Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы

Арсенал средств и инструментов государственного (муниципального) управления включает многообразие принципов управленческой деятельности, синтезирующих действие социальных закономерностей и конкретные подходы к их реализации на практике. Термин «принцип» (лат. principium - «основа», «начало») означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящую идею, правило деятельности.

Как отмечает В.В. Черепанов, принципы государственной службы - это основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы и устанавливающие основные правила административного управления. Они составляют основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы состоит в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они сформулированы людьми), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности .

При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); ор- ганизационные (специальные); технологические (профессиональные). В конституционных принципах государственной службы находят свое отражение закрепленные в Конституции РФ принципы организации и деятельности государства и его органов. Организационные (специальные ) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев. Технологические (профессиональные ) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.

Каждый принцип отражает, таким образом, лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но в целом, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.

Законом № 58-ФЗ (ч. 1 ст. 3) нормативно закреплены следующие принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации:

я федерализм;

Обстоятельный содержательный анализ принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации проведен Д.М. Овсянко, а также В.В. Черепановым и рядом других авторов.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Этот принцип отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты обусловлен тем, что в правовом государстве права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством России ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, что соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Наряду с этим, возможность доступа к государственной службе обусловлена требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что является залогом эффективности государственной службы, ее способности решать сложнейшие задачи регионального и общенационального социально-экономического развития в условиях федеративного государства.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы получил свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности, социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. При этом ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Обеспечение доступности граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - важнейшее направление проводимой в России административной реформы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Высокий уровень профессионализма и профессиональной компетентности является необходимым условием результативного и эффективного выполнения каждым государственным служащим его обязанностей по замещаемой должности, что учитывается при формировании кадрового резерва и решении вопросов должностного продвижения служащих. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ, решения задачи кардинального повышения эффективности государственного управления в современной России.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации».

При классификации принципов государственной службы, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Еще одной особенностью правового установления принципов государственной службы является наличие основных и иных (других) принципов государственной службы. Статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» регламентирует лишь основные принципы, указывая при этом, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Укажем конституционные принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

5. Принцип равного доступа граждан к гос. службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

Укажем организационные принципы государственной службы.

1. Принцип подконтрольности и подотчетности гос. органов и деятельности гос. служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос. службе.

3. Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

5. Принцип ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6. Принцип стабильности кадров гос. служащих в гос. органах.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

8. Принцип защиты гос. служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность как гос. органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан рф, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний по обеспечению полномочий: рф, федеральных органов гос власти и иных федеральных органов, полномочия субъектов рф, органов исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия лиц замещаемых конституцией и иным законодательством, лица замещ должности по уставу и конст субъектов(здесь о госслужащих речь не идет) госслужащие это не гос. должностные лица (президент, судейский корпус, депутатский корпус, правительство, прокуратура), госслужащие – например, о прокуратуре, о судах, о депутатах и т.д. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОЕ. Госслужащие обеспечивают их деятельность



Что такое система госслужбы? 3 вида госслужбы.

1 – государственная гражданская служба (2 уровня) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ или субъекта, а также по обеспечению полномочий лиц замещающих государственные должности на федеральном уровне или субъекта. Гос служащими м.б. только граждане.

На федеральном

На уровне субъектов

2 – военная служба – призыву или контракту. Специализированные полномочия. Есть они в уставе. М.б. не гр-не, р-не др гос-в или лица без гр-ва по контракту с ограничениями – легкий путь приобретения гражданства.

3 - правоохранительная (нет закона о ней)

Принципы :

1) Конституционные.

приоритет прав личности человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной службы и службы субъектов, равные условия доступа к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения, от пола, расы, национальности и т.д., ограничение – здоровье, нужен определенный уровень, компетентность (знание вопроса, которым ведаешь. Компетентность – совокупность прав и обязанностей.

Госслужащие отличаются от рабочего, он воздействует на общественные отношения, в то время кАк рабочий воздействует на мат предметы.

2) ввластные полномочия от государства

3)информированность, доступность информации

4) взаимодействие с гражданами

5)Защищенность гос служащих от неправомерного воздействия

6) получают деньги из бюджета

7) доп. деятельность запрещена.

Должность – это объем полномочий. Должности (категории)подразделяются на руководителей, помощники (советники), специалистов и обеспечивающие специалисты.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности подраз на след группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Имеется реестр должностей федеральной гражданской службы, утвержден указом (президента на фед уровне, губернатора, главы администрации – на уровне субъектов). Наличие классных чинов. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

Постановление на гос службу:

Заключается контракт . Возрастной критерий. До 65 лет. Исключение разные советники и т.д. проводят испытание. Можно обжаловать в суд или вышестоящую инстанцию решение. Оплата труда, соц гарантии и т.д.

Аттестация – может быть уволен, переведен выше или ниже. Могут потребовать переквалификацию. Сокращение должностей. Могут реорганизовать. В течение 1 месяца публикуется акт. И решение в нем.

Некоторые права и обязанности : надлежащее техническое условие своей работы, на отдых, отпуск (оплачиваемый), основной и дополнительный, премии, медицинское страхование. Обязанности: соблюдение конституции и законов, права и свободы граждан и организаций, не разглашать гостайну, уровень квалификации, соблюдать ограничения с госслужбой, не нарушать запреты (недееспособный, под следствие, судимость не погашенную, оформить доступ к сведения о гостайне, болезнь, свойство или родство, ложные документы, предпринимательскую деятельность.

Дисциплина. Взыскание и поощрение

Поощрение (материальные, моральные и смешанные) и взыскание (дисциплинарное взыскание(не позднее 1 месяца со дня обнаружения)(обязательно письменное заявление) освобождение от замещаемой должности, увольнение). Имеется возможность проводить служебные проверки. Не позднее 1 месяца со дня его проведения можно дисциплинарную ответственность применять. Включает в себя: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соотвестсвии, освобождение от должности, увольнение.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов:

нормативный аспект - конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

организационный аспект - соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;

функциональный аспект - самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы;

финансовый аспект - соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают принципы единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;

квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;

эффективное и добросовестное исполнение должности;

ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

Службы

Указанные принципы государственной службы закрепле­ны в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкрети­зированы в федеральных законах, а также в конституциях, ус­тавах и законах субъектов РФ.

Основные принципы построения и функционирования си­стемы государственной службы конкретизированы в ФЗ о сис­теме государственной службы, в котором они сформулирова­ны без расшифровки содержания, с принципиальной оговор­кой, что их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть пре­дусмотрены также другие принципы построения и функцио­нирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Закон о системе государственной службы закрепляет сле­дующие принципы:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госу­дарственной службы и соблюдение конституционного разгра­ничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип получил свое выраже­ние в системе федеральной государственной службы, в делении государственной гражданской службы на федеральную и субъ­ектов РФ, а также в разграничении ее правового регулирования между РФ и ее субъектами. Правовое регулирование и органи­зация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

2. Законность. Для государственной службы принцип за­конности имеет особое значение, поскольку именно государ­ственная служба предопределяет характер отношений между го­сударством и гражданами, обществом в целом, авторитет и эф­фективность государственной власти. Законность предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания пуб­личных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государ­ством и обществом.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их не­посредственное действие, обязанность их признания, соблюде­ния и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе, ис­ключающий какую-либо их дискриминацию. Требования к кандидату на государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения при поступлении на государственную службу вытекают из факта осуществления государственными служащими властных полно­мочий по руководству деятельностью людей и специфике конк­ретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.


Гражданину, претендующему на государственную долж­ность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых данной должностью.

5. Единство правовых и организационных основ государ­ственной службы, предполагающее законодательное закрепле­ние единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципаль­ной службы. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности пуб­личной службы, цели которых во многом совпадают. Без их вза­имодействия могут возникнуть трудности в решении общих за­дач социально-экономического развития, стоящих перед ними.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование об­щества о деятельности государственных служащих. Этот прин­цип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с дру­гой, опираться государственным служащим в своей деятельно­сти на общественное мнение, улучшать свою работу, правиль­но определять ее ориентиры.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физи­ческих и юридических лиц. Это обеспечивает уверенность в ра­боте, стимулирует инициативу и повышает ответственность го­сударственных служащих за результаты своей деятельности.

Любопытно, что отмененный ФЗ от 5 июля 1995 г. об ос­новах государственной службы относил также к принципам службы ответственность государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо не­надлежащее исполнение должностных обязанностей; внепар- тийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; социальная защищенность госу­дарственных служащих; стабильность кадров государственной службы.