. Фильтрующие противогазы
  • 1.4.1.2. Изолирующие противогазы
  • 1.4.1.3. Респираторы
  • 1.4.1.4. Простейшие средства защиты органов дыхания
  • 1.4.2. Средства индивидуальной защиты кожи
  • 1.4.2.1. Легкий защитный костюм (л-1)
  • 1.4.2.2. Общевойсковой защитный комплект (озк)
  • 1.4.2.3. Подручные средства защиты кожи
  • 1.4.3. Порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты
  • 1.4.4. Медицинские средства защиты
  • Глава 2. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
  • 2.1. Понятие об устойчивости функционирования объекта экономики в чс
  • 2.2. Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в со­временных условиях
  • 2.3. Основные направления по повышению устойчивости функционирования предприятий
  • 2.4. Порядок определения оценки промышленного предприятия по устойчивости функционирования в условиях чс
  • 2.5. Порядок разра­ботки декларации безопасности промышленного объекта рф
  • 2.7. Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленных объектов
  • 2.8. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий и требования к устойчивости в энергомашиностроении
  • 2.8.1. Повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта
  • 2.8.2. Мероприятия по умень­шению ущерба от вторичных факторов поражения
  • 2.8.3 Обеспечение надежности и оперативности управления производством
  • 2.8.4. Организация надежных производственных связей и повышение надежности системы энергоснабжения
  • 2.8.5. Подготовка объектов энергомашиностроения к переводу на аварийный режим работы
  • 2.8.6 Подготовка объектов энергомашиностроения к восстановлению нарушенного производства
  • 2.9. Организация исследования устойчивости функционирования промышленного предприятия в чс мирного времени
  • 2.10. Методика выбора мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в чс
  • 2.11. Оценка устойчивости объектов экономики
  • 2.12. Методика оценки производствен­ных возможностей объекта экономики в условиях воздействия поражающих факторов чс
  • Глава 3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на промышленных объектах в ходе ликвидации последствий чс
  • 3.1. Состав спасательных и других неотложных работ
  • 3.1.1. Аварийно – спасательные работы
  • 3.1.2. Другие неотложные работы
  • 3.1.3. Мероприятия, обеспечивающие ликвидацию чс
  • 3.2. Порядок организации и осуще­ствления аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • 3.3. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия
  • 3.4. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • 3.5. Силы и средства, применяемые для проведения асднр
  • 3.5.1. Создание аварийно-спасательных служб
  • 3.5.2. Комплектование аварийно-спасательных служб
  • 3.5.3. Состав аварийно-спасательных служб
  • 3.6. Спасатели и их статус
  • 3.6.1. Права спасателей
  • 3.6.2. Обязанности спасателей
  • 3.7. Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)
  • 3.7.1 Назначение сводной команды объекта экономики
  • 3.7.2. Состав сводной команды объекта экономики и основные технические средства
  • 3.7.3. Задачи сводной команды объекта экономики
  • 3.7.4. Возможности сводной команды объекта экономики
  • 3.8. Действия командира сводной команды объекта экономики в ходе ликвидации последствий чс
  • 3.9. Особенности проведения асднр на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами
  • 3.9.1. Асднр в зоне радиоактивного загрязнения
  • 3.9.2. Спасательные работы в очагах химического поражения
  • Глава 4. Организация обучения производственного персонала и населения способам защиты в чс
  • 4.1. Принципы и задачи обучения производственного персонала и населения способам защиты в чс
  • 4.1.1. Основные организационные прин­ципы
  • 4.1.2. Основные задачи обучения населения в области го
  • 4.1.3. Финансирование подготовки и обучения населения в области го
  • 4.2. Формы и методы обучения различных категорий населения
  • 4.2.1. Деление населения, подлежащего обучению способам
  • Защиты в чс, на категории
  • 4.2.2. Формы и методы обучения в области го (по группам обучаемых)
  • 4.2.3. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.2.4. Проверка подготовленности населения в области защиты от чс
  • 4.2.5. Права граждан, привлекаемых на учения и тренировки в области защиты от чс
  • 4.3. Планирование и учёт подготовки производственного персонала
  • 4.4. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5. Права и обязанности граждан рф в области защиты населения и территорий от чс и социальная защита пострадавших
  • 4.5.1. Права граждан рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5.2. Обязанности граждан рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 4.5.3. Ответственность за нарушение законодательства рф в области защиты населения и территорий от чс
  • 1.3.6. Создание фонда защитных сооружений

    Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

    Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.

    Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его нара щиванию могут быть:

    1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

    а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

    б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

    в) приспособление под убежища метрополитенов;

    г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

    2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

    На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

    1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений

    Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основ­ным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.

    К объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:

      в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежа­ния из расчета 0,55х1,8 м на человека;

      норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъя­русном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помеще­ниях пунктов управления 2 м 2 /чел;

      количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;

      высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за выче­том объемов помещений дизельной и тамбуров);

      для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).

      в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, при­боры, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское иму­щество;

      для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависи­мости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;

      один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;

      для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;

      входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);

      электроснабже­ние убежищ необхо­димо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляет­ся либо от сети го­рода (предприятия), либо с помощью за­щищенной дизель­ной электростан­ции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусмат­риваются местные источники освеще­ния (переносные электрические фо­нари, аккумулятор­ные светильники);

      каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления пред­приятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;

      водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;

      отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоя­тельным ответвлениям;

      в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются ос­новные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рас­считывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2 входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного при­легания;

      трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определен­ные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электро­проводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы ото­пления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).

      приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и уст­ройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.

    Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные

    укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.

      защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, две­рей, заделкой окон и других элементов;

      для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устра­ивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, пере­крытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).

      для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, от­верстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;

      двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотны­ми материалами, а их края - пористой резиной.

    Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:

      чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обыч­ной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;

      фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или уг­розе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убе­жищ - не менее 2 м 3 на одного укрываемого в час;

      полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприяти­ях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.

    Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные уст­ройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и под­пора.

    Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защи­щенным электропитанием - с электрическим.

    Для защиты от пыли обычно используют ячей­ковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, зак­репленную пружинными защелками в установоч­ной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.

    Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:

    1 – сетка;

    2 – обойма ячейки;

    3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.

    Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных но­меров, образующими три слоя. Размеры отвер­стий в сетках и относительные площади их се­чения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к по­верхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.

    Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со смен­ными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.

    Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра

    Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ) и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) использу­ются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.

    Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель

    Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а ко­лонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очис­тки воздуха в зависимости от потреб­ностей.

    Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)

    В убежищах относительно неболь­шой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации возду­ха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.

    Для создания подпора воздуха в со­оружениях могут использоваться ката­литические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кисло­родом воздуха до углекислого газа.

    Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

    Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.

    Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:

    1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

    а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

    б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

    в) приспособление под убежища метрополитенов;

    г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

    2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

    На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

    1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений

    Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основ­ным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.

    К объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:

    – в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежа­ния из расчета 0,55х1,8 м на человека;

    – норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъя­русном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помеще­ниях пунктов управления 2 м 2 /чел;

    – количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;

    – высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за выче­том объемов помещений дизельной и тамбуров);

    – для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).


    – в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, при­боры, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское иму­щество;

    – для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависи­мости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;

    – один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;

    – для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;

    – входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);

    – электроснабже­ние убежищ необхо­димо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляет­ся либо от сети го­рода (предприятия), либо с помощью за­щищенной дизель­ной электростан­ции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусмат­риваются местные источники освеще­ния (переносные электрические фо­нари, аккумулятор­ные светильники);

    – каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления пред­приятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;

    – водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;

    – отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоя­тельным ответвлениям;

    – в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются ос­новные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рас­считывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного при­легания;

    – трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определен­ные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электро­проводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы ото­пления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).

    – приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и уст­ройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.

    Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные

    укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.

    – защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, две­рей, заделкой окон и других элементов;

    – для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устра­ивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, пере­крытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).

    – для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, от­верстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;

    – двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотны­ми материалами, а их края - пористой резиной.

    Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:

    – чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обыч­ной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;

    – фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или уг­розе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убе­жищ - не менее 2м 3 на одного укрываемого в час;

    – полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприяти­ях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.

    Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные уст­ройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и под­пора.

    Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защи­щенным электропитанием - с электрическим.

    Для защиты от пыли обычно используют ячей­ковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, зак­репленную пружинными защелками в установоч­ной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.

    Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:

    1 – сетка;

    2 – обойма ячейки;

    3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.

    Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных но­меров, образующими три слоя. Размеры отвер­стий в сетках и относительные площади их се­чения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к по­верхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.

    Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со смен­ными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.

    Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра

    Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ)и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) использу­ются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.

    Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель

    Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а ко­лонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очис­тки воздуха в зависимости от потреб­ностей.

    Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)

    В убежищах относительно неболь­шой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации возду­ха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.

    Для создания подпора воздуха в со­оружениях могут использоваться ката­литические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кисло­родом воздуха до углекислого газа.

    В целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Москвы, и определения их фактического состояния:

    4.1. Организует проведение инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

    4.3. В срок до 31 августа 2014 г. направляет установленным порядком в Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве результаты инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы.

    5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 968-РП "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы".

    6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

    1.1. Комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы (далее - Городская инвентаризационная комиссия) создается в целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории города Москвы, уточнения их наличия и определения их фактического состояния.

    1.2. Городская инвентаризационная комиссия является коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы. Городская инвентаризационная комиссия осуществляет контроль за ходом инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы, дает рекомендации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы и организациям, а также обобщает результаты инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы.

    1.3. Городская инвентаризационная комиссия организует проведение инвентаризации всех ЗС ГО (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

    1.4. Городская инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления отчетных материалов по инвентаризации.

    1.5. Городская инвентаризационная комиссия в своей деятельности руководствуется Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

    1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Городской инвентаризационной комиссии осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.

    2.7. Определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    3.1. Городская инвентаризационная комиссия вправе принимать решения в части, касающейся повышения эффективности и качества проведения инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы:

    3.1.2. Заседания Городской инвентаризационной комиссии проводятся по инициативе председателя, первого заместителя председателя Городской инвентаризационной комиссии.

    3.1.4. В целях полного и всестороннего рассмотрения вопросов для участия в заседаниях Городской инвентаризационной комиссии установленным порядком могут приглашаться представители органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, общественных и иных организаций, присутствие которых целесообразно при рассмотрении вопросов повестки дня заседаний.

    3.1.5. Городская инвентаризационная комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Городской инвентаризационной комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Городской инвентаризационной комиссии является решающим.

    3.1.6. Члены Городской инвентаризационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к принятому решению.

    3.1.7. Решения Городской инвентаризационной комиссии оформляются протоколом заседания Городской инвентаризационной комиссии, который подписывается ответственным секретарем и утверждается председателем Городской инвентаризационной комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании первым заместителем (заместителем) председателя Городской инвентаризационной комиссии.