Кто такой агностик простыми словами. Являются ли агностики атеистами? Почему не стоит путать понятия



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Агностик – человек, придерживающийся теории агностицизма. Агностицизм – философское учение, которое утверждает, что познание всего мира невозможно . Сторонники религиозного агностицизма придерживаются мнения о том, что доказать существование Бога (загробной жизни, Дьявола, бесов и др.) невозможно, так же как нельзя опровергнуть эту точку зрения.

Впервые понятие «агностик» было употреблено профессором Томасом Генри Хадсли в 1869 году. Философию агностицизма часто сравнивают с гностицизмом, скептицизмом и атеизмом, хотя эти понятия отличаются друг от друга.

Гностицизм – философское течение, которое утверждает, что мир познаваем. Также гностики не сомневаются в существовании Бога, и считают, что получение новых знаний и появление наук являются неоспоримым доказательством воли Всевышнего. Таким образом, понятие гностицизма и агностицизма являются антонимами, т.к. проповедуют противоположные мнения о познании.

Скептицизм – философское течение, отрицающее существование истины. Скептики ставят добытые знания под сомнение, верят в то, что не существует достоверных знаний, отрицают существование зла и добра. Они считают, что процесс познания является бесполезным занятием. Агностики не верят в полную познаваемость мира, хотя продолжение его изучения считают важной задачей человечества.

Атеизм – вера в то, что Бога не существует. Агностицизм придерживается мнения о том, что нельзя узнать, есть ли Бог на самом деле или все-таки нет.

И все же, возникает вопрос: “Прав ли агностик?” В каком-то смысле агностические взгляды подтверждаются простым рассуждением, доступным любому размышляющему человеку. А именно: “Познание такого сложного мира, который находится вокруг меня (или в котором нахожусь я) невозможно только с одной точки зрения”. И действительно, познать одним лишь разумом современного человека, привыкшего мыслить логически (в лучшем случае) или шаблонно, согласно традиционным взглядам (в худшем случае), невозможно, нужен более широкий охват сознанием мира.

Взгляд со стороны на жизнь, в которой сам находишься и которая заставляет тебя реагировать на внешние факторы, не представляется возможным (по крайней мере при использовании физического органа – мозга). Все это верно для агностика, так как он не принимает альтернативного способа мышления, а скорее познания, а опирается лишь на “доказуемость” или “недоказуемость” явлений в мире.

Агностики верят в научное познание. Но им кажется трудным и невозможным, а главное, бессмысленным, решение таких вопросов, как поиск жизни на других планетах, доказательство существования Бога и бессмертной души. Агностики больше склонны доверять результатам научных и социальных экспериментов, чем экспериментальным учениям и теориям. Они не предпринимают серьезных попыток ни что-то доказать, ни что-то опровергнуть. И они очень не любят, когда их пытаются перетянуть в свой лагерь враждующие стороны. Поэтому, хоть и говорят, что в споре рождается истина, агностик бы усомнился в этом утверждении.

Видео

Некоторые люди позиционируют свой взгляд на религию, как агностицизм. Что обозначает это, многим непонятное слово, и кто такие агностики, попробуем понять.

Термин «Агностици́зм» произошел от древнегреческого слова ἄγνωστος, в переводе на русский язык обозначающего - непознаваемый, непознанный. Это понятие использовалось философами для обозначения теории познания мира, которая полагала, что принципиально невозможно познать окружающий нас мир.

Начала агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти. А в «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта (англ.)русск. с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира.

Агностицизм, как таковой, возник в конце XIX века в противоположность идеям метафизической философии, которая активно занималась исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм и теологический. В теологии агностики разделяют религию на две отдельные составляющие: культурно-этическую, основанную на моральных человеческих принципах поведения в обществе, и мистическую, в которую включены, если рассматривать с точки зрения Православия, таинства Церкви, вечную жизнь, Ангельский мир и, конечно, Сам Творец всего сущего. Вот этой, второй составляющей, агностики не придают существенного значения.

Научный принцип агностицизма таков, что любой, полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, поэтому ни один субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью. Отрицая Господа Бога, дающего нам Своим Законом руководство к познанию мира, агностики загоняют себя в тупик, где отсутствует Божественная Истина.

Сам термин «агностицизм» был введён в употребление в 1869 году. Став членом «Метафизического общества, Гексли написал следующее: «Когда я достиг интеллектуальной зрелости и начал задаваться вопросом, кто же я - атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек - я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего». По его мнению, агностик - это такой человек, который не отрицает существование каких-либо богов, однако и не принимающий сторону какой либо религии или веры.

Революционер-анархист П.А Кропоткин был уверен в том, что агностиков, как таковых нет, а есть атеисты, которые пытались скрыть свое отрицание Бога новым термином. Вот что он писал: «Слово „агностики" впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век" („Nineteenth Century") Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков", то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

И это, в общем-то, верно, т.к. агностики допускают существование Бога только лишь потому, что раз человек не может познать мир, поэтому ему точно не ведомо, есть Бог или нет. Отрицая явно Бога, они бы стали противоречить сами себе. В этом лишь, исключительно, их отличие от атеистов, уверенных в отсутствии Творца. «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога», – писал Л.Толстой.

Агностики, следует отметить, подвергаются критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма. Вот, например, что говорил о них В.Ульянов: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, т.е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты"».

Однако все-таки существует разница между атеистами и агностиками. Дело в том, что у атеистов есть своя концепция «веры»: они верят, что Бога нет. Верят до того такой степени сильно, что не каждый Православный христианин может утверждать, что его вера в Бога сильнее веры атеиста в Его отсутствие. У агностиков же нет никакой концепции, т.к., согласно их утверждениям, ничего в мире не ясно и непонятно. Есть ли Бог – нет ли Его. Идея отрицания всего на основании того, что все равно ничего невозможно точно познать, - вот принцип агностиков, которые на самом деле являются постоянно колеблющимися и нерешительными людьми, не в состоянии принять полную ответственность за свои мысли и действия. Ведь они сами утверждают, что никому достоверно ничего не известно, в частности, правильно ли они поступят в данной ситуации или нет. И не важно, касается ли дело религиозных мировоззрений или просто жизненных вопросов.

«Агностик» — человек, который придерживается мнения о том, что познать реальность через субъективный опыт не представляется возможным. Нельзя поддержать или опровергнуть какие-либо идеи и взгляды, основанных на личном опыте. В плане религии агностики — это люди, считающие, что доказать или напротив, опровергнуть существование Бога нельзя, ведь все суждения о нем основываются на личных опыте и познаниях. В философском смысле агностицизм утверждает невозможность познания мира из-за ограниченности человеческого разума и знаний.

Агностицизм в теории познания говорит о невозможности познания сущности вещей и о том, что познание может носить исключительно феноменологический характер. Существует теория Канта, освещающая идею о том, что главную сложность в познании мира являет разум человека за счет своей противоречивости. Это значит, что, развиваясь, разум создает все больше и больше спорных теорий, которые нельзя доказать и нельзя опровергнуть, так как в подобном случае и то и другое может быть и верным, и неверным одновременно. Кроме того, Кант считал, что все вещи имеет двойственную природу, а значит, что вещи так же достоверно познать нельзя.

О науке агностицизм говорят лишь как о методе познания явлений.

В качестве примера можно привести яблоко — оно состоит из атомов. Все живое и неживое состоит из атомов — наимельчайших частиц. Теория об атомном строении всего существующего сейчас абсолютно очевидна и общепринята. Но если когда-то кто-то докажет, что атомы состоят из еще более мелких частиц — кварков — то общепринятой и очевидной станет именная эта теория. И так бесконечно много раз можно что-либо доказывать и опровергать. Все это доказывает, что познание мира невозможно до конца и полностью сейчас и не представляется возможным никогда.

В религии агностицизм означает невозможность познания существования Бога. Агностицизм не отрицает (!) существование высших сил, а лишь говорит о нереальности получения точных и достоверных знаний по этому поводу.

Если человек не уверен в достаточном количестве доказательств о существовании Всевышнего, то он начинает искать доказательства, строить гипотезы, проводить исследования, но в конечном итоге все это приведет его к выводу о том, что получить точные и истинные знания о Боге все-таки невозможно. То же самое касается и суждений в теории познания и в философской сфере. Кроме того, агностик не исповедуют такую религию как «агностицизм» потому, что такой религии просто нет. Агностицизм — не религия (!), а учение, философская теория.

Знания — изменчивы, оспоримы, несовершенны, а значит истина — отрицаема, бытие — не имеет значения.

Юма в своей работе говорит, что познание — это лишь опыт, и выйти за пределы этого опыта ему не представляется реальным. Значительный вклад в агностицизм внес ученый Гамильтон, когда раскритиковал идеи Кузена о познании Бога. Ученый, опираясь на учения Канта, говорил, что все человеческие знания, построенные лишь на опыте — несовершенны, а значит и все, что находится за пределами этого опыта — так же несовершенно, как и неопознаваемо. Значит и с помощью лишь знаний, доступных науке, мы не можем ничего твердо утверждать.

Агностицизм — это часть философского скептицизма, говорящая так же о том, что познания человека постоянно растут, однако за пределами людских знаний и способностей всегда останутся нерешенные вопросы.

Развивалось учение в начале двадцатого века, и именно тогда ученым Лосским была сформулирована дилемма о том, что интуиция — главный источник познания, потому, что возможно лишь непосредственное познание, либо источником является только опыт, в котором используются не реальные явления, а лишь их копии, а видя лишь копии — мы не можем утверждать о достоверности знаний.

Между сущностью и явлением связи нет — сущность предмета спрятана глубоко внутри него, и до нее нужно дойти. Оказывая действие на предметы окружающего мира, мы находим его сущность, знания о нем. Если какая-то вещь существует, то это значит, что она открыта для познания. Обращаясь к теме религиозного агностицизма, как раз можно сказать о том, что что Бог не открыт для познания, а значит может ли он существовать? И напротив — если же он существует — почему он не открыт для познания? Или все же открыт?

Агностицизм непознаваем и сам, он является средством расширения знаний, мыслей, опыта.
Агностицизм строится на исключительной критике познаний и реальности, на них основанной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агностик — человек, выстраивающий свои выводы и мысли о мире, знаниях, окружении исходя из своей уверенности в тех вещах, доказательства которых он имеет.

Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.

Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии.

Термин "агностицизм" введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил Агностицизм - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей.

Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение "вещи в себе" (которая недоступна познанию как таковая) и "вещи для нас", т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта.

Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему агностицизма - фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы Агностицизм оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма.

Ещё в начале 20 в. Ленин подверг критике Агностицизм махизма и эмпириокритицизма. В настоящее время одним из характерных выражений Агностицизм является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что различные, описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практическом применении.

Другой характерной для неопозитивизма формой Агностицизм является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу "метафизических" и не допускает "строгого" решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, который, вопреки первоначально провозглашенным тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение "метафизических" проблем.

Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления, Сантаяна, утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое, на что можно надеяться, - это окружить объект подходящей символикой, а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения (которое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта. Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта, как и все другие многообразные современные формы Агностицизм, основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности.

Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский fгностицизм. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, "посюсторонность" мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественые отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Например, расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретическими соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов.

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ

(от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - , agnostos - недоступный познанию) - филос. учение, утверждающее непознаваемость мира. Термин «А.» был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в человека познать окружающие его вещи были выражены уже антич. софистами и скептиками. Крупнейшими представителями А. в философии Нового времени считаются Д. Юм и И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует , который, воздействуя на наши , порождает в нас ощущения. Этот Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» - источник и наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения упорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах - «вещи для нас», как называет их Кант. Но о том, похожи «вещи для нас» на « », или, иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий . Все это наши субъективные переживания, которые наш объединяет в целостный , называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш вишни с реальностью. Однако не способен увидеть мир по себе, он видит его только через призму своей чувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь , способный видеть образы вещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.
Это рассуждение Канта подвергалось критике многими философами. В частности, К. Маркс указал на то, что нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем А. Юма и Канта оказал громадное влияние на философию 19-20 столетий. После Канта каждый уже четко проводит грань между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей А. в философии 20 в. был К. Поппер, полагавший, что в своем познании окружающего мира человек способен лишь обнаружить в своих воззрениях и отбросить ее, но обнаружить истину он не способен. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании иллюзий и заблуждений.
Как филос. учение А. внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга перед философией состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по «наивному реализму» - вере в то, что внешний мир таков, каким мы его себе представляем.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АГНОСТИЦИЗМ

(от греч. - недоступный познанию) , филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалек-тич. , признавая мира, признаёт и его познаваемость, человечества достигать объективной истины (см. Основной вопрос философии) . Термин «А.» введён англ, естествоиспытателем Т. Гексли в 1869 , однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в антич. философии, в частности у Протагора, софистов, в антич. скептицизме. Лервонач. формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма, который полагал, что всё имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково между опытом и реальностью. Положив в своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что познания не может быть раскрыта без спец. анализа познават. возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В некоторых направлениях и школах послекантовской бурж. философии А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, одним из характерных выражений А. является гносеологич. т. н. конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и , ПСС , т. 18, гл. 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ. , М., 1965 ; Ойзерман Т. П., Гл. филос. направления, М., 1971 ; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805.

Э. Г. Юдин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АГНОСТИЦИЗМ

(от греч. agnostos неизвестный)

учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus), в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АГНОСТИЦИЗМ

(от греч. ἄγνωστος -непознаваемый, от α - частица отрицания и γνωστός - доступный познанию) - учение, к-рое отрицает познаваемость объективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.

Термин "А." введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and letters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг. убеждению в существовании бога - гностицизму и, с стороны, - материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей "стыдливыми материалистами", боящимися открыто признать объективного мира. "Агностик говорит: не знаю, есть ли , отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое "н е и д е т д а л ь ш е ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше " (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеалистич. отрицанию объективности внешнего мира и объективности законов его развития, что особенно характерно для представителей современной буржуазной философии.

Наиболее видными сторонниками А. в домарксистской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. ( в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скептикам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки.

В эпоху империализма А. стал широко распространенным учением. А. оказывал и оказывает влияние на естеств. и обществ. науки. Т. н. физич. , "иероглифов теория" связаны с А. Неокантианство, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает действительность как иррациональную.

Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов, – классовый буржуазии, стремящейся удержать массы от познания действительности, от понимания сути вещей, законов развития общества.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, с. 17–18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 89–92: его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М.], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агностицизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Юм Д., Исследование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, Ν. Υ., 1903; Du Bois-Rеymond E., Über die Grenzen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. l–2, L., 1906; Wentscher E., Englische Wege zu Kant, Lpz.. 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, Münch., ; The age of analysis. 20 century philosophers selected, , 1956.

Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. άγνωστος-непознаваемый) - философская , согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи агностицизма получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей.

Термин “агностицизм” был предложен в 1869 Т. Гексли в одном из его публичных выступлений для обозначения позиции ученого-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени. Гексли рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический агностицизма, подчеркивая, что идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Однако мировоззренческий агностицизма неизменно выступал на передний план практически во всех реальных контекстах обсуждения этой концепции. И именно в качестве мировоззренческой концепции агностицизм становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают ), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих агностицизм с субъективным идеализмом).

В своей аргументации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д. Юма и И. Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. Заметную роль в формировании агностических взглядов среди английских философов и ученых сыграл критический разбор У. Гамильтоном (1829) рассуждений В. Кузена о познаваемости природы Бога (аргументацию Гамильтона, напр., практически полностью воспроизвел Г. Спенсер). Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш , лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т. е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и Приобретало конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма-с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным.

Т. о., агностицизм лишь в самом общем смысле принадлежит к философского скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана как раз с более или менее четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая , конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта-это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная , ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.

Агностицизм выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. Агностицизм просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на . С близких позиций, но более последовательно эта была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т. е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам вопрос о познаваемости чего-либо (А. Айер), при этом сместил с вопроса “Что мы не можем знать?” на вопрос “Что есть научное знание?”, решаемый средствами специального исследования науки. Но тем самым позитивизм фактически проблематизирует ученых, и агностицизм, лишенный очевидных оснований, перестает существовать как особая философская позиция, он как бы растворился в позитивистских программах реконструкции науки, демаркации науки и метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми и позднее-в рамках постпозитивизма соответствующая тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.

Самым решительным оппонентом агностицизма является марксистская . Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки-к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, “позитивного снятия” агностицизма. Иным образом развертывается марксистская критика агностицизма, когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, агностицизм упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное познания, что во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается агностицизм. Для такого рода критики нет различий между Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что все они принципиально отгораживают “явление” от того, что является, ощущение от ощущаемого. При этом объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как это имеет в работах В. И. Ленина).

Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в.-от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки “агностицизм” употребляется, как , в историко-философских контекстах.

Лит.: Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965; Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.

Б. И. Дружинин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .