Что делать если задержала полиция. Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

В представленном материале можно узнать, на какое время полиция имеет право задерживать, и что делать, если задержали на 48 часов с нарушением действующего законодательства.

Если задержали на 48 часов

На какое время сотрудники полиции имеют право задерживать граждан? Ответ на этот вопрос зависит от оснований задержания. Должностные лица правоохранительных органов вправе осуществлять два самостоятельных вида временного ограничения свободы:

  • задержание гражданина, подозреваемого в совершении уголовного преступления;
  • административное задержание лица при отсутствии признаков совершенного преступления.

При указанных основаниях будет различаться и предельный срок задержания.

На сколько имеют право задержать в полиции, если лицо подозревается в совершении преступления? Этот срок зафиксирован в УПК РФ и не может превышать 48 часов с момента фактического задержания человека. Законные основания для уголовного задержания также предусмотрены в УПК РФ:

  • если субъект застигнут при совершении преступления, либо сразу после него;
  • если очевидцы или потерпевший прямо укажут на гражданина, как на лицо, совершившее преступное деяние;
  • если на теле, одежде или вещах гражданина будут достоверно установлены следы преступления (например, следы крови на руках или на одежде).

Уголовное задержание оформляется путем составления протокола и доставления в отделении полиции. На протяжении последующих 48 часов лицо будет на законном основании удерживаться в полиции, после чего возможны следующие варианты развития событий:

  • для дальнейшего расследования уголовного дела суд выносит постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и т.д.;
  • продление срока задержания по исключительным основаниям;
  • освобождение задержанного гражданина, если в течение 48 часов суд не определил меру пресечения.

При освобождении будет выдана справка о задержании, которая может являться оправдательным документом на работе.

В каких случаях происходит задержание на 3 часа?

В ином порядке осуществляется административное задержание. Каждый гражданин обязан предъявить документы, удостоверяющие личность, по законному требованию сотрудника правоохранительных органов, действующего при исполнении профессиональных обязанностей. К числу таких документов относятся:

  • общегражданский паспорт гражданина РФ;
  • временное удостоверение личности, если паспорт сдан на замену;
  • свидетельство о рождении для граждан, не достигших возраста 14 лет;
  • паспорт иностранного гражданина, имеющего законное разрешение на пребывание в России (например, виза);
  • документ, предоставляющий право на пребывание в стране лицу без гражданства;
  • военный билет для граждан, проходящих действительную военную службу.

Иные справки и бланки не будут рассматриваться в качестве надлежащего документа, удостоверяющего личность.

Обратите внимание! Если сотрудником полиции предъявлено законное требование о предъявлении документов, удостоверяющих личность, гражданин обязан его выполнить. Если указанные документы отсутствуют при гражданине, либо он отказывается их предъявлять, возникает законное основание для административного задержания.

Временное ограничение свободы в рамках КоАП РФ не может превышать трех часов. Как правило, этого времени достаточно для подтверждения личности гражданина. Для проверки достаточно назвать свои личные данные, а также адрес постоянной или временной регистрации. Сотрудники полиции выполнят проверку с использованием информационных баз данных и, при отсутствии претензий, гражданин будет освобожден.

В каких случаях административное задержание на 3 часа может быть продлено? В статье 27.5 КоАП РФ предусмотрены специальные случаи, когда административное задержание может быть продлено до 48 часов, например, задержание лица, подлежащего принудительному выдворению за пределы РФ, а также ряд иных оснований.

Если у вас возникли проблемы с неправомерным задержанием, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам. Заполните форму обратной связи на сайте или проконсультируйтесь у наших юристов - мы подготовим подробный правовой анализ вашей ситуации и предложим наиболее оптимальные варианты действий.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Фактическое задержание и доставление лица.

Фактическое задержание (захват) лица - это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком-плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо-хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз-можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это действие само по себе является лишь самым первым актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством это-го сугубо обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи: пресекается дальнейшая преступ-ная деятельность задержанного и обеспечивается возможность его до-ставления в орган дознания или к следователю.

Поэтому очевидно, что возможностью проводить фактическое за-держание (захват) наделен весьма широкий круг сотрудников правоо-хранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган до-знания или к следователю. Например, согласно п. 13 ст. 13 закона «О по-лиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий (сотрудник патрульно-постовой службы, инспектор ГИБДД, сотрудник ОМОН и т.д.). Аналогичные права имеют со-трудники ФСБ России, ФСКН России и пр.

Доставление - это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер-жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

При этом сотрудники полиции и иных правоохранительных орга-нов должны обеспечить доставление задержанного в кратчайшие сро-ки с тем, чтобы он находился в подобном юридически незакрепленном статусе минимальное время.

Права граждан при задержании: бесконфликтное поведение при фактическом задержании и доставлении в орган дознания или к следователю.

Бесконфликтный захват выражается в полном подчинении задер-жанного требованиям сотрудника полиции (иного правоохранительного органа) проследовать вместе с ним в соответствующий орган дознания или к следователю. Подобное поведение человека в большинстве случа-ев представляется наиболее рациональным и грамотным. Особую важ-ность это поведение приобретает в ситуациях, когда он считает действия сотрудников правоохранительных органов явно необоснованными.

Бесконфликтный захват позволяет в достаточно спокойной обста-новке прямо на месте разрешить целый комплекс важнейших вопросов, которые впоследствии возможно сыграют ключевую роль в исходе дан-ного дела и соответственно в судьбе задержанного человека.

Так, во-первых, бесконфликтная ситуация позволит сотруднику по-лиции (иного правоохранительного органа) на месте в достаточно спо-койной обстановке объяснить человеку мотивы задержания (например, то, что он похож по приметам на разыскиваемого преступника, или что он управляет автомобилем, находящимся в розыске и т.д.) Следовательно, задержанный уже с самого начала сможет дать какие-то пояснения по по-воду случившегося, предпринять какие-либо действия, чтобы как можно скорее избавиться от возможно надуманных подозрений в свой адрес.

В противном случае при воз-никновении кон-фликта вопрос об освобождении задержанного за-тянулся бы на го-раздо более дли-тельное время.

Во-вторых, бесконфликтная ситуация позволя-ет избежать при-менения к задержанному физической силы, специальных средств или даже огнестрельного оружия. Так, согласно гл. 5 закона «О полиции» сотрудники полиции в определенных ситуациях, в том числе связанных с доставлением, имеют право применять физическую силу, в частности боевые приемы борьбы, специальные средства (резиновые палки, на-ручники, служебных собак и т.д.), а также огнестрельное оружие.

Особенно остро эта проблема возникает в ситуациях, связанных с «несанкционированными» шествиями, пикетами и демонстрациями, а также в местах массового скопления народа в праздники и дни народ-ных гуляний.

Ну и наконец, в-третьих, бесконфликтная ситуация позволит в определенной мере составить сотрудникам правоохранительных ор-ганов некий «психологический портрет» задержанного, охарактеризо-вать его личность. А зачастую, особенно в сложных и неопределенных ситуациях, это позволяет проверить и оценить имеющиеся в уголовном деле доказательства и таким образом принять в отношении задержан-ного правильное решение.

Конечно, далеко не любая ситуация может быть разрешена в бес-конфликтной обстановке. Безусловно, в практике возникает достаточно много случаев, где конфликт между задержанным и сотрудником пра-воохранительного органа неизбежен или, по крайней мере, весьма ве-роятен. Но даже здесь на конфликт следует идти взвешенно, осмыслен-но, после четкого понимания всех «за» и «против». И при этом в любом случае необходимо избегать излишней эмоциональности и уж, конечно, применения физической силы. Даже если конфликт и неизбежен, он дол-жен протекать в спокойной обстановке. Все вышеуказанные рекоменда-ции можно также отнести и к процедуре принудительного доставления задержанного в орган дознания или к следователю.

Права граждан с момента фактического задержания.

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным ак-тами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по прави-лам российского уголовно-процессуального законодательства с момен-та фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление суще-ственным образом ограничивают его право на свободу и личную непри-косновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмо-тренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

1. Право на защитника

Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подо-зреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на за-щитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение ква-лифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключи-тельно адвокаты.

Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном по-рядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и ад-вокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ор-дера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголов-ному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокат-ским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. б закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство преду-сматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:

Приглашение защитника;

Назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспече-ния защитника посредством заключения с ним соответствующего со-глашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адво-катской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспе-чения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновремен-но нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или не-дееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на за-щитника у задержанного появляется непосредственно с момента фак-тического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен изве-стить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефон-ный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа.

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее со-глашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют опре-деленных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как пра-вило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения орде-ра также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болез-ненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограниче-нию конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек мо-жет иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непо-средственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспече-ния защитника-адвоката посредством государственно-властного требо-вания дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглаше-нию. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Феде-рации гарантией на получение каждым квали-фицированной юридической помощи (незави-симо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч.5 ст. 50 УПК РФ и ч.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.

Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, за-держанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокат-ское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И, во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника ре-шает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут пред-принимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначе-нию защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и достав-ление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического за-держания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обя-заны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

2. Право давать или не давать объяснения

Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохра-нительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объясне-ния, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информа-ции о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучаст-никах, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - до-просам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславли-вать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важ-ного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголов-ного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления и т.д. В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись к содержанию той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в сво-их объяснениях.

Задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с из-ложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержан-ный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоя-тельства, которые он считает существенными. Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полно-ценные и правдивые объяснения.

При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоя-тельства. Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе соб-ственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные све-дения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошиб-ки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения.

3. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика.

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государ-ственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находяще-муся на территории РФ, право на пользование родным языком, на сво-бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Консти-туции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обе-спечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть предоставлен переводчик.

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно мо-жет и должно быть реализовано лишь при реальной надобно-сти оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклоне-но, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления.

4. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защи-ты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Информация подготовлена

с использованием материалов

общероссийской организации

«Ассоциация юристов России»

Задержание гражданина полицией подразумевает наличие у правоохранительных органов подозрений в совершении противоправных действий. При задержании происходит временное ограничение свободы, при этом порядок действий сотрудников полиции жестко регламентирован законом, а у задержанного лица возникает комплекс прав по защите своих прав.

В представленном материале можно узнать, за что полиция может задержать человека, и какие действия нужно предпринять для защиты своих прав.

Порядок задержания гражданина полицией

Основания для задержания лица сотрудниками полиции возникают в случаях, когда есть обоснованное подозрение в совершении противоправного действия, либо если гражданин официально числится в розыске. При этом основания административного и уголовного ограничения свободы будут различаться, и, прежде всего, по максимальным срокам задержания.

В рамках уголовно-процессуального законодательства сотрудники полиции имеют право задерживать только при обстоятельствах, перечисленных в ст. 91 УПК РФ:

  • если субъект застигнут при совершении противоправного деяния или сразу после преступления;
  • если очевидцы или потерпевшие указывают на конкретного гражданина, совершившего преступление;
  • в случае, если на самом подозреваемом или его одежде, а также при нем или в его жилом помещении обнаружены следы, позволяющие сделать обоснованное предположение о совершении преступления.

Обратите внимание! Указанные обстоятельства не являются основанием считать человека преступником, пока его причастность к совершению противоправного деяния не будет установлена при расследовании и судебном следствии.

Однако закон предусматривает возможность временно ограничить свободу подозреваемого лица, чтобы предоставить правоохранительным органам время на сбор и закрепление доказательств.

Помимо этого, полиция имеет право задерживать граждан по основаниям, предусмотренным КоАП РФ. Условия, порядок и сроки административного задержания регламентированы ст. 27.5 КоАП РФ.

Как себя вести при задержании. Ваши права

Куда звонить, если задержала полиция, ведь нередко от первоначальных действий правоохранительных органов и задержанного лица зависят основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу? Прежде всего, нужно учитывать, какие права регламентирует закон о задержании человека, и каким образом их можно реализовать для защиты своих интересов.

Каждому задержанному лицу гарантируются следующие права:

  • разъяснение причин и оснований для задержания;
  • правоохранительные органы обязаны разъяснить задержанному субъекту весь комплекс его прав и обязанностей, предусмотренный законом;
  • предоставление возможности привлекать к участию в деле профессионального защитника непосредственно с момента задержания;
  • предоставление права сообщать родственникам или близким лицам о факте задержания;
  • право на обжалование неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов;
  • право на четкое соблюдение предельных сроков задержания, установленных в законе;
  • иные права, регламентированные УК РФ или КоАП РФ.

Наличие данных прав разъясняется путем составления протокола о задержании, причем гражданин имеет право требовать участие защитника уже в момент проведения первого процессуального действия.

Таким образом, при задержании человека сотрудниками полиции необходимо незамедлительно воспользоваться услугами квалифицированного адвоката и сообщить родственникам о своем задержании. Если у гражданина нет кандидатуры своего адвоката, должностные лица полиции обязаны предоставить защитника по назначению, а за первые часы после задержания родственники могут выбрать нужного специалиста исходя из особенностей дела.

  • Задать вопрос адвокату

Процедура и оформление задержания

Порядок задержания гражданина полицией должен точно соответствовать правилам, указанным в УК РФ и КоАП РФ. Любое нарушение процессуальных требований закона будет являться безусловным основанием для освобождения задержанного субъекта, и позволит подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц.

Последовательность действий полиции при задержании по подозрению в совершении преступления состоит из следующих этапов:

  • установление оснований для задержания (например, показания потерпевшего или следы крови на руках субъекта);
  • непосредственно факт задержания и требование проследовать в стационарное помещение правоохранительных органов для проведения процессуальных мероприятий (по данному факту составляется протокол с указание времени и места задержания, а также оснований и обстоятельств, указывающих на подозрение в совершении преступления);
  • проведение досмотра и проверка документов гражданина (досмотр не является обыском, поэтому от проведения досмотра может быть заявлен отказ);
  • доставление задержанного лица в отделение полиции и разъяснение ему процессуальных прав и обязанностей;
  • проведение первоначальных процессуальных действий - обыск в помещении полиции с присутствием понятых; изъятие вещей и предметов, имеющих значение для расследования дела; размещение гражданина в помещение временного содержания.

Обратите внимание! Любые действия с задержанным полиция обязана проводить только с присутствием его защитника, иное допускается только после разъяснения прав и официального отказа от услуг адвоката.

Если в ходе проведения первоначальных процессуальных действий устанавливается истинный виновник совершения преступления или субъект достоверно опровергает основания для задержания, должностные лица полиции обязаны незамедлительно освободить гражданина. Для подтверждения факта временного ограничения свободы выдается справка о задержании полицией, которая может выступать оправдательным документом по месту работы или службы.

Срок задержания

Вне зависимости от оснований и причин задержания правоохранительными органами должны соблюдаться предельные сроки ограничения свободы. По истечении максимальных сроков задержания гражданину должна быть применена одна из возможных мер пресечения или он подлежит освобождению.

Законодательством регламентированы следующие сроки задержания граждан:

  • по ст. 94 УПК РФ - не более 48 часов с момента задержания (этот срок может быть продлен только судом);
  • по ст. 27.5 КоАП РФ - не более трех часов с момента ограничения свободы (срок может быть продлен до 48 часов, если произошло задержание по отдельным категориям дел, перечисленным в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ).

Задержание свыше указанных сроков, при отсутствии судебного акта о продлении периода ограничения свободы или о заключении под стражу, будет являться грубейшим нарушением конституционных прав гражданина. В этом случае необходимо подать жалобу на незаконные действия должностных лиц полиции.

Проверка документов. Что является документом, удостоверяющим личность

У сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении профессиональных обязанностей, есть безусловное право требовать представления документов, удостоверяющих личность. Надлежащими документами, удостоверяющими личность, будут являться:

  • общегражданский паспорт гражданина РФ;
  • паспорт гражданина иностранного государства при наличии действующей визы или иного документа, подтверждающего законность пребывания на территории РФ;
  • документ, разрешающий пребывание в РФ лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении гражданина, не достигшего возраста 14 лет;
  • военный билет военнослужащего, проходящего действующую службу в рядах Вооруженных Сил РФ или иных аналогичных формирований.

Иные бланки и справки (например, водительское удостоверение) помогут идентифицировать личность гражданина, однако не являются документом, удостоверяющим личность.

При отсутствии документов необходимо сообщить сотрудникам полиции свои личные данные и адрес регистрации. Как правило, процедура проверки личности занимает не более нескольких минут или часа, для этого используются данные информационных баз МВД.

Если у вас возникли проблемы с задержанием сотрудниками полиции, рекомендуем немедленно обратиться за помощью к нашим опытным адвокатам. Это позволит устранить причины задержания и соблюсти законные права гражданина.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом ;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей .

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ОТВЕТ: Как практикующий адвокат могу констатировать, что времена, к счастью, изменились, и обращения граждан с жалобами на незаконное задержание стали не такими уж частыми. Подчеркиваю, что я имею в виду задержания «ни за что», без всяких законных оснований или, например, для того, чтобы «срубить с человека денег». Тем не менее, в жизни все возможно, поэтому рекомендации по этому вопросу не будут лишними.

Итак, если человек идет по улице, то имеет ли право его остановить и проверить документы? Да, но только в том случае, если есть основания подозревать прохожего в совершении преступления или административного правонарушения (проступка), либо если есть основания полагать, что человек находится в розыске или имеется повод к возбуждению дела об административном проступке. Иными словами, если у полицейского есть «ориентировка» (к примеру, фотография) на некое лицо, совершившее преступление, то он может остановить человека, похожего на лицо, описанное (изображенное на фотографии) в «ориентировке». Далее, если полицейский останавливает, например, лицо азиатской национальности, то он, похоже, имеет основания полагать, что указанное лицо нарушает режим пребывания иностранцев в стране и тем самым совершает административный проступок. В общем, «основания полагать» являются оценочными с позиции полицейского, поэтому если человека останавливает полицейский, то к этому надо относиться как к должному и не лезть на рожон, а спокойно представить документы.

Однако надо знать, что до этого сам полицейский должен представиться, назвав свои должность, звание и фамилию, а также сообщить причину и цель обращения к гражданину.

Более того, человек может даже потребовать у полицейского . Понятно при этом, что речь не идет о передаче служебного удостоверения в руки гражданина. Полицейский просто раскрывает удостоверение и, держа в своих руках, дает гражданину возможность его осмотреть и прочитать. Может ли человек снять предъявленное удостоверение на камеру мобильного телефона? Законом это не предусмотрено.

Документы проверены, все в порядке. Что дальше? В принципе, полицейский должен пожелать человеку всего доброго, но мы ведь разбираем случаи незаконного задержания, которые заканчиваются, как правило, банальным вымогательством взятки, но под видом уплаты штрафа «в карман полицейского». Если у человека требуют (вымогают) деньги, то не надо возмущаться - надо проучить этого «оборотня в погонах». Гражданин может ответить, что денег нет, но он готов съездить за ними домой. Далее должно последовать обращение в службу собственной безопасности полиции, которая и будет дальше разбираться с горе-полицейским.

Допустим теперь, что полицейский действует тоньше - человека надо отпустить, но сотрудник полиции заявляет о необходимости задержания и доставления гражданина в отделение полиции, чтобы «помурыжить» его и заработать побольше денег. Это осложняет ситуацию, потому что, скорее всего, у полицейского есть сообщники в отделении полиции. И это значит, что бороться придется с группой полицейских, да и денежные требования будут выше.

Возникает вопрос: имеет ли право полицейский доставлять (принудительно препровождать) гражданина в отделение полиции? Да, но опять-таки при наличии оснований, в частности, полагать, что человек находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, или для решения вопроса о его задержании.

Понятно, что «основания полагать» опять-таки зависят от оценки полицейского, поэтому надо спокойно воспринимать и такое требование полицейского. Как отстаивать свои права при подобном развитии событий? Надо знать следующее. Административное задержание возможно на срок не более 3 часов. Задержание по подозрению в совершении преступления не может превышать 48 часов. Указанные сроки исчисляются с момента фактического задержания и ограничения свободы передвижения лица. Задержанное лицо имеет право на один телефонный разговор для уведомления родственников или близких о произошедшем. О задержании составляется протокол с указанием даты, времени и места составления, фамилии и должности лица, его составившего, сведений о задержанном лице, даты, места, времени, мотивов и оснований задержания, факта уведомления близких или родственников задержанного.

В момент составления протокола о задержании не надо отказываться подписать документ, напротив, это в твоих интересах. Кстати, обязательно укажи в письменном виде на допущенные нарушения (например, в протоколе указано время 21:00, а фактическое задержание состоялось в 20:00).

Задержанное лицо имеет право пользоваться услугами адвоката. При этом нельзя ни в коем случае соглашаться на приглашенного полицией адвоката! С горечью должен сообщить, что такие адвокаты почти всегда работают в связке с полицией. Это означает, что вместо защиты интересов человека такой адвокат будет фактически еще одним обвинителем. В этой связи при телефонном разговоре с близкими родственниками, прежде всего, надо попросить пригласить «своего» адвоката или обратиться за помощью в общественную организацию юридической помощи.