Госзадание фгбу. Государственное задание бюджетного учреждения - помощь в госзакупках

Рассмотрим, как составить государственное задание по новым правилам. Вы можете скачать образцы необходимых бланков и отчетов в статье.

Кто выполняет государственное задание на оказание государственных услуг

Госзадание – это один из основных документов, который определяет сферу деятельности учреждения. На основе госзадания учредитель определяет объем его финансового обеспечения (субсидии).

Показатели из проектов госзаданий учитывают, когда:

  • формируют проект бюджета;
  • определяют объем субсидий на выполнение заданий бюджетными или автономными учреждениями;
  • составляют бюджетные сметы казенных учреждений.

Руководителя могут оштрафовать, если учреждение не выполнит государственное (муниципальное) задание. Бухгалтеру в таком случае тоже не избежать проблем, ведь придется возвращать остаток субсидии в бюджет и отражать это в учете...

Из статьи журнала :

Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения

Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания.

В госзадании устанавливают:

  • показатели качества и объема оказываемых госуслуг или работ;
  • порядок контроля за его выполнением, в том числе основания (условия и порядок) для его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности о выполнении;
  • категории потребителей соответствующих услуг;
  • в каком порядке оказыватьуслугу;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг потребителями, если учреждения оказывают услугу за плату в случаях, установленных федеральными законами, а также указывают порядок, по которому установлены предельные цены (тарифы) в случаях, предусмотренных законодательством.

Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.

Госзадание бюджетного учреждения на региональном и местном уровне

Для региональных и муниципальных учреждений форму, порядок формирования государственного (муниципального) задания и его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация.

Для финансового обеспечения учредитель и учреждение подписывают соглашение о предоставлении субсидии.

Порядок государственного задания на федеральном уровне

На федеральном уровне форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением о порядке формирования государственного задания № 640 .

Отдельные положения порядка вступают в силу постепенно. Для этого предусмотрен переходный период. В полной мере все нормы начнут действовать начиная с госзаданий на 2019 год.

Государственное задание для бюджетных учреждений размещают в Электронном бюджете

Госзадание учредитель формирует в электронном виде в системе «Электронный бюджет». Составляют документ на бумаге, только если сведения содержат гостайну или другую охраняемую законом тайну.

В целях финансового обеспечения выполнения госзадания учредитель с учреждением подписывают соглашение о предоставлении субсидии. Делают это в системе «Электронный бюджет», а если есть гостайна или другая охраняемая законом тайна – на бумаге.

Предварительный отчет о выполнении госзадания за 2017 год

Перечень государственных (муниципальных) услуг

Для государственного задания бюджетного учреждения на 2018 год ведомственные перечни госуслуг и работ применять не будут. Вместо них, чтобы составить задание на 2018 год, применяйте общероссийский базовый (отраслевой) перечень, федеральные перечни госуслуг, которые не включены в общероссийские, региональные перечни государственных и муниципальных услуг.

Перечень видов деятельности, по которым утверждены базовые (отраслевые) перечни, утвержден приказом Минфина России от 16.06.2014 № 49н.

Правила формирования ведомственных перечней для федеральных государственных учреждений, а также базовых (отраслевых) перечней утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.

Базовые перечни для госзадания

Базовые (отраслевые) перечни формируются и утверждаются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Например, Минобрнауки России, Минспорт России и другие.

Специальный нормативно-правовой акт для утверждения этих перечней органы власти не издают. Перечни утверждаются и размещаются в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru) и на сайте www.bus.gov.ru, где с ними можно ознакомиться.

Финансовое обеспечение для выполнения государственного задания

На выполнение госзадания учредитель доводит:

  • казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);
  • бюджетным и автономным учреждениям – субсидии (п. 2 ст. 69.2, абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Субсидии для выполнения государственного задания

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного задания бюджетного учреждения, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – для субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – для субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – для субсидий из местных бюджетов.

В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат на госуслугу.

Соглашение о представлении субсидии на государственное задание

В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания для бюджетного учреждения учредитель заключает с учреждением соглашение о предоставлении субсидии. Форма соглашения типовая, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н . Типовое соглашение о предоставлении субсидии на госзадание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, которая не включена в базовую программу ОМС, утверждено приказом Минздрава России от 14.12.2016 № 966н .

Учредители формируют соглашение в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru), подписывают и размещают в реестре соглашений.

График перечисления субсидий на выполнение государственного задания

Неотъемлемая часть соглашения – график перечисления субсидий.
Когда составляете график, обратите внимание, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные учреждения) – до 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Последнюю часть субсидии перечислите в IV квартале. Порядок такой:

  • субсидию на услуги перечисляйте после того, как учреждение сдаст предварительный отчет о выполнении госзадания;
  • субсидию на работы перечисляйте:

– после того, как учреждение сдаст предварительный отчет, – если учредитель прописал такое требование в госзадании;
– в любой день IV квартала – если в госзадании нет требования представлять отчет.
еречисления субсидии.

Расчет фондового обеспечения на выполнение государственного задания

Объем субсидии (финобеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте по нормативным затратам на оказание услуг с учетом затрат:

  • на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за учреждением или приобретено им за счет средств, выделенных органом-учредителем;
  • уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Нормативные затраты на выполнение работ на федеральном уровне включаются в объем субсидии начиная с госзаданий на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. На субъектовом и муниципальном уровнях нормативные затраты на выполнение работ рассчитываются по решению учредителя учреждения (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

Отчет о выполнении государственного задания

Одна из форм контроля – отчет учреждения о том, как оно выполняет государственное задание.

По итогам работы по госзаданию учреждения сдают учредителю отчет. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640 . Сроки и периодичность (ежеквартально, ежегодно) установите в госзадании. Срок для годового отчета – не позднее 1 марта.

Дополнительно в IV квартале текущего года учреждения сдают предварительный годовой отчет:

  • по услугам – в обязательном порядке;
  • по работам – если такое требование учредитель установил в госзадании.

Форма предварительного отчета та же, что и для окончательного. Дату, до какой отчитаться, установите в госзадании.

На региональном и местном уровне соблюдайте правила отчетности, установленные региональным (местным) законодательством. Например, в Суворовском районе Тульской области предварительный отчет сдают в декабре, а окончательный – до 1 февраля следующего года (п. 38–39 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 4 сентября 2015 № 1056).

Данная статья продолжает обзор проведенного Институтом экономики города анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах.

Юлия Юрьевна ЧАЛАЯ, эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения», Фонд «Институт экономики города»

Корректировка государственного (муниципального) задания

На этапе применения государственных (муниципальных) заданий, уже утвержденных органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, как правило, возникают вопросы, связанные с условиями и порядком корректировки задания. Основная проблема при этом заключается в том, что деятельность в разных отраслях социальной сферы поддается планированию в разной мере. Если при предоставлении большинства услуг (выполнении работ) существует возможность четкого определения объема натурального задания на весь период действия задания, то в отдельных сферах объемы предоставления услуг (выполнения работ) подвержены существенным и плохо прогнозируемым колебаниям (прежде всего это характерно для культуры и спорта). Для сфер с нестабильным спросом целесообразно предусмотреть процедуру корректировки объема финансирования в зависимости от объема предоставленных услуг (выполненных работ). Ситуация, когда требуется корректировка задания в случае увеличения потребности учреждения в объеме финансирования (изменение стоимости предоставления услуг, расходов на содержание имущества), может быть разрешена путем:

  • увеличения объема финансирования при сохранении требований задания к показателям объема и качества;
  • сохранения объема финансирования при уменьшении требований задания к услугам и работам;
  • одновременной корректировке параметров задания и объема финансирования учреждения.

При этом следует отметить, что согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ)) «уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания». Это означает, что уменьшение объема финансового обеспечения государственного (муниципального) задания возможно только при изменении показателей объема и (или) качества оказания государственных (муниципальных) услуг(выполнения работ).

Механизм корректировки государственных (муниципальных) заданий, как правило, содержится в региональных (муниципальных) правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Суммируя опыт описания механизма корректировки государственного (муниципального) задания, накопившийся у субъектов РФ и муниципальных образований до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, можно выделить следующие применяемые на практике положения:

  • право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (ГРБС) изменять государственное (муниципальное) задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ);
  • об изменении задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан письменно уведомить руководителя учреждения в течение 10 дней после дня вступления в силу решения об изменении задания;
  • для рассмотрения вопросов, связанных с пересмотром финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий создается рабочая группа;
  • орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), вправе вносить изменения в утвержденное государственное (муниципальное) задание в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на текущий год на соответствующие заданию цели, по согласованию с подведомственными учреждениями.

Как правило, в региональных (муниципальных) правовых актах указываются следующие основания для внесения изменений в задания:

  • изменение объема бюджетных ассигнований, доведенных до уполномоченного органа для финансового обеспечения выполнения задания;
  • изменение реестра (перечня) государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями;
  • изменение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг, показателей, характеризующих качество и (или) объем услуг, порядок оказания услуг, предельных цен (тарифов) на оплату услуг потребителями в связи с внесением изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
  • принятие новых нормативно-правовых актов, влекущих возникновение новых расходных обязательств;
  • в иных случаях, когда имеются основания предполагать в течение срока выполнения задания изменение численности потребителей услуг, спроса на услуги или иных условий оказания услуг, влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений учреждения);
  • невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания.

Отчетность и контроль

Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание должно содержать требования к отчетности и порядку контроля за его исполнением. Данная норма существовала и до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, в связи с чем большинство субъектов РФ и муниципальных образований устанавливали требования к отчетности и контролю не только в задании, но и отражали общие требования и форму отчета в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания. Требования к отчетности и контролю для федеральных государственных учреждений содержатся в форме государственного задания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

На федеральном уровне порядок контроля за исполнением государственного задания регулируется методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утв. совместным письмом Министерства финансов РФ и Министерством экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 136н/526). Согласно данным рекомендациям:

  • контроль за соблюдением требований и условий, установленных государственными заданиями, осуществляют органы, исполняющие функции и полномочия учредителя (ГРБС);
  • контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок;
  • органам, исполняющим функции и полномочия учредителя (ГРБС), рекомендуется утвердить порядок осуществления контроля за выполнением государственных заданий, устанавливающий в том числе цели и задачи контроля, права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля, перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.

Оценка выполнения государственного (муниципального) задания. Санкции

Требования к порядку проведения оценки выполнения государственного (муниципального) задания и применения полученных результатов, как правило, содержатся в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания или утверждаются отраслевыми порядками органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания может производится в четыре этапа раздельно по каждому из критериев оценки выполнения задания:

I этап - расчет К1 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «полнота и эффективность использования средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) на выполнение государственного (муниципального) задания»;

II этап - расчет К2 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «количество потребителей государственных (муниципальных) услуг, работ» («объем государственных (муниципальных) услуг, работ»);

III этап - расчет К3 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «качество оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ»;

IV этап - расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания для каждой государственной (муниципальной) услуги, работы.

Интерпретация итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется по балльной или процентной шкале. Например, в случае если итоговая оценка составляет более 100 %, задание считается перевыполненным, в интервале от 95 % до 100 % - задание выполнено в полном объеме, в интервале от 85 % до 94 % - задание выполнено не в полном объеме, если итоговая оценка менее 85 %, задание не выполнено.

При этом, определяя порядок применения результатов оценки, важно иметь в виду, что с учетом применяемых зачастую формальных подходов к формированию показателей качества итоговая оценка выполнения задания не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения государственного (муниципального) задания. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения).

Как показывает анализ, санкции за невыполнение государственного (муниципального) задания для 32,5 % субъектов РФ, 34,1 % муниципалитетов содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Примерно в 20 % случаях санкции предусмотрены в самом задании, в 7-14 % - в контрактах руководителей учреждений. В 18 % субъектов РФ и 30 % муниципальных образований санкции за невыполнения задания не предусмотрены (см. рис. 1). В качестве примеров использования иных подходов можно привести Чувашскую Республику, где санкции предусмотрены в положениях о премировании руководителей подведомственных бюджетных учреждений и руководителей подведомственных автономных учреждений; Пермский край, в котором санкции предусмотрены в договоре о предоставлении субсидии автономному учреждению, в договоре инвестирования; Курганскую область, где санкции предусмотрены в положениях о порядках установления повышающего коэффициента к должностному окладу по учреждению и надбавке за интенсивность работы.

Как правило, санкции применяются в случае как невыполнения показателей качества, так и невыполнения заданий по объему государственных (муниципальных) услуг (работ). Высока доля субъектов РФ (36,6 %) и муниципальных образований (42,1 %), в которых при работе с государственными (муниципальными) заданиями санкции, в том числе финансовые, не предусмотрены (см. рис. 2).

Суммируя опыт субъектов РФ и муниципальных образований в описании санкций за невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания, можно выделить два основных подхода:

1 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнения государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан принять меры по обеспечению его выполнения, в том числе за счет корректировки государственного (муниципального) задания с соответствующим изменением объемов финансирования;

2 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнение государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе потребовать частичного возврата бюджетных средств. Следует отметить, что данное положение в связи с вступлением в силу Закона № 83-ФЗ ограничено порядком возврата остатка неиспользованных субсидий на выполнение задания. Согласно п. 17 ст. 30 данного закона «не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса... используются в очередном финансовом году на те же цели».

Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с инструментами БОР

В соответствии с положениями ст. 69.2 Бюджетного кодекса показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с проектом бюджета является ключевой, при этом следует обратить внимание на связь государственного (муниципального) задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат.

Как правило, данную связь можно наблюдать во взаимосвязи задания с перечнем государственных (муниципальных) услуг, стандартом качества услуг, административным регламентом. Например, до вступления в силу Закона № 83-ФЗ субъекты РФ разделились примерно поровну при выборе ссылки в задании на административный регламент или стандарт. Как показывает анализ, в большинстве утвержденных государственных (муниципальных) заданий при наличии региональных, муниципальных требований к указанию ссылки на стандарт данный раздел либо остается незаполненным, либо включает ссылку на стандарт федерального уровня или ГОСТ. Данная ситуация типична и в отношении административных регламентов. Встречается и обратная ситуация, когда стандарты качества услуг утверждены, но не отражены в задании. В настоящее время в связи с утверждением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент, составной частью которого является стандарт предоставления услуги, обязателен для утверждения только в отношении государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых по заявительному принципу (так называемые административные услуги) исполнительными органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления). Данная норма не распространяется на услуги государственных (муниципальных) учреждений, предоставляемые в рамках государственного (муниципального) задания.

Характеризуя взаимосвязь задания с другими инструментами, можно привести в пример Республику Саха (Якутия). В действующих в республике методических рекомендация по формированию, финансовому обеспечению и контролю за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг отражены ключевые взаимосвязи задания с инструментами БОР. Несмотря на то что вступление в силу Закона № 83-ФЗ требует изменения ранее действовавших порядков, в части взаимосвязи задания с инструментами БОР требуется приведение в соответствие терминов и понятий, а сама суть и порядок взаимосвязи могут быть использованы в дальнейшей работе. Например, на этапе составления проектов государственных заданий учитывается:

  • прогноз численности контингентов - получателей бюджетных услуг на среднесрочный период;
  • нормативы, определяющие количество потребляемых бюджетных услуг;
  • результаты ежегодной оценки потребности в услугах с учетом специфики оказания государственных услуг, а также достоверных данных по потребностям контингентов бюджетных услуг (результаты социологических опросов, маркетинговых исследований, анализ ведомственной статистики, прогнозы рынка труда и т. д.);
  • оценка мощности подведомственных учреждений по предоставлению расчетного объема и состава (структуры) государственных услуг.

В Республике Саха (Якутия) государственное задание применяется также для планирования деятельности министерств и ведомств по осуществлению государственных полномочий и учитывается в ДРОНДах. Кроме того, в данном субъекте РФ установлен контроль за соответствием качества выполнения государственного задания:

  • стандартам качества бюджетных услуг, разрабатываемых ГРБС республики и утверждаемых ее правительством;
  • постановлению Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении Положения об установлении требований к результатам работы по предоставлению бюджетных услуг, основных правах по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами и Методике оценки выполнения требуемых результатов работы»;
  • постановлению Правительства РС (Я) от 22 июня 2006 г. № 271 «Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению Республики Саха (Якутия) принятым стандартам».

Подводя итоги анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах, можно сделать вывод о том, что практически все отраслевые органы и учреждения имеют представление о данном инструменте и порядке работы с ним. При этом многие задаются вопросом о целях и эффективности данного инструмента, целесо­образности формирования нормативов по всем компонентам затрат, взаимосвязи задания с инструментами БОР. В настоящее время, несмотря на большой объем проделанной Министерством финансов РФ организационной и методической работы, сложности при формировании государственных (муниципальных) заданий остаются и прежде всего связаны с отсутствием отраслевых рекомендаций формирования и финансового обеспечения заданий, рекомендаций по формированию нормативов затрат по отраслям социальной сферы, отсутствием определений и единого классификатора услуг, работ, функций государственных (муниципальных) учреждений.

С 1 января 2011 года начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

ГОСЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Нововведения были необходимы, так как с нового года начинается реформа государственных и муниципальных учреждений. Один из ее важных моментов — то, что государство существенным образом ограничивает свои финансовые обязательства по отношению к бюджетным учреждениям, порядок их финансирования будет иным.

Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — постановление № 671) конкретизирует механизм госфинансирования деятельности всех трех возможных типов государственных учреждений: бюджетных, автономных и казенных.

Так, бюджетные учреждения будут получать средства из бюджета в рамках госзадания. В остальном их деятельность, как и деятельность автономных учреждений, должна строиться на основе инициативы, предприимчивости. И только в отношении казенных учреждений государство сохраняет свои финансовые обязательства. По сути, в плане финансовой стабильности казенные учреждения пришли на смену бюджетным.

Сроки утверждения задания

Государственное задание составляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАДАНИЕ

Положение, утвержденное постановлением № 671, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг федеральными бюджетными и казенными учреждениями. Так, госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В задании прописываются показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Если задание предусматривает оказание нескольких услуг (работ), то оно формируется из нескольких разделов. Каждый из них должен содержать соответствующие условия. Аналогично формируется задание, предусматривающее как оказание услуг, так и выполнение работ: оно будет состоять из двух частей. То есть требования к оказываемой услуге будут прописаны отдельно и отдельно оговорены запросы к выполняемым работам. Форма госзадания приведена в приложении к постановлению № 671.

В отношении федеральных казенных учреждений госзадание формируется главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения. В отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), которые выполняют функции и полномочия учредителя. Сведения о размещении госзаданий (за исключением сведений, составляющих гостайну), а также отчетов об их исполнении публикуются в интернете.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ

Пункт 9 Положения указывает, что финансирование выполнения госзадания происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само госзадание. Согласно пункту 10 Положения, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. В отношении имущества, сдаваемого в аренду, субсидия не выделяется.

Нормативные затраты на оказание госуслуги учитывают:
1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).

В свою очередь нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов:

— на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;

— на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;

— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.

Об этом сказано в пункте 13 Положения. Суммы субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Контроль выполнения госзадания

Согласно пункту 16 Положения, контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями госзаданий возложен на главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся данные учреждения.

Контроль за выполнением государственных заданий федеральными бюджетными учреждениями реализуют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 17 Положения).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2010 г.

Какие изменения внесены в порядок формирования государственного задания, в форму задания и отчета о его выполнении? Как рассчитывать затраты, включаемые в расчет базового норматива, и коэффициент платной деятельности?

15.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101, которым вносятся изменения в порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Изменения № 1101, Положение № 640), а также в форму госзадания и отчет о его выполнении. Некоторые поправки вступают в силу с сентября 2017 года, некоторые – с 01.01.2018.

Изменения с 15 сентября 2017 года.

Коэффициенты выравнивания.

Пунктом 9 Положения № 640 установлено, что коэффициенты выравнивания применяются в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения госзадания до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (далее – ГРС) на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания. Данные показатели применяются при необходимости и на основании п. 2 Изменений № 1101 должны определяться главным распорядителем средств федерального бюджета. Ранее такие коэффициенты рассчитывались в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином.

Формирование госзадания.

Напомним, что согласно п. 3 Положения № 640 госзадание должно содержать:

    показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) госуслуги (работы);

    предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен в случаях, установленных законодательством РФ;

    сведения о контроле над выполнением госзадания и требования к отчетности.

Подпунктом «а» п. 4 Изменений № 1101 уточнено, что оказываемые платные услуги должны осуществляться в рамках госзадания.

Допустимые (возможные) отклонения значений показателей от установленных в госзадании теперь могут быть не только в процентах, но и в абсолютных величинах.

Пунктом 4 Положения № 640 установлено, что госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет».

Данный пункт дополнен новой нормой, согласно которой предварительный отчет о выполнении госзадания и отчет о его выполнении, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в системе «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей (ГРС, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения в случае утверждения федеральному казенному учреждению госзадания).

Согласно внесенным в п. 7 Положения № 640 изменениям распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в госзадании между ФГУ и созданными им обособленными подразделениями или внесение изменений в указанные показатели осуществляется по форме, предусмотренной приложением 1 к Положению № 640, с заполнением показателей, определенных федеральным государственным учреждением, без ограничения периода в 10 дней с момента утверждения госзадания, как это было ранее (пп. «г» п. 4 Изменений № 1101).

Расчет базового норматива затрат. Изменения, касающиеся затрат, включаемых в расчет базового норматива, для наглядности приведем в таблице.

Базовый норматив затрат

Вид затрат

Нововведения

– непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (п. 19 Положения № 640);

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания госуслуги, выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования (пп. «б (1)» п. 19, пп. «б (1)» п. 29 Положения № 640)

Указанные затраты необходимо рассчитывать на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания госуслуг и выполнения работ ( и , амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в *, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых на основании содержания оказываемых услуг (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

Затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества (пп. «б» п. 19, пп. «б» п. 29 Положения № 640)

– на общехозяйственные нужды (п. 20 Положения № 640);

– на выполнение работы в рамках госзадания (п. 29 Положения № 640)

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования (пп. «г» п. 20, пп. «ж» п. 29 Положения № 640)

Затраты на содержание (пп. «б», «в» п. 20, пп. «б», «д», «е» п. 29 Положения № 640):

– объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

Затраты на аренду имущества учитываются в составе указанных затрат в случае, если имущество, необходимое для выполнения госзадания, не закреплено за федеральным бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

* Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно п. 28 Положения № 640 нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство РФ, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения госзадания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином.

Теперь допускается применять порядок определения нормативных затрат на выполнение работ, утвержденный уставом федерального бюджетного или автономного учреждения (пп. «и» п. 4 Изменений № 1101).

Коэффициент платной деятельности.

В соответствии с п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В этом же пункте приведено понятие коэффициента платной деятельности и установлены условия его применение и расчет.

В частности, законодатель допускает ситуацию, когда учреждение оказывает сверх установленного госзадания госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее – платная деятельность). В этом случае затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Данный коэффициент определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия) к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Подпунктом «м» п. 4 Изменений № 1101 внесено уточнение, согласно которому при расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде:

    целевых субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

  • пожертвований;

    прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

    поступающих в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

Изменение размера субсидии. Пункт 41 Положения № 640 содержит условия для уменьшения объема субсидии в течение срока выполнения госзадания. В частности, это возможно только при его изменении.

Данный пункт дополнен новым абзацем, из которого следует, что объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения госзадания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот (пп. «п» п. 4 Изменений № 1101).

Также установлено, что при досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся правопреемниками.

Срок представления отчета.

В соответствии с п. 47 Положения № 640 федеральные бюджетные и автономные учреждения представляют своим учредителям, а федеральные казенные учреждения – ГРС отчет о выполнении государственного задания в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Согласно внесенным изменениям, если учредителем, ГРС преду­смотрено представление отчета о выполнении госзадания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом учредитель, ГРС вправе установить плановые показатели достижения результатов на определенную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания госуслуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения)).

Изменения с 1 января 2018 года.

В соответствии с пп. «д» п. 8 Изменений № 1101 с 01.01.2018 госзадание формируется на оказание госуслуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее – общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (далее – федеральные перечни), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

До внесения изменений госзадание формировалось в соответствии с утвержденным ГРС, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо учредителем в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень), сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).

Финансовое обеспечение выполнения госзадания.

В пункте 12 Положения № 640 приведена формула, по которой определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания. В два показателя этой формулы (Ni, Nw) внесены корректировки, согласно которым госуслуга и выполненная работа, для которых приводятся нормативные затраты, должны быть установлены госзаданием, а не как раньше – ведомственным перечнем.

Ni – нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием.

Согласно п. 17 Положения № 640 в новой редакции базовый норматив затрат с 01.01.2018 будет рассчитываться исходя из затрат, установленных в общероссийском базовом и (или) федеральном перечне (пп. «ж» п. 4 Изменений). Ранее – в базовом (отраслевом) перечне.

В связи с изменениями порядка формирования госзадания скорректированы и формы государственного задания (ф. 0506001), отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501).

Государственное задание.

На титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В части I «Сведения об оказываемых государственных услугах» в таблицу 3.1 добавлены для отражения допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества государственной услуги графы 13 «в процентах» и 14 «в абсолютных показателях», в таблицу 3.2 – графы 16 «в процентах» и 17 «в абсолютных показателях». В части II «Сведения о выполняемых работах» в таблицу 3.1 добавлены те же графы, что и в таблицу 3.1 ч. I. Таблица 3.2 дополнена графой 10 «описание работы», также добавлены графы для отражения допустимых и возможных отклонений: 17 «в процентах» и 18 «в абсолютных показателях».

Заметим, что и ранее эти показатели отражались в отчете, только сведения о них следовало указывать в конце разд. I и II.

Отчет о выполнении государственного задания.

Как и в форме госзадания, в отчете о его выполнении на титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В таблицы 3.1 и 3.2 ч. I «Сведения об оказываемых государственных услугах» и II «Сведения о выполняемых работах» добавлена графа, в которой отражается значение показателя качества госуслуги, утвержденного в государственном задании на отчетную дату. Он заполняется в случае установления учредителем требования о представлении промежуточного отчета о выполнении государственного задания. При установлении этого показателя:

    в процентах он рассчитывается путем умножения годового объема государственной услуги (работы) на установленный процент достижения результатов выполнения государственного задания на отчетную дату, в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года;

    в абсолютных величинах – заполняется в соответствии с государственным заданием (в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года).

В заключение выделим несколько основных изменений.

При формировании госзадания следует руководствоваться общероссийскими базовыми перечнями и федеральными перечнями.

В таблицах 3.1 и 3.2 ч. I и II появились новые графы:

    в форме госзадания – графа, в которую нужно вносить абсолютную величину допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества или объема госуслуги либо работы;

    в форме отчета о выполнении госзадания – графа, в которую вносится показатель качества или объема, утвержденного в госзадании на отчетную дату. Ее необходимо заполнять, если учреждению требуется подавать промежуточный отчет.

В новом виде форма госзадания будет применяться при его составлении на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 БК РФ). Требования к содержанию, порядку формирования и финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания установлены ст. 69.2 БК РФ. В настоящей статье речь пойдет о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных учреждений силовых министерств и ведомств в 2011 г., а также о финансовом обеспечении его выполнения.

О статье 69.2 БК РФ

Ни для кого не секрет, что с 2005 г. в нашей стране проводится бюджетная реформа. Так вот на одном из ее этапов Федеральным законом N 63-ФЗ <1> Бюджетный кодекс и был дополнен ст. 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" (вступила в силу 01.01.2009). В ней законодатели определили состав показателей государственного (муниципального) задания, распределили между органами власти различных уровней полномочия по установлению порядка его формирования, привели источники использования показателей и требования к порядку формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

<1> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

В 2010 г. в рамках дальнейшей реализации бюджетной реформы принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ). Согласно данному Закону с 01.01.2011 планируется изменить правовой статус всех государственных (муниципальных) учреждений путем их преобразования в казенные, бюджетные нового типа или автономные учреждения. Что касается федеральных учреждений силовых министерств и ведомств, они в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ должны перейти в статус казенных.

Федеральным законом N 83-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ внесены продиктованные временем поправки <2>, которые затронули большую часть ее норм.

<2> Вступают в силу 01.01.2011.

В связи с тем, что в данной статье мы будет знакомить читателей с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2011 г., а также учитывая тот факт, что учреждения силовых министерств и ведомств со следующего года станут казенными, далее по тексту нормы ст. 69.2 БК РФ будем приводить в редакции Федерального закона N 83-ФЗ и только в отношении федеральных казенных учреждений.

Требования к содержанию государственного задания

Согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание федерального учреждения на 2011 г. должно содержать:

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением государственного задания (в том числе условия и порядок его досрочного прекращения);
  • требования к отчетности об исполнении государственного задания.

Вместе с этим при оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам государственное задание должно содержать:

  • категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Анализируя состав показателей государственного задания можно отметить, что в бюджетном законодательстве установлена связь между финансовым обеспечением учреждений и качеством (результатом) их работы, что, по мнению автора, может служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества оказываемых ими государственных услуг.

К сведению. Ранее в государственное задание необходимо было также включать выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания.

Показатели государственного задания федерального учреждения используются при составлении проекта федерального бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Требования к порядку формирования государственного задания

Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год - на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период - на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).

Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее - Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011 , за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 - 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования - 13.09.2010 .

К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.

Организационные мероприятия по формированию государственного задания

Мероприятия по формированию государственного задания условно можно подразделить на три этапа.

Первый этап. Работа над государственным заданием начинается с составления и утверждения перечней государственных услуг (работ). В этих целях Постановлением N 671 утверждены:

  • форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг);
  • форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовый перечень государственных услуг).

Базовые перечни государственных услуг в установленной форме утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Ведомственные перечни государственных услуг в отношении казенных учреждений утверждаются в установленной форме главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся указанные учреждения (далее - главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения). При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней (п. п. 3 - 5 Постановления N 671).

Второй этап. В состав ведомственного перечня государственных услуг включен показатель "Требования к качеству государственной услуги". В связи с этим на втором этапе определяются показатели объема и качества государственной услуги (в случае принятия решения об их установлении) . То есть на данном этапе утверждаются административные регламенты исполнения государственной услуги (функции) .

Примечание. Ведомственные и базовые перечни государственных услуг после их утверждения должны быть размещены в сети Интернет на официальных сайтах (п. п. 3 и 4 Постановления N 671).

В соответствии с п. 6 Постановления N 671 перечни показателей качества государственной услуги утверждают главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Согласование указанного перечня не требуется только в случае, если показатели качества государственной услуги совпадают с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем.

Приведем в таблице некоторые государственные услуги (функции), предоставляемые (исполняемые) физическим и юридическим лицам, из Ведомственных перечней ФМС и МЧС <3>.

Наименование

государственной

потребителей

государственной

Перечень и единицы

измерения

показателей объема

(состава)

государственной

Основные

требования

к качеству

государственной

Реквизиты

нормативно-

правового акта об

утверждении

Административного

регламента

исполнения

государственной

функции или

стандарты

предоставления

государственной

Государственные услуги, предоставляемые МЧС

Проведение

аттестации

судоводителей на

право управления

маломерными судами

Юридические и

физические лица

Количество выданных

удостоверений на

право управления

маломерным судном

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

технического

освидетельствования

маломерных судов

Юридические и

физические лица

  1. Количество

выданных технических

талонов на годность

к плаванию

маломерного судна

  1. Количество

выданных актов

технического

освидетельствования

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

государственной

регистрации

маломерных судов

Юридические и

физические лица

Количество выданных

судовых билетов

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Лицензирование

деятельности в

области пожарной

безопасности

Юридические и

физические лица

Количество выданных

лицензий (ед.)

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Государственные услуги, предоставляемые ФМС

Выдача (замена) и

учет паспортов

гражданина РФ,

удостоверяющих

личность гражданина

РФ на территории РФ

Граждане РФ

Количество выданных

паспортов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Организация и

ведение адресно-

справочной работы

государственной

местного

самоуправления,

юридические и

физические

общественные

объединения

Количество поданных

запросов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Оформление и выдача

приглашений на

въезд в РФ

иностранных граждан

и лиц без

гражданства

Граждане РФ,

органы местного

самоуправления,

юридические

Количество

оформленных

приглашений (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Рассмотрение

обращений граждан

Граждане РФ,

иностранные

граждане и

гражданства

Количество

рассмотренных

обращений

(заявлений,

предложений, жалоб)

Разделы II, III

Административного

регламента

Приказ ФМС России

<3> Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Федеральной миграционной службой, утв. Приказом ФМС России от 14.10.2009 N 241 (в ред. Приказа ФМС России от 30.04.2010 N 106). Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий физическим и (или) юридическим лицам размещен на официальном сайте МЧС в разделе "Государственные услуги".
<*> Нумерация государственных услуг приведена в соответствии с нормативным документом.

Третий этап. На последнем этапе организационных мероприятий осуществляется процесс формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания. Организуется взаимодействие главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, с соответствующими федеральными учреждениями.

Формирование государственного задания

Государственное задание федерального казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, в порядке, установленном Положением N 671. Перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых находятся учреждения (п. 1 Порядка формирования государственного задания).

В отношении федеральных казенных учреждений государственное задание формируется главными распорядителями, в ведении которых они находятся, при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Оформляется оно по форме, предусмотренной в Приложении к Положению N 671 (п. 3 Порядка формирования государственного задания).

Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (п. п. 4 - 6 Порядка формирования государственного задания).

Финансовое обеспечение государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, и согласно показателям бюджетной сметы этого учреждения (п. п. 6 и 7 Порядка формирования государственного задания).

Главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению. Причем порядок определения этих затрат устанавливается главными распорядителями, в ведении которых находятся указанные выше учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Порядка формирования государственного задания).

Контролируют выполнение казенными учреждениями установленных им государственных заданий также главные распорядители, в ведении которых данные учреждения находятся (п. 16 Порядка формирования государственного задания).

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 Постановления N 671 утверждены:

  • Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527);
  • Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 136н/526).

Государственные задания (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне <4>) размещаются органами Федерального казначейства в сети Интернет на официальном сайте на основании информации, предоставляемой им в установленном Минфином порядке федеральными казенными учреждениями. Кроме того, государственные задания и отчеты об их исполнении (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения (п. 18 Порядка формирования государственного задания).

<4> Перечни сведений, составляющих государственную тайну, приведены в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"