Должны ли пересчитать зарплату? Перерасчет коммунальных услуг: порядок, нормы (понятным языком от юриста) Будет ли перерасчет коммунальных услуг.

2. Вопрос

Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев)?

Ответ

Порядок расчетов в случае если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев), Правилами № 000 не урегулирован. Считаем, что в этом случае размер платы может быть определен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

3. Вопрос

Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?

Ответ

При невозможности определить среднемесячные показания объемов коммунального ресурса при наличии установленных приборов учета в расчетах за коммунальные услуги следует использовать нормативы потребления коммунальных услуг.

4. Вопрос

У собственника наступил срок поверки счетчиков ИПУ воды. Он не проверил счетчики воды в Центральной метрологической службе. Как начислять ему плату за воду: принимать ли у него показания счетчиков воды? И нужно ли ему впоследствии делать перерасчет ?

Ответ

Согласно п. 59 Правил № 000 в случае истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет в таком порядке начинается с даты, когда истек срок проведения очередной поверки ИПУ, до даты введения в эксплуатацию прошедшего поверку ИПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, ИПУ с истекшим сроком очередной поверки к эксплуатации не допускается, его показания в расчетах не используются.

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена.

На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

5. Вопрос

У абонента ИПУ установлен шесть месяцев, из которых показания переданы только один раз. Как производить начисления согласно Правил № 000?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний ИПУ плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, определяется исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям ИПУ за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, а для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода (в случае если период работы ИПУ составил меньше 1 года). Если среднемесячный объем потребления рассчитать невозможно по указанной в вопросе причине, то начисления следует производить по нормативам потребления, поскольку иных вариантов расчетов за коммунальные услуги ни Правилами № 000, ни ст.157 ЖК РФ не предусмотрено.

6. Вопрос

Постановление Правительства РФ № 000 п. 59: нужно ли пересчитывать объемы, рассчитанные по среднему (и нормативам) в период поверки ИПУ, если по результатам поверки ИПУ признан соответствующим требованиям к приборам учета и не изымался у потребителя?

Ответ

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена. На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

ИПУ по результатам проведенной поверки будет признан соответствующим установленным требованиям к средствам измерений;

Фактический объем потребления услуг по данным ИПУ, вышедшим из поверки, превысит объем, начисленный исходя из среднемесячных (нормативных) значений (в противном случае остальным потребителям будет необоснованно завышен размер платы за ОДН);

Соответствующие обязанность и право исполнителя будут предусмотрены условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (на основании пп. «ф» п.31 и пп. «ж» п. 32 Правил № 000.

7. Вопрос

П. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. У абонента установлено 2 прибора учета по одному виду услуги, например холодное водоснабжение , и абонент сообщил показания только по одному прибору учета. Каким образом произвести начисления по данному виду коммунальных услуг: по одному прибору учета по показаниям, а по второму по среднему, или по среднему по л\с в целом? А если абонент по одному прибору учета исправно передает показания прибора учета, а по второму не передает более 3 месяцев?

Ответ

Считаем, что в соответствии с п.59 Правил № 000 начисления в течение 3-х месяцев могут производиться любым из указанных Вами способом (поскольку любой из них не будет отражать фактическое потребление услуг и в последующем данному потребителю будет сделан перерасчет исходя из фактических показаний установленных в его помещении приборов учета). Однако по истечении 3-х месяцев, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячным показаниям приборов учета, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п.60 Правил № 000). Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в единой величине, то в случае если абонент по одному прибору учета не передает показания более 3 месяцев, а по другому прибору исправно передает показания, то начисление платы за 4-й месяц ему следует производить исходя из норматива потребления - без учета предоставляемых потребителем показаний одного из приборов учета.

8. Вопрос

Необходимо ли произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) в случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета в срок до 26 числа текущего месяца с последующим их предоставлением в следующем месяце.

Ответ

Согласно пп. «б» п. 59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) в установленные Правилами № 000 сроки (то есть не позднее 26-го числа текущего месяца) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в таком помещении.

Таким образом, если потребитель не представил вовремя показания ИПУ в текущем месяце (например, сентябре), то начисление ему размера платы за текущий месяц (сентябрь) необходимо производить исходя из среднемесячного объема потребления.

В целях дальнейших расчетов показания ИПУ на конец текущего месяца (сентября) принимаются равными сумме:

Последних показаний, представленных потребителем в установленный срок для определения размера платы за предыдущий месяц (август);

И среднемесячного объема потребления, принятого исполнителем при начислении размера платы за текущий месяц (сентябрь).

1 вариант. Если потребитель представил показания ИПУ в следующем месяце (октябре) вовремя, то размер платы за октябрь определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем до 26 октября , и расчетного значения показаний ИПУ на конец предшествующего месяца (сентября).

2 вариант. Если потребитель представил показания в следующем месяце (октябре) несвоевременно, то размер платы за октябрь определяется в указанном выше порядке – исходя из среднемесячного объема потребления. Среднемесячный объем потребления суммируется с «показаниями» ИПУ за сентябрь. И т. д. до расчетного периода, в котором потребитель своевременно представит показания ИПУ. Размер платы за месяц, в котором показания ИПУ были представлены вовремя, определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем, и расчетного значения «показаний ИПУ» на конец предшествующего месяца.

9. Вопрос

Как определить, за какой период и в каком периоде сняты показания ИПУ, если они переданы несвоевременно?

Ответ

Нет необходимости устанавливать какие показания и к какому периоду относятся, поскольку в случае несвоевременного предоставления показаний ИПУ согласно п.59 Правил № 000 объем потребления коммунальной услуги в расчетном месяце принимается равным среднемесячному объему (если показания не предоставляются более 3-х месяцев – по нормативам потребления). В месяц представления показаний ИПУ объем определяется из расчета разницы между представленными показаниями и выставленным объемом за предыдущие месяцы, за которые показания не предоставлялись.

10. Вопрос

Если абонент не передал показания ИПУ, то в течение 3 месяцев можно начислять по среднемесячным объемам. Как производить начисление, если абонент передал показания в 3-м месяце? Делать ли в этом случае перерасчет (снятие) среднемесячных объемов, начисленных ранее?

По прошествии 3-х месяцев ИПУ автоматически считается вышедшим из строя? (в Правилах № 000 это не оговорено).

Ответ

Размер платы за первые 2 месяца определяется исходя из среднемесячного объема потребления. Размер платы за 3-й месяц, в котором абонент представил последние показания ИПУ, определяется исходя из объема, исчисленного как разница между показаниями ИПУ, снятых на конец этого 3-го месяца, и показаниями ИПУ на начало 3- го месяца, «рассчитанными» исполнителем указанным ниже способом.

Рекомендуем начисленный по среднемесячному значению объем потребления за 2 месяца, в течение которых абонент не представлял показания ИПУ, суммировать с показаниями, которые абонент представил до этого (в предыдущий раз). То есть показания ИПУ на конец каждого из двух расчетных периодов, за которые абонент не передавал показания ИПУ, необходимо последовательно увеличивать на среднемесячный объем потребления. При таком порядке исполнителю не придется снимать произведенные начисления по среднемесячным объемам, а затем начислять размер платы в месяце, на конец которого потребитель представил показания ИПУ за 3 месяца, исходя из показаний за эти 3 месяца.

По прошествии 3-х месяцев непредоставления потребителей показаний ИПУ такой прибор учета не считается вышедшим из строя.

11. Вопрос

Каким образом РСО может определить среднемесячный объем потребления за последний год в отношении отдельных потребителей, при непредставлении последним показаний приборов учета в течение 3 месяцев?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления показаний ИПУ плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Указанные периоды определяются начиная с первого месяца, за который показания ИПУ не были предоставлены.

12. Вопрос

Новые нормативы потребления коммунальных услуг разработаны только для жилых помещений. Как производить начисление, если нежилое помещение не передает показания ИПУ более чем 2 месяца?

Ответ

Положение п.59 Правил № 000 об использовании в расчетах за коммунальные услуги среднемесячных показаний ИПУ содержит положение о его применении для нежилых помещений в течение 3х месяцев непредставления показаний ИПУ. По истечении 3х месяцев рекомендуем определить порядок начислений платы за коммунальные услуги в договоре с собственником нежилого помещения: разумным будет в доме с ОПУ продолжать начислять по среднемесячному потреблению прошлого года, а в доме без ОПУ – в объеме, согласованном с РСО.

13. Вопрос

Собственник имеет в доме несколько квартир, которые сдает в наем под почасовую гостиницу, приборы учета установлены, но показания не сдает, в квартиру для снятия показаний по приборам учета не допускает. Как в таких случаях производить начисления коммунальных услуг?

Ответ

Согласно Правил № 000 начисление платы за коммунальные услуги в жилом помещении, потребители в котором не сдают показания приборов учета, следует исчислять в соответствии со среднемесячными объемами, определенными по показаниям приборов учета (в течение первых трех месяцев), а затем по нормативам потребления, исходя из количества проживающих и зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Однако по нашему мнению, использование квартиры в многоквартирном доме под гостиницу неправомерно, поскольку для такого использования собственник обязан перевести жилое помещение в нежилое. Необходимо обращаться в жилищную инспекцию с требованием о выдаче собственнику предписания о прекращении использования жилого помещения не по назначению.

14. Вопрос

Согласно п.59 Постановления № 000, в случае непредставления потребителем, показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Следует ли ограничивать период для расчета среднемесячного объема периодом нахождения помещения в собственности, в случае если переход права собственности на помещение к другому лицу произошел менее 1 года назад?

Ответ

Прямого ответа на поставленный вопрос Правила № 000 не содержат. При этом считаем, что в описанной ситуации необходимо исходить из следующего.

Обязательства по оплате коммунальных услуг возникают у конкретного лица - потребителя коммунальных услуг, поэтому при прочтении п. 59 Правил № 000, в котором допускается использование в расчетах показателя среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса конкретным потребителем, по нашему мнению, следует исходить из того, что при применении п.59 Правил № 000 нельзя учитывать при определении среднемесячного объема объем коммунального ресурса, потребленный иным потребителем (прежним собственником помещения в многоквартирном доме). Следовательно, при отсутствии возможности определить для «нового» потребителя (в собственности которого помещение находится менее 3 месяцев) среднемесячный объем коммунального ресурса для целей использования п.59 Правил № 000, необходимо производить расчет платы за коммунальные услуги (за период не предоставления таким потребителем показаний ИПУ) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что будет соответствовать ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ. Если же помещение, оборудованное ИПУ, находится в собственности «нового потребителя» более трех месяцев, то среднемесячный объем потребления коммунального ресурса для целей применения п.59 Правил № 000, определяется с учетом фактического периода работы прибора учета (но не менее трех месяцев) и переданных потребителем показаний за соответствующие расчетные периоды.

15. Вопрос

Просим высказать мнение по поводу ситуации, при которой: срок поверки ИПУ истек и в соответствии с п.59. Постановления № 000, плата за коммунальную услугу в течении 3-х месяцев определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. По истечении 3-х месяцев по нормативу (п.60), но в случае, если количество проживающих равно 0, норматив также равен 0. Не следует ли из этой ситуации вывод, что среднемесячный объем в ситуациях, описанных п.59 применяется только при условия наличия проживающих в помещении?

Ответ

Согласно ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчетов за период временного отсутствия граждан в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 86 и 88 Правил № 000 при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Учитывая, что неповеренные своевременно приборы учета, не могут быть использованы в расчетах за коммунальные услуги, то в отношениях с гражданами, временно или постоянно отсутствующими в занимаемых ими жилых помещениях (оснащенных индивидуальными приборами, не прошедшими своевременно поверку), которым начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на индивидуально-бытовые нужды, производится исходя из среднемесячного объема потребления или нормативов потребления, необходимо руководствоваться указанными выше нормами ЖК РФ и Правил № 000, предусматривающими перерасчет размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг в период неиспользования жилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета.

Таким образом, в описанной Вами ситуации п.59 Правил № 000 применяется при условии наличия проживающих в жилом помещении (за исключением коммунальных услуг отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений).

16. Вопрос

Правила № 000 урегулировали вопрос о том, каким образом необходимо начислять плату за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний ИПУ - по среднемесячному объему, затем по нормативу.

Однако Правила прямо не урегулировали вопрос о том, должен ли исполнитель после предоставления потребителем показаний (что может произойти спустя несколько лет!) пересчитать ему размер платы за коммунальные услуги, начисленный ранее, исходя из представленных показаний? К какому периоду следует относить получившийся доп. объем потребления (причем он может быть и минусовым, если за период непредставления показаний потребление, учитывающее ИПУ отсутствует)?

Аналогичные вопросы возникают в случаях когда:

Исполнитель получил доступ и снял показания после периода, в течении которого потребитель не передавал показания ИПУ и не допускал исполнителя для проведения проверки в помещение;

Потребитель пропустил срок поверки ИПУ, но затем проведенная поверка показала, что прибор исправен. Следует ли исполнителю пересчитать прошлые периоды по показаниям в то время не поверенного ИПУ, если его показания потребителем все-таки передавались?

Ответ

В любом из указанных в вопросе случаях не предоставления показаний ИПУ у исполнителя КУ нет оснований не проводить потребителю расчет размера платы исходя из показаний ИПУ (в т. ч. путем корректировки). Величина корректировки (плюс или минус) учитывается в том периоде, в котором были предоставлены показания ИПУ.

17. Вопрос

В правилах № 000 имелась норма, что если учет ресурса в жилом помещении осуществляется несколькими приборами учета, то при неисправности или окончании поверочного периода одного из них расчет проводится по нормативам потребления. На что можно ссылаться в рамках Правил № 000?

Ответ

В Правилах № 000 норма, прямо устанавливающая порядок расчетов в случае неисправности одного из средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом (нежилом) помещении в МКД, отсутствует. Однако в указанном случае следует руководствоваться пп. «а» п.59 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при выходе из строя либо истечении срока эксплуатации индивидуального, квартирного прибора учета, под которым понимается и один из совокупности установленных приборов учета, измеряющих объем коммунального ресурса в помещении - исходя из среднемесячного объема потребления или норматива потребления . Данный вывод исходит из того, что в Правилах № 000 совокупность средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме или в коммунальной квартире, приравнивается к одному средству измерения - индивидуальному или квартирному прибору учета (п.2 Правил № 000). Кроме того, норматив потребления коммунальных услуг, применяемый в расчетах в случае выхода из строя или окончания срока эксплуатации ИПУ (КПУ) в соответствии с п. 60 Правил № 000, устанавливается не на часть коммунальных услуг, потребляемых в жилом помещении, а на коммунальные услуги, потребляемые в целом в помещении.

18. Вопрос

В Правилах № 000 не предусмотрен порядок начисления платы за срыв пломбы по месту установки прибора учета. Санкции предусмотрены только за самовольное подключение, за вмешательство в работу прибора учета. Как производить начисление объемов в указанном случае?

Ответ

В п.62 Правил № 000 установлен специальный порядок расчетов при обнаружении исполнителем факта несанкционированного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам , а также несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. То есть просто срыв пломбы на месте присоединения прибора учета к сетям еще не свидетельствует о факте целенаправленного или непреднамеренного вмешательства потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний. Кроме того, считаем, что зафиксировать наличие искажения показаний прибора учета, вызванного вмешательством в работу прибора учета, не представляется возможным. Таким образом, в отсутствие доказательств о том, что срыв пломбы является вмешательством потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний, расчеты за коммунальные услуги необходимо производить исходя из показаний такого прибора учета. Тем более что наличие пломбы на месте присоединения индивидуального прибора учета к сетям требуется не во всех случаях.

4.2. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ОПУ при их наличии

1. Вопрос

Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил № 000)?

Ответ

Согласно Правилам № 000 в межотопительный период начисление по отоплению не производится.

Если ОПУ до выхода из строя отработал менее 3-х месяцев, то расчеты за коммунальные услуги и первые три месяца и по истечении 3-х месяцев могут производиться по нормативам потребления (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

2. Вопрос

После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность. За чей счет производится поверка? Как произвести корректировку гражданам в связи с выявленной погрешностью прибора? Как произвести перерасчет между РСО и УО?

Ответ

Поверка ОПУ проводится за счет собственников помещений МКД, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья .

Поскольку выявленная завышенная погрешность показаний ОПУ относится к неисправности прибора учета, то в соответствии с п. 60 Правил № 000 размер платы определяется исходя из «рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд».

Если РСО признает дату поломки ОПУ более раннюю, чем дата демонтирования ОПУ для проведения поверки, и проведет перерасчет УО, то появится основание для перерасчета платы за услуги отопления гражданам.

3. Вопрос

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 000, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?

Ответ

В указанном случае рекомендуется разъяснить потребителям, что умышленный вывод из строя ОПУ приводит к обязанностям лица, ответственного за эксплуатацию общего имущества, восстановить работоспособность приборов учета в течение 2х месяцев. Следовательно, экономия в оплате за ресурс может быть меньше, чем расходы потребителя на ремонт и обязательную поверку прибора учета после его ремонта.

Пункт 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в договоре теплоснабжения предусматривает ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

4. Вопрос

МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производить начисление? Как производить начисления при снятии ОПУ на поверку?

Ответ

В этих случаях следует руководствоваться п. 60 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при временном отсутствии ОПУ по причине утраты ранее введенного в эксплуатацию ОПУ (при его демонтаже в связи с капитальным ремонтом) или истечения срока эксплуатации ОПУ (при его снятии на поверку), т. е. определять плату в течение 3х месяцев – по среднемесячному потреблению, в последующие месяца – по нормативам потребления коммунальных услуг.

5. Вопрос

При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов: с момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Ответ

Согласно п. 60 Правил № 000: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета , а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события , до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 000, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 000 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО - в порядке, установленном Правилами № 000, - исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

4.3. Несанкционированное подключение

1. Вопрос

Пропускную способность трубы определять с учетом какой скорости движения воды?

Ответ

По нашему мнению, скорость движения воды при определении пропускной способности трубы должна соответствовать фактической скорости, с которой подается вода в соответствующий период времени (года, суток). Однако если ресурсоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг (в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения в отсутствие общедомовых приборов учета) будет исчислять количество израсходованной в доме воды в соответствии с п.57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 167, то есть по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с , то и расчеты между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, допустившими несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, должны строиться в том же порядке (основание – п.62 Правил № 000, согласно которому акт проверки состояния прибора учета, составляется исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации ).

2. Вопрос

Применяется ли порядок расчета, предусмотренный п. 62 Постановления Правительства № 000 от 01.01.2001г. к гражданам, осуществившим самовольное без заключения договора энергоснабжения) подключение частных жилых домов к электрическим сетям сетевой компании?

Ответ

Нет, данный пункт не применяется, так как в указанном примере отсутствует внутриквартирное оборудование, несанкционированно подключенное к внутридомовым инженерным системам. Однако положения данного пункта могут применяться по аналогии к потребителям проживающих в жилых домах на основании ч.2 ст.7 ЖК РФ.

3. Вопрос

Правомерно ли производить расчеты, предусмотренные п. 62 Правил за период предшествующий дате вступления в силу Правил? (Например: с 01.06.2012 г. по 05.09.2012 г.).

Ответ

Нет оснований для производства таких расчетов. За период, предшествующий дате вступления в силу Правил, расчет производится в соответствии с законодательством, действовавшим в тот период.

4. Вопрос

Обнаружено несанкционированное вмешательство в работе индивидуального прибора учета (Например: магнит на приборе воды). Как производить начисление с момента обнаружения до восстановления прибора учета: по пропускной способности или по нормативу?

Ответ

Согласно п.62 Правил № 000 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ воды, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных по пропускной способности трубы и круглосуточной работы водопотребляющего оборудования после составления акта о несанкционированном потреблении коммунальных услуг, оформленного исполнителем в присутствии РСО.

5. Вопрос

Необходимо ли решение суда для отключения эл. энергии при вмешательстве должника во внутридомовые инженерные системы?

Ответ

Решение суда не требуется, так как согласно п. 62 Правил № 000 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

5. Изменение размера платы при нарушении качества коммунальных услуг

5.1. основания и общий порядок

1. Вопрос

Какой документ является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу при предоставлении ее ненадлежащего качества?

Ответ

Для перерасчета платы за коммунальные услуги необходимо наличие акта о нарушении качества коммунальных услуг, составленного исполнителем в соответствии с разделом Х Правил № 000, или указание исполнителя, оформленное в адрес РКЦ в письменном виде, при самостоятельном установлении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг (п.104 Правил № 000).

2. Вопрос

Какие лица относятся к категории «незаинтересованных лиц», имеющих право подписания актов проверки (можно ли отнести к данной категории, например, соседей)?

Ответ

Незаинтересованным лицом, по нашему мнению, необходимо признавать лицо, на права и обязанности которого по отношению к УО, РСО, потребителю никоим образом не может повлиять установление (либо неустановление) того или иного факта. Таким образом, соседи, с учетом конкретных обстоятельств могут быть как отнесены, так и не отнесены к категории незаинтересованных лиц.

Так, например, если установление факта некачественного предоставления коммунальных услуг может повлечь за собой перерасчет платы за коммунальные услуги для всех потребителей в многоквартирном доме, то, по нашему мнению, соседи, не могут признаваться незаинтересованными.

3. Вопрос

Начисления за коммунальную услугу в МКД производятся исходя из показаний ОПУ. В доме за некачественно предоставленную услугу по нескольким квартирам произведено снижение размера платы. Нужно ли вычитать эти снятия из начислений по ОПУ, чтобы они не «ложились» на общедомовые нужды, а компенсировались виновными в недопоставке (или РСО или обслуживающей ВДИС организацией)? И как правильно это сделать? Что делать с поступающими актами, которые были сделаны гораздо позднее, чем произведены расчеты с РСО (обслуживающей ВДИС организацией)?

Введение в действие Постановления правительства 354 позволяет гражданам производить перерасчёт платежей квартплаты на определённых условиях.

На основании данного документа потребители ЖКУ могут проконтролировать правильность начисления платежей, а также потребовать произвести их уменьшение при наличии определённых условий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Можно ли пересчитать платежи за ЖКУ?

Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.

Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения .

Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.

Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:

  • не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
  • самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
  • на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.

Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.

Некоторые ЖКУ не подлежат перерасчёту:

  • отопление жилых помещений (перерасчёт можно произвести только в случае полного отключения или при температуре не соответствующей нормативам);
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • оплата общедомовых нужд;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения.

Перерасчёт платежей за отопление производится исключительно через суд . Необходимо будет приложить достаточно большое количество подтверждающих документов.

Основания

За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги и в каких случаях он производится ?

Для подачи заявления на перерасчёт необходимы весомые основания, перечисленные в Постановлении 354:

  1. Длительное отсутствие жильцов (если в квартире никто не жил). Периодом отсутствия считается срок от 5-ти суток и более. Если в квартире проживает несколько человек, перерасчёт производится при подаче заявления от каждого. Новые начисления производятся исходя из количества дней отсутствия.
  2. Полное отсутствие услуг . Существуют нормативы законного времени отключения услуг. Если сроки отключения не превышают эти сроки, перерасчёт оплаты производиться не должен.
  3. Некачественные услуги . Самостоятельные замеры качества управленцами не признаются, поэтому производить их должны специалисты. При замерах оценивается напор воды, химический состав, прозрачность, температура горячего водоснабжения. При сомнениях в качестве воды можно обратиться в Роспотребнадзор. При оценке электроснабжения измеряется напряжение и сила тока.

Куда обращаться?

Заявление на перерасчёт подаётся в управляющую компанию или непосредственно в компанию, предоставляющую ЖКУ. Реквизиты для обращения находятся в квитанции на оплату.

В случае некачественного предоставления услуг возможно обращение в Роспотребнадзор, Жилинспекцию.

В зависимости от вида заключённых договоров и способа управления домом можно обратиться в:

  • непосредственно к поставщикам услуги.

Правила оформления заявления

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?

Заявление на перерасчёт не имеет строго установленной формы и пишется в свободной форме по общим правилам оформления данного делового документа.

В заявлении необходимы следующие пункты:

  1. Наименование организации, в которую обращается жилец.
  2. Личные данные.
  3. Адрес жилого помещения.
  4. Просьба произвести перерасчёт с указанием вида услуги.
  5. Период, за который нужно пересчитать платёж.
  6. Основания для перерасчёта с указанием приложений к заявлению.

Документ можно направить заказным письмом с уведомлением и описью приложений или отнести непосредственно в организацию. При личной подаче бумаг заявление составляется в двух экземплярах. Один передаётся сотруднику, а на другом нужно получить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Образец заявления на перерасчет коммунальных платежей вы можете .

Пакет документов

Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты .

Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:

  • справка от работодателя о командировке;
  • справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
  • чеки из гостиницы;
  • справка о временной регистрации в другом городе;
  • справка из учебного заведения;
  • справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.

Для перерасчёта в связи с ненадлежащим качеством услуг:

  • акт с указанием даты проверки и адресом помещения;
  • экспертное заключение.

Каждый документ должен быть оформлен юридически грамотно. Справки из различных организаций должны содержать их реквизиты, печать, подпись сотрудника, чтобы была возможность провести проверку указанных в них сведений.

Сроки

Возможность подать заявление существует только в течение 30 дней после наступления оснований для этого действия. Если необходимость перерасчета связана с отсутствием, можно подать заявление до отъезда , предоставив необходимое подтверждение. Перерасчёт отразится в квитанции за следующий платёжный период.

При подаче заявления до отъезда максимальный срок перерасчёта составляет 6 месяцев . Если не проживаешь более длительный срок, через полгода необходима подача нового заявления.

Пропущенный срок подачи заявления может служить основанием для отказа в перерасчёте. Если срок пропущен по уважительной причине, добиваться перерасчёта придётся в суде .

По закону вовремя поданное и подтверждённое необходимыми документами заявление подлежит удовлетворению в течение 5-ти рабочих дней .

Если УК отказывает в произведении перерасчёта, она должна сделать это в письменной форме с обоснованием причин отказа . Уверенному в своей правоте потребителю можно обратиться в прокуратуру или суд, только соблюдайте .

Примеры

Как сделать перерасчет коммунальных платежей? Перерасчёт конкретного вида услуги зависит от способа начисления сумм за их оплату:

  1. При необходимости произвести коррекцию платежей за время отсутствия жильцов все услуги пересчитываются одновременно. Суммы, которые начисляются за оплату помесячно делятся на количество календарных дней. После вычисления стоимости услуг за один день, сумма умножается на количество дней отсутствия, и полученный результат вычитается из общей суммы платежей.
  2. Перерасчёт платы за газ производится в случае отсутствия в квартире счётчика. За какое время возможен? Из общего начисления за газ вычитается сумма, пропорциональная дням отсутствия.
  3. Перерасчёт платы за электроэнергию возможен только в том случае, если оплата была начислена по нормативам, а не по показаниям счётчика. Иногда лишние киловатты начисляются по ошибке контролёров.

В этом случае необходимо обратиться к поставщикам для произведения повторных замеров, и на их основании произвести перерасчёт.

Особенности для отопления

Произвести уменьшение сумм платёжек за отопление можно при ненадлежащем предоставлении данной услуги.

Основанием будет служить не соблюдение температурного режима в помещении.

Практически невозможно доказать факт низкой температуры , если в помещении присутствуют следующие факторы:

  • теплопотеря по причине ненадлежащего качества дверных или оконных блоков. Однако при маленькой теплоотдаче отопительных приборов этот факт можно оспорить;
  • воздушные пробки, расположенные в стояках. Если сотрудники ЖЭКа не были допущены в квартиру для устранения пробок, при подаче заявления жильцы получат отказ;
  • недостаточная температура радиаторов отопления по причине должного ухода собственников за ними. Старые радиаторы подлежат замене. Если температура в стояках соответствует нормативам, а батареи не греются из-за засоров в них, собственник должен урегулировать данный вопрос самостоятельно.

Добиться уменьшения сумм в платёжках за отопление при наличии данных обстоятельств практически невозможно.

Если при качественной работе отопительного оборудования температура в квартире не достигает положенного уровня, потребитель может потребовать уменьшения суммы оплаты , произведя самостоятельные расчёты.

Общей формулы расчётов нет , так как в каждом отдельном случае берётся во внимание как низкая температура приборов, так и их полное отключение.

Расчёты производятся следующим образом:

Расчёты для дневного и ночного времени производятся отдельно, поскольку нормативы за эти периоды разные.

Доказать факт нарушения нормативов можно только предоставив официальные акты замеров температуры, произведённые инициативной группой жильцов или специальной комиссией.

Как заставить поставщика услуг сделать перерасчёт?

Практика показывает, что поставщики услуг не спешат уменьшать сумму в платёжках, и доказать собственную правоту в некоторых случаях достаточно сложно . Если УК отказывается пересчитывать платежи, необходимо получить от них отказ в письменной форме.

На основании полученной бумаги об отказе, следует написать жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Как правило, проверки, инициированные этими контролирующими организациями, помогают вразумить поставщиков ЖКУ.

В контролирующую организацию нужно подать заявление с описанием ситуации, приложив к нему отказ коммунальщиков и весь пакет документов, перечисленный ранее.

Если и после проверок контролирующих органов положительного результата добиться не удалось, следует подавать иск в суд .

Таким образом, перерасчёт платежей за ЖКУ может быть произведён по заявлению жильца и при наличии соответствующих подтверждающих документов.

Если вы уверены в своей правоте, требуйте произвести уменьшение сумм в платёжке или выдать письменный отказ .

Добрый день. Спасибо за Ваш вопрос и участие в жизни проекта, давайте попробуем разобраться.

Как известно, проценты переплаты по кредиту начисляются в зависимости от срока кредитования. Чем дольше деньги, полученные у банка, находятся в Вашем пользовании, тем больше в конечном итоге Вы будете должны.

Досрочное погашение приветствуется на любой стадии выплаты по кредиту и в любом объёме (возможна как полная, так и частичная выплата долга). Мы уже писали о том, . Прочитав статью, Вы сможете понять для себя некоторые нюансы и тонкости этого процесса.

Возвращаясь к Вашему вопросу.

Если Вы собираетесь погасить кредит частично. Когда производится оплата лишь части кредита, банк предлагает клиенту несколько вариантов дальнейшей оплаты займа. Первый – банк изменяет размер ежемесячной оплаты по кредиту в меньшую сторону, но платить вы будете такой же срок. Второй – размер ежемесячного платежа останется прежним, но Вы выплатите свой кредит быстрее.

Последний вариант будет выгоднее, ведь в конечном итоге процентная ставка переплаты по кредиту будет ниже.

Если Вы собираетесь погасить кредит полностью. При полной оплате остатка долга, банк обязан перерастать проценты по кредиту. Если точнее, то процент остаётся тем же, но переплата по кредиту снизится за счёт сокращения срока кредитования.

При любом способе досрочного погашения кредита, обязательно придите в банк (желательно за 20-30 дней до планируемой даты внесения оплаты) и сообщите о своих намереньях. Сотрудники банка смогут конкретно сказать Вам сколько нужно платить, составят новый график платежей и выполнят соответствующие расчёты.

В данном вопросе не стоит заниматься самодеятельностью, согласуйте свои действия с банком прежде чем вносить деньги и за ранее узнайте о возможных штрафах и комиссиях за преждевременное погашение.

Проблема

Я получила документы на квартиру, в т.ч ДСН, там указано, что квартира у меня 36кв.м.,а оплату за ЖКХ берут,как за 45кв.м. Я пошла, чтоб мне сделали перерасчет,а они сказали,что не положено,что просто будут считать теперь по новому,с той даты,как я принесла документы.Обязаны ли они мне сделать перерасчет?

Решение

Добрый день!

Кроме технического паспорта БТИ, площадь должна быть изменена и в свидетельстве о государственной регистрации права на квартиру (если квартира в собственности ). Данные УК берет не из БТИ, а из свидетельства о государственной регистрации права. Все документы отнеситевУК, тогда вам произведут перерасчет, а если откажут - то в суд. Перерасчет делается только за последние три года.

Всего доброго!

Перерасчет сделать обязаны в пределах трехлетнего срока. Обращаю ваше внимание на то, что первичен для расчетов не документ "свидетельство о праве собственности", а техпаспорт (на квартиру или общедомовой).

я и тех.паспорт им принесла,но я им документы на днях принесла,они и сказали,что с этого момента они будут по новому считать,а за прошлые годы перерасчет не положен,они там со своим юристом посмотрели и нашли этот закон.А документы,что у меня 45кв.м. им предоставила прошлая УК,а где они эти цифры взяли,неизвестно?

Вот выдержка из данного нормативного акта

1. Перерасчет квартирной платы производится в связи с переобмером жилой площади, изменением количества проживающих, предоставлением льгот по оплате жилой площади или ее излишков и другими основаниями, предусмотренными действующим законодательством.

2. Перерасчет квартирной платы в связи с переобмером жилой площади производится со следующего месяца от момента представления документации из Бюро технической инвентаризации об изменении размеров жилой площади.

3. Если в составе семьи плательщика произошли изменения, то перерасчет квартирной платы производится со дня изменения количества проживающих.

4. Если вследствие допущенных жилищной организацией ошибок производилось неправильное начисление квартирной платы, то перерасчет производится лишь за последние три месяца.

Я не уверен, что данный (достаточно древний) документ можно применять в современных отношениях ЖКХ. Например, понятие "квартирная плата" неприменимо к современной плате за содержание общего имущества. Кроме того, п. 2 сформулирован весьма туманно. Из него неясно, кто и куда должен представлять документацию из БТИ.