Лес - наше богатство! Значение, охрана и защита лесов. Леса России

Среди многочисленных проблем у лесоводов одной из важных является охрана лесов от пожаров. Повреждения и уничтожение лесов пожарами приводит к глубоким физиологическим и морфологическим изменениям лесной растительности, сопровождается снижением продуктивности, ухудшением эстетических свойств и нередко их гибелью. Устойчивые низовые и верховые пожары приводят к смене пород, снижению плодородия почвы, способствуют развитию водной и ветровой эрозии, ухудшают режим стока в реках, изменяют структуру лесных биогеоценозов. При лесных пожарах повреждаются и уничтожаются не только древесные и травянистые растения, но и создаются благоприятные условия для размножения и распространения вредителей и болезней. В огне пожара гибнут полезные насекомые, гнездовья птиц, места поселения ценных зверей и другие.

В настоящее время в различных странах мира, в том числе в Беларуси, охрана лесов от пожаров и ликвидация их последствий являются важнейшими составными частями мероприятий по сохранению устойчивости лесных экосистем и биологического разнообразия растительного и животного мира.

Ежегодно на земном шаре возникает около 400 тыс. лесных пожаров, повреждающих более 0,5 % общей площади лесов. При этом в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов горения и в том числе радиоактивных веществ. Нередки случаи гибели людей и технических средств при тушении лесных пожаров. Последнее обстоятельство обязывает работников государственной лесной охраны осваивать и применять безопасные методы работы при выполнении всех операций по тушению. В последние годы прослеживаются две тенденции: увеличивается количество лесных пожаров и уменьшается площадь на один пожар.

Успешное решение проблемы охраны лесов от пожаров возможно только при постановке на научную основу всех мероприятий связанных с профилактикой, обнаружением, тушением и ликвидацией последствий лесных пожаров, при знании теории горения, использовании достижений физики, химии, метеорологии, лесоводства, охраны труда, механизации, авиации и космической техники.

Познание природы лесных пожаров в сочетании с возможностью использования моделирования и программирования позволяет разрабатывать научно обоснованную стратегию, тактику и технику борьбы с ними и формировать современную пожарную службу охраны леса.

Наиболее важными практическими задачами охраны являются: совершенствование диагностики и классификации лесных пожаров, профилактических противопожарных мероприятий, способов обнаружения и тушения, методов борьбы с ними, организации пожарной службы в лесах. Требует всестороннего анализа и обобщения опыта использования при обнаружении и тушении лесных пожаров авиации и космических средств.

Научные исследования по охране лесов от пожаров в ближайшей перспективе должны быть направлены на дальнейшее изучение природы лесных пожаров, физики и химии горения; прогнозирование возникновения и распространения лесных пожаров, определение пирологических свойств лесных горючих материалов; разработку дистанционных методов обнаружения и тушения лесных пожаров, определение классификации горельников; совершенствование методики прогнозирования пожарной опасности в лесах; разработку системы машин и механизмов для тушения лесных пожаров на небольших площадях; разработку методики более полного определения ущерба от лесных пожаров и экономического обоснования оптимального уровня расходов на охрану лесов от пожаров в различных регионах республики.

Общую координацию мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

В условиях чрезвычайной горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение.

Основным документом нашей страны – Конституцией Республики Беларусь – предусмотрена охрана природных ресурсов, составной частью которых является охрана лесов от пожаров. В Конституции отмечено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, которое осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, охраной лесов от пожаров и улучшением окружающей среды.

Лесное законодательство Республики Беларусь по охране лесов от пожаров основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Лесной Кодекс Республики Беларусь, Правила пожарной безопасности в лесах, Указания по противопожарной практике и регламентации работы лесопожарных служб, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, Положение о пожарно-химических станциях, Инструкцию по авиационной охране лесов, пакет нормативно-технических документов, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Концепцию устойчивого развития лесного хозяйства РБ до 2015, Стратегический план развития лесного хозяйства и др.

В Концепции устойчивого развития лесного хозяйства РБ предусмотрено повышение устойчивости лесов, увеличение объемов противопожарных мероприятий, обнаружение лесных пожаров с использованием автоматизированных систем, синтезирование новых химических составов для тушения лесных пожаров, строгое выполнение санитарных правил, совершенствование средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Основные положения Концепции нашли отражение в Лесном Кодексе Республики Беларусь (2005) и пакете нормативно-технических документов, разработанных службами лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства на перспективу до 2015 года.

Стратегическим направлением по охране лесов от пожаров предусмотрено: «создание многоуровневой системы предупреждения, раннего обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров на основе модернизированных наземной и авиационной охраны лесов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами и оснащенных современными эффективными средствами обнаружения и борьбы с различными видами лесных пожаров, которая будет обеспечивать существенное снижение уровня горимости лесов, социальных, экологических и экономических потерь.

Лесные пожары на загрязненных радионуклидами территориях являются серьезной международной проблемой. Зола, недожог и дымовые аэрозоли, образующиеся при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами лесных и не покрытых лесом землях, являются открытыми источниками ионизирующих излучений. Концентрация их в золе и недожоге достигает сотен тысяч и миллионов бекерелей на 1 кг их массы. Тушение пожаров в таких условиях усложняется тем, что на тушильщиков влияет психологический фактор и боязнь работать на загрязненных площадях. Предупреждение и тушение лесных пожаров в таких условиях – очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения.

В соответствии с Правилами (2002) и рекомендациями ИЛНАНБ все леса, независимо от плотности загрязнения радионуклидами по режиму охраны относятся к I классу природной пожарной опасности. Регламент работы лесопожарных служб наземной и авиационной охраны независимо от фактической пожарной опасности по условиям погоды, устанавливается как для дней с IV–V классами пожарной опасности. Охрана лесов в таких условиях должна осуществляться путем дистанционного обнаружения и тушения лесных пожаров, разработки и использования эффективных способов тушения лесных пожаров с целью снижения экологических и материальных потерь и предупреждения тяжелых последствий для людей.

Лес - стойкий защитник окружающей среды - нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.

Около 75% площади государственного лесного фонда занято наиболее ценными хвойными породами, сосной, елью, кедром, лиственницей и пихтой. Но эта особенность наших лесов порождает другую - высокую восприимчивость их к огню.

Лесные пожары оказывают большое влияние на санитарное состояние, возобновление и формирование наших лесов. Однако не все хвойные леса одинаково опасны в пожарном отношении. На горимость лесов, с одной стороны, сильно влияют физико-географические условия района, обусловливающие распространение огня по территории, а также породный состав, тип леса, состояние насаждений и их возраст, характер лесовосстановительных процессов, рельеф местности и т. д.

С другой стороны, частота пожаров и размер площади лесов, пройденной огнем, зависит от социально-экономических условий, главным образом от плотности населения, степени хозяйственного освоения лесов и уровня охраны.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений вся лесная площадь дифференцирована на пять классов. Шкала указывает степень опасности возникновения пожаров на лесных участках, обусловленную самой природой насаждений, поэтому часто ее называют шкалой природной пожарной опасности.

Примером площадей с очень высокой степенью природной пожарной опасности могут служить хвойные молодняки, сплошные вырубки, сосняки лишайниковые и верещатники. Здесь пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

Типы леса кисличники и черничники характеризуются умеренной степенью пожарной опасности (III класс), а сфагновые, приручейные и долгомошники низкой и наиболее низкой (IV-V класс).

Отнесение площади гослесфонда к тому или иному классу показало, что участки с высокой и очень высокой степенью пожарной опасности (I-II классы) составляют 28,2%, со средней степенью (III класс) - 35,3% и низкой и очень низкой (IV-V классы) - 36,5% общей лесной площади. Таким образом, средний класс пожарной опасности наших лесов равен III. Однако было бы ошибочным считать в основном все леса умеренно опасными.

Формирование лесов и их пространственное распределение по поверхности Земли происходило с учетом физико-географических условий, главным образом характера почв, гидрологии, рельефа местности и особенно климата. Это обстоятельство объясняет приуроченность крупных массивов определенных типов леса к определенным географическим районам. Например, большие площади чистых сосновых лесов находятся на севере европейской части СССР, в Алтайском крае (ленточные боры), в Приангарье, Бурятии и редко встречаются на Дальнем Востоке. Такое расположение лесов позволяет относить тот или иной район к различным классам природной пожарной опасности и планировать соответствующие этому классу противопожарные мероприятия.

Значение шкалы природной пожарной опасности трудно переоценить; она явилась теоретической основой при разработке мероприятий профилактического характера, направленных главным образом на предупреждение возникновения лесных пожаров и распространения их по площади. Шкала не может быть универсальной для всей лесной зоны СССР, поэтому в дальнейшем ее необходимо уточнять в соответствии с лесорастительными и климатическими особенностями каждого лесного района страны.

Возможность возникновения и развития пожаров в лесу определяется в первую очередь условиями погоды: ветром, температурой, влажностью воздуха и количеством осадков.

Изучение динамики горимости лесных горючих материалов в зависимости от их влажности, на которую воздействует весь комплекс элементов погоды, имеет огромное значение для практики.

В целях оценки степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды разрабатывались и разрабатываются в настоящее время различные показатели горимости лесных горючих материалов. Разработан метод определения загораемости напочвенного покрова (класса активных горючих материалов) в зависимости от комплексного влияния на его влажность температуры и дефицита влажности воздуха за весь предшествующий бездождный период. Достоинством этого метода является прежде всего то, что лесхозы и лесничества могут получать исходные данные для расчета показателя горимости от местных метеорологических станций или сами определять его с помощью несложных приборов.

Большое многообразие климатических и лесорастительных условий не позволяет разработать единую шкалу пожарной опасности по условиям погоды для всей территории гослесфонда СССР, поэтому наукой и практикой доказано, что для резко выраженных лесорастительных районов необходима разработка местных шкал пожарной опасности по условиям погоды.

Местные шкалы должны быть дифференцированы по лесорастительным зонам и периодам пожароопасного сезона.

Вред, причиняемый пожарами лесу, в первую очередь зависит от вида этого пожара, что очень важно при оценке ущерба, а также планировании мероприятий по ликвидации его последствий. Кроме того, каждый вид пожара требует своей техники и тактики подавления.

По классификации, принятой практикой, все лесные пожары разделяются на три основных вида, генетически связанных между собой: низовой, верховой и подземный (торфяной). Кроме того, первые два вида лесных пожаров подразделяются на беглые и устойчивые. Дальнейшие попытки дифференцировать эту классификацию с учетом вида горючего материала и характера распространения огня по лесной территории натолкнулись на трудности выделения этих видов и форм пожара на практике. Даже различное сочетание трех основных видов пожаров часто ставит в затруднительное положение людей, описывающих их в натуре.

За последние 15 лет из общего числа пожаров, причины возникновения которых были установлены, 56% возникло в результате неосторожного обращения с огнем людей в лесу, 12% - по вине лесозаготовителей, 9,4% - от сельскохозяйственных палов, 7,5% - от искр паровозов, около 6% - от молний, 4,6% - по вине экспедиций и 1,3% - от прочих причин. Знание причин возникновения пожаров позволяет направить усилия по противопожарной пропаганде и проведению других предупредительных мероприятий на устранение этих причин.

Средняя площадь одного пожара в 1957-1961 гг. резко снизилась. Объясняется это качественным и количественным ростом всей государственной лесной охраны и особенно авиационной. Внедрение новых, более эффективных технических средств и способов борьбы с лесными пожарами предъявляло новые требования к уровню квалификации работников государственной лесной охраны. Отсутствие у лесников и особенно у объездчиков необходимой технической подготовки явилось тормозом технического роста не только охраны лесов, но и всего лесохозяйственного производства. В связи с этим в 1957 г. Должность объездчика была упразднена и вместо нее введена должность участкового техника-лесовода. Все это способствовало повышению эффективности охраны лесов и в конечном итоге снижению горимости лесов.

В годы деятельности Главлесоохраны был принят ряд законодательных актов и проведены крупные мероприятия по развитию форм наземной и авиационной охраны лесов. Так, новой организационной формой борьбы с лесными пожарами явилось создание пожарно-химических станций, а противопожарное устройство лесов стало проводиться на основе соответствующих планов.

В послевоенный восстановительный период не раз рассматривались вопросы борьбы с лесными пожарами. Был принят ряд постановлений по вопросам охраны, а в 1949 г. разработаны «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», впервые определившие четкие требования пожарной безопасности ко всем гражданам, находящимся в лесу, а также к лесозаготовительным и другим предприятиям, работающим на лесной территории. Эти правила сыграли большую роль в укреплении противопожарной дисциплины и предупреждении лесных пожаров.

В настоящее время вся территория гослесфонда разделена на районы активной наземной и авиационной охраны лесов за исключением защитных полос притундровых лесов, наиболее удаленных лесных районов Сибири и Дальнего Востока и труднодоступных горных лесов. Основой разделения территории служили хозяйственная освоенность районов (главным образом густота дорожной сети) и технические возможности наземной и авиационной охраны лесов.

Наземная охрана может быть эффективна при условии, если доставка сил и средств к местам лесных пожаров будет обеспечена не позже чем через 2 ч после его обнаружения. Это условие можно выполнить, если протяженность дорожной сети на охраняемой территории будет не менее 1 км на 1000 га.

В настоящее время наземная охрана лесов осуществляется на площади 270 млн. га, и по мере вовлечения новых лесных районов в интенсивное лесное хозяйство она непрерывно увеличивается.

Предприятиями лесного хозяйства и фондодержателями ежегодно выполняются мероприятия по ограничению распространения возможных пожаров на охраняемой территории: устройство противопожарных разрывов и барьеров, прокладка минерализованных полос и уход за ними, уборка валежа и хлама и т. д. Достаточно отметить, что только создание минерализованных полос и канав, а также их подновление в 1976 г. достигло почти 1 млн. км.

Если раньше эту операцию выполняли в основном тракторными плутами, то в настоящее время все шире применяют принципиально новое орудие - фрезерный полосопрокладыватель ПФ-1. При тех же энергетических затратах полоса, созданная с помощью этого полосопрокладывателя, получается в 2-3 раза шире, чем проложенная плутом, а травмирование корневой системы снижается в несколько раз.

Значительные объемы предупредительных мероприятий связаны с большими затратами труда и средств, поэтому их необходимо научно и экономически обосновывать. Некоторые из действующих в настоящее время нормативов, например ширина противопожарных разрывов, густота сети противопожарных минерализованных полос, протяженность дорог противопожарного назначения и др., установлены исходя из практики 30-х годов, когда эффективные средства тушения пожаров почти отсутствовали. Накопленные наукой и практикой знания о природе лесных пожаров позволяют не только уточнить эти нормативы, но и судить об эффективности как отдельного противопожарного мероприятия, так и всей системы в целом.

Одним из основных критериев успешного функционирования охраны лесов является своевременное обнаружение лесных пожаров, т. е. начальной стадии их возникновения и развития.

Обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны лесов в основном осуществляется при патрулировании лесной охраны по дорогам, тропам, особенно в местах, наиболее посещаемых людьми. В качестве технических средств при патрулировании используются мотоциклы, мопеды, автомобили, а при патрулировании вдоль береговой линии рек и озер - моторные лодки и катера.

В малоосвоенных районах, где сеть дорог в лесу еще недостаточна, в помощь наземному обнаружению ведется авпапатрулирование.

Несмотря на ограниченный обзор при наземном патрулировании и его периодичность, эффективность этого мероприятия очень высока, так как около 70% пожаров в зоне наземной охраны лесов возникает в полосе вдоль дорог, а совмещение функций обнаружения и ликвидации пожаров патрулем позволяет ликвидировать загорания на предельно малых площадях. Возникающие в стороне от дорог, внутри лесного массива, пожары могут остаться незамеченными.

Принято считать, что наиболее эффективной системой обнаружения пожаров является та, при которой функции обнаружения выполняет дозорно-сторожевая служба, использующая сеть пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт или специальных наблюдательных пунктов, оснащенных средствами связи. В данном случае обеспечивается непрерывность наблюдения за лесом и, следовательно, своевременность обнаружения всех пожаров.

Несмотря на кажущуюся эффективность, этот способ обнаружения не нашел широкого распространения по двум причинам. Первая - это необходимая приуроченность строительства наблюдательных пунктов вблизи населенных пунктов, часто вне пределов лесных массивов; вторая - трудности с подбором сезонных наблюдателей, не страдающих высотобоязнью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту, труд наблюдателя весьма утомителен из-за своего однообразия и отсутствия элементарного комфорта на рабочем месте (вышке или мачте).

Попытки решить эту проблему привели к созданию специальных телевизионных установок с радиусом уверенного обнаружения 12-15 км. Приемно-передающая камера монтируется на верхней площадке вышки или мачты, а телеэкран, по которому ведется наблюдение за лесом, устанавливается в конторе лесничества или лесхоза. Управление поворотом камеры и смена светофильтров для увеличения оптического контраста между дымом лесного пожара и фоном (небом или пологом леса) осуществляется дистанционно с пульта оператора. Дальнейшее совершенствование телевизионного метода обнаружения пожаров заключается в создании системы из нескольких автономных телекамер, устанавливаемых на всей площади лесхоза или крупного лесничества и управляемых дистанционно по радиоканалу из одного диспетчерского пункта.

Эффективность охраны леса зависит от уровня ее организации и технического оснащения. Основной организационной формой борьбы с лесными пожарами в зоне наземной охраны лесов является сеть пожарно-химических станций (ПХС) I и II типа, различающихся номенклатурой технических средств пожаротушения и численности команд.

Техническая обеспеченность ПХС инвентарем и оборудованием в основном соответствует нормам типового оснащения, однако обеспеченность их средствами транспорта и особенно специальными пожарными машинами и агрегатами еще недостаточна.

В последний период научными учреждениями и конструкторскими бюро системы Гослесхоза СССР совместно с другими учреждениями и ведомствами разработан ряд противопожарных машин: автоцистерн, вездеходов, пожарных агрегатов, тракторных грунтометов и т. п.

За основу тактико-технических требований при создании этой техники взяли время доставки пожарной команды и оборудования к местам лесных пожаров. Так, для районов с густой сетью автомобильных дорог в 60-х годах была создана и выпущена большой серией ЦОС (цистерна и оборудование съемные). Эта цистерна пригодна для агрегатирования с любой бортовой автомашиной.

Новая, более совершенная автоцистерна АЦЛ-157, созданная в последние годы на базе автомашины высокой проходимости ГАЗ-66, рекомендуется для применения в районах со слаборазвитой сетью лесных грунтовых дорог. Для лесного бездорожья создан на базе транспортера высокой проходимости пожарный вездеход на гусеничном ходу ВПЛ-149. Он не только развивает большую скорость, но может преодолевать болота, топи и даже небольшие водные преграды.

В районе лесозаготовок борьба с лесными пожарами осуществляется с помощью универсального тракторного пожарного агрегата ТЛП-55. Этот агрегат, как и все пожарные машины, оснащен ручным противопожарным инвентарем, ранцевыми опрыскивателями, мотопомпами с комплектом пожарных рукавов и емкостью для огнегасящей жидкости. Для создания опорных или заградительных полос пожарные вездеходы и агрегаты снабжения лесными плугами или бульдозерными отвалами, а для пуска встречного огня - зажигательными аппаратами.

Комплект противопожарного оборудования позволяет применять самую разнообразную тактику подавления пожаров как начинающихся, так и крупных, требующих для их тушения больших затрат сил и средств.

Задача ближайшего будущего заключается в выпуске указанных машин и аппаратов в объемах, удовлетворяющих потребности существующих и проектируемых ПХС, и разработке тактики их применения с учетом пожарно-технологической характеристики охраняемой территории.

Установлено, что эффективность применения этой техники зависит от доступности каждого пожарного выдела, т. е. от достаточно развитой сети лесохозяйственных дорог противопожарного назначения с учетом проходимости этой техники.

В настоящее время в зоне наземной охраны лесов протяженность таких дорог составляет свыше 90 тыс. км, и строительство их продолжается. Эти дороги могут служить не только транспортными путями, но и опорными рубежами при борьбе с крупными лесными пожарами. Планами противопожарного устройства предусматривается строительство вдоль этих дорог пожарных водоемов с запасом воды не менее 100 м 3 .

Для тушения пожаров водой отечественная промышленность выпускает несколько типов легких лесных мотопомп. Небольшой расход воды при работе этих мотопомп позволяет более экономно расходовать воду из ограниченных по объему искусственных пожарных водоемов, небольших лесных водоисточников или доставленную к месту пожара в цистернах пожарных машин. В то же время линейный характер горения кромки лесного пожара не требует большого расхода воды на единицу ее длины и позволяет использовать напорные рукава малого диаметра, существенно облегчающие труд пожарных.

Мотопомпы имеющихся конструкций развивают сравнительно низкое давление. Такое давление не позволяет прямо подавать воду к возвышенным местам пожара (водоразделы). В этих случаях воду подают в промежуточные емкости, расставленные вверх по склону горы. При такой технологии теряется драгоценное время, которое решает исход мероприятия. Поэтому необходимо создать легкие мотопомпы высокого давления с соответствующей комплектацией их рукавами большой прочности. Мощной струей можно не только эффективно тушить кромку пожара, но и прокладывать узкие минерализованные полосы, локализуя пожары по периметру.

Тушение лесных пожаров огнегасящими веществами является сложным физико-химическим процессом, который до конца еще не изучен. Прекращение горения при лесных пожарах может быть достигнуто охлаждением зоны горения до температуры, при которой горение не может продолжаться, изоляцией горючего от кислорода воздуха слоем газов, не поддерживающих процесс горения, или образованием на нем твердой или жидкой пленки, ингибированием (прерыванием) реакции горения в пламенной фазе и т. д.

Обычно при тушении огнегасящими химикатами действует не один фактор, а сразу несколько, и оценить эффект каждого в отдельности трудно. Поэтому в лесопожарной практике принято оценивать огнегасящие свойства того или иного вещества в сравнении с водой, огнегасящая эффективность которой условно принята за эталон. В последние годы синтезирован целый ряд огнегасящих смесей и эмульсий, а также разработаны технические средства для подачи их на кромку пожара.

Наиболее эффективным огнетушащим составом является фреоновая эмульсия. Ее расход при тушении единицы длины кромки меньше по сравнению с водой в 5 раз.

При тушении торфяных и подстилочно-гумусовых пожаров широко применяют растворы поверхностно-активных веществ (смачивателей). Комплект специальной аппаратуры позволяет вести эффективную борьбу с огнем в слоях торфа на глубине до 2 м.

Наиболее трудной задачей, сдерживающей внедрение огнегасящих химикатов в практику наземной и авиационной охраны лесов, является механизация процесса подачи этих химикатов на кромку пожара из ранцевой аппаратуры. При поисках путей тушения были изготовлены образцы моторизованных огнетушителей на базе легких двигателей внутреннего сгорания, огнетушителей-опрыскивателей с предварительной зарядкой сжатым воздухом от компрессора или ручного насоса, создающих в баллоне избыточное давление и т. д.

Но наиболее прогрессивным решением оказалось применение для этой цели специальных баллончиков с фреоном, создающим рабочее давление в огнетушителях-опрыскивателях. Автономность способа, т. е. независимость его от компрессоров и насосов, удобство и безопасность в обращении способствуют широкому его внедрению там, где применение ранцевой аппаратуры тактически оправдано.

Применение грунта для активного тушения кромки пожара бесспорно перспективно, так как в наиболее горимых сосновых типах леса, произрастающих на сухих возвышенных местах, песчаный грунт имеется в неограниченном количестве и в непосредственной близости от огня. Было много попыток механизировать процесс подачи грунта в зону горения, но лишь в последние годы удалось найти наиболее удачную конструкцию грунтомета, выполняющего операции резания и метания.

Конструктивно грунтометы изготавливаются в двух вариантах - ручном и тракторном. Последний вариант в агрегате с трактором Т-150 может метать грунт на расстояние до 40 м и не только активно тушить пожары, но и создавать перед движущимся фронтом огня широкие заградительные полосы.

Если в зоне наземной охраны лесов, объединяющей районы интенсивного ведения лесного хозяйства, доставка сил и средств пожаротушения осуществляется только наземными техническими средствами, то в многолесных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока транспортные и патрульные функции выполняет только авиация.

Общая площадь зоны авиационной охраны лесов достигла в 1976 г. 750 млн. га. Кроме того, авиацией охраняется 30 млн. га оленьих пастбищ (ягельников) в Якутской АССР, Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях.

Авиалесоохрана, обнаружив пожар, обязана тушить его в своей зоне, оказывать помощь наземной охране лесов и осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.

В настоящее время авиалесоохрана арендует несколько типов летательных аппаратов: самолеты Ан-2, Ил-14, Ан-24 и др. и вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ка-26, Ми-4, Ми-8 и Ми-6. Основной ударной силой авиалесоохраны являются парашютисты-пожарные и рабочие авиадесантных команд.

Известно, что начинающиеся пожары могут быть потушены самыми простыми средствами и способами (засыпкой землей, захлестыванием ветвями и т. и.). Потушить крупные пожары площадью в сотни и тысячи гектаров можно тяжелой техникой, способом отжига и способом искусственного вызывания осадков. Практикой установлено, что наиболее эффективным искусственным опорным рубежом для применения отжига является минерализованная полоса шириной 40-60 см.

В настоящее время наиболее перспективным для создания опорных полос оказалось применение шнуровой (шланговой) взрывчатки. Несмотря на трудоемкость операции по подноске и раскладке тяжелых бухт взрывчатки вдоль будущей трассы опорной полосы и сравнительно низкую производительность этого способа, он обладает большой «проходимостью» в условиях тайги, не доступной пока никаким другим техническим средствам.

В последние годы разработан способ создания опорной полосы из высокократной пены с помощью модернизированных ранцевых опрыскивателей. Производительность этого способа по сравнению с существующим взрывом в 8-10 раз выше при той же «проходимости». Однако огнезадерживающие свойства получаемой опорной полосы в этом случае несколько ниже, чем при взрывном способе, особенно в тех условиях, где покров и подстилка хорошо выражены. Тем не менее высокократная пена благодаря целому ряду имеющихся у нее преимуществ все шире применяется в практике наземной и особенно авиационной охраны лесов. Способ, основанный на ее применении, помимо высокой производительности, безопасен и не требует высокой квалификации оператора.

Применение вертолетов на лесоохранных работах началось в нашей стране еще в 50-е годы. За этот период было изготовлено и испытано водосливное оборудование к вертолетам Ми-4 и Ми-6 и др.

С помощью этого оборудования можно доставлять к местам лесных пожаров противопожарный инвентарь, воду и растворы огнегасящих химикатов, тушить небольшие очаги залповыми сливами и прокладывать перед кромкой пожара заградительные полосы.

Это оборудование совершенствуется путем унификации для использования его не на одном, а на нескольких типах вертолетов. Эта задача может быть решена конструированием складных резервуаров (например, брезентовых или из стекловолокна) переменной емкости с устройством для дозированной подачи расчетного количества концентрата поверхностно-активных или других химических веществ, повышающих огнегасящие свойства воды.

Способ тушения лесных пожаров с воздуха не решает проблемы борьбы с пожарами, особенно с крупными, однако существенно облегчает труд наземных команд, оставляя за ними функции дотушивания и окарауливания. При большом многообразии лесорастительных и гидрологических условий нашей страны этот способ может найти самое широкое применение.

С 1971 г. в практике авиационной охраны лесов все шире применяется принципиально новый метод тушения лесных пожаров - искусственно вызываемыми осадками из облаков. Основной упор при разработке этого метода был сделан на тушение крупных пожаров, которые другими средствами или способами не могли быть потушены.

В подавляющем большинстве случаев искусственно вызванные осадки позволяют частично или полностью локализовать пожар и высвободить значительную часть людских и материальных ресурсов, оставив необходимое количество на его дотушивание.

До сих пор совершенствование метода шло главным образом по пути создания новых видов применения существующих средств доставки реагентов в облака. В качестве технического средства доставки реагента в облака перспективно использование патрульного самолета Ан-2, являющегося базовым самолетом авиалесоохраны.

Для оперативного планирования работ по борьбе с лесными пожарами в масштабе краев, областей и республик территориальные базы авиационной охраны лесов должны располагать необходимой информацией о метеорологической и лесопожарной ситуации на всей охраняемой территории. Такую информацию стали получать с появлением искусственных спутников Земли, осуществляющих систематический обзор земной поверхности и передачу этой информации в любой пункт приема в момент прохода спутника в зоне радиовидимости.

Анализируя изображения черно-белых обзорных мелкомасштабных снимков, можно судить о динамике развития и распространения крупных лесных пожаров и более обоснованно принимать решения для их ликвидации.

Обнаружение на космическом снимке ресурсной облачности в районе пожара позволяет более эффективно использовать метод тушения искусственно вызываемыми осадками из облаков и свести до минимума холостые вылеты самолетов-зондировщиков.

Особенно ценной является информация из космоса об очагах внутримассовых и фронтальных гроз, которые в определенные периоды пожароопасного сезона являются основной причиной вспышки массовых лесных пожаров. Дополненная сообщениями наземных метеостанций, эта информация позволит планировать целевые патрульные полеты самолетов с инфракрасными приборами и обнаруживать скрытые очаги загораний от гроз в начальной стадии их развития.

Пожары от молний при сухих грозах могут быть обнаружены в тот же день, а при грозах, сопровождающихся осадками, имеют скрытый инкубационный период развития и обнаруживаются на 2-, 3-й и даже 4-й день.

Определение на космических снимках границ грозовых очагов и тщательное патрулирование этого района с применением специальной техники позволит принимать необходимые меры для предупреждения вспышки массовых лесных пожаров.

В охране лесов началом пожароопасного периода считается Дата устойчивого схода снежного покрова, соответствующая календарному сроку полного освобождения открытых участков от снега. Очевидно, что такие данные, получаемые от местных метеостанций, не отражают истинной картины снеготаяния на всей лесопокрытой территории.

В то же время на космических телевизионных снимках с достаточной для практики достоверностью можно устанавливать границу схода снежного покрова и более обоснованно планировать начало авиалесоохранных работ.

Приведенным перечнем не исчерпывается круг задач, которые решаются с помощью информации, получаемой из космоса. Одной из важнейших на ближайший период следует считать разработку более совершенного метода прогноза пожарной опасности на всей охраняемой территории, используя для этой цели изображение облачного покрова на телевизионных и инфракрасных снимках и данные о радиационной температуре подстилающей поверхности Земли, дополненные наземными измерениями основных метеорологических элементов, обусловливающих пожарную опасность в лесу.

Точный прогноз высокой пожарной опасности позволяет заблаговременно сосредоточить в угрожаемом районе необходимые силы и средства пожаротушения и тем самым предотвратить развитие крупных лесных пожаров, определяющих уровень горимости наших лесов.

Периодическое фотографирование зоны тайги из космоса на цветную и особенно спектрозональную фотопленку позволит с достаточной степенью достоверности определить размер площади лесного фонда, пройденной верховыми пожарами, которые наносят наибольший ущерб. С увеличением масштаба космических фотоснимков появится возможность следить за ходом возобновления на свежих и старых гарях и концентрированных вырубках, определять степень усыхания насаждений, пройденных пожарами или поврежденных энтомо — и фитовредителями, и следить за динамикой изменения лесного фонда в целом.

    реки, озера, трассы железных и автомобильных дорог, линии электропередач, каменистые россыпи - естественные противопожарные барьеры.

    Просеки и минерализованные полосы 3 , проложенные вокруг молодых лесопосадок, вдоль дорог, проходящих в хвойных лесах, вокруг лесных поселков и мест хранения горючего и др., - искусственные противопожарные барьеры.

Создание противопожарных водоемов - в местах очень опасных в пожарном отношении:

  • осушенных лесах

    торфяных болотах.

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

Промышленные выбросы наносят большой вред растениям, вызывая общее угнетение их роста и развития в результате нарушения деятельности устьиц, разрушения протоплазмы, подавления процессов деления клеток, фотосинтеза, нарушение водообмена. Особенно чувствительны - хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Нередко возле больших городов они представляют собой редины с чахлыми деревьями и сухостоем. В составе промышленных выбросов наиболее ядовиты сернистый газ, оксиды азота, фтор и его соединения, этилен.

III.Водохозяйственная экология

1.Водные экосистемы

Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле. Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.

Водные экосистемы способны к самоочищению 1 . Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества. Несмотря на способность воды к самоочищению при загрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов. Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации (eutrophia - хорошее питание).

Важное значение в деле охраны лесов принадлежит деятельности по охране лесов от пожаров. Это связано с тем, что при пожаре уничтожается очень много деревьев на больших площадях. Чтобы восстановить лес, нужно затратить большое количество ресурсов и должно пройти очень много времени.

В связи с обширными лесными пожарами летом 2010 г. в ЛК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены значительные изменения, в первую очередь, касающиеся охраны лесов от пожаров: появилось много новых статей (например, ст. 53.1-53.8). Теперь ЛК РФ стал более детально регулировать охрану лесов от пожаров. Вся хозяйственная деятельность в лесах основывается на планировании (ст. 85 Л К РФ). Планирование распространяется и на тушение лесов от пожаров: в ЛК РФ появилась ст. 53.3 "Планы тушения лесных пожаров".

Охрана лесов, произрастающих на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ, федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Тушение пожаров в лесах, расположенных на иных землях, осуществляется согласно двум указанным выше федеральным законам. Действие ЛК РФ на данные земли не распространяется. Скорее всего это является его недостатком.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ могут, если этого требует обстоятельства, ограничить пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Охрана лесов от пожаров состоит из двух основных крупных направлений: выполнения мер пожарной безопасности в лесах и тушения пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности в лесах согласно ст. 53 ЛК РФ включают в себя:

  • 1) предупреждение лесных пожаров;
  • 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
  • 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
  • 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов1 и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ).

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

  • 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
  • 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
  • 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
  • 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
  • 6) проведение работ по гидромелиорации;
  • 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
  • 9) иные определенные Правительством РФ меры (например, эксплуатация пожарных водоемов, прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка шлагбаумов).

Если земельный участок передан в аренду либо постоянное бессрочное пользование, то эти меры осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ЛК РФ.

Часть мер, относящихся к предупреждению лесных пожаров (например, устройство пожарных водоемов, строительство пожарных наблюдательных вышек), является фактически подготовкой к их тушению, выполнение которых позволит в будущем уменьшить их площадь (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ).

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

  • 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
  • 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
  • 3) организацию патрулирования лесов;
  • 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (ч. 1 ст. 53.2 ЛК РФ). Информацию предоставляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах будут в будущем установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы государственной власти согласно полномочиям, закрепленным в ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения этих сил; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов и иные мероприятия (ст. 53.3 ЛК РФ).

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ установлены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается (п. 8 данного Постановления):

  • а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
  • б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах прямо зависят от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Эти показатели установлены приказом Минсельхоза России от 16 декабря 2008 г. № 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды". Пожарная опасность как природная, так и по условиям погоды может быть 1-го класса (очень высокая), так и 4-го класса (очень низкая), при 5-м классе пожарная опасность отсутствует. Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды рассчитывается по специальной формуле в зависимости от различных факторов (температура окружающего воздуха, количества дней, когда не было дождя и др.).

Тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, а также предотвращение возобновления лесного пожара (ч. 1ст.53.4ЛК РФ).

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч. 2 ст. 53.4 ЛК РФ). Правила тушения лесных пожаров должны быть установлены Рослесхозом.

При больших площадях лесных пожаров необходимо вводить режим чрезвычайной ситуации в лесах.

Новеллой Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ является то, что он в ЛК РФ установил необходимость в проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров (ст. 53.6 ЛК РФ). Ими являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

Правительство РФ постановлением от 17 мая 2011 г. № 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" установило правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются:

  • а) на чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток;
  • б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
    • o количество лесных пожаров в расчете на 1 млн га площади земель лесного фонда;
    • o доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
    • o средняя площадь одного пожара;
    • o доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
  • в) чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
  • г) чрезвычайную ситуацию в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

Например, режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

  • а) при возникновении чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, Минприроды России (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Минобороны России и ФСБ России (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности) Рослесхоз (в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 83 ЛК РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий, установленных ст. 82 и 83 ЛК РФ), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных ст. 84 ЛК РФ) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794;
  • б) на основании решения вышеуказанной комиссии руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

  • а) в случае возникновения чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • б) на основании решения комиссии руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Часть 3 ст. 53.6 ЛК РФ закрепляет возможность проведения сплошных и выборочных рубок (в том числе в целях создании противопожарных разрывов) без предоставления лесных участков при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно ст. 19 данного Федерального закона граждане при необходимости должны оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры (ч. 2 ст. 53.7 ЛК РФ). Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном ст. 30 и 33 ЛК РФ. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном ч. 3 ст. 19 ЛК РФ. Важно, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со ст. 9 ЛК РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно Лесному кодексу РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ и статье 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной

безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природные условия и экономико-хозяйственная деятельность лесхоза. Распределение лесных запасов по породам и классам возраста. Оценка лесных участков по степени опасности возникновения пожаров. Анализ горимости лесов. Комплекс противопожарных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2014

    Исследование современного состояния лесного хозяйства Российской Федерации. Лесозаготовительная промышленность, экспорт лесоматериалов, размещение лесозаготовок. Охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней. Контроль за использованием лесных ресурсов.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Пирологическая характеристика территории, лесохозяйственная деятельность лесхоза, ее влияние на пожарную опасность в лесу. Исследования огневого воздействия низовых пожаров на состояние древостоев. Проект мероприятий по снижению горимости лесов.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2015

    Характеристика функциональной структуры мониторинга лесов: охрана от пожаров, контроль за санитарным состоянием, порядком использования территорий. Ознакомление с оперативным спутниковым мониторингом с целью информационного обеспечения кадастровых работ.

    эссе , добавлен 04.05.2010

    Краткая характеристика территории и противопожарного состояния исследуемого Унгутского лесничества. Анализ общего пожарного состояния лесничества. Профилактика, предупреждение возникновения лесных пожаров, их обнаружение и ограничение распространения.

    реферат , добавлен 25.12.2009

    Оценка степени пожарной опасности, мониторинг ее изменения и прогноз возможных последствий от лесных пожаров как предмет пристального внимания служб чрезвычайного реагирования. Анализ основных видов лесных горючих материалов по условиям загорания.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Биология и экология ценных лесообразующих хвойных пород Ангоянского лесхоза, роль и значение лесного хозяйства в экономике района. Горимость лесов, характеристика причин возникновения низовых пожаров. Показатели эффективности возобновления леса.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика природных условий Байкальского лесничества. Лесорастительная зона, климат, рельеф, почвы, пути транспорта. Характеристика лесного фонда лесохозяйственного предприятия. Основные типы леса. Предупреждение лесных пожаров от отдыхающих в лесу.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Геологическое строение почвы, рельеф, гидрографическая сеть. Растительный и животный мир Сергеевского филиала КГУ "Приморское лесничество". Классификация и анализ причин возникновения лесных пожаров. Шкала пожарной опасности по условиям погоды.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2015

    Климат района расположения лесничества. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений. Объемы рубок ухода. Восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.